Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логическая модель обоснования выборки.
Отбор респондентов по методу «снежного кома». Так как молодые люди, которые уехали за границу на постоянное место жительства, это достаточно специфическая группа, труднодостижимая для отбора и изучения. Чаще всего качественные методы применяются в ситуациях, когда у исследователя нет достоверных сведений о реальных социальных практиках и жизненных проблемах изучаемой общности. В этой ситуации нечего репрезентировать. Универсальным выходом из этой ситуации принято считать индуктивный метод «снежного кома», который создает выборку на базе социальных сетей респондентов. Как отмечает исследователь И.Я. Штейнберг, обоснование выборки можно сделать посредством обращения к методу «восьмиоконной» модели [27. с. 68-69]. Для данного исследования интерес в модели представляют 4 окна выборки, расположенные по двум осям координат «экспертность-типичность». Выделяется четыре типа информантов: 1 – типичный носитель практики; 2 – атипичный (эксклюзивный); 3- маргинальные типы; 4- эксперты. Типичный информант – наиболее распространенный в изучаемой общности носитель данной практики. Эксклюзивный (специфический) – информант, который имеет такие же социально-демографические характеристики, как и типичный респондент, но не является носителем данной практики. «Нетипичный информант» – носитель практики, но отличающийся по ряду свойств. Выбор респондентов для интервью осуществляется «по своим эмпирическим правилам». Эти правила определяет исследователь, когда решает должны ли выбранные респонденты иметь экспертное знание или обыденное, различаться по полу и возрасту, знать друг друга и так далее. В качестве респондентов, отобранных для данного исследования («идеальный тип информанта»), являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, которые: · уехали из России в период с 2005 по 2014 год; · получили среднее, средне-специальное или высшее образование в родной стране; · с разным уровнем знания иностранного языка, опытом работы, накопленным социокультурным капиталом. Обоснование выборочной совокупности: В связи с трансформацией социально-экономической системы, благодаря снятию ограничений на выезд за рубеж и появившемуся праву выбора в какой стране жить перед молодежью открываются новые перспективы выбора жизненного пути. Опросы общественного мнения свидетельствуют, что наиболее сильно выражено стремление выехать за границу именно среди молодых людей. Уже на последних курсах вуза и после его окончания перед ними стоит вопрос о выборе дальнейшей жизненной стратегии, профессиональной, творческой реализации, либо об изменении экономических, жилищных и иных условий. В основе анализа качественных данных следующие концепции: · метод обоснованной теории (Grounded theory) [4. c. 15-23]; · теории межкультурных различий Г. Хофстеде [33. c. 89-94]; · использованы подходы к пониманию аккультурации Дж. Берри [30. c. 102-109], Ф. В. Радмина, П. Боски, Э. Райдера; · концепция культурного контакта по Редфилду, Линтону и Херсковицу [34. c. 149-152]; · модели-реакции принимающей страны на мигрантов по Юдиной Т.Н. [28. c. 225-231];
|