Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезисы лекционных занятий






 

Тема лекции № 1. Международный бизнес, его сущность, развитие и характерные черты (2 ч)

 

1. Понятие международного бизнеса и периодизация его развития

2. Характерные черты современного бизнеса

 

1.Понятие международного бизнеса.

Международный бизнес – это деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах. С начала процесса экономической глобализации связана активизация международного бизнеса компаний, под которым понимается установление и развитие устойчивых, долговременных производственных, научно-технических, финансовых и коммерческих связей между предприятиями разных стран.

Основные формы ведения международного бизнеса, активно используемые международными компаниями в настоящее время:

Экспорт – самая традиционная и наиболее простая форма ведения международного бизнеса, прподразделяемая на косвенный и прямой экспорт. В первом случае экспортные функции выполняет специальная компания, от качества работы которой во многом зависит имидж продукции экспортера. Объемы продаж с использованием такой формы экспорта весьма незначительны. Во втором случае компания экспортирует собственную продукцию, задействуя для этого коммерческие филиалы, представителей компании, дистрибьюторов, что позволяет ей оперативно отслеживать конъюнктуру и адаптировать свою продукцию к нуждам иностранного потребителя.

Интеллектуальная собственность является важным коммерческим активом международных компаний и во многих случаях представляет существенный источник конкурентоспособности компании.

Лицензирование чаще всего имеет экономические мотивы, например ускорение начального этапа производства, снижение издержек доступа к дополнительным ресурсам. Лицензии в зависимости от объема уступаемых прав могут быть простыми, исключительными и полными. При исключительной лицензии покупателю предоставляется исключительное право на использование объекта лицензии на согласованной территории, которая может включать как одну страну, так и регион или группу стран. Полная лицензия означает передачу компании, покупающей право, всех прав на использование объектов лицензии, т.е. фактически полную продажу интеллектуальной собственности. При простой лицензии продавец лицензии либо оставляет за собой право использования объекта лицензии либо оставляет за собой право использования объекта лицензии на оговоренной территории самим либо уступает это право другим компаниям.

Франчайзинг - это способ деятельности, при котором компания, продающая франшизу, передает покупающей компании право на использование своей торговой марки и оказывает постоянную помощь покупателю в его бизнесе, выходящую за рамки формальных отношений между ними.

Под инжинирингом понимается сфера деятельности международной компании, связанная с выполнением комплекса работ инженерно-технического и консультационного характера. Инжиниринг определяется как совокупность интеллектуальных видов деятельности, направленных на решение инвестиционных и других проектов за счет наиболее рационального и эффективного подбора и использования ресурсов и технологии. Выделяют два наиболее часто встречающихся вида инжиниринга: контакты на управление и контакты «под ключ».

Прямые иностранные инвестиции. Это основной способ для международной компании повысить свою конкурентоспособность в современной глобальной экономике. На практике международная компания осуществляет иностранные инвестиции, либо приобретая существующую иностранную компанию, либо создавая совместное акционерное предприятие, расположенное на зарубежном рынке, либо создавая компании за рубежом «с нуля».

Периодизация развития международного бизнеса:

1.Коммерческая эра (1500-1850 гг.) – впервые высветила и поставила перед предпринимателями развитых европейских стран ключевые вопросы международного менеджмента (как системы управления международным бизнесом).

2. Эра экспансии (1850-1914 гг.) – осуществляется окончательное оформление и структуризация колониальных империй. В этот период международный бизнес точно нащупал все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней: использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных энергетических); расширение рынков сбыта; новые поля приложения свободных финансовых ресурсов; использование выгодных возможностей местного законодательства.

3. Эра концессий (1914-1945 гг.) – подготовила почву для самоопределения колониальных и полуколониальных стран в экономическом плане, а Вторая мировая война дала мощный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и в известном смысле к глобализации бизнеса в целом.

4. Эра национальных государств (1945-1970 гг.) – дала мощный толчок развитию международного бизнеса, сделав его сферой весь мир. МНК первыми вышли на самый высокий уровень международности и по глубине вовлеченности, и по культурному фактору по той причине, что глобальная эффективность фирмы (главная цель) требует абсолютной свободы выбора форм деятельности в любой стране (первый фактор) и столь же абсолютной свободы выбора в самой стране (второй фактор).

5. Эра глобализации (с 70-х гг. ХХ в.) – период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми идут экономические, социальные и политические перемены.

2. Характерные черты современного бизнеса

Международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами:

- доступность и всеобщность;

- ступенчатость развития;

- технологическая глобализация;

- «финансиаризация»;

сложное взаимодействие национального и интернационального.

На первом этапе зарубежная хозяйственная деятельность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную экономическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.

На втором этапе зарубежная хозяйственная деятельность приобретает относительную самостоятельность. Деятельность компании за рубежом вступает в сложную систему взаимозависимостей с другими сторонами деятельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр международной деятельности перемещается с экспорта на зарубежное производство. Происходит отделение зарубежной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это отражается в организационной структуре компании, она приобретает черты международной,

На третьем этапе растет роль зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок меняет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно международной со всеми ее признаками.

Начиная с момента появления, международные компании постепенно вырабатывали стратегическую линию поведения, к основным признакам которой относятся:

- обеспечение собственного производства иностранным сырьем

- закрепление на зарубежных рынках через сеть филиалов,

- размещение и производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования,

- ориентация на диверсификацию производственно-торговой и финансовой деятельности.

 

Основная литература: 2, 3, 4, 11, 12.

Дополнительная литература: 1, 7, 10.

 

Тема лекции №2. Внешняя среда международного бизнеса (3 ч)

 

1. Структура анализа внешней среды.

2. Ролевые функции международного менеджера в контексте внешней среды

3. Экономический анализ в контексте задач международного менеджмента.

4. Правовой анализ в контексте задач международного менеджмента.

5. Политический анализ в контексте задач международного менеджмента.

1. Структура анализа внешней среды.

Базовыми составляющими анализа внешней среды выступают следующие элементы:

- анализ экономической внешней среды;

- анализ политической внешней среды;

- анализ правовой внешней среды;

- анализ культурной внешней среды.

2. Ролевые функции международного менеджера в контексте внешней среды

Основная роль международного менеджера:

1. Международный менеджер как организатор стратегического поиска возможностей фирмы на внешнем рынке

2. Международный менеджер как стратегический мотиватор

3. Международный менеджер как культурный аналитик

4. Международный менеджер как эффективный организатор и руководитель интернационального коллектива

5. Международный менеджер как дипломат

6. Международный менеджер как общественный деятель

7. Международный менеджер

8. Международный менеджер как «стратегический оптимизатор» международного бизнеса.

3. Экономический анализ в контексте задач международного менеджмента.

Структура основных данных экономического анализа внешней среды:

1. Место, занимаемое страной по показателям: ВНП (ВВП), темпы экономического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, импорт товаров и услуг.

2. Население страны в целом и регионов проникновения в отдельности; половозрастная структура населения в динамике.

3. Структура общества и удельный вес отдельных социальных слоев с характеристиками их душевого и семейного подхода; динамика этих показателей.

4. Ресурсы основных видов, интересующих фирму.

5. Основные характеристики возможностей связи

6. Интересующие фирму характеристики транспортных коммуникаций.

7. Уровни оплаты труда в интересующих фирму сферах бизнеса; принятые в стране формы оплаты труда.

8. Общая оценка развитости и возможностей:

- отраслей – вероятных конкурентов;

- отраслей – вероятных поставщиков;

- отраслей – вероятных потребителей.

9. Основные элементы валютного регулирования в стране.

10. Основные элементы торговых и экспортно-импортных ограничений в стране.

11. Развитость научно-технической и консультационной деятельности в стране.

12. Уровень основных экономических проблем в стране (инфляция, безработица, региональные или отраслевые депрессивные явления, бедность и т.д.)

3. Правовой анализ в контексте задач международного менеджмента.

Правовая среда международного бизнеса определяется наличием правовых норм, регламентирующих как предпринимательскую деятельность вообще, так и внешнеэкономическую деятельность в частности. При этом правовые основы бизнеса на внешних рынках регулируются нормами международного частного права.

Каждая фирма, осуществляющая предпринимательскую деятельность на внешних рынках, должна учитывать правовую среду своего государства, стран, в которых она присутствует, а также считаться с наличием международной правовой среды. Выделяют три уровня права:

- национальное право

- наднациональное право

- международное право.

Структура правового анализа внешней среды:

1. Общая оценка согласованности системы права в стране с основными положениями международного права.

2. Регулирование экспортно-импортных операций, интересующих фирму (включая вопросы международных перевозок).

3. Регулирование выезда/въезда частных лиц.

4. Защищенность собственности и прав личности.

5. Регулирование перемещения капитала, экспорта прибыли, иных финансовых операций через границу.

6. Оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.

7. Регулирование создания и трансформации бизнеса.

8. Регулирование трудовых отношений.

9. Регулирование цен.

10. Элементы антимонопольного законодательства, которые могут задевать интересы фирмы.

11. Подробно: вопросы налогообложения фирм и частных лиц.

12. Общая оценка стабильности правовой системы страны.

 

5. Политический анализ в контексте задач международного менеджмента.

Ни одна фирма не может эффективно осуществлять свою предпринимательскую деятельность на внешних рынках, не учитывая сложившуюся политическую среду в том государстве, в котором она присутствует. Кроме того, она должна считаться с международной политической средой. Что касается политической среды страны местонахождения фирмы, то она может ограничивать деятельность фирмы на внутреннем и на внешних рынках, или наоборот, политическая среда может благоприятствовать ее внешнеэкономической деятельности. Точно также политическая ситуация в мире может быть как благоприятной, так и не приемлемой для осуществления фирмой деятельности в той или иной стране. Во всех случаях политическая среда международного бизнеса в каждой из стран, зависит от:

- политической стабильности

- участия в политических блоках

- наличия межгосударственных соглашений

- отношения страны местонахождения фирмы с государствами, в которых она осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Структура основных данных политического анализа внешней среды:

1. Политический режим в стране и его отношения с Казахстаном.

2. Межгосударственные соглашения между интересующими странами, которые могут интересовать фирму.

3. Участие страны в политических блоках и международных экономических союзах.

4. Политические партии и общественные организации в Казахстане, имеющие более тесные контакты с властями, политическими партиями и общественными организациями страны.

5. Наиболее видные политические деятели

6. Основные политические партии и наиболее влиятельные общественные организации в стране.

7. Основные политические соперники, борющиеся за власть в стране, и существо их принципиальных позиций в экономических, социальных и правовых вопросах.

8. Краткая характеристика связки «бизнес-политика».

9. Ближайшие выборы парламента и президента (или их аналогов в стране), перспективы их исхода и вероятное влияние на бизнес и отношения с Казахстаном.

10. Роль и влияние региональных властей.

11. Политическая обстановка в регионах проникновения фирмы.

12. Общая оценка политической стабильности в стране.

 

 

Основная литература: 2, 3, 4, 12, 14.

Дополнительная литература: 24, 37.

 

Тема лекции № 3. Анализ культурной внешней среды и учет национальных стереотипов поведения в международном менеджменте (2ч)

1. 1.Общее понятие культуры и некоторые теории культуры

2. Коммуникации в системе международного менеджмента

3. Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера

 

1.Общее понятие культуры и некоторые теории культуры

Культура – образ жизни того или ионного народа или этнической общности.

Концепция Д. Мэрдока: ввел понятие «культурные универсалии» - характеристики культуры нации, которые:

а) в отдельности показывают некоторую сторону образа жизни;

б) все вместе дают достаточно полное представление о феномене в целом.

Подход на основе системы ценностей. Различия национальных культур основаны во многом на различных ценностных ориентациях той или иной нации.

Подход Дж. Рокича. Он сформировал две группы ценностей, определив элементы одной из них как базовые (конечные), а другой – как инструментальные. Человек живет и работает ради некоторых конечных ценностей, в то время как инструментальные – не более, чем средство достижения конечных.

Модель Оллпорта, Вернона и Линдзи. Данный подход базируется на разделении всех индивидуумов на шесть групп в зависимости от характера основной ценности, исповедуемой человеком в жизни и работе: «теоретический человек», «экономический человек», «эстетический человек», «социальный человек», «политический человек», «религиозный человек».

Роль культурного фактора в международном менеджменте – три основные принципиальные позиции: универсалисты (значение культурного фактора преувеличено), экономико-кластерный подход (страны и нации различаются не культурной традицией, а главным образом – уровнем экономического развития) и третья точка зрения (отстаивание важной роли именно культурного фона).

2. Коммуникации в системе международного менеджмента

Практика международного менеджмента позволяет выделить ряд ключевых проблем, которые должны стать объектом анализа в рамках первоначального изучения культурной внешней среды:

1. Языковые барьеры.

2. Невербальное общение

3. Восприятие

4. Стереотипы

5. Обстоятельства времени и места

6. Этика.

7. Информация в системе управления

3. Учет национальных стереотипов в деятельности международного менеджера

Американский национальный стереотип: прагматизм; целевой динамизм; время – важнейший деловой ресурс; индивидуализм, самостоятельность в принятии и реализации решений и готовность нести за них всю необходимую ответственность; дружелюбие, откровенность, искренность; жесткое разделение делового и личного; патриотизм.

Английский национальный стереотип: прагматичность; нелюбовь к умозрительным проектам; чувство собственного достоинства; терпимость к чужим мнениям, взглядам; хладнокровие; глубочайшее уважение к национальным, государственным, семейным и другим традициям; этноцентризм.

Французский национальный стереотип: Интеллектуализм, любовь к искусству, гармонии и красоте; робость и нерешительность в сфере реализации и практического выполнения всего задуманного на бумаге; нелюбовь к компромиссам и большая, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам при решении разных проблем.

Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Дальнего Востока: стремление к созданию обстановки неторопливости, дружественности и доверия; стремление избегать любой конфронтации и критики; гордость и боязнь «потерять лицо».

Китайский национальный стереотип: смесь повиновения, терпения и упорства; лояльное отношение к обману; привержены к ритуалам, чинопочитанию; чувствительны к шутке и юмору; склонны смешивать семейные и деловые отношения.

Японский национальный стереотип: сочетание бесконечного трудолюбия и терпения с бесконечным внутренним стремлением к красоте и совершенству; оригинальный традиционализм; «группизм»; вежливость, деликатность, крайняя аккуратность и чистоплотность; восточная преданность самообладанию.

 

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 11, 12. 15, 18, 20, 22, 24, 36.

 

Тема лекции № 4. Организационно-правовые формы международного бизнеса (1ч).

1. Организационно-правовые формы предпринимательства в России

2. Организационно-правовые формы предпринимательства во Франции

3. Организационно-правовые формы предпринимательства в Германии

 

1. Организационно-правовые формы предпринимательства в России

Организационно-правовые формы предпринимательства без образования юридического лица: индивидуальные предприниматели, простое товарищество.

Юридические лица: некоммерческие организации; коммерческие организации – хозяйственные товарищества и общества (полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, АО, общество с дополнительной ответственностью); производственный кооператив, унитарные предприятия.

Особенности этих организационно-правовых форм предпринимательства в России.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства во Франции

Физические лица и индивидуальные предприниматели.

Юридические лица: коммерческие общества (полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ООО на 1-го владельца, АО), некоммерческие общества; некоммерческие юридические лица; кооператив; объединение по экономическим интересам, простое товарищество.

3. Организационно-правовые формы предпринимательства в Германии

Единоличное предпринимательство. Общества и товарищества: персональные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество); общества (ООО, АО); особые формы (коммандитное товарищество, включающее ООО как полного товарища; коммандитное товарищество на акциях; кооператив). Неполные товарищества (тихое товарищество, простое товарищество).

 

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 11, 22.31, 37.

 

Тема лекции №5. Стратегическое планирование в международной фирме(5ч)

1. Предпосылки формирования стратегии МНК. Сущность стратегического планирования в международной фирме.

2. Стратегические решения по международной деятельности.

3. Процедуры стратегического планирования в международной фирме.

4. Организация стратегического планирования в международной фирме

 

1. Предпосылки формирования стратегии МНК. Сущность стратегического планирования в международной фирме.

Основные положении международной конкуренции М.Портера. Модель «национального ромба» М.Портера.

Причины интернационализации: экономический и гуманитарный аспекты. Проблемы интернационализации: стратегия и структура фирм, их соперничество; факторы производства; параметры спроса; параметры спроса; родственные и поддерживающие отрасли.

Сравнение многонациональной и глобальной конкуренций.

Виды международных стратегий: многонациональная стратегия; глобальные стратегии. Модель ОМАЕ.

Стратегическое планирование в международной фирме – процесс определения ее целей и разработки реализующих эти цели стратегий.

2. Стратегические решения по международной деятельности.

В основе международной деятельности фирмы, как и любой другой, находится определенная совокупность стратегических решений, принимаемых в данной области имеющими соответствующие полномочия менеджерами. Эффективное управление фирмой предполагает, что эта совокупность рационально сформирована, то есть:

1.) охватывает все ключевые моменты, связанные с внешними взаимодействиями фирмы, независимо от принятой в ней организационной структуры управления;

2.) обеспечивает возможность последовательной реализации генеральной цели фирмы на уровне текущих планов деятельности и оперативных решений;

3.) внутренне непротиворечива;

4.) внешне непротиворечива;

5.) ориентирована на оценку тенденций развития ситуации.

3. Процедуры стратегического планирования в международной фирме.

Практикуемые подходы к выполнению процедур: по мере необходимости или системно. Стратегический план определяет основные направления развития фирмы в долгосрочной перспективе и содержит перечень товаров, которые будет изготовлять фирма, как правило, в течение пяти или более лет. Оговоренные в стратегическом плане направления развития фирмы получают свою конкретизацию при разработке планов, которые ежегодно составляются в разрезе отдельных товаров или их ассортиментных групп применительно к отдельным странам, регионам или сегментам. Такие планы являются более детализированными, и при их разработке учитываются текущее состояние и возможные изменения внутренней и внешней среды.

В процессе разработки плана обычно выделяют восемь этапов:

- анализ состояния и возможного развития рынка

- анализ возможностей фирмы относительно данного товара

- формулирование целей относительно товара

- определение целевого рынка товара

- позиционирование товара на целевом рынке

- разработка комплекса стратегий

- определение бюджета стратегий

- установление порядка контроля и внесение изменений в стратегический план.

Алгоритм стратегического планирования:

Блок 1. Определение основных приоритетов (обобщенный анализ; выбор миссии; формирование целей).

Блок 2. Определение задач (анализ внутренних возможностей фирмы; определение международных задач; определение задач в стране базирования; оценка взаимной поддержки задач).

Блок 3. Разработка стратегии (анализ условий за рубежом, выбор стратегических альтернатив за рубежом; анализ условий в стране базирования, выбор стратегических альтернатив в стране базирования; разработка стратегии).

Блок 4. Реализация стратегии (разработка программ, планов и т.д.; выполнение; контроль и оценка эффективности).

4. Организация стратегического планирования в международной фирме

Создание управленческой структуры. Управление обычно рассматривается на трех уровнях:

- на уровне фирмы

- на уровне стратегических бизнес-едениц (СБЕ)

- на уровне управления товаром.

Рассматривают такие структуры управления, как:

- функциональная структура управления;

- товарная структура управления;

- региональная структура управления;

- матричная структура управления;

- комбинированная структура управления.

Выбрав ту или иную структуру управления, следует осуществить подбор и расстановку кадров. В соответствии с такой расстановкой необходимо установить права и обязанности каждого из работников. В своей практической работе данной службы целесообразно взаимодействовать с работниками отделов и служб управленческих решений.

Развивая внешнеэкономическую деятельность, фирма может достичь достаточно больших размеров, что является предпосылкой выделения так называемых СБЕ. В качестве таких единиц обычно рассматривают подразделение (филиал, совместное предприятие, производственную линию или производственный участок) фирмы, ориентированное на производство отдельных товаров одной или нескольких ассортиментных позиций со схожим на них спросом. Это означает, что каждая СБЕ производит товары или оказывает услуги для соответствующего целевого рынка или его сегмента.

Менеджерам СБЕ следует знать:

- кто является потребителем и потенциальным покупателем предлагаемых СБЕ товаров в той или иной стране

- кто принимает решение о покупке товаров

- какие реально нужды и потребности удовлетворяются благодаря приобретению и потреблению покупки

- когда и где совершаются покупки

- каковы особенности потребления товаров в той или иной стране

- кто являются конкурентами СБЕ

- какие сильные и слабые стороны деятельности конкурентов в каждой из стран

- каким должно быть поведение СБЕ и фирмы по отношению к конкурентам целевого рынка.

Разработка правил функционирования структуры. Формальная и неформальная организационная культура. Культура стратегического планирования. Принципы стратегического планирования. Специфика культуры стратегического планирования в международной фирме.

Подбор и мотивация персонала. Мотивация участников процесса стратегического планирования в международной фирме. Использование межстрановых сравнений в мотивации участников.

Информационное обеспечение. Обратная связь с покупателями как элемент системы стратегического планирования. Особенности информационного обеспечения стратегического планирования в международной фирме.

Рекомендуемая литература:: 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 21, 24, 35, 37.

 

Тема лекции № 6. Интегрированные структуры международного бизнеса (3ч).

1. Многонациональные компании и их роль в мировой экономике.

2. Формы интегрированных групповых структур.

3. Холдинговая форма организации МНК Экономическая роль холдинговых компаний

4. Интегрированные банковские структуры

5. Подходы к стратегии управления МНК

 

1. Многонациональные компании и их роль в мировой экономике.

МНК является одной из наиболее сложных форм международного бизнеса. Основные принципы, лежащие в основе МНК:

- корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;

- ориентация на достижение единых для МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

- наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компаний;

- бессрочный характер существования МНК.

Причины роста МНК. Основные цели МНК:

- повышение эффективности и конкурентоспособности;

- доступ к новым источникам ресурсов;

- снижение затрат;

- снижение рисков.

2. Формы интегрированных групповых структур

Финансово-промышленные группы – ассоциации юридических лиц, включающие финансовые, производственные и торговые фирмы, объединяющие полностью или частично свои материальные или нематериальные активы на основе договора с целью технологической и/или экономической интеграции, реализации инвестиционных и других проектов и программ, повышения конкурентоспособности.

Сущность финансово-промышленных групп. Основные характеристики финансово-промышленных групп в международном бизнесе.

Основные характеристики ФПГ США, Германии, Японии, Южной Кореи, России, Казахстана. Особенности их становления и функционирования на современном этапе.

3. Холдинговая форма организации МНК. Экономическая роль холдинговых компаний

Холдинговая компания является особым типом финансовой или финансово-промышленной компании, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других фирм с целью делового контроля над ними и управления их деятельностью.

Дочерние и зависимые компании. Финансовые и смешанные холдинги. Экономическая роль холдинговых компаний.

Неиерархические интегрированные структуры. Этархия.

4. Интегрированные банковские структуры

Элементы международной банковской группы (корреспондентские отношения, оффшорные отделения). Представительства международных банков в зарубежных странах. Банковские филиалы. Дочерние банки. Ассоциированные банки. Банковские холдинговые компании.

5. Подходы к стратегии управления МНК

Проблемы в выработке стратегий МНК. Планирование в МНК. Схемы стратегического планирования. Различия в стратегии разных уровней корпоративной иерархии для основных структур управления МНК, которые различаются по степени взаимодействия между головной компанией и ее дочерними предприятиями: финансовой группы, конгломерата, концерна.

Стратегия международного портфеля.

 

Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 26, 27, 40.

 

Тема лекции № 7. Международные стратегические альянсы (2ч)

1. Сущность и виды международных стратегических альянсов (МСА)

2. Мотивы создания международных стратегических альянсов

3. Международные стратегические альянсы и глобальная конкуренция

 

1. Сущность и виды международных стратегических альянсов

Международные стратегические альянсы – относительно продолжительные по времени межорганизационные соглашения по сотрудничеству, которые предусматривают совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждого из них.

Особенности МСА. Формы МСА: соглашения об участии в активах (без образования новой организации; с образованием новой организацией) и контрактные соглашения (функциональные соглашения и неформальные соглашения). Образование альянса через владение акциями. Лицензионные соглашения и франчайзинг как альянсы.

Различия стратегических альянсов. Международные и национальные стратегические альянсы.

2. Мотивы создания международных стратегических альянсов

Наиболее важные мотивы создания альянсов:

- доступ на зарубежные рынки, что обеспечивает снижение риска; возможность более быстрого проникновения на данный рынок; лучшие условия для экспорта, достижение преимущества от более широкой сферы деятельности; лучший доступ на местный рынок товаров и услуг, производимых вне данного региона; получение региональных экономических преимуществ; удовлетворение требований правительства к иностранному капиталу;

- доступ к ресурсам и рост эффективности их использования. Каждая организация выполняет работу, в которой она наиболее компетентна, издержки на единицу продукции снижаются для всех партнеров;

- рост компетенции. Организации вступают в МСА, зачастую с конкурентами, чтобы разделить знания и создать новые формы знаний.

3. Международные стратегические альянсы и глобальная конкуренция

Международные стратегические альянсы как средство глобальной конкуренции.

Международные стратегические альянсы как способ реализации страновых преимуществ.

 

Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 5, 11, 12, 31, 40.

 

Тема лекции №8. Финансовые решения в международном менеджменте (4ч)

1. Валютно-финансовая среда международного менеджмента

2. Финансовый менеджмент международной фирмы

3. Валютный риск и стратегии его хеджирования

 

1. Валютно-финансовая среда международного менеджмента

Особенностями современной валютно-финансовой среды, влияющими на рост неопределенности при принятии решений в международном бизнесе, являются:

1. Многообразие валют

2. Нарастающий валютный риск

3. Политический риск

4. Разнообразие экономических и политических систем

5. Функционирование еврорынка

6. Роль правительства

Функционирование мировой валютной системы на современном этапе развития мирового хозяйства. Понятие мировой валютной системы, ее основные конструктивные элементы (мера стоимости вывезенного из страны богатства; способ установления валютного курса; валютные рынки; международные организации, регулирующие валютную деятельность стран). Характеристика и особенности современной МВС.

Инструменты срочного рынка. Валютная позиция хозяйствующего субъекта, ее суть и типы. Срочные контракты: форвардные валютные контракты, фьючерсные контракты, опционный контракт, своп-контракты.

2. Финансовый менеджмент международной фирмы

Сравнение задач финансового менеджмента и специфических задач международного финансового менеджмента.

Краткосрочное финансирование фирмы. Источники краткосрочного финансирования международной фирмы:

1. внутренние источники финансирования;

2. внешние источники финансирования.

Внутрифирменное краткосрочное финансирование представляет собой взаимопредоставление валютных займов различным подразделениям компании, а также предоставление инвалютных кредитов родительской фирмой своим дочерним компаниям и наоборот. Такие займы предоставляются в виде:

1. прямого международного фирменного кредита;

2. компенсационного внутреннего кредита;

3. параллельного внутрифирменного кредита.

Суть, преимущества и недостатки этих видов кредитования.

Источниками внешнего краткосрочного финансирования выступают:

1. спонтанные источники финансирования фирмы;

2. банковское финансирование. Его основные виды - кредитная линия, револьверный кредит, срочный заем, овердрафт.

3. финансирование с использованием РЦБ.

4. Суть, преимущества и недостатки этих видов кредитования.

Долгосрочное финансирование фирмы. Основные виды:

1. от инвесторов (через покупку акций и облигаций);

2. от кредиторов (в форме банковского кредита или покупки долгосрочных ценных бумаг – облигаций).

Внешние источники долгосрочного финансирования фирмы:

- банковское финансирование в виде банковского кредита и в форме покупки банками долгосрочных ценных бумаг компании, не поступающих в открытую продажу, а размещаемых в частном порядке среди крупных инвесторов;

- привлечение средств за счет эмиссии акций и облигаций.

Управление оборотным капиталом фирмы.

3. Валютный риск и стратегии его хеджирования

Валютный риск – вероятность потерь или недополучения прибыли по сравнению с планируемыми значениями в результате неблагоприятного изменения величины валютного курса. Виды валютных курсов и их идентификация.

Управление валютно-экономическим риском. Виды валютного риска: транзакционный риск и конкурентный риск.

Контрактные методы страхования транзакционного риска. Использование инструментов срочного рынка.

Менеджмент конкурентного риска.

 

Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 21, 22, 23, 24, 27, 35, 38.

 

Тема лекции № 9. Финансирование внешней торговли (3ч)

1. Финансирование экспорта

2. Нетрадиционные методы финансирования

3. Факторинг и форфейтинг

4. Способы финансирования импорта

1. Финансирование экспорта

Экспортное финансирование – привлечение, обеспечение и использование финансовых средств в целях осуществления экспортной сделки.

Задачи и формы финансирования экспорта.

Краткосрочное финансирование: овердрафт; путем учета векселей или чеков; учетная кредитная линия; авансы под инкассо; акцептная кредитная линия; покупательские авансы.

Среднесрочное и долгосрочное финансировании: банковское финансирование; кредит покупателю.

2. Нетрадиционные методы финансирования

Встречные сделки. Встречная торговля – внешнеторговые операции, при совершении которых в документах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Основные формы международных встречных сделок:

- бартер;

- клиринговое соглашение;

- параллельные сделки;

- предварительная закупка;

- обратная покупка;

- промышленная кооперация.

Виды встречных сделок по способу компенсации:

- товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе;

- компенсационные сделки на коммерческой основе;

- компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве.

Международный лизинг. Лизинг – это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование и владение за определенную плату. Субъекты лизинга.

Виды лизинга: в зависимости от количества участников (двусторонние лизинговые сделки, многосторонние лизинговые сделки); по типу имущества (лизинг движимого имущества, лизинг недвижимого имущества); в зависимости от сектора рынка, где производятся лизинговые операции (внутренний лизинг, внешний (международный) лизинг – экспортный или импортный); в зависимости о формы лизинговых платежей (лизинг с денежным платежом, лизинг с компенсационным платежом, лизинг со смешанным платежом); по объему обслуживания передаваемого имущества (чистый лизинг, лизинг с дополнительным обслуживанием); по сроку использования имущества и связанных с ним условиями амортизации (лизинг с полной окупаемостью, лизинг с неполной окупаемостью).

Оперативный и финансовый лизинг, суть и характерные признаки.

Оперативный лизинг отличается тем, что срок аренды понему короче, чем экономический срок службы имущества. Объектом оперативного лизинга, как правило, является оборудование с высокими темпами морального старения.

При оперативном лизинге происходит частичная выплата, т.е. лизингодатель за время действия данного договора возмещает лишь часть стоимости оборудования, и поэтому он вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз, как правило, разным пользователям. Так как одно и то же оборудование сдается в пользование несколько раз, в конечном счете лизингодатель компенсирует все расходы полностью. При этом риск порчи или утраты имущества в основном лежит на лизингодателе, им же осуществляются его страхование, ремонт и обслуживание.

При оперативном лизинге возрастает риск лизингодателя по возмещению высокой остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. Поэтому на начальном этапе развития лизингового бизнеса, на котором находится наша страна, интересам лизингодателей в наибольшей степени отвечает передача имущества на сроки, близкие к периоду полной амортизации с последующим его выкупом по остаточной стоимости, т.е. финансовый лизинг.

Финансовый лизинг характеризуется прежде всего тем, что срок, на который оборудование передается во временное пользова­ние, совпадает по продолжительности со сроком его полной амортизации. По окончании срока пользователь может приобрести имущество в собственность или возобновить договор на новых условиях. В первом случае в договоре предусматривается опцион лизингополучателя на покупку, включая условие об определении покупной цены в конце срока лизинга. Полный объем обязанностей по страхованию, техническому обслуживанию и ремонту возлагается на пользователя имущества.

Финансовый лизинг также носит название лизинг имущества с полной окупаемостью или с полной выплатой, что означает, что в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю сто­имость имущества и получаст прибыль от лизинговой операции.

Особые виды лизинга – возвратный лизинг, раздельный лизинг. Возвратный лизинг рассматривается как разновидность финансового лизинга. Его отличие состоит в том, что собственник имущества передаст право собственности на него будущему лизингодателю на условиях купли-продажи, т.е. продает его и одновременно вступает с ним в иные отношения — в качестве пользователя этого имущества. В этом случае поставщик и лизингополучатель являются одним и тем же юридическим лицом. Учитывая, складывающуюся конъюнктуру на рынке лизинговых услуг, можно утверждать, что этот вид лизинга в наибольшей степени заинтересует потенциальных пользователей. Он отвечает их интересам, поскольку позволяет гибко и оперативно решать свои проблемы. Его преимущество в том, что он доступен для предприятий со сложным финансовым положением. Если предприятие нуждается в имуществе, но в силу каких-либо причин в данный момент испытывает финансовые трудности, то ему крайне выгодно -запродать" имущество лизинговой компании и одновременно фактически продолжать пользоваться им. Это не исключает и возможности последующего выкупа имущества после окончания срока договора и восстановление права собственности поставщика -пользователя относительно имущества.

Преимущества и недостатки лизинга. Лизинг выполняет несколько функций. Во-первых, он является формой вложения средств в основные фонды, дополнением к традиционным каналам финансирования. Предприятие-лизингополучатель имеет возможность пользоваться необходимым для него имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных средств или привлечения заемных средств. Лизингополучатель освобождается от единовременной полной оплаты стоимости имущества, что выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи и в ряде случаев рассматривается как ее альтернатива. Кроме того, лизинг может открывать доступ к необходимому имуществу в случае каких-либо кредитных ограничений и невозможности привлечения для этих целей заемных средств.

Привлекательной стороной лизинга служит и порядок осуществления платежей по лизингу. С одной стороны, сроки и размер выплат являются предметом взаимной договоренности сторон и поэтому могут очень гибко учитывать интересы каждой стороны. Так, исходя из особенностей финансового состояния лизингодателя и лизингополучателя, может применяться отсрочка первого платежа, нарастание лизинговых выплат или, наоборот, авансовый платеж, снижение объема выплат и т.д. С другой стороны, взаимная заинтересованность может быть реализована при определении порядка и характера лизинговых платежей, а именно: лизинговые взносы могут производиться из выручки от продажи произведенной на этом оборудовании продукции; платежи могут принимать не только денежную форму, но и выражаться частично или полно­стью в форме товаров или встречных услуг. Это преимущества лизинга.

Вместе с тем лизинг имеет и отрицательную сторону, он относительно дорог для лизингополучателя по сравнению с покупкой имущества в собственность за счет собственных или заемных средств. В связи с этим заключению каждой сделки должен предшествовать всесторонний анализ конкретных условий и потребностей, всех положительных и отрицательных сторон лизинга, финансовая оценка последствий применения лизинга для финансового состояния пользователя.

Вторая функция лизинга заключается в том, что он является одним из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства, открывающих пользователям доступ к передовой технике в условиях ее быстрого морального старения. Мировой опыт свидетельствует, что бурное развитие лизинга инициируется ускорением темпов научно-технического прогресса. Лизинг позволяет разрешить противоречие между необходимостью использования в условиях обостряющейся конкуренции самой современной техники и быстрым ее моральным старением. Он оказывается особенно эффективным в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения техники. Благодаря таким чертам лизинга, как оперативность и гибкость, пользователь получает возможность удовлетворять свои производственные потребности, связанные с сезонным разворотом работ. Поэтому эффективно его применение в сезонных отраслях народного хозяйства, таких, как сельское хозяйство (при проведении посевных и уборочных работ), перерабатывающие отрасли.

3. Факторинг и форфейтинг

Факторинг – разновидность посреднических операций, проводимых банками и специальными компаниями, представляющая собой покупку денежных требований экспортера к импортеру и их инкассацию.

Организация и виды факторинга. Стоимость факторинга.

Форфейтинг – покупка среднесрочных векселей, других долговых и платежных документов, возникающих из товарных поставок, специальным кредитным институтом за наличный расчет без права регресса на экспортера при предоставлении последним достаточного обеспечения.

Преимущества и недостатки форфейтинга.

Соотношения форфейтинга и факторинга.

4. Способы финансирования импорта

Способы финансирования импортеров:

1.) банковский овердрафт в национальной или иностранной валюте;

2.) ссуда в национальной или иностранной валюте;

3.) торговля по открытому счету;

4.) финансирование посредством комиссионной фирмы;

5.) расчеты при помощи акцептного аккредитива и аккредитива с рассрочкой платежа;

6.) лизинг;

7.) форфейтинг;

8.) финансирование покупателя;

9.) встречная торговля;

10.) банковский акцепт;

11.) ссуда под продукцию.

 

Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 14, 21, 25, 31, 37.

 

Тема лекции № 10. Технологии международных инвестиций (2ч)

1.Место и роль ценных бумаг в международном инвестиционном процессе

2. Международный рынок инвестиций

3. Международные инвестиционные компании

 

1.Место и роль ценных бумаг в международном инвестиционном процессе

Международные инвестиции – вложения свободных в данный момент средств, оставшихся после удовлетворения необходимых потребностей участников инвестиционного процесса, в иностранные ценные бумаги или другие имущественные ценности с целью получения дохода в будущем.

Формы международных инвестиций. Простая и фондовая формы инвестиционного процесса. Критерии целесообразности инвестирования

. Практика формирования инвестиционных портфелей международных компаний свидетельствует, что инвестору для оптимизации портфеля в общем случае недостаточно информации только о рыночных ценах ценных бумаг. Ему необходимо, в частности, оценивать финансовую активность своих решений, что практически невозможно сделать, не рассчитав доходность ценных бумаг, отбираемых в инвестиционный потрфель.

Расчет доходности, или инвестиционной нормы, которую ценная бумага будет обеспечивать, когда будет куплена за данную цену, является наиболее важной задачей, касающейся ценных бумаг. Только решив ее, инвестор может определить, какая из нескольких ценных бумаг обеспечит ему наилучшую инвестицию.

Понятие же доходности имеет непосредственное отношение к категории риска. В частности, чем больше ожидаемая по конкретной ценной бумаге доходность, тем выше связанный с ней риск. Доходность и риск-это, по существу, две стороны одной медали, называемой инвестицией.

Совокупный риск инвестиций содержит два компонента:

1) систематический (недиверсицируемый) риск,

2) несистематический (диверсифицируемый) риск.

Первый связан с риском, касающимся общих экономических условий функционирования компаний. Он возникает в результате действия факторов, не зависимых от той или иной компаний, таких как экономический цикл, темпы инфляции, процентные ставки, курсы обмена валют и т.п. Ни один из этих макроэкономических факторов невозможно предсказать с полной определенностью, и все они тем не менее влияют на доходность акций любой конкретной компании.

Диверсифицируемый риск представляет собой ту часть инвестиционного риска, которая может быть устранена в результате диверсификации, под которой понимается сознательный подбор инвестиционных инструментов с целью минимизации уровня риска портфеля ценных бумаг (акций).

2. Международный рынок инвестиций

Сущность международного рынка инвестиций.

Международные инвестиционные риски. Степень неопределенности при принятии управленческих решений еще более усиливается в условиях осуществления различных операций в масштабах международного бизнеса и, в частности, зарубежного инвестирования. Хотя к внутренним и иностранным операциям применяются одинаковые основные принципы анализа эффективности планируемых капиталовложений, существует три принципиальных различия между ними:

1) оценка потоков денежных средств для зарубежных капиталовложений затрудняется из-за местного внутристранового удержания налогов на прибыль, ограничений на возврат капитала, возможности блокирования международных потоков денежных средств,

2) зарубежные потоки денежных средств номинированы в иностранной валюте, поэтому колебания обменных курсов валют добавляют рискованности зарубежным инвестициям,

3) существует возможность ужесточения правительственной политики в принимающей стране, которая сокращает или отвлекает потоки денежных средств, что также увеличивает рискованность зарубежных инвестиций.

Страновой риск: трансфертный риск; политические риски; правовые риски; экономические риски; риски, связанные с регулированием; риск, связанный с разницей во временных поясах; культурно-языковые проблемы.

Риск рынка ценных бумаг: риск изменения рыночных цен; риск, связанный с бизнесом; операционный риск; риск, связанный со стороной по сделке; риск поставки ценных бумаг; риск, связанный с оплатой наличными; риск ущемления прав инвесторов; риск ликвидности; риск расчетов. Валютный риск.

3. Международные инвестиционные компании

Характерные отличительные черты инвестиционных фондов.

Основные экономические преимущества инвестиционных фондов:

  1. эффективность и информационная прозрачность;
  2. диверсификация;
  3. профессиональное управление;
  4. ликвидность;
  5. удобство;
  6. налоговые льготы;
  7. регулирование.

Типы инвестиционных фондов – по правовой форме (корпоративные фонды, трасты, контрактные фонды); по операционной структуре (закрытого и открытого типов).

Сравнительный анализ различных схем коллективного инвестирования: инвестиционный фонд, коммерческий банк, страховая компания, пенсионный фонд.

 

Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 5, 8, 14, 31, 35.

 

Тема лекции № 11. Технологическая политика МНК (2ч)

1. Цели и направления технологической политики МНК

2. Международный рынок технологий

 

1. Цели и направления технологической политики МНК

Цели и задачи современной технологической политики. Особенности современного технологического развития. Интернационализация технологической политики.

Типы технологической политики: политика глобального центра («center-for-global») и политика полицентризма («lokal-for-lokal»).

Новые методы осуществления технологических изменений: распределительная система технологического развития «locally-leveraged» и интегрированная система технологического развития «globally-linked».

2. Международный рынок технологий

Организация исследований и разработок. Участники рынка технологий. Венчурный бизнес. Важную роль в продаже лицензий играют венчурные (рисковые) компании. Эти компании заинтересованы в международном обмене технологиями, что обусловлено следующими причинами. Венчурные фирмы – это, как правило, мелкие и средние узкоспециализированные промышленные фирмы; их программа НИОКР обычно ограничивается небольшим кругом технических проблем. Успех таких фирм на мировом рынке зависти главным образом от широкого использования передовых научно-технических достижений, поскольку они не могут позволить себе снижения цен на товары из-за ограниченности финансовых ресурсов.

Практика современных корпораций.

Передача технологий. Формы технологического трансферта.

Структура процесса передачи технологий:

- исследование и разработка;

- утилизация;

- технологический рост;

- технологическая зрелость;

- технологический упадок.

Этапы процесса передачи технологий:

- определение потребности;

- оценка технологии;

- планирование передачи технологии;

- осуществление трансферта технологии.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 21, 24, 35, 36, 37.

 

Тема лекции № 12. Управление человеческими ресурсами и этика в международном бизнесе (1ч)

1. Корпоративная культура.

2. Управление человеческими ресурсами международной фирмы

3. Этика в международном бизнесе.

1. Корпоративная культура.

Корпоративная культура – система личных и коллективных ценностей, принимаемых и разделяемых всеми членами организации, а также набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников.

В классической типологии корпоративных культур выделяются: рыночная культура (базируется на господстве стоимостных отношений), бюрократическая культура (основывается на системе власти), техническая культура (характерна для фирм и стран, имеющих успешный исторический опыт технических разработок – США, Япония). Кроме того, голландский исследователь Г.Хофштеде классифицировал культурные аспекты организации или стран на основе 4-х характеристик: длина иерархической лестницы, избежание неопределенности, индивидуализм-коллективизм, маскулинизм-феминизм.

Формирование корпоративной культуры происходит под воздействием четырех сред: мегасреды (глобальный уровень), макросреды (национальный уровень), микросреды (корпоративный уровень) и метасреды (персональный уровень работника).

2. Управление человеческими ресурсами международной фирмы

Подходы к отбору персонала в МНК:

1.) этноцентризм;

2.) полицентризм;

3.) региоцентризм;

4.) геоцентризм.

Категории работников для зарубежных операций. Критерии отбора менеджеров и других категорий работников. Модели управления человеческими ресурсами: американские и японские организации.

3. Этика в международном бизнесе.

Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 11, 31, 39

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.085 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал