Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Изучение новой темы. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1) Актуализация имеющихся знаний. - Как называются линии, которые протянулись с запада на восток через Землю? (параллели) - Как называется самая длинная параллель на Земле? (экватор) - Как называются линии, которые расположены севернее и южнее от экватора? (меридианы) - А как называются линии, которые расположены вокруг полюсов? (полярные круги) - Почему на экваторе теплее, чем в полярных областях? (зависимость от угла падения солнечных лучей) - На какие тепловые пояса делится планета? (холодные, умеренные и жаркий) 2) Сообщение новой темы. - Где расположен теплый пояс Земли? (показ на карте) - Кто покажет умеренный? Холодный? - Какой тепловой пояс Земли один? (жаркий) - А как вы думаете, будет ли меняться природа разных тепловых поясов Земли? Почему она меняется? (зависимость от климата) - А теперь, используя свой жизненный опыт, попробуйте представить какую природу мы сможем встретить в каждом тепловом поясе. ВЫВОД. Природа тепловых поясов меняется. Итак! Мы подошли к тому моменту, когда можем определить, о чем мы будем сегодня говорить? (о природе разных тепловых поясов) - Верно! - Тема сегодняшнего урока «Природная зональность» (слайд 1). - Какие цели мы поставим перед собой? (выснить, что такое природная зона, какие они бывают, познакомиться с картой природных зон и научиться их показывать)
3) Совместное «открытие» знаний. - Ребята! Сегодня мы с вами немного попутешествуем. Вы любите путешествовать? (ответ) - Хорошо. Но сначала мы с вами немножечко подготовимся к этому путешествию. - Скажите. Что такое зона? (большая территория) - Верно! На любой территории есть что-то общее. Как вы думаете. Что может быть общим на территории? (ответ) - Также общим может быть, например, страна. Здесь люди схожи внешне, говорят на одном языке и т. д. Раз зона – территория, значит на ней должны быть общие признаки. Какие? (природа, климат, почва) - Молодцы! А какое определение можно дать природным зонам? (ответы) - Хорошо, ребята, молодцы! Итак! Природная зона (слайд 2) – это крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром. - Теперь самое время начать путешествие. А называется оно «Природные зоны». - Итак! Представьте, что вы сели в экскурсионный вертолет. Внимание! Вертолет взлетел! Нашему путешествию дан старт. - Если вы посмотрите в окошко (на экран – слайд 3), то увидите, что мы пролетаем над очень красивыми местами. Это первая наша зона. Она расположена в умеренном поясе, поэтому здесь все времена года выражены очень ярко. Эта природная зона – самая большая. Разнообразен мир этих мест. Здесь можно встретить (слайд 4) пихту, березу, ольху, малину, сосну, рябину и т.д. Живут здесь (слайд 5): лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, глухари, бурундуки, полевки, бобры. - Как называется эта зона? (лесная) - Каким цветом обозначена на карте? (зеленая) - Найдите и покажите ее на карте. (показ на карте) - Сколько разных оттенков вы увидели? (три) - Почему? (разные леса) - Правильно! Давайте с вами выясним, на какие же части делиться зона лесов. (На доске схема) Зона лесов
Тайга Смешанный лес Широколиственный лес - Хорошо, ребята! Молодцы! Полетели дальше. Стало так холодно, что стекла нашего вертолета совсем замерзли. Пилоты сказали, что материк здесь заканчивается. Куда же мы с вами прилетели? Определите по карте. (зона тундры – слайд 6) - Верно! Кто желает показать на карте? (показ на карте) - Правильно! Эта территория расположилась на краю материка. Здесь нет лесов, зато огромное количество болот. Все растения низкорослые из-за сильных ветров. Лето очень короткое, но за это время успевают созреть различные ягоды. Здесь много птиц, огромное количество комаров и мошкары. Более подробно с этой зоной будем знакомится позже. - И мы с вами пролетаем над следующей зоной (слайд 7). Это зона островов, лежащих около Северного полюса. Здесь долгая холодная зима и холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи и лишайники (слайд 8). Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды и снега. Но попадается зеленая льдина. Это мельчашие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями (слайд 9). Несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь. К этим суровым условиям приспосабливаются обитатели Севера. - Какая это зона? Назовите по карте. (зона арктических пустынь) - Я предлагаю вам познакомиться с обитателями этой зоны, разгадав кроссворд «Обитатели Арктики» (на доске) 1) Ими питаются рыбы и огромные морские звери (рачки). 2) Полярный житель, не боится белого медведя, имеет белые клыки, но при этом безобиден (морж). 3) Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой (чайка). 4) Представитель ластоногих, прекрасный пловец (тюлень). 5) Рыба, обитатель северных морей (сайка). 6) Красивая птица, снеобыным клювом (тупик). - Молодцы, ребята! Справились с заданием. А теперь отправляемся дальше. И отправляемся мы на юг России – отогреваться. Посмотрите в окно (на экран – слайд 10). - Что вы видите? (ответ) - Верно! Мы видим с вами следующую природную зону. Определите по карте ее название. (степная зона) - Правильно! - По площади это небольшая зона. Все растения травянистые, растут на плодородной почве и приспосабливаются к жизни там по-разному. В этой зоне живет мнодество насекомых, много разных птиц, которые устраивают гнезда прямо на земле. Животные некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. - Каким цветом она изображена на карте? (желтым) - Найдите и покажите ее на карте. (показ на карте) - Я на прошлом уроке вас просила познакомиться с животным и растительным миром зоны степей. И сейчас я предлагаю вам немножко поиграть в игру «Я покажу – ты назови». Условия этой игры просты – я показываю вам животного или растение, а вы должны мне его назвать. (учитель показывает иллюстрации животных и растений) - Летим дальше. В нашем вертолете станвится еще теплее. Эта зона (слайд 11) расположена на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Лето здесь жаркое, длится 5 месяцев, а зима короткая, но довольно суровая. Поверхность зоны равнинная с валами из песка. Эти песочные валы – барханы – постоянно нагреваются. Самые распространенные растения (слайд 12) верблюжья колючка, саксаул. Большинство животных некрупные. В этой зоне обитают (слайд 13) песчаный удавчик, ящерицы, сайгаки, скорпионы, кобылки, скарабеи. - В какой природной зоне приземлился наш вертолет? (в пустыне) - Покажите на карте, где находится зорна пустынь. (показ на карте) - Хорошо, ребята! Молодцы! - Ну что ж! нам осталось посетить последнюю зону России. Мы пролетаем над зоной (слайд 14), которая защищена от холодных северных ветров Кавказскими горами. Климат морской, так как она расположена у самого моря. Поэтому здесь много осадков. Море можно сравнить с большой батареей отопления: летом оно хорошо нагревается, а зимой отдает накопленное тепло и нагревает воздух. В этой зоне пышные леса образованы теплолюбивыми и требовательными к влаге растениями (слайд 15). Здесь мало крупных животных (слайд 16) и обитают лесной кот, кавказские ящерицы, насекомые, фазаны и др. - В какой природной зоне приземлился наш вертолет? (в зоне черноморского побережья Кавказа) - Покажите на карте эту зону. Каким цветом обозначена? - Хорошо, ребята! Молодцы! - Наше путешествие подошло к концу и нам необходимо вернуться в класс.
|