Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценностное отношение к труду.
Ценностное отношение – это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно процессом восприятия, понимания мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимым. В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность, они культурно и исторически обусловлены. В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный. Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании школьника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях – на уровне представлений, понятий, на уровне идей. Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения – положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержание личностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой. Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия – его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности. Формирование ценностных отношений – это сложный, длительный процесс, связанный с постепенным формированием каждого из обозначенных компонентов. Психологической основой процесса формирования ценностных отношений выступают выделенные Д.А. Леонтьевым процессы смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства. Процесс смыслообразования соотносим с формированием когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов ценностного отношения, процесс смыслоосознания – с формированием личностно-смыслового компонента, процесс смыслостроительства — с деятельностным компонентом. Обозначенные процессы определяют этапность формирования компонентов ценностного отношения, а также отбор педагогических средств в рамках каждого из этапов. При этом в условиях массовой школы, работа на последующих этапах не исключает возможности работы и на уровне предыдущих этапов с целью закрепления достигнутых результатов и учета индивидуальных достижений учащихся. Работа по формированию ценностных отношений должна быть системной, планируемой, ориентированной на конкретный прогнозируемый результат, в том числе промежуточный. Ценностные отношения формируются в течение всего периода изучения гуманитарных дисциплин в школе. Учителю важно уметь определять приоритетный круг ценностей для каждого класса, исходя из возрастных особенностей школьников и содержания конкретного учебного курса, планировать свою деятельность по формированию тех или иных ценностных отношений. В качестве педагогических средств формирования ценностных отношений целесообразно использовать педагогические ситуации аксиологического содержания, с помощью которых создается определенное ценностное пространство, побуждающее школьника к ценностному самоопределению. Основными компонентами такой ситуации являются: - фрагмент содержания гуманитарных дисциплин, раскрывающий аспект социокультурной реальности, отражающий сущность, социальную и личностную значимость рассматриваемой ценности. Ценностный потенциал гуманитарных дисциплин организуется на основе аксиологической проблемы, что обеспечивает создание условий для присвоения ценности. Аксиологическая проблема является центром педагогической ситуации. Она представляет собой событие, имеющее значение для участников ситуации в силу своей «ценностной» значимости для общества и всех его членов. - средства ценностно-коммуникативной направленности. Это система учебных задач личностно-смыслового характера (И. В. Крутова), интегративно-ценностных проблем (Хорошенкова А.В.), аспектных ценностно-смысловых задач (Логачева Т.Н.), аспектных ценностных проблем (Самоходкина Т.В.), творческих конструктов (Голованова Ю.С.), этических смысловых конструктов (Мацефук Е.А.). - ученик, обладающий потребностью «быть личностью» и имеющий определенный личностный опыт. - учитель – организатор педагогической ситуации. - Интегрирующий фактор – ценностно-смысловая коммуникация – особый вид учебно-познавательной деятельности, адекватной гуманитарному познанию. Ценностно-смысловая коммуникация выступает как многомерный диалог, обусловленный спецификой гуманитарного знания, который фиксирует общение субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличностном уровнях; осуществляется в аксиологической среде гуманитарного образования с целью приобщения ученика к гуманистическим ценностям. Ее субъектами выступают ученик, учитель, субъект изучаемой культуры. Это диалог эпох, сегодняшней и прошлой, с учеником, уходящим, в силу своего возраста и социального статуса, в будущее; диалог обучающего и обучаемого, но это не только учитель и ученик, а весь педагогический коллектив, родители. Ценностно-смысловая коммуникация служит механизмом корректировки вербального и невербального поведения ученика, соотнося его с идеалами, ценностями. Школьники приобретают не только знания о мире, человеке, но и определенное представление о своем месте и назначении в нем.
|