Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Святой Феофил Антиохийский и его творения.
Следующий апологет, о котором мы должны сказать несколько слов – Феофил Антиохийский. По спискам, в которых мы находим в сочинениях историка Евсевия Кесарийского, Феофил был шестым антиохийским епископом. Он родился в Месопотамии от языческих родителей и получил эллинистическое воспитание. Свое обращение в христианство он описывает сам. Ему предшествовал долгий период размышлений и испытаний разных учений. Единственное сочинение Феофила, сохранившееся до нашего времени, – это апологетическое сочинение «Послание к Автолику». Составлено оно, по видимому, в начале 80- х годов II века. Эта хронология устанавливается на основании содержания. В третьей книге своего сочинения Феофил начертывает схему всемирной истории, которая доводится до смерти императора Марка Аврелия (17 марта 170 года). Автолик – это язычник, друг Феофила, который оспаривает христианское учение; к нему обращает свое увещание Феофил. Как говорит Феофил, Бога может познать каждый человек подобно тому, как каждый человек имеет глаза и может видеть Солнце. Однако, некоторые люди страдают искажениями зрения; с помощью такой аналогии объясняется, что не все познали истинного Бога. Феофил подробно противопоставляет учение Священного Писания и учения Пророков, с одной стороны, и языческой религии – с другой. Ему нетрудно показать, что все, что сообщают о божественном мире поэты Гомер и Гесиод полно противоречий и не выдерживает серьезной критики, а надо сказать, что эти поэты были высшими религиозными авторитетами у язычников. Между прочим, Феофил ссылается на авторитет «Пророчеств Севилл», сборник которых был довольно распространен среди ранних христиан. Сами по себе «Пророчества» выражали христианское мировоззрение, т.е. возникали в христианской среде и были своего рода орудием проповеди христианства среди язычников. Однако те Севиллины пророчества, которые приводит Феофил, не встречаются в известных нам сборниках таких пророчеств. В Западной Европе, где сохранилась латинская литература в средние века продолжали ссылаться на Севиллины пророчества, в то время, как на Востоке о них очень скоро забыли. Феофил много говорит о моральном превосходстве христианства о том, что христианство не только выше язычества, но и древнее язычества. Как и другие апологеты, Феофил, говоря о христианстве, не ставит барьера между Ветхим и Новым Заветом. Пророки, которые предвозвещают пришествие христианства, – это тоже христианские святые, христианские учители. Феофил – это первый богослов, употребивший слово «Троица» (по гречески «Τ ρ ι α ς»). По Феофилу первые три дня Творения – это образ Божественной Троицы. Феофил первый из богословов, который говорит о разнице между Логос «эндиатетос» и Логос «профорикос», т.е. Словом, внутренне присущим, и Словом произнесенным. По существу, правда, не пользуясь этими специфическими терминами, об этом говорил св. Юстин. Слово, внутренне присущее – это Слово, которое было вначале у Бога; Слово произнесенное – это Слово, которое как бы отделилось от произнесшего Его Отца для того, чтобы действовать в мире. Это действие в мире Слова Божия – оно всеобъемлюще, Оно начинается с самого сотворения мира. Нет ни одной вещи в мире, которая бы не была сотворена через это Слово; как мы исповедуем в Символе Веры – «…Им же вся быша». Эти слова следует понимать относящимися не к Богу Отцу, а к Богу Сыну. Именно это Слово беседовало с Адамом в Раю, т.е. Слово произнесенное – это проявление Бога в мире, проявление, которое совершается через вторую ипостась Святой Троицы. Феофил также, как и другие современные ему авторы – св. Юстин, св. Ириней Лионский, – считает, что бессмертие души не есть естественное ее свойство, это награда, которую получает душа. Сама по себе душа не есть ни смертная, ни бессмертная; она имеет в себе возможность того или другого, она становится или смертной или бессмертной. И сама по себе смерть не есть естественное свойство.
|