Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека (2 часа). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Обеспечение правильного режима труда и отдыха человека. 2. Влияние освещения и цветовой среды помещения на самочувствие и работоспособность человека. 3. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата помещений. 4. Обеспечение оптимальных условий деятельности по данному профессиональному профилю. Практическое занятие №6. Тема 6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности (2 часа). 1. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. 2. Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. 3. Особенности работы во вредных условиях труда. 4. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов. 5. Психофизиологические и эргономические особенности труда в сфере профессиональной деятельности. Практическое занятие №7. Тема 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации (4 часа). 1. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. 2. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения и порядок их использования. 3. Пожарная защита и защита от взрывов. 4. Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим. 5. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций. 6. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. 7. Основы медицины катастроф. 8. Особенности обеспечения пожарной безопасности и пожарной профилактики в сфере профессиональной деятельности. Практическое занятие №8. Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности (2 часа). 1. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов управления безопасностью жизнедеятельности. 2. Ответственность за нарушение требований безопасности. 3. Экономика природопользования, безопасности труда и чрезвычайных ситуаций. 4. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. 5. Региональная система управления безопасностью. 6. Управление безопасностью труда в профессиональной области деятельности.
План лабораторного занятия Основной целью лабораторного занятия является приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, знакомство с приборным и аппаратурным обеспечением безопасности, способами контроля и измерения опасных и вредных факторов. Перед проведением лабораторного занятия студенты должны освоить требуемый теоретический материал и процедуры выполнения лабораторной работы по выданным им предварительно учебным и методическим материалам. Наиболее эффективно проведение лабораторных занятий на базе промышленных и научно-исследовательских лабораторий предприятий и организаций. Возможно использование компьютерных программ, моделирующих эксперимент, но как дополнительный, а не основной инструментарий лабораторного занятия, расширяющий диапазон и возможности исследований. Тема лабораторного занятия: «Исследование микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны в помещении» (2 часа). Цель лабораторного занятия – приобретение экспериментальных и инструментальных компетенций, а также практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, знакомство с приборным и аппаратурным обеспечением безопасности, способами контроля и измерения опасных и вредных факторов. Лабораторное занятие студенты выполняют по теме «Исследование микроклиматических параметров воздуха рабочей зоны в помещении». Цель занятия: Знакомство с факторами, влияющими на условия работы и работоспособность человека, умение определять санитарно-гигиенические показатели, характеризующие микроклимат на рабочих местах. Разработка рекомендаций по улучшению санитарно-гигиенических условий на основе требований санитарных норм и действующих правил. Приобретение навыков создания комфортных условий для труда и отдыха. Задачи: 1. Изучить методические указания по исследованию метеорологических условий на рабочих местах; 2. Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования приборов для определения влажности воздуха; 3. Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования приборов для определения скорости движения воздуха; 4. Провести замер основных параметров микроклимата: относительной влажности, температуры и скорости движения воздуха в помещении. 5. Дать санитарно-гигиеническую оценку параметрам микроклимата на рабочем месте. Микроклимат – это комплекс метеорологических условий внутри производственного или служебного помещения, среда, в которой трудится человек. Эта совокупность физических факторов имеет непосредственное влияние на здоровье работающих. Чтобы человек чувствовал себя хорошо на рабочем месте, ему должен быть обеспечен тепловой комфорт, то есть, созданы условия, при которых теплоощущение не зависит от напряжения со стороны организма. Это означает, что внутри помещения необходимо поддерживать такие микроклиматические показатели (температура воздуха, ограждающих конструкций и оборудования, влажность, скорость движения воздуха, и их производные: градиент температуры воздуха, интенсивность теплового излучения), при которых не требовалось бы усиления теплоотдачи или выработки тепла внутри организма. Дискомфортные условия приводят к снижению работоспособности, общему ослаблению и развитию ряда патологических болезненных явлений. Создание комфортных условий предусматривает обеспечение многих параметров среды обитания и характеристик трудового процесса на оптимальном уровне: не превышение допустимых уровней негативных факторов и их снижение до минимально возможных уровней, рациональный режим труда и отдыха, удобство рабочего места, хороший психологический климат в трудовом коллективе, повышение качества и производительности труда Гигиеническое нормирование параметров производственного микроклимата установлено системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.1. 005 – 88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», а также СанПиН 2.2.4.584 – 96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». В соответствии с этими документами нормируются оптимальные и допустимые параметры микроклимата: температура воздуха (°С), относительная влажность воздуха (%) и скорость движения воздуха (м/с), обеспечивающие оптимальные и допустимые микроклиматические условия в производственных помещениях. Контроль параметров микроклимата. Измерения показателей микроклимата проводится в начале, середине и конце холодного и теплого периода года не менее три раз в смену (в начале, середине и конце). При колебаниях показателей микроклимата, связанных с технологическими и другими причинами, измерения необходимо проводить также при наибольших и наименьших величинах термических нагрузок на работающих, имеющих место в течение рабочей смены. Температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха измеряют на высоте 1, 0 м от пола или рабочей площадки при работах, выполняемых сидя, и на высоте 1, 5 м – при работах, выполняемых стоя. Измерения проводят как на постоянных, так и на непостоянных рабочих местах при их минимальном и максимальном удалении от источников локального тепловыделения, охлаждения или влаговыделения (нагретых агрегатов, окон, дверных проемов, ворот, открытых ванн). Приборы для измерения температуры и влажности воздуха. Контроль температуры в производственном помещении проводится с помощью ртутного или спиртового термометра, который должен быть вывешен в рабочей зоне. Однако по показаниям одного термометра, в особенности в большом помещении, нельзя определить температурную характеристику помещения. Наиболее полные данные о температуре помещения можно получить, если определить ее изменение по рабочим местам и по времени. В производственных условиях температуру воздуха удобнее определять с помощью сухого термометра аспирационного психрометра. Применяют также другие приборы: полупроводниковые электрические термометры, ртутные и спиртовые термометры. Относительную влажность воздуха чаще всего измеряют психрометрами: стационарным Августа и аспирационным Ассмана. Приборы для измерения скорости движения воздуха. В помещениях со сквозными воздушными потоками необходимо контролировать скорость движения воздуха. Быстрое перемещение воздуха может привести к переохлаждению тела человека и, следовательно, к простудным заболеваниям. Скорость воздуха измеряют различными приборами: а) при температуре не выше 29 °С и малых скоростях – кататермометром; б) при скоростях выше 0, 3 м/с – крыльчатым анемометром типа АСО-3; в) при больших скоростях – чашечным анемометром типа М-13. Порядок выполнения работы. Ознакомиться с основными принципами работы и правилами пользования приборами для измерения микроклиматических параметров. 1. Снять показания сухого и влажного термометров и определить относительную влажность воздуха по специальным психометрическим таблицам. Данные записать в таблицу 1. 2. Включить вентилятор, в результате чего возникает поток воздуха на рабочем месте. Скорость воздушного потока необходимо определить с помощью чашечного или крыльчатого анемометра в трех точках помещения, взятых произвольно. Результаты замеров занести в таблицу 2. Используя тарировочные графики, определить скорость движения воздуха в выбранных точках. 3. В таблицу 3 записать фактические значения метеорологических факторов, оптимальные и допустимые параметры воздуха в рабочей зоне согласно ГОСТ 12.1.05-88 и санитарным нормам СН-245-71. 4. Сделать выводы о соответствии параметров микроклимата на рабочем месте санитарным нормам.
Таблица 1. Показания термометров и относительная влажность воздуха
Таблица 2. Результаты замеров воздушного потока
Таблица 3. Значения параметров микроклимата
Период года_______________ Категория тяжести работ__________________
Контрольные вопросы к лабораторному занятию 1. Какие основные нормируемые показатели микроклимата рабочей зоны помещения? 2. Что является источником теплового излучения? 3. Как воздействуют на организм человека пониженные и повышенные параметры микроклимата? 4. Из каких основных процессов состоит теплоотдача человеческого организма в окружающую среду? 5. Как измеряют температуру воздуха производственных помещений? 6. Какими приборами измеряются скорость движения и относительную влажность воздуха? 7. Для чего применяется кататермометр и принцип его действия? 8. Какие параметры микроклимата называются допустимыми и оптимальными? Как правило, контрольная работа выполняется после изучения материалов лекционных и семинарских занятий, а также рекомендованной литературы. При написании контрольной работы студент должен подготовить ответы на вопросы, при этом обосновано проработать материал: сравнить факты, явления, установить причинно-следственные связи, выявить закономерности. Ответы на вопросы контрольной работы должны включать понятийный аппарат и быть правильными, конкретными и полными. Каждый вопрос, рассматриваемый в контрольной работе, в конце следует обязательно заканчивать выводом.
|