Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Театр 2 страница. По возвращении на родину (янв
По возвращении на родину (янв. 1915) Г. сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров нац.-освободит. движения Индии, идейным руководителем конгресса. После 1-й мировой войны 1914-18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами и под воздействием Великой Окт. социалистич. революции, началось массовое антиим-периалистич. движение. Г. понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления, ни каких-либо др. уступок. Г. и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против англ, господства. Эту борьбу Г. ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революц. народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Г. отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Инд. нац. конгресс поддержала её полностью. В 1919-47 Нац. конгресс под руководством Г. превратился в массовую национальную ан-тиимпериалистич. орг-цию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в нац.-освободит, движение является осн. заслугой Г. и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой). Г. идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность историч. развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной пром-сти на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в к-рых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностр. зависимости. Г. боролся против всех проявлений англ, политики; разделяй и властвуй;, против разжигания индусско-мусульм. розни, против сохранения каст " неприкасаемых" и др. В период подъёма нац.-освободит. движения в Индии (1919-22) Г. возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с англ, властями. Однако в февр. 1922 руководство Нац. конгресса по предложению Г. прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28 Г. сосредоточил свою политич. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества и за ликвидацию института; неприкасаемых;. В годы нового подъёма антиимпериали-стич. движения (1929-33) Г. руководил кампанией гражд. неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии (см. " Соляной поход"). В 1931 Г. пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по к-рому Нац. конгресс свёртывал эту кампанию; Г. соглашался представлять конгресс на конференции " круглого стола" (см. " Круглого стола" конференции), а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на нек-рые уступки инд. буржуазии. В сент. 1934 Г. заявил о выходе из Нац. конгресса, но фактически Г. оставался лидером Нац. конгресса до конца жизни. Г. неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (напр., в 1922-24, 1930-31, 1942-44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки (с целью достижения единства индусов с мусульманами, в знак протеста против института; неприкасаемых; и пр.). Голодовки Г. вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки. В 1942, во время 2-й мировой войны, когда англ, пр-во отказалось сформировать нац. инд. пр-во, и в связи с ростом антиимпериалистич. настроений Г. выдвинул в отношении англ, колонизаторов лозунг: " Вон из Индии! ", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление япон. агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Г. осуждал революц. выступления масс (в т. ч. и восстание инд. моряков в февр. 1946). В это же время Г. выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства - Индию и Пакистан. Г. выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 янв. 1948 Г. был убит членом индусской шовинистич. орг-ции. Инд. народ глубоко чтит память Г., убеждённого борца за дело нац. независимости. В советской историч. литературе до сер. 50-х гг. допускались неправильные, односторонние оценки роли Г. в общест-венно-политич. жизни Индии, в антиимпериалистической борьбе инд. народа. Соч.: Collected works, v. 1-10, Delhi, 1958-63; Young India. 1919 -1У22, Madras, 1922; Young India, LV. 2]. 1924-1926, N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, [1956]; врус. пер.- Моя жизнь, М., 1969. Лит. см. при ст. Гандизм. A.M. Дьяков. ГАНДИ3М, социально-политическая и религиозно-философская доктрина, возникшая в период борьбы Индии за независимость и получившая название по имени её основоположника- М.К.Ганди. Г.- идеология нац.-освободит, движения Индии, руководимого национальной буржуазией. Осн. политич. принципы и характерные черты Г.: достижение независимости Индии мирными средствами, путём вовлечения в освободит, борьбу широких нар. масс при соблюдении ими ненасилия; объединение в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса; в области социальных отношений - утверждение возможности достижения классового мира и разрешения конфликтов между классами путём арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих - капиталистами; идеализация патриархальных отношений, призывы к возрождению сельской общины, кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества (символом Г. была прялка - чаркха), апелляция к религ. чувствам народных масс. Стержнем Г. стал принцип ненасилия. Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила назв. сатъяграхи (букв, упорство в истине). Она выражалась в двух формах: несотрудничества и гражд. неповиновения. Несотрудничество заключалось в отказе от титулов, пожалованных англичанами, бойкоте правительств, учебных заведений, организации мирных демонстраций. Гражданское неповиновение выражалось в нарушении отдельных законов колониальных властей, в проведении политич. забастовок, харталов и, в исключит, случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерно стремление разрешить отд. конфликты с англ, властями, а также социальные противоречия путём переговоров и соглашений на основе взаимных уступок. В философии Г. исходит из идеи божеств, реальности, отождествляемой с истиной; постижение истины связано с процессом морального самоусовершенствования. Последнее понимается в соответствии с идеей ахимсы, к-рая трактуется расширительно: не только как воздержание от нанесения физич. вреда живым существам, но предполагает и воздержание от нанесения духовного вреда. Источником самоусовершенствования служит; закон любви; и; закон страдания;, согласно к-рым последователь ахимсы должен сознательно брать на себя страдания и быть готовым к самопожертвованию. Отсюда в Г. проповедь сознательного и добровольного ограничения потребностей, отказ от жизненных удобств, возведение в идеал аскетич. образа жизни. Из религ.-этич. концепции Г. естественно следует убеждение в том, что условия обществ, жизни определяются уровнем нравств. развития людей. Г. предпринимает попытку поставить политику в зависимость от нравственности. Поэтому Г. провозглашает примат " средств" (поскольку они есть выражение нравств. воли человека) над" целями" и вы- двигает" средство" мерилом и критерием политич. действия. Ещё при жизни Ганди многие его последователи не принимали полностью политич. и философские основы гандизма. Так, напр., Дж. Неру не придавал решающего значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной пром-сти и т. п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны 1939-45 он допускал необходимость использования вооруж. сил (в условиях угрозы япон. вторжения в Индию). После достижения Индией независимости (1947) среди последователей Г. имеют место серьёзные разногласия по вопросу о путях и методах применения Г. к проблемам социального, экономич. и политич. развития Республики Индии. Нек-рыми сов. авторами сложная противоречивая идеология гандизма освещалась односторонне. Недооценивалась антиимпериалистическая сторона Г., его роль в сплочении широких масс на борьбу за независимость. Лит.: Дьяков A.M. и Реиснер H.M. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии, " Советское востоковедение". 1956, № 5; Новейшая история Индии, М., 1959; Комаров Э., Литман А., Мировоззрение М. Ганди, М., 1969; Ульяновский Р., Предисловие, в кн.: Ганди М., Моя жизнь, пер. с англ., М., 1969; Мартышин О. В., Политические взгляды М. К. Ганди, М., 1970; Рол дан Р., Махатма Ганди, пер. с франц., Л., 1924; Намбудирипад Е. М., Махатма Ганди и гандизм, пер. с англ., М., 1960; Fischer L., The life of Mahatma Gandhi, L., 1951; Теndu1kar D. G., Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi, v. 1-8, Bombay, 1951 - 54; Pyarelal, Mahatma Gandhi. The last phase, v. 1 - 2, Ahmedabad, 1956 - 58; Mukerjee H., Gandhiji. A study, 2 ed., New Delhi, 1960; Deshpande P. G., Gandhiana. A bibliography of Gandhian literature, Ahmedabad, 1948; S h a r m a J. S., Mahatma Gandhi. A descriptive bibliography, New Delhi, 1955; The Mahatma. A Marxist Symposium, New Delhi, 1969. Л.М.Дьяков, А. Д. Литман. ГАНДИКАП (англ, handicap), 1) скачки и бега, в к-рых участвуют лошади различных возрастов и достоинств. 2) Спортивные соревнования, в к-рых более слабым противникам в целях уравнивания их шансов на успех предоставляется фора (определённое преимущество в условиях). Размер форы обусловливается заранее и зависит от разницы в степени подготовленности соревнующихся, в классе судов, в мощности двигателей и т. д. ГАНДИСЫШАНЬ, Трансгималаи, горная система в Китае, на Ю. Тибетского нагорья. Простирается почти параллельно Гималаям, от к-рых отделена продольным понижением, занимающим огромную тектонич. депрессию. Дл. ок. 1600 км, ширина в центр, части до 300 км. Преобл. высоты гл. вершин 5000 - 5500 м. Самая высокая вершина - г. Алинг-Гангри, 7315 м. Перевалы (Дин-ла, Конгбопа, Горинг и др.) лежат на вые. 5000 м и более. Сложены преим. мезозойскими гранитами, кварцитами, сланцами и известняками. Развиты толщи кислых лав, перемежающихся с красно-цветными отложениями. Система Г. состоит из нескольких хребтов широтного простирания. Наиболее значит, по протяжённости и высоте - Алинг-Гангри на С., Ньенчен -Тангла и Кайлас на Ю. Между ними находятся второстепенные хребты (Лапчунг, Канчунг-Гангри и др.). Внутр. районы Г. представляют собой чередование беспорядочно расположенных прерывистых цепей и межгорных котловин внутр. стока на вые. ок. 4500 м. В котловинах имеются озёра (оз. Намцо и др.). Сев. цепи отличаются слабым расчленением, плоскими или куполообразными вершинами, неглубокими межгорными долинами, интенсивным развитием процессов физич. выветривания; склоны и подножия засыпаны рыхлыми продуктами выветривания. Юж. ветви Г. являются водоразделом между Индийским ок. и бессточной областью Тибета представляют собой почти непрерывную цепь снежных гор с высокими пиками, с к-рых к Ю. и к С. спускаются большие ледники. Поверхность юж. цепей сильно расчленена глубокими ущельями с крутыми склонами, в к-рых текут короткие, но многоводные реки басе. Цангпо (Брахмапутры) и верх. Инда. Климат в целом суровый, в сев. части мало отличается от климата Тибетского нагорья. Юж. хребты находятся в сфере влияния индийского муссона. На сев. хребтах развиты ландшафты высокогорных щебнисто-галечниковых пустынь, местами-с малогумусными, иногда солон-чаковатыми пустынными почвами грубого механич. состава. Растения не образуют сплошного покрова. В центр, котловинах Г. представлены ландшафты высокогорной низкотравной степи, на наветренных склонах появляются высокогорные луга с мятликом, типчаком и подушкообразными многолетними растениями. Леса отсутствуют; лишь у озёр встречается древовидный можжевельник. Почвы высокогорных степей маломощные, без ил-лювиально-карбонатного горизонта. Земли используются в основном как естеств. пастбища. Земледельч. очаги имеются лишь в отд. местах. В животном мире из копытных наиболее характерны яки, бараны, антилопа оронго, куку-яманы и др., из хищных - волки, тибетская лисица. На юж. склонах Ньенчен-Тангла и Кайласа хорошо прослеживается высотная поясность ландшафтов. В верх, частях склонов преобладают ледники, снежники, голые скалы и высокогорные пустыни. В ср. части склонов появляется лугово-степная растительность. Наиболее юж. цепи покрыты преим. горными лугами. Г. Д. Бессарабов. ГАНДХАРА, древнее название области на С.-З. Пакистана; восходит, вероятно, к племени гандхари, упоминаемому в Ригведе. В Бехистунской надписи упоминается область Гадара. Последняя отождествляется историками с Г. По-видимому, Г. в конце 6 в. до н. э. входила в состав инд. владений Ахеменкдов. В др.-индийской лит-ре говорится, что Г. была некогда самостоят, государством со столицей в Таксиле. С 4 в. до н. э. Г. входила в состав гос-ва Мауръя и др. государств, сменявших друг друга после распада этой державы. В 1-3 вв. н. э. была в составе Кушанского царства. На терр. Г. в первые века до н. э.- первые века н. э. существовало своеобразное иск-во одной из ведущих художеств, школ времени Кушанского царства, получившей название гандхарской. Иск-во Г. тесно связано с буддизмом. Его гл. достижения относятся к скульптуре - статуи Будды, бодхисатв и др. персонажей буддийского пантеона, рельефы с изображением сцен из жизни Будды, украшавшие культовые сооружения (ступы, монастыри) в Таксиле, р-не Пешавара и др. Здесь были выработаны идеализированный канонич. образ Будды, композиционные схемы рельефов, символика. В науке существуют различные точка зрения на хронологич. рамки гандхарской школы, внутр. периодизацию, воспринятые школой художеств, влияния. Несомненно, что иск-во Г. формировалось на основе художеств, традиций сев.-зап. Индии под воздействием эллинистич. пластики; в дальнейшем усиливались греко-рим. и среднеазиатские влияния. Традиции гандхарской школы (памятники её прослеживаются до 7 в.)сыграли большую роль в развитии ср.-век. иск-ва Ср., Центр, и Вост. Азии. Представление невесты Сиддхартхе;. Рельеф из Тахтн-Бахи (Пакистан). Камень. Британский музей. Лондон. Лит.: Тюля ев С. И., Искусство Индии, М., 1968, с. 37 - 40; Foucher A., L'art greco-bouddique du Gandhara, t. 1 - 2, P., 1905-51; Deydier H.. Contribution a 1'etude de 1'art du Gandhara, P., 1950; Ingholt H., Lyons I., Gandharan art in Pakistan, N. Y.. 1957; Marshall J., The Buddhist art of Gandhara, Camb., 1960; Schlumberger D.. Descendants non-mediterraneens de 1'art grec,; Syria;, 1960, t. 37, № 1 - 2. А. М. Осипов (история), Б. Я. Ставиский (изобразит, иск-во). ГАНЕВ Димитр (28.10.1898, с. Градец, Сливенский окр., - 20.4.1964, София), болгарский гос. и политич. деятель. Род. в семье крестьянина-бедняка. По профессии - учитель. С 1921 чл. Болг. коммунистической партии (БКП). Участник Сентябрьского антифашистского восстания 1923. С кон. 1924 до апр. 1925 чл. районного комитета компартии в Софии и один из редакторов легального органа ЦК БКП (тесных социалистов)- БКП (т. с.) - газ. " Новини". В 1925-29 чл. ЦК Независимого рабочего проф. союза, одновременно по поручению партии вёл революц. работу в Добрудже. В 1929 избран чл. ЦК БКП (т.с.). В 1929-35 секретарь ЦК Добруджанской революц. орг-ции. Одновременно выполнял поручения Загран. Бюро БКП (т. с.). В 1934-35 входил в состав ЦК и Секретариата ЦК компартии Румынии. В 1935-40 находился в тюремном заключении (в Жилаве, Крайове, Дофтане). В 1940-42 секретарь Добричского околий-ского к-та Болг. рабочей партии (БРП). В 1942-48 член Политбюро ЦК БРП (коммунистов). В февр. 1944 стал руководителем Варненской воен. оперативной зоны. После победы Сентябрьского народного вооружённого восстания 1944 - гл. редактор газ. " Работническо дело" секретарь Софийского обкома и горкома партии, зам. пред. Вел. нар. собрания. В 1947-48 посол НРБ в Румынии. В 1948-52 кандидат в чл. Политбюро ЦК БКП, в эти же годы - мин. внешней торговли. В 1952-54 посол НРБ в Чехословакии. В 1954-59 секретарь ЦК БКП (с 1957 - чл. Политбюро ЦК БКП). С нояб. 1958 - пред. Президиума Нар. собрания НРБ. Герой Социалистич. Труда НРБ (1958). Награждён 3 орденами Георгия Димитрова. Лит.: [Некролог],; Правда;, 1964, 22 апр.; " Работническо дело", 1964, 22 апр. В. А. Гусев. ГАНЕМАН, Xанеман (Hahnemann) Самуэль (10.4.1755, Мейсен, -2.7.1843, Париж), немецкий врач, основатель гомеопатии. Мед. образование получил в Лейпциге и Эрлангене. Выступал против кровопусканий, рвотных и др. средств, к-рыми злоупотребляли врачи того времени. Большое значение придавал гигиене и диететике. Соч.: в рус. пер.- Органон врачебного искусства или основная теория способа гомеопатического лечения..., СПБ, 1884. Лит.: Бразоль Л. Е., С. Ганеман Очерк его жизни и деятельности, СПБ, 1896 Р. В. Коротких ГАНЕЦКИЙ Якуб (Фюрстенберг Яков Станиславович) (парт. псевд.: Генрих, Куба, Миколаи, Машинист) (15.3.1879-26.11. 1937), деятель польск. и рус. революционного движения, сов. гос. деятель. Чл. Комму нистич. партии с 1896. Род. в Варшаве в бурж. семье. Учился в Берлинском, Гейдельбергском и Цюрихском ун-тах. Участник 4-го (1903), 5-го (1906) и 6-го (1908) съездов С.-д, Королевства Польского и Литвы. Чл. главного правления СДКПиЛ (1903-09). Участник 2-го (1903) и 4-го (1906) съездов РСДРП. Один из руководителей революц. выступлений варшавских рабочих в 1905. На 5-м съезде РСДРП (1907) заочно избран чл. ЦК. Делегат 5-й Всеросс. парт, конференции (1908), входил в Рус. Бюро ЦК партии в 1908-10. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Участник Междунар. социалистич. конгресса в Базеле в 1912, Поронинского совещания большевиков в 1913. В 1914 способствовал освобождению В. И. Ленина из австр. тюрьмы. Во время 1-й мировой войны 1914-18 примкнул к" Циммерва ль декой левой". В 1917 принимал деят. участие в организации возвращения Ленина из эмиграции. В 1917 чл. Заграничного Бюро ЦК РСДРП(б). После Окт. революции чл. коллегии Наркомфина, комиссар и управляющий Нар. банка. В 1920-22 чл. коллегии Наркомвнешторга, чл. коллегии НКИД, полпред и торгпред РСФСР в Латвии. В 1923-29 чл. коллегии Наркомвнешторга. В 1930-32 чл. Президиума ВСНХ РСФСР. В 1932-35 руководил Гос. объединением музыки, эстрады и цирка. С 1935 директор Музея Революции СССР. Автор воспоминаний о В. И. Ленине. " ГАНЖУР" (тибет., букв.-" Словеса"), священная книга буддизма. Собрание канонич. произв., приписываемых Будде. Переведены на монг. яз. с тибет. яз. в период правления Лигденхана (1604- 1634). 108 тт. монг.; Г.; включают 1161 произв. (тантры, сутры и т. д.) разнообразного содержания в прозе и стихах (беседы Будды с учениками о нравственности и философии, б. ч. в форме притч или поучит, рассказов, сб.; Море притч; и др.). " Г." -своеобразная буддийская энциклопедия. Лит.: Ковалевский О. М., Море притч,; Уч. зап. Императорского Казанского ун-та;, 1834, Х& deg; 1 - 2; ПозднеевА. М.. Ургинские хутухты, СПБ, 1880; LigеtiL., Catalogue du Kanjur Mongol imprime, v. 1, Bdpst, 1942 - 44. Г. И. Михайлов. ГАНЗА (от средненижненем. Hanse- союз, товарищество), торг, союз северо-нем. городов во гл. с Любеком, существовавший в 14-16 вв. (формально до 1669). Г. стала преемницей нем. купеческих товариществ и объединений, одним из гл. центров деятельности к-рых был г. Висбю (на о. Готланд). Во 2-й пол.13 в. были заключены соглашения между Любеком, Гамбургом, Штральзундом и др.; окончат, оформление союза произошло в 1367-70 во время его победоносной войны против Дании, окончившейся Штралъзундским миром 1370. 2-я пол.14 - нач. 15 вв. были периодом наибольшего расцвета Г. В неё входило до 100 городов [в т. ч. прибалтийские города: Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Рига и др.], но рамки Г. не были строго очерчены. Экономич. роль Г. заключалась в монопольном посредничестве между производящими районами Сев., Зап., Вост. и отчасти Центр. Европы и даже Средиземноморья: Фландрия, Англия и Сев. Германия поставляли сукна, Центр. Европа, Англия и Скандинавия - металлы, Сев. Германия и зап. побережье Франции - соль, Италия - шёлк, ткани, Вост. Европа - гл. обр. пушнину и воск, с 16 в.- хлеб, Швеция - медь, Норвегия - рыбу и т. д. Нем. купцы взяли в свои руки торг, посредничество, используя успехи нем. колонизации в слав, странах Вост. Европы и в Прибалтике и опираясь на воен. силы нем. рыцарских орденов (прежде всего Тевтонского ордена). Система торговых сношений Г. опиралась на неск. контор в основных производящих районах Европы - на конторы в Брюгге (Фландрия), Новгороде, Лондоне, Бергене (Норвегия), Венеции и др. Центром торговли с внутр. районами Европы и осн. перевалочным пунктом на сухопутном и речном пути между Балт. и Сев. м. был Любек - политич. глава союза. Здесь же собирались общие съезды ганзейских городов. Внутр. организация Г. отличалась расплывчатостью. Её воен. силы состояли из флота и войск отд. городов. Интересы отдельных групп городов часто не совпадали. Власть в ганзейских городах находилась в руках купеч. патрициата (цеховые восстания кон. 14 - нач. 15 вв. против его власти были подавлены). Стимулируя развитие текст., горнодоб. произ-ва на 3. и в центре Европы, Г. замедляла развитие этих же отраслей на В. Европы; с другой стороны, благодаря ганзейской торговле вост. р-ны получали сырьё для мсталлообр. и ювелирного ремесла. Сосредоточивая торговлю в руках нем. купцов, Г. препятствовала деятельности местного купечества. Развитие нац. экономики, укрепление позиций местного купечества в Англии, в скандинавских странах, на Руси к кон. 15 - нач. 16 вв. обострили противоречия Г. со странами-контрагентами. В 1494 был закрыт нем. двор в Новгороде; контора в Брюгге постепенно утратила значение (в 1553 была перенесена в Антверпен), в 1598 ганзейцы были лишены всех привилегий в Англии. К сер. 16 в. Г. уступила место голл., англ. и франц. купцам. Лит.: Lesnikov M., Lubeck als Handelsplatz fur osteuropaische Waren im 15. Jahrhundert,; Hansische Geschichtsblatter;, 1960, Jg 78; Hansische Studien. Heinrich Sproemberg zum 70. Geburtstag, В., 1961; Neue Hansische Studien, В., 1969; Dо11inger Ph., La Hanse (Xlle - XVIIe siecles), P., 1964; В runs F., Weczerka H., Hansische HandelsstraBen, Weimar, 1967; Samsonowicz H., Pozne sredniowiec-ze miast nadbaltyckich. Studia nad dziejami Hanzy nad Battykiem w XIV-XV w., Warsz., 1968. А. Л. Хорошкевич. ГАНЗЕМАН, Ханземан (Hansemann) Давид (12.7.1790, Финкенвердер, - 4.8.1864, Шлангенбад), прусский политич. деятель, в 30-40-х гг. 19 в. один из лидеров немецкой либеральной буржуазии. Сын священника. Начал свою карьеру в Ахене как торговец шерстью, затем возглавил крупное предприятие. Сформулировал политич. программу нем. либералов - созыв общепрусского представительного собрания, укрепление и расширение Германского таможенного союза, уничтожение привилегий юнкерства. Во время революции, в марте - июне 1848 Г. мин. финансов в прусском бурж.-либеральном пр-ве, в июле - сент. 1848 мин.-президент. Выражая стремление крупной буржуазии воспрепятствовать углублению революции, старался достигнуть соглашения с прусской монархич. реакцией. После поражения революции отошёл от политич. деятельности. Соч.: Die Eisenbahnen und deren Aktioniire in ihrem Verhaltniss zum Staat, Lpz.- Halle, 1837; Die deutsche Verfassung vom 28. Marz 1849, В., 1849. Э. Морман (ГДР). ГАНЗЕН, Ханзен (Hansen) Петер Андреас (8.12.1795, Тондерн, Шлезвиг, - 28.3.1874, Гота), немецкий астроном и геодезист датского происхождения. Директор Зебергской обсерватории в Готе (1825-74). Уточнил теорию движения Луны (1838, 1862-64); составил таблицы её движения (1857, точность 1" -2" на период 1750- 1850, заменены лишь в 20-е гг. 20 в.), уточнил значение солнечного параллакса (8, 92"). Работы по теории возмущённого движения больших и малых планет и комет, солнечных затмений (новые солнечные таблицы, 1854). Лит.: Берри А., Краткая история астрономии, пер. с англ., М.-Л., 1946, с. 312- 315 (библ.); Паннекук А., История астрономии, пер. с англ., М., 1966; Селешников С. И., Астрономия и космонавтика, К., 1967. А.И. Еремеева. ГАНЗЕН Пётр Готфридович [12(24).Ю. 1846, Копенгаген, -23.12.1930, там же], датско-русский литератор, переводчик. В 1871 из Дании переехал в Россию, служил в Сибири, с 1881 в Петербурге. Перевёл на дат. яз. произв. И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, вёл с ними дружескую переписку. В 1888 женился на А. В. Васильевой (1869 - 1942), совм. с к-рой переводил на рус. яз. X. К. Андерсена, Г. Ибсена, К. Гамсуна, С. Кьеркегора и др. В 1917 Г. выехал в Данию. Лит.: Литературный архив. Материалы по истории литературы н общественного движения, т. 6, М.- Л., 1961, с. 37 - 105. ГАНИВЕТ ГАРСИА (Ganivet Garcia) Анхель (13.12.1862, Гранада, -29.11.1898, Рига), испанский писатель и философ. В своих соч. подверг резкой критике исп. феод.-католич. общество и бурж. демократию. Причины упадка Испании Г. Г. видел в отказе от наць-патриарх, традиций (" Испанская идеология", 1897). Роман " Завоевание королевства Майя последним испанским конкистадором Пио Сидом" (1897) - сатира на политич. нравы бурж. Европы; в неоконченном романе " Деяния неутомимого созидателя Пио Сида" (1898) Г. Г. создал образ донкихотствующего чудака, показал неспособность исп. интеллигенции к активному действию. Соч.: Obras completes, t. 1 - 10, Madrid, 1923-30; тоже, т. 1-2, Madrid, 1961-62. Лит.: Garcia Lorca F г., Angel Ganivet. Su idea del hombre, B. Aires, 1952; Fernandez Almagro M., Vida у obra de Angel Ganivet, nueva ed., Madrid, 1953. В. К. Ясный. ГАНИЗАДЕ Султан Меджид Муртаза-Али оглы (1866, Шемаха, - 1937), азербайджанский писатель-просветитель. Род. в купеческой семье. Окончил тбилисский Александрийский ин-т (1887). Был педагогом. Автор романа " Письма Шейда-бека Ширвани"; (1898-1900), повести " Страх перед богом" (1906) и др., в к-рых рисовал картины тяжёлой нар. жизни, критиковал социальную несправедливость и невежество. Переводил рус., груз, и арм. классиков на азерб. яз., составил" Русско-татарский словарь" (1902), " Азербайджанский фразеологический словарь" (1904). Соч.: Сечилмиш эсэрлэри. [Предисл. Заманова], Бакы, 1965. ГАНИМЕД, в др.-греч. мифологии прекрасный троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом на Олимп, где он стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Ок. 4 в. до н. э. появляется мотив похищения Г. орлом, к-рого ещё более поздняя античная традиция отождествляет с самим Зевсом. Похищение Г.- частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара, Корреджо, Рембрандта, Торвальдсена и др.). Леохар." Ганимед". Римская копия оригинала 2-й пол. 4 в. до н. э. Ватикан. ГАНИМЕД, малая планета № 1036, открыта в 1924 нем. астрономом У. Бааде, среднее расстояние от Солнца 2, 66 астрономич. единицы. Интересной особенностью является большой (26, 3 0) наклон и значит. (0, 54) эксцентриситет орбиты. ГАНИМЕД, спутник планеты Юпитер, наибольший по размерам (диаметр ок. 5150 км), четвёртый по расстоянию от планеты (1070 тыс. км). Г.- один из четырёх больших спутников Юпитера, открытых в 1610 итал. учёным Г. Галилеем. ГАНКЕЛЬ, Ханкель (Hankel) Герман (14.2.1839, Галле, -29.8.1873, Шрамберг), немецкий математик, работал в Эрлангене и Тюбингене. Ему принадлежит ряд формул теории цилиндрич. функций. Исследования Г. по основаниям арифметики содействовали развитию учения о кватернионах и общих гиперкомплексных числовых системах. Г. принадлежат работы по истории античной и средневековой математики. Соч.: Theorie der complexen Zahlensysteme, Lpz., 1867 (Vorlesungen iiber die complexen Zahlen und ihre Funktionen, Tl 1); Zur Geschichte der Mathematik in Altertum und Mittelalter, Lpz., 1874. ГАНН, Ханн (Напп) Юлиус (23.3. 1839, Линц, -1.10.1921, Вена), австрийский метеоролог. В 1874-97 и с 1900 проф. Венского ун-та, в 1877-97 директор австр. метеорологич. ин-та. Один из основателей Австрийского метеорологич. об-ва (1863) и журнала " Метеоро-логише цайтшрифт" (" Meteorologische Zeitschrift"). Создал т. н. динамич. теорию циклонов, объясняющую их возникновение взаимодействием двух противоположных потоков воздуха. Занимался изучением климатов Земли, описал явление фена. Соч.: Handbuch der Klimatologie, 4 Aufl., Stuttg., 1932; Lehrbuch der Meteorologie, Bd 1 - 2, Lpz., > 1939 - 51; врус. пер.- Общее землеведение, СПБ, 1902 (совм. с Э. Брюк-нером).
|