Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 18 страница. Берн. Улица Марктгассе в старой части города






Берн. Улица Марктгассе в старой части города. На переднем плане - фонтан Церингов (16 в.), на заднем - Часовая башня (15 в.).

Берн. Дом на ул. Дистельвег, в к-ром в 1914 жили В.. И. Ленин и Н. К.Крупская.

Осн. науч. труды в области кристаллографии. Б. исследовал структуры графита, металлов, воды, стиролов, гормонов, витаминов, белков, вирусов, строит. материалов, в частности цементов. В 1933 дал т. н. берналовскую модель льда, к-рая позволяет объяснить поведение воды во всех соединениях. Ему принадлежат также работы по теории жидкого состояния. Автор трудов о роли и месте науки в жизни общества, в к-рых он осветил филос. значение науки, взаимосвязь науки, техники и социальных условий, влияние науки на обществ. развитие с позиций диалектич. материализма и показал особенности развития науки при капитализме и социализме. Книга Б. " Социальная функция науки" (1938) положила начало новой области знания - науковедению. Б.- активный борец за мир, президент-исполнитель Президиума

Всемирного Совета Мира (1959-65), вице-председатель Всемирной федерации науч. работников, президент " Междунар. союза кристаллографов (1963-66). Иностр. чл. АН СССР (1958) и мн. др. академий наук мира. Лауреат Междунар. Ленинской пр. " За укрепление мира между народами" (1953).

Соч.: Engels and science, L., 1935; The social function of science, L., 1938; The origin of life, L., 1967; в рус. пер.- Значение структурного анализа кристаллов в современной науке, " Успехи химии", 1950, т. 19, в. 4; Роль воды в кристаллических веществах, " Успехи химии", 1956, т. 25, в. 5; Наука в истории общества, М., 1956; Мир без войны, М., 1960; [Статьи], в сб.: Наука о науке, пер. с англ., М., 1966; Возникновение жизни, М., 1969.

Лит.: Рожанский И. Д., Дж. Бернал (К 50-летию со дня рождения), " Успехи физических наук", 1951, т. 45, в. 2 (имеется библ. трудов Б.); Сноу Ч. П., Джон Десмонд Бернал, в сб.: Наука о науке, М., 1966. М. М. Карпов.

БЕРНАР (Bernard) Клод (12.7.1813, Сен-Жюльен, близ Вильфранш, - 10.2. 1878, Париж), французский физиолог и патолог, один из основоположников совр. физиологии и экспериментальной патологии, чл. АН в Париже (1854). В 1839 окончил Парижский ун-т и стал работать в лаборатории Ф. Мажанди. С 1854 руководитель кафедры общей физиологии Парижского ун-та, с 1868-кафедры сравнит. физиологии в Музее естеств. истории. В 1843 опубликовал первую работу об анатомии и физиологии секреторного нерва слюнной железы, за к-рой последовал ряд исследований, посвящённых функции поджелудочной железы, её роли в переваривании жиров, гликогенообразоват. функции печени, желудочному соку и его значению для питания (докторская дисс.). Б. изучал углеводный обмен и показал, что в регуляции его участвуют печень и центр, нервная система. Своим опытом, получившим назв. " сахарного укола", Б. доказал, что в продолговатом мозгу располагаются центры, регулирующие углеводный обмен организма, т. к. при повреждении этих центров сахар выводится с мочой. В 1853 Б. открыл сосудодвигат. функцию симпатич. нервной системы, уча-. ствующую в регуляции кровообращения в целом и кровоснабжения отд. областей тела. Исследования Б. проблем внеш. и внутр. секреции желез, электрич. явлений в животных тканях, функций различных нервов, образования тепла печенью, газов крови, парализующего действия кураре на двигат. нервные окончания, влияния па организм окиси углерода и др. имеют значение не только для физиологии, но и для фармакологии, токсикологии, патологии и др. мед. дисциплин. Б. считал, что все явления жизни обусловлены (детерминированы) материальными причинами, основу к-рых составляют физико-хим. закономерности; тем не менее, по Б., существуют какие-то неизвестные причины, созидающие жизнь и диктующие её законы.

С о ч.: De la physiologie generate, P., 1872; в рус. пер.- Курс общей физиологии. Свойства живых тканей, СПБ, 1867; Курс обшей физиологии. Жизненные явления, общие животным и растениям, СПБ, 1878; Лекции по экспериментальной патологии, М.- Л., 1937.

Берн. 1. Общий вид города. 2. Парламент. 3, Вид части города на фоне Альп.

Лит.: К а р л и к Л- Н., Клод Бернар, М., 1964; Fa ure J. L., Claude Bernard, P., 1925; О 1ms ted I. M. D., Claude Bernard, physiologist, N. Y.- L., 1938.

БЕРНАР (Bernhardt) Capa (22.10.1844, Париж, -26.3.1923, там же), французская актриса. Окончила драматич. класс Пари леской консерватории (1862). Работала в театрах " Комеди Франсез", " Жимназ", " Порт-Сен-Мартен", " Одеон". В 1893 приобрела театр " Ренессанс", в 1898 театр на пл. Шатле, к-рый получил назв. " Театра Сары Бернар". Мн. выдающиеся деятели театра, напр. К. С. Станиславский, считали иск-во Б. образцом технич. совершенства. Однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, художеств. вкус сочетались у Б. с нарочитой эффектностью, нек-рой искусственностью игры.

Сара Бернар в ролях: слева - донья Соль (" Эрнани" В. Гюго); справа - Гамлет (" Гамлет" У. Шекспира).

Среди лучших ролей: донья Соль (" Эр-нани" Гюго), Маргарита Готье (" Дама с камелиями" Дюма-сына), Теодора (одно-им. пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноим. пьесе и " Орлёнке" Ростана), Гамлет (одноим. трагедия Шекспира), Лоренцаччо (одноим. пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Б. гастролировала во мн. странах Европы и Америки, выступала в России (1881, 1892, 1908-09). В 1922 оставила сценич. деятельность.

Соч.: Ma double vie. Memoires de Sarah Bernhardt, P., 1907; L'art au theatre, P., 1923; в рус. пер.- Мемуары Сары Бернар, СПБ, 1908.

Лит.: Seller G., Sarah Bernhardt, P., [s. а.]; Кугель А., Театральные портреты, М., 1929.

БЕРНАР БОЛЬШОЙ, перевал в Альпах; см. Большой Сен-Бернар.

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ, Бернард (Bernard de Clairvaux; Bernardus abbas Clarae Vallis) (1090, Фонтен, Бургундия, -20.8.1153, Клерво), деятель католич. церкви, теолог-мистик. Происходил из знатного бургундского рода. С 23 лет монах цистерцианского ордена, с 1115 настоятель основаннэго им монастыря в Клерво. Участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров, был вдохновителем 2-го крестового похода (1147). Выступал против теологического рационализма П. Абеляра и различных еретич. течений. Отстаивая незыблемость церк. предания, критикуя складывающуюся схоластику за новшества, Б. одновременно вносил в мистику остро личностный дух. Мистич. тексты Б. отмечены лиризмом и устремлением к самораскрытию человеческого " я". Они оказали большое влияние на мистич. психологизм позднего средневековья (Дж. Бонавентуру, Г. Сузо и др.). В 1174 был причислен к лику святых.

К. Бернар.

С. Бернар.

Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер.

Р. Берне.

Соч.: Opera, t. 1 - 6, P., 1855-59 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur. J.-P. Migne, t. 182 - 185); в рус. пер.-Письма, в кн.: Абеляр П., История моих бедствий, М., 1959, с. 127 - 51.

Лит.: Герье В., Западное монашество и папство, М., 1913, с. 27 - 138; Сидорова Н. А., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953; G i I s о п Е., La theologie mystique de Saint Bernard, P., 1947; Hiss W., Die Anthropologie Bernhards von Clairvaux, В., 1924. С. С. Аверинцев.

БЕРНАР МАЛЫЙ, перевал в Альпах; см. Малый Сен-Бернар.

БЕРНАРА ТОК, диадинамический ток (мед.), электрич. ток в виде импульсов определ. формы (рис.), частотой 50-100 гц. Для электролечения подаются больному чередующимися порциями различной длительности. Назв. по имени франц. врача П. Бернара (P. Bernard), предложившего в 1946 метод применения этих токов с леч. целями.

[ris]

БЕРНАРДЕН ДЕ СЕН-ПЬЕР (Bernardin de Saint-Pierre) Жак Анри (19.1.1737, Гавр, -21.1.1814, близ Пон-туаза), французский писатель. Был связан с лит. течениями сентиментализма и предромантизма. Автор " Путешествия в Россию" (опубл. посмертно) и " Путешествия на Иль-де-Франс" (1773). В своих филос. соч. " Этюды природы" (1784-87) и незаконч. " Гармонии природы" (1815, посмертно) он разделяет руссоистские идеи (см. Ж. Ж. Руссо). Роман " Поль и Виргиния" (1787), в отличие отпасторальной" Аркадии" (1781, не оконч.), идиллия, повествующая о счастье жить по законам " природы и добродетели". В сатирико-филос. повести " Индийская хижина" (1791) представителям учёной схоластики и религ. нетерпимости противостоит мудрый и добродетельный " пария" (отверженный). Идейно близки к повести рассказы " Камень Авраама", " Эмпсаель", драма " Смерть Сократа" (1808). Стиль Б. характеризуют дидактизм, патетич. чувствительность и декоративная живописность.

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 12, P., 1918 - 20; CEuvres posthumes, v. 1 - 2, P., 1833 - 36; Correspondance, v- 1 - 4, P., 1826; в рус. пер. -Суратская кофейня, М., 1891 (в переработке Л. Толстого); Поль и Виргиния. Индийская хижина, М.-Л., 1937.

Лит.: Р о з а н о в М., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII н начала XIX вв., в кн.; Очерки по истории руссоизма на Западе и в России, т. 1, М., 1910, гл. 8; История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 783-85; Маurу F., Etude sur la vie et les ceuvres de Bernardin de Saint-Pierre, P., 1938, М. Л. Нольман.

БЕРНАРДСКИЙ Евстафий Ефимович (1819-89), русский гравёр. Учился в петерб. АХ (1838-43). В гравюрах на дереве с рис. А. А. Агина (илл. 1846-47 к " Мёртвым душам" Н. В. Гоголя и 1846 к поэме И. С. Тургенева " Помещик"), Г. Г. Гагарина (илл. 1845 к повести В. А. Соллогуба " Тарантас") и др. творчески истолковывал оригинал, усиливая его сатирич. звучание. В 1845-49 примыкал к петрашевцам.

Лит.: С т е р н и н Г. Ю., Е. Е. Бернард-скнй, М., 1953.

БЕРНАТ (Bernath) Аурель (р. 13.11. 1895, Марцали), венгерский живописец и график. Учился в 1915-16 в художеств, колонии в Надьбанье (ныне Бая-Маре, Румыния). Прошёл через увлечение кубизмом и экспрессионизмом. С 1945 проф. будапештской АХ. Автор красочных, тонких по живописи росписей, тематич. картин, пейзажей, натюрмортов (" Ривьера", 1926-27, эскиз фрески " Народный спорт", темпера, 1951-52, - в Венг. нац. галерее, Будапешт). Лауреат премий им. М. Мункачи и им. Л. Кошута.

Соч.: Igy eltiink Pannoniaban, [Bdpst], 1956.

Лит.: Genthon I., Bernath Aurel, Bdpst, 1964.

БЕРНБУРГ (Bcrnburg), город в ГДР, в округе Галле, на р. Заале. 45, 8 тыс. жит. (1967). Трансп. узел. Крупная содовая пром-сть, машиностроение. Самый мощный в ГДР цем. з-д. Сах. пром-сть. В окрестностях Б.- добыча калийной и кам. солей. В Б.- Центральный н.-и. ин-т селекции растений, с.-х. ин-т.

БЕРНГАРДИ, Бернхарди (Вегnhardi) Теодор фон (6.2.1803, Берлин, -12.2.1887, Куннерсдорф), немецкий историк, экономист и дипломат. Учился в Гейдельбергском ун-те, в 1834-51 жил в России, был чиновником " собственной его императорского величества канцелярии". В 1851 переехал в Пруссию, в 1866-71 выполнял ряд ответственных военно-дипломатич. поручений прусского правительства в Италии, Испании и Португалии. В 40-е гг. написал труд о крупном и мелком землевладении, в к-ром критиковал англ/ экономистов 18 в. Наиболее известен работами по истории кон. 18-нач. 19 вв. Выпустил в 1856-53 под видом обработки подлинных мемуаров рус. ген. К. Ф. Толя его 4-томное жизнеописание. Прикрываясь авторитетом Толя, изложил в этом фальсифицированном произв. собств. концепцию событий 1812, следовавшую прусской нациоНали-стич. консервативной историографии (принижение роли рус. воен. иск-ва и т. п.). Ложное представление о принадлежности Толю труда Б. долго было распространено в лит-ре и оказало влияние на европ. воен. историографию, в частности на представления К. Маркса и Ф. Энгельса об Отечеств, войне 1812 и полководч. иск-ве М. И. Кутузова.

А. Г. Тартаковский

БЁРН-ДЖОНС (Burne- Jones) Эдуард Коли (28.8.1833, Бирмингем, -17.6. 1898, Лондон), английский живописец и рисовальщик. В 1859 и 1862 работал в Италии. Испытал влияние Д. Г. Россетти. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Манерная и вычурная стилизация живописи кватроченто, характерная для Б., придаёт салонно-декадентские черты его символич. картинам на лирич. и легендарные темы. Произв.: " Любовь среди развалин" (1893, Галерея Тейт, Лондон), акварели (гл. обр. 1864-70), илл. (" Сочинения Джефри Чосера", 1896, совм. с У. Моррисом); картоны для витражей, гобеленов, мозаики (для мастерских Морриса).

Лит.: Bell M., Sir Edward Burne-Jones, L., 1901; Schleinintz O., Burne-Jones, Bielefeld, 1901.

БЁРНЕ (Borne) Людвиг (6.5.1786, Франкфурт-на-Майне, -12. 2. 1837, Париж), немецкий писатель, публицист. Род. в семье банкира-еврея. Изучал медицину и юридич. науки. Один из зачинателей жанра политич. фельетона-очерка, Б. в статьях 20-х гг. разоблачал нем. политич. реакцию. Узость взглядов Б., мелкобурж. радикала, сказалась в нек-рых эстетич. оценках (особенно в отношении И. В. Гёте). Но " Письма из Парижа" (1832-34) после Июльской революции 1830 прозвучали как " колокол революционной бури" (Г. Гейне). Публицистика Б. встретила восторженный отклик у писателей " Молодой Германии". Особую известность приобрёл памфлет " Менцель-французоед" (1837), разоблачавший реакц. нем. критика В. Менцеля. Памфлет получил одобрение Ф. Энгельса. В последние годы жизни Б. - один из глашатаев т. н. христианского социализма.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1 - 12, W., 1868; Werke, Bd 1 - 2, Weimar, 1959; в рус. пер.- Соч., т. 1 -2, СПБ, 1896; Парижские письма. Менцель-французоед, М., 1938.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Из ранних произведений, М., 1956, с. 318; Меп-ter L., L. Borne- Meister des Worts und Kampfer fur Recht und Freiheit, В., 1954.

E. М. Закс.

БЕРНЕКЕР (Berneker) Эрих (3.2.1874, Кенигсберг, -15.3.1937, Мюнхен), немецкий языковед-славист. Примыкал к младограмматизму. Проф. Мюнхенского ун-та. Один из первых занялся изучением древнейшего слав. синтаксиса (в частности, порядка слов). Осн. труд Б. " Этимологический словарь славянского языка" (в. 1-6, 1908-10) остался незавершённым (доведён до слова " мор"). Редактировал журн. младограмматиков " Archiv fur slavische Philologie".

С о ч.: Slavisches etymologisches Worter-buch. 2 Aufl., Bd 1 - 2, Hdlb-, 1924.

БЕРНЕС Марк Наумович [8(21).9.1911-16.8.1969, Москва], русский советский актёр кино, нар. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1953. Первые значительные роли, сыгранные Б. в кино: Красовский (" Шахтёры", 1937), Костя Жигулёв (" Человек с ружьём", 1938), Сергей Ко-жухаров (" Истребители", 1939). Игра актёра отличалась простотой, обаянием, мягким юмором. Б. выступал и как эстрадный певец, исполнитель лирич. песен. Известность принесли Б. роли в фильмах, посвящённых Великой Отечеств, войне: Аркадий Дзюбин (" Два бойца", 1943), шофёр Минутка (" Великий перелом", 1945), матрос Чмыга (" Третий удар", 1948). В 50-60-е гг. создал сложные характеры людей с нелёгкой биографией. Лучшие работы этих лет: Умар Магомет (" Далеко от Москвы", 1950, по одноим. роману Ажаева), Косарев (" Тарас Шевченко", 1951), Чубук (" Школа мужества" по повести Гайдара " Школа", 1954), Родионов (" Они были первыми", 1956), Огонёк (" Ночной патруль", 1957), полковник (" Это случилось в милиции", 1963). Гос. пр. СССР (1951). Награждён 2 орденами, а также медалями.

А. Б е р н и. " Новый чикагский спортивный клуб". 1937. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

БЁРНЕТ (Burnet) Фрэнк (р. 3.9.1899, Траралгон, Виктория), австралийский вирусолог. Окончил Мельбурнский ун-т (1923), проф. этого ун-та. Директор Ин-та мед. исследований (Уолтера и Элизы Холл). Осн. исследования посвящены экологии вирусов, взаимоотношениям вирусов и их " хозяев", механизму размножения вирусов, их изменчивости. Впервые изучил возбудителя ку-лихорад-ки, к-рому присвоено его имя (Rickettsia burneti). Вирусные болезни человека Б. рассматривает с эволюц. и экологич. точек зрения. Нобелевская пр. по физиологии и медицине (1960).

Соч.: Viruses and man, L., 1953; Principles of animal virology, N. Y., 1955; Integrity of the body, Camb. (Mass.), 1962; в рус. пер.-Вирус как организм, М., 1947.

БЁРНЕТТ (Burnett) Фрэнсис Элиза (24.11.1849, Манчестер, - 29.10.1924, Нью-Йорк), американская писательница. Англичанка по происхождению. Широко известны её произв. для детей. Более 20 изданий выдержала повесть Б. " Маленький лорд Фаунтлерой" (1886, рус. пер. 1889), где юный американец, носитель естеств. человечности, " перевоспитывает" своего чёрствого деда - англ. аристократа. К лучшим произв. Б. принадлежат повесть " Маленькая принцесса" (1905, рус. пер. 1911), в которой показано великое значение нравств. силы, помогающей героине оставаться победительницей в самых тяжёлых условиях, и рассказ " Два дня из жизни Пичино" (1894, рус. пер. 1900).

С о ч.: The dawn of a to-morrow, N. Y., 1906; White people, L., 1920; в рус- пер.-Таинственный сад, М., 1914; Свет во тьме, СПБ, 1915.

Лит.: Р a t t е е F. L., Burnett F. Е. Н., в кн-: Dictionary of American biography, v. 2, N. Y., [1958]. М. М. Полякова.

БЕРНИ (Berni) Антонио (р. 14.5.1905, Росарио), аргентинский живописец. В 1930-х гг.- один из основоположников " нового реализма" в Аргентине. Совм. с Д. Сикейросом (в 1934) и аргент. худ. X. К. Кастанъино, Л. Э. Спилимберго и др. выполнил ряд росписей в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке, гл. обр. на темы жизни и истории аргент. народа. В картине " Полночь над миром" (кон. 30-х гг.) создал величеств, образ нар. мужества и скорби, навеянный гражд. войной в Испании. В сер. 20 в. испытал влияние модернизма.

Лит.: Pla R., Antonio Berni, В. Aires, 1945.

БЕРНИ (Berni) Франческо (ок. 1497, Лампореккьо, Валь-ди-Ньеволе, -26.5. 1535, Флоренция), итальянский поэт-сатирик. В своей переделке поэмы М. Боярдо " Влюблённый Роланд" Б. выступил против завоевателей Италии. Снижая героику, он высмеивал фанта-стич. образы рыцарских романов. Б. создал особый пародийный жанр - " бернеско". В своих сатирах, написанных терцинами (т. н. капитоли), Б. в возвышенном стиле говорил о предметах обыденных или низменных, нагромождал противоречивые образы в духе поэзии барокко. Б.- зачинатель жанра герои-ко-мич. поэмы, получившей развитие в лит-ре 17-18 вв. В сатирич. сонетах нападал на пап, тиранов, ханжей.

С о ч-: Poesie e prose, Gen.-Firenze, 1934; в рус. пер, -Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, составитель Б. И. Пуришев, М., 1959.

Лит.: Де С а н к т и с Ф., История итальянской литературы, т. 1 - 2, М., 1963-64. И. Н. Голенищев-Кутузов.

БЕРНИНА (Bernina), наиболее высокий, почти изолированный кристаллич. массив в Ретийских Альпах (Вост. Альпы), между верховьями pp. Инн и Адда, на границе Италии и Швейцарии. Выс. до 4049 м (пик Бернина). Покрыт вечными снегами и ледниками.

БЕРНИНА (Bernina), перевал в Вост. Альпах, к В. от массива Бернина, в Швейцарии. Выс. 2323 м. Через перевал проходит ж. д. из долины р. Бернина в Швейцарии (прав. приток р. Инн) в долину р. Поскьяво в Италии (прав. приток р. Адда).

БЕРНИНИ (Bernini) Джованни (Джап) Л оренцо (7.12. 1598, Неаполь, - 12.11. 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца - скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера рим. и всего итал. барокко, ярко воплотились гл. принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религ. аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал проблему синтеза пластич. иск-в. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора св. Петра с кафедрой св. Петра, 1657-66, и др. церквей), а также самостоят. скульптурные произв., Б. живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульпт. формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. добивался почти натуралистич. эффектов - имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произв. Б. нередко сливаются, переходя в мистич. экзальтацию (" Экстаз св. Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Сан-та-Мария делла Виттория, Рим).

Начав своё скульпт. творчество со статуй и двухфшурных композиций (" Давид", мрамор, 1623, " Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, - в Музее и гал. Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульпт. портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и гал. Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, ок. 1635, Нац. музей, Флоренция). Постепенно в портретах Б. усиливаются внеш. патетика, импозантность, что приводит к формированию законч. типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Б. в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Нац. музей Версаля). Б. создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорич. фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе св. Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46).

Л. Б е р н и н и. Автопортрет. Терракота. Эрмитаж. Ленинград.

Свою архит. деятельность (строил только в Риме) Б. начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе св. Петра (бронза, 1624-33); полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Б. торжественность и величавость. Гл. творение Б.- грандиозный ансамбль площади св. Петра (1657-63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-ряд-ными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к к-рому ведёт торжеств. многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамич. форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются гл. мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архит. образа. Б. часто прибегает к приёмам искусств, перспективы (напр., постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верх. площадке). Б. сыграл важную роль в формировании архит. облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны - Тритона на Пьяцца Бар-берини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51, и др.). Творчество Б., поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европ. иск-во 17-18 вв.

Илл. см. на вклейке к стр. 209.

Лит.: Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957; А р к и н Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры, М., 1961; Рапе R.. Bernini architetto, Venezia, 1953; Wittkower R., Gian Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L,, 1955. О. В. Мамонтова.

БЕРНЛИ (Burnley), город в Великобритании, на С.-З. Англии, в графстве Ланкашир. 76, 9 тыс. жит. (1968). Электро-технич., авиац. и др. отрасли машиностроения, хл.-бум., швейная пром-сть.

БЁРНС (Burns) Артур (р. 27.4.1904, Станислав, Галиция), американскийбурж. экономист. Окончил Колумбийский ун-т (1925), проф. этого ун-та (с 1933). Возглавлял Совет экономич. консультантов при президенте Эйзенхауэре (1953-56), президент амер. Экономич. ассоциации (1959), президент Академии политич. наук (1961), председатель Нац. бюро экономич. исследований (1967), советник президента Никсона по внутренним экономич. проблемам (с 1969). Б.- автор работ, в к-рых анализирует изменения в экономич. цикле США, наступившие после 2-й мировой войны под воздействием гос. вмешательства и структурных изменений в экономике. В области гос. регулирования экономики он выступает сторонником использования различных экономич. рычагов в зависимости от особенностей цикла.

С о ч.: Measuring business cycles, N. Y., 1946 (в соавт. с W. Mitchell); Economic research and the Keynesian thinking of our times, N. Y., 1946; Production trends in the U. S. since 1870, N. Y., 1950; The frontiers of economic knowledge, Princeton, 1954; Prosperity without inflation, N. Y., 1958; The management of prosperity, N. Y.- L., 1966.

Е. А. Лебедева.

БЁРНС (Burns) Джон (20.10.1858, Лондон, -24.1.1943, там же), деятель английского рабочего движения. По профессии механик. В 80-х гг. 19 в. участник крупных стачек. В 1892 был избран в парламент; встал на позиции реформизма и сотрудничества с буржуазией. Мин. местного самоуправления (1905-14) и мин. торговли (1914). В авг. 1914 вышел в отставку в знак несогласия с решением правительства о вступлении в 1-ю мировую войну. В дальнейшем отошёл от политич. жизни.

БЁРНС (Burns) Роберт (25.1.1759, дер. Аллоуэй, близ г. Эр, Шотландия, -21.7.1796, Дамфрис), шотландский поэт. Род. в бедной крест, семье. Всю жизнь боролся с крайней нуждой. Писать стихи начал с 15 лет. Поэтич. творчество Б. совмещал с работой на ферме, затем с должностью акцизного чиновника (с 1789). Сатирич. поэмы " Два пастуха" (1784) и " Молитва святоши Вилли" (1785) распространялись в рукописи и укрепили за Б. репутацию вольнодумца. Первая кн. " Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте" (1786; 2 изд. 1787; 3 изд. в 2 тт., 1793) сразу принесла поэту широкую известность. Б. подготовил к печати шотл. песни для эдинбургского издания " Шотландский музыкальный музей" (изд. С. Джонсона) и " Избранное собрание оригинальных шотландских мелодий" (изд. Дж. Том-сона).

Р. Берне. " Босая девушка". Илл. В. А. Фаворского.

Б. приветствовал Вел. франц. революцию (стих. " Дерево свободы" и др.) и подъём революц.-демократич. движения в Шотландии и Англии. На основе фольклора и старой шотл. лит-ры (А. Рамзей и Р. Фергюсон) Б., усвоивший передовые идеи Просвещения, создавал самобытную и совр. по духу и содержанию поэзию. Творчество Б. (" Честная бедность" и др.) утверждает личное достоинство человека, к-рое поэт ставит выше титулов и богатства. Стихи во славу труда, творчества, веселья, свободы, бескорыстной и самоотверженной любви и дружбы соседствуют в его поэзии с сатирой, юмор, нежность и задушевность - с иронией и сарказмом. Стихам Б. свойственны простота выражения, эмоциональность, внутр. драматизм, проявляющийся нередко и в композиции (" Весёлые нищие" и др.)- Многочисл. песни Б. положены на музыку и живут г. устном исполнении. Стихи Б. переведены на мн. языки мира; в России в 19 в.- И. И. Козловым, М. Л. Михайловым; в СССР -Э. Г. Багрицким, Т. Л. Щепкиной-Куперник и др. Особенно популярны переводы С. Я. Маршака. Портрет стр. 251.

С о ч.: Poems and songs, ed. by J- Barke, L. - Glasgow, 1955; The letters, ed. by J. de Lancey Ferguson, v. 1 - 2, Oxf., 1931; в рус. пер.- Роберт Берне в переводах С. Маршака. Избранное, кн. 1-2, М., 1963.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М.- Л., 1945; Орлов С. А., Берне в русских переводах, " Уч. зап. Ленинградского педагогического ин-та им. А. И. Герцена", 1939, т. 26; Елистратова А., Р. Берне, М., 1957; Райт-Ковалёва Р., Роберт Берне, 3 изд., М., 1965; Венок Роберту Бернсу. [Сб. ст.], М., 1964; D a i-ches D., Robert Burns, L., 1966; L i n d-s а у М., The Burns encyclopaedia, L., 1959; Catalogue of Robert Burns. Collection in the Mitchell library Glasgow, Glasgow, 1959; Cuthbertson J., Complete glossary to the poetry and prose of Robert Burns, N. Y.- L., [1967];.E g ет er J. W., A bibliography or R. Burns, Carbondale (111.), [1965]. А. А. Елистратова.

БЁРНСАЙД (Burnside) Уильям (2.7.1852, Лондон, -21.8.1927, Уэст-Уикем), английский математик-алгебраист. Чл. Лондонского королев, об-ва, проф. (с 1885) Морского колледжа в Гринвиче. Известен работами по теории групп, теории представлений и характеров групп, указал критерий непростоты конечных групп. Ему принадлежит также ряд работ по теории вероятностей, по автоморфным функциям, по теории волн в жидкостях и др.

Соч.: Theory of groups of finite order, 2 ed., Camb., 1911.

БЕРНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ по авторскому праву, см. Конвенции международные по охране авторских прав.

БЕРНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП (1915), см. Конференция заграничных секций РСДРП.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал