Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва на терр
Древнейшие памятники иск-ва на терр. Б. (изображения животных, магич. знаки в пещерах близ Таунджи) относятся к раннему неолиту. В начале нашей эры возникали гос-ва и города (Пейтано близ совр. г. Таундуинджи; Тарекитара, или Шрикшетра, близ Пьи; Халин близ Шуэбо); сохранились руины кирпичных стен, буддийских культовых построек - небольших храмов и ступ (" зеди"), фигуры Будды из камня (в храмах), серебра и золота (мелкая пластика из реликвариев), керамич. вотивные таблички. Возникла уникальная для Вост. Азии техника кладки клинчатых арок и сводов. В 11-13 вв. в столице раннефеод. гос-ва Пагане были построены многочисл. буддийские храмы и ступы различных типов и размеров - от миниатюрных до гигантских (храмы - Ананды, Годопалин, Табинью). Ведущие типы храмов - центрический (с 4 входами и статуями 4 будд) и осевой (с одним гл. входом и одной статуей). Для храмов характерны ступенчатое завершение, увенчанное башенкой сложного профиля (" кунтаун"), обилие орнаментальной резьбы по светлой штукатурке на порталах, карнизах, пилястрах. Форма ступ преим. колоколообразная. Скульптура представлена строго фронтальными фигурами Будды (камень, дерево и др.), каменными и керамич. барельефами на сюжеты джатак и жизни Будды. Крупные (до 20 м) статуи сплошь золотились или ярко раскрашивались. Оригинальна иконография буддийских росписей темперой по штукатурке, плоскостных и графичных по манере, сохранившихся на стенах ряда храмов. В период феод, раздробленности (14 -18 вв.) строились квадратные в плане города-столицы (Пегу, Таунгу, Ава) с регулярной планировкой, окружённые стенами и рвами; создавались храмовые комплексы с крупными ступами в центре, гигантские статуи Будды под открытым небом. В централизов. гос-ве Конбаунов (сер. 18-19 вв.) развивалось градостроительство, строились гигантские деревянные комплексы дворцов (в Мандалае, 2-я пол. 19 в.) и монастырей, сложные по композиции, изобилующие филигранной резьбой, росписью, позолотой. Расцвело иск-во бронзового литья и чеканки (статуи Будды, колокола). В акварельных иллюстрациях бумажных книг (сменивших книги на пальмовых листьях), наряду с сюжетами из джатак, появились светские темы (сцены придворной жизни, пейзажи). Богато декоративно-прикладное иск-во: резьба по дереву, слоновой кости и перламутру, ткачество, самобытные лаки с многоцветным гравированным рисунком, оригинальная чеканка по серебру; преобладают сцены нар. жизни и буддийских легенд, растительный орнамент, изображения животных. В колон. период (1886-1947) нац. иск-во подавлялось. Планировка городов (Рангун и др.), типы и формы зданий повторяли англ, образцы. Вместе с тем в кон. 19 в. появилась реалистич. живопись (портретист У Чоун), в 1920-х гг. У Ба Ньян и У Ба Зо начали писать маслом пейзажи, портреты, жанровые картины. В 1930-х гг. выступили архитекторы-бирманцы (У Тин). Хранилище рукописей Питакатай в Пагане. 1058. Комплекс Шуэдагоун в Рангуне. Центральная ступа 14-18 вв. Окружающие постройки 19-20 вв. С провозглашением независимости (1948) развернулось строительство обществ, и пром. зданий совр. типа по проектам бирманских и зарубежных архитекторов, в т. ч. советских (технологич. ин-т в Рангуне). Расширяется стр-во 2-4-этажных жилых домов, школ, больниц по типовым проектам (арх. У Маун Маун Джи и др.), начинают создаваться микрорайоны (Канбе, Тамайн в Рангуне). Возводятся также мемориальные и традиц. культовые сооружения. Распространён и традиц. тип нар. деревянного дома, часто на сваях, с верандой и нависающей двускатной крышей. В живописи - станковой и монументальной (мозаичные композиции и росписи обществ. зданий) -ведущую роль играет реалистич. направление, возглавляемое У Ба Джи. Прогрессивные совр. художники (живописцы У Сан Вин, У Кин Маун, У Аун Кин, скульпторы У Луин, У Хан Тин) в 1964 объединились в Общество живописцев и скульпторов, стоящее на позициях реализма, обращения к современности, к жизни] трудящихся. Развиваются акварельный пейзаж и книжная графика (У Маун Джо, У Аун Со). В реалистич. иск-ве 60-х гг. видно стремление к выразительному лаконизму и декоративности. Сохраняются традиции художеств, ремесла. Лит.: Ожегова Н., Лаковая миниатюра Бирмы, " Искусство", 1966, № 12; Можейко И., 5000 храмов на берегу Иравади (Паганское царство), М., 1967; Ожегов С. С., Архитектура Бирмы, М., 1970; Perspective of Burma, an " Atlantic Monthly" supplement, N. Y., 1958. С. С. Ожегов. XV. Музыка Бирм. музыка тесно связана с танцами и театром. Её истоки восходят к древнейшим религ. ритуалам, к-рые сопровождались танцами и музыкой. Задолго до утверждения буддизма в Б. был распространён языческий культ натов (духов), с к-рым связан ритуальный обряд, включавший в себя танцы и декламацию в сопровождении муз. инструментов. Высокого развития музыка Б. достигла в эпоху Паганского гос-ва (11-13 вв.). На стенных рисунках в храмах сохранились изображения танц. сцен. Надписи указывают, что музыканты и танцовщики являлись непременными участниками различных торжеств и церемоний. Музыка и танцы существовали в тот период уже как самостоят, виды иск-ва. В 1538 возник популярный вид бирм. оркестра - сайн. В его состав входили нар. инструменты: патвайн, или патсайн (круговой барабан -вертикально подвешен к обручу 21 барабан, они расположены по высоте звука), чейвайн (круговой гонг - расположенные по кругу 18 гонгов, на к-рых играют деревянными палочками), хне (бамбуковый гобой), линквин и кхеквин (большие и малые цимбалы), большая семья различных барабанов, колокольчики, трещотки, тан, паттала (ксилофон; существуют 3 вида паттала: ва, тан, чей) и др. В 1837 входящие в состав оркестра инструменты были реконструированы, что значительно улучшило их звучание. Саун (арфа) с 13, 14 или 16 струнами из кручёного шёлка - один из самых древних нац. инструментов. Известными мастерами игры на сауне в 19 в. были У Маун Джи и его ученик У Маун Лат. Большое место занимала музыка в бирм. театр, представлениях, в к-рые входили муз. и песенно-танц. интермедии. В старинном дворцовом театре оркестр, располагавшийся позади актёров, исполнял перед каждой сценой муз. вступление (во время сценич. действия оркестр использовался редко). Музыка в спектакле строго регламентирована: точно известно, какая часть оркестра (состоящая из 3 -10 музыкантов) должна сопровождать речитатив, тот или иной танец; установлена последовательность муз. сопровождения сцен. В сер. 18 в. под влиянием сиамской культуры сложилась новая школа, впитавшая в себя традиции бирм. муз. иск-ва и обогащённая достижениями сиамской культуры. В 18-19 вв. большой вклад в муз. культуру Б. внесли поэт-композитор Мьявади Минджи У Са, Падейтаяза, поэтессы-композиторы Хлайнтхей Кхаун Тин и Ма Ма Ле. Существует неск. типов классич. песен, в т. ч. чоу, пат пьоу, бве, йоудауая, боле. Совр. нар. музыка - обрядовые, праздничные, крест, песни, к-рые поют в сопровождении поунши (длинный барабан). Исполнительницы классич.песен в 20 в.-До Аун Чи, До Со Мья, Ей Чи, До Дейти Ньюн. В совр. Б. развивается проф. муз. иск-во. Созданы гос. школы музыки и драмы в Рангуне и Мандалае, изучающие классич. бирм. и европейские формы; был организован Гос. бирм. оркестр во главе с режиссёром и композитором У Хан Па; оркестр вместе с др. мастерами искусства Б. гастролировал в СССР (1956). Лит.: Концерты мастеров искусств Бирмы. Сборник, М., 1956. И. М. Ямпольский.
|