Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XV. Музыка. Браз. музыка представляет собой своеобразный сплав элементов европ
Браз. музыка представляет собой своеобразный сплав элементов европ. (гл. обр. португальской), афр., индейской музыки. В 1-й пол. 16 в., после завоевания Б. португальцами, муз. иск-во коренного населения - индейцев, стало вытесняться португ. музыкой. Фольклор негров-рабов, ввезённых в Б. из Африки, сливался с музыкой португальцев, заселявших страну. О связях с негритянской музыкой говорят синкопированные ритмы, бытование ряда ударно-шумовых муз. инструментов негритянского происхождения, а также таких песенно-танц. форм, как " лунду", " самба". В Б. популярны нар. танцы и песни. Они звучат в повседневном быту, в традиц. представлениях и особенно во время ежегодных карнавалов, в к-рых участвует значит, часть населения Б. Один из первых крупнейших браз. композиторов - Ж. Н. Гарсиа. Его ученик Ф. М. да Силва - автор нац. гимна (1831). Среди композиторов 2-й пол. 19 в.: К. Гомис - создатель нац. оперы; А. Непомусену - один из основоположников нац. муз. школы (впервые в симф. музыке обратился к фольклору); А. Леви, Ф. Брага и др. В 20 в. в браз. музыке усиливаются нац. тенденции; композиторы шире используют муз. фольклор. Одновременно проявляются влияния новых течений европ. музыки. Крупнейший вклад в развитие нац. браз. музыки внёс Э. Вила Лобос - выдающийся композитор, дирижёр, фольклорист, муз.-обществ. деятель. Среди композиторов, отстаивающих нац. направление в браз. музыке, -О. Л. Фернандис, Ф. Миньоне, М. К. Гуарньери, дирижёр и композитор Ж. Си-кейра и др. Из исполнителей популярны пианисты Ж. Клайн, А. Эстрела, скрипач О. Боргета, исполнительница нар. песен В. Орика и др. Муз. жизнь Б. концентрируется в основном в двух городах - Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. В 1813 в Рио-де-Жанейро был открыт Королев, театр Сан-Жуана, где выступали итал. труппы. В 1830-е гг. в театре были созданы собственные оркестр и хор, в спектаклях начали участвовать браз. певцы. В 1857 в Рио-де-Жанейро был организован Театр нац. оперы. С 1950-х гг. в Б. проводятся ежегодные " нац. циклы", во время к-рых демонстрируется нац. оперное иск-во. В Б. существуют симф. оркестры, в т. ч. Браз. симф. оркестр Рио-де-Жанейро, Нац. симф. оркестр (первый и единственный оркестр, финансируемый гос-вом), оркестры муниципальных театров Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, студенческие оркестры и др. Среди хоровых коллективов - два хора в Рио-де-Жанейро, хоровой ансамбль в Порту-Алегри, ансамбль " Мадригал Возрождения" в Белу-Ори-зонти и др. Муз. уч. и науч. заведения: Нац. школа музыки Браз. ун-та (с 1937; основанная в 1841 Консерватория музыки в 1890 преобразована в Нац. муз. ин-т, к-рый в 1931 вошёл в состав ун-та), Муз. академия (осн. в 1945), Нац. консерватория хорового пения в Рио-де-Жанейро (осн. в 1942), а также муз. уч. заведения в Сан-Паулу, Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Салвадоре, Ресифи и др. В Б. работают музыковеды: Р. ди Алмейда, Л. Э. ди Азеведу, О. Алваренга и др. В 1950-х гг. созданы Союз музыкантов (добровольная ассоциация музыкантов-профессионалов), об-во " Бразильская музыкальная молодёжь". В 1960 учреждён " Орден музыкантов Б.", объединивший всех музыкантов. Лит.: Эстрела А., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия. Экономика. Политика. Культура, М., 1963, с. 351-85; С и к е й р а Ж., Симфоническая музыка Бразилии. " Советская музыка", 1956, № 3; А 1 m e i d a R., Historia da miisica brasileira, 2 ed., Rip de J., 1942; Boletin latino-americano de musica, v. VI, Rio de J., 1946; Correa de Azevedo L. H., Bibliografia musical brasileira, Rio de J., 1952.
|