![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принятие решения об инвестировании проекта.
Инвестиционные проекты более дифференцированно могут быть классифицированы по следующим основаниям: Ø тип предполагаемых доходов - сокращение затрат; дополнительные доходы от расширения традиционных производств и технологий; выход на новые рынки сбыта; экспансия на новые сферы бизнеса; снижение риска производства и сбыта; социальный эффект; Ø отношения взаимозависимости - взаимоисключающие (альтернативные) проекты, отношения комплементарности, отношения замещения, отношения экономической независимости; Ø тип денежного потока - ординарный, неординарный. Два анализируемых проекта называются независимыми, если решение о принятии одного из них не влияет на решение о принятии другого. Два анализируемых проекта называются альтернативными, если они не могут быть реализованы одновременно, т. е. принятие одного из них автоматически означает, что второй проект должен быть отвергнут. Проекты связаны между собой отношениями комплементарности, если принятие нового проекта способствует росту по одному или нескольким другим проектам. Проекты связаны между собой отношениями замещения, если принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам. Поток называется ординарным, если он состоит из исходных инвестиций, вложенных единовременно или в течение нескольких последовательных базовых периодов, и последующих притоков денежных средств. Если притоки денежных средств чередуются в любой последовательности с их оттоками, то поток называется неординарным. Инвестиционные проекты различаются по степени риска: наименьший риск имеют проекты, выполняемые по государственному заказу; наибольший риск вызывают проекты, связанные с созданием новых производств и технологий. Стадии менеджмента инвестиционной деятельности включают: Ø планирование, т. е. формулирование цели, исследование рынка и идентификацию возможных проектов, экономическую оценку, рассмотрение вариантов в условиях различных ограничений, формирование инвестиционного портфеля; Ø реализацию проекта, которая состоит из фазы инвестирования (производство, сбыт, затраты, финансирование) и фазы ликвидации последствий проекта; Ø контроль в процессе инвестирования, в процессе действия и в процессе ликвидации; Ø оценку и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей. Разработка инвестиционной политики фирмы предполагает: Ø формирование долгосрочных целей ее деятельности - поиск новых перспективных сфер приложения свободного капитала; разработку инженерно-технологических, маркетинговых и финансовых прогнозов; подготовку бюджета капитальных вложений; Ø оценку альтернативных проектов; Ø оценку последствий реализации предшествующих проектов. Критическими моментами в процессе составления бюджета капиталовложений являются: а) прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию (поскольку большинство проектов связано с дополнительным выпуском продукции); б) оценка притоков денежных средств по годам; в) оценка приемлемого значения цены капитала, используемого, в том числе и в качестве коэффициента дисконтирования. Анализ возможной емкости рынка сбыта продукции, т. е. прогнозирование объема реализации, наиболее существен, поскольку ее недооценка может привести к потере определенной доли сбыта, а переоценка - к неэффективному использованию введенных по проекту производственных мощностей, т. е. к неэффективности капиталовложений. Цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта, может меняться (как правило, в сторону увеличения) в зависимости от различных обстоятельств. Это означает, что проект, принимаемый при одних условиях, может стать невыгодным при других. Различные проекты неодинаково реагируют на увеличение цены капитала. Так, проект, в котором основной приток денежных средств приходится на первые годы его реализации, т. е. возмещение сделанных инвестиций, осуществляется более интенсивно, в меньшей степени чувствителен к удержанию цены за использование источников средств. Инвестиционные проекты, анализируемые в процессе составления бюджета капиталовложений, имеют определенную логику. Во-первых, анализ, как правило, ведется по годам. Во-вторых, предполагается, что весь объем инвестиций производится в конце года, предшествующего первому году генерируемого проектом притока денежных средств. В-третьих, приток (отток) денежных средств имеет место в конце очередного года. В-четвертых, коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов NPV, IRR, PI, должен соответствовать продолжительности периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если продолжительность равняется году). Методы оценки и анализа проектов подразделяются на две категории: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках. Применение методов оценки и анализа проектов предполагает множественность используемых прогнозных оценок и расчетов. Чем продолжительнее во времени проект, тем более неопределенным и рискованным становится приток денежных средств в последние годы его реализации. Основными критериями, используемыми при оценке инвестиционных проектов, являются: Ø чистый приведенный эффект (Net Present Value, NPV); Ø индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI); Ø внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Return, IRR); Ø модифицированная внутренняя норма прибыли (Modified Internal Rate of Return, MIRR); Ø срок окупаемости инвестиции (Playback Period, PP); Ø расчетная норма прибыли (Accountiate Ring of Return, ARR).
Логика критерия NPV такова: если NPV < 0, то в случае принятия проекта владельцы компании понесут убыток; если NPV = 0, то при принятии проекта благосостояние владельцев компании увеличится. Логика критерия PI характеризует доход на единицу затрат. Он наиболее предпочтителен, когда необходимо упорядочить независимые проекты для создания оптимального портфеля при ограниченном сверху общем объеме инвестиций. Логика критерия IRR показывает максимальный уровень затрат, который может быть ассоциирован с данным проектом, г. е. если цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта, больше IRR, то выполнение проекта приносит только убытки, и, следовательно, его надо отвергнуть. Логика критерия MIRR представляет собой коэффициент дисконтирования, уравнивающий приведенную стоимость оттоков денежных средств (инвестиций) и наращенную величину притоков. При этом операции дисконтирования оттоков и наращения притоков выполняются с использованием цены капитала проекта. Логика критерия РР показывает число базовых периодов, за которые исходная инвестиция будет полностью возмещена за счет генерируемых проектом притоков денежных средств. Если базовый период составляет один год, то расчет, как правило, ведется по годам, однако можно выделить и часть года, если абстрагироваться от исходного предположения, что приток денежных средств осуществляется в конце года. Логика критерия NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта, а также аддитивен в пространственно-временном аспекте, т. е. NPV различных проектов можно суммировать для нахождения общего эффекта. Критерий IRR показывает лишь максимальный уровень затрат, который может быть ассоциирован с оцениваемым проектом. В частности, если 1RR двух альтернативных проектов больше цены привлекаемых для их реализации источников средств, то выбор лучшего из них по критерию IRR невозможен. Этот критерий не обладает свойством аддитивности. Для неординарных денежных потоков он может иметь несколько значений. Критерий NPV предполагает дисконтирование денежного потока по цене капитала проекта, а критерий IRR — по ставке, численно равной IRR. При расчете NPV, как правило, используют постоянную ставку дисконтирования, однако при некоторых обстоятельствах, например, когда ожидается изменение уровня учетных ставок, могут быть использованы индивидуализированные по годам коэффициенты дисконтирования. В отличие от критерия IRR критерий MIRR позволяет анализировать неординарные денежные потоки. Критерий РР: а) не учитывает влияние доходов последних периодов, выходящих за пределы срока окупаемости; б) не делает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но с разным распределением ее по годам; в) не обладает свойством аддитивности; г) в отличие от других критериев позволяет давать оценки, хотя и грубые, о ликвидности и рискованности проекта. Критерий ARR считается наименее подходящим для анализа инвестиционных проектов и составления бюджета капиталовложений. Основная сфера его приложений - сравнительная оценка деятельности подразделений компании. Единого и общепризнанного алгоритма расчета критерия ARR не существует. Критерии РР и ARR рассчитываются по недисконтированным данным. В этом случае критерий называется «дисконтированным сроком окупаемости». Показатели NPV, IRR, PI, CC связаны очевидными соотношениями: Ø если NPV > 0, то одновременно IRR > СС и PI > 1; Ø если NPV < 0, то одновременно IRR < СС и PI < 1; Ø если NPV = 0, то одновременно IRR = СС и PI = 1, где СС - цена капитала, привлекаемого для реализации проекта. При анализе альтернативных проектов критерии NPV, PI, IRR, MIRR могут противоречить друг другу, т.е. проект, принятый по одному критерию, может быть отвергнут по другому. Две основные причины определяют возможные противоречия между критериями: 1 Масштаб проекта, т. е. элементы денежных потоков одного проекта значительно (на один или несколько порядков) отличаются от элементов второго проекта; 2 Интенсивность потока денежных средств, т. е. приходится ли основная доля общей суммы денежных поступлений преимущественно на первые или преимущественно на последние годы жизни проекта. В случае противоречия рекомендуется принимать за основу критерий NPV. Он наиболее универсален и предпочтителен при анализе инвестиционных проектов, поскольку характеризует возможный прирост благосостояния владельцев компании. Основной недостаток этого критерия состоит в том, что он является абсолютным показателем, а потому не может дать информацию о так называемом «резерве безопасности проекта». Имеется в виду следующее: если, например, допущена ошибка в прогнозе денежного потока, то насколько велика опасность того, что проект, который ранее рассматривался как прибыльный, окажется убыточным. Информацию о «резерве безопасности проекта» дают критерии IRR и PL. Так, при прочих равных условиях, чем больше IRR по сравнению с ценой капитала проекта, тем больше «резерв безопасности». Возможны и такие проекты, которые носят только затратный характер, т. е. не оказывают влияния на приток денежных средств. В этом случае применяют те же критерии, только по отношению к потоку, характеризующему текущие затраты по годам. Для сравнительного анализа проектов различной продолжительности применяют методы наименьшего общего кратного, бесконечного повторения сравниваемых проектов и эквивалентного аннуитета. В условиях инфляции корректируют либо прогнозный денежный поток, либо коэффициент дисконтирования. Для анализа инвестиционных проектов в условиях риска применяют метод безрискового эквивалента или метод скорректированного на риск коэффициента дисконтирования. Оптимизация бюджета капиталовложений имеет место всякий раз, когда по некоторым причинам размер инвестиций ограничен сверху; в наиболее общем случае речь может идти о распространении и временной оптимизации. График инвестиционных возможностей (Investment Opportunity, IOS) - графическое изображение анализируемых проектов, расположенных в порядке снижения внутренней нормы прибыли IRR. График предельной цены капитала (Marginal Cost of Capital Schedule, MCC) - графическое изображение средневзвешенной цены капитала как функции объема привлекаемых финансовых ресурсов. Предельная цена капитала находится в точке пересечения графиков IOS и МСС. Значение этого показателя используется в качестве оценки минимально допустимой доходности по инвестициям в проекты средней степени риска. В зависимости от вида ограничения в процессе бюджетирования может выполняться пространственная или временная оптимизация.
Презентация бизнес-плана. Что такое презентация? Ответ на этот вопрос зависит от объема вашего бизнес-плана. В общем случае, если вы считаете, что какой-либо вопрос достоин рассмотрения, его необходимо включить в презентацию. Большинство презентаций охватывают семь ключевых областей: Ø компания, и ее продукция или услуги; Ø рынок, т. е. ваши клиенты и конкуренты; Ø маркетинговая стратегия, которой вы намерены следовать; Ø первоочередные финансовые задачи; Ø команда, которая будет осуществлять этот план; Ø необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены; Ø условия и сроки реализации инвестиций. Продолжительность презентации должна быть не более 20 мин. Затем вы должны быть готовы ответить на вопросы. Действительно, все задачи, поставленные перед презентацией, сводятся к завязыванию диалога с вашими потенциальными инвесторами. Готовясь к вопросам, вы должны попытаться поставить себя на место ваших потенциальных инвесторов. Какие вопросы они вероятнее всего могут вам задать? Следите, чтобы презентация из диалога не превращалась в монолог. Ваша презентация должна четко показать, почему вам необходимы запрашиваемые дополнительные фонды. Управляющий банком должен быть уверен в том, что форма ссуды, которую вы просите, соответствует целям, которые вы преследуете. Инвесторы-акционеры, вероятно, захотят шире взглянуть на рассматриваемые вопросы и постараются найти такую форму финансирования, которая являлась бы разумной альтернативой между акционерным обществом и ссудными капиталами и лучше соответствовала как их, так и вашим целям. Как повысить эффективность презентации? Существует множество способов повышения эффективности презентации. Вот несколько из них. Во-первых, всегда посылайте копию бизнес-плана потенциальным инвесторам заранее, чтобы они имели возможность ознакомиться с ними до начала встречи. Таким образом, у вас будет больше шансов привлечь их внимание на презентации. Во-вторых, будьте предупредительны, профессиональны, вежливы, однако не теряйте времени. Впечатления могут иметь длительное и непропорционально большое влияние, если вы производите впечатление умного и делового человека. Если вы ведете себя с окружающими уважительно и непринужденно, то вы вероятнее всего заслужите положительное отношение к себе и произведете благоприятное впечатление. Напротив, если вы небрежно одеты, плохо подготовлены, невосприимчивы и равнодушны, то кредиторы инстинктивно отнесутся к вам с предубеждением. В-третьих, постарайтесь установить хорошие взаимоотношения со своими потенциальными партнерами. Для этого: Ø будьте уверены в себе; Ø активно рекламируйте свою продукцию или услуги; Ø ведите презентацию в форме диалога, а не монолога; Ø смотрите в глаза своим потенциальным партнерам, но следите, чтобы это не превратилось в пристальное разглядывание; Ø старайтесь употреблять утвердительные предложения, избегайте неопределенных и отрицательных высказываний; Ø старайтесь смотреть на вещи с точки зрения ваших партнеров, внимательно слушайте их вопросы и не перебивайте их; Ø не будьте слишком фамильярны, но в то же время приветствуйте партнеров теплой улыбкой и крепким рукопожатием. Для презентации используйте наглядный материал. Если у вас есть возможность, захватите с собой образцы продукции. Если вы по каким-то причинам этого сделать не можете, либо ваш бизнес относится к сфере услуг, продемонстрируйте фотографии. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши будущие партнеры осмотрели образцы или фотографии. Это сразу вызовет более серьезное отношение к вашим словам. Однако не забудьте убрать наглядные пособия, уже выполнившие свою задачу, так как в противном случае они могут отвлекать внимание слушателей. Все наглядные материалы должны быть выполнены профессионально и аккуратно. Используйте также диаграммы, таблицы или графики, но помните, что во время презентации вы должны стараться установить диалог, а не читать лекцию. Руководство презентацией осуществляйте лично. Если вы заинтересованы в получении крупной суммы, то необходимо привлечь к участию в презентации кого-то из членов вашей руководящей группы. Но и в этом случае презентацию должны вести вы. Акцентируйте внимание слушателей на вопросах рынка вашей продукции и компетентности вашей руководящей группы. В качестве лидера продемонстрируйте полное понимание проблемы. Помните, что главная задача презентации заключается в том, чтобы заставить потенциального инвестора поверить вам и вашей команде.
Продвижение бизнес-плана в процессе переговоров.
В соответствии с общепринятой практикой, прежде чем начать деловую часть своего визита, глава прибывшей делегации фирмы наносит визит вежливости принимающей стороне. Необходимость в протокольном визите объясняется тем, что главы делегации должны уточнить программу пребывания, внести какие-либо коррективы, если это необходимо. Окончательное право выбора конкретного времени и места встречи остается обычно за гостями. Такие встречи целесообразно проводить в помещении принимающей организации. Протокольный визит длится 20-30 мин. Инициатива ухода с приема за гостями. Следующая встреча состоится уже за столом переговоров. Конечно, можно обойтись и без протокольной встречи, а сразу начать переговоры, их первый этап, на предприятии принимающей стороны. На этой встрече проводятся официальное взаимное представление делегаций и обмен визитными карточками (обмен визитками в аэропорту, на вокзале или в автомашине обычно не практикуется). В начале переговоров после представления, знакомства и обмена общими фразами целесообразно ознакомить прибывших гостей с программой их пребывания, подготовленной хозяевами, заслушать их мнение и пожелания и окончательно согласовать программу. После этого можно приступить непосредственно к переговорам. На первом этапе рекомендуется: Ø ознакомиться с предприятием, его историей, продукцией, перспективами развития предприятия и отрасли; Ø узнать поподробнее о фирме и ее связях в Российской Федерации и за рубежом, чем вызван интерес к посещению предприятия, о состоянии и перспективах торговли фирмы в России вообще и в данной области в частности; Ø выяснить, что знает фирма о вашей продукции, предлагаемой для экспорта, и каково ее мнение о ней. При переходе к последнему вопросу целесообразно предложить гостям посетить предприятие и ознакомиться с его деятельностью. При этом следует показать им только то, что вы считаете необходимым и полезным для ведения переговоров. Соответствующие подразделения (цехи, отделы, участки, лаборатории и т. д.), которые вы планируете показать гостям, должны быть готовы к визиту, а руководители, которые могут дать пояснения и ответить на возможные вопросы, должны быть в назначенное время на месте. После посещения предприятия целесообразно обсудить с гостями его результаты, постараться получить от них истинное мнение (а не комплименты!). Помните: если ваши партнеры приехали к вам на переговоры - это значит, у них есть определенный интерес и в некоторой степени готовность к заключению с вами сделки по экспорту (или импорту, бартеру либо к какой-то другой форме сотрудничества). Иначе, они не стали бы терять время и тратить деньги. Теперь в значительной степени от вас будет зависеть реальность сделки.
Реклама бизнес-плана. В профессиональном лексиконе маркетинга рекламу обозначают термином «адвертайзинг», что в буквальном переводе с английского означает «уведомление», истолковывается как привлечение внимания потребителей к продукции (товару, услуге, идее) и распространение советов, призывов, предложений, рекомендаций приобрести данный товар, продукцию, услугу или идею. Главной функцией рекламы является «индивидуализация продукта», т. е. выделение его из остальной массы конкурирующих изделий путем подчеркивания какой-либо свойственной только ему отличительной черты (высокое качество, надежность, умеренная цена, оригинальные потребительские свойства, удобная упаковка), способности более полно удовлетворить ту или иную потребность. В зависимости от целей специалисты различают следующие виды рекламы: первоначальную, конкурентную, сохранную. Конкурентная реклама имеет целью выделить рекламируемый товар из массы аналогичных товаров, выпускаемых конкурирующими фирмами, показать его отличия и убедить покупателя купить именно этот товар. Сохранная реклама проводится для поддержания спроса на ранее рекламируемый товар. Поэтому она носит напоминающий характер. Иногда такая реклама используется как временное воздействие на покупателя для ликвидации запасов товаров на складах производителей и торговцев и сезонной распродажи товаров. В зависимости от места проведения различают рекламу на внутреннем рынке и экспортную, т. е. внешнеэкономическую рекламу. Реклама может быть: Ø прямой - рекламные материалы, вручаемые лично покупателю, по почте, листовки и т. п.; Ø в прессе - газетах, журналах, фирменных бюллетенях или журналах, телефонных книгах и т. п.; Ø печатной - проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, открытки, календари и др.; Ø экранной - кино, телевидение, слайд-проекции; Ø наружной - плакаты, панно, пространственные конструкции, витрины; Ø на транспорте - снаружи или в салоне транспортных средств, витрины с товарами на вокзалах, аэропортах и т. д.; Ø сувенирной - авторучки, папки, зажигалки и др. Определение эффективности рекламной деятельности проводится путем анализа следующих показателей: Ø расходы на рекламу на 1 тыс. потенциальных покупателей по каждому средству и виду рекламы; Ø доля покупателей, обративших внимание на рекламу и купивших изделие; Ø степень популярности продукции фирмы как результата рекламной деятельности. Эффективность рекламы определяется также степенью содействия рекламы расширению продаж. Для этого рассчитывают соотношение затрат на рекламные мероприятия и достигаемые с их помощью результаты (увеличение объема продаж). Планирование рекламной кампании специалисты рекомендуют вести в следующей последовательности. 1 Выделить целевую группу рекламного воздействия, для чего необходимо определить интересующий рынок (рынки). 2 Рассмотреть товар под углом зрения: Ø относительных преимуществ перед конкурирующими аналогами; соответствия наиболее важным запросам потенциальных покупателей, в том числе их привычкам; Ø необходимой комплектности; Ø доступности для покупателей; Ø узнаваемости внешнего вида, отличия от конкурирующих товаров; определения потребительского сегмента рынка; установления сегментов покупателей на различных рынках, которые можно считать идентичными; Ø определения специфики целей рекламной работы; Ø подсчета необходимых расходов на достижение каждой цели по каждому из рассматриваемых рынков; Ø сравнения полученной суммы с отпущенными средствами; Ø выбора оптимальных каналов распространения рекламы; Ø формулировки методов рекламной кампании; Ø составления развернутого плана кампании; Ø разработки средств рекламной кампании; Ø проверки возможностей эффективности рекламной кампании экспериментально в выбранном регионе. Фирменная (престижная) реклама - это реклама достоинств фирмы, выгодно отличающих ее от конкурентов. Основными видами рекламы являются товарная и престижная. Кроме того, реклама бывает: - непосредственной и косвенной, - информационной и агрессивной, - однородной и неоднородной, - превентивной, - вводящей и корпоративной. Как правило, планирование рекламной кампании состоит из следующих этапов: Ø определения объемов рекламы (товара или фирмы) и содержания самой информации; Ø установления субъекта (потребителей); Ø постановки цели рекламы (на что делается акцент в рекламном объявлении); Ø выбора видов рекламных средств; Ø составления рекламного сообщения - заголовок, текст, иллюстрации, персонаж, музыкальное сопровождение; Ø разработки графика рекламных поступлений; Ø составления системы расходов на рекламные мероприятия; Ø предварительного расчета эффективности от рекламной деятельности. Планирование рекламного бюджета предполагает определение общей величины выделяемых на рекламу средств и их распределение по статьям с указанием, каким образом и в каком объеме они используются. Реклама имеет множество применений. Ею пользуются для формирования долговременного образа организации (престижная реклама), долговременного выделения конкретного марочного товара (реклама марки), распространения информации о продаже, услуге или событии (рубричная реклама), объявления о распродаже по сниженным ценам (реклама распродаж) и отстаивания конкретной идеи (разъяснительно-пропагандистская реклама). В функции рекламного отдела входят: разработка общего бюджета на рекламу; утверждение представляемых агентством объявлений и рекламных кампаний; проведение мероприятий по прямой почтовой рекламе; рекламное оформление дилерских фирм и осуществление прочих форм рекламы. В процесс разработки программы рекламной деятельности руководители службой маркетинга должны принять пять принципиально важных решений (рис. 10.1).
Перед рекламой встает множество конкретных задач в области коммуникации и сбыта. Эти задачи можно классифицировать в зависимости от цели: предназначена ли реклама информировать, увещевать или напоминать (табл.1). Главная цель фирмы часто выражается в лозунге или индивидуальном девизе, который не требует пояснений. Таблица 1. Возможные цели и задачи рекламы.
Реклама требует больших денег, однако они могут быть потрачены впустую, если фирма не сумеет точно сформулировать задачу, примет недостаточно продуманные решения относительно рекламного бюджета, обращения и выбора средств рекламы, не сумеет произвести оценку результатов рекламной деятельности. Благодаря способности влиять на образ жизни людей реклама привлекает к себе пристальное внимание общественности. Следует отметить 2 вида негативной рекламы: Лживая реклама - это когда рекламодатели прибегают к лживым утверждениям, например, заявляют, что товар излечивает от определенных болезней, чего в действительности не происходит. Вводящая в заблуждение реклама, т. е. рекламодатель не должен давать объявлений, потенциально способных ввести в заблуждение. В соответствии с законодательством Российской Федерации за осуществление лживой и вводящей в заблуждение рекламы рекламодатель несет административную ответственность. Ежегодно проходят конференции Ассоциации рекламных агентств России. Ассоциация стала членом Торгово-промышленной палаты и присоединилась к Международному кодексу рекламной деятельности. При ее участии был создан общественный совет по рекламе, подготовлен и вступил в силу Закон РФ о рекламе.
Содержание работ по реализации бизнес-плана. Реализовать бизнес-план – значит, выполнить все рабочие задачи на фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести бизнес-проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию. Необходимо составить реальный график для различных стадий внедрения проекта. Такой график должен первоначально определить различные стадии реализации и продолжительность каждой стадии. План реализации должен содержать график, объединяющий различные стадии реализации в последовательную схему действий. Это подробное расписание должно охватывать всю инвестиционную фазу, включая период от решения о капиталовложении до начальной стадии производства и дальнейшего функционирования проекта. Планирование реализации бизнес-проекта рассматривается здесь также для того, чтобы обратить внимание плановиков и проект-менеджеров к финансовому значению составления графика внедрения и к возможностям раннего определения задержек внедрения и их финансовым последствиям. Для различных стадий реализации бизнес-проектов требуются неодинаковые периоды времени. Это зависит от обстоятельств, преобладающих в стране, специфической природы плана и особых требований к организации реализации конкретного бизнес-плана. Между моментом принятия решения о капиталовложениях и действительным началом реализации протекает значительное время. Этот период включает в себя следующие основные действия: Ø назначение команды реализации бизнес-проекта; Ø образование фирмы; Ø финансовое планирование; Ø организационное оформление; Ø приобретение и передача технологии; Ø основной инжиниринг; Ø выбор подрядчиков, консультантов и поставщиков; Ø подготовка заявочных документов; Ø выставление предложений; Ø предложение цены изделия; Ø оценка предложений; Ø переговоры и заключение контрактов; Ø детальный инжиниринг; Ø приобретение земли; Ø строительные работы; Ø установка оборудования; Ø закупка материалов и сырья; Ø предпроизводственный маркетинг; Ø обучение и назначение на должности, Ø запуск бизнес-проекта и начало производства. В реализации бизнес-плана могут принимать участие как местные, так и иностранные стороны. В некоторых случаях период внедрения может быть таким продолжительным, что данные бизнес-плана устаревают и нуждаются в пересмотре. Необходимо, чтобы данные по затратам были датированы и документированы так, чтобы можно было непрерывно отслеживать цены как методом прогнозов, так и путем сбора реальной информации. Сравнивая реальные данные, накапливающиеся на стадии реализации, с данными, представленными на стадии изучения, можно определить воздействие любых превышений издержек на ликвидность, финансовые требования и общую прибыльность бизнес-проекта (рис. 11.1).
Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи: Ø определение типа рабочих задач на фирме и вне ее, которые необходимы для реализации проекта; Ø определение логической последовательности событий в рабочих задачах; Ø подготовку графика внедрения, определяющего положение рабочих задач, корректировку во времени, необходимом для завершения каждой индивидуальной задачи; Ø определение ресурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявление соответствующих издержек; Ø подготовка бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование на всем протяжении фаз реализации и эксплуатации бизнес-проекта; Ø документирование всех данных реализации, позволяющее корректировать планы и бюджет реализации, равно как и прогнозы, сделанные во время составления бизнес-плана.
Стадии реализации бизнес-плана. Основные стадии реализации бизнес-плана не всегда поддаются шаговому анализу, когда одна стадия неизменно следует за другой. Неизбежны: большое число пересечений и одновременное планирование различной деятельности. 1 Назначение команды реализации бизнес-проекта. Реализация бизнес-проекта обычно возлагается на команду по его осуществлению. Если компания в процессе ее образования имеет квалифицированный персонал, то она может назначить команду реализации под собственным управлением. В противном случае может быть избран профессиональный консультант, действующий в интересах инвестора. Команда может осуществить либо всю работу, либо ее часть. В частности, в случае больших проектов некоторые задачи (например, подробный инжиниринг или надзор за строительством и работами по установке оборудования) часто осуществляются по субконтракту. Главная цель назначения команды проекта - дать гарантию тому, что выполнение всех работ находится в соответствии с планом и бюджетом реализации и что имеется возможность проведения соответствующих контрмер в случае, если работы по реализации и издержки отклоняются от плана. 2 Создание предприятия и правовые требования. Создание нового предприятия является необходимым в случае, если, например, инвесторы начинают новый бизнес и проект не будет или не может быть реализован в рамках существующего предприятия. Если же инвестиции осуществляются в действующее предприятие, то некоторые правовые требования, описанные ниже, не будут иметь силы. 3 Правовой процесс, регистрация и санкционирование. Если создание компании необходимо, то на всех стадиях реализации проекта следует выполнять любые местные, национальные, двусторонние или международные правила и инструкции, а также процедуры, предписанные местными властями. Существует ряд национальных и международных документов и руководств, в которых описывается содержание контрактов, заключаемых между компаниями, и документов, которые должны быть представлены властям. Правила и обычаи неодинаковы в разных странах, поэтому на их изучение потребуется много времени. Создание компании можно разделить на следующие четыре шага: Ø Подписание письма о намерениях между деловыми партнерами об основании компании. При создании международного совместного предприятия такое письмо о намерениях подписывают местные и иностранные партнеры. Одной из предусмотренных письмом о намерениях тем может быть совместная подготовка бизнес-плана компании. Если его разработка приводит к положительному заключению во время прединвестиционной фазы, то следующие три шага являются частью инвестиционной фазы. Ø Соглашение между деловыми партнерами о финансовом устройстве и составление требуемых властями документов. Ø Формальная подача заявления властям. Ø Официальное санкционирование или регистрация новой компании. Процедура создания совместного предприятия может быть достаточно сложной и потребовать много времени. Прежде чем бизнес-проект может быть выполнен как совместное предприятие, следует утвердить его правовую основу. 4 Правительственное санкционирование. Во многих случаях правительственное одобрение требуется для того, чтобы импортировать машины, оборудование и проводить меры по обеспечению технологией. Поставка импортных материалов, включая производственное сырье, части и компоненты, также может требовать санкций правительственных структур. 5 Финансовое планирование. После того как принято решение о капиталовложениях и известны полные инвестиционные расходы и их расписание, необходимо начать детальные приготовления к финансированию бизнес-проекта в соответствии с финансовыми требованиями его реализации. 6 Организация и менеджмент. План и график реализации, подготовленные в бизнес-плане, обычно формируют основу будущей работы команды внедрения. Команда должна обладать необходимой властью над подрядчиками и консультантами, чтобы обеспечить эффективное и своевременное внедрение бизнес-плана. Члены команды должны иметь достаточные знания о местных условиях. Команде предстоит действовать не только во время периода внедрения, поэтому следует образовать ядро из управляющего, технического и обслуживающего персонала, которое впоследствии войдет в состав управления компанией при ее дальнейшем функционировании. 7 Организационное построение. График пополнения зависит от типа производства и доступности нужных работников. Обучение новых работников может начаться на очень ранней стадии, и, возможно, будет необходимо, чтобы кто-то из ключевых фигур обучался за границей. Более того, чтобы начать эффективное обучение, может оказаться необходимым использование инструкторов-эмигрантов и обеспечение учебными материалами и обучающим оборудованием. Очень часто пополнение кадрами производится на последней стадии. Программы по обучению начинаются только тогда, когда компания готова начать производство, что приводит к низкому использованию мощностей на ранних производственных стадиях. 8 Приобретение и передача технологии. Приобретение технологии - ключевой элемент фазы реализации бизнес-плана. Иногда необходимо решать юридические проблемы, такие, как права на патент, эксплуатационные ограничения или ограничения на передачу технологии и торговые наименования. 9 Детальный инжиниринг и заключение контрактов. Окончательные планировка предприятия и его дизайн, подготовленные в бизнес-плане, являются отправной точкой для детального инжиниринга. Во время фазы реализации тщательно разрабатывают полную документацию подготовки площадки, заказывают машины и заводское оборудование, для чего привлекают инженеров, архитекторов и плановиков, совместная работа которых требует эффективной координации. Стоимость этой работы и необходимое на нее время должны быть оценены в бизнес-плане. Команда реализации бизнес-плана обеспечивается полным набором технической документации задолго до начала строительства и этапа установки оборудования. Важный аспект, не получающий должного внимания, - это обеспечение детального руководства по обслуживанию и ремонту оборудования. Следует добиться, чтобы текст инструкций, графики и диаграммы могли бы быть использованы будущими операторами и обслуживающим персоналом. 10 Представление предложений, переговоры и заключение контрактов. Эта стадия включает: определение подрядчиков, консультантов и поставщиков; подготовку, представление и оценку предложений; переговоры и заключение контрактов. Для достижения самых лучших предложений необходимо отвести приемлемое время. Промежуток времени между предложением цены и окончательным заключением контракта может быть запланирован без особых трудностей. Время до поставки оборудования может быть от нескольких месяцев (для относительно небольшой компании) до двух лет (для более сложных установок). Следует так запланировать время поставок, чтобы обеспечить появление оборудования в последовательности, которая была бы оптимальна как для поставок, так и для строительства. Необходимо предвидеть все критические этапы для транспорта по поставкам объемных или тяжелых машин и оборудования. В компании поставщиков необходимо осуществлять контроль качества, организовать погрузку и транспортные пути, подготовить коммерческие и таможенные документы в соответствии с местными законами и правилами. Необходимо иметь промежуточные склады и помещения, где оборудование безопасно будет храниться до установки на предприятии. Когда устанавливается как импортное, так и местное оборудование, возникают проблемы с последовательностью поставок. Поставки местного оборудования в российских нарушенных кооперированных связях происходят зачастую значительно дольше, чем поставки импортного оборудования. Поэтому заказы должны быть запланированы значительно раньше. Тест на испытание оборудования является иногда серьезной проблемой. Эти тесты, в особенности их продолжительность и условия тестирования, следует точно и подробно определить в документах контрактов, чтобы в будущем можно было избежать претензий. На этапе разработки бизнес-плана необходимо указать, какие требуются или рекомендуются испытания оборудования с расчетом примерных затрат. Результат проверки оборудования является решающим как для поставщиков, так и для покупателей. Одобрение теста покупателем - это условие для оплаты поставщику за установку оборудования. Этот тест является решающим и для инвесторов. Неуспешный тест исполнения или испытания оборудования неизбежно означает задержку запуска предприятия и ввода его в эксплуатацию. Хотя поставщики или подрядчики выпускают долговое обязательство по платежам, однако его ценность несравнима с производственными потерями. Плохой документ на тест исполнения оборудования без ясных утверждений о целях деятельности предприятия и методах проверок, равно как и обязанностей всех заинтересованных сторон, часто приводит к задержкам и юридическим проблемам. Во многих контрактах по проверкам исполнения оборудования следует гарантийный период. В этом случае принятие теста исполнения оборудования является предварительным, а окончательный сертификат о принятии выпускается после окончания срока гарантии. 11 Модельные формы контрактов. Следует составить примерные образцы контрактов для возведения предприятий (производственных участков и линий) в следующих терминах: «под ключ на крупные суммы»; «почти под ключ»; «с компенсированием расходов»; «с обеспечением ноу-хау и прикладным сервисом». Эти примерные образцы контрактов сбалансирование распределяют обязанности сторон. При составлении образцов контрактов выделяют следующие вопросы: Ø своевременное завершение единого объекта (участка, линии), гарантирующее способность поддерживать высокую эффективность работы и производства товаров определенного качества; введение полных инвестиционных издержек вместо стоимости только контракта; Ø сроки оплаты, связанные с выполнением обязательств подрядчика; Ø непрерывность действия технических гарантий; Ø вовлечение покупателя во все стадии поставки; Ø эффективное использование долговых обязательств для того, чтобы обеспечить исполнение их подрядчиком. Для помощи пользователям образцов контрактов в переговорах по их заключению следует подготовить: обзоры, охватывающие предконтрактную практику; технические спецификации; пояснительные комментарии к принципиальным пунктам образца контракта с описанием рекомендуемых дополнительных соглашений как внутри, так и вне контракта. Это необходимо для устранения недостатков обучения местного персонала, а также для неопытных операторов предприятия. 12 Приобретение земли. Возможности для приобретения земли могут быть рассмотрены на ранней стадии, но следует иметь в виду, что для каждой возможной площадки должен быть приготовлен всесторонний план использования, предусмотрен надлежащий доступ на участок предприятия, а транспортные пути разработаны так, чтобы выдерживать нагрузку интенсивного движения во время строительства и перевозки товаров, произведенных на предприятии. Суровые климатические условия могут препятствовать строительным работам на участке и задерживать их. Необходимо рассмотреть расширение действующих железных дорог, прокладку временных и постоянных водных и электрических линий. Сборка телекоммуникационных сооружений должна быть завершена ко времени начала деятельности на площадке. При получении участка земли может потребоваться заключение местных властей о воздействии предприятия на окружающую среду. Для получения положительного заключения, как правило, требуется много времени. Если в бизнес-плане недостаточно рассмотрены местные правила по избежанию стихийных бедствий, то возникает необходимость в дополнительных работах, как на площадке, так и вне ее, что приведет к дополнительным издержкам. 13 Строительство и монтаж оборудования. Любые задержки строительства окажут непосредственное воздействие на издержки и предполагаемые доходы, запланированные на этапе составления бизнес-плана. При составлении графика строительных и монтажных работ необходимо учитывать, что они могут начаться только тогда, когда будет подготовлен окончательный макет предприятия (участка), приобретена выбранная площадка и получены все необходимые разрешения от местных властей. Подготовка участка может быть спланирована без больших проблем, но следует позаботиться о выполнении необходимых проверок и технических исследований для того, чтобы предполагаемые гражданские работы являлись адекватными. Подготовка площадки также должна охватывать ограничения в строительстве и оценку доступности имеющихся офисов, жилых помещений, транспортных средств и т. д. Необходимо тщательно определить последовательность гражданских работ и строительной деятельности в соответствии с требованиями инфраструктуры и ее доступностью, а также графиком поступления и установки различных типов оборудования. Следует внимательно рассмотреть поток материалов с тем, чтобы расположение открытых складов не мешало другой деятельности на участке. 14 Обеспечение сырьем и обслуживанием. Во время реализации бизнес-плана необходимо завершить мероприятия по поставке основных производственных материалов. Если часть товаров импортируется, то следует изучить возможные препятствия в цепочке поставщик - покупатель, а также решить все проблемы, которые могут возникнуть во время транзита. Хотя начальные поставки запасных частей обычно осуществляются поставщиками оборудования, этого может оказаться недостаточно для поддержания работы. Должны быть образованы фонды (иностранная валюта) для обеспечения поставки запасных частей и расходуемого сырья. Для решения критических производственных вопросов обязательно использование контрольной системы достаточности качества. Контроль за качеством может быть выполнен агентствами, работающими в странах поставщиков. 15 Предпроизводственный маркетинг. Подготовка рынка продаж должна начинаться заблаговременно, с тем, чтобы продукция могла быть продана в запланированные сроки. В противном случае запас непроданной продукции будет расти, и предварительные расчеты о коммерческой прибыльности продукта окажутся неверными. Подготовка рынка заключается в рекламе и обучении продавцов и дилеров, а также в организации сети сбыта и обеспечения специальным оборудованием по продаже товаров (морозильники, выставочные залы, мастерские).
Управление реализацией бизнес-плана по результатам. Важными объектами совершенствования управления реализацией бизнес-плана являются: В области планирования: Ø усиление конкретности планов и приближение к практике; Ø одновременное рассмотрение нескольких вариантов и прогнозирование влияния различных факторов; Ø усиление внимания к ключевым результатам, содействующим коммерческой деятельности; Ø переход от понятий издержек к понятиям результатов; Ø доведение заданий до каждого работника на всех уровнях управления; Ø доведение планирования до уровня затрат рабочего времени и создание стимулирующей обстановки; В области осуществления планов: Ø усиление внимания к вопросам управления людьми и контролю за внешним окружением родительской организации; Ø эффективное использование имеющихся полномочий, а также отказ от мышления типа «это меня не касается» в конкретных ситуациях управления; Ø учет морального, физического и социального состояния руководителя, поскольку от него зависит эффективность работы организации; В области контроля: Ø превращение контроля из формальности в многостороннее обсуждение достигнутых результатов, приводящее к практическим мерам по принятию решений на основе полученных оценок; возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. Управляемое сопротивление («аккордеон») предпочтительно всякий раз, когда срочность невелика и отсутствует необходимость в принудительном методе. Основное его преимущество состоит в том, что он предлагает наилучший компромисс между сопротивлением и использованием власти в пределах имеющегося времени. Управление сопротивлением также эффективно в условиях, когда спонтанные явления во внешней среде повторяются, и фирме требуется создать постоянный управленческий потенциал для реагирования на изменения. Этот метод действительно более эффективен, чем осуществление изменений силой, что неоднократно происходило в прошлом. Предшествующие выводы определяют одновременно и требования к менеджерам, обеспечивающим своевременное осуществление изменений. Важен стиль руководства. Авторитарные руководители предпочитают действовать решительно и напористо, чтобы сократить продолжительность процесса изменений; руководители-коллективисты стараются постепенно снизить сопротивление. На выбор метода также окажет влияние склонность управляющих к риску, особенно при наличии благоприятных возможностей. Обычно всегда существует неопределенность относительно того, когда выходить на рынок, чтобы обеспечить фирме лидирующее положение. Выход на рынок может оказаться преждевременным, дорогостоящим, тогда как конкуренты, у которых мало шансов на лидирующее положение, надежно застраховались от неудач. Управляющие предпринимательского плана будут действовать более активно, а осторожные руководители растянут процесс изменений.
Роль конфликтов в бизнес-планировании. Конфликты всегда будут сопутствовать бизнес-планированию. Как правило, острые конфликты возникают, когда к выполнению проекта временно привлекаются работники, которые должны отчитываться перед двумя начальниками: руководителем функционального отдела, в штате которого находятся и от которого зависит их карьера, и перед проект-менеджером, в команде которого они временно работают. В такой ситуации промахи в управлении конфликтом со стороны проект-менеджера могут привести к параличу деятельности проектной команды. Конфликты естественны для всех фирм и могут привести к выгодным результатам для руководителя команды разработчиков бизнес-плана (проект-менеджера) и проекта в целом. Для достижения этих результатов проект-менеджер должен распознать категорию конфликтной ситуации и затем выбрать из нескольких известных стратегий подход к управлению конфликтом, который разрешит проблему и принесет полезные результаты проекту. Одним из ключевых элементов в современном менеджменте является осознание того, что управление и разрешение конфликтов стали важнейшей задачей проект-менеджеров. Эти менеджеры отметили принципиальные причины конфликтов в организации: отсутствие взаимопонимания, разница в ценностях и целях, разница в методах, споры об ответственности, недостаток в кооперации, споры о власти, расстройство и раздражение, соревнование за ограниченные ресурсы, несоответствие принятым в организации правилам и порядку. Как и у многих понятий в теории управления, у «конфликта» имеется ряд определений. Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть отдельными лицами или группой лиц. Современный подход основан на том, что даже в организации с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но иногда и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во всех ситуациях конфликт помогает выявить разнообразные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения доводится до их физического исполнения. Следовательно, конфликт выполняет две функции: Ø конструктивную, когда в результате конфликта повышается эффективность деятельности организации; Ø деструктивную, когда он приводит к обратному результату. Цель руководителя состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы им управлять и найти способ сделать его конструктивным. Так, межгрупповой конфликт способствует укреплению солидарности внутри каждой из конфликтующих групп. Если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что они что-то потеряли, то это деструктивный конфликт; если же они удовлетворены результатом, то такой конфликт конструктивный. Как уже отмечалось, роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, нужно понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Часто менеджеры считают, что основной причиной возникновения конфликта является столкновение личностей. Однако последующий анализ показывает, что влияют и другие факторы. Прежде чем перейти к обсуждению методов управления конфликтной ситуацией, необходимо классифицировать основные типы конфликтов и определить источники и причины их возникновения. Существуют четыре основных типа конфликтов: Ø внутри-личностный; Ø межличностный; Ø конфликт между личностью и группой; Ø межгрупповой. Внутри-личностный конфликт не соответствует приведенному выше «классическому» определению. Однако его потенциальные деструктивные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутри-личностный конфликт может также возникать в ответ на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, недостаточной уверенностью в себе и организации, а также со стрессом. Межличностный конфликт самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, финансы или рабочую силу, время использования оборудования или одобрения проекта. Каждый из руководителей считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому. Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличную от позиции группы. Например, кто-то хочет выполнять сверхурочную работу или перевыполнять норму, а группа не согласна с этим. Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность труда и наряду с этим соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может принять дисциплинарные меры, которые окажутся непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести «ответный удар» — изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные отделы внутри фирмы. Например, отдел сбыта, как правило, ориентирован на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о снижении затрат и повышении эффективности. В связи с этим держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, — значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Модель конфликта и его последствия. Основные причины возникновения конфликтов в управлении проектом сгруппированы по следующим направлениям. 1 Конфликт из-за приоритетов в проекте. Мнения участников проекта о последовательности работ и задач различаются. 2 Конфликт из-за административных процедур связан со спорами о том, как должен управляться проект. 3 Конфликт из-за технических решений - несогласие по техническим вопросам и принимаемой технологии производства работ. 4 Конфликт из-за людских ресурсов возникает при наборе персонала команды разработчиков и распределении специалистов по направлениям работ. 5 Конфликт из-за выполнения календарного плана - несогласие из-за времени и последовательности выполнения проектных задач. 6 Конфликт из-за личных взаимоотношений - возникающие разногласия на межличностном уровне по различным причинам. Конструктивные последствия конфликта. Их много. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена приемлемым для всех сторон путем. В результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сведет к минимуму или совсем устранит трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое конструктивное последствие состоит в том, что стороны больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих конфликтных ситуациях. Одно из конструктивных последствий разрешения конфликта - улучшение качества принятия решений. В процессе разрешения конфликта члены команды имеют дополнительную возможность проработать даже противоположные идеи и варианты. Могут быть также заранее проанализированы все последствия и возможные трудности до того, как решение начнет выполняться. Деструктивные последствия конфликта. Если не попытаться найти эффективный способ управления конфликтом, то могут возникнуть деструктивные последствия, иначе говоря, условия, препятствующие достижению целей. Управление конфликтной ситуацией. Руководитель бизнес-проекта должен начать разрешение конфликта с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией, которые можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Приведем структурные методы разрешения конфликта: 1 Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающих деструктивные конфликты, является разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения, уровень требуемых результатов, кто предоставляет различную информацию и кто ее получает, какова система полномочий и ответственности, а также принятых процедур и правил. 2 Координационные и интеграционные механизмы. Имеется в виду, что установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, процедуру принятия решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, то конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику для принятия решения. 3 Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий всех сотрудников, отделов и подразделений. Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, то следует сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности. Аналогично установление четко сформулированных целей для всего проекта способствует тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. 4 Использование системы вознаграждений. За достижение общеорганизационных комплексных целей члены команды должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если награждать руководителей отдела сбыта только на основе увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этого отдела могут увеличить объем сбыта, предлагая без всякой надобности скидки и тем самым, снижая уровень средней прибыли компании.
|