Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполнила: Алтынцева Дарья,40 гр.

Задание 3. Охарактеризуйте культурную жизнь в советской стране в середине 1940-х – середине 1980-х гг.:

  1945-1953гг. 1953-1964гг. 1964-1985гг.
1.Особенности куль-ой политики гос-ва. После войны явно выявилась демократизация общества. У людей возросло чувство собственного достоинства, стремление самостоятельно осмыслить пережитое. Перенесенные тяготы военного времени рождали надежды, что после победы жизнь будет устроена намного лучше. Но эта тенденция была расценена руководством Советского Союза как угрожающая для государства и страны в целом. В связи с этим центральное место в работе ЦК партии в послевоенные годы заняли идеологические вопросы. Партийные постановления касались широкого круга проблем: от подготовки идеологических кадров партии до работы некоторых редакций газет и журналов, от преподавания общественных наук в вузах до репертуара драматических театров и оценки отдельных фильмов и опер. Кроме того, нужно добавить о том, что раскол мира на два враждующих лагеря и начало «холодной войны» свели к минимуму международный культурный обмен. Изоляционистская политика советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное. 28 января 1949 г. «Правда» опубликовала редакционную статью «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», которая положила начало кампании борьбы против «безродных космополитов». Таким образом, можно с уверенностью заключить, что культурной политике государства в это время стало характерно усиление административно-командных методов руководства культурой.   Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Образным определением новых веяний стало название романа И. Эренбурга «Оттепель», изданного в 1954 г. Однако изменения не были устойчивыми, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к сере- дине 60-х гг. «оттепель» сошла на нет. Был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось воз- вращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. Крупная реформа системы руководства культурой была проведена в марте 1953 г., вскоре после смерти Сталина. Государственное управление всеми отраслями культуры было сосредоточено в союзно-республиканском Министерстве культуры, которое заменило несколько министерств и комитетов — высшего образования, кинематографии, трудовых ресурсов, радиовещания и радио- информации, по делам искусств. Перестраивались и партийные органы: Отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС вошел в состав Отдела науки и культуры. Новый управленческий орган оказался чересчур громоздким. С 1954 г. началось разукрупнение Министерства культуры. Из него выделились Министерство высшего образования, комитеты по культурным связям с зарубежными странами, по радиовещанию и телевидению, по кинематографии. Первым министром культуры СССР был назначен П. К. Пономаренко. Популярными лозунгами стали: «восстановление ленинских норм партийно-государственного руководства» и «преодоление последствий культа личности». Расширялась самостоятельность творческих коллективов, критиковался бюрократизм. Негласными, но весьма важными подразделениями в системе руководства культурой оставались органы цензуры. Возросла роль творческих союзов. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции. Однако демократизация системы управления культурой носила формальный характер. Творческие союзы действовали как иерархические бюрократические организации, подчиненные партийно-государственному руководству. Концепция культурной политики не изменилась. Культура рассматривалась как «участок коммунистического строительства», а ее деятели были «бойцами идеологического фронта». Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина и реабилитация тех, кто безвинно пострадал в годы массовых репрессий. Тем не менее, нужно отметить что, постановления в области культуры 1946-1948 гг. отменены не были. Были внесены коррективы только в оценки отдельных произведений. При Хрущеве не принималось специальных постановлений по вопросам литературы и искусства. Творческие союзы все больше сами занимались проработкой и наказанием «виновных». По мере укрепления личной власти Хрущева консервативные тенденции в культурной политике усиливались. На июльском Пленуме ЦК партии 1963 г. прозвучало требование «привести в боевой порядок все виды идейного оружия».   В данный период руководство страны лично не вмешивалось в сферу культуры. Однако это не означало, что власть ослабила контроль над наукой, литературой и искусством. Напротив, идеологическое давление усилилось. Возросла роль органов государственной безопасности. Примером этому служит арест в 1965 году писателей А. Синявского и Ю. Даниэля и суд над ними в феврале 1966. Брежневское руководство выдвинуло тезис об обострении идеологической борьбы между социализмом и капитализмом, служивший обоснованием для ужесточения идеологического контроля внутри страны. Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной, так как партия якобы преодолела «последствия культа личности». Имя Сталина все чаще стало упоминаться в положительном контексте. Постановление секретариата ЦК 1969 г. «О повышении ответственности руководящих органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» повлекло за собой дальнейшее ужесточение цензуры. Развернулась клеветническая кампания против А. И. Солженицына. Писатель был исключен из Союза писателей. С отставкой А. Твардовского с поста главного редактора «Нового мира» в 1970 г. журнал утратил свою роль органа демократических сил. Средств, выделяемых на нужды культуры, не хватало. Ассигнования на социально-культурные мероприятия в целом выросли с 1970 по 1985 г. более чем в 2 раза. Одна- ко доля этой статьи расходов государственного бюджета сократилась с 36, 2% до 32, 5%, заметно уменьшилась доля затрат государства на науку и просвещение. При росте абсолютных показателей удельный вес расходов по этой статье снизился с 16, 0% в 1970 г. до 12, 8% в 1985 г. Продолжал действовать принятый еще в довоенные годы остаточный принцип финансирования культуры.    
2. Достижения в образовании Главной задачей в области народного образования в послевоенные годы стало введение обязательного семилетнего обучения детей. Оно было введено с 1949/50 учебного года. Началось активное восстановление учебных заведений. Помимо государственных ассигнований на восстановление и строительство школ выделялись средства колхозов. Также проводились мобилизации местного населения на массовые воскресники для помощи школам и в фонд всеобуча. Много школ было построено методом народной стройки. Для молодежи, не сумевшей получить образование в годы войны, создавались вечерние школы. Для массовой подготовки учителей были открыты краткосрочные курсы, куда принимались лица, не имевшие даже среднего образования. Расширялась сеть педагогических училищ и вузов. Для усиления государственного контроля за подготовкой специалистов Комитет по делам высшей школы был реорганизован в союзно-республиканское Министерство высшего образования. Особенно быстро развивалась система вечернего и заочного образования. Уровень преподавания обществоведческих наук было низким. Приоритет отдавался техническим ВУЗам. Здесь наметилась тенденция к повышению обязательного образовательного минимума. Октябрь 1952 г. ХIХ съезд – переход ко всеобщему среднему образованию должен быть завершен — в крупных городах к 1955 г., в остальных городах и сельской местности к этому времени должны быть подготовлены условия для такого перехода. Возникла проблема с трудоустройством выпускников – средняя школа ориентировала их на поступление в ВУЗы, поэтому увеличился конкурс. Не поступившие в вузы, вынуждены были идти работать на производство, к чему они были не готовы ни психологически, ни профессионально. Поэтому в середине 50-х гг. главным направлением перестройки школы стало «укрепление ее связи с жизнью». Лозунг означал, что школа должна готовить своих выпускников к будущей работе. С 1955/56 учебного года в средней школе вводились новые планы и программы, основанные на принципах политехнического обучения. Увеличивалось время на предметы физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения объема гуманитарных дисциплин. В декабре 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В основу школьной реформы была положена идея о соединении общего среднего и профессионального образования. Вместо семилетнего — вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Полное среднее образование осуществлялось на основе соединения обучения с производительным трудом в дневной или вечерней школе либо в техникуме. Два дня в неделю вместо уроков учащиеся старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения увеличивался с 10 до11 лет. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Среднее образование, хотя оно не было обязательным, стало намного доступнее благодаря расширению сети вечерних школ. В ходе реформы была поднята оплата труда учителей вечерних школ, введены льготы для учеников (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска). Согласно Закону 1958 г., было перестроено и профессионально-техническое образование: вместо школ ФЗО и различных училищ создавалась единая сеть профессионально-технических училищ со сроком обучения от одного до трех лет. Высшая школа тоже должна была «укреплять связь с жизнью».Для этого в 1957 г. были введены новые правила приема в вузы, облегчавшие поступление в них молодежи с производства. Увеличение рабочей прослойки среди студентов должно было «оздоровить» идеологическую обстановку в вузах. Система обучения в высших учебных заведениях максимально приближалась к практике. Студенты младших курсов технических вузов должны были независимо от формы обучения сочетать учебу с работой на производстве. Преимущественное развитие получили заочная и вечерняя формы. Реформа 1958 г. в значительной степени себя не оправдала, поскольку школы не располагали необходимой материальной базой для организации профессионального обучения. Предприятия-шефы не всегда были заинтересованы в работе школьников. В результате профессиональная подготовка часто носила формальный характер. Слабо велась работа по профессиональной ориентации учащихся. В то же время снизилась общеобразовательная подготовка школьников, выросли расходы в связи с увеличением сроков обучения. В 1964 и 1966 гг. в Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» были внесены некоторые изменения. Школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка была оставлена в тех учебных заведениях, которые располагали для это- го необходимой материальной базой, и проводилась за счет уроков труда и в порядке внеклассных занятий. В середине 60-х гг. правила приема в вузы были изменены: конкурс для школьников и производственников проводился отдельно. Была отменена обязательная работа студентов технических вузов.   В рассматриваемый период в СССР было введено всеобщее среднее образование. В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имели полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. Возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили учащихся для работы в народном хозяйстве. С конца 60-х гг. все профтехучилища стали давать среднее образование. Вы- пуски средней школы стали увеличиваться, основная масса уча- щихся, окончивших школу, должна была идти работать. Знания и навыки, полученные молодыми людьми в средней школе, не были востребованы. Во многих отраслях промышленности, сельском хозяйстве и строительстве была велика доля физического труда, неквалифицированных монотонных операций. Противоречие между завышенными социальными ожиданиями и реальностью Раздел IV. Русская культура XX века становилось серьезным психологическим испытанием для выпускников. В 70-е гг. было принято несколько постановлений, направленных на улучшение подготовки молодежи к труду в сфере материального производства. Создавались учебно-производственные комбинаты для трудового обучения и профессиональной ориентации старшеклассников. Развивалась система профессионально-технического образования. Были пересмотрены учебные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет. С 1971 г. систематическое изучение основ наук началось уже не с 5 класса, а с 4-го. Включение в программы новейших достижений науки и техники увеличивало объем материала и делало их более сложными. Возникла необходимость менять не только содержание, но и методы обучения. Учителя-новаторы вели поиски в этом направлении. Опыт В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, Ш. А. Амонашвили и других педагогов показал путь решения многих проблем, назревших в школе (падение интереса к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе). В 1983 г. была выдвинута задача реформы школы, разработан проект, который после его всенародного обсуждения в апреле 1984 г. стал законом. Предусматривалось в течение десятилетия Глава 15. Культура во второй половине 60-х — первой половине 80-х гг. дополнить всеобщее среднее образование молодежи ее всеобщим профессиональным образованием. Таким образом, цели реформы 1984 г. совпадали с целями неудавшейся реформы 1958 г. с тем отличием, что обучение профессии осуществлялось на базе обязательного среднего образования, а не восьмилетнего. В системе высшего образования большое внимание уделялось развитию университетов. К 1985 г. их число достигло 69. Однако созданные, как правило, на базе педагогических вузов, новые университеты были намного слабее старых. В 1969 г. возродились рабфаки. Теперь они назывались подготовительными отделениями и в отличие от рабфаков 20-х гг. не принимали абитуриентов без среднего образования. 20 % мест на первых курсах вузов отводилось для выпускников подготовительных отделений, которые сдавали только выпускные экзамены и освобождались от вступительного конкурса. Эти меры были направлены на регулирование социального состава студентов и укрепление студенческих комсомольских и партийных организаций.  
3. Достижения в сфере науки. Идейно-политическая обстановка в стране в рассматриваемый период не была благоприятной для развития науки. Пренебрежительное отношение к достижениям научно-технической мысли зарубежных стран, стремление утвердить отечественные приоритеты во всех областях науки и техники замедляли научный прогресс. Специальных партийных решений по вопросам науки, как это делалось в отношении литературы и искусства, не принималось. Политическое руководство предпочитало направлять ее развитие, используя форму научных дискуссий. В послевоенные годы были существенно повышены оклады и введены льготы для научной интеллигенции. Точные и естественные науки пользовались относительной независимостью в силу того, что имели оборонное значение, хотя и они не были избавлены от административного вмешательства. От которого пострадал например Капица (физика низких температур). Наибольшее значение в те годы имели такие новые развивающиеся отрасли, как ядерная физика и физика полупроводников, биохимия и биофизика, радиационная биология. С возникновением новых отраслей и научных направлений создавались научно-исследовательские коллективы. Во второй половине 40-х гг. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт атомной энергии и др. Исследования в области использования атомной энергии велись под руководством академика И. В. Курчатова. Результатами этой работы стали осуществление управляемой ядерной реакции в атомном реакторе в 1946 г., испытание атомной бомбы в 1949 г. и впоследствии использование атомной энергии в народном хозяйстве. С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, И. М. Франк и П. А. Черенков внесли значительный вклад в изучение люминесценции (в 1958 г. за работы в области люминесцентного анализа советские ученые получили Нобелевскую премию). Интенсивные исследования велись в области полупроводников (академик А.Ф. Иоффе), ракетостроения (С. П. Королев). В биологической науке ученые-генетики предприняли попытку разоблачить антинаучные взгляды академика Т. Д. Лысенко, но потерпели поражение (август 1948г. Сессия ВАСХНИЛ). В отношении физиологии единственно правильным учением объявлялось учение Павлова (Павловская сессия 1950г.). Ведущее место в исследовательской и педагогической практике обществоведов занимали работы Сталина, идеи которого воспринимались как непререкаемые истины, а также «Краткий курс истории ВКП(б)», написанный при его участии. В сфере обществоведческих наук прошли 3 дискуссии: В 1947 г. прошла дискуссия по философии, в 1950 г. — по языкознанию, в 1951 г. — по политэкономии. Все дискуссии завершились однозначным утверждением одного направления, тем не менее, эти события свидетельствовали о наличии некоторого плюрализма во мнениях. Последняя тенденция, которую необходимо отметить – это проникновение «Лысенковщины» в различные сферы наук, то есть появление по-настоящему лженаучных направлений (например теория Лепешинской). В середине 50-х гг. был принят курс на ускорение научно-технического прогресса и соединение науки с производством. Государственные расходы на науку за 20 лет выросли почти в 12 раз: с 1 млрд рублей в 1950 г. до 11, 7 млрд рублей в 1970 г. Численность научных работников увеличилась за этот период почти в 6 раз и составила одну четвертую часть от их общего числа в мире. Стали издаваться новые научные журналы. Количество естественнонаучных и специальных технических периодических изданий увеличилось более чем на 100 названий. Появились новые журналы по различным отраслям гуманитарных и общественных знаний. Обозначились 2 тенденции в развитии науки – углубление специализации и появление современных отраслей науки. Было открыто много новых институтов: среди них в области физико-математических наук — Институт полупроводников, крупнейший в мире объединенный Институт ядерных исследований в Дубне и др.; в области химии и биологии — Институт электрохимии, Институт радиацион- ной и физико-химической биологии. Изменилось территориальное размещение научно-исследовательских учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный научный центр на востоке страны — Сибирское отделение Академии наук СССР. В 1961 и 1963 гг. была проведена реорганизация Академии наук СССР. Было ликвидировано Отделение технических наук, а прикладные институты выведены из состава Академии. Правда спустя 25 лет Отделение технические наук было восстановлено в составе Академии. Академия получила право определять основные направления фундаментальных исследований и планировать их в масштабах страны. Управление техническими науками было передано в ведение Государственного комитета СССР по науке и технике. 1954 г. - пущена первая в мире атомная электростанция, началось строительство мощных Сибирской, Воронежской и Белоярской атомных станций. 1957 г. - первый в мире атомный ледокол «Ленин». Было налажено производство автоматических и полуавтоматических линий, средств автоматизации и вычислительной техники. 1956 г. - турбореактивный самолет Ту-104 4 октября 1957 г. - запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 7 советских ученых стали лауреатами Нобелевской премии. 1956 г. – Н.Н. Семенов в области химии за разработку теории химических цепных реакций. 1958 г. – в области физики П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм. 1962 г. - Л. Д. Ландау - разработка теории жидкого гелия. В том же году Л. Д. Ландау и Е. М. Лифшиц получили Ленинскую премию за труд «Курс теоретической физики». 1964 г. Н. Г. Басов и А. М. Про- Хоров за фундаментальные исследования в области квантовой электроники (совместно с американским физиком И. Таунсом). Был создан первый лазер, открыта цветная голография. 1961 г. - запуск пилотируемого корабля, положив- ший начало регулярным полетам на корабле «Восток». Научно-технический прогресс носил «островной» характер. Успехи были достигнуты преимущественно в тех областях, которые были связаны с военно-промышленным комплексом. Происходила реабилитация ученых и научного наследия. Более свободными стали научные дискуссии. Стала возможна открытая критика положений «Краткого курса истории ВКП(б)», экономических воззрений Сталина, лженаучных идей Т. Д. Лысенко и О. Б. Лепешинской. 1955 г. - «письмо трехсот». В письме критиковали деятельность Лысенко. Лысенко ушел с поста президента ВАСХНИЛ, но вместо него был назначен его сторонник П. П. Лобанов. Хрущев продолжал оказывать покровительство Лысенко, рассчитывая с помощью его рекомендаций улучшить сельскохозяйственные показатели. Сосуществование науки и лженауки сохранялось вплоть до отставки Хрущева. 1956 г. создана лаборатория радиационной генетики под руководством Н. П. Дубинина. 1957—1959 гг. открыты Институт цитологии в Ленинграде, Академгородке под Новосибирском, Институт физико-химической и радиационной биологии в Москве. Что касается обществоведческих наук, то здесь ученые получили доступ к архивам. Появились новые исторические журналы. Была завершена десятитомная «Всемирная история», «История Великой Отечественной войны», «История русского искусства», этнографическая серия «Народы мира». Велась работа над изданиями «История философии», «История русской экономической мысли», «История Коммунистической партии Советского Союза», «История СССР с древнейших времен до наших дней» и др. В 50-е гг. началось возрождение социологических исследований. В конце 50-х гг. была сформирована Советская социологическая ассоциация. В 70-е гг. темпы роста численности научных работников в СССР снизились, стабилизировалась сеть научных учреждений. На первый план выдвинулись задачи интенсификации науки, наиболее рационального использования имеющегося научного потенциала. Шел поиск организационных форм, которые позволили бы объединять научные силы для решения важнейших задач независимо от их ведомственной принадлежности — академические институты, отраслевые научные учреждения или высшая школа. Создавались региональные межведомственные координационные научные советы. Один из первых таких советов появился в 1979 г., он координировал научные исследования по Ленинграду и Ленинградской области. Были образованы научно-производственные организации, такие, как Ленинградское оптико-механическое объединение, завод-институт Уралмаш, завод-втуз ЗИЛ и др. В 1985 г. в стране действовало 250 подобных производственных учреждений. Однако проблема ведомственной разобщенности научных сил не была решена. В 70-е — первой половине 80-х гг. делались попытки долгосрочного научного планирования. Однако практические результаты этой работы были невелики, так как даже при правильном определении перспектив научно-технического прогресса существовавший механизм управления наукой не способствовал их реализации. Одной из центральных научно-технических задач являлось обеспечение энергетических потребностей страны. Выросла роль атомной энергетики, был построен ряд мощных атомных реакторов для исследовательских целей, электростанций, энергетических установок ледокольного флота. Эта работа проводилась под научным руководством академика А. П. Александрова. Большое внимание уделялось развитию нефтегазовой энергетики. Новые методы геофизической разведки полезных ископаемых позволили открыть и начать разработку крупных месторождений нефти и газа. Был разработан новый способ изготовления многослойных труб для газопроводов большой протяженности из Западной и Северо-Западной Сибири в Европу. Продажа природных ресурсов за границу лишь на некоторое время отсрочила нарастание кризисных явлений в экономике. В области физики успешно развивались исследования по квантовой электронике и лазерной технике. Расширилось применение лазеров, они использовались в энергетических и технологических целях, а также в медицине. Постепенно преодолевалось отставание в биологических науках, связанное с последствиями лысенковщины. Хотя со сменой политического руководства в стране «народный академик» лишился покровителя в лице Хрущева, в высших партийных и государственных органах и в академических кругах оставались его сторонники. В 1965 г. комиссия президиума АН СССР, Министерства сельского хозяйства и ВАСХНИЛ, проверявшая работу опытной станции в Горках, возглавляемой Т. Д. Лысенко, пришла к выводу о несостоятельности практических рекомендаций академика. Однако и после этого работа станции продолжалась. Значительное развитие получили исследования по расшифровке структуры белка. Специалистам Института биоорганической химии имени М. М. Шемякина удалось получить искусственные гены, найти подходы к изменению наследственных свойств растений и организмов. Успехи в области астрофизики и астрономии были связаны с созданием нового современного оборудования и космическими _ Глава 15. Культура во второй половине 60-х — первой половине 80-х гг. исследованиями. В 70-е гг. главным направлением в освоении космоса стала работа долговременных орбитальных станций, длительные космические экспедиции. Практическая отдача от полетов в космос повысилась. Спутники связи использовались для передачи на огромные расстояния радио- и телевизионных программ, сис- темы метеоспутников повышали надежность метеорологических прогнозов. Результаты космических исследований земной поверхности использовались в геологии, сельском хозяйстве, рыболовстве. Значительный опыт накопили космическая биология и медицина. Были созданы новые мощные телескопы, среди которых радиотелескоп РАТАН стал крупнейшим в мире. Научный потенциал страны был велик, но использовался он недостаточно эффективно. Особенно это касалось отраслевых институтов, где было сосредоточено более половины всех ученых страны, а также вузов. В высшей школе, где работало свыше 35 % общей численности научно-педагогических специалистов, в том числе около половины докторов наук, выполнялось не более 10 % научных исследований. Оторванность науки от производства, слабая его восприимчивость к научно-техническим открытиям — эти проблемы были вызваны существовавшей системой управления экономикой. Многие научные открытия, крупные изобретения годами не находили практического применения, так как ведомства и руководите- ли, от которых зависело решение ряда вопросов, не были заинтересованы в их внедрении. Ученые-обществоведы стали шире привлекаться к обсуждению многих конкретных вопросов экономического развития и выработке политических документов. Активное участие они принимали в разработке проекта Конституции СССР 1977 г., в создании новой генеральной схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства страны. Значительное развитие получили социологические научные разработки. Существенным недостатком обществоведения была нечеткость в определении новых тем. Предметом исследования чаще всего становились вопросы, по которым были приняты политические решения, а не реальные проблемы. Идеологические «ошибки» в общественных науках, т. е. малейшие отклонения от официальной концепции, считались недопустимыми, всячески критиковались и наказывались. Это мешало созданию творческой атмосферы в научных коллективах, порождало догматизм и начетничество. Раздел IV. Русская культура XX века Итогом деятельности официальной исторической науки стали многотомные коллективные труды. Были изданы очередные тома «Истории Коммунистической партии Советского Союза», «Истории СССР с древнейших времен до наших дней», а также «История Второй мировой войны» в 12 томах; было подготовлено 30-томное издание Большой советской энциклопедии. Значительное количество работ обществоведов выходило в связи с юбилея- ми. Подготовка этих трудов требовала больших усилий и времени, но, как правило, они обобщали известные в науке результаты и не содержали ничего нового. Авторская позиция в коллективных работах нивелировалась. В освещении истории советского периода продолжала господствовать схема «Краткого курса». Даже ограниченная критика Сталина, допускавшаяся после XX съезда партии, стала встречать ожесточенное сопротивление. Так, книга А.М. Некрича «22 июня 1941 г.» (выпущена в 1965 г. к 20-летию победы в Великой Отечественной войне), где анализировались причины неудач начального периода войны, была расценена в ЦК партии как клеветническая. Ее обсуждение в ИМЭЛ, состоявшееся в феврале 1966 г., показало, что многие историки были не согласны с такой оценкой. Против них применялись меры партийного и административного воздействия. Автор, не признавший ошибочности своей концепции, был исключен из партии. Ограниченный в возможностях продолжения профессиональной деятельности, Некрич через несколько лет был вынужден эмигрировать. Не была опубликована в СССР работа историка Р. А. Медведева «К суду истории» о Сталине и сталинизме, написанная в середине 60-х гг. Книга была издана большими тиражами на Западе, а на родине ее автора исключили из партии. Несмотря на сохранение жесткой централизованной структуры управления наукой и кадровой политики, возникает феномен академического диссидентства. Отдельные ученые открыто выступа- ют с критикой партийной государственной политики и действий властей. Большая группа научных работников и деятелей культуры подписала обращение к Л. И. Брежневу и XXIII съезду КПСС, протестуя против попыток реабилитации Сталина. Среди под- писавшихся были академики Л. А. Арцимович, П. Л. Капица, М. А. Леонтович, А. Д. Сахаров, С. Д. Сказкин, И. Е. Тамм. Известны выступления ученых в защиту писателей А. Э. Синявского и Ю. Д. Даниэля, математика и правозащитника А. С. Есени- на-Вольпина, биолога Ж. А. Медведева, против введения советских войск в Чехословакию в 1968 г. Активную общественную де- Глава 15. Культура во второй половине 60-х — первой половине 80-х гг. деятельность вел академик Сахаров, ставший одним из лидеров правозащитного движения. Формируется интеллектуальная оппозиция в общественных науках, связанная с деятельностью ученых, чьи взгляды не уклады- вались в рамки официальной концепции. За социологический роман «Зияющие высоты», сатирически изображавший советское общество, философ А. А. Зиновьев был лишен ученых степеней и вынужден эмигрировать.     В связи с подготовкой и проведением хозяйственной реформы 1965 г. выросло значение экономической науки. 1968 г. – Институт конкретных социальных исследований АН СССР (с 1972 г. — Институт социологических исследований).  
4. Достижения искусства. После войны в литературе начинают работать фронтовики. Одним из первых попытался сказать правду о прошедшей войне В. Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Классикой тех лет считался роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Но тема войны была объявлена исчерпанной, она отвлекала читателя от актуальных задач, навевала тяжелые воспоминания. Из одного произведения в другое стали переходить сюжеты о конфликте новатора с консерватором, о превращении отсталого колхоза в передовой. Подобная литература отражала уровень понимания общественных проблем того времени. Вина за недостатки возлагалась на зазнавшегося директора или председателя колхоза. Выход из трудностей всегда связывался с приходом нового руководителя или перевоспитанием старого. В духе борьбы с низкопоклонством перед Западом в искусстве была сделана «установка на шедевры». В кинематографе была объявлена установка на «малокартинье». Заметное место на экране заняли историко-биографические фильмы, схематичные и помпезные, — «Пирогов» Г. Козинцева, «Жуковский» и «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина, «Академик Иван Павлов» Г. Рошаля. Самое выдающееся кинопроизведение в историческом жанре — фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный», законченный в 1945 г., был запрещен. Событиям войны был посвящен фильм «Падение Берлина» М. Чиаурели, фальсифицирующий историю и прославляющий Сталина. Среди премьер того времени были кинофиль- мы, полюбившиеся зрителям, — «Подвиг разведчика» Б. Барнета, «Сельская учительница» М. Донского, «Молодая гвардия» С. Герасимова, «Кубанские казаки» И. Пырьева. В театральном искусстве нужно выделить постановки М. Лобанова в Московском театре имени Ермоловой «Старые друзья» (пьеса Л. Малюгина) и «Спутники» (пьеса В. Пановой), пользовавшиеся большим успехом у зрителей. В изобразительном искусстве присутствовала военная тематика, изображения Сталина и Ленина   Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, литературы и искусства, ставших жертвами беззакония: Н. И. Вавилова, В. Э. Мейер- хольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля и многих других. постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», принятое 28 мая 1958 г. Его содержание не исчерпывалось вопросами музыкального искусства. Дело в том, что постановление 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» содержало оценки народов Северного Кавказа, которые необходимо было исправить в связи с их политической реабилитацией. Несмотря на свою ограниченность, постановление 1958 г. имело положительные последствия. Оно способствовало более широкому исполнению произведений Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина и других композиторов, с которых были сняты обвинения в формализме, а также послужило толчком к отмене других запретов. В 1961 г. с разрешения ЦК партии была возобновлена работа над оперой Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», запрещенной в 1936 г. Специальным решением ЦК КПСС от 26 июля 1958 г. кинорежиссеру Л. Лукову была пре- доставлена возможность подготовить к выпуску на экраны вторую серию фильма «Большая жизнь», которая была запрещена поста- новлением 1946 г. Уже в декабре фильм был готов к выпуску в про- кат. В 1961 г. вышел в свет сборник избранных произведений А. Ахматовой, первый после постановления 1946 г. Б. Л. Пастернак получил Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». Правда за публикацию этого романа на Западе он был исключен из союза писателей в 1958 году и подвергся настоящей травле. Активно развивается журнал «Новый мир» возглавляемый с 1958 года Твардовским. Его постоянным противником был журнал «Октябрь» главным редактором которого с 1961 г. был В. А. Кочетов. Отличительной чертой культурной жизни периода «оттепели» было расширение культурного обмена с зарубежными странами. Событиями в культурной жизни страны стали первый фестиваль итальянских фильмов и гастроли «Комеди Франсез» в 1954 г. Был возобновлен и стал регулярным Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей имени П. И. Чайковского, проводимый в Москве с 1958 г. Организовывались выставки зарубежных музейных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, Франции. Широкий общественный резонанс получила выставка работ Пабло Пикассо в 1956 г. Нарастали плюралистические тенденции, которые вылились в развитие неофициальной культуры (самиздат, квартирно-кухонные выставки). В литературе развивается деревенское направление: В. Овечкин «Районные будни», В. Тендряков и Е. Дорош, Г. Троепольский и С. Залыгин, А. Яшин и др. 1956 г. - роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». 1958 г. – роман Кочетова В. «Братья Ершовы». Рассказы Д. Гранина «Собственное мнение» и А.Яшина «Рычаги» (1956), были посвящены проблемам нравственных деформаций в обществе, в котором господствует лицемерие. В искусстве также наметилось направление, стремившееся показать жизнь такой, какая она есть (А. Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского»). Большой популярностью стала пользоваться поэзия (Евтушенко, Рождественский, Вознесенский идр.) Стали проводиться поэтические чтения у памятника Маяковскому в Москве. Появилась лагерная и антисталинская тематика - повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Продолжает развиваться военная тема – Бондарев, Быков. Фантастика – Стругацкие, Иван Ефремов. Выпуск фильмов стал быстро расти, что было особенно заметно на фоне «малокартинья» предшествующих лет. Киноискусство стало ориентироваться на реальную жизнь. Поворот к человеку в кино начался с фильма В. Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» (1954) и И. Хейфица «Большая семья» (1954). За ними последовали кинофильмы, на долгие годы завоевавшие популярность зрителей: «Дело Румянцева» (И. Хейфиц, 1956), «Дело было в Пенькове» (С. Ростоцкий, 1958), «Простая история» (Ю. Егоров, 1960), «Девчата» (Ю. Чулюкин, 1962), «Живет такой парень» (В. Шукшин, 1962), «Девять дней одного года» (М. Ромм, 1962), «Я шагаю по Москве» (Г. Данелия, 1964) и многие другие. Главными героями картин все чаще становились обычные люди со своими недостатками и простыми житейскими заботами. Возрождался жанр комедии, процветавший в 30-е гг. и практически утраченный после войны. Триумфальный успех имели «Карнавальная ночь» (Э. Рязанов, 1956), «Солдат Иван Бровкин» (И. Лукинский, 1955). Выдающихся успехов достигла отечественная кинематография в фильмах на военную тему, таких, как «Летят журавли» (М. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (С. Бондарчук, 1959), «Иваново детство» (А. Тарков- ский, 1962). Появились новые театры – «Современник», Театр на Таганке. Возник и быстро завоевал популярность среди молодежи КВН. В живописи также как и в литературе усиливается течение стремившееся к реалистичному отражению действительности. В скульптуре развивается авангардное течение – Эрнст Неизвестный, Вадим Сидур. Духовные поиски 70-х гг. вели к более глубокому осмыслению культурного наследия прошлого. Во всех областях художественной культуры стал заметен интерес к классике, как отечественной, так и зарубежной. В течение 60-х— первой половины 80-х гг. были экранизированы многие произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, романы Ч. Диккенса, Т. Манна, пьесы О. Уайльда и других авторов. Возросло количество посетителей картинных галерей. Популярностью пользовались выставки старых мастеров из собраний зарубежных музеев. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры. В 1966 г. возникло добровольное Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Все это дает основание говорить о начале нового этапа в освоении советской культурой духовных ценностей прошлых лет. Большая открытость по отношению к культуре прошлого позволила вернуть то, что отвергалось в предшествующие годы. Началось издание русской философской классики. Бум переживало театральное искусство. Деятельность «Современника». Популярностью пользовались драматические произведения, поднимавшие острые социальные вопросы. В кино большой интерес вызывали картины В. Шукшина, Н. Михалкова. Стремясь поставить альтернативное искусство под контроль, власти создавали официальные творческие объединения для художников-нонконформистов. Такой организацией стал Московский объединенный комитет художников-графиков, под эгидой которого проводились выставки. Выступления отечественных рок-групп распространялись в магнитофонных записях.Деятельность ВИА— «Поющие гитары» в Москве и «Веселые ребята» в Ленинграде — не могли составить конкуренцию независимому рок-движению. В 70-е гг. эти группы прорываются на профессиональную сцену. В 1978 г. прошел первый рок-фестиваль в Черноголовке, в 1980 г. — в Тбилиси. Не имея возможности остановить новое музыкальное движение, власти попытались взять его под контроль. С 1981 г. при домах самодеятельного творчества создаются официальные рок-клубы. Вводится порядок регистрации групп и утверждения репертуара, 80 % которого должно было состоять из произведений членов Союза композиторов. Одновременно в печати развертывается кампания против безыдейности и безвкусицы новой музыки. Продолжается деятельность самиздата. Интеллигенция существовала по законам двойного сознания: демонстрировала свою послушность на работе и партийных собраниях и критиковала власть в кулуарах.
5. Ведущие деятели культуры периода. Литература: В. Некрасов - «В окопах Сталинграда». А. Фадеев - «Молодая гвардия». Кино: С. Эйзенштейн «Иван Грозный», И. Пырьев, С.Герасимов, Б. Барнет, М. Донской. Изобразительное искусство: Герасимов С., Корин П., Пластов А., Яблонская, Решетников, Коненков. Скульптура: Вучетич, Мухина, Штамм. Музыка: Дунаевский, Прокофьев. Архитектура: Руднев, Чернышев и др. Литература: Дудинцев, Стругацкие, Ефремов, Яшин, Овечкин и др. Скульптура: Вучетич, Неизвестный, Цигаль, Аникушин и др. Кино: режиссеры - Пудовкин, Хейфиц, Данелия, Рязанов, Чухрай, Бондарчук, Калатозов, Тарковский. Актеры – Рыбников, Баталов, Румянцева, Мордюкова, Шукшин. Музыка: Гергий Свиридов, Андрей Петров, Родион Щедрин, Растрапович, Рихтер и др. Театр: Олег Ефремов, Любимов, Товстоногов, Даль, Высоцкий, Евстигнеев, Смоктуновский, Неёлова и др. Изобразительное искусство: Угаров, Никонов, Серебренный и др. Литература: Солженицын, В. Аксенов, С. Довлатов, В. Войнович, Ю. Максимов, И. Бродский, В. Астафьев, Абрамов, Белов, В.М. Шукшин, Айтматов, Ф. Искандер и др. Музыка: Высоцкий, Галич, Окуджава, Ким, рок группы – Машина времени, Аквариум, КИНО и др. Кино: В. Меньшов, А. Тарковский, А. Герман, К. Муратова, И. Панфилов и др. Скульптура: Буковский, Вучетич, Аникушин, Комов и др. Изобразительное искусство: Кабаков, Булатов, Рабин, Комар, Корин.
6. Трудности в развитии культуры. После войны научная и художественная интеллигенция надеялись на потепление идеологического климата, на демократизацию общественной жизни, но этого не произошло. В связи с развитием кампании борьбы с космополитизмом пострадала как наука (изоляция от информации о достижениях за границей), так и культура. Постановления 1946—1948 гг. сыграли свою роль в рассеянии надежд интеллигенции на потепление идеологического климата. Среди этих постановлений, например, были: постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. " О журналах " Звезда" и " Ленинград" 26 августа 1946 г. постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»; 4 сентября 1946 г. постановление «О кинофильме «Большая жизнь»»; 10 февраля 1948 г. постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». 3знаменитые дискуссии в области языкознания, философии, политэкономии поставили барьер для развития плюрализма в данных областях. Таким образом, в данный период отчетливо видно курс руководства страны на изоляцию, постепенное усиление идеологического давления и подавление демократических послевоенных тенденций. Не- привычные по форме и содержанию произведения литературы и искусства с трудом пробивали дорогу к читателям и зрителям. С резкой критикой молодых поэтов и художников выступал Н. С. Хрущев. Оценки, даваемые руководителем партии и правительства, воспринимались как непреложные указания вышестоящих органов. Беспрецедентной репрессивной акцией стало изъятие в 1961 г. органами госбезопасности рукописи романа В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти события четко обозначили предел отступления на «литературно-художественном фронте». Власти готовы были признать ошибочность отдельных оценок, вынесенных от имени партии при Сталине, но общая партийная линия оставалась неизменной. «Оттепель» в культурной жизни обернулась ухудшением отношений между государством и церковью. В 1958 г. возобновились гонения на верующих и церковников, напоминавшие о воинствующем безбожии рубежа 1920—1930-х гг. Активизация атеистической работы стала одним из идеологических барьеров на пути возвращения культурного наследия прошлого, начавшегося в эти годы. Брожение умов после XX съезда партии было расценено как «праворевизионистские шатания». В 1957 г. по стране прошла волна арестов, направленных на ликвидацию зарождающихся диссидентских групп. После скандала в Манеже начались гонения на «абстракционистов», официальные выставки для них были закрыты.   Усиление идеологического давления. Усилилась эмиграция деятелей культуры.

 

<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Конвекция | Основы управления человеческими ресурсами

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал