Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 15 страница. Броневский(broniewski) Владислав (17






БРОНЕВСКИЙ (Broniewski) Владислав (17. 12. 1897, Плоцк, - 10. 2. 1962, Варшава), польский поэт. Участник 1-й мировой войны. В 1921-24 изучал философию в Варшавском ун-те. Первый сб. стихов- " Ветряные мельницы" (1925). В 1925 издал совм. с В. Вандурским и С. Р. Станде программный поэтич. бюллетень " Три залпа". В основе творчества Б. 20-30-х гг. лежат идеи революц. борьбы, пролет. интернационализма, антифашизма: " Дымы над городом" (1926), поэма " Парижская Коммуна" (1929, конфискована цензурой), " Печаль и песня" (1932), " Последний крик" (1939). В творчестве Б., одного из крупнейших представителей социалистич. поэзии, неразрывны лирич. дневник и история борьбы польского народа за социализм. В 1939 эмигрировал в СССР; в 1942-45 жил в Ираке и Палестине, издал сб-ки патриотич. и интимной лирики: " Примкнуть штыки! " (1943), " Дерево отчаяния" (1945). Творчество Б. после возвращения в нар. Польшу в 1946 было разнообразно: публицистич. лирика, проникнутая идеями социалистич. строительства, рефлективная и пейзажная лирика, содержащая раздумья над судьбами Польши, интимная поэзия. Автор сб-ков " Надежда" (1951), " Анка" (1956), цикла " Новые стихи" (1957-62), поэм " Мазовия" (1951) и " Висла" (1953). Б. - переводчик произведений рус. классиков и сов. писателей. Гос. пр. (1950 и 1955). Портрет стр. 45. Соч.: Wiersze i poematy, 5 wyd., Warsz., 1967: в рус. пер. - Избранное, М., 1961; Стихи, М., 1968. Лит.: X о р е в В. А., В. Броневский, М., 1965; Пиотровская А., Лирическая исповедь века, в сб.: Поэзия социализма, М., 1969; Matuszewski R., О poezji W). Broniewskiego, Warsz., 1955; Wtadystaw Broniewski. Wstep. _ wybor materialow i przypisy F. Lichodziejewska, Warsz., 1966; Wladyslaw Broniewski. Praca zbiorowa, Warsz., 1967. В. А. Хорее. 131

БРОНЕДРЕЗИНА, боевая бронированная дрезина. Б. применялись в 1-й и 2-й мировых войнах на ж. д. для разведки пути, а иногда и для выполнения самостоят, задачи вдоль ж. -д. пути. Лёгкие Б. имели пулемётное вооружение, установленное в броневых листах корпуса; тяжёлые - малокалиберную пушку, установленную в орудийной башне, и 2-4 пулемёта.

БРОНЕКОЛПАК, броневое закрытие с амбразурами и щелями для наблюдения и ведения огня. Б. устанавливается неподвижно в долговрем. фортификационном сооружении как неотъемлемая его часть или может быть переносным, временно устанавливаемым в полевом сооружении. Щели и амбразуры Б. закрывают бронезаслоцками. 132

БРОНЕНОСЕЦ, осн. класс боевого корабля во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой. Б. были самыми крупными и сильными кораблями флота своего времени и предназначались для ведения мор. боя с бронированными кораблями противника и действий против приморских крепостей. Идея бронирования кораблей осн. классов возникла давно. Но лишь после Синопского боя (1853), в к-ром рус. эскадра под командованием адм. П. С. Нахимова зажигательными бомбами уничтожила турецкий флот, во всех флотах окончательно пришли к убеждению в необходимости замены деревянных кораблей с парусным вооружением кораблями из железа с паровыми машинами. Стр-во корпусов воен. кораблей из железа привело к широкому применению брони для защиты тонкого железного борта и палуб от пробивания артиллерийскими снарядами. Б. развились из кораблей класса монитор, впервые появившихся в 1862 во время Гражд. войны в Сев Америке. Мониторы обычно вооружались 2 крупнокалиберными (до 280 мм) пушками, размещёнными во вращающейся бронированной башне, и имели очень низкий, но сильно забронированный надводный борт. Последующее развитие шло по линии увеличения калибра и числа пушек, а также высоты надводного борта. В России первый крупный Б. " Пётр Великий* был заложен в 1869 и спущен на воду в 1872. Он имел водоизмещение 10 100 m и считался самым мощным и мореходным Б. своего времени. В русском флоте различали Б. эскадренные (для боя в открытом море) и Б. береговой обороны (для действий в прибрежных районах). К числу эскадренных Б. принадлежал известный своим участием в Революции 1905-07 ^Потёмкин". Одним из сильнейших эскадренных Б. был " Андрей Первозванный" (заложен в 1905, спущен на воду в 1906; водоизмещение 17 400 т, скорость 18 узлов, четыре 305-мм орудия главного калибра, бортовая броня 70-216 мм). Типичным Б. береговой обороны был " Адмирал Сенявин" (вступил в строй в 1896; водоизмещение 4790 т, скорость 16 узлов, четыре 254-мм орудия главного калибра, бортовая броня 152- 254 мм) Опыт рус. -япон. войны 1904-05 выявил недостаточность числа орудий гл. калибра, большую разнокалиберность вспомогательной артиллерии, слабость бронирования Б. и низкую их живучесть. Поэтому стр-во Б. после рус. -япон. вой-Броненосец " Пётр Великий". ны прекратилось, взамен их во многих флотах мира стали строить линейные корабли. В нек-рых флотах, гл. обр. скандинавских стран, Б. в небольшом количестве сохранялись до конца 2-й мировой войны, а в ВМС Швеции до сер. 50-х гг. 20 в. Нек-рые Б., напр. ВМС Норвегии, участвовали в боевых действиях в прибрежных районах в начале 2-й мировой войны. Н. М. Короткий. Эскадренный броненосец " Андрей Первозванный ".

БРОНЕНОСЦЫ, армадиллы (Da-sypodidae), семейство млекопитающих отряда амер. неполнозубых (Edentata). Приземистые неуклюжие животные, сверху и с боков покрытые толстым панцирем из роговых щитков, значит, часть к-рых лежит на соответствующей костной пластинке (кожное окостенение); щитки обычно расположены поясами, и нек-рые ряды их связаны между собой эластичной соединит, тканью, что придаёт панцирю подвижность. Дл. тела (без хвоста) i до 1 л. Имеют очень большие когти, что связано со способностью к раскапыванию земли и рытью нор. Зубов от 28 до 40 5 (у гигантского Б. до 90); цилиндрич. ' формы, без корней. 2 подсемейства, включающие 9 родов. Населяют степи, пустыни, саванны и опушки лесов Юж. и Центр. Америки (на С. до Мексики). Наиболее известны девятипоясный Б. (Dasypus npvemcinctus), гигантский Б. (Priodontes giganteus) и трёхпоясный Б. (Tolypeutes tricinctus); последний в случае опасности свёртывается в шар. Б. ведут одиночный ночной образ жизни, на день прячутся в норах. Питаются мелкими позвоночными животными, насекомыми, их личинками, моллюсками и т. д. Приносят 2-4 детёнышей. Объект охоты. Трёхпоясный броненосец.

БРОНЕПОЕЗД, бронированный подвижной ж. -д. состав из бронепаровоза, одной или неск. бронеплощадок и контрольных платформ, предназначенный для боевых действий в полосе ж. д. Бронепаровоз (обычный паровоз, покрытый бронёй) ставился в середине состава, спереди и сзади его размещались бронеплощадки - 2-4-осные ж. -д. платформы, на к-рых монтировался броневой корпус бронеп лошадки. На бронеплощадках размещались личный состав, арт. и пулемётное вооружение (1-2 пушки в башнях и 3-6 пулемётов по бортам и в орудийных башнях), средства управления и приборы наблюдения. Контрольные платформы прицеплялись по 2 в каждом конце Б. для предупреждения подрыва бронеплощадок на минах и фугасах, устанавливаемых противником на ж. -д. полотне. Впервые Б. появились во франц. армии (1871) при осаде немцами Парижа, более широко применялись англ, армией в англо-бурской войне 1899-1902, рус. армией в 1-й мировой войне 1914-18, Сов. Армией во время Гражданской войны, когда борьба велась за города и вдоль ж. д., а также во 2-й мировой войне 1939-45, особенно спец. зенитные Б., предназначавшиеся для ПВО ж. -д. узлов. Значение Б. в ходе 2-й мировой войны снизилось вследствие развития авиации и бронетанковых войск.

БРОНЕТАНКОВЫЕ И МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ВОЙСКА, наименование рода войск в Сов. Армии в 30-50-х гг. 20 в. См. Танковые войска.

БРОНЕТРАНСПОРТЁР, боевая бронированная, гусеничная или колёсная ма^ шина повышенной проходимости, предназначенная для перевозки мотострелк. войск, различных воен. грузов и оружия. Б. используются также как командирские или штабные машины, для связи, охранения и выполнения др. спец. задач. Первые образцы Б. разработаны в Англии в 1918. В период 2-й мировой войны на вооружении воюющих армий находились гусеничные, полугусеничные и колёсные Б. с открытым корпусом. После войны полугусеничные Б. не производятся. Совр. Б. способны взаимодействовать в бою с танками. Они могут иметь герметизированный броневой корпус, оборудованный фильтровентиляц. установками для защиты от радиационного поражения, бактериологич. и химич. оружия, приборы дневного и ночного видения и противопульное бронирование. Б. бывают без башни с пулемётами калибра 7, 62- 12, 7 мм или с башней, оснащённой 20-мм пушкой и пулемётами для ведения боя и поддержки огнём боевых действий спешенного с Б. десанта. Вместимость Б. рассчитана на мотострелк. отделение и обычно не превышает 13 чел. Имеются Б. авиатранспортабельные и плавающие. В качестве водоходного движителя используются гребные винты, водомёты или штатные гусеничные цепи. Макс, скорость движения на местности гусеничных Б. до 70 км/ч, колёсных 90- 100 км/ч. Советские бронетранспортёры на учениях. Бронепоезд периода Великой Отечественной войны 1941-45.

БРОНЗА (франц. bronze, от итал. - bronzo), сплав меди с разными хим. элементами, гл. обр. металлами (олово, алюминий, бериллий, свинец, кадмий, хром и др.). Соответственно, Б. наз. оловянной, алюминиевой, бериллиевой и т. п. Б. не называют сплавы меди с цинком (см. Латунь) и никелем (см. Медноникелевые сплавы). Оловянная Б. - древнейший сплав, выплавленный человеком (см. Бронзовый век). Первые изделия из Б. получены за 3 тыс. лет до н. э. восстановительной плавкой смеси медной и оловянной руд с древесным углём. Значительно позднее Б. стали изготовлять добавкой в медь олова и других металлов. Б. применялась в древности для произ-ва оружия и орудий труда (наконечников стрел, кинжалов, топоров), украшений, монет и зеркал. В ср. века большое количество Б. шло на отливку колоколов. Колокольная Б. обычно содержит 20% олова. До сер. 19 в. для отливки орудийных стволов использовалась т. н. пушечная (орудийная) Б. - сплав меди с 10% олова. В 19 в. началось применение Б. в машиностроении (втулки подшипников, золотники паровых машин, шестерни, арматура). Особенно ценными для машиностроения оказались антифрикц. свойства (см. Антифрикционные материалы) и стойкость против коррозии оловянных Б. В развитых промышленных странах появилось большое число марок машинных Б. разного состава, содержавших до 10-15% олова, до 5-10% цинка, а также небольшие добавки свинца и фосфора. В 20 в. начали изготовлять заменители оловянных Б., не содержащие дефицитного олова и часто превосходящие их по мн. свойствам. Наиболее распространены алюминиевые Б. с 5-12% алюминия и добавками железа, марганца и никеля. В 20-30-е гг. разработаны безоловянные Б. (бериллиевые, кремненикелевые и др.), способные сильно упрочняться при закалке с последующим искусств, старением (см. Термическая обработка). Напр., сплав меди с 2% бериллия после термич. обработки приобретает большую прочность, чем мн. стали, и очень высокий предел текучести - 1280 Мм/м2 (128 кгс/мм2) Разнообразные Б. играют важную роль в совр. машиностроении, авиац. и ракетной технике, судостроении и др. отраслях промышленности. См. также Медные сплавы. Лит.: Смирягин А. П., Промышленные цветные металлы и сплавы, 2 изд., М., 1956: Новиков И. И., Захаров М. В., Термическая обработка металлов и сплавов, М., 1962. И. И. Новиков.

БРОНЗА в искусстве, с глубокой древности материал для декоративноприкладных изделий и скульптуры (б. ч. оловянная Б., в к-рую при литье колоколов, а в ср. -век. Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки Б. (поталь) служат также для бронзирования иеделий из дерева, кости, чёрных металлов, гипса и т. д. Отличные литейные свойства Б. позволяют воспроизводить мельчайшие детали скульпт. модели; упругость, вязкость, пластичность Б. дают возможность, не прибегая к дополнит, опорам, создавать объёмные композиции с резким выносом и сильным расчленением частей, получать полые, относительно лёгкие отливки. Б., оксидируясь, приобретает стойкую окраску (естеств. патину) - от зелёной до густокоричневой и чёрной, а кроме того, хорошо поддаётся хим. тонировке (патинированию), золочению, полировке, ковке, чеканке, гравировке, что помогает разнообразить цвет и фактуру изделий. С сер. 3-го тыс. до н. э. в Месопотамии, а со 2-го - в Египте вслед за примитивной техникой литья в открытые формы (из камня, песка, дерева и пр.) появилось литьё в створчатые закрытые формы из глины, снятые с лепной или резной модели. Отлитые в них части круглой скульптуры и сосудов скрепляли оловом. Места соединения сглаживали чеканкой, к-рой также прорабатывали рельефные детали, что усиливало их контраст с обобщённомонумент. поверхностями, часто полированными. Иногда чеканка дополнялась, гравировкой (бронз, голова из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Чеканкой выявлялся рельеф на толстостенных бытовых и культовых сосудах в древних государствах Азии и Закавказья. На Бл. Востоке о кон. 1-го тыс. н. э. бронз, изделия украшались более дробным рельефом и инкрустацией из меди, серебра, иногда золота (орнаменты, сложные надписи, сцены битв, охот, придворных развлечений). В Китае, где Б. известна со 2-го тыс. до н. э. и где до совершенства была доведена полировка бронз, зеркал, сложные по конфигурации тонкостенные сосуды выполнялись т. н. восковым литьём: форма изнутри покрывалась ровным слоем воска и заполнялась глиной, затем воск вытапливали и его место занимала Б. В Греции 5-4 вв. до н. э. для отливки крупных бронз, статуй (Поликлета, Мирона, Лисиппа и др. скульпторов) применялось литьё °С потерей восковой модели". При этом способе (к-рый до наших дней является основным для бронз, монументальной скульптуры) автор ведёт окончат, моделировку изваяния по нанесённому на него воску, к-рый затем покрывается огнеупорным материалом и при литье уничтожается. В итоге получают идеально точную, но единств, отливку. Свойство Б. давать богатую по градациям игру бликов и теней антич. скульпторы тонко использовали как одно из средств воплощения трепетной жизненности человеческого тела и придания статуям величавой монументальности. В Др. Риме монументы (конная статуя Марка Аврелия, 2 в. н. э., ныне на Капитолии), портретные бюсты, светильники и пр. отливались крупными фрагментами. Тщательная чеканка усиливала пластич. ясность композиции, осязаемость и достоверность деталей. Ранние ср. -век. и романские бронз, врата церквей и соборов (Хильдесхеймского, 1015, западные Софии Новгородской, 1152-56, церкви Сан-Дзено в Вероне, 11-12 вв.), надгробия (Рудольфа Швабского, ок. 1080, собор в Мерзебурге), большие сосуды в виде животных, реликварии, подсвечники и т. д. (реже- статуи святых) были б. ч. сборными. В этих произведениях благодаря тому, что плоскостно решённые изображения и орнаменты выступают на глухом ровном фоне, особенно ощутимы весомость и непроницаемость бронз, массы. В эпоху Возрождения Л. Гиберти (сев., 1404-24, и вост., 1425-52, двери флорентинского баптистерия), Донателло (конная статуя Гаттамелаты, 1447-53, Падуя), Андреа Верроккьо (конная статуя Коллеони, 1479-90, Венеция), П. Фишер Старший (рака св. Зебальда, 1508-19, Зебальдускирхе, Нюрнберг) и др. скульпторы вновь обращаются к литью с потерей восковой модели". Введённая Б. Челлини для этого способа литья кусковая форма позволяла получать по неск. точных отливок с одной модели, к-рые, однако, требовали удаления чеканкой следов от стыков формы. Высокого совершенства достигло бронз, литьё в 16 в. в России (" Царь-пушка" работы А. Чохова, 1586, масса ок. 40 т, Моск. Кремль). Постепенно усложнявшаяся в 15-16 вв. фактура бронз, пластики, в к-рой сочетались матовые и полиров, поверхности, ровные плоскости и богато разработанный рельеф, достигает особого разнообразия в 17-18 вв., когда Б. становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей (статуи и скульпт. группы Ф. Жирардона в Версале, Б. К. Растрелли в Ленинграде, М. И. Козловского и др. в Петродворце). Применение позолоты разных тонов (особенно в накладках на мебель Ш. Буля, в работах Клодиона), а также патинирования (в произв. П. Гутьера, а с нач. 19 в. - П. Ф. Томира), сочетание глухого и ажурного литья делают почти безграничными выразит, возможности Б. В 18 и в 1-й трети 19 вв. многие значит. бронз, монументы выполняются в России, где работают выдающиеся мастера-литейщики: И. Ф. и М. И. Моторины (" Царь-колокол", 1734-35, Моск. Кремль), Е. Хайлов (ведший совм. с Э. М. Фальконе литьё " -Медного всадника" в 1775), В. П. Екимов (отливший в один приём группу И. П. Мартоса " Минин и Пожарский", 1816, а также двери Казанского собора и ряд монументов в Ленинграде), скульптор П. К. Клодт я многие другие. Со 2-й трети 19 в. наступает глубокий упадок произ-ва художеств. Б.: ради удешевления бытовых изделий начинают применять низкосортные медные сплавы (до 10-15% олова и цинка и до 3% свинца), гальванич. золочение и механич. способы обработки (штамповка, накатка и т. д.); преим. развитие станковой скульптуры снижает интерес к декоративным свойствам Б., к-рая становится гл. обр. чисто репродукц. материалом. Новое художеств, осмысление Б. получает в последние десятилетия 19 и в 20 вв. в творчестве импрессионистов (О. Родена, П. П. Трубецкого) и ряда скульпторов более поздних поколений (А. Бурделя, III. Деспьо, Дж. Манцу и др.). Для усиления эмоцион. звучания образов они используют пластич. выразительность бронз, подтёков, зазубрин и пр. следов литья, к-рые подчёркивают живость лепки и следы непосредств. работы скульптора над моделью. В мягко моделированных статуях А. Майоля едва уловимая игра светотени на плотной массе Б. создаёт эффект внутр. пульсации жизни. Широко и разнообразно применяется Б. в сов. скульптуре (" Крестьянка" В. И. Мухиной, 1927, " Булыжник - оружие пролетариата" И. Д. Шадра, 1927, ряд портретов работы С. Д. Лебедевой, отлитых в Б. мастером В. В. Лукьяновым в 1940-60-е гг., все- Третьяковская гал.; " Женская фигура" А. Т. Матвеева, 1937, Рус. музей, Ленинград: значительная часть памятников во многих городах СССР). Илл. см. на вклейке, табл. II, III (стр. 48-49). Лит.: Вейнер П., О бронзе, П., 1923; Рыбаков Б., Ремесло древней Руси, М., 1948; Рубцов Н. Н., В. П. Екимов и П. К. Клодт - выдающиеся мастера русского художественного литья, М., 1950; ЛевинсонН. Р., Гончарова Л. Н., Русская художественная бронза, М., 1958; Luer Н., Technik der Bronzeplastik, Lpz., 1902; SchottmullerF., Bronze. Statuet-ten und Gerate, В., 1921; Сharbоnneaux J., Les bronzes grecs, P., 1958; D e-xel Th., Les bronzes chinois, P., 1959; Landais H., Les bronzes italiens de la Renaissance, P., 1958; Weihrauch H. R., Europaische Bronze-Statuetten 15. -18. Jahrhundert, Braunschweig, [1967]. 11. М. Глозман.

БРОНЗИНО (Bronzino) (собственнодиКозимодиМариано, di Cosimo di Mariano) Анджело (Аньоло) (17. 11. 1503, Монтичслли, Тоскана, - 23. 11. 1572, Флоренция), итальянскийживописец. Представитель флорентийского маньеризма. Учился у Понтормо. Испытал влияние Микеланджело. С 1540 придворный худ. Козимо I Медичи. Создал тип парадноаристократич. портрета, в к-ром отчуждённой замкнутости образа отвечают торжеств, застыл ость композиции, острый рисунок, холодный колорит, бесстрастная точность деталей (" Портрет юноши", ок. u 1535-37, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портреты Козимо I, 1545, Элеоноры Толедской с сыном, ок. 1545, - оба в Гал. Уффици, Флоренция). Картины Б. на религ. и мифологич. темы (" Аллегория", ок. 1542-45, Нац. гал., Лондон) с их усложнённой композицией, надуманными позами и жестами отмечены порой эротизмом образов. Б. Выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции (после 1548). Лит.: Мс Comb A., Angelo Bronzino, Camb. (Mass.), 1928; BecherucciL., Bronzino, Firenze, 1950.

БРОНЗИРОВАНИЕ, 1) покрытие поверхности металлич. изделий защитным слоем бронзы или придание им бронзового оттенка. Б. производится гальванич. способом (см. Гальванотехника) или металлизацией, окраской, хим. обработкой поверхности. 2) Придание неметаллич. поверхностям металлич. блеска бронзировальными порошками из металлов и сплавов (бронзы, латуни, алюминия, олова, цинка, золота и серебра). Для окраски пользуются также бронзовыми лаками - смесью бронзировальных порошков с масляными или спиртовыми лаками. О Б. в кожевенном производстве см. ст. Кожа выделанная.

БРОНЗИТ, минерал состава (Mg, Fe)2Si2O6; разновидность ромбич. пироксена. Цветом и блеском напоминает бронзу.

БРОНЗОВАЯ БОЛЕЗНЬ, то же, что Аддисонова болезнь.

БРОНЗОВКИ (Cetoniinae), подсемейство жуков сем. пластинчатоусых (Sca-rabaeidae). Для Б. характерны вырез на боках надкрылий (что позволяет летать со сложенными надкрыльями)и яркая металлическая окраска. Личинки Б. Собразные, без коготков на ногах, способны передвигаться на спине; развиваются в разлагающихся растит, остатках (гнилая древесина, Золотистая компосты, лесная подстил- бронзовка, ка и т. п.). Св. 2600 видов; большинство распространено в тропиках. В СССР 58 видов; обычны: золотистая Б. (Cetonia aurata), личинки в гнилых лиственных пнях и дуплах; медная Б. (Potosia metallica), личинки в муравейниках; венгерская Б. (P. hungarica), личинки в норах грызунов; олёнка (или алёнка), личинки в почве. Нек-рые виды Б. во взрослой стадии наносят вред культурным растениям, обгрызая листья, соцветия и плоды; личинки Б. иногда подгрызают корни растений на клумбах.

БРОНЗОВЫЕ ШИРОКОГРУДЫЕ ИНДЕЙКИ, выведены в США отбором и подбором бронзовых индеек по живой массе и широкогрудости. В СССР завезены в 1946. Индейки крупные, с округлым туловищем, сильно развитыми грудными мышцами. Оперение чёрное с бронзовым отливом. Живая масса взрослых индюков 16-19 кг, годовалых 14- 15 кг, индеек, соответственно, 9 и 8 кг. Яйценоскость ок. 90 яиц в год. Выводимость свыше 70%. Использовались при выведении северокавказской породы индеек. Распространены в Европе и Америке, в СССР разводят Б. ш. и. в Котляревском племзаводе Каб. -Балк. АССР. 3. А. Жидких.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК, историкокультурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы (карту см. на вклейке к стр. 56) и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. На остальных территориях в это же время продолжалось развитие неолита или совершался переход к освоению металла. Приблизит, хронологич. рамки Б. в.: кон. 4-го - нач. 1-го тыс. до н. э. Бронза, сплав меди с др. металлами (свинец, олово, мышьяк и др.), отличается от меди легкоплавкостью (700-900°С), более высокими литейными качествами и значительно большей прочностью, что и обусловило её распространение. Б. в. предшествовал медный век, иначе халколит, или энеолит, - переходный период от камня (см. Каменный век) к металлу (найдены металлич. предметы, датируемые 7-м тыс. до н. э.). Древнейшие бронз, орудия найдены в Юж. Иране, Турции и Месопотамии и относятся к 4-му тыс. до н. э. Позднее они распространяются в Египте (с кон. 4-го тыс. до н. э.), Индии (кон. 3-го тыс. до н. э.), Китае (с сер. 2-го тыс. до н. э.) и в Европе (со 2-го тыс. до и. э.). В Америке Б. в. имел самостоят, историю, здесь металлургич. центром явились терр. Перу и Боливии (т. н. культура позднего тиуанаку, 6-10 вв. н. э.). Вопрос о Б. в. в Африке ещё не решён из-за недостаточной археол. изученности, но несомненным считается возникновение здесь ряда самостоят, очагов бронзолитейного произ-ва не позднее 1-го тыс. до н. э. Расцвет иск-во бронз, литья Африки получило в 11-17 вв. в странах Гвинейского побережья. Неравномерность историч. развития, наметившаяся в предшествующие периоды, в Б. в. проявляется весьма резко. В передовых центрах с развитым производящим х-вом в эпоху бронзы складываются раннеклассовые общества и формируются древнейшие государства (в странах Переднего Востока). Производящее х-во распространялось в ряде обширных областей (напр., Вост. Средиземноморье) и вне этих центров, обусловив их быстрый экономич. прогресс, возникновение крупных этнич. объединений, начало разложения родового строя. Вместе с тем на значит, территориях, удалённых от передовых центров, сохранялся старый, неолитич. уклад жизни, архаич. культуры охотников-рыболовов, но и сюда проникали металлич. орудия и оружие, в известной мере влиявшие на общее развитие населения этих районов. Орудия раннего бронзового века Европы. Большую роль в ускорении темпа хоз. и обществ, развития отд. областей сыграло в Б. в. установление прочных меновых связей, особенно между районами месторождений металлов (напр., Кавказа и Вост. Европы). Для Европы большое значение имел т. н. Янтарный путь, по к-рому из Прибалтики вывозился на Ю. янтарь, а на С. проникали оружие, украшения и т. д. В Азии Б. в. был временем дальнейшего развития ранее сложившихся городских цивилизаций (Месопотамия, Элам, Египет, Сирия) и формирования новых (Хараппа в Индии, Иньский Китай). Вне этой зоны древнейших классовых обществ и гос-в развиваются культуры, в к-рых распространяются метал лич., в т. ч. бронз., изделия, происходит интенсивное разложение первобытного строя (в Иране, Афганистане). Сходную картину в эпоху Б. в. можно наблюдать и в Европе. На Крите (Кнос, Фест и др.) Б. в. (кон. 3-2-е тыс. до н. э.) - время сложения раннеклассового общества. Об этом свидетельствуют остатки городов, дворцов, появление местной письменности (21-13 вв. до н. э.). В материковой Греции аналогичный процесс происходит несколько позже, но и здесь в 16-13 вв. до н. э. уже существует раннеклассовое общество (царские дворцы в Тиринфе, Микенах, Пилосе, царские гробницы в Микенах, письменность т. н. системы Б, к-рую считают древнейшим греч. письмом ахейцев). Эгейский мир был в эпоху Б. в. своеобразным культурным центром Европы, на территории к-рой существовал целый ряд культур земледельцев и скотоводов, не вышедших ещё в своём развитии за рамки первобытного строя. Вместе с тем в их среде также происходят накопление внутриобщинных богатств и процесс имуществ. и социальной дифференциации. Об этом свидетельствуют находки кладов общинных бронзолитейщиков и кладов драгоценностей, принадлежавших родовой знати. В странах Дунайского басе, в Б. в., по-видимому, завершался переход к патриархальнородовому строю. Археол. культуры раннего Б. в. (кон. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э.) представляют в значит, мере продолжение местных энеолитич. культур, все они в основном земледельческие. В нач. 2-го тыс. до н. э. на терр. Центр. Европы распространяется т. н. унетицкйя культура, отличающаяся высоким уровнем литья бронз, изделий, а в 15-13 вв. до н. э. - курганных погребений культура. Во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. возникает лужицкая культура: несколько её локальных вариантов занимают ещё более обширную территорию, чем унетицкие. Эта культура в большинстве районов характеризуется особым видом кладбищ (см. Полей погребений культуры), содержащих трупосожжения. В Центр, и Сев. Европе в кон. 3-го и в 1-й пол. 2-го тыс. распространены в неск. локальных вариантах близкие друг к другу культуры, характеризующиеся кам. сверлёными " боевыми" топорами и шнуровой орнаментацией керамики. С нач. 2-го тыс. до н. э. наблюдается распространение на огромной территории от совр. Испании до Польши, Закарпатья и Венгрии памятников колоколовидных кубков культуры. Население, оставившее эти памятники, продвигалось с 3. на В. среди местных племён. В Б. в. Италии следует отметить памятники типа позднего этапа Ремеделло культуры. С сер. 2-го тыс. до н. э. в Северной Италии распространяются, возможно, под влиянием швейц. озёрных свайных поселений т. н. террамары - поселения на сваях, строившиеся не над озером, а на сырых заливных участках речных долин (особенно р. По). Б. в. на терр. Франции в большинстве мест характеризуют поселения земледельцев, оставивших огромное число курганов со сложными погребальными сооружениями, часто мегалитич. типа (см. Мегалитические культуры). На С. Франции, как и по побережью Северного м., продолжали строить мегалитич. сооружения - дольмены, менгиры, кромлехи. Особенно примечателен кромлех - храм солнца в Стонхендже в Англии (ранние его сооружения относятся к 19 в. до н. э.). С развитием металлургии связано появление на Ю. Испании с кон. 3-го тыс. до н. э. высокоразвитой культуры с крупными поселениями, обнесёнными стенами с башнями (Лос-Мильярес и др.). Бронзовый век на совр. территории СССР. Как и в Западной Европе, племена, обитавшие здесь, развивались в рамках первобытного строя. Наиболее высокого уровня достигли оседлоземледельч. племена юго запада Ср. Азии, где в нач. 2-го тыс. до н. э. складывается местная протого родская цивилизация древневост. типа обнаруживающая связи с культурами Ирана и Хараппой (Намазга-Тепе V) Однако ещё большее значение в эту эпо ху имел Кавказ с его богатой рудной базой. Кавказ был одним из крупнейшиз металлургич. центров Евразии, снабжав шим на рубеже 3-2-го тыс. до н. э. мед ными изделиями степные районы Воет Европы. В 3-м тыс. до н. э. Закавказы было областью распространения оседлый земледельч. -скотоводч. общин - носителей т. н. куро-аракской культуры, в ряде отношений связанной с древнейшей культурой бронзы М. Азии. С сер. 3-гс тыс. и до кон. 2-го тыс. до н. э. на Сев Кавказе процветали культуры скотоводч племён с богатыми захоронениями вож дей (майкопская культура, северокав казская культура). В Закавказье - оригинальная культура с расписной керамикой - триалетская культура 18-15 вв. до н. э. (см. Триалети). Во 2-м тыс. дс н. э. Закавказье было центром высокоразвитой металлургии бронзы, весьма сходной с произ-вом хеттов и Ассирии. На Сев. Кавказе в это время была распространена северокавказская культура, развивавшаяся в контакте с катакомбной культурой, а на Зап. Кавказе - культура дольменов. Во 2-й пол. 2-гс тыс. до н. э. - нач. 1-го тыс. до н. э. на базе предшествующих культур эпохи средней бронзы складываются новые культуры с высоким уровнем металлургии: в Грузии, Армении и Азербайджане- централънозакавказская археологическая культура, в Зап. Грузии - колхидская культура, на Центральном Кавказе - кобанская культура, на Сев. -Западном - прикубанская, в Дагестане и Чечне - каякентско-хорочоевская культура. В степной зоне Европ. части СССР в нач. 2-го тыс. до н. э. расселились племена катакомбной культуры, знавшие развитое пастушеское скотоводство, земледелие, бронзолитейное дело. Наряду с ними продолжали существовать племена древнеямной культуры (см. Ямная культура). Прогресс последних и развитие приуральского металлургич. очага обусловили в сер. 2-го тыс. до н. э. сложение в Заволжье срубной культуры. Хорошо вооружённые бронз, " вислообушными" топорами, копьями и кинжалами, зная уже верхового коня, племена срубной культуры распространились в степи и проникли далеко на С. до районов совр. городов Мурома, Пензы, Ульяновска, Бугуруслана, а на В. - дор. Урала. Им принадлежат найденные археологами богатейшие клады мастеров-литейщиков в виде бронз, изделий, полуфабрикатов и литейных форм, а также клады изделий из драгоценных металлов - собственность племенной знати. Племена срубной культуры в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. были подчинены родственными им скифами и слились с ними. С 16-15 вв. до н. э. на терр. совр. Зап. Украины, Подолии, а также Юж. Белоруссии распространяется комаровская культура. В сев. районах она имеет ряд особенностей, свойственных т. н. тшинецкой культуре Польши. Волго-Окское междуречье, Вятское Заволжье и соседние территории во 2-м тыс. до н. э. занимали охотничье-рыболовческие племена позднего неолита, среди к-рых расселились племена фатъяновской культуры, занимавшиеся скотоводством и изготовлявшие высококачеств. шаровидную глиняную посуду, кам. сверлёные топоры-молотки имедные" вислообушные" топоры. В эпоху Б. в. в области Волго-Окского междуречья и на Каме известны бронз, копья, кельты и кинжалы т. н. сейминского, или турбинского, типа (см. Сейминский могильник, Турбинский могильник), получившие широчайшее распространение. Оружие сейминских типов найдено в Бородинском (Бессарабском) кладе 14-13 вв. до н. э. в Молдавии, а также на Урале, на Иссык-Куле, на Енисее. Глиняные сосуды и бронзовые орудия срубной культуры. В Чувашии, Заволжье, Башкирии и в Подонье находятся курганные могильники и стоянки абашевской культуры 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. В степях Зап. Сибири, Казахстана, Алтая и ср. Енисея с сер. 2-го тыс. до н. э. существовала широкая этнокультурная общность, к-рую называют андроновской культурой. Она принадлежала земледельч. -скотоводч. племенам. Близкие к этим культурам комплексы археол. памятников были распространены в сер. и 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. в Ср. Азии. Из них наиболее известна тазабагъябская культура Хорезма. Сильное влияние степных племён нашло выражение в проникновении андроновской культуры на Тянь-Шань и в юж. пределы Ср. Азии. Возможно, отчасти распространением степняков вызван упадок оседлоземледельч. цивилизации на Ю. -З. Ср. Азии (Намазга VI). Своеобразные памятники степных племён эпохи бронзы обнаружены в юго-зап. Таджикистане (Бишкент). Высказывается мнение, что распространение культур степной бронзы связано с расселением индоиранских племён. В последней четверти 2-го тыс. до н. э. в Юж. Сибири, Забайкалье, на Алтае и частично в Казахстане распространяются типы бронз, орудий и оружия, к-рые особенно характерны для карасукской культуры. Алтая и Енисея и местной (т. н. гробничной) культуры Забайкалья. Они же известны в культурах Монголии, Сев. и Центр. Китая эпохи Инь и Чжоу (14-8 вв. до н. э.). Б. в. как особая ступень в истории культуры выделялся ещё в антич. Время др. -рим. философом Лукрецием Каром. В археол. науку понятие " Б. в. " введено в 1-й пол. 19 в. дат. учёными К. Томсеном и Е. Ворсо. Значит, вклад в изучение Б. в. сделали в кон. 19-нач. 20 в. швед, археолог О. Монтелиус, к-рый, пользуясь созданным им т. н. типологич. методом, классифицировал и датировал археол. памятники неолита и Б. в. Европы, а также франц. учёный Ж. Дешелет. В это же время было положено начало комплексному изучению археол. памятников. Стали выделяться т. н. археологические культуры. Это направление получило развитие и в рус. археол. науке. В. А. Городцов и А. А. Спицын определили важнейшие культуры Б. в. Вост. Европы. Сов. археологи выделили большое число культур Б. в.: на Кавказе (Г. К. Ниорадзе, Е. И. Крупнов, Б. А. Куфтин, А. А. Иессен, Б. Б. Пиотровский и др.), на Волге (П. С. Рыков, И. В. Синицын, О. А. Гракова и др.), на Урале (О. Н. Бадер, А. П. Смирнов, К. В. Сальников и др.), в Ср. Азии (С. П. ТОЛСТОЕ, А. Н. Бернштам, В. М. Массой и др.), в Сибири (С. А. Теплоухов, М. П. Грязнов, В. Н. Чернецов, С. В. Киселёв, Г. П. Сосновский, А. П. Окладников и др.). Советские археололизма. Выясняется экономич. и социальное развитие тех обществ, остатками к-рых они являются, особенности общественной, политич. и культурной жизни древних племён и народов, их взаимоотношения, передвижения и дальнейшая судьба (А. Я. Брюсов, X. А. Моора, М. Е. Фосс, Т. С. Пассек, М. И. Артамонов, Н. Я. Мерперт и др.). В бурж. науке наряду с идеалистич. течением имеются направления, приближающиеся к материалистич. пониманию историч. процессов (англ, учёные Г. Чайлд, Г. Кларк), учёные этих направлений со вниманием относятся к работам археологов-марксистов, особенно в историкоэкономич. области. Лит.: Всемирная история, т. 1, М., 1955; Городцов В. А., Культуры бронзовой эпохи в Средней России (Отчет Исторического музея за 1914), М., 1916; Иессен А. А., Из истории древней металлургии Кавказа, в сб.: Изв. гос. Академии истории материальной культуры, в. 120, М. - Л., 1935; Куфтин Б. А., Археологические раскопки в Триалети, т. 1, Тб., 1941; Пиотровский Б. Б., Археология Закавказья, Л., 1949; Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, [2 изд. ], М., 1951; его же. Исследование бронзового века на территории СССР за 40 лет, " Советская археология", 1957, № 4; его же, Бронзовый век СССР, в сб.: Новое в советской археологии, М., 1965; Смирнов А. П., Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, М-, 1952; Попова Т. Б., Племена катакомбной культуры, М., 1955; Кривцова-Гракова О. А., Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы, М., 1955; Мерперт Н. Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, т. 61, М., 1958; Окладников А. П., Неолит и бронзовый век Прибайкалья, ч. 3, М., 1955; его же, Далекое прошлое Приморья, Владивосток, 1959; Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960; Толстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Мартиросян А. А., Армения в эпоху бронзы и раннего железа, Ер., 1964; Средняя Азия в эпоху камня п бронзы, М. - Л., 1966; Массой В. M. Протогородская цивилизация юга Средней Азии, " Советская археология", 1967, № 3; Сальников К. В., Очерки древней истории южного Урала, М., 1967; Пендлбери Д., Археология Крита, пер. с англ., М., 1950; Маккеи Э., Древнейшая культура долины Инда, пер. с англ., М., 1951; Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; его же, Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., М., 1956; Кларк Д ж. Г. Д., Доисторическая Европа. Экономический очерк, пер. с англ., М., 1953; Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской(?). Около 1550. Галерея Сабауда. Турин. Статуэтка и печати времени Намазга V. С. В. Киселёв, В. М. Массон. Золотой кубок и расписной сосуд из погребения в Триалети. Грузия. Орудия развитого бронзового века Европы. Оружие из бронзы иньского времени в Китае. Предметы из катакомбных погребений юга СССР. ги и зарубежные археологи-марксисты исследуют археологические культуры Б. в. с позиций исторического материала. Глиняные сосуды и бронзовый топор фатьяновской культуры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал