Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Просвещение. До вторжения англ. колонизаторов Б
До вторжения англ. колонизаторов Б. была страной со сравнительно высоким уровнем грамотности благодаря существовавшей с давних времён системе монастырского обучения. Каждый мальчик, достигнув 14 лет, должен был провести несколько лет в буддийском монастыре. В монастырях, кроме чтения религ. текстов и письма, изучалась арифметика, давались нек-рые сведения по истории, географии, астрономии, медицине. В колон, период возникли светские школы 3 типов: нац. школы, где обучение велось на бирм. яз.; нац.-англ, школы, в к-рых обучение велось в основном на англ, яз., но использовались и местные языки; англ, школы с преподаванием на англ. яз. Преобладали частные школы. Осн. массе бирманцев были доступны лишь нач. нац. школы, окончание к-рых не давало права поступления в ср. уч. заведения, где обучение велось преим. на англ. яз. В 1947/48 уч. г. во всех общеобразоват. школах обучалось 443 тыс. уч-ся. После образования Бирм. Союза было принято решение о постепенном введении всеобщего бесплатного нач. обучения. С приходом (1962) к власти Революц. совета вводится новая система нар. образования, имеющая целью подготовить молодёжь к участию в строительстве новой Б. Гл. внимание уделяется подготовке нац. технич. кадров, идеологич. воспитанию учащихся. Преподавание ведётся на бирм. яз.; на нац. окраинах - на местных языках. В связи с тем, что неграмотность среди населения (особенно в сел. местности) ещё высока, с 1965 ежегодно проводятся кампании по её ликвидации; создана сеть вечерних школ. Управление нар. образованием централизовано. Частные уч. заведения национализированы. В монастырских школах обучение ведётся по гос. программам. В 4-летние нач. школы поступают дети с 6 лет. Обучение преим. раздельное; постепенно увеличивается число школ с совместным обучением мальчиков и девочек. В сел. местности преобладают рднокомплектные школы (все классы ведёт один учитель). Существует 3-летняя промежуточная школа, готовящая к поступлению в 3-летнюю ср. школу и к практич. деятельности. В ср. школах имеются технич. и с.-х. уклоны. В 1968/69 уч. г. в нач. школах обучалось св. 3 млн. уч-ся, в промежуточных школах - св. 537 тыс. уч-ся, в ср. школах - св. 107 тыс. уч-ся. Проф. подготовка осуществляется на базе нач. и промежуточных школ в проф. школах со сроком обучения от 6 мес. до 2 лет. Среднее спец. образование дают 2-3-летние проф.-технич. и с.-х. уч. заведения, куда принимают после проф. школы или ср. школы. Учителей начальных и промежуточных школ готовят пед. колледжи, работающие на базе полной ср. школы. Срок подготовки учителей нач. школ - 1 год, учителей промежуточных школ - 2 года. Учителей ср. школы готовит пед. ин-т. В 1968/69 уч. г. в пед. колледжах обучалось 3, 6 тыс. уч-ся. До 1961 в стране имелось 2 высших уч. заведения -университеты в Рангуне (осн. в 1920) и Мандалае (осн. в 1958). В 1964 была начата реорганизация системы высшего образования: на базе нек-рых факультетов ун-тов были созданы самостоят, ин-ты. В Рангуне имеется 2 мед. ин-та, педагогический, технологический (построен в 1961 с помощью СССР), ин-т экономики и др.; в Мандалае - мед., технич., с.-х. ин-ты; в Инсейне - технич. ин-т; в Пьинмане -с.-х. ин-т. В 1968/69 уч. г. в вузах обучалось св. 33 тыс. студентов. Крупнейшие библиотеки - в Рангунском (80 тыс. тт.) и Мандалайском (45 тыс. тт.) ун-тах. В Рангуне находятся музей и картинная галерея (основаны в 1952). Лит.: М о ж е й к о И. В., Просвещение в колониальной Бирме, в кн.: Из истории стран Юго-Вост. Азии, М., 1968, с. 181 -207. з. К. Навокина.
|