Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выразительные средства электронных СМИ
По учебнику Васильева, Петрова «Курс радиотелевизионной журналистики» РАДИО Основным средством реализации акустической природы радиовещания явилось звучащее слово. Устное слово в электронных СМИ и на радио – особая репрезентативная роль. Радиовещание существенно усиливает функциональную нагрузку таких речевых характеристик, как: Качество голоса Дикторское слово – информация индифферентная по отношению к автору. Как правило – официальный характер Актерское слово – впитав традиции театра и кино, оно в эфире служит созданию образа, усилению внутренней драматургии действия (радио –аудиокниги, в рекламных блоках) Слово журналиста – журналист сам написал сам рассказал, либо элемент экспромта, провоцируемый необходимостью немедленного описания и оценки ситуации (прямые включения и т.д.). Как выразительное средство – оно наиболее репрезентативно в информационно-аналитических программах – подчеркивает личную позицию автора. Диапазон тона Резонанс Темп речи Паузы Остановки Паразитирующие звуки. (Телеведущие: Зейналова Ирада и Жанна Бадоева – разные стили, темп, диапазон и т.д.) Освободив слово от кодовых оков письменности, радио и телевиденье вводит в оборот массового общения все интонационное богатство человеческой речи, чем существенно расширяет арсенал своих выразительных средств:
1. Интонация способна: • Выделить главное. Устранять помехи, вызванные восприятием побочной, сопутствующей информации, увеличивая количество семантически значимой информации. • Убеждать. Через эмоциональность и экспрессивность речи усиливать пропагандистский эффект общения. • Оптимизировать общение, участвуя в создании его психологического фона (психологического контакта с собеседником, слушателем) 2. Прямые обращения к слушателям, зрителям. Стремление к разговорности, доверительности общения – это оживляет контакт со слушателями, помогает удержать его внимание при достаточно продолжительном времени вешания. 3. Вопросительные фразы- тоже прием активизации внимания, подчеркивание главных мыслей.
По книге Е.П.Почкай (в смысле, Елены) «Технология СМИ», 2000 ТВ Визуальная основа телевидения. Выразительные средства: 1.Звук и изображение. Слово, музыка, шумы, спецэффекты. А) Диалоги: замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает) (Познер, На ночь глядя на Первом). разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события. (Ток-шоу: Пусть говорят, Жить Здорово на Первом). Закадровый текст. В очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ. (Программа «Специальный репортаж» на РБК). Б) Музыка: Функции музыки: информативная, психологическая, эстетическая. Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если является компонентом действия, движущей силой структуры произведения. Формирует зрительское восприятие времени, оформляет начало и конец передачи, сюжета. Музыкальные позывные, отбивки, заставки. Музыка интенсифицирует восприятие изображения, дает ощущение более полного отображения жизни. Г) Шумы: Придают изображению жизненную правдивость. Закадровые и внутрикадровые (синхронные, они же - интершумы). Тишина также является мощным выразительным средством. Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далекие. Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека). Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки. 2.Композиция кадра – эстетическое осмысление объемных и линейных элементов, их подбор, группировка, последовательность. Основные элементы композиции: граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение. (Композиция кадра в программе «Непутевые заметки» с Крыловым и в программе «Орел и решка») 3.Масштаб изображения и композиция – общий, средний и крупный (лицо) планы. Деталь, лицо, голова – портретный план, Крупный план – голова и плечи, Средне-крупный – фигура до верхней половины груди, первый план – до пояса, средний план – ¾, фигура до колен, Средне-общий – фигура целиком с небольшим пространством вверху и внизу, Общий – фигура занимает от ¾ до ½ высоты экрана. Ракурс – в переводе с фр. Сокращать, укорачивать. Передает разноудаленные от объектива части предмета в разных масштабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения перспективы. Ориентация в пространстве – самая очевидная роль ракурсной съемки. Виды съемки: • панорамная съемка, движение за объектом, (характерно для тревел-програм) • трансфокаторная съемка (осуществляются наезды, отъезды, приближая и удаляя объекты с помощью одной кнопки на видеокамере). (характерно для ток-шоу) 4.Цветовая палитра. Настройка камеры на цветовую температуру главного источника цвета осуществляется с помощью баланса белого. Для этого оператор просит подержать перед камерой белую бумажку. И делает наезд. • Цвет может решать и пространственные задачи. Психологически нам кажется, что: красно-оранжевые и желтые тона располагаются ближе, а синие, голубые и зеленые – дальше. • Есть еще эмоциональная или эстетическая функция цвета: Чистые цвета вызывают положительные эмоции, смешанные – ощущение перехода, напряжения. Пластическая образность экрана. 5. Свет – это первоэлемент изображения. Функции света: информационная (это значит, все видно, простите за тривиальность), пространственная (видно, какой длины тень, теоретически можно узнать, который час:). Свет несет эмоциональную нагрузку и выявляет цветовую палитру. Немного физики. Свет – это поток лучистой энергии. Световой поток измеряется в люменах. Освещенность – это поверхностная плотность светового потока, Освещение бывает: светотеневое – в ясную погоду бестеневое – в пасмурную и локальное – в сумерках под фонарем. Силуэтное получается, когда освещена только глубина пространства, а объекты на переднем плане затемнены.
|