Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Кино 25 страница.
БУДАПЕШТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Лоранда Этвеша, крупнейшее высшее уч. заведение Венгрии. Осн. в 1635 архиепископом Петером Пазма-нем как духовный ун-т в г. Тырнавия на базе иезуитского коллегиума, существовавшего с 1561. С 1773 Б. у. стал светским уч. заведением. В 1777 был переведён в Буду, а в 1784 - в Пешт. Большое развитие университет получил после установления социалистич. строя в Венгрии. В 1948 в университете был организован факультет естественноматематич. наук. В 1950 католич. теологич. ф-т был отделён от университета. При университете создан ряд науч. ин-тов. С 1949 Б. у. носит имя выдающегося венг. учёного-физика Л. Этвеша (1848-1919), к-рый учился и преподавал в нём. В 1969170 уч. г. в Б. у. было 3 ф-та: политич. наук и права, естественноматематич. наук, гуманитарных наук. В 1969170 уч. г. в ун-те обучалось ок. 8 тыс. студентов, работало св. 800 преподавателей. При ун-те имеются: ботанич. сад, биолого-эксперимент, станция. Библиотека университета (осн. 1635) насчитывала (1969) св. 1, 2 млн. тт. В. 3. Клепиков. БУДДА (санскр. Буддха, букв. - просветлённый), в буддийской религии существо, достигшее наивысшей святости. В буддийском пантеоне насчитывается множество будд. В более узком значении Б. - эпитет Сиддхартхи Гаутамы, являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма и жившего с 623 по 544 до н. э. или на 60 лет позже. Буддийские предания рассказывают о том, что он происходил из царской семьи в роде Готамы (отсюда его родовое имя - Гаутама), из племени шакьев, обитавшего в Сев. Индии на юж. границе еовр. Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья-Муни - отшельник из шакьев). В возрасте 29 лет Б. оставил семью и дом отца и после 7-летних скитаний, аскетич. подвигов и размышлений стал проповедником нового учения. См. ст. Буддизм и лит. при ней. г. ф. Ильин. БУДДЕ Евгений Фёдорович [13(25). 12. 1859, дер. Георгиевка Елизаветградского у. Херсонской губ., -1929, Казань], русский языковед, чл. -корр. АН (1916). Проф. Казанского ун-та (с 1894). Занимался гл. обр. проблемами диалектологии и истории рус. лит. языка. Соч.: К диалектологии великорусских наречий. Исследование особенностей рязанского говора, Варшава, 1892; К истории великорусских говоров. Опыт историкосравнительного исследования народного говора в Касимовском уезде Рязанской губернии, Казань, 1896; Лекции по истории русского языка, 2 изд., Казань, 1913; Основы синтаксиса русского языка, Казань, 1913. БУДДИЗМ, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6- 5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиознофилософских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого. Б. появился в период, когда Индия, представлявшая собой конгломерат мелких монархия, гос-в (деспотий) и родоплеменных союзов, переживала процесс формирования единого гос-ва, закончившийся образованием в 4 в. до н. э. империи Маурьев. Происходило крушение сложившихся жизненных устоев, обострение противоречий между социальными группами, кастами, к-рые осложнялись пестротой этнич. состава населения. Кризисное состояние вызывало стремление к выходу из него, хотя бы в сфере нереального. Б. был ответом на эти искания. Явившись реакцией на брахманистскую религию и став в оппозицию к освящаемому брахманизмом кастовому строю, провозгласив равенство всех вне зависимости от касты, сословия, Б. универсальностью предложенного им пути к " спасению" приобрёл в период своего возникновения широкую популярность. В то же время своей социальной пассивностью, отрешённостью от конкретноисторич. ситуации Б. оказался приемлемым и для господствующих в обществе сил. Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия между к-рыми вызвали созыв соборов - в Раджагрихе (ок. 477 до н. э.), в Вайшали (ок. 367 до н. э.), в Паталипутре (3 в. до н. э.) и в Кашмире (2 в. н. э.). Важнейшим событием в истории Б. было образование в период деятельности 2-го собора секты махасангхиков (сторонников " большой общины"), знаменовавшее начало раскола Б., к-рый привёл в нач. н. э. к разделению его на 2 крупнейшие ветви: хинаяну (" малая колесница", или " узкий путь") и махаяну (" большая колесница", или " великий путь"). В течение 1-5 вв. окончательно сформировались главные религиознофилос. школы Б.: в хинаяне - вайбхашики и саутрантики, в махаяне - йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики. Сторонники хинаяны называют своё направление тхеравада Б. (букв. - учение старейших). Время расцвета Б. в Индии - сер. 1-го тыс. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э. Конец этого периода, совпавший с развитием индуизма; ознаменовался в истории Б. определённым стиранием его специфичности и сближением с индуизмом. Растворившись к 12 в. в индуизме на своей родине, Б. не исчез; проповедуемый монахами-миссионерами, в частности посланцами императора Ашоки (3 в. до н. э.) - деятельного приверженца Б., он распространился по всей Юго-Вост. и Центр. Азии, захватив отчасти Ср. Азию и Сибирь. (В период с 3 в. до н. э. до сер. 1-го тыс. н. э. Б. утвердился на Цейлоне, в Индонезии и Индокитае; в первые века н. э. Б. начал проникать в Китай, Тибет, в 4-6 вв. - в Корею, Японию, в 16- 17 вв. - в Монголию, в 18 в. - в Бурятию.) В юго-вост. странах утвердилась хинаяна, получившая назв. юж. Б.; в северных - махаяна, ставшая известной под именем сев. Б. Уже в Индии махаяна испытала заметное влияние брахманизма и индуизма {веданты, и йоги). Столкнувшись же с условиями и культами сев. стран, махаяна дала начало различным течениям, переплетающимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии, местными натуралистическими верованиями в Тибете и т. д. В своём внутр. развитии разбившись на ряд сект, сев. Б. образовал, в частности, секту дзэн (возникла в 5 в. в Китае, кит. чань; в наст, время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется особое направление Б. - ваджраяна, параллельное индуистскому тантризму, под влиянием к-рого возникло новое направление Б. - ламаизм. Будучи исключительно восприимчивым к разнообразным идеологич. комплексам, Б., однако, сохранял неизменными свои центральные положения, превращая заимствования в составляющие своего учения, культа и мифологии. Религ. -филос. лит-pa Б. обширна и включает соч. на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингальском, тибетском, бирманском, кхмерском, кит., япон. и др. языках. Большая часть хинаянской лит-ры входит в т. н. палийский канон-" Типитаку" (букв. " Три корзины"). Из неканонич. соч. школ хинаяны наибольшее значение имеют " Милинда-паньха", а также " Абхидхармакоша" Васубандху. К махаянской лит-ре, включавшей в санскритском переводе большую часть хинаянского канона, относятся, наряду с т. н. осн. махаянскими сутрами, такие источники, как " Махавасту", " Дивьявадана" (" Собрание божественных авадан"), " Лалитавистара", соч. Ашвагхоши (наиболее важное " Буддхачарита"), Арьяшуры (" Джатакамала", или " Гирлянда джатак"), Шантидевы и др. Умозрит. философия махаяны представлена множеством соч., из к-рых наиболее значительны соч. Нагарджуны (" Мадхьямикакарика") и Асанги. Все произв. махаянского и большая часть хинаянского канонов были переведены с санскрита (а иногда непосредственно с пали) на кит., затем и на тибет. яз. В Тибете эти переводы наряду со мн. оригинальными текстами составили два многотомных собрания - " Ганджур" и " Данджур". Особенностью буддийского учения является его практич. направленность. С самого начала Б. выступил не только против особого значения внешних форм религ. жизни, в частности ритуальности, но и против абстрактных спекуляций, характерных для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности. Осн. содержание буддийских книг - практич. доктрина " спасения", или " освобождения". Она изложена в учении о " четырёх благородных истинах": существует страдание, причина страдания, состояние освобождения от страдания, путь, ведущий к освобождению от страдания; короче - существует страдание и освобождение от страдания. С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно субъективное состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ Б.)- как некая " реальность", имеющая и объективную (космическую) основу. Статуя Будды из Гандхары. 1 в. до н. э. Берлинский музей. Подчеркнув в качестве исходного положения, что вообще бытие - это страдание, Б. определяет страдание прежде всего не как переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния, ожидание реального страдания, более того - ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и пр. Т. е. страдание в Б. выступает как состояние бесконечного беспокойства, как состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в Б. психологич. причиной страдания. Буддийское представление о бытии как страдании усугубляется тем, что Б. принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в Б., таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям. В основе интерпретации страдания как космич. реальности лежит представление о жизнедеятельности личности в связи с внеш. миром, в частности о психофизич. элементах этой жизнедеятельности, называемых дхармами. Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, т. е. находятся в постоянном волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания. Это вечное вспыхивание и исчезновение часто уподобляется в буддийской лит-ре горению пламени светильника с характерным для Б. подчёркиванием становления вместо ставшего, процесса - вместо субстанции. Следствием признания существования дхарм является отрицание Б. души как неизменной духовной сущности и отождествление человеческого " я" с совокупным функционированием пяти наборов дхарм, т. н. скандх: чувственное бытие организма в целом, эмоции, представления, кармические волевые импульсы (см. Карма) и сознание. Б. исходит из того, что цель неотделима от средства её осуществления. Поэтому в Б. освобождение прежде всего выражено в категориях пути, т. е. предстаёт как " правильное поведение" и " правильное знание". В Б. нет жёсткого канона поведения и по существу отрицается значение любой внеш. формы поведения. Особенно это положение подчёркнуто, напр., в раннем Б., дзэн и др. В нравств. плане это означает признание разнообразия и относительности нравств. норм, уравнение нравственнопротивоположных действий, отсутствие понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного. Гл. чертами буддийской нравственности в её внешнем выражении являются терпимость, " текучесть"; это - мораль, всем равно помогающая и одновременно всем далёкая. В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутр. отдалённости субъекта всему, что его окружает. Б. считает удовольствие и добро не только равно необходимыми, но и равно не необходимыми (что отчасти выражено Б. в доктрине т. н. среднего пути, одинаково отвергающего погружение в чувств, удовольствия и умерщвление плоти). Его идеалом является человек, настолько занятый изменением своего внутреннего, психического бытия, что при этом не обязательно устранение обычных жизненных целей. Буддийский идеал поведения органически связан с представлением об истинном знании, гл. чертой которого является отсутствие направленности вовне (при общей отзывчивости на всё) и созерцание внутр. бытия. Одним из осн. средств преобразования психики и психофизиологии личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской йоги (дхьяны). Состояние совершенной несвязанности внешним и самоуглублённости есть освобождение, или нирвана В текстах развитого Б. это состояние означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения дхарм, переход их из состояния бытия проявленного в состояние непроявленного, истинного бытия. Утверждая, что нирвана есть определённое психич. состояние субъекта, Б., в отличие от многих инд. религ. и филос. систем, отрицает потусторонность освобождения от " этого мира". Нирвана выступает вместе с тем как своеобразный абсолют, причём в филос. аспекте абсолют в Б. описывается как шуньята (букв. - пустота), в религиозном - как дхармакая (органич. общность всего существующего), понимаемая как космич. тело Будды. По существу Б. утверждает лишь бытие психологич. процесса. Поскольку мир оказывается вовлечённым в " я" (не существует противопоставления " я" и мира), для Б. в строгом смысле не существует и противопоставления субъекта и объекта, духа и материи. Творч. началом, конечной причиной бытия выступает волевое решение " я", понимаемого как некая духовнотелесная целостность. (Даже ваджараяна, кажущаяся наиболее далёкой от осн. положений Б. и представляющая собой особую систему йогич. практики созерцания, в к-рую в качестве важнейшей части включён эзотерич. ритуал, служащий средством концентрации " духовной силы", основана на общем принципе Б. - утверждении особых потенциальных сил, таящихся в целостности духовнотелесного бытия человека.) Филос. позицию Б. можно охарактеризовать как субъективноидеалистическую, однако внеш. мир при этом включён в субъект не только как факт сознания, но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта. Из неабсолютной значимости для Б. всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности божества. В Б. нет надобности в боге как творце, спасителе и проч., т. е. вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, остаётся возможность признания " не высших" божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность человека богу. Направления и школы в Б. подчёркивают те или иные его отд. тенденции. В хинаяне учение о личном спасении принимает форму проповеди преим. личного совершенствования (идеал архата, т. е. лица, " достигшего освобождения"). Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал бодхисаттвы (букв, " тот, чья сущность - просветление")- существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ. В ходе своего развития Б. пришёл к признанию необходимости внеш. форм религ. жизни. Постепенно развивается сложный культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредств. помощников в спасении. Пантеон буддийских божеств растёт за счёт введения в него как богов исконно инд. происхождения, так и заимствованных из религий принявших Б. народов. Гл. божествами считаются будды Гаутама, Амитабха, Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого Первобудды. Однако все боги Б., включая самого Будду, не становятся высшими божествами. Культ быстро охватывает все стороны жизни верующего, начиная от семейнобытовых и кончая всеобщими праздниками, занимающими видное место в обществ, жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ (мемориальных и погребальных куполообразных сооружений), поклонение статуям Будды и др. божеств, священным деревьям и др., возложение на алтарь храмов приношений и воскурение ароматич. свечей и пр. Распространённым становится паломничество к священным местам, связанным прежде всего с мощами и следами Будды и его учеников, а также с легендами об их подвигах. Особенно усложнился культ в нек-рых течениях махаяны, в частности в ламаизме. Одновременно в махаяне развивается учение о религ. воздаянии, включавшее представление об аде и рае. Вскоре после возникновения Б. появились также сангхи (монашеские общины), упорядочившие и определ. образом регламентировавшие анархич. образ жизни первых последователей Б. Из сангхи с течением времени выросла своеобразная религ. организация. Её роль стала весьма заметной с появлением монастырей как постоянных мест жительства монахов. Монах стал выступать и как религ. наставник. Естественно, что личность монаха, практически ставшего в глазах верующих на путь спасения и уже поэтому оказавшегося окружённым ореолом исключительности, приобрела чрезвычайное значение. В странах распространения хинаяны монашество играет до сих пор огромную роль в обществ, жизни. Совет, даваемый монахом, - закон для верующего. Монастыри, превратившиеся в крупных земельных собственников и в важные политич. центры, пользуются зачастую большим авторитетом у населения (особенно в деревнях), чем правительств, учреждения. Однако вступление в монашескую общину и выход из неё являются свободными. Монах, даже в роли религиозного служителя и наставника, не имеет власти прощать и карать и т. д. Б. оказал существ, влияние на все стороны жизни и особенно на культуру принявших его стран. Распространение Б. способствовало созданию тех синкретич. культурных комплексов, совокупность к-рых и образует т. н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-pa, буддийская наука и схоластич. образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья. В развитии буддийской культуры в ср. века большую роль играли монастыри. Монахи нередко выступали в качестве художников, писателей, врачей. Социальная роль Б. определяется осн. положениями его догматики. Какие бы формы ни принимал Б. в своём развитии, его центральным принципом является религ. идея о необходимости освобождения от пут профанического, -" земного", существования. Всякая связь, в т. ч. любая социальная, рассматривается Б. как зло. Отрешённость Б. от всего окружающего, его индивидуалистичность определяют и его глубокую асоциальность. С этим связано устранение последователей Б. от борьбы за социальные и политич. преобразования, от классовой борьбы. Вместе с тем во мн. странах Азии известная часть буддистов и буддийского духовенства принимает участие в обществ, и политич. жизни; так, в Юж. Вьетнаме буддисты включаются в нац. -освободит. борьбу; в то же время есть страны, где буддисты выступают против нац. -освободит. движения и социальных реформ в этих странах. Структура, управление и степень централизации буддийской общины в разных странах различны. В Бирме и на Цейлоне нет ни строгой централизации, ни прямой зависимости общины от гос. власти. В Таиланде же Б. является гос. религией (король возглавляет буддийскую общину). В Лаосе король также считается главой местной буддийской общины. Последователи Б., приверженцы хинаяны, составляли в 60-х гг. 20 в. в Бирме, Лаосе, Камбодже и Таиланде ок. 90% населения, на Цейлоне - ок. 60%. Махаяна имеет последователей в Китае (ок. 17% населения), Японии (ок. 50%), Корее, Непале и др. Некоторое число буддистов имеется в Пакистане, Индии (не более 1% населения), а также среди кит. и япон. иммигрантов в Сев. (ок. 170 тыс. чел.) и Юж. (ок. 140 тыс. чел.) Америке. Кроме того, имеется небольшое число новообращённых буддистов в США (ок. 16 тыс. чел.), в Европе (ок. 8 тыс. чел.). Махаяна в её ламаистской разновидности имеет нек-рое число приверженцев в МНР, а также на терр. СССР - в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской АССР, в Усть-Ордынском и Агинском Бурятских нац. округах Иркутской и Читинской областей. Буддийская община в СССР возглавляется Духовным управлением буддистов СССР, избираемым на духовном соборе. Председатель управления имеет духовное звание бандидо-хамболама. Его резиденция помещается в Иволгинском дацане (монастыре), находящемся в 40 км к Ю. от Улан-Удэ. В совр. Б. существует ряд междунар. организаций. Наиболее влиятельная - Всемирное братство буддистов, созданное в 1950на Междунар. конгрессе буддистов в Коломбо (Цейлон). Духовное управление буддистов СССР является членом Всемирного братства буддистов. В. П. Лучина. Буддизм и искусство. Обширный круг разнообразных художеств, памятников, связанных с буддийским культом, сложился на протяжении древности и ср. веков. Буддийские иконографич. образцы и сюжеты повсюду переплетались с традициями местных культур. На родине Б. в Индии возникли древнейшие памятники иск-ва, связанного с Б., сложились иконографич. традиции, круг символич. представлений и образов, осн. типы буддийских сооружений - пещерные храмы (где получил развитие своеобразный синтез архитектуры, скульптуры и живописи), а также ступы, строившиеся в честь легендарных событий жизни Будды и как хранилища священных реликвий. Пещерные храмы и подобные ступам памятники (пагоды, дагобы, субурганы, чортоны, тхаты) широко распространились в др. странах. В Китае, Японии, Корее сложились разнообразные типы деревянных храмов, развилась не только монументальная, но и станковая живопись с буддийскими сюжетами. С Б. связаны грандиозные кам. святилища и храмовые ансамбли Индонезии, Камбеджи и др., монастырские комплексы Индии, Бирмы, Непала и др., ансамбли ламаистских монастырей в Тибете, Монголии, Бурятии и др. В раннем Б. вместо самого Будды изображались многочисл. символы - колесо, лань, лев, священное дерево, - связанные с древней индийской космогонией. Изображения Будды как человека появились лишь в начале н. э. в искусстве Гандхары и Матхуры (Индия) и впоследствии получили разнообразное претворение в скульптуре и живописи многих стран. С распространением махаяны буддийская иконография обогатилась изображениями местных добуддийских божеств. Н. А. Виноградова. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 20: его же, Л. Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1-3, СПБ, 1857 - 69; Минаев И. П., Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, в. 1 - 2, СПБ, 1887; Розенберг О. О. (сост.), Введение в изучение буддизма но японским и китайским источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; Г Цербатской Ф- И., Философское учение буддизма, П., 1919; Кочетов А. Н., Буддизм, М., 1968; [И л ь и н Д. Ф. и К о ч е т о в А. П. ], " Буддизм и основы его учения, в кн.: Общество и религия, М., 1967; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, гл. 5; Walleser М., Die buddhistische Philosophic in ihrer §eschichtlichenEntwicklung, Hdlb., 1904; tcherbatskyTh. D., The central conception of Buddhism and the meaning of the word „Dharma", L., 1923: P r z у 1 u s-ki J., Le bouddhisme, P., 1932; Th о ma s E. J., The history of Buddhist thought, L., 1933; Conze Ed., Buddhism. Its essence and development, Oxf., 1951; G 1 a s e-n a p p H. von, Buddhismus und Gottesidee, Wiesbaden, 1954; Frauwallner E., Die Philosophic des Bouddhismus, В., 1956; Lamotte E., Histoire du Bouddhisme in-dien. Des origines a 1'ere Saka, Louvain, 1958: Grimm G., The doctrine of the Buddha. The religion of reason and meditation, 2 ed., B.,, 1958; Suzuki D. Т., Outlines of Mahayana Buddhism, L., 1907; Mur-t i T. R. V., The central philosophy of Buddhism. A study of the Madhyamika system, [L., 1955]; Dasgupta S. B., An introduction to Tantric Buddhism, Calc., 1950; Ва-reau A., Les sectes bouddhiques du Petit Venicule, [Saigon], 1955; March A. Ch., A Buddhist bibliography, L., 1935. В. П. Лучина. БУДДЛЕЯ (Buddleja), род растений сем. буддлеевых (прежде относили к сем. логаниевых). Кустарники или небольшие деревья, иногда травы. Цветки обычно мелкие, многочисленные, различно окрашенные, собранные в крупные соцветия. Около 100 видов, распространённых в тропич. и умеренных областях Америки, Азии и Юж. Африки. Нек-рые виды Б. введены в культуру как декоративные растения. Буддлея Давида (В. davidii, В. variabilis - небольшое деревце с душистыми цветками родом из Китая; имеет много садовых форм. В садах на юге СССР можно культивировать также и др. виды. Растут Б. быстро, нек-рые начинают цвести в 2-3-летнем возрасте. Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 6, Mv- Л., 1962. БУДЁ (Bodo), город на С. Норвегии, на берегу Сальт-фьорда Норвежского м., адм. ц. в фюльке Нурланн. 27, 6 тыс. жит. (1969). Рыболовецкий порт. Рыбо-обработка. Судоверфь. Музей рыбного х-ва. Конечный пункт ж. -д. линии. Аэродром на междунар. трассе (Копенгаген - Токио) через Сев. полюс. БУДЕВСКАЯ (Будевска) Адриана (наст, имя и фам. Адриана Кынчева Г а н ч е в а) (13. 12. 1878, Добрич, -9. 12. 1955, София), болгарская актриса, нар. арт. НРБ (1953). Один из основоположников реалистич. актёрского иск-ва Болгарии. В 1899 окончила в Москве Театральное уч-ще Малого театра и в том же году дебютировала в Софии в театре " Слеза и смех" (с 1904 - Нар. театр). В 1904 вместе с группой актёров, недовольных казёнными порядками Нар. театра, организовала в Варне " Свободный театр", в к-ром, помимо нац. драматургии, ставились пьесы М. Горького, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Г. Ибсена и др. В 1906 театр закрылся, актёры вернулись в Нар. театр, где Б. проработала до 1926. В этот период Б. исполнила свои лучшие роли в нац., рус. и зарубежной классич. драматургии: Свекровь (одноим. произв. Страшимирова), Цена (" Змеиная свадьба" Тодорова), Рада (" Под игом" по Вазову), Нора (одноим. пьеса Ибсена), Офелия и леди Макбет (" Гамлет" и " Макбет" Шекспира) и др. Политич. преследования вынудили Б. в 1937 переселиться в Аргентину. В 1946 она вернулась на родину. БУДЕЁВИЦЕ, одно из назв. города Ческе-Будеёвице в Чехословакии. БУДЕМ (Boudin) Эжен (12. 7. 1824, Онфлёр, Нормандия, -8. 8. 1898, Довиль, там же), французский живописец. Учился, пользуясь советами К. Труайона и Ж. Ф. Милле. В 1848 изучал в Бельгии флам. и гол л. пейзажистов. Поэтичные пейзажи Б. (гл. обр. побережье Бретани и Нормандии, часто с людьми на пляже), с тонкой фиксацией воздушной среды, подвижных облаков и волн, непосредственно предваряли живописные искания пионеров импрессионизма. Лит.: Сагiо L., Eugene Boudin, P., 1928. БУДЁННОВСК, с 1935 до 1957 назв. г. Прикумска в Ставропольском крае РСФСР. БУДЁННОВСКАЯ ПОРОДА лошадей, отечественная порода верховых лошадей, выведенная в 1921-48 в конных заводах им. С. М. Будённого и Первой Конной армии в Ростовской обл. Б. п. соединила в себе лучшие качества донской и чистокровной верховой пород. Будённовские лошади крупные, гармонично сложенные, золотисто-рыжей, реже бурой и гнедой масти. Ср. промеры (в см) жеребцов: вые. в холке 162, 2; косая дл. туловища 163, 5; обхват груди 186, 0; обхват пясти 20, 5; кобыл соответственно: 161, 8; 163, 3; 189, 4; 20, 0. Ср. живая масса жеребцов 550 кг, кобыл 500 кг. Используются лошади в работе под седлом, в упряжи на лёгких транспортных работах и в конном спорте. Отличаются высокой работоспособностью и выносливостью. По резвости в скачках превосходят все др. отечеств, породы. Свои ценные качества Б. п. стойко передаёт по наследству. Б. п. разводят в конных заводах и совхозах Ростовской обл. Жеребцов используют как улучшателей на коневодческих фермах Ростовской обл., Краснодарского и Ставропольского краёв, Казах. ССР, Укр. ССР, Молд. ССР, Узб. Лошадь будённовской породы. ССР и Кирг. ССР. На 1 янв. 1969 в СССР насчитывалось 84, 2 тыс. лошадей будённовской породы. Лит.: Будённый С. М., О племенной работе в коневодстве и коннозаводстве, М., 1949; Хитенков Г. Г., Состояние будённовской породы лошадей и направление дальнейшей племенной работы с нею, в кн.: Племенная работа с породами лошадей, М., 1958. Л. В. Каштанов. БУДЁННЫЙ Семён Михайлович [р. 13(25). 4. 1883, хутор Козюрин, ныне Пролетарский район Ростовской обл. ], герой Гражданской войны, Маршал Сов. Союза (1935), трижды Герой Сов. Союза (1. 2. 1958, 24. 4. 1963 и 22. 2. 1968). Чл. КПСС с 1919. Род. в бедной крест, семье. С 1903 в армии, служил в 46-м Донском казачьем полку, участвовал в рус. -япон. войне 1904-05. Окончил Петерб. школу наездников (1908). До 1914 служил в Приморском драгунском полку. Участвовал в 1-й мировой войне ст. унтер-офицером 18-го Северского драгунского полка на герм., австр. и кавк. фронтах, был награждён 4 георгиевскими крестами за храбрость. Летом 1917 вместе с Кавк. дивизией прибыл в Минск, где был избран пред, полкового комитета и зам. пред, дивизионного к-та. В авг. 1917 участвовал в руководстве разоружением эшелонов корниловских войск в Орше. После Окт. революции вернулся на Дон, в станицу Платовскую, был избран чл. Сальского окружного исполкома. В 1918 сформировал кон. отряд для борьбы с белогвардейцами, к-рый вырос в полк, бригаду, а затем кав. дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 - нач. 1919. В июне 1919 был создан кон. корпус под командованием Б., сыгравший решающую роль в разгроме белогвард. войска в Воронежско-Касторненской операции 1919. В нояб. 1919 корпус был развёрнут в 1-ю Кон. армию во главе с Б., к-рая сыграла важную роль в ряде крупных операций Гражданской войны по разгрому войск Деникина, армий Пилсудского на Украине и Врангеля в Сев. Таврии и Крыму. В 1921-23 чл. РВС, а затем зам. команд. Сев. кавк. воен. округа. Провёл большую работу по организации и руководству конными з-дами, к-рые в результате многолетней работы вывели новые породы лошадей - будённовскую и терскую. С 1923 Б. пом. главкома Красной Армии по кавалерии и чл. РВС СССР. В 1924-37 инспектор кавалерии РККА. Окончил Воен. академию им. Фрунзе (1932). С 1937 команд, войсками Моск. воен. округа и чл. Гл. воен. совета Наркомата обороны СССР, а в 1939-40 одновременно зам. наркома обороны. С авг. 1940 1-й зам. наркома обороны. Во время Великой Отечеств, войны находился в составе Ставки Верх. Главнокомандования, был команд, группой войск армий резерва Ставки (июнь - июль 1941), главнокоманд. войсками Юго-Зап. направления (июль-сент. 1941), команд. Резервным фронтом (сент. - окт. 1941), главнокоманд. войсками Сев. кавк. направления (апр. -май 1942), команд. Сев. кавк. фронтом (май - сент. 1942). С янв. 1943 команд, кавалерией Сов. Армии и чл. Высш. воен. совета Мин-ва Вооруж. Сил СССР, а в 1947-53 одновременно зам. министра с. х-ва по коневодству. С мая 1953 по сент. 1954 инспектор кавалерии. С 1920 чл. ВЦИК, а с 1922 и ЦИК СССР, деп. Верх. Совета СССР 1-8-го созывов, с 1938 чл. Президиума Верх. Совета СССР. С 1934 канд. в чл. ЦК ВКП(б), с 1939 чл. ЦК и с 1952 канд. в чл. ЦК КПСС. Автор воспоминаний " Пройденный путь" (т. 1-2, 1959-65). Награждён 7 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1-й степени, орденом Красного Знамени Азерб. ССР, Трудового Красного Знамени Узб. ССР, орденами МНР; золотым боевым оружием с орденом Красного Знамени на нём, почётным революц. огнестрельным оружием с орденом Красного Знамени на нём и почётным оружием - шашкой с изображением Гос. герба СССР, а также медалями.
|