Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 8 страница. Бергсон (bergson) Анри (18. 10. 1859, париж,-4. 1. 1941, там же), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни






БЕРГСОН (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж, -4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. С 1900 проф. Коллеж де Франс; с 1914 чл. Франц. академии. В 1927 Б. присуждена Нобелевская пр. по лит-ре как блестящему стилисту.

Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием франц. спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану; нек-рое влияние на него оказал Ф. Шеллинг через его последователя Ф. Равессона; своими корнями интуитивная метафизика связана с неоплатонизмом. Выступая против механицизма и дог-матич. рационализма, Б. утверждает в качестве подлинной и первонач. реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, к-рые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, к-рая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть узнавание жизнью самой себя. Поэтому Б. призывает обратиться к собств. жизни сознания, к-рая дана каждому непосредственно. Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психич. жизни является непрерывная изменчивость состояний, к-рые незаметно переходят одно в другое, длятся. Эта длительность (duree) и составляет самоё жизнь сознания, её структуру. Длительность есть взаимопроникновение состояний сознания; они непротяжённы и поэтому не могут быть расположены рядом друг с другом; они различаются не количественно, а качественно и потому не поддаются измерению и исчислению, как материальные объекты (см. " Время и свобода воли", М., 1910, с. 103). Длительность, а стало быть жизнь, имеет, по Б., не пространственный, а временной характер. Это " качественное", " живое" время радикально отличается от того понятия механическо-физич. времени, к-рое, по мнению Б., возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. трактует в духе А. Шопенгауэра, противопоставляя его интуиции как орудие оперирования с " мёртвыми вещами" - материальными, пространственными объектами. В соответствии со своей природой - способностью мыслить лишь в пространств, количеств, категориях ("... наши понятия сформировались по образцу твердых тел...", - " Творческая эволюция", М.-СПБ, 1914, с. III) - интеллект способен понимать живое, органическое, лишь превратив его в мёртвое, механическое, ибо он, согласно Б., имеет чисто практич. назначение - формировать и фабриковать неорганизованную материю.

Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обоснование в его метафизике-в концепции эволюции органич. мира. Жизнь, к-рая изнутри предстаёт как психич. реальность - длительность, есть, согласно Б., некий метафизическо-кос-мический процесс, " жизненный порыв" (elan vital), своего рода могучий поток творч. формирования: по мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, к-рая характеризуется Б. как неодушевлённая масса, вещество и т. п. Т. о., материя, лишённая самостоят. онто-логич. статуса, оказывается недостатком, ослабленностью жизни. В процессе развития вследствие сопротивления материи, встречающейся на пути первоначально единого жизненного потока, последний разделяется как бы на неск. струй, в каждой из к-рых жизнь по-своему прокладывает себе путь через инертную материю (см. там же, с. 121).

А. Н. Б е н у а. Эскиз декорации к балету " Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина. Тушь, акварель, гуашь, графитный карандаш. 1907. Русский музей. Ленинград.

А. Н. Б е н у а. Эскизы костюмов к балету " Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина: слева - паши (гуашь, тушь, бронза); справа - виконта Рене в образе Ринальдо (гуашь, тушь, бронза, серебро). 1907. Русский музей. Ленинград.

К ст. Бенуа А. Н.

К ст. Бернини Л. 1.Площадь св. Петра в Риме. 1657-63. 2. " Экстаз св. Терезы". Мрамор. 1644- 52: Капелла Корваро церкви, Санта-Мария делла Витгория. Рим. 3. " Давид". Мрамор. 1623. Музей и галерея Боргезе. Рим. 4. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657-63.

А. Бергсон.

В центре философии Б.- проблема творчества, к-рое он рассматривает как космический объективный процесс; человек - существо творческое, поскольку через него проходит путь -" жизненного порыва". Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррацион. интуицией, к-рая, как божеств, дар, дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников теории массовой культуры. Причём творчество всех видов ценностей, в т. ч. и социальных, равным образом, по Б., подчинено закону элитарности. Б. признаёт два типа общества и, соответственно, два типа морали: " закрытый" и " открытый". Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина - в жертву пользе. С т. зр. " открытой" морали личность и творчество эстетич., религ. и нравств. ценностей выше интересов сохранения рода.

Филос. концепция Б. внутренне непоследовательна. Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность, то обращение к понятиям (а ими пользуется Б. при изложении своей системы) оказывается противоречием. Правда, Б. время от времени нарушает своё вето на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным, " косным" понятиям " текучие", способные следовать за реальностью. Но эти оговорки не решают дела. Резкое противопоставление Б. рассудка и интуиции делает невозможным филос. познание, ибо созерцаемое в " чистой" интуиции без всякого понятийного различения должно остаться невыразимым. В своей абсолютизации изменчивости Б. приходит к полному субъективизму (см. " Восприятие изменчивости", СПБ, 1913). Учение Б. оказало значит. влияние на философию (прагматизм Джемса, персонализм, экзистенциализм, философия истории Тойнби), лит-ру (М. Пруст), иск-во (импрессионизм в живописи и др.). В марксистской литературе философия Б. подвергается резкой критике (см. Плеханов В. Г., А. Бергсон. Творческая эволюция, в кн.: Избранные философские произведения, т. 3, М., 1957; Политцер Ж., Об одной философской мистификации, в кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Сэв Л., Современная французская философия, М., 1968, с. 270-74 и др.).

Соч.: Собр. соч., т. 1-5, СПБ, 1913-14; Философская интуиция, " Новые идеи в философии", 1912, сб. 1; Длительность и одновременность, П., 1923.

Лит.: К р о н е р Р., Философия " творческой эволюции", в сб.: Логос, кн. 1, М-, 1910; Бабы нин Б. Н., Философия Бергсона, " Вопросы философии и психологии", 1911, № 108 - 109; Вышеславцев Б., Этика Фихте, М., 1914, гл. 6; Лосский Н. О., Интуитивная философия Бергсона, П., 1922; Герман Л. И., Интуитивная эстетика А. Бергсона, " Литературный критик", 1935, № 5; Чанышев А. Н., Философия А. Бергсона, М., 1960; Воронов А. И.. Интуитивная философия Бергсона, М., 1962; Jurevics Р., Н. Bergson. Eine Einfuhrung in seine Philosophie, Freiburg, 1949; Barlow M., H. Bergson, P., 1966; Rоbinet A., Berg-son et les metamorphoses de la duree, [2 ed., P., 1966]; Lindsay A. D., The philosophy of Bergson, Wash.- [N. Y.. 1968J. Я. П. Гайденко.

БЕРГСТЕДТ (Bergstedt) Харальд (10.8.1877, Кёге, -19.9.1965, Копенгаген), датский писатель. Автор бытовых и сатирич. стихов (сб-ки " Песни провинции", 1913-21, " Широкие крылья", 1919, " Песни для всех ветров", 1927). Его социальный роман " Александерсен" (1918, рус. пер. 1923) - сатира на бурж. культуру. Повесть " Праздник Йоргена" (1919, рус. пер. 1924, экранизирован в СССР в 1930) - сатира на лицемерие церкви и её служителей. В 1946 за сотрудничество с нем. оккупантами был приговорён к тюремному заключению на 2 года. В 1948 Б. опубликовал сб. стихов " Песни за решёткой", содержащий размышления о своей жизни и творчестве.

Соч.: Праздник святогоЙоргена.[Послесл. Л. Никулина], М., 1963.

Лит.: Dansk litteratur historie, bd 3, Kbh., 1966; P e d e r s e n V., H. Bergstedt, Kbh., [1967]. H. И. Крымова.

БЕРГШРУНД (нем. Bergschrund, от Berg - гора и Schrund - трещина), подгорная трещина, трещина в области питания ледника. Протягивается вдоль края фирнового поля в том месте, где крутонаклонённая периферич. часть фирна переходит в слабонаклонённую поверхность. Б. отделяет тонкую и неподвижную, приросшую к скале область фирна от подвижной его области, стекающей к пониженной части фирнового бассейна.

Бергшрунд

БЁРД Ричард, американский полярный исследователь; см. Бэрд.

БЁРД (Byrd) Уильям [ок. 1543, Линкольншир (?), -4.7.1623, Стон дон-Масси, Эссекс], английский композитор, основоположник нац. школы мадригала, представитель школы вёрджинелистов (см. Вёрджинел), органист, нотоиздатель. Был мастером хоровой католической и англиканской музыки (псалмы, градуалы и др.) и светских произв. (мадригалы, мотеты, фантазии, вариации для вёрджи-нела, струнные ансамбли, песни), в к-рых широко использованы нар. мелодии. В светской музыке Б. проявляются черты, типичные для муз. иск-ва Возрождения, - культ красоты и наслаждения, отказ от аскетизма средневековья, художественно претворившиеся в богатстве мелодики и гармонии, разнообразии ритмики, полифонич. насыщенности. Свои эстетич. принципы Б. сформулировал в предисловии к изд. " Псалмы, сонеты и печальные песни" (1588). Отличался огромной работоспособностью (ок. 140 соч., собр. в 20 тт., Лондон, 1937-50).

Лит.: Fellowes E. H., William Byrd, 2 ed., [L.], 1948.

БЕРД, посёлок гор. типа, центр Шам-шадинского р-на Арм. ССР. Расположен на р. Тавуш (приток Куры), в 28 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Тауз (на линии Тбилиси - Баку). 7, 2 тыс. жит. (1968). Заводы: винодельч., молочный, игрушек, леспромхоз.

БЁРД (Byrd), американская научная станция в Антарктиде; см. Бэрд.

БЕРДАНКА, однозарядная винтовка, состоявшая на вооружении рус. армии в 70-90-х гг. 19 в. (калибр 10, 67 мм, масса со штыком 4, 9 кг, дальность стрельбы до 4000 шагов). Была разработана амер. полковником X. Берданом (Н. Berdan), но затем значительно усовершенствована рус. воен. инженерами А. П. Горловым и К. И. Гуниусом, после чего получила в США назв. " русской винтовки". В 1868 принята на вооружение рус. армии под назв. " малокалиберная стрелковая винтовка № 1 системы Бердана". После замены откидного затвора скользящим наз. " винтовкой № 2 системы Бердана". В 1890-х гг. начала заменяться винтовкой образца 1891 (С. И. Мосина).

БЕРДАХ (псевд.; наст. фам. и имя Бердимурат сын Каргабая) (1827-1900), каракалпакский поэт. Родился в бедной семье. Учился в мектебе. Автор лирич., сатирич., дидактич. стихов, исто-рич. поэм (" Родословная", " Айдос бий", " Амангельды", " Ерназар бий" и др.). В поэме " Царь-самодур" Б. изобразил нар. борьбу против хана-деспота. Поэт возвеличивал труд как основу жизни и источник духовного богатства человека, горячо восставал против социального угнетения и угнетения женщины. До Окт. революции произв. Б. распространялись сказителями, поэтами и чтецами.

Соч.: Тангламалы шыгарамалары, Но-кис, 1956; в рус. пер. -Избранное, Нукус, 1958.

Лит.: С а г и т о в И., Бердацтын. твор-чествосы, Нокис, 1958.

БЕРДЕКИН (Burdekin), река на С.-В. Австралии (шт. Квинсленд). Дл. 680 км, пл. басе. 132 тыс. км2. Берёт начало на плато Атертон, протекает по саванне в широкой долине, в нижнем течении пересекает хр. Лайкхарт, впадает в Коралловое м. Ср. расход воды 285 м3/сек. В сезон дождей, с дек. по март - бурные паводки, в сухой сезон почти пересыхает. Имеются водохранилища, в т. ч. в месте прорыва через хр. Лайкхарт.

БЕРДЖ (Berge) Уэнделл (24.4.1903, Линкольн, шт. Небраска, -24.9.1955, Кенсингтон)! американский юрист и экономист, сторонник принципа свободного капиталистич. предпринимательства, критик деятельности монополий. Занимал ряд гос. должностей, с 1947 возглавлял юридич. фирму в Вашингтоне. Автор книги " Международные картели" (1944; рус. пер. 1947). Б. отмечал отрицательное влияние монополий на развитие техники, ограничение ими свободной конкуренции на мировом рынке, взвинчивание цен и призывал ограничить их деятельность путём усиления гос. контроля.

С 9 ч.: Cartels. Challenge to a free world, 2 print.. Wash., 1944; Economic freedom for the West, Lincoln, 1946. В. Г. Сарычев.

БЕРДИЧЕВ, город в Житомирской обл. УССР, на р. Гнилопять (басс. Днепра), в 43 км к Ю. от Житомира. Узел жел. дорог (на Житомир, Шепетовку, Казатин). 60 тыс. жит. (1968). Маш.-строит. (хим. и станкостроит.), пищ. (сахарный, солодовый и др. з-ды), лёгкая (обувной комбинат, швейные ф-ки) пром-сть. Пед. ин-т, маш.-строит. техникум; пед., мед. уч-ща. Из истории, памятников сохранилась крепость-монастырь кармелитов (осн. в 1627) и костёл, в к-ром в 1850 венчался с Эвелиной Ганской франц. писатель Оноре де Бальзак. Б. впервые упоминается в 1545.

БЁРДО, один из основных рабочих органов ткацкого станка, выполняемый в виде гребня. Б. применялось для выработки тканей на самых первых этапах человеческой культуры. В домашнем и кустарном ткачестве до кон. 19 в. Б. делались с деревянными зубьями или из расщеплённого камыша, с узкими метал-лич. пластинками, закреплёнными обоими концами в деревянных или металлич. планках. В совр. ткацком станке продольные нити ткани (основа) продеваются в промежутки между зубьями Б. Таким образом достигается равномерное распределение нитей основы по ширине ткани. В процессе ткачества, перемещая Б. вдоль нитей основы, прибивают проложенную нить утка к краю (опушке) ткани. От частоты расположения зубьев в Б. (от 2, 5 до 40 зубьев на 1 см) зависит плотность основы, т. е. число нитей на единицу ширины ткани.

БЕРДСК, город в Новосибирской обл. РСФСР. Расположен на р. Бердь, близ впадения её в Новосибирское водохранилище. Ж.-д. станция в 38 км к Ю. от Новосибирска. 50 тыс. жит. (1969). Радиозавод, пищ. пром-сть. Мед. уч-ще. Основан в нач. 18 в. как острог; город с 1944. В окрестностях - дома отдыха.

БЁРДСЛИ, Бердслей (Beardsley) Обри Винсент (24.8.1872, Брайтон, -16.3.1898, Ментона), английский рисовальщик. В многочисленных илл. к журналам (" Жёлтая книга", 1894-95; " Савой", 1896) и книгам (" Саломея" О. Уайльда, 1894) развивал декадентские и символистские тенденции иск-ва поздних прерафаэлитов, сочетая их с влияниями япон. гравюры. Утончённое, причудливое, часто болезненное иск-во Б., с виртуозной игрой силуэтов и контурных линий, определило мн. характерные черты графики стиля " лгодерн"

О. Бёрдсли. Иллюстрация к " Саломее" О. Уайльда. Тушь. 1894.

Лит.: Сидоров А. А., Искусство Бердслея, М., 1926; Reade В., Beardsley, [L., 1967].

БЕРДЫЖ, палеолитическая стоянка у дер. Бердыж Чечерского р-на Гомельской обл. БССР. Исследовалась в 1926-29 и 1938-39 К. М. Поликарповичем и С. Н. Замятниным, в 1959-61 В. Д. Будько.
[ris]

Найдено большое количество костей животных (гл. обр. мамонта). Среди кам. орудий - наконечники копий с боковыми выемками, скребки, примитивные резцы, ножевидные пластины и др. В 100-120 м к С.-З. от стоянки в 1953 открыт наиболее ранний культурный слой, к-рый нек-рые археологи относят к мустьерской эпохе.

Лит.: Полiкарповiч К. М.. Проблема палеол1га у Беларусь в сб.: Материалы юбiлейнай cecii АН БССР, Мiнск, 1949; Береговая Н. А., Палеолитические местонахождения СССР, М.- Л., I960.

БЕРДЫШ (польск. berdysz), холодное оружие, широкий длинный топор с лезвием в виде полумесяца, насаженный на длинное древко. Длина лезвия 40-100 см, древка св. 2 л. В России Б. в 15-17 вв. служили, наряду с саблями и ружьями, вооружением пехоты (стрельцов). Б. носился на ремне за плечами. Близким к Б. видом оружия была алебарда, у к-рой древко заканчивалось копьём.

БЕРДЬ, река, гл. обр. в Новосибирской обл. РСФСР, прав. приток Оби. Впадает в Новосибирское водохранилище, подпор от к-рого распространяется на 40 км (до г. Искитим). Дл. 363 км, пл. басе. 8650 км2. Берёт начало на зап. склонах Салаирского кряжа. Протекает в широкой долине; русло извилистое. Питание снеговое и дождевое. Ср. годовой расход воды 45, 8 м3/сек (г. Искитим). Замерзает в нач. ноября, вскрывается в сер. апреля. Сплавная. В ниж. течении реки - г. Бердск.

БЕРДЯЕВ Аркадий Васильевич (около 1820 - г. смерти неизв.), русский общественный деятель. Сын харьковского помещика. Окончил Харьковский ун-т (1843), с 1844 служил в Мин-ве внутр. дел. В мае 1845 арестован по доносу " за сочинение бумаг", выслан в Симбирск. Освобождён от надзора полиции в 1850. Юридич., филос. и публицистич. статьи и заметки, отобранные у Б., содержат критику самодержавной юстиции и славянофильской идеологии; наиболее интересны 3 варианта конституц.-монархич. проектов,

Лит.: Федосов И. А., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (6.3. 1874, Киев, -24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском ун-те. В студенч. годы участвовал в с.-д. движении; подвергался репрессиям (исключение из ун-та и ссылка). Выступал в программных сборниках рус. идеалистов: " Проблемы идеализма" (1902), антиреволюц. сб. " Белг" " (1909), " Из глубины" (1918); был организатором и пред. " Вольной академии духовной культуры" (1918-22). В 1922 выслан за границу. Основал религ.-филос. журнал " Путь" (Париж, 1925-40), руководил изд-вом " УМСА -Press" (" Христианского союза молодёжи").

В молодости принадлежал к т. н. легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал теорию этического социализма. Ок. 1905 присоединяется к богоискательству. Борьба и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют филос. позиции и филос. симпатии Б. (Он сам признаёт свою близость к Бёме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к рус. религ. традиции - славянофилы, Достоевский; отправным пунктом всегда остаётся принцип дуализма Канта.) Рождающаяся из абсолютизации каждого из этих мотивов двойственность позиции Б. выражается в ряде противоречий и прежде всего в фиксируемом им самим противоречии " творчества" и " жалости" (морали творчества, или культа " гениальности", и христ. морали искупления). Б., в духе мистики Бёме и Шеллинга, утверждает безосновность свободы, её примат над бытием (и богом) и, следовательно, -как бы неподвластность человека божеств. воле; говорит об отсутствии бога в мире. Однако Б. принимает также концепцию истории в провиденциальном духе христ. эсхатологии. Для Б. характерно полное отталкивание от мира (царства " обыденности", зла), но и стремление к преображению мира. Призыв к творчеству как к средству изменения мира совмещается у Б. с убеждением в обречённости всякого творч. акта; по существу всякую объективацию (предметное воплощение) человеческого творчества Б. отождествляет с отчуждением.

С главной темой - проблемой личности, связано внимание Б. к философии истории (см. " Смысл истории", 1923, " Новое средневековье", 1924, " Судьба человека в современном мире", 1934, " Русская идея", 1946, и др.). Б. не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что её путь - это обнажение противоположностей - добра и зла - и трагич. борьба между ними, к-рая завершается выходом в " метаисторию" (" царство божие"). В современности Б. находит признаки " варваризации" европ. культуры, начало её сумерек (" Конец Европы", М., 1915), связанных с наступлением " массовой культуры". Б.- один из первых критиков совр. цивилизации как цивилизации технической, к-рая явилась, согласно Б., результатом " торжества буржуазного духа" (" Смысл творчества", М., 1916). Б. призывает к " спасению" через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т. п.), -к " персоналистич. революции" вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистич. принципа обобществления производства, В., однако, считал необходимым вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность, материальные блага. В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма, считал его двойств, учением - сочетающим экономич. детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религ. мировоззрением, выражающим надежды на мессианство пролетариата.

Яростный идейный противник Окт. революции (и любого социально-политич. переворота вообще), Б. в полемич. кн. " Философия неравенства" (1918, изд. 1923)опускается до оправдания жестокостей " органического" историч. процесса (нарушением к-рого считает революцию) и ницшеанской апологии социального отбора и права " сильной личности". В дальнейшем оправдание историч. действительности как разумной и необходимой считает преступным; оставаясь идеологом " аристократии духа", стремится освободить своё понимание аристократизма от всяких сословно-иерархич. характеристик (" Орабстве и свободе человека", 1939, " Самопознание", 1949).

Б. оказал влияние на развитие франц. экзистенциализма и персонализма; получил известность на Западе как гл. выразитель традиции рус. религ.-идеалистич. философии и идеолог антикоммунизма. Лит.: Ленин В. И., О " Вехах", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19; его же, [Письмо] Г. В. Плеханову 30 июля 1901 г., там же, т. 46, с. 135; Луппол И., Новое средневековье, " Под знаменем марксизма", 1926, № 12; Балакина И. Ф., Религиозно-экзистенциалистские искания в России начала 20 в., в сб.: Современный экзистенциализм, М., 1966; Lowrie D., Rebellious prophet. A life of N. Berdyaev, N. Y., 1960; Wernham J., Two Russian thinkers. An essay in Berdyaev and Shestov, Toronto, 1968. P. A. Гальцева.

БЕРДЯНСК (с 1939 по 1958 - Осипенко), город в Запорожской обл. УССР. Порт на берегу Азовского м. Ж.-Д. станция. 95 тыс. жит. (1969). З-ды: с.-х. машиностроения, кабельный, дорожных машин, " Стекловолокно", нефтепе-рераб. и др. Обувная, швейная и пищ. пром-сть. В Б.- пед. институт; техникумы: маш.-строительный, виноградарства и виноделия; мед. уч-ще. Художеств, и краеведч. музеи. С В. к городу примыкают плантации виноградарского совхоза.

В 5 км от города расположен грязевой приморский курорт. Лето сухое, тёплое (ср. темп-pa июля 24°С), зима мягкая (ср. темп-pa января -4°С); осадков 380 мм в год. Лечебные средства: иловая грязь и рапа 3 озёр - Красного, Малого и Великого (Большой лиман); виногра-долечение. Лечение больных с заболеваниями органов движения и опоры, нервной системы, гинекологич., органов дыхания нетуберкулёзного происхождения. Санатории для взрослых и детей, водо-грязелечебница, дома отдыха. Осн. в 1827.

Лит.: Бердянск. Путеводитель, Днепропетровск, 1967.

БЕРДЯНСКАЯ КОСА, песчаная коса у сев. берегов Азовского м., вблизи г. Бердянска. Дл. ок. 20 км. Заканчивается отмелью, простирающейся далеко в море. Зап. берега Б. к. изрезаны небольшими бухтами.

БЕРДЯУШ, посёлок гор. типа в зап. части Челябинской обл. РСФСР. Крупный узел ж.-д. линий на Челябинск, Уфу, Дружинино, Бакал. 10, 9 тыс. жит. (1968). Предприятия ж.-д. транспорта.

БЕРЕ ЗИМНЯЯ МИЧУРИНА, зимний сорт груши, выведенный в 1903 И. В. Мичуриным скрещиванием уссурийской груши с юж. сортом Рояль. Плоды ср. размера или крупные (160-270 г), широкогрушевидные, при съёме- светло-зелёные, матовые, в лёжке желтеют и покрываются буровато-карминным румянцем, очень сочные, винно-сладкого вкуса, ароматные; могут сохраняться до января. Деревья сильнорослые, сравнительно зимостойкие, вступают в плодоношение на 5-6-й год; урожайные (200 кг с дерева). Сорт распространён в Европ. части РСФСР, Казах. ССР и БССР.

БЕРЕГ, полоса взаимодействия между сушей и водоёмом (морем, озером, водохранилищем) или между сушей и водотоком (рекой, временным русловым потоком). Главными факторами формирования Б. водоёмов служат волны и прибойный поток, в наиболее яркой форме проявляющиеся в береговой зоне моря.

Б. морской (береговая зона). Деятельность факторов, образующих морской Б., сводится к абразии и перемещению наносов, формирующих различные береговые аккумулятивные формы. Роль суши в процессе взаимодействия с морем заключается в том, что реки и др. экзогенные агенты поставляют с суши в береговую зону обломочный материал, из которого здесь формируются прибрежно-морские наносы, а геологич. строение и рельеф прибрежной суши влияют на ход и направление развития мор. Б.

Развитие Б. мор. по аккумулятивному или абразионному типу определяется степенью расхода энергии волн над подводным береговым склоном. Последнее зависит от параметров волн, уклона подводного склона и баланса наносов в мор. Б. Крупные волны в целом способны производить более интенсивную работу, большие глубины над подводным береговым склоном и малое кол-во наносов на склоне обеспечивают неполную затрату энергии волн при прохождении их над подводной частью мор. Б. Перечисленные условия способствуют абразионному процессу. Малые параметры волн, обилие наносов, отлогий подводный склон обеспечивают значит. расход энергии над подводным береговым склоном и, соответственно, -преобладание аккумулятивного процесса на мор. Б.

Фьордовый берег

Шхерный берег

Далматинский берег

Риасовый берег

Аральский берег

Лиманный берег

Лагунный берег

Ваттовый берег

Начало формирования совр. береговой зоны морей и океанов относится ко времени, когда в результате позднеледниковой трансгрессии уровень океана установился на отметках, близких к современным (5, 5-6 тыс. лет назад). В ходе этой трансгрессии уровень океана повысился прибл. на 90-100 м по сравнению с предшествующим его положением, в результате чего произошло затопление окраинных равнин континентов, а также низовьев субаэральных долинных форм. При этом образовались различные типы ингрессионных берегов, к-рые можно разделить на ледниковые (фьордовые, шхерные), эрозионные (риасовые, лиманные), эоловые (аральский тип берега), структурно-денудационные (далматинский тип) я др. (см. Фьорды, Шхеры, Лиманы).

Совокупность абразионных и аккумулятивных процессов ведёт к выравниванию контура ингрессионных берегов: мысы срезаются абразией, а заливы заполняются или отчленяются береговыми аккумулятивными формами. Интенсивность процесса выравнивания берега определяется также количеством наносов, поступающих в пределы мор. Б., и степенью прочности пород, слагающих коренной берег. Там, где береговые склоны сложены прочными породами, процесс выравнивания находится в зачаточном состоянии, и такие берега сохранили до наших дней исходную изрезанность береговой линии, обусловленную субаэральным рельефом. В зависимости от степени и характера переработки берега волновыми процессами можно выделить следующие осн. типы берегов: не изменённый (или почти не изменённый) морем, абразионный, аккумулятивный, абразионно-ак-ку мулятивный.

Кроме волновых процессов, в формиро-гании мор. Б. участвуют и другие факторы, к-рые при их преобладании создают особые типы берегов. В устьях крупных рек формируются дельтовые берега (см. Дельта), на берегах тропич. морей рифо-образующими организмами создаются коралловые берега (см. Коралловые рифы), на берегах полярных морей под термическим воздействием морской воды на мёрзлые породы - термоабразионные берега. Специфические черты мор. Б. придают приливо-отливные и сгонно-нагонные явления (берега с приливной или ветровой осушкой) и прибрежная растительность (фитогенные - мангровые и тростниковые берега). В формировании и распространении типов берегов проявляется физико-географич. зональность, так, термоабразионные берега свойственны полярной зоне, коралловые и мангровые - тропич. и экваториальной и т. п. Совр. тектонич. движения также влияют на формирование мор. Б. В тектонически погружающихся районах побережья позднеледниковая трансгрессия распространилась дальше в глубь суши, чем на участках поднятия. В общем случае, при прочих равных условиях, погружение берега способствует размыву (абразии) берега, поднятие - процессам аккумуляции. При дефиците наносов, напротив, поднимающиеся участки подвергаются абразии. При избыточном поступлении наносов (напр., при обильном речном твёрдом стоке) на погружающихся участках формируются аккумулятивные берега.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал