Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности организации предметно-игровой среды для детей среднего и старшего дошкольного возраста
В организации жизни детей 4-5 лет значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми. Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими детьми; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед). Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке для прогулок. В организации среды необходимо учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность; - все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей; - предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением; - размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»; - каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка; - предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки); - учет половой дифференциации. Пространство группового помещения должно: - стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности); - иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих). Удачным вариантом организации игровой среды можно считать опыт работы воспитателя старшей группы ДОУ Юдиной Натальи (см. Электронные приложения).
|