Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации — совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку. В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть. Ресурсная часть организации — совокупность ресурсов, которыми организация располагает для осуществления своей деятельности. В состав ресурсной части входят менеджмент как ресурс, определяющий организацию процессов управления (менеджеры и их квалификация, методы и технология управления, информация, необходимая для принятия управленческих решений и т. п.), финансы как ресурс, определяющий возможности в приобретении необходимых ресурсов для своего развития, персонал как трудовой ресурс. Операционная часть организации — совокупность процессов, связанных с преобразованием исходных ресурсов в готовый товар. В состав операционной части включаются процессы, связанные с анализом состояния целевых рынков, процессы проведения научных исследований и разработки новых товаров (работ, услуг), процессы поставки производственных ресурсов, производства и сбыта продукции. Подобная структура внутренней среды позволяет выделить состав объектов управления, но не дает ответа на вопрос о технологии управления. Для этого может быть использовано иное определение внутренней среды. Внутренняя среда — это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Выделяют следующие элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.
14.Внешняя среда организации Внешняя среда организации - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешнюю среду подразделяют на: - микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории. - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда — факторы косвенного воздействия оказывают влияние в целом на все организации, действующие в той или иной отрасли. К ним относят факторы, характеризующие развитие национальной экономики в целом.
15.Характер и факторы внешней среды
Классификация факторов внешней среды. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:
• политические и правовые;
• экономические;
• социальные и культурные;
• технологические. Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста. Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все организации. Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации. Подтверждением этому может служить возросшая обеспокоенность западных потребителей состоянием окружающей среды, на которую некоторые организации ответили применением перерабатываемой упаковки и отказом от использования в производстве хлористых фторуглеводородов. Технологические факторы. Их влияние на организации часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного — и шире — социального прогресса. Революционные технологические перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютеров, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют большие возможности и серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать. Некоторые открытия могут создавать новые отрасли промышленности и закрывать старые. Выделяют следующие основные характеристики внешней среды: - взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других; - сложность внешней среды — число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора; - подвижность среды — скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения; - неопределенность внешней среды — соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
16.Основные законы развития организации В качестве общих законов организации определены следующие законы: · синергии, · самосохранения, · единства анализа и синтеза, · информированности-организованности, · развития (онтогенеза), · пропорциональности, · композиции. Закон синергии. Это основной закон организации. Любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов. Закон самосохранения. Для организации как системы сущность этого закона состоит в накоплении и сбережении ресурсов и энергии. Этот закон проявляется как выживание системы путем эффективного обмена(взаимодействия)системы со средой. Согласно закону сохранения каждая организация стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свои ресурсы. Закон единства анализа и синтеза. Состоит в том, что если сложную систему, какой является социальная организация, разложить на составные части и отдельные подсистемы, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем (организаций): т.е. всякая вновь создаваемая (образуемая) система есть комбинация элементов входивших или входящих в другие системы. Закон информированности-организованности. Означает, что степень организованности может быть выше тогда, когда имеется новая информация и когда эта информация использована. Закон развития (онтогенеза). Закон индивидуального развития системы. Непрерывно функционируя, находясь в динамическом равновесии, организация постоянно развивается. Закон пропорциональности. Выражает требования определенного соотношения между элементами системы, обеспечивающего ее целостность. Закон композиции. Выражает требования: цель деятельности каждой подсистемы организации (каждого подразделения) одновременно является одной из подцелей деятельности всей организации.
17.Власть и влияние в организации Инструментами построения эффективных отношений внутри организации являются власть и влияние. Власть - это возможность влиять на поведение других. Влияние - любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять, необходимо иметь основу власти. Власть может принимать разные формы. Согласно исследователям в области власти и лидерства (руководства) Френча и Рэйвена выделяется пять основных форм власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть; законная власть. К тактикам влияния в организации относят: 1. Консультирование - вовлечение исполнителя в принятие решения, посредством опроса его мнения по имеющейся проблеме; 2. Аргументация - влияние на поведение исполнителя посредством предоставления фактов, либо хорошо построенной логической цепочки; 3. Призыв к лучшим качествам исполнителя - зарождение у служащих энтузиазма по выполнению задания посредством апеллирования к его лучшим качествам; 4. Давление сослуживцев - привлечение служащих для поддержания желаемого поведения или деятельности исполнителя; 5. Торг - предложение вознаграждения в обмен на выполнение желаемого результата; 6. Использование власти занимаемой должности - использование полномочий занимаемой должности для достижения желаемого поведения; 7. Ссылка на высшее звено руководства - использование поддержки вышестоящих ступеней руководства для достижения желаемого поведения исполнителя.
18.Понятия и принципы планирования в организации Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия (объекта) на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий. 1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. 2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным. 3. Принцип непрерывности предполагает, что: - процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла; - разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.). 4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
19.Методы планирования Выделяют следующие методы планирования: - нормативный – предполагает использование технико-экономических расчетов, которые базируются на использовании прогрессивных научно-обоснованных норм и нормативов; - балансовый – предполагает целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; - экономико-математический – экономическая задача перекладывается на язык математики и решается чаще всего с применением компьютерной техники; - программно-целевой – его сущность состоит в том, что разрабатывается целевая комплексная программа по решению комплексной или целевой задачи; - метод принятия оптимальных решений – его сущность состоит в том, что из множества полученных решений выбирается одно лучшее (оптимальное). Это делается с помощью специальных показателей – критериев оптимальности. В качестве таковых выступает максимальный товарооборот, максимальная прибыль, минимальные издержки.
20.Выбор стратегии организации Выбор стратегии — центральный момент стратегического планирования. Обычно организация выбирает стратегию из нескольких альтернативных вариантов. Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На практике эти этапы трудно разделить, так как они представляют собой разные уровни одного процесса анализа, но используют разные методы. На этапе разработки формулируются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Главной задачей данного этапа является разработка возможно большего числа альтернативных стратегий, позволяющих достичь поставленных целей. Это значительно расширяет выбор и позволяет не пропустить потенциально лучший вариант. Поэтому к работе привлекаются не только высшие руководители, но и менеджеры среднего звена. Следующий этап выработки стратегии заключается в доводке общей стратегии до уровня ее адекватности целям развития организации во всем их многообразии. Решающим моментом выбора стратегии развития является анализ и оценка альтернативных вариантов. Задача оценки заключается в выборе такой стратегии, которая обеспечивала бы максимальную эффективность деятельности фирмы в будущем для достижения ее главных целей. Происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием. Стратегический выбор должен быть основан на четкой концепции развития организации, а сама формулировка — однозначной и ясной. Значимость выбора определяется тем, что выбранная стратегия на длительное время ограничивает свободу действий руководства и оказывает глубокое влияние на все принимаемые им решения. При этом должны приниматься во внимание многочисленные факторы: риск, опыт прошлых стратегий, влияние владельцев акций, фактор времени и т.п.
21.Стратегическое управление Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Предметом стратегического управления являются: 1.Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации. 2.Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме. 3.Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми. Сущность стратегического управления заключается в ответе на 3 важных вопроса: 1.В каком положении предприятие находится в настоящее время? 2.В каком положении оно хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев? 3.Каким способом достичь желаемого результата? Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях: 1.Планирование стратегии. 2.Организация выполнения стратегических планов. 3.Координация действий по реализации стратегических задач. 4.Мотивация на достижение стратегических результатов. 5.Контроль за процессом выполнения стратегии.
22.Стратегический менеджмент Стратегический менеджмент — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. Основные этапы стратегического менеджмента: 1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы 2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности 3. Определение стратегии достижения целей деятельности 4. Разработка и реализация стратегии 5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий. Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса: - В каком положении предприятие находится в настоящее время? - В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет? - Каким способом достигнуть желаемого положения.
23.Стратегическое планирование Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно: - распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний); - адаптация к внешней среде (на примере компании «Форд Моторс»); - внутренняя координация; - осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее). Ключевые моменты стратегического планирования: - стратегия разрабатывается высшим руководством; - стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными; - стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения; - планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.
24.Стратегическое развитие организации Стратегическое управление развитием организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. В настоящее время выделяют четыре базовые стратегии развития организации: 1. Ограниченное развитие. Ее выбирает большинство предприятий в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Цели развития устанавливаются от «достигнутого» и корректируются при изменении условий. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий. 2. Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамичных отраслях с часто меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. 3. Стратегия сокращения (стратегия последнего средства). Данная стратегия выбирается предприятием реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии сокращения прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности предприятия приобретают тенденцию к ухудшению и отсутствуют эффективные средства изменения такой ситуации. 4. Комбинированная стратегия. Представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегических альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях.
25. Методы стратегического анализа
Наиболее распространенными методами стратегического анализа являются: 1) матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ), компании " Мак-Кинси", " Мак-Кинси 7-S, модель PIMS. 2) SWOT – анализ; 3) Составление профиля среды; 4) Стратегический стоимостной анализ. SWOT – анализ SWOT–анализ является одним из наиболее распространенных методов стратегического анализа (SWOT первые буквы, обозначающие силу, слабость, возможности и угрозы): strengt – сила (S), weakness – слабость (W) opportunity – возможность (O), threat – угроза (T). Метод SWOT- анализа является наиболее комплексной процедурой стратегического анализа, поскольку позволяет выявить во внешней среде предприятия факторы, представляющие возможности и угрозы для его развития при одновременной оценке сильных и слабых сторон во внутренней среде предприятия
Вопрос 26. Метод SWOT анализа SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).[1] Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды. Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. Д. Аббревиатура SWOT может быть представлена визуально в виде таблицы:
SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики. Сильные стороны SWOT-анализа: Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.). Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.). Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период. Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования. Недостатки: SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно. Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними. Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике. Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры. SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит. Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат.
Вопрос 27. Контроль. Виды контроля. Контроль - одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. Главными инструментами выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ. В общем, процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Контроль необходим везде, где существует система, предназначенная для выполнения определённых задач и достижения определённых целей. Управленческий контроль (то есть контроль в деятельности организаций) может осуществляться по множеству различных направлений: В управленческой практике различают несколько видов контроля. Общий - контроль управляемой системы в целом. Функциональный - контроль отдельной функции или отдельного подразделения, отдельного участка. Предварительный - контроль на начальной стадии выполнения задания. Данный вид контроля осуществляется менеджером преимущественно на стадии создания компании или на стадии начала каких-либо работ. На стадии формирования и организации фирмы в функции менеджера входит контроль над разработкой нормативных документов, формулировкой прав и обязанностей сотрудников, а также за подготовкой и изданием документов внутреннего действия на фирме. При осуществлении предварительного контроля менеджер должен обязательно учитывать наличие материальных, человеческих и финансовых ресурсов. В области материальных ресурсов осуществляется контроль за качеством сырья и состоянием основных средств На стадии предварительного контроля, возможно, выявить отклонения от стандартов и норм в различные моменты. Предварительный контроль имеет две разновидности: диагностический и терапевтический. Диагностический - контроль, включающий такие категории. как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т. п. Эти категории указывают на то, что на предприятии что - то не в порядке. Терапевтический - контроль, позволяющий не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры. Текущий контроль - своевременный, полный и точный учет различного рода отклонений и изменений в ходе работы позволяет оперативно корректировать и регулировать такие отклонения, направляя протекание процесса работы в соответствии с разработанным планом и используя внешние ресурсы для внутреннего применения. Другое название текущего вида контроля - оперативный. Оно показывает одно из его основных преимуществ - оперативность. Промежуточный - контроль в середине выполнения задачи или работы. Заключительный, или финальный, - контроль, осуществляемый по окончании выполнения задания или работ. Цель заключительного контроля - предотвращение ошибок в бедующем. Плановый - контроль, осуществляемый в плановом порядке. Внезапный - контроль. осуществляемый при поступлении негативных сигналов из внутренней среды предприятия. Внутренний контроль - система мер, обеспечивающая нормальную работу предприятия. Внешний - контроль, осуществляемый специалистами со стороны или сторонними организациями. технический контроль, энергетический контроль, экологический контроль санитарный контроль, финансовый контроль и т. д.
Вопрос № 28. Менеджер. личные качества и эффективность. Менеджеры — это люди, которые добиваются реализации целей организации за счет других людей, т. е. это руководители или администраторы. Требования, предъявляемые к руководителю: менеджер должен быть твердым, но справедливым; относиться к своим сотрудникам как к членам семьи. В реальности этот принцип наиболее широко используется в японском менеджменте, где принадлежность к фирме как к семье воспитывается с детства. В результате своей деятельности менеджер проявляет себя с нескольких сторон: управляющий; лидер; дипломат; воспитатель; инноватор; просто человек с определенным уровнем развития, образования и культуры, достойный быть примером для окружающих. Для эффективной работы менеджер должен обладать авторитетом, позволяющим ему влиять на подчиненных, основанном на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета, так как властные полномочия не компенсируют недостатков характера. По мере своей деятельности менеджеру приходится работать с партнерами и конкурентами, поведение которых может быть угрожающим и вызывающим, но общаться с ними необходимо корректно, при этом вести переговоры и торговаться. Еще одна категория людей, с которыми приходится общаться менеджеру, — руководители различных уровней. Им нужно четко формулировать свои мысли, придерживаясь только фактов. Третья группа — подчиненные. В общении с ними нужно быть строгим, но доброжелательным. От их работы зависит успешность деятельности фирмы и карьера самого менеджера. Помимо вышеперечисленных категорий руководителю приходится общаться с коллегами, которые ему не подчиняются, но от взаимоотношений с ними зависит продуктивность работы фирмы. В данном случае, как и с партнерами, менеджеру необходимо умение вести переговоры и убеждать. В конце 1960-х гг. Г. Минтцберг выделил три роли менеджера: 1) коммуникационная (координационная) (организует взаимодействие своих сотрудников); 2)информационная (занимается приемом, передачей и обработкой информации, необходимой для работы предприятия); 3)принимает решения, которые ложатся в основу работы предприятия. Менеджер в своей деятельности должен: 1. Уметь управлять собой (поддержка здоровья, отсутствие вредных привычек; способность справляться со стрессами, эффективное использование времени). 2. Обладать личными ценностями, среди которых отношение к власти, к людям различного пола и возраста, к законам, помощь другим. Руководители, которым неясны их ценности, склонны к принятию спонтанных решений. 3. Не иметь смутных личных целей. Цели задают направление движения, а без них имеющиеся способности неверно направляются или распыляются, тратятся зря. 4. Не приостанавливать саморазвитие: индивидуальное развитие основано на идее, что у каждого человека есть нереализованный потенциал. Чтобы заниматься саморазвитием, необходимо провести самоанализ, выяснить, что из себя представляет руководитель. Для этого можно использовать книги по психологии индивидуального развития, разговоры с друзьями, изложение своих мыслей на бумаге, участие в дискуссиях, анализ своего воспитания, общение с психологом. 5.Обладать достаточными навыками решения проблемы. 6.Не иметь недостатков в творческом подходе к решению проблемы. 7. Уметь влиять на людей (ясно и конкретно давать указания, с уважением относиться к человеку, быть честным и справедливым). 8. Обладать достаточным пониманием особенностей управленческого труда. 9. Иметь навыки руководства или практический опыт. 10.Уметь и желать обучать подчиненных. 11.Обладать способностью к формированию коллектива. Вопрос 29. Стили руководства. Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства: • Директивный стиль (авторитарный); Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
Вопрос 30. Виды руководителей. Диктатор ориентирован на реализацию глобальных стратегических целей. В достижении выбранных задач он не принимает во внимание объем работы, а порой и титанический труд подчиненных. Такой босс держит жесткий административный курс. «Это не всегда может быть постоянно кричащий индивид. — Он может быть очень спокойным, но претворять в жизнь будет только собственные идеи и методы достижения целей. Обычно эти люди общаются с подчиненными с позиции «сверху» или в поучающем тоне, не любят инициативы и возражений. Их девиз — «будет так, как я хочу». Иногда это мешает им услышать ценную информацию от сотрудника». Противоположность первому виду – менеджер-демократ. «Он хорош тем, что высоко ценит индивидуальность каждого сотрудника. Это создает позитивную атмосферу в коллективе. Но эффективность работы отдела его заботит гораздо меньше, чем внутренний климат. В такой ситуации стоит задаться вопросом, хватит ли вашего личного энтузиазма и самоорганизации, чтобы добиться поставленных целей и не скатиться до дебатов и вечных полемик, свойственных подобному боссу. Если да, смело идите вперед, но не ждите активной поддержки от своего руководителя, ибо его удел корпоративные праздники, построение отношений и в меньшей степени результативная работа отдела». Еще один тип управленцев, теперь встречающийся все реже, – пессимист. «Такие люди руководствуются девизом «не вмешивайся!». Подобная политика ухода от принятия важных решений вряд ли соответствует принципам работы амбициозных, активных сотрудников. И комфортно в коллективе с таким начальником скорее таким же людям, как и он сам. А вот если вам интересно продвижение по службе, инновации, бегите или пытайтесь заручиться поддержкой более целеустремленного управленца, возможно в другом отделе. Если в коллективе царят нервозная атмосфера и интриги, подогреваемые сверху, то с большой вероятностью в кресле начальника оказался руководитель-манипулятор. «Они, к сожалению, встречаются довольно часто, Методы управления таких боссов порождают нервозную атмосферу, конфликты и интриги, отвлекая внимание и силы сотрудников от решения основных задач бизнеса. В работе с ними нужно трезво оценивать каждое поручение и принимать во внимание эмоциональное состояние начальника. И главное – спокойствие, только спокойствие».
Пятый вид шефов – организатор. Его стиль подразумевает партнерские отношения с подчиненными. «Босс легче переносит бремя власти, ему не составляет очень сильного труда без ущерба для здоровья принимать предложенные идеи, иной раз даже пересматривать свои решения. Эти руководители как будто добрее, но это не значит, что все пущено на самотек и можно манипулировать начальником». Подобный вид менеджеров называют «наиболее оптимальным». «Он учитывает приоритеты компании, выстраивает с подчиненными позитивные отношения на принципах доверия и стремится к реализации новаторских проектов». Единственный минус подобных руководителей – их очень мало, а потому возможность работать с ними выпадает немногим.
Вопрос 31. Модели карьеры. В практике УП широкое применение нашли 4 модели карьерного роста и их многообразные варианты. Широко распространена среди руководителей и специалистов. Жизненный путь работника состоит из длительного подъема по служебной лестнице, постепенным ростом его потенциала знаний, опыта и квалификации, соответственно меняются занимаемые должности на более сложные и лучше оплачиваемые. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течении длительного периода, потом происходит своеобразный прыжок с трамплина в виде ухода на пенсию. Модель карьеры «трамплин» для линейного руководителя можно изобразить следующим образом. Предусматривает, что каждая ступенька представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время (не более 5 лет), с ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта специалист поднимается по служебной лестнице. Верхней ступени служебной карьеры работник достигает в период максимального потенциала (накоплен большой опыт, приобретена высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные умения и знания). После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремальных ситуациях и руководство большим коллективом. Модель карьеры «Перепутье». Предполагает по истечению определенного фиксированного срока работы прохождения руководителем или специалистом аттестации, по результатам которой принимаются решения о повышении, перемещении, понижении в должности. По своей философии, это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.
Модель карьеры «Змея». Предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую, путем назначения на непродолжительное время (1-2года). Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изучить конкретные функции управления. Эти знания ему пригодятся на вышестоящей должности. Преимущество этой модели заключается в возможности удовлетворения потребностей человека в познании интересующих его функций управления. Это предполагает постоянное перемещение кадров в аппарате управления, наличие четкой системы назначения, детальное изучение социально – психологического климата в коллективе (широко применяется в Японии).
Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов. Авторитарная модель подразумевает полное и беспрекословное подчинение группы своему лидеру При демократической модели лидером предоставляется группе определенный уровень свободы, решение тех или иных вопросов осуществляется при общем обсуждении всех членов группы, при этом лидер выполняет роль регулятора идей своих подчиненных. Для либеральной модели лидерства характерно отсутствие контроля лидера относительно выполнения принятых решений, а также отсутствие однозначно сформулированных требований лидера к своим подчиненным. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие личности на виду в любом неформальном коллективе. Лидер-творец. Привлекает к себе способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию Фрейд: «Патриархальный повелитель», «Вожак», «Тиран», «Организатор», «Соблазнитель», «Герой»., «Дурной пример», «Кумир», «Изгой», «Козел отпущения». Два последних типа — это, по существу, примеры антилидера, объекта агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с ними, но стоит ему исчезнуть, как она начинает распадаться, так как пропадает общегрупповой стимул.
Вопрос 33. Полномочия и ответственность Ответственность — это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимается то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Существуют два вида ответственности: общая ответственность (полностью возложена на руководителя и состоит в создании условий для выполнения работы) и функциональная Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи — организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами. Полномочие — совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный момент. Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. В отличие от этого, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Полномочия определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать.
Вопрос 34. Делегирование и централизация Делегирование полномочий – передача права своим подчиненным принимать руководящие решения и осуществлять определенные действия. Делегирование полномочий позволяет управляющему с большей эффективностью использовать свое время. Всю работу, которую поручают подчиненным, можно разделить на группы, такие как: 1) подготовительная работа, где происходит сбор сведений; 2) рутинная работа, не требующая особых навыков, но на которую затрачивается очень много времени. Выполняя такую работу, исполнитель не принимает серьезных решений; 3) специализированная работа, предполагающая наличие особых навыков. Все полномочия, связанные с выполнением такой работы, делегируются, так как один человек не в состоянии хорошо выполнить много видов такой деятельности (правовое обеспечение работы предприятия, маркетинговые исследования и бухгалтерский учет). Власть может сосредотачиваться в одних руках, а может рассредоточиваться в разных направлениях. Централизация власти – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Децентрализация власти – передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией. Степень централизации и децентрализации в организациях определяется с помощью переменных. К ним относятся: 1) число решений, принимаемых на каждом уровне управления; 2) важность решения для организации в целом; 3) степень контроля за исполнением принятого решения. Организации развиваются, делая постоянный выбор между централизацией и децентрализацией.
Вопрос 34. Централизация и децентрализация. Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации — увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления. Достоинства централизации управления наиболее полно проявляются при решении глобальных, стратегических задач. Недостатки централизации управления: снижение оперативности управления; уменьшение возможностей адаптации к новым условиям работы; Децентрализация — это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией Она облегчает процессы принятия решений, стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности сотрудников на нижних уровнях управления и повышает оперативность руководства, адаптивность организации к новым условиям. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля над ситуацией. Негативные стороны децентрализации — эмерджентность, обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях. Децентрализация управления имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос. Факторы, влияющие на уровень децентрализации: 1) размеры предприятия; 2) наличие подходящего руководителя; 3) влияние внешней среды; 4) характер деятельности организации. Если коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то требуется и большая степень децентрализации; 5) использование контроля.
Вопрос 36. Управленческие решения. Управленческое решение — 1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; 2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели Управленческим называется решение, которое разрабатывается для социальной системы. Оно направлено на следующие аспекты: – стратегическое планирование; – управление управленческой деятельностью; – управление человеческими ресурсами, такими как: производительность, активизация знаний и умений; – менеджмент деятельности в области производства и обслуживания; – обеспечение формирования системы управления компании; – управленческое консультирование; – менеджмент внутренних и внешних коммуникаций. Управленческие решения классифицируются – по степени распространённости проблемы; – актуальности цели; – сфере воздействия; – сроку реализации; – прогнозируемым последствиям; – характеру использованной информации; – методике в области разработки решения; – количеству критериев выбора; – форме принятия решений; – методу фиксации конечного результата. Требования, предъявляемые к управленческим решениям – Научная обоснованность; – Непротиворечивость; – Своевременность; – Адаптивность; – Реальность. – Эффективность управленческого решения – Эффективность управленческого решения определяется по следующим параметрам: – Решение исходит из реальных целей; – Для осуществления решения имеется необходимое количество времени и ресурсы; – Его можно применить к конкретным условиям среднестатистической организации; – Заранее продуманы рисковые ситуации; – Решение по прогнозам не создает конфликтные ситуации; – Учитывается возможность изменений в деловом и фоновом окружении управленческого решения; – Оно предоставляет возможность в плане осуществления контроля исполнения
Методы сравнений и факторный анализ являются - основываются на сопоставлении фактических и нормативных (плановых, целевых) показателей и выявлении отклонений и основных причин этих отклонений. Моделирование включает в себя следующие модели: экономико-математические, теории массового обслуживания, теории запасов и экономического анализа. ЭММ основывается на использовании однофакторных и многофакторных моделей. Применяются однофакторные модели следующих видов: линейные модели, парабола и гипербола; многофакторные модели: линейная и логарифмическая. Наиболее часто применяются линейные модели – однофакторные и многофакторные. Теория массового обслуживания (теория очередей) применяется для решений, связанных с ситуациями ожидания. Она помогает принять решение, устанавливающее определенное равновесие между размерами упущенной выгоды (доходов) и величиной дополнительных затрат в сервисных организациях, таких как банки, магазины, железнодорожные и авиационные кассы, поликлиники, автозаправочные станции, ремонтные фирмы, парикмахерские, телефонные станции и др. Клиенты, не желающие стоять в очереди, представляют собой упущенную выгоду. Время ожидания можно сократить за счет увеличения количества операторов, обслуживающих систему, что ведет к увеличению затрат. Теория запасов. Использование теории запасов позволяет установить равновесие между затратами на создание запасов и издержками, связанными с потерями в случае нарушения производственного процесса. Запасы называют " бездействующими ресурсами", они подвержены порче, хищениям, устареванию и пр. Кроме того, они увеличивают расходы на оборотные средства предприятия. Экономический анализ оперирует такими известными понятиями, как постоянные и переменные издержки, выручка от реализации, цена за единицу продукции, минимальный объем реализации или точка безубыточности, порог рентабельности, запас финансовой прочности, сила операционного (производственного) рычага и др. Методы прогнозирования используются для предвидения изменений и последствий влияния внешней и внутренней среды на организацию и подразделяются на количественные и качественные. К качественным методам прогнозирования относятся в основном методы предвидения спроса, такие как мнение потребителей, мнение покупателей, мнение опытных менеджеров, рыночные тесты. С помощью этих методов определяют, как изменится объем и структура продаж в зависимости от цены товара, местонахождения и уровня доходов клиентов и других факторов. К количественным методам прогнозирования относят анализ временных рядов (АВР) и корреляционно-регрессионный анализ (КРА). АВР позволяет сделать выводы о текущем изменении показателей во времени.
|