Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И некоторые конструктивные мероприятия по повышению надежности работы камер ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Наиболее частым дефектом жаровых труб являются местные перегревы, приводящие к короблению и прогару стенки. Причины перегревов следующие: неисправная работа форсунок (коксование, неравномерный размыв сопла, засорение), коксование топлива на поверхности стенки, при котором ухудшается ее охлаждение, и различные нарушения процесса горения на неустановившихся и на нерасчетных режимах камеры. Часто выявляются трещины сварных швов в зоне отверстий и щелей для подвода вторичного воздуха, на охлаждающих ребрах, а также в переходных элементах гофров и в местах других концентраторов напряжений. Трещины могут выявляться и в местах больших короблении стенок, вызванных перегревом. Общей причиной появления трещин является термоусталость. Концентраторы ускоряют появление трещин, особенно при различных отклонениях от технологии, например на острых кромках в отверстиях и на кромках элементов, сваренных внахлестку. Частой причиной перегревов и трещин являются местные обогащения смеси вследствие нарушений смесеобразования. Ускорению появления трещин в этих случаях способствует понижение предела выносливости материала при повышенных температурах. Перегревы могут появляться также при запусках. Во время так называемых «забросов» температуры, при которых температура за короткий промежуток времени может достигать максимальной величины, относительно тонкие стенки прогреваются быстро и неравномерно. Жаровые трубы, детали фронтового устройства, газосборники и форсунки омывают газы, имеющие высокую температуру и содержащие пары воды, углекислый газ, сернистый ангидрид, соединения ванадия и других элементов, агрессивно действующих на материалы. Это также может быть причиной различных дефектов, например разрушения стенок. Такие дефекты предотвращаются подбором жаростойких материалов. Деформации жаровых труб способны привести к различным искажениям температурного поля перед турбиной и неисправной работе лопаток. Уменьшение дымления и выделения окислов азота и углерода явля-ется требованием, предъявляемым к работе камер сгорания в связи с борь-бой против загрязнения окружающего пространства. Экспериментально установлено, что дым реактивного выхлопа состоит из частиц свободного углерода размером в доли микрона, образующихся в зоне горения на участках обогащенной смеси вследствие охлаждения вторичным воздухом или относительно холодными стенками жаровой трубы. Исследование влияния многих факторов на дымление показало, что радикальным мероприятием является обеднение обогащенных участков. Выявлено также, что это мероприятие одновременно уменьшает выделение окислов. Отложение нагара на стенках КС часто приводит к неполадкам в работе КС и повреждениям КС. Нагар изолирует стенку от охлаждающего воздуха и способствует перегреву. Нагар часто возникает из-за неправильного подвода воздуха в жаровую трубу. Для правильного назначения места подвода воздуха и выбора площади сечения подводящих отверстий должны учитываться результаты экспериментальных исследований, проводимых с КС на специальных установках на различных режимах работы двигателя. Трубчатая камера отличается осесимметричным потоком воздуха, с которым хорошо сочетается конус распыла топлива. В кольцевой камере поток близок к двухмерному и конус распыленного топлива плохо «вписывается» в кольцевой поток, что ведет к увеличению окружной неравномерности температуры. Одно из решений — испари-тельный подвод топлива посредством Т-образных патрубков 6 (рис.11), расположенных по окружности жаровой трубы, причем их выходные горлови-
Рис. 11. Камера сгорания с испарительным подводом топлива: / — подвод первичного воздуха; 2 — головка; 3 — жаровая труба; 4 — вихри, генерирующие обратные токи; 5 — подвод вторичного воздуха: 6 — испарительный патрубок: 7— воздушный канал; в — выход смеси; 9 — форсунка
ны направлены против ядра потока воздуха. Патрубок обеспечивает предва-рительное испарение топлива, так что в нем образуется карбюрированная смесь. Камеры такого типа мало чувствительны к изменениям скорости и да-вления воздуха на выходе из компрессора, устойчиво работают на нерас-четных режимах и обеспечивают выравнивание температурного поля на выходе из камеры. Температурное состояние жаровой трубы и других узлов и деталей зависит от многих факторов и не может быть оценено расчетом, но дает возможность установить причины дефектов, связанных с перегревами. Одним из способов оценки температуры являются термоиндикаторные краски, наносимые на поверхность изучаемой детали. Деталь проходит испытание на двигателе и по изменению цвета краски оценивают зональные температуры. Другим узлом, от которого в значительной мере зависит надежность работы КС является форсунка. Повышение температуры корпуса и распы-ливающих деталей форсунки приводит к коксованию их поверхностей, что ведет к деформации конуса распыла, ухудшению качества распыла и другим дефектам. Поэтому форсунки охлаждаются продувкой первичным воздухом, протекающим по пазам, выполненным на колпачке, или по отверстиям в стабилизаторе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Механизм образования загрязняющих веществ в продуктах сгорания газотурбинных двигателей
Оксид углерода Если топливовоздушная смесь в первичной зоне КС ГТД богатая, то СО образуется в большом количество вследствие нехватки кислорода для завершения реакции окисления углерода до СО2. Если же смесь в первичной зоне стехеометрическая или умеренно бедная, то значи-тельное количество СО образуется вследствие диссоциации СО2. Можно снизить концентрацию СО посредством тщательно сбалансированного подвода дополнительного воздуха за первичной зоной с тем, чтобы обеспечить постепенное снижение температуры продуктов сгорания. Образование СО в КС может быть вызвано следующими причинами: 1) низкая скорость горения в первичной зоне вследствие недостатка топлива и (или) нехватки времени пребывания; 2) недостаточное перемешивание топлива и воздуха, в результате чего образуются зоны, в которых смесь настолько бедна, чтоб в них не поддерживается горение; 3) «замораживание» продуктов горения, вовлекаемых в слои воздуха, охлаждающие стенки жаровой трубы (кольцевые КС, у которых отношение поверхности жаровой трубы к объему меньше, выбрасывают СО меньше, чем трубчатые камеры). Несгоревшие углеводороды К несгоревшим углеводородам относят как топливо, выбрасываемое из камеры в виде капель или пара, так и продукты разложения исходного топлива на углеводороды меньшей молекулярной массы. Наличие СН на выходе из КС вызывается плохим распылом топлива, недостаточно высокой скоростью горения и " замораживанием" продуктов неполного сгорания в охлаждающем воздухе вблизи стенок жаровой трубы. Изменение режима работы двигателя в сторону увеличения тяги (мощности) приводит к уменьшению выброса СН. Оксид азота образуется в результате окисления азота, находящегося в атмосферном воздухе в высокотемпературных зонах КС. Этот процесс эндо-термичен и идет с заметной скоростью только при температурах выше 1800 К. Поэтому в отличие от СО и СН оксид азота образуется только в го-рячих центральных зонах камеры и максимум концентрации достигается на режиме наибольшей тяги. Выброс зависит от температуры воздуха, поступа-ющего в камеру. С увеличением температуры выброс увеличивается. Оксид азота окисляется до диоксида (NO2), как только достигается требуемая для этого низкая температуре в выхлопных газах двигателя. На режиме большой тяги доля NO2, образующегося в камере, очень мала, но на режимах малого газа содержание NO2 в одексидах азота (NO +NO2) может достигать 50%. Дым Дымность выхлопных газов связана с образованием частиц сажи и богатых топливом участках пламени. В случае центробежных форсунок основная сажеобразущая область располагается внутри факела распыливания топлива в центре камеры. Сажа состоит в основном из углерода (96%) и смеси соединений, содержащих водород и кислород. Образование сажи и дымление усиливаются при высоких давлениях и повышении температуры в камерах
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|