Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурная революция в СССР






К ультурная революция являлась важнейшим условием построения социализма в СССР: необходимо было поднять общеобразовательный уровень населения, обеспечивающий основу для создания материально-технической базы социализма, а также сделать общество идеологически однородным, внедрив в массовое сознание основы марксистско-ленинской теории, как правило, в виде упрощенных схем. Обе эти задачи решались параллельно. Некоторые интеллектуалы, сотрудничавшие с новой властью, даже разрабатывали проекты воспитания человека нового типа, с качественно иными физическими и нравственными характеристиками.

К моменту прихода большевиков к власти Россия была страной с одним из самых низких уровней грамотности в Европе: грамотными считались 25% населения (для того, чтобы считать себя грамотным, человеку нужно было уметь читать, но не обязательно писать). В 1908 г. в России был принят закон о всеобщем начальном образовании, но на практике из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны государства и из-за начавшейся войны он не смог принести существенных результатов. В 20-е гг. после окончания гражданской войны в стране была развернута система краткосрочных курсов ликбеза (ликвидации безграмотности), что принесло определенные плоды, но не повысило в целом образовательный уровень. Необходима была систематичная работа по развитию связанных между собой начальной, средней и высшей школы.

В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах - обязательное семилетнее. В годы первой и второй пятилеток в школах (в том числе и для взрослых) обучалось более 30 млн. человек, что втрое превышало дореволюционные показатели. В 1934-35 гг. в школах были введены стабильные программы и учебники, в старших классах - переводные и выпускные экзамены. Было восстановлено преподавание всемирной и русской истории. Зарплата учителей находилась на уровне зарплаты инженерно-технического персонала в промышленности.

К 1939 г. уровень грамотности в стране достиг 87, 4%. Но ликвидация неграмотности сама по себе еще не решала такую важную проблему как обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами, особенно в условиях форсированной индустриализации. Ситуация усугублялась тем, что с конца 20-х гг. государство взяло курс на вытеснение из промышленности и государственных структур опытных инженеров и организаторов производства, получивших высшее и среднее специальное образование до революции (" спецов"), а также стало отказываться от услуг иностранных специалистов. В стране стали открываться новые высшие и средние специальные учебные заведения, преимущественно технические, которые за период с 1928 по 1937 г. подготовили около 2 млн. специалистов (к 1938 г. доля инженерно-технических работников, получивших образование до 1917 г., на производстве составила 0, 8%). Прием в вузы осуществлялся на основе классового принципа, предоставлявшего преимущества выходцам из рабочих и крестьянских семей. Для тех из них, кто не имел среднего образования, создавались " рабочие факультеты" (рабфаки), на которых за короткий срок можно было пройти курс необходимых школьных дисциплин. Только в декабре 1935 г., в преддверии принятия новой Конституции, были отменены ограничения, связанные с социальным происхождением абитуриентов и вводились обязательные для всех вступительные экзамены. Последняя мера была связана с тем, что рабфаки не давали качественного среднего образования, на основе которого можно было подготовить высококвалифицированного специалиста. В Конституции 1936 г. наряду с классами рабочих и колхозных крестьян констатировалось наличие в СССР новой, рабоче-крестьянской интеллигенции (это понятие приобрело новый, социальный смысл, в противовес нравственному содержанию, которое вкладывалось в него в России в XIX-нач.XX вв.).

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. " О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском " Краткого курса истории ВКП(б)" во всех вузах СССР были введены в качестве обязательных предметов " История ВКП(б)" и " Марксистско-ленинская философия".

Конец 20-х - 30-е гг. характеризуются новыми явлениями в области художественной культуры. В противовес периоду НЭПа, с относительной свободой и разнообразием в области литературы, изобразительного искусства, театра, создаются такие централизованные организации как Союз композиторов, Союз архитекторов (1932), Союз писателей (1934), заменившие собой многочисленные творческие объединения. В январе 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам искусства при Правительстве СССР. Различные структурные подразделения этого комитета выполняли функции политической цензуры. Основополагающим и единственным принципом создания художественных произведений был провозглашен принцип социалистического реализма.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал