Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 23 страница. Буав(boyve) Эдуар де (1840-1925), представитель франц






БРЯЧИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (г. рожд. неизв. - ум. 1044), полоцкий князь с 1001. В 1021 совершил набег на Новгород; на обратном пути на р. Судомире (Судоме) его войско было настигнуто Ярославом Мудрым и разбито. В борьбе с последним Б. И. удалось отстоять самостоятельность Полоцка, отделившегося от Киева ещё при отце Б. И. - Изяславе Владимировиче.

БУАВ (Boyve) Эдуар де (1840-1925), представитель франц. и между нар. кооперативного движения. Один из организаторов " Общества народной экономии", послужившего в дальнейшем основой Нимской школы кооператоров, оставившей заметный след в истории франц. и междунар. кооперативного движения. Участник создания и активный деятель Междунар. кооп. союза (1895) (см. Международный кооперативный альянс). Б. считал, что посредством кооп. движения можно избавиться от капиталистич. эксплуатации и трансформировать капитализм в новую социальноэкономич. систему - Федерацию независимых коопераций. Особую роль отводил потребительской кооперации, способной, по его мнению, объединить интересы различных слоев населения. С 1886 по 1920 Б. редактировал журнал франц. кооператоров " Деливранс" (" Delivrance"). С. М. Сухорукова.

БУАГИЛЬБЕР, Буагийбер (Bois-guillebert) Пьер (17. 2. 1646-10. 10. 1714), французский экономист, родоначальник классич. школы бурж. политэкономии во Франции, один из основоположников теории трудовой стоимости. Он различал рыночную цену и " истинную стоимость", мерой которой считал рабочее время. Характеризуя взгляды Б. на стоимость, К. Маркс писал: " Буагильбер... сводит если не сознательно, то фактически меновую стоимость товара к рабочему времени, определяя „истинную стоимость" (la juste valeur) правильной пропорцией, в которой рабочее время индивидуумов разделяется между отдельными отраслями производства... " (М арке К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 40). Б. в деньгах усматривал основное зло и причину нар. бедствий, полагал, что для искоренения власти денег необходимо свести их роль к простому орудию обращения. Б. был предшественником физиократов. К. Маркс высоко ценил труды Б., в к-рых он выступал против феод, гнёта и против меркантилизма. Соч.: LedetaildelaFrance, P., 1697; Dissertationsurlanaturedelarichesse..., P., 1707. Лит.. -Маркс К., К критике политической экономии, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Л е в и н В. И.. К характеристике экономического романтизма. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2; Розенберг Д. И., История политической экономии, т. 1, М., 1940.

БУ-АЗЗЕР, горнопром. пункт на юге Марокко, в пров. Варзазат, на юж. склоне Антиатласа. Ок. 3 тыс. жит. (1960). Добыча кобальтовых руд, по произ-ву к-рых Марокко занимает видное место среди зарубежных стран.

БУАКЕ (Bouake), город в Республике Берег Слоновой Кости; см. Бваке.

БУАЛО, Буало-Депреб (Boi-leau-Despreaux) Никола (1. 11. 1636, Париж, - 13. 3. 1711, там же), французский поэт, критик, теоретик классицизма. Выходец из бурж. -чиновничьей среды. Изучал в Сорбонне богословие, затем право. В 1660-66 написал 9 сатир на житейские, моральные и лит. темы. В них зло высмеиваются прециозная литература и бурлеска. Критике прециозной лит-ры посвящён диалог " Герои романов" < 1665, изд. 1701). " Рассуждение об оде" (1693) и " Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина" (1694) связаны с т. н. " спором древних и новых". Б. отстаивал превосходство древних над совр. авторами. Осн. эстетич. принципы франц. классицизма сформулированы Б. в поэме " Поэтическое искусство" (1674). Эстетика Б. проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному. Положив в основу своей поэтики принцип " подражания природе", Б. ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего всё индивидуальное, изменчивое. Согласно Б., такой характер " подражания природе" был присущ антич. иск-ву, к-рое рассматривается им как абсолютная эстетич. норма (Аристотель, особенно Гораций). Б. устанавливает незыблемые правила " хорошего вкуса", нар. поэзию третирует как искусство " вульгарное", " варварское", " площадное". Б. выдвинул требование соблюдения в драме закона трёх единств - места, времени, действия. Большое внимание Б. уделяет вопросам художеств, формы как проявления разума писателя. Нормативный характер эстетики Б. сказался в теории жанров. Никакого смешения возвышенного и низменного, трагич. и комич., героич. и шутовского эстетика Б. не допускает. Поэтика Б. оказала влияние на эстетич. мысль и лит-ру 17-18 вв. мн. европ. стран. В России эстетике Б. следовали А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, особенно В. К. Тредиаковский, к-рый в 1752 перевёл " Поэтическое искусство" на рус. яз. Соч.: (Euvres completes, t. 1-4, P. 1870 - 73; в рус. пер. - Поэтическое искусство предисл. Н. А. Сигал, М., 1957. Лит.: История французской литературы т. 1, М. - Л., 1946, с. 523 - 38; А н и к с т А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга М., 1967, с. 255-62; Bray R., Boileau, I'homme et 1'ceuvre, P., [1942]; Brody J., Boileau and Longuinus, Gen., 1958; M a g n e E., Bibliographic generale des osuvres de N. Boileau, P., 1929. В. Я. Бахмутский.

БУАЛЬДЬЁ (Boieldieu) Франсуа Адриен (16. 12. 1775, Руан, -8. 10. 1834, Жарси, близ Парижа), французский композитор. Чл. Института Франции (1817): С 1798 вёл класс фп. в Парижской консерватории. В 1804-11 капельмейстер придворной франц. оперной труппы в Петербурге (в 1808 гастролировал с труппой в Москве). С 1820 проф. Парижской консерватории (класс композиции). Среди его учеников - А. Адан. Б. - виднейший представитель франц. комич. оперы 1-й трети 19 в. Написал ок. 40 опер (нек-рые совм. с др. композиторами), в т. ч. " Калиф Багдадский" (1800), " Жан Парижский" (1812), " Красная шапочка" (1818). Ярким образцом романтич. направления во франц. комич. опере является " Белая дама" (1825). Композитору принадлежат также многочисленные романсы, фп. пьесы. Музыка Б. отличается мелодичностью, изяществом. А. А. Брянцев. Н. Буало. Лит.: Финдеизсн Н., Боальдье и придворная французская опера в С. -Петербурге в начале 19 в., " Ежегодник императорских театров", 1910, в. 5; Р о u g i n A., Boi-eldieu. Sa vie, ses ceuvres, son caractere, sa correspondance, P., 1875; F a v гс G., Boieldieu. Sa vie, son ceuvre, v. 1 - 2, P., 1944-45.

БУ-АРФА, горнопром. центр на В. Марокко, в пров. Уджда. 8, 8 тыс. жиг. (1960). Ж. -д. станция на линии Уджда - Абадла (Алжир). Добыча марганцевой руды (ок. '14 всей продукции Марокко), к-рая после обогащения идёт гл. обр. на экспорт.

БУАССЕЛЬ (Boissel) Франсуа (1728- 1807), французский революционер, коммунист-утопист. В 1789 опубликовал " Катехизис человеческого рода", в к-ром резко критиковал " продажный, человекоубийственный аптисоциальный порядок", основанный на частной собственности, и противопоставлял ему идеал общественного строя, базировавшегося на коллективной собственности и общем труде. Во время Великой французской революции являлся одним из видных членов, а в 1793 и архивариусом Якобинского клуба, вёл решит, борьбу с жирондистами, участвовал в народных движениях в Париже. Рассматривая коммунизм как конечную цель революции, Б. весной 1793 разработал программу установления революционного правления санкюлотов. План Б. предусматривал лишение гражд. прав и разоружение всех зажиточных слоев, гос. контроль над собственностью и всей экономикой, сочетание экономич. мероприятий по ограничению собственности с единым нац. вое питанием молодого поколения в целях последующего установления коммунистич. порядков. Идеи Б. были развиты бабувистами. Соч.: Le cathechisme du genre humain, P.. 1789. Лит.: Сафроно в С. С., Социальные воззрения Буасселя, в сб.: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Иоаннисян А. Р., Коммунистические идеи в годы Великой французской революции, М., 1966. А. Р. Иоаннисян.

БУАССОНАД (Boissonade) Проспер Бен жамен (23. 1. 1862, Рекиста, -9. 3. 1935), французский историк бурж. -либерального направления. Проф. ун-та в Пуатье (1897-1933). В работах Б. по экономич. и социальной истории Франции в ср. века и новое время содержится большой фактич. материал.

БУАСЬЕ (Boissier) Гастон (15. 8. 1823, Ним, - 11. 6. 1908, Вирофле), французский историк античности, чл. Франц. академии (1876). В 1861 - 1906 проф. Коллеж де Франс, в 1865-99 - Высшей нормальной школы. Б. - автор фундаментальных работ по истории римского общества, языческой религии, христианству. Первопричиной ист. событий Б. считал судьбу, провидение, намерение божества, познать которые невозможно. Б. стремился обосновать тезис о неизбежной и благодетельной для человечества победе христианства, с его точки зрения законного преемника и лучшего хранителя антич. цивилизации. В историч. концепции Б. сильны элементы модернизации истории; идеализируя средние слои рим. общества, он искал аналогий капитализму в Риме. Соч.: Promenadesarcheologiques. Rome et Pompei, 9 " id., P.. 1908; Tacite, P., 1903; La conjuration de Catilina, P., 1905; врус. пер. - Падение язычества, М., 1892; Цицерон и его друзья,. М., 1914; Римская религия от времен Августа до Антонинов, М., 1914; Общественное настроение времен римских цезарей. П., 1915. Лит.: ThoulouzeP., GastonBoissier (1823 - 1908), P., 1923. В. И. Кузшцин.

БУАСЬЕ (Boissier) Пьер Эдмон (25. 5. 1810, Женева, - 25. 9. 1885, Валер, кап-тон Во), швейцарский ботаник. Работы в области систематики и флористики. По материалам, собранным самим Б. (в путешествиях по Испании, Греции, М. Азии, Египту, Палестине, Сирии и др.) и рядом др. путешественников (в т. ч. рус. ботаников), описал ок. 6 тыс. новых видов цветковых растений и установил 131 новый род. Автор " Восточной флоры" (т. 1-5, 1867-84; доп. том, 1888), содержащей описание и данные о географич. распространении почти 12 тыс. видов растений. Для храпения собранного Б. гербария и дальнейших работ с ним на средства, оставленные Б., было создано спец. учреждение близ Женевы-" Гербарий Буасье" с собственным печатным органом. Лит.: Ascherson P., Edmond Boissier, " Berichte der Deutschen botanischen. Gesell-schaft", 1886, Bd 4.

БУАЧИДЗЕ Самуил Григорьевич (парт, псевд. - Н о и) [5(17). 7. 1882, с. Царцхнали Кутаисской губ., - 3. 7. 1918, Владикавказ, ныне Орджоникидзе], деятель российского революц. движения, один из руководителей борьбы за Сов. власть на Сев. Кавказе. Чл. Коммунистич. партии с 1902. Род. в крест, семье. Окончил с. -х. уч-ще, учительские курсы. В 1905 чл. ИмеретиноМингрельского к-та, один из организаторов вооруж. борьбы крестьян в Зап. Грузии. В 1906-07 вёл революц. работу во Владикавказе, Ростовена-Дону, Москве. Подвергался репрессиям. Бежав в 1911 из якут, ссылки, эмигрировал за границу. В Швейцарии встречался с В. И. Лениным, работал по заданиям ЦК РСДРП(б). В апр. 1917 вернулся в Россию. Чл. Владикавк. совета, затем его президиума. Пред. Владикавк. к-та РСДРП(б). С февр. 1917 чл. Терского нар. совета, пред. Коллегии по охране обществ, и революц. порядка. С марта 1918 пред. Совнаркома Терской нар. республики. Убит контрреволюционерами на митинге. Лит.: Никонов И. Н. иГальцев В. С., Ной Буачидзе, Орджоникидзе, 1957; Дубинский Мухадзе И., Ной Буачидзе, М., 1960.

БУБАЛЫ, " коровьи антилопы" (Alcelaphus), род парнокопытных, составляющий вместе с родами антилоп гну и блесбоков особое подсем. Alce-laphinae. Высота в плечах 110-130 см. Холка очень высокая, спина покатая назад, голова вытянутая, длинная; у самцов и у самок имеются рога с двойным изгибом, покрытые кольцеобразными утолщениями. Окраска тела красновато-коричневая. На голове и ногах иногда имеются тёмные пятна. 8 видов. Б. обитают в саваннах и полупустынях Африки и частично Аравии. В нек-рых частях ареала Б. очень малочисленны или совершенно истреблены. Способны к быстрому бегу; очень выносливы. Образуют общие стада с газелями, зебрами, страусами. Объект охоты (используются шкура и мясо). Бубал Alcelaphus buselaphus.

БУ-БЕКЕР, горнопром. центр на В. Марокко, в пров. Уджда. 8, 7 тыс. жит. (1960). Добыча свинцово-цинковых руд (св. '1э добычи этих руд в Марокко), часть к-рых перерабатывается на заводе в Уэдэль-Хеймере, в 8 км от Б.

БУБЕН, ударный музыкальный инструмент; деревянный или металлический обруч, затянутый с одной стороны перепонкой (кожей или пузырём). Нек-рые виды Б. снабжены бряцающими металлич. кольцами, пластинками, тарелочками или бубенцами и колокольчиками. Звук извлекают ударом по перепонке и встряхиванием. Применяют для ритмич. сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Исполнение на Б. бывает подлинно виртуозным, обнаруживает большое богатство ритмич. рисунков. Б. входит в нек-рые нар. и проф. ансамбли и оркестры. Известен с древнейших времён во многих странах, особенно на Востоке. Нац. разновидности Б.: дэф, дяф или габал (азерб.), даф или хавал (арм.), дайра (груз.), дойра (узб. и тадж.), дайре или дэф (иран.), бендеир (араб.), пандеро (исп.). С 20-х гг. 19 в. применяется в симф. и духовом оркестрах, гл. обр. в музыке вост. характера, в исп., цыганских и итал. танцах. В Др. Руси Б. называли также барабан и воен. литавры. К. А. Вертков.

БУБЕННОВ Михаил Семёнович [р.8 (21).11.1909, с. Второе Поломошново, ныне Алтайского края], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1951. Печатается с 1927. Автор повестей " Гремящий год" (1932), " Бессмертие" (1940), сб-ка рассказов " В половодье" (1940). Наиболее популярное произведение -роман " Белая берёза" (кн. 1 - 1947; Гос. пр. СССР, 1948; кн. 2-1952). В центре романа - образ рядового солдата, процесс его нравств. возмужания в тяжёлые дни боёв в нач. период Великой Отечеств, войны. Роман " Орлиная степь" (1959) - о покорителях целины; герой книги - сильный, волевой человек, вожак молодёжи. Роман " Стремнина" (1970) - о молодых строителях, энтузиастах освоения Сибири. Награждён 2 орденами, а также медалями.


Лит.: Калустова Н., М. С. Бубеннов. Баку, 1956; Войтинская О., Люди Орлиной степи, " Литература и жизнь", 1959, 13 дек.; С у р в и л л о В., На путях романтики, " Новый мир", 1960, № 7; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиография, указатель, т. 1, Л., 1959.

 

БУБЕР (Buber) Мартин или Мардохай (8.2.1878, Вена, - 13.6.1965, Иерусалим), еврейский религиозный философ и писатель, представитель иудаизма. Писал на двух языках - немецком и иврите. В 1924-33 проф. философии иудаизма и этики в ун-те Франкфурта-на-Майне. В 1933 эмигрировал из Германии в Швейцарию, а затем в Палестину, где был проф. социологии Иерусалимского ун-та. В конце 90-х гг. примкнул к сионизму; уже в 1901 отошёл от политич. сионизма и был влият. идеологом культурнически-националистич. евр. движения. После 2-й мировой войны Б. выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к палестинским арабам. Философия Б. близка к экзистенциализму, её центральная идея - бытие как " диалог" (между богом и человеком, между человеком и миром и т. п.) (" Я и ты", 1922). " Диалогический" дух, противостоящий греч. " мо-нологизму", Б. искал в прошлом библейской традиции. Особое внимание Б. уделял пантеистич. тенденциям хасидизма (" Повести раввина Нахмана", 1906). Гл. лит. произв. Б.- роман-хроника из жизни польских хасидов нач. 19 в. " Гог и Магог" (1949). Пользуются известностью также созданные им пересказы нар. легенд вост.-европ. еврейства о справедливых и мудрых " цадиках". Социо-логич. взгляды Б. испытали значит, влияние анархизма.

Соч.: Werke, Bd 1 - 3, Munch., 1962-64.

Лит,: Diamond М. L., М. Buber, Jewish existentialist, N. Y., 1960; Gregor S. R., M. Buber, L., 1966.

С. С. Аверинцев.

БУБИ, едийя, фернандцы, народ, живущий на о. Фернандо-По в Гвинейском зал. Числ. св. 30 тыс. чел. (1967, оценка). Язык Б. относится к сев.-зап. группе яз. семьи банту и очень близок к языку родств. Б. народа дуала. Религия - христианство (католицизм). Осн. занятия - земледелие и сбор плодов масличной пальмы, часть Б. работает на плантациях (какао, кофе, арахис и др.), принадлежащих европейцам.

БУБНОВ Александр Павлович [20.2(4.3). 1908, Тбилиси, - 30.6.1964, Москва], сов. живописец, засл. деят. иск-в РСФСР (1954), чл.-корр. АХ СССР (1954). Учился в моек. Вхутеине (1926-30). Гл. обр. жанрист и ист. живописец. Для творчества Б. в зрелый период характерны широкая живописная манера, мажорная звучность цвета, стремление в изображении повседневных явлений сов. действительности выразить новые и значительные черты жизни народа.

Произв.: " Октябрины" (1936, Ульяновский художественный музей); " Утро на Куликовом поле" (1943-47; Гос. пр. СССР, 1948), " Вечер на пашне" (1959-60) - оба в Третьяковской гал.; " На поле" (1959-60, Рус. музей, Ленинград), " Осень" (1961-62, Казахская художеств, гал. им. Т. Г. Шевченко, Алма-Ата); илл. к произв. Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, А. С. Пушкина и др.

Лит.: Акимова И., А. П. Бубнов, М., 1956.

БУБНОВ Андрей Сергеевич (парт. псевд. Химик, Яков; лит. псевд. А. Г л о-т о в, С. Я г л о в, А. Б. и др.) [23.3(4.4). 1883, Иваново-Вознесенск, ныне Иваново, -12.1.1940], сов. гос. и парт, деятель, историк-публицист. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Род. в семье управляющего текст, ф-кой. Учился в Моск. с.-х. ин-те, откуда исключён за революц. работу. В 1905 чл. Иваново-Вознесенского к-та РСДРП, в 1906 чл. бюро Иваново-Вознесенского союза РСДРП. Участник 4-го (1906) и 5-го (1907) съездов РСДРП. В 1907 чл. Моск. к-та РСДРП. В 1908 чл. Обл. бюро РСДРП Центр.-пром. р-на. В 1909-17 вёл парт, работу в Н. Новгороде, Сормове, Петербурге, Самаре и др. городах. Неоднократно подвергался репрессиям. В 1910 был кооптирован в состав Большевистского центра в России. На 6-й (Пражской) Всеросс. конференции РСДРП (1912) избран канд. в чл. ЦК РСДРП. С 1912 сотрудничал в " Правде". После Февр. революции 1917 чл. Моск. обл. бюро РСДРЩб). Делегат 7-й (Апрельской) конференции РСДРП(б); на 6-м съезде партии избран в ЦК РСДРП(б), был представителем ЦК в Петрогр. к-те РСДРП(б).

А. П. Бубнов. " Утро на Куликовом поле". 1943 - 47. Третьяковская галерея. Москва.

На заседании ЦК 10(23) окт. 1917 избран в Политбюро; на заседании ЦК 16(29) окт. 1917 - в воен.-революц. парт, центр по руководству Окт. вооруж. восстанием; чл. Петрогр. ВРК, комиссар всех ж.-д. вокзалов. После 2-го съезда Советов -чл. ВЦИК, чл. коллегии Наркомпути. В нояб. 1917 в качестве комиссара ж. д. Республики был командирован на Юг; участвовал в ликвидации калединщины. В 1918 примыкал к " левым коммунистам" -. С марта 1918 в составе Укр. сов. пр-ва и ЦК КП(б)У; с окт. 1918 чл. Киевского подпольного обл. бюро КП(б)У. В 1919 возглавил Ревком, затем Исполком Совета в Киеве. Избран чл. Политбюро ЦК КП(б)У; чл. РВС Укр. фронта и РВС 14-й армии. С кон. 1919 работал в Москве в Гл. управлении текст, предприятий, чл. бюро МК РКП(б). Участвовал в ликвидации кронштадтского мятежа 1921. В 1921-22 чл. РВС Сев.-Кавк. воен. округа. В 1922-23 зав. Агитпропом ЦК РКП(б). В 1920-21 примыкал к Группе " демократического централизма", в 1923 - к троцкистской (см. Троцкизм) оппозиции, от которой вскоре отошёл. С нач. 1924 по сент. 1929 нач. Политуправления РККА и чл. РВС СССР, чл. Оргбюро ЦК ВКП(б). В 1925 секретарь ЦК РКП(б). В 1929-37 нарком просвещения РСФСР. Активно содействовал проведению в жизнь закона о всеобщем обязательном нач. обучении, был сторонником политехнич. образования; много внимания уделял идейности преподавания, боролся с извращениями в содержании и методике обучения. На 8-м, 11-м, 12-м съездах РКП(б) избирался канд. в чл. ЦК, а на 13-17-м - чл. ЦК партии. Был чл. ВЦИК и ЦИК СССР. Награждён орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Б. - автор ряда крупных работ по истории Коммунистич. партии: " Основные моменты в развитии коммунистической партии в России" (1921), " Основные вопросы истории РКП" (1924), монографии, статья " ВКП" в 1-м изд. БСЭ (т. 11, с. 8-544; вышла также отдельным изданием).

Соч. (кроме указ, в статье): О Красной Армии. [Сб.], М., 1958; Автобиография, в кн.: Энциклопедический словарь " Гранат", т. 41, ч. 1, М., 1927, с. 47 - 50; Статьи и речи о народном образовании, М., 1959.

Лит.: Б и н е в и ч А., Серебрянский 3., Андрей Бубнов, М., 1964. БУБНОВ Иван Григорьевич [6(18).1. 1872 - 13.3.1919], русский корабельный инженер. Окончил Мор. инж. училище в Кронштадте (1891) и Мор. академию (1896) в Петербурге. С 1904 преподавал в Петерб. политехнич. ин-те (с 1909 проф.) и с 1910 в Мор. академии. В труде " Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902) впервые выяснил осн. вопросы расчёта пластин, работающих в составе корпуса судна. В последующих работах Б. дал матем. обоснование вопросов местной и общей прочности судов. Б. принадлежит фундаментальный труд " Строительная механика корабля" (1909-11), являвшийся в то время единственным по строгой научности и полноте изложения. Теоретич. работы Б. нашли широкое применение при проектировании (в 1908-10) линейных кораблей. Б. построил первую в России подводную лодку " Дельфин" с двигателями внутр. сгорания (заложена в 1902), а затем подводную лодку типа " Барс" (заложена в 1912).

С. Г. Буачидзе. А. С. Бубнов.

Соч.: Спуск судна на воду, " Морской сборник", 1900, № 1, 2, 3, 5, 6; О непотопляемости судов, там же, 1901, № 4, 5; Строительная механика корабля, ч. 1 - 2, СПБ, 1912 - 1914; Труды по теории пластин, М., 1953 Лит.: Благовещенский С. Н., О работах И. Г. Бубнова по теории корабля, " Тр. Ленинградского кораблестроительного ин-та", 1951, в. 8.

БУБНОВ Иван Григорьевич [6(18).1. 1872 - 13.3.1919], русский корабельный инженер. Окончил Мор. инж. училище в Кронштадте (1891) и Мор. академию (1896) в Петербурге. С 1904 преподавал в Петерб. политехнич. ин-те (с 1909 проф.) и с 1910 в Мор. академии. В труде " Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902) впервые выяснил осн. вопросы расчёта пластин, работающих в составе корпуса судна. В последующих работах Б. дал матем. обоснование вопросов местной и общей прочности судов. Б. принадлежит фундаментальный труд " Строительная механика корабля" (1909-11), являвшийся в то время единственным по строгой научности и полноте изложения. Теоретич. работы Б. нашли широкое применение при проектировании (в 1908-10) линейных кораблей. Б. построил первую в России подводную лодку " Дельфин" с двигателями внутр. сгорания (заложена в 1902), а затем подводную лодку типа " Барс" (заложена в 1912).

Соч.: Спуск судна на воду, «Морской сборник», 1900, № 1, 2, 3, 5, 6; О непотопляемости судов, там же, 1901, № 4, 5; Строительная механика корабля, ч. 1 - 2, СПБ, 1912 - 1914; Труды по теории пластин, М., 1953
Лит.: Благовещенский С. Н., О работах И. Г. Бубнова по теории корабля, «Тр. Ленинградского кораблестроительного ин-та», 1951, в. 8.

БУБНОВ Сергей Николаевич [15(27). 7. 1888, Петербург, - 15. 11. 1957, Берлин], немецкий геолог, чл. Герм. АН в Берлине (1949). В 1906 вместе с семьёй переехал из России в Германию. Окончил Фрейбургский ун-т (1910). Проф. Грейфсвальдского (1929-50) и Берлинского (с 1950) ун-тов. Директор Геотектонич. ин-та (с 1950). Осн. исследования по региональной и общей тектонике. Б. разработал (1923 и позднее) оригинальную классификацию основных структурных элементов земной коры, а в 1948 классификацию тектонических движений. Одна из главных тем теоретических работ Б. - цикличность развития Земли. Б. принадлежат также работы по геол. строению сев. -вост. Германии, фауне триасовых отложений Вост. Альп, угольным месторождениям Германии. Б. составлена серия палеогеографич. карт Европы. Нац. пр. ГДР (1953). Соч.: Fennosarmatia, В-, 1952; Einfuhr

ung in die Erdgeschichte, 3 Aufl., В., 1956; в рус. пер, -Геология Европы, т. 2, Л. - М., 1935; Основные проблемы геологии, М., 1960.

БУБНОВА МЕТОД, см. в ст. Ритца и Галёркина методы.

" БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ", объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноим. выставки, организованной в 1910. Для творчества художников " Б. в. " (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др.), отрицавших традиции как академизма, так и реализма 19 в. и в то же время противостоявших мистикосимволистич. тенденциям в рус. иск-ве первого десятилетия 20 в., характерны живописнопластич. искания в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также обращение к приёмам рус. лубка и нар. игрушки. В практике " Б. в. " претворились кризисные черты рус. художеств, культуры предреволюц. десятилетия. Ограничив сферу деятельности гл. обр. жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, утверждая идею " самоценности" живописи, художники " Б. в. " разрешали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной материальности и " вещности" натуры. В подчёркнутой деформации и обобщении объёмов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников " Б. в. " вместе с тем выразились в субъективной форме индивидуалистич. протест против буржуазномещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление " эпатировать буржуа", а также попытки утверждения в живописи чувственнополнокровных, материальнокрасочных сторон бытия. В 1912 отколовшаяся от " Б. в. " группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), организовала выставку под назв. " Ослиный хвост*. В 1916 объединение распалось (организованная в 1917 выставка " Б. в. " не включала работ ведущих художников этого объединения). После Окт. революции многие б. члены " Б. в. ", преодолев одностороннее увлечение формальными экспериментами, стали видными мастерами сов. иск-ва. В 1925 по инициативе б. членов ч Б. в. " возникло объединение " Московские живописцы", в дальнейшем преобразованное в " Общество московских художников" (ОМХ). Лит.: Выставка произведений группы художников " Бубновый валет", М., 1927; Лебедев А. К., Искусство " Бубнового валета" и проблема художественного наследия, в сб.: Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., 1966; Коган Д. 3., Новые течения в живописи 1907-1917 годов, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969. f

БУБОН (от греч. bubon - пах, опухоль в паху), воспаление лимфатич. узлов (первонач. Б. - название лимфаденитов паховой области). Б. часто сопровождает или осложняет течение мн. заболеваний (гнойная инфекция, сифилис, мягкий шанкр, 4-я венерич. болезнь, чума, туляремия, туберкулёз и т. д.). Нередко Б. является основным проявлением заболевания. Б. может достигать различной величины, нагнаиваться, вскрываться, заживая рубцом, или существовать длительно, не подвергаясь никаким изменениям. Течение Б. различно в зависимости от анатомич. расположения, характера инфекции, реактивности больного. Б. может быть очень болезненным (напр., при мягком шанкре) или совершенно безболезненным (напр., при сифилисе). Лечение направлено на устранение заболевания, вызвавшего Б.; иногда - хирургич. вмешательство. М. А. Розентул.

БУБР (ВоЬг), Бобрава, река на Ю. -З. Польши, лев. приток Одры. Дл. 280 км. Берёт начало в горах Крконоше (Судеты), пересекает предгорья и течёт по Силезской котловине. Часты паводки от таяния снегов и дождей; подъём воды до 3-4 м. ГЭС.

БУБРИК Самуил Давидович [10(22). 6. 1899, Белосток, - 16. 10. 1965, Москва], советский кинорежиссёр, засл. деятель иск-в Латв. ССР (1949). Занимался в режиссёрской мастерской Гос. техникума кинематографии (1928-29, педагог С. М. Эйзенштейн). С 1931 режиссёр Центр, студии документальных фильмов. Снял документальнобиографич. фильмы: " Владимир Маяковский" (1940, новая ред. 1955), " Максим Горький" (1940, новая ред. 1958), " Виссарион Белинский" (1948, совм. с В. Н. Николаи), " Пушкин" (1948), " Лев Толстой" (1953), " Чехов" (1954, новая ред. 1960), " Достоевский" (1956), " Бернард Шоу" (1956), " Здесь жил Ленин" (1957), " Роберт Берне" (1958), " Н. К. Крупская" (1959), " Рабиндранат Тагор" (1961), " Станиславский" (1963), " Всесоюзный староста" (1964) - о М. И. Калинине, " Через горы времени" (1965) и др. Участвовал в создании публицистич. фильмов: " Мир победит войну" (1949), " 1905 год" (1955), " Вива, Куба! " (1960), " Герои не умирают" (1963) н др. Преподавал на операторском ф-те ВГИКа (1933-36). Гос. пр. СССР (1948). Соч.: О документальнобиографическом фильме, в сб.: Документальное кино сегодня, М., 1963, с. 217-30.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал