Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XI. Наука и научные учреждения. Естественные и технические науки.
Естественные и технические науки. До 19 в. в Б. имелись лишь отдельные учёные-естествоиспытатели. К ним относятся А. Барба, опубликовавший в 1640 труд по обогащению и металлургии золотых и серебряных руд, X. Васкес де Акунья, пропагандировавший в Б. идеи Галилея, врач М. Креспо (18 в.), исследовавший лекарственные растения, Т. Хенке, проводивший в 1794-1810 географич. и ботанич. исследования вост. районов Б. В течение 19 в. получают нек-рое развитие география, геология и медицина. В это время появились и первые географическо-статистич. описания, принадлежавшие представителям естеств. наук или чиновникам колон, администрации (работы Т. Хенке, П. Ноласко, Ф. де Вьедма). В кон. 19 и в 20 вв. организуются науч. об-ва, медицинские, естественнонауч. и инженерно-технич. ф-ты при ун-тах, геофизич. обсерватория в Ла-Пасе и постепенно формируется совр. система науч. исследований, опирающаяся гл. обр. на ун-ты. В 40-50-х гг. 20 в. проводятся исследования в области экспериментальной биологии и физиотерапии (при ун-тах в Сукре и Ла-Пасе), селекции, почвоведения, ботаники (при ун-те в Кочабамбе и др.), обогащения полезных ископаемых и горного дела (технич. ун-т в Оруро), а также по нек-рым отраслям техники (строит. дело) и космич. физике (ун-ты в Оруро и Ла-Пасе и др.). В 60-х гг. 20 в. усиливается роль гос-ва и пром. компаний в развитии науч. исследований. В 1959 частными компаниями основывается нефт. ин-т в Ла-Пасе, в 1960 декретом правительства создаются Нац. академия наук, Нац. комиссия по атомной энергии и Нац. геологич. управление. Нац. АН координирует и финансирует исследования, проводимые в ун-тах. При АН имеется Центр биологич. исследований (осн. в 1962), работы проводятся гл. обр. в области высотной биологии, использования солнечной энергии и верхних слоев атмосферы. Нац. комиссия по атомной энергии имеет 2 лаборатории -радиоактивных изотопов и химии, геологии радиоактивных минералов. Нац. геологич. управление координирует все геологич. исследования и проводит работу по составлению геологич. карты Б. После 1960 организован ряд новых н.-и. ин-тов: геофизический в Ла-Пасе, ведущий гравиметрич., сейсмологич. и геомагнитные исследования, технологический, ведущий исследования нефт. месторождений и девонской фауны. С 1963 в Б. имеется Центр научно-технич. информации. Существует ряд науч. об-в; среди известных учёных-физик И. Эскобар, биолог О. Суарес Моралес, ботаник М. Карденас Эрмоса и др. Ла-Пас. На переднем плане здание медицинского факультета университета. Лит.: Instituciones cientfficas у cientificos de Bolivia, Montevideo, 1963; UNESCO. World directory of national science policy making bodies, v. 3, P., 1968; M e s a J. d e, Gisbert Т., La ciencia en Bolivia (Siglos XVII у XVIII), La Paz, 1962. Г.Я.Розен. Общественные науки. В колон, период центром гуманитарных наук являлся ун-т Сан-Франсиско Хавьер (осн. в 1624) в Чукисаке (ныне Сукре). Он способствовал распространению схоластич. концепций " общего блага" и " народного суверенитета" исп. философов Ф. Суареса и Ф. де Витория. В 1739 X. Белес де Кордова выступил в защиту индейского населения с проектом восстановления " империи инков". В сер. 19 в. появились беллетризованные очерки новой истории Б., выдержанные в стиле романтизма (Р. Бус-таманте, X. М. Лоса, М. X. Кортес). В области философии распространялись мистич. идеи нем. философа К. К. Краузе. Усиление интереса к экономике и истории своей страны совпало с распространением идей позитивизма. Наиболее крупные его представители - историк Г. Р. Морено, социолог и лит. критик Д. Санчес Бустаманте, философ Б. Фернандес, юрист и дипломат К. Пинилья. С кон. 19 в. стал выходить журн. " La Revista de Bolivia", к-рый превратился в трибуну натуралистич. школы в прозе, модернизма в поэзии и позитивизма в философии, педагогике и лит. критике. Развивая идеи венесуэльского социолога С. Суметы и аргент. философа X. Ин-хеньероса, боливийский писатель А. Аргедас в работах, вышедших в 20-х гг. 20 в., выдвинул на первый план в истолковании истории и обществ.-политич. жизни расовый и психологич. моменты. В противоположность Аргедасу, писатель и юрист X. Мендрса, испытавший влияние произведений А. М. Горького, осн. внимание уделял выяснению роли социального момента в жизни боливийского общества и выступил с резкой обличит, критикой его. Заметно возрос интерес к социалистич. идеям (идеи утопич. социализма имели хождение в Б. ещё в 19 в.), распространению к-рых способствовал философ и юрист И. Пруденсио Бустильо, но последний, положительно оценив Великую Окт. социалистич. революцию в России как опыт " осуществления интегральной демократии.", всё же оставался на позициях социализма фабианского толка. Писатель и политич. деятель Г. А. Наварро (псевд. Тристан Мароф) справедливо отмечал в качестве осн. причин отсталости Б. зависимость от империалистич. держав и помещичий гнёт; однако Наварро не смог указать революц. выхода и стал проповедовать восстановление " инкской империи", к-рую он выдавал за образец коммунизма. Впоследствии Наварро перешёл на позиции " индейского расизма", затем примкнул к троцкистам и окончательно отрёкся от антиимпериалистич. борьбы. В 30-40-е гг. 20 в. в Б. распространились взгляды " легального марксизма". Его сторонники (X. А. Арсе, Р. Аная, А. Уркиди, С. Альмарас, А. Канелас и др.) выступили с антиимпериалистич. позиций, но, идеализируя докапиталистич. отношения в стране, игнорировали роль рабочего класса и способствовали распространению иллюзий относительно решающей роли мелкобурж. интеллигенции в революц. процессе. " Легальные марксисты" вели борьбу с националистич. экстремизмом, наиболее видным представителем к-рого стал ницшеанец Ф. Тамайо. Отвергая гуманизм и демократию, воспевая авторитарность и нац. эгоизм, Тамайо призывал к выработке новых, сугубо нац. индейских социально-этич. критериев, " шкалы новых ценностей" (т. н. концепция индихенизма, или индианизма). Программа " боливийского национализма", изложенная Тамайо, стала основой идеологии совр. правящих партий. Согласно этой программе боливийское бурж. гос-во было провозглашено " правовым, националистич. и народным гос-вом", призванным осуществлять нац. революцию, гос-вом, в к-ром все классы должны подчиняться общенац. дисциплине. Создание в 1944 факультета философии и словесности при ун-те Ла-Паса способствовало распространению в Б. идей нем. философов Э. Гуссерля (в частности, его интуитивистской гносеологии) и Н. Гартмана (гл. обр. его концепции многослойной структуры бытия, теории неизменных этич. ценностей и учения о свободе воли как единств, основании всякой нравственности). Последователем Н. Гартмана в Б. являлся исп. философ А. Пескадор, работающий в Ла-Пасе. Правовед Р. Гарсиа Роскельяс выступил последователем нормативистской теории права австр. юриста X. Кельзена. В 60-е гг. появились работы боливийских учёных, представляющие конкретные фактологич. исследования по истории Б. (У. Васкес Мачикадо), истории обществ, мысли Б. (Г. Франкович), боливийской культуре (П. Диас Мачикао, X. де Меса, Т. Хисберт), по археологии и истории доколон, периода Б. (А. Познанский, X. Фельман Веларде, Д. Ибарра Грассо), а также труды по изучению наследия индейцев кечуа (X. Лара). Лит. критик, писатель и эссеист К. Мединасели обращает преимуществ, внимание на процесс метизации населения и связывает с ним надежды на преобразование страны. Историки-марксисты (Х.Овандо, А. Вильяльпандо и др.) посвящают свои исследования специфике нац. вопроса в Б., вскрывают двойной гнёт, испытываемый массами трудящихся (порабощение иностр. империализмом и нац. угнетение индейских народностей), обнажают бурж. природу боливийского гос-ва и указывают на необходимость нар. революции под руководством рабочего класса. Осн. внимание боливийских экономистов направлено на исследование экономики гл. отрасли х-ва страны -добывающей пром-сти и значения её национализации для достижения экономич. независимости Б. от иностр. капитала (Г. Бедрегаль), экономические и финанс. проблемы национализации (X. Пандо Гу-тьеррес); показывается неблаговидная роль в экономике страны английских и северо-амер. нефтяных корпораций (С. Альмарас). В сочинениях Ф. Бельтрана, X. Фернандеса и колумбийского экономиста А. Гарсиа (работавшего в Б.) исследуются проблемы агр. реформы, ликвидации последствий латифундизма, интенсификации с.-х. произ-ва. Прогрессивные экономисты резко критикуют грабительский характер политики США (М. Т. Кальеха). Идеология буржуазного реформизма представлена сторонниками теории " взаимозависимости" стран Лат. Америки и США в рамках " свободного западного мира" (В. Пас Эстенсоро, В. Гевара Арсе). Они выступают за активное вмешательство государства в экономику и государственное содействие развитию частнопредпринимательского сектора. Важнейшие науч. центры по обществ. наукам: Нац. академия истории (осн. в 1929) в Ла-Пасе; Общество изучения географии и истории (осн. в 1903) в г. Санта-Крус, издаёт " Boletin"; Боливийский ин-т социологии (осн. в 1941) в Сукре, издаёт " Revista"; Технич. ун-т в Оруро, издаёт " Revista de la Facultad de Economia" и ежегодник " Anuario de la Facultad de Economia"; ун-т в Ла-Пасе, издаёт журн. " Dinamica Econdmica". Лит.: Abecia Baldivieso, Historiografia boliviana, La Paz, 1965; Frankovich G., El pensamiento boliviano en el siglo XX, Mexico- B. Aires, 1956; его же, Lafilosofia en Bolivia, B. Aires, 1945; А г z e у Arze J. A., Sociologia marxista, Oruro, 1963; Crawford W., A century of Latin-American thought, Camb., 1961; Anaya Ro Ion M., Politica у partidos en Bolivia, La Paz, 1966. С.И.Семёнов и Л.Дворжак.
|