Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические пути формирования ценностного отношения к труду






Ценностное отношение к труду является определяющей составляющей содержания воспитания личности, направленная на формирование у нее понимание личной значимости труда как источника саморазвития и самосовершенствования.

Какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Урок я организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность. Но оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время. Поэтому я обычно предлагаю детям " перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно полнее объяснить их точку зрения.

Ценностное отношение к труду, сложный содержательно-циничний компонент личности, который включает в себя отношение детей и учащейся молодежи к труду как одной из важных жизненных потребностей, чувства удовлетворенности трудом и наличия совокупности важнейших моральных качеств, определяющих отношение к трудовой деятельности в целом (трудолюбие, ответственность, аккуратность, бережливость, умение рационально распределять рабочее время и т.п.).

Ведущей целью трудового воспитания в школе является воспитание у детей положительного отношения к труду средствами организации различных форм предметно- преволювальных практических действий. При этом должно происходить развитие личности, приобретение школьниками первичных представлений о важности труда для них самих, семьи и общества в целом, усвоение правил безопасности жизни при выполнении трудовых заданий, пропедевтическое ознакомления с современным миром профессий.

 

 

ГЛАВА 2: Практика: формирование ценностного отношения к труду как личностного результата обучения истории

2.1 Анализ учебников по проблеме «формирования в обучении истории ценностного отношения к труду в 9 классе».

В учебнике «История России.XX в.» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандта за 9 класс, в параграфе 23 «Социалистическая индустриализация» рассматривается вопрос задач и результатов первых двух пятилеток. Авторы учебника сделали упор на фактическое содержание, выявление причин и задач, которые ставило перед страной руководство. В параграфе 23 есть подпункт «Стахановское движение», которое можно было использовать для формирования ценностного отношения к труду. Однако, автор заострил внимание на социальном положении рабочих, строгом исполнении ими обязанностей и их «привязке к предприятиям и заводам». Автор учебника говорит о достижениях стахановского движения как о «движении, входящем в противоречие с основным рабочим классом, который выражал недовольство к мероприятиям, увеличивающим нормы выработки и продолжительности рабочего дня». Очевидно, что в упомянутом контексте автора данное утверждение никак не формирует у учащихся в 9 классе ценностного отношения к труду.

Автор учебника упоминает о том, что государство поощряло стахановцев в виде увеличения заработной платы «с 700 до 2000 рублей», выдачи различных премий. Однако вытекающих из этого выводов о государственной заинтересованности в увеличении производительности труда от автора не последовало. Лишь упоминается, что государство занималось подавлением репрессиями тех рабочих, которые были недовольны (занимались частой сменой работы, хулиганством) ростом положения «стахановцев».

Из этого ученик может сделать лишь один вывод, что стахановское движение – инородное, искусственно созданное и поддерживаемое советским режимом движение, созданное для закабаления остального трудового класса.

На примере параграфа видно, что учебник не просто не формирует ценность к труду, а занимается прямо противоположным делом - оправдывает пассивность и нежелание некоторых слоёв рабочих заниматься трудом. Причем, оправданием служит «машина государственных репрессий», которая «закабаляла» введением трудовых книжек 1938 г. и введением паспортной системы 1932 г. Автор не подчеркнул роль стахановцев, т.е. людей работавших «в поте лица» на благо страны, а рассмотрел ситуацию с позиций индивидуализма – остальные рабочие отказывались выполнять нормы из-за своей жадности. Положительное отношение к труду не формируется. Очевидно, что это совершенно неконструктивная позиция. Особенно для формирования ценностного отношения у учащихся 9 классов.

Учебник за 9 класс Б.Г. Пашков «История России» XX в. В параграфах 27-28 («Индустриализация страны», «коллективизация сельского хозяйства») рассказывается о самом процессе индустриализации и коллективизации, рассматриваются оппонирующие Сталину точки зрения по поводу проведения данной политики, используется «язык сухих цифр» в качестве доказательства перехода страны из аграрной в индустриальную державу.

Однако, не сказано ни слова о стахановском движении, ни одного слова о рабочих, которые совершили самый важный вклад – трудились для достижения запланированных результатов. Учебник не формирует ценностного отношения к труду.

 

2.2. Методическая разработка урока с формированием у учащихся ценностного отношения к труду у учащихся в 9 классе

Тема: «Коллективизация и индустриализация в СССР»» для 9 класса

Цели и задачи урока:

Образовательный аспект:

- подведение к пониманию причин проведения коллективизации и индустриализации;

- формирование понятий «коллективизация», «индустриализация», «пятилетка», «раскулачивание»

- подведение к пониманию причин развития стахановского движения в СССР.

- подведение к пониманию значения и итогов проведения индустриализации и коллективизации. Воспитательный аспект:

- формирование ценностного отношения к труду

- формирование ценностного отношения к Родине

 

Развивающий аспект:

работа с таблицей:

- использование таблицы для сравнения экономических показателей после 1-ой и 2-ой пятилетки

- делать выводы на основании данных таблицы об экономической политике государства

Этап урока Методичес-кие приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организаци-онный момент   Здравствуйте ребята, сегодня мы с Вами рассмотрим новую тему «Коллективизация и индустриализация в СССР». План урока будет таков! 1. Проверка домашнего задания. 2. Изучение нового материала: а)коллективизация и индустриализация- задачи и итоги. б)социалистическое соревнование – стахановское движение. в) итоги первой пятилетки и ее значение 3. Итоги урока. 4. Домашнее задание.  
2. Опрос Постановка вопроса     1.Но для начала проверим домашнее задание!   1)В каком году началась проводится новая экономическая политика? Каковы причины введения?     2)НЭП помог советской стране преодолеть последствия гражданской войны и достигнуть довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства. Почему в результате проведения политики индустриализации и коллективизации НЭП был свернут? Каковы минусы данной экономической политики?     3)Что стало главным поводом для отказа от НЭПа?   1)1922г. Причины: 1) экономические -острейший экономический кризис, который Россия переживала к концу 1920 года. Огромные потери государства за годы Первой мировой и гражданской войн, Крупная промышленность России в это время производила продукции в 7 раз меньше, чем в 1913 году, грузооборот железных дорог уменьшился в 4 раза. Велики людские потери: в боях, от ран, голода погибло не менее 10 млн. человек   2)Политическая -Тяжелая экономическая ситуация стала поводом для обострения политического недовольства режимом. Миллионы крестьян, принявших участие в гражданской войне на стороне большевиков, выражали недовольство политикой «военного коммунизма» 2) минусы НЭПа: нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это, в свою очередь, тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения. Безработица и жилищный вопрос. Аграрное перенаселение в деревне.   Причины свёртывания нэпа: 1. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной экономики оказались очень устойчивыми. 2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат. 3. Государству понадобились средства для модернизации промышленности. 3)Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.Вызванный нехваткой промышленных товаров и низкими закупочными ценами на зерно.
3. Изучение новой темы 1) Задачи коллективизации и индустриализации   Сжатое изложение Постановка задания   Объяснение   Постановка задания   Сжатое изложение   Постановка задания   Постановка задания     Сжатое изложение   Постановка задания   Сжатое изложение     Объяснение   Сжатое изложение Постановка задания   Сжатое изложение     Постановка задания   Сжатое изложение     Молодцы! Вы хорошо подготовились к домашнему заданию! Теперь начинаем изучать новую тему. Запишите в тетрадь название новой темы «Коллективизация и индустриализация в СССР. Причины и итоги.» Как вы уже сказали, страна находилась в экономическом кризисе, руководство предлагало три пути решения проблемы.   Запишите в тетрадь – Пути решения кризиса НЭПа: 1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства. 2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики. 3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе. Как мы уже, ребята, поняли с Вами, Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами. Поэтому, был выбран 3-ий план, предусматривающий максимально ускоренное развитие промышленности. Запишите в словарь – индустриализация - это процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, ставящей задачей - превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Теперь запишите в тетрадь - Цели индустриализациив 30-е гг.: а) ликвидация технико-экономической отсталости страны; б) достижение экономической независимости; в) создание мощной оборонной промышленности; г) развитие базовых отраслей промышленности.   Ускоренная индустриализация требовала гигантских ресурсов. Еще в середине 20-х гг. некоторые партийные лидеры утверждали: если капиталистические страны создавали свою промышленность за счет средств, полученных от эксплуатации колоний, то социалистическую индустриализацию можно провести за счет использования «внутренней колонии» – крестьянства. Гораздо легче взять эти средства у нескольких сот крупных хозяйств, нежели иметь дело с миллионами мелких собственников. С началом индустриализации был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства, задачей которой официально провозглашалось «осуществление социалистических преобразований в деревне». Запишите в словарь – Коллективизация – это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. 7 ноября 1929 г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось «о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию». И действительно, вместо плугов через десять лет в СССР в колхозах появились трактора и комбайны, которые обычный землевладелец позвонить не мог. Каждый колхоз мог взять эти машины в аренду у МТС – машинно-тракторные станции, которые занимались обслуживанием и следили за состоянием машин. В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Запишите в словарь – Раскулачивание – это процесс коллективизации, характеризующийся ликвидацией в СССР хозяйств кулаков (крупных землевладельцев) и высылка их в отдаленные районы, эта мера применялась в ответ на сопротивление крестьянства против коллективизации. К плюсам коллективизации можно отнести также централизацию производства, облегчение финансовых операций с готовой продукцией. Материально- техническая база была обновлена Что касается минусов коллективизации, то несмотря на то, что люди там объединяются в группу, достаточно часто они не разделяют труд. Каждый участник работает независимо, поэтому положительный эффект от разделения труда проявляется не полностью. В 1929 году была провозглашена первая пятилетка - Главной задачей введённой плановой экономики было наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами, на начальном этапе это сводилось к перераспределению максимально возможного объёма ресурсов на нужды индустриализации. О первом пятилетнем плане (1 октября 1928 г. — 1 октября 1933 г.) было заявлено на XVI конференции ВКП (б) как о комплексе тщательно продуманных и реальных задач. Запишите в словарь – Пятилетка – это пятилетний план социально – экономического развития СССР, утверждаемый съездами партии, главной задачей которой являлось осуществить преобразования за 4 года   Этот план, сразу после его утверждения V съездом Советов СССР в мае 1929 г., дал основания для проведения государством целого ряда мер экономического, политического, организационного и идеологического характера, что возвысило индустриализацию в статус концепции, эпоху «великого перелома». Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники. В 1930 г. было развёрнуто строительство около 1500 объектов. Был воздвигнут ряд гигантских транспортных и промышленных сооружений: Турксиб, ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске а также Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др. В 1935 г. открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11, 2 км. Особое внимание уделялось индустриализации сельского хозяйства. Благодаря развитию отечественного тракторостроения, в 1932 г. СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы, а в 1934 г. Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.      
4)Социалистическое соревнование Сжатое изложение В западных странах между производителями велась жесткая конкурентная борьба. В советской стране конкуренцию заменило социалистическое соревнование. Новым этапом в развитии социалистического соревнования стало стахановское движение, названное по имени его инициатора – шахтера одной из донбасских шахт – Алексея Стаханова. Приложение 2. Фотография Алексея Стаханова Сын крестьянина бедняка, пришел на шахту в 22 года, чтобы заработать на лошадь. Но так и остался в рабочей среде, постепенно осваивая новые приемы труда и обновлявшуюся технику. В ночь на 31 августа 1935 г., перестроив организацию труда, он за смену нарубил 102 тонны угля, в 14 раз перевыполнив дневную норму. По его имени движение за перевыполнение плановых заданий получило название стахановского. Почин Стаханова подхватили другие шахтеры, он распространился во многих отраслях промышленности. Газеты писали о все новых достижениях А. Стаханова, Н. Изотова, А. Бусыгина, Е. и М. Виноградовых и др. Заработок стахановцев составлял в 1935 г. от 700 до 2000 рублей в месяц (средняя зарплата рабочих была 150 — 200 рублей). Им в первую очередь выделяли путевки в дома отдыха, санатории, награждали орденами.   В стране проводилась государственная «пропаганда труда». Труд воспринимался как творчество людей, направленное на преобразование жизни общества. Проводилось экономическое стимулирование людей. Люди не жалели своих сил, работали с энтузиазмом, превозмогали человеческие возможности ради построения «светлого будущего», будущего для своих детей и своей страны.      
5. в) итоги первых пятилеток и их значение Сжатое изложение Постановка задания – использование таблицы для сравнения экономических показателей   Постановка задания – делать выводы на основе таблицы   Сжатое изложение Теперь нам необходимо подвести итоги пятилеток. Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12, 5 миллионов человек, из которых 8, 5 миллионов были мигрантами из сельской местности. В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1928 г. и 1933 г. производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2, 7 раза. Сейчас мы это с Вами увидим!     Приложение 1 Таблица – Экономические показатели роста промышленного произвоства в годы первых пятилеток 1928 – 1923 и 1924-1927 гг.   Посмотрите в таблицу 1. Давайте вместе с Вами выделим три вида производства, у которых был самый большой рост: 1) 1932 г. 2) 1937 г.     3) Какой вывод мы можем сделать на основании данных таблицы?     В итоге выполнения первой пятилетки были решены главные задачи нашего общества в переходный период от капитализма к социализму.   - построение фундамента социализма; ликвидация в основном многоукладности экономики и утверждение господства социалистического сектора; - создание крупного социалистического производства в сельском хозяйстве, победа социалистических производственных отношений в деревне; - обеспечение экономической независимости и обороноспособности страны. Основной хозяйственной задачей второй пятилетки было завершение технической реконструкции народного хозяйства. План ориентировал не только на освоение новейших достижений капиталистической техники, но и на освоение новых путей развития материально-технической базы социализма – всестороннюю электрификацию, комплексную механизацию производственных процессов, широкое развитие химии. Главная цель второй пятилетки была успешно достигнута – решена труднейшая задача создания новой социалистической экономики.         1)автомобилестроение, станкостроение, электроэнергетика 2) автомобилестроение, станкостроение, электроэнергетика     3) Мощное развитие получала тяжелая промышленность, это доказательство соблюдение плана развития, предложенного Сталиным.  
6.Подведение итогов   Молодцы, Т. о., сегодня мы с вами познакомились с причинами и целями индустриализации и коллективизации, успехами первых пятилеток, а также главным, без чего бы страна не достигла таких результатов – а именно люди и их труд. В стране «царил культ труда», труд был оценен как творчество, облагораживающее жизнь общества. Поощрение государством стахановцев дополнительно стимулировало трудящихся. Именно благодаря такой политике СССР подошел к войне с развитым военно-промышленным комплексом, который позволил сражаться и отстоять страну в годы Второй мировой войны.  

 

7. Домашнее задание   Итак, домашнее задание: параграф 21- читать, знать причины и задачи коллективизации, индустриализации, роль стахановского движения  

 

 

Приложение 1. Таблица 1: «Экономические показатели роста производства предметов потребления в годы первых пятилеток 1928 – 1923 и 1924-1927 гг.»

Предметы потребления   1928 г. 1932 г. 1937 г
Чугун, млн. т 3, 3   6, 2 (188 %)-   14, 5 (439 %)  
Сталь, млн. т   4, 3   5, 9 (137 %)-   17, 7 (412 %)  
Прокат чёрных металлов, млн. т   3, 4   4, 4 (129 %)-   13 (382 %)  
Уголь, млн. т.   35, 5   64, 4 (181 %)-   128 (361 %)  
Нефть, млн. т   11, 6   21, 4 (184 %)-   28, 5 (246 %)  
Электроэнергия, млрд кВт•ч   5, 0   13, 5 (270 %)-   36, 2 (724 %)  
Бумага, тыс. т     471 (166 %)-   832 (293 %)  
Цемент, млн. т.   1, 8   3, 5 (194 %)-   5, 5 (306 %)  
Сахарный песок, тыс. т     828 (65 %)-   2421 (189 %)  
Станки металлорежущие, тыс. шт.   2, 0   19, 7 (985 %)-   48, 5 (2425 %)  
Автомобили, тыс. шт.   0, 8   23, 9(2987, 5 %)   200(25000 %)  
Обувь кожаная, млн. пар 58, 0 86, 9 (150 %)- 183 (316 %)

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал