Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VII. Экономико-географический очерк. Общая характеристика экономики.По уровню экономич
Общая характеристика экономики. По уровню экономич. развития Б.- одна из самых отсталых стран Лат. Америки; нац. доход на душу населения очень низок (120 долл. в 1968). 37% валового нац. продукта дают (1967) пром-сть и стр-во (в т. ч. 17% горнодоб. пром-сть, 12, 3% обрабатывающая, 6, 1% стр-во, 1, 6% электроэнергетика), 23, 7% с. х-во, 8, 1% транспорт, 31, 2% пр. отрасли. Сильные позиции в экономике занимает иностр. капитал, особенно США и Великобритании, в послевоен. годы усиленно проникает капитал Японии. Иностр. инвестиции в 1966 составляли 150 млн. долл., в т. ч. 75% приходилось на долю США, особенно они велики в нефт. пром-сти, добыче и переработке цветных металлов, внеш. торговле. В горнодоб. пром-сти, гл. обр. в оловодобывающей и нефтяной, существ. роль играет гос. капитал. В результате мероприятий, осуществленных пр-вом гл. обр. в 1952 и 1969 (см. Исторический очерк), в руки гос-ва перешли крупные оловянные рудники и нефтегазовые промыслы, а также сбыт полезных ископаемых. Основа экономики - добыча минеральных ископаемых (преим. олова), к-рые идут гл. обр. на экспорт, давая стране ок. 70% валютных поступлений. С. х-во развито слабо и не обеспечивает Б. продовольствием. Промышленность. Ведущая отрасль пром-сти - горнорудная, гл. обр. оловодобывающая. По добыче и экспорту олова Б. занимает 2-е место (после Малайзии) в капиталистич. мире. Ок. 70% оловянных концентратов производится гос. компанией " Комибол", ок. 30% - на 80 средних и св. 2450 мелких частных рудниках. Важное значение имеет также добыча свинца, цинка, сурьмы, нефти. Разрабатываются месторождения медных, вольфрамовых, висмутовых, серебряных и серных руд; добыча золота очень колеблется (1439 кг в 1961, 2123 кг в 1968). Открыты крупные месторождения (на В.) жел. руды и газа. Гл. р-ны добычи цветных металлов находятся в горных деп. Ла-Пас, Оруро, Потоси; нефти - в деп. Санта-Крус, Чукисака, Тариха (добыча важнейших полезных ископаемых показана в табл. 2). Электроэнергетика развита очень слабо. Установленная мощность электростанций 222 тыс. квт (1968), выработка электроэнергии 672 млн. квт-ч (1968). Имеются небольшие цем. (71 тыс. т в 1968) и нефтеперераб. з-ды (св. 500 тыс. т нефтепродуктов в 1968), з-ды по выплавке олова(Оруро; 1, 1 тыс. т в 1967; экспорт), свинца (0, 2 тыс. т в 1967; экспорт). Прочие отрасли представлены в основном мелкими кустарными предприятиями и ремесл. произ-вом. Наибольшее значение из отраслей обрабат. пром-сти имеют текстильная (самая старая и относительно развитая, 2 млн. м шерстяных и 11 млн. м хл.-бум. тканей в 1966) и пищевая, гл. обр. сах. и муком. пром-сть. Центры обрабат. пром-сти: Ла-Пас, Кочабамба, Сукре, Санта-Крус. Табл. 2. - Добыча важнейших полезных ископаемых (тыс. т)
1 По содержанию металла. 2 По содержанию металла; экспорт. 3Концентрат; экспорт. Сельское хозяйство. В с. х-ве господствует крупное полуфеод, землевладение; феод, методы эксплуатации переплетаются с капиталистическими. До агр. реформы св. 1/3 крестьян было безземельным, ок. 29% имели наделы менее 1 га; 47% обрабатываемых земель принадлежало латифундистам (с владениями св. 1000 га каждое), составлявших 6, 3% всех хозяйств. На основе принятой в 1953 аграрной реформы к 1965 осуществлено распределение земель среди 235 тыс. мелких собственников, а также среди общин, кооперативов и др. организаций. Аграрная реформа дала толчок к ускорению развития капитализма в сельском хозяйстве. Она несколько стимулировала рост с.-х. производства, усилила колонизацию пустующих земель в деп. Санта-Крус, Бени и Пандо. Однако в ходе агр. реформы не был ликвидирован латифундизм, помещики потеряли лишь ок. 1/5 своей земли, осн. масса крестьян по-прежнему осталась безземельной и ведёт натуральное х-во. Декрет 1965, разрешающий крестьянам продавать или закладывать полученные земли, направлен на укрепление зажиточной прослойки за счёт обезземеливания бедных крестьян и ведёт к расслоению крестьянства. Агротехнич. уровень с. х-ва крайне низок (мотыга, соха, серп), с.-х. машины сконцентрированы в крупных хозяйствах, почва удобряется скудно, урожайность низкая. Табл. 3.- Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
* В среднем за год. Гл. отрасль с. х-ва - земледелие. Обрабатываемые земли занимают 3, 1 млн. га (2, 8% терр. страны). Потребительское земледелие преобладает на плоскогорье Пуна. Осн. район товарного земледелия - Вост. склоны Анд. На плоскогорье (15% терр., 49% обрабатываемой площади) возделывают ячмень, киноа (род проса), картофель; на Вост. склонах Анд (25% терр., 40% обрабатываемой площади) - кукурузу, пшеницу, рис, маниок, сах. тростник, кофе, какао, хлопчатник, табак, коку и др. На равнинах, на В. и С., гл. культуры - маниок, сах. тростник, какао (площадь и сбор осн. с.-х. культур см. в табл. 3). Ведётся сбор листьев кустарника коки, коры хинного дерева, каучука. Развито пастбищное животноводство. Разводят (млн. голов, в 1967/68) кр. рог. скот (2, 7) - пре-им. на равнинах, овец (6, 5), коз (1, 3), лам и альпак (0, 4) - в горах, лошадей андалузской породы - в деп. Санта-Крус. Сбор листьев кустарника кока в горах Боливии. Транспорт. Протяженность жел. дорог 3, 6 тыс. км (1967). Большая часть жел. дорог принадлежит гос-ву, меньшая - англ, монополиям. Важнейшие ж.-д. узлы: Вьяча (вблизи Ла-Паса), Оруро, Уюни. Протяжённость автодорог, по разным источникам, от 16 тыс. км до 24, 7 тыс. км (1968), из них только 7, 7 тыс. км проходимы весь год (ок. 600 км дорог имеют твёрдое покрытие). Вдоль Вост. склонов Анд строится (1969) шоссе, к-рое соединит все андийские страны, Бразилию и Парагвай. Автопарк в 1968 насчитывал 46, 8 тыс. автомобилей, в т. ч. легковых ок. 27, 1 тыс. В горных р-нах большое значение имеет гужевой и вьючный транспорт. Общая протяжённость речных путей 19 тыс. км. Гл. речные порты: Кобиха на Акри, Рурренабаке на Бени, Пуэрто-Бальивиан на Маморе, Пуэрто-Суарес в басе. р. Парагвай. Перевозки по оз. Титикака, между портами Гуаки (Боливия) и Пуно (Перу). Действуют нефтепроводы, соединяющие месторождения с пунктами нефтепереработки: Кочабамбой, Санта-Крусом, Сукре, а также с городами Чили (Арика) и Аргентины. Из-за отсутствия выхода к океану осн. внеш. торг, потоки идут через порты: Мольендо (Перу), Арика и Антофагаста (Чили). Нац. авиакомпании обслуживают в основном внутр. воздушные линии, иностр. компании (США, Бразилии, Аргентины и др.) - междунар. перевозки. Внешние экономические связи. Гл. статьи экспорта (в % от общей стоимости, 1967) - олово (концентраты и металл) 54, 4, сурьма 3, 7, свинец 2, 7, серебро 3, 8, вольфрам 4, 4, медь 3, 7, цинк 2, 7, нефть 13, 8. Важнейшие статьи импорта-продовольствие (зерно, мука, лярд, сахар и др.), жидкое горючее, смазочные масла, технич. спирт, различное оборудование, изделия лёгкой пром-сти. Гл. торг, партнёры (1968) в экспорте: Великобритания (45% общей стоимости экспорта), США (38%), Япония (6%); в импорте -США (51%), Япония (13%), ФРГ (9%). В послевоен. годы усиливаются эконо-мич. связи Б. с Аргентиной и Бразилией. Внеш. долг достиг 301 млн. долл. в 1967. Ден. единица - боливийское песо, 1 долл. США = 11, 88 боливийских песо (март 1970). Экономико-географические различия. Боливийское нагорье (департаменты Ла-Пас, Оруро и Потоси) -старый горнопромышленный р-н. Цветная металлургия (Оруро). Пищ. и лёгкая пром-сть. Для местных нужд возделываются ячмень, киноа, картофель. Животноводство (кр. рог. скот, овцы, козы, альпаки, ламы). Три ж.-д. линии выходят к Тихоокеанскому побережью. Осн. центры: Ла-Пас, Оруро, Потоси. Восточные склоны гор Анд (департаменты Кочабамба, Чукисака, Тариха). Добыча нефти и цветных металлов. Цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, лёгкая и пищ. пром-сть. Плантац. хозяйство (сах. тростник, кофе, какао, хлопчатник, табак, рис). Посевы ячменя, кукурузы, картофеля, пшеницы. Животноводство слабо развито. Район соединён жел. дорогами с городами нагорья. Осн. экономические центры: Кочабамба, Сукре, Тариха. Равнины востока (деп. Санта-Крус). В р-не Санта-Крус - плантац. х-во (сах. тростник, кофе, какао, хлопчатник, табак, рис). В с. х-ве преобладает пастбищное животноводство (лошади, кр. рог. скот). Добыча нефти. Нефтепереработка, лёгкая и пищ. пром-сть. Гл. пром. центр -Санта-Крус. Ж.-д. сообщение с Бразилией и Аргентиной. Равнины севера (департаменты Бени и Пандо). Наименее освоенный район. Развиты лесные промыслы. В басе. р. Бени - пастбищное животноводство (гл. обр. кр. рог. скот). Возделываются зерновые и маниок. Транспорт - речной и авиационный. Гл. центр - Тринидад. Лит. Галин Ю., Боливия, М., 1962; Экономика Латинской Америки в цифрах. Статистический сб., М., 1965; Sintesis economica Bolivia, " Panorama economico latinoamericano", 1967, № 239. А. А. Долинин.
|