Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Театр 15 страница. ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ(франц. general en chef), генеральское звание в России в 18 в
ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ (франц. general en chef), генеральское звание в России в 18 в. По Воинскому уставу 1716 - главнокомандующий, равный фельдмаршалу, возглавлявший консилию генералов; на практике - полный генерал, стоявший рангом ниже фельдмаршала. Уставами 1796-97 звание Г.-а. заменено званием генерала по родам войск- генерал от инфантерии, генерал от кавалерии, генерал от артиллерии, инженер-генерал. ГЕНЕРАЛ-БАС (нем. Generalbap, итал. basso generale), цифрованный бас, непрерывный бас (итал. basso continue), упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, обозначающих созвучия в верхних голосах, а также сам басовый голос с цифрами, применяющийся при этом способе записи гармоний. Г.-б. возник в Италии в кон. 16 в. в практике органного и клавесинного аккомпанемента. При аккомпанементе по Г.-б. на органе или клавесине допускалось разное изложение на основе данной гармонии. Зарождение Г.-б. связано с бурным ростом гомофонии в европ. музыке. В нач. 17 в. практика Г.-б. быстро распространилась в европ. странах. Все органисты и капельмейстеры были обязаны уметь играть по Г.-б. Время распространения Г.-б. (примерно 1600-1750) часто называют эпохой Г.-б.. Образцы Г.-б.- у К. Монтеверди, А. Корелли, А. Скарлатти, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Дж. Перголези и др. К сер. 18 в., когда развитие муз. иск-ва привело к отказу от приблизительности аккомпанемента и роль исполнительской импровизации была сведена к минимуму, Г.-б. вышел из употребления. Однако он долго удерживался в педагогич. практике как дисциплина, прививающая навыки исполнения старинной музыки. Назв. Г.-б. носили и старые учения о построении и соединении аккордов (см. Гармония). Лит.: Кольбе О., Краткое руководство к изучению генерал-баса, пер. с нем., Варшава, 1864; Иванов-Борецкий М.В., Музыкально-историческая хрестоматия, перераб. изд., т. 1 - 2, М., 1933 - 36; Arnold F., The art of accompaniment from a through-bass as practised in the 17 -18 centuries, v. 1-2, N. Y., 1965. Ю. Н. Холопов. ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР, 1) высший чиновник местной администрации в царской России, стоявший во главе ген.-губернаторства (одна или несколько губерний). До губернской реформы 1775 должность Г.-г. носила почётный характер, ничем не отличаясь от губернаторской. После подавления крест, войны 1773-75 под предводительством Е. И. Пугачёва Г.-г. наделялись чрезвычайными полномочиями. По Учреждению для управления губерний 1775 Г.-г. (или государев наместник), стоявший под непосредств. контролем императрицы и Сената, осуществлял наблюдение за администрацией, следил за политич. настроениями сословий, подавлял восстания крепостных крестьян и угнетённых национальностей царской России. Власть Г.-г., особенно на окраинах, носила характер воен. диктатуры. На пост Г.-г. назначались обычно наиболее реакц. генералы, пользовавшиеся особым доверием царя. Чрезвычайные полномочия Г.-г. расширялись по мере нарастания в стране революционного движения. Пользуясь этими полномочиями и опираясь на военно-полицейский аппарат самодержавия, Г.-г. беспощадно подавляли всякое проявление недовольства, особенно революц. движение рабочего класса. В 1892 Правилами о местностях, объявляемых на военном положении в ген.-губернаторствах вводились воен. порядки. Г.-г. сыграли роль душителей Революции 1905-07, когда особенно часто учреждались врем. ген.-губернаторства. Г.-г. (за исключением финляндского, сохранившего власть до окт. 1917) были ликвидированы Февр. бурж.-демократич. революцией 1917. 2) В гос-вах - б. доминионах, входящих в состав Содружества (брит.), - представитель англ, короля (королевы), считающегося главой гос-ва. Назначается англ, королём. Лит.: Градовский А. Д., Исторический очерк учреждения генерал-губернаторства в России, Собр. соч., т. 1, СПБ, 1899; Блинов И. А., Губернаторы. Историко-юридический очерк, СПБ, 1905; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968. Н. П. Ерошкин. ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО, в России с 1775 до 1917 крупная адм.-терр. единица, охватывавшая одну или неск. губерний и областей, находившихся под управлением одного ген.-губернатора. См. Генерал-губернатор. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ, 1) (в физиологии) распространение возбуждения по центр. нервной системе животных и человека. Процесс Г. возникает под влиянием импульсов, приходящих с периферии (в результате действия сильного раздражителя, напр, пищевого, болевого или нового индифферентного, вызывающего ориентировочную реакцию, и др.). Г. возбуждения по коре больших полушарий мозга происходит на первых этапах образования условного рефлекса. 2) Г. (в патологии) - превращение ограниченного вначале инфекционного или опухолевого процесса в распространённый, с появлением очагов в др. органах. Г.происходит по кровеносным и лимфатич. путям. К Г. не относится постепенное расширение территории первичного очага поражения, если это не сопровождается появлением новых очагов в др. органах. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ, процессы отбора и обобщения содержания при составлении геогр. карт. Имеет целью сохранить и выделить на карте основные, типические черты и характерные особенности изображаемых явлений в соответствии с назначением данной карты, её тематикой и возможностями масштаба. Наиболее очевидно влияние на Г. к. масштаба карты, напр, изображение 1 км2 местности в масштабе 1: 1000 занимает 1 м2 карты, в масштабе 1: 10000-1 дм2, в масштабе 1: 100000 - 1 см2, в масштабе 1: 1000000-1 мм2. Изобразить местность во всех этих масштабах с одинаковой подробностью и насыщенностью невозможно. Неизбежно исключение деталей и менее значимых объектов, возрастающее по мере уменьшения масштаба. Но воздействие масштаба определяется не только ограничением места - на карте мелкого масштаба, охватывающей значит, пространство, детали теряют значение и, если их сохранить, затруднится восприятие осн. содержания. Напр., целостное представление о горных системах Кавказа можно получить только по мелкомасштабной, сильно генерализованной карте, детальные топографич. карты целостного представления о Кавказе не дадут. Влияют на Г. к. геогр. условия-одни и те же явления (или их особенности) по-разному оцениваются для разных ландшафтов или в своеобразии их связей с др. явлениями, напр, колодцы - важный элемент содержания на всех топографич. картах пустынных и полупустынных р-нов - не показываются на тех же картах для территорий, обеспеченных водой. На Г. к. особенно воздействует назначение карты. Напр., на справочной карте стремятся дать возможно более полное содержание, а на учебной карте того же масштаба содержание разгружают, ограничивают требованиями школьной программы. Г. к. проявляется: в отборе объектов (т. е. в ограничении содержания карты необходимыми объектами и в исключении прочих); в продуманном упрощении контуров, т. е. плановых очертаний объектов - линейных и площадных (при к-ром сохраняются, а иногда даже усиливаются особенности контура, характерные для данного объекта, напр, серповидность озёр-стариц, округлость озёр зандровых областей и т. д.); в обобщении количественных характеристик, состоящем в укрупнении ступеней, внутри к-рых изменения количественного показателя, характеризующего данную категорию, не находят отражения на карте (напр., в шкале людности населённых пунктов объединение двух ступеней шкалы - менее 500 жит. и от 500 до 2000 жит.- в одну, менее 2000 жит.); в обобщении качественных характеристик, состоящем в упрощении классификаций изображаемых явлений (напр., отказ от подразделения лесов по породам при изображении растительности на топографич. картах); в замене отд. объектов их собирательными обозначениями (напр., переход от изображения населённого пункта в виде отд. строений к его передаче кварталами и геометрич. знаком - пунсоном). Выяснение закономерностей Г. к. относится к важным науч. задачам картографии. Примером может быть обоснование правил отбора в математич. форме, в частности в виде количеств, показателей - цензов, определяющих условия нанесения на карту объектов различных категорий (напр., обязательность показа всех пунктов, число жителей в к-рых 10000 и более). Показатели отбора изменяются на разных картах и для различных геогр. р-нов. Разработка математич. основ Г. к. приобрела большое значение в связи с внедрением автоматики в процессы создания и использования карт. Лит.: СалищевК. А., Картография, М., 1971; Филиппов Ю. В., Основы генерализации на общегеографических картах мелкого масштаба, Тр. Центрального научно-исследовательского ин-та геодезии, аэрофотосъемки и картографии*, 1955, в. 104. К. А. Салищев. ГЕНЕРАЛИССИМУС (от лат. generalissimus - самый главный), высшее воинское звание в вооруж. силах ряда стран. Присваивалось полководцам, командовавшим во время войны несколькими, чаще союзными, армиями, а также иногда лицам из семей царствующих династий и государственным деятелям как почётное звание. В 1569 франц. король Карл IX присвоил звание Г. 18-летнему брату (впоследствии король Генрих III). В дальнейшем звание Г. имели: во Франции - герцог Г. де Гиз (1550-88), принц Л. Конде (1621-88), герцог Л. Виллар (1653 - 1734), герцог А. Ришельё (1696 -1788); в Австрии - князь Р. Монтекукколи (1609-80), принц Евгений Савойский (1663-1736), граф Л. Даун (1705-66), эрцгерцог Карл (1771-1847), князь К. Шварценберг (1771-1820); в Германии - граф А. Валленштейн (1583 - 1634); в России первым Г. был воевода А. С. Шеин (1662-1700). Это звание было пожаловано ему Петром I 28 июня 1696 за успешные действия под Азовом. Официально звание Г. в России было введено Воинским уставом 1716. 12 мая 1727 звание Г. было пожаловано князю А. Д. Меншикову (1673-1729), 11 ноября 1740 - принцу Антону Ульриху Брауншвейгскому (1714-74), 28 октября 1799 - великому русскому полководцу А. В. Суворову (1729-1800). В СССР звание Г. Сов. Союза введено Указом Президиума Верх. Совета СССР от 26 июня 1945 и было присвоено И. В. Сталину (27 июня 1945). А. Г. Кавтарадзе. ГЕНЕРАЛИЧ (Generalic) Иван (р. 21.12. 1914, с. Хлебине), хорватский живописец. Самоучка. Возглавляет т. н. хлебинскую школу нар. художников-примитивистов. Автор пейзажей, натюрмортов и сцен сел. жизни. Для произв. Г., отмеченных стремлением к поэтич. претворению действительности, характерны живая наблюдательность, черты иронии и гротеска, сдержанные, мягкие цветовые пятна (Похороны Штефа Халачека, 1934, Гал. совр. иск-ва, Загреб; Олени идут на свадьбу, 1959, собственность автора). Лит.: Basicevic D., Ivan Generalic. [Katalog], Zagreb, 1962. Л. С. Алёшина. ГЕНЕРАЛ-КВАРТИРМЕЙСТЕР, штабная должность в нек-рых армиях (Великобритания, дореволюц. Россия и др.). Г.-к. возглавляли в штабах разработку и планирование воен. операций. В России должность Г.-к. учреждена в 1701. При Г.-к. в Гл. управлении Ген. штаба и Ставке имелись управления, в штабах фронтов и армий - отделы. Существовали также Г.-к. в штабах воен. округов. Должность Г.-к. упразднена в нач. 1918. ГЕНЕРАЛОВ Василий Денисович [8(20). 3.1867 -8(20).5. 1887], русский революционер-народоволец. Род. в станице Потёмкинской в семье донского казака. В 1886 поступил в Петерб. ун-т, вошёл в позднюю народовольч. группу А.И. Ульянова и др. Принял активное участие в подготовке покушения на имп. Александра III. 1 марта 1887 арестован на Невском проспекте, где должен был совершить покушение на царя. Судом Особого присутствия Сената приговорён к повешению. Казнён в Шлиссельбургской крепости. Лит.: Итенберг Б.С., Черняк А.Я., Жизнь Александра Ульянова, М., 1966. ГЕНЕРАЛОВ Фёдор Степанович [24.2 (8.3). 1899, с. Бстки, ныне Луховицкого района Моск. обл., -3. 5. 1962, Дедино-во Луховицкого р-на Моск. обл.], деятель колхозного строительства, дважды Герой Социалистич. Труда (1949, 1957). Член КПСС с 1940. В 1931 вступил в члены колхоза Красный Октябрь Луховицкого р-на Московской обл., где в 1932-37 был зам. председателя и в 1937-42 председателем. В 1942-62 председатель колхоза имени В. И. Ленина Луховицкого р-на Моск. обл.- одного из лучших колхозов страны, добившегося высоких показателей в произ-ве продуктов животноводства на 100 га пашни, лугов и пастбищ. За 1946-54 поголовье коров в колхозе увеличилось с 190 до 376, ср. удой на корову с 2653 до 4358 кг, произ-во молока на 100 га с.-х. угодий с 366 до 1180 ц. Делегат 20-22-го съездов КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 3-6-го созывов. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Портрет стр. 216. ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР, высший правительственный чиновник царской России, наблюдавший за законностью деятельности гос. аппарата, глава Сената. Должность Г.-п. учреждена в янв. 1722. Надзор осуществлялся через подчинённых Г.-п. - прокуроров и фискалов. После смерти Петра I (1725) Г.-п. утратили значение, к-рое было временно вновь восстановлено в 1740-41. С учреждением министерств (1802) Г.-п. стал одновременно и министром юстиции; значение Г.-п. упало, хотя формально он и оставался главой Сената и всей системы правительственного надзора в стране. Должность Г.-п. упразднена после Февр. революции 1917. Лит.: Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968. Н.П.Ерошкин. ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛ, высшее воинское звание в сухопутных войсках. Впервые введено в Германии в 16 в., в России - в 1699. Во Франции и нек-рых др. гос-вах ему соответствует воинское звание маршала. Всего в России было 64 Г.-ф., в т. ч. это звание имели Б. П. Шереметев, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев, М. И. Кутузов, Д. А. Милютин и др. ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДЦЕЙХМЕЙСТЕР, главный начальник артиллерии в России, Франции и Пруссии. В России должность учреждена в 1699 и присвоена нач. Пушкарского приказа царевичу А. А. Имеретинскому; права установлены Воинским уставом 1716. В 19 - нач. 20 вв. Г.-ф. заведовал личным составом артиллерии, строевой подготовкой, учебной частью. С 1798 должность Г.-ф. обычно занимал один из членов императорской фамилии и она носила почётный характер. С 1909 являлась незамещённой. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН, один из гл. органов Организации Объединённых Наций. В соответствии с Уставом ООН (ст. 9, п. 1) состоит из всех государств - членов ООН. Полномочна обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных Уставом, и делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности ООН по любым, за нек-рыми исключениями, таким вопросам или делам. Уполномочена, в частности, рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания междунар. мира и безопасности (в т. ч. принципы, определяющие разоружение, регулирование вооружений), обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию междунар. мира и безопасности. Полномочия Г. А. ООН ограничены с учётом особых функций и полномочий Совета Безопасности, на к-рый члены ООН возложили гл. ответственность за поддержание междунар. мира и безопасности: любой вопрос, относящийся к поддержанию междунар. мира и безопасности, по к-рому необходимо предпринять действия, передаётся Г. А. ООН Совету Безопасности до или после его обсуждения (Устав ООН, ст. И). Решения Г. А. ООН по общему правилу имеют характер рекомендаций, т. е. не являются юридически обязательными для государств-членов, однако по ряду вопросов, касающихся внутр. жизни ООН, эти решения носят обязательный характер: приём в члены и исключение из членов ООН, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, Междунар. суда, назначение Ген. секретаря ООН и др. (часть решений по указанным вопросам принимается с участием Совета Безопасности). Решения Г. А. ООН принимаются большинством голосов присутствующих на заседании и принимающих участие в голосовании членов ООН (воздержавшиеся при голосовании члены ООН не считаются участвующими в голосовании). Решения по важным вопросам принимаются квалифицированным большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов. Г. А. ООН собирается ежегодно на очередные сессии; в случае необходимости проводятся чрезвычайные и спец. сессии. Каждое государство - член ООН может быть представлено на сессии 5 делегатами (и 5 их заместителями) и имеет при голосовании один голос. Очередные сессии открываются, как правило, в третий вторник сентября. На 1 янв. 1971 состоялось 25 очередных, 5 специальных и 5 чрезвычайных специальных сессий Г. А. ООН. Для осуществления своих функций при Г. А. ООН имеется 7 главных комитетов, к-рые рассматривают по существу большинство пунктов повестки дня сессии Г. А. ООН: 1-й комитет (политич. вопросы и вопросы безопасности, включая разоружение), Спец. политич. комитет (те же вопросы), 2-й комитет (экономич. и финанс. вопросы), 3-й комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры), 4-й комитет (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий), 5-й комитет (адм. и бюджетные вопросы), 6-й комитет (правовые вопросы). Для координации работы комитетов на каждой сессии образуется Генеральный комитет в составе председателя Ассамблеи, 17 его заместителей и председателей 7 главных комитетов. На каждой сессии образуется Комитет по проверке полномочий в составе 9 членов. Имеются также 2 постоянных комитета: Консультативный комитет по адм. и бюджетным вопросам и Комитет по взносам; члены этих комитетов избираются Г. А. ООН на 3 года. Кроме того, широко практикуется учреждение спец. комитетов и комиссий: напр., Спец. комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колон, странам и народам, Комитет по использованию космич. пространства в мирных целях, Комиссия междунар. права и др. С 1964 существуют особые органы Г. А. ООН на правах автономных междунар. орг-ций: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД; с 1964), Орг-ция Объединённых Наций по пром. развитию (ЮНИДО; с 1965), Фонд капитального развития (1966). Е. С. Пчелинцев. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ВОЙСКОВАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ, высшее воен. и адм. учреждение на Левобережной Украине с сер. 17 в. до 1764. Была создана в ходе освободит, войны 1648-54 и сыграла положит, роль в борьбе укр. народа против Польши. Г. в. к. находилась в резиденциях укр. гетманов (при Богдане Хмельницком в Чигирине, в 1669-1708 в Батурине, и т. п.). После воссоединения Украины с Россией (1654) Г. в. к. всё более превращалась в орган классового господства казацкой старшины и укр. шляхетства над нар. массами. В Г. в. к. входила вся генеральная старшина, за исключением войскового судьи. В правление Петра I Г. в. к. была реформирована. После смерти И. Скоропадского в 1722 царское пр-во не разрешило выбора нового гетмана, а передало управление Левобережной Украиной Г. в. к., к-рая, помимо прежних функций, осуществляла надзор за решениями Генерального суда по уголовным и политич. делам. Деятельность Г. в. к. контролировалась Малороссийской коллегией. При Д. Апостоле (1727-34) Г. в. к. вновь была подчинена гетману. С 1734 преобразована в Правление гетманского уряда в составе трёх офицеров, назначаемых царским пр-вом, и трёх выборных представителей высшей казацкой старшины. Пр-вом назначался и пред. Г. в. к., к-рый единолично решал наиболее важные дела. Г. в. к. подчинялась Сенату через Контору малороссийских дел. При гетмане К. Г. Разумовском (1750-64) Г. в. к. была вновь восстановлена. После окончательного упразднения гетманства в 1764 ликвидирована. Лит.: Дядиченко В. А., Нариси суспiльно-аполiтичного устрою Лiвобережноi Украiни кiнця XVII - початку XVIII ст., К., 1959, с. 152-95. В. А. Голобуцкий. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПАУЗА, продолжительный (не меньше такта) перерыв в звучании всех вокальных голосов или муз. инструментов, участвующих в исполнении муз. произведения. См. Пауза. ГЕНЕРАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЕ в России, точное определение границ земельных владений отд. лиц, крест, общин, городов, церквей и др. собственников земли, начатое в 1766 и завершённое в сер. 19 в. Г. м. было вызвано частыми земельными спорами. Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное сопротивление, поскольку в собственности помещиков к сер. 18 в. находились многочисленные самовольно захваченные казённые земли. Г. м. предшествовали создание 5 марта 1765 Комиссии о Г. м. и затем издание Манифеста 19 сент. 1765 с приложенными к нему Генеральными правилами. По манифесту правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывавший ок. 70 млн. десятин (ок. 77 млн. га). Манифестом о Г. м. фактические владения помещиков на 1765 объявлялись узаконенными при отсутствии спора по ним. (Число споров о Г. м. ничтожно - ок. 10% всех дач.) В 1766 на основе Генеральных правил были изданы инструкции для землемеров и межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе Г. м. земли приписывались не к владельцам, а к городам и сёлам. Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных дач в масштабе 100 саженей в дюйме (1: 8400), к-рые затем сводились в генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1: 42 000). Специфика Г. м. состояла в том, что в основу конфигурации того или иного владения были положены границы старинных писцовых дач. Из-за этого в рамках дачи Г. м. нередко находились владения нескольких лиц либо совместные владения помещика и гос. крестьян. Г. м. сопутствовала распродажа по дешёвым ценам незанятых казённых земель. Особенно большой размах это приняло в юж. чернозёмных и степных районах в ущерб кочевому и полукочевому населению их. Типичный феод, характер Г. м. проявился в отношении к городским земельным владениям и захватам. За каждую застроенную сажень выгонной земли, закреплённой последними писцовыми описаниями, город платил штрафы. Г. м. сопровождалось грандиозным хищением земель однодворцев, гос. крестьян, ясачных народов и др. Г. м. было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хоз. состояния страны. Все планы содержали экономические примечания (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и пром. предприятиях, о памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт Г. м. включает ок. 200 тыс. единиц хранения. К спец. планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Недочёты Г. м. были исправлены т. н. спец. межеванием, проводившимся в 30-50-х гг. 19 в. Спец. межевание ликвидировало дачи общего совместного владения, установив владения лишь индивидуальные. До 1861 по Г. м. было обмежёвано 178 295 участков в 35 губерниях общей площадью 275 378 747 десятин. Г. м. оформило и укрепило дворянское землевладение и легализовало произведенные помещиками захваты земель и лесов. Итоги Г. м. до Окт. революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России. Лит.: Герман И. Е., История русского межевания, 3 изд., М., 1914; Р у д и н С. Д., Межевое законодательство и деятельность межевой части в России за 150 лет 19 сентября 1765 г. -1915 г., П., 1915; Цветков М. А., Картографические материалы Генерального межевания, Вопросы географии, 1953, № 31; Р у б и н ш т е и н Н. Л., Сельское хозяйство России во второй половине XVIII в. (историко-экономический очерк), М., 1957; Ми лов Л. В., Исследование об Экономических примечаниях к Генеральному межеванию, М., 1965. Л. В. Милое. ГЕНЕРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО содействия развитию торговли и промышленности Франции (Societe generale pour favoriser le deyeloppement du commerce et de 1'Industrie en France), один из З крупнейших коммерч. банков Франции. Осн. в 1864 междунар. синдикатом во главе с банкиром Ротшильдом в форме акц. об-ва с правлением в Париже. Участниками синдиката наряду с представителями финанс. олигархии Франции были крупные банкиры Бельгии, Германии, Голландии и Швейцарии. До издания закона 1945, регламентировавшего банковское дело во Франции и разграничившего банки на коммерч. (депозитные) и деловые (инвестиционные), Г. о. было банком смешанного типа. 1 янв. 1946 Г. о. было национализировано. Бывшие акционеры получили именные облигации, по к-рым ежегодно выплачивается дивиденд. Облигации подлежат выкупу в течение 50 лет (с 1947). Г. о. производит все операции депозитного банка, гл. место занимают операции по кредитованию внеш. торговли. Банк имеет (1971) св. 1800 отделений во Франции и за границей, конторы в США и Великобритании, представительства в Италии, ФРГ, Японии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Тунисе, Индонезии, дочерние банки во Франции, Бельгии, Испании, Аргентине, соучастник ряда банков афр. гос-в, созданных на базе отделений Г. о. в этих странах, - Берега Слоновой Кости, Малагасийской Республики, Туниса, Цент-ральноафриканской Республики, Нар. Респ. Конго, Сенегала, Камеруна, Ливана, Мавритании, Марокко, а также во мн. франц. и междунар. финанс. об-вах. Осн. капитал и резервы банка 650 млн. франц. фр. Общая сумма баланса на 1 янв. 1971 (в млрд. франц. фр.) 46, 7, депозиты 38, 9, учётно-ссудные операции 35, 7, касса и текущие счета 5, 4. К. А. Штром. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ (General Agreement on Tariffs and Trade, ГАТТ), многостороннее межправительственное соглашение о режиме торговли и торговой политике, подписанное в Женеве в окт. 1947 23 странами. К нач. 1971 в ГАТТ на различных условиях участвовало более 90 стран (в т. ч. социалистич. гос-ва Куба, Польша, Чехословакия и Югославия). Секретариат ГАТТ находится в Женеве. ГАТТ включает в себя соглашение о принципах торг, политики, к-рых должны придерживаться во внешней торговле страны - участницы, и согласованный список взаимных уступок (на основе этого списка в рамках ГАТТ его участниками заключаются двусторонние договоры). Заключение соглашения имело целью отказ его участников от количественных ограничений импорта как средства внешне-торг. политики. Однако принципы торг, политики, зафиксированные в ГАТТ, в значит, мере использовались в своих интересах империалистич. странами. Социалистич. страны, используя механизм ГАТТ, пытаются улучшить свои торгово-политические позиции в отношениях с капиталистическими странами - членами соглашения. За время действия ГАТТ было осуществлено снижение таможенных тарифов в торговле между его членами. Вместе с тем договор не обеспечил провозглашённых целей в области либерализации внешней торговли вследствие противоречий между осн. капиталистич. странами, особенно обострившихся с созданием обособленных интегрированных экономич. блоков (Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли и др.). Кроме того, выдвигая требования либерализации торговли, ГАТТ не делает необходимых различий между развитыми капиталистич. и развивающимися странами. Требуя от последних отказа от количественных ограничений импорта пром. товаров, ГАТТ фактически препятствует становлению в них нац. пром-сти. В то же время сохранение ограничений импорта с.-х. товаров и сырья, допускаемое ГАТТ, сдерживает рост экспорта развивающихся стран и отрицательно сказывается на их экономич. положении. В 1965 при Секретариате ГАТТ был учреждён особый комитет, к-рыи формально должен заниматься проблемами развивающихся стран, фактически его организацией зап. державы стремились принизить значение Конференции ООН по торговле и развитию, созданной в 1964. В рамках ГАТТ с 1964 велись переговоры о взаимных тарифных уступках (раунд Кеннеди), к-рые вследствие противоречий между участниками закончились лишь в 1967 рядом взаимных торг, уступок. При этом остались неудовлетворёнными гл. требования развивающихся стран (отмена нетарифных барьеров на пути их экспорта и др.). В. И. Незнанов. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ, понятие, существовавшее в воен. искусстве в 18 - нач. 20 вв., под к-рым подразумевалось вооруж. столкновение гл. сил воюющих сторон, решавшее исход войны, кампании или создававшее коренной перелом в ходе воен. действий. Напр., Аустерлицкое сражение (1805), Йена - Ауэрш-тедтское сражение (1806), в к-рых участвовал почти весь состав армий воевавших сторон, определили исход всей войны. В древности подобные сражения наз. побоищами (напр., Ледовое побоище 1242), битвами (напр., Куликовская битва 1380). В нач. 20 в., когда резко увеличилась численность армий, расширился пространственный размах воен. действий и начала складываться новая форма боевых действий-операция как совокупность боёв и сражений одной или нескольких армий, понятие Г. с. утратило значение. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО МЕРАМ И ВЕСАМ, междунар. конференции представителей стран - участниц Метрической конвенции, созываемые не реже 1 раза в шесть лет и имеющие целью обсуждение и принятие необходимых мер по распространению и усовершенствованию метрической системы. На конференциях заслушиваются отчёты о деятельности Международного комитета мер и весов и о работе Международного бюро мер и весов за период между конференциями, принимаются решения по метрологич. вопросам и производится переизбрание половины состава Международного комитета мер и весов. К 1970 состоялось 13 конференций, на них был принят ряд важных решений. 1-я конференция (1889) установила междунар. прототипы метра и килограмма. 2-я конференция (1895) на основе работ, выполненных в Междунар. бюро мер и весов амер. учёным А. Майкельсоном и франц. учёным Р. Бенуа, утвердила значение метра в длинах световых волн.
|