Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшие географические открытия, плавания и исследования в Антарктике (в 18-20 ВВ. ). 6 страница






В дореволюц. России развитие Г.с.х. находилось в тесной связи с работами по с.-х. районированию, к-рые велись одновременно в форме районирования по признакам природной среды, важным для с. х-ва, и в порядке изучения характера существующего с. х-ва. Для развития с.-х. географии в дореволюц. России особенно большое значение имели работы А. И. Воейкова и В. В, Докучаева.

Потребность в пространственно дифференцированном рассмотрении вопросов с.-х. производства резко возросла в СССР и других социалистич. странах с переходом к планированию нар. х-ва и с социалистич. переустройством с. х-ва. Среди работ, выполненных в СССР, выделяются: коллективный труд по растениеводству, созданный во Всесоюзном ин-те растениеводства под рук. Н. И. Вавилова; коллективные работы Совета по изучению производит, сил, Почвенного и др. ин-тов АН СССР, выполненные под рук. С. Г. Струми-лина, Л. И. Прасолова; работы по агроклиматологии, в особенности работы П. И. Колоскова, Г. Т. Селянинова, Ф. Ф. Давитая; монографии, посвящённые размещению с. х-ва отд. республик и экономич. районов; работы по с.-х. районированию СССР, подготовленные (1958-65) коллективами географов университетов и др. вузов; труды Всесоюзного ин-та экономики с. х-ва по размещению с. х-ва СССР. Большое значение приобрели работы по количеств, и качеств, оценке земель.

Для дальнейшего развития науч. исследований в области Г. с. х. исключительно важное значение имеет положение Программы КПСС о научно обоснованном размещении с. х-ва по природно-эконо-мич. зонам и р-нам, более углублённой его специализации с преимущественным ростом тех видов с.-х. продукции, для к-рых имеются наилучшие условия и достигается наибольшая экономия затрат. Крупные и своеобразные по применяемым методам исследования по с.-х. районированию, изучению факторов размещения с. х-ва и экономич. оценке земель ведутся в Польше, ГДР, Венгрии и в других социалистич. странах.

Для многих бурж. работ характерны натуралистич. трактовка форм с. х-ва и их зависимость от природных условий при игнорировании социально-классовых отношений в с. х-ве. В исследованиях, содержащих анализ современного размещения с. х-ва, часто отмечаются показательные для бурж. экономич. науки представления о так наз. законе убывающей производительности последующих затрат. В то же время в капиталистич. странах издаются труды, свободные от влияния бурж. теории, ценные с точки зрения применённой методики и основанные на богатом исходном материале.

В 20 в. большое распространение получили работы по изучению использования земель, впервые осуществлённые в Великобритании в 1930 Л. Д. Стампом. Впоследствии такие исследования проводились более или менее близкими методами географами Италии, Канады, США, Новой Зеландии. Сущность этих исследований, развитию которых способствовало распространение аэрофотосъёмки, состоит главным образом в картографической форме фиксирования исходных данных о совр. с. х-ве, что отличает их от исследований, опирающихся на обычные статистич. источники. Для США характерно развитие работ по производств, типам с. х-ва и с.-х. районированию (Ф. Ф. Эллиотт и др.), результаты к-рых практически используются с.-х. органами. В связи с задачами борьбы с эрозией почв с 1930-х гг. предметом экон.-геогр. изучения в США стали вопросы использования земель и организации с.-х. территории. Во Франции, а также Бельгии, Великобритании, ФРГ получило развитие историко-геогр. изучение с. х-ва, позволяющее выявлять последовательные этапы освоения (или забрасывания) земель и раскрывать исторически обусловленные черты совр. устройства с.-х. территории (франц. учёные А. Деманжон, М. Блок и др.).

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 27; Книпович Б. Н.. Сельскохозяйственное районирование, М., 1925; Вавилов Н. И., Центры происхождения культурных растений, Л., 1926; Растениеводство СССР, т. 1, ч. 1 и 2, Л.- М., 1933; Струмилин С. Г., Итоги естественноисторического районирования СССР, в кн.: Естественно-историческое районирование СССР, М.- Л., 1947; Мукомель И. Ф., Сельскохозяйственные зоны УССР, ч. 1, К., 1954; X и г-би Э., География сельского хозяйства США, пер. с англ., М., 1961; Атлас сельского хозяйства СССР, М., 1960; Воейков А. И., Воздействие человека на природу, [2 изд.], М., 1963; Вопросы размещения и специализации сельского хозяйства СССР. [Сб. ст.], М., 1Э62; Атлас США, М., 1966; Производственные типы сельскохозяйственных предприятий. [Сб. ст.], М., 1968; Размещение и специализация сельского хозяйства СССР, М., 1969; Ракитников А. Н., География сельского хозяйства, М., 1970; Е 11 i о 11 F. F., 15-th census of the United States. Census of agriculture. Types of farming in the United States, Wash., 1933; Whittlesey D. S., Major Agricultural Regions of the Earth, в кн.; Annals of the Association of American Geographers, v. 26, Lancaster, 1936; Stamp L. D., The land of Britain. Its use and miscese, 2 ed., L., 1950; К 1 a t z m a n n J., La localisation des cultures et des productions animales en France, [P., 1955]; Land utilization. Methods and problems of research, Warsz., 1962; RoubitschekW., Standartkrafte in der Landwirtschaft der DDR, Lpz., 1969.

A. H. Ракитников.

ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА, отрасль экономической географии, изучающая терр. размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе терр.-хоз. комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей х-ва. Г. т. отражает важные особенности транспорта как отрасли произ-ва: а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естеств. путей сообщения или основы для искусств, путей сообщения; б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения пром-сти (точечного) и с. х-ва (ареального); в) универсальность технико-экономич. связей с др. отраслями х-ва; г) роль транспорта как одной из материальных основ терр.-геогр. разделения труда; д) спе-цифич. деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для пром-сти и с. х-ва; е) различия между видами транспорта, связанные с использованием разных естеств. и искусств, путей сообщения; ж) специфич. характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего х-ва, и др.

Методика изучения Г. т. капиталистич. и социалистич. систем х-ва учитывает глубокие различия закономерностей развития их транспорта. Г. т. социалистич. стран изучает географич. аспекты проблемы рациональных пропорций между развитием транспорта и всего нар. х-ва, а также между отд. видами транспорта, географию грузо- и пассажиропотоков в условиях социалистич. разделения труда между странами и р-нами, геогр. проблемы единой транспортной сети, координации разных видов транспорта и т. д. Г. т. капиталистич. мира наряду с др. проблемами изучает влияние на транспорт стихийного и антагонистич. размещения х-ва, экономич. кризисов и конкурентной борьбы между монополиями, контролирующими различные виды транспорта; влияние разных форм экономич. порабощения (колониализма и неоколониализма) и т. д.

Г. т. подразделяется на общую Г. т., географию отд. видов транспорта и региональную. Сов. наука внесла крупный вклад в разработку и исследование осн. проблем Г. т.; таковы в общей Г. т. исследования: а) историч. закономерностей развития и типологии трансп. систем стран и р-нов; б) влияния на транспорт отд. компонентов природной среды (рельеф, реки, климат и др.) и целых ландшафтных комплексов; в) роли транспорта, его удельного веса в экономике стран и р-нов, отражения в нём типа размещения х-ва, глубины терр.-геогр. разделения труда и специализации р-нов; г) территориальных трансп.-экономич. связей; д) геогр. проблем грузопотоков и пасс, транспорта; е) вопросов районирования транспорта. География отд. видов транспорта занимается разработкой проблем сухопутного (ж.-д., автомоб., гужевого, вьючного), водного (речного, озёрного, морского), воздушного, а также непрерывного (трубопроводного и конвейерного) транспорта.

Особым видом транспорта (т. н. электронным) считают и передачу энергии по проводам.

Развитие новейших; гибридных средств транспорта (судов и автомобилей на возд. подушке), способных двигаться над сушей и водной поверхностью, ведёт к стиранию резкой границы между наземным, водным и возд. транспортом.

Региональная Г. т. изучает: а) трансп. системы больших р-нов, стран н целых континентов; б) отд. линии (или направления) путей сообщения с их сферами тяготения; пригородные сети и сферы тяготения крупных городов; узлы и порты с их сферами тяготения; в) внутр. размещение трансп. сооружений и устройств в узлах и портах, трансп. системы городов и предприятий. В результате исследования трансп. систем сов. учёные разработали типологию стран и районов, учитывающую социально-экономич. структуру, объём, состав и географию перевозок, густоту трансп. сети и степень обслуженности ими населения и х-ва, соотношение видов транспорта и уровень их развития.

В социалистич. странах по густоте трансп. сети, уровню технич. оснащённости различных видов транспорта и величине грузопотоков выделяются 3 типа трансп. систем: 1) СССР, 2) зарубежных социалистич. стран Европы, 3) социалистич. стран Азии. В развитых капиталистич. странах принято различать:

1) североамериканский тип трансп. систем и 2) западноевропейский (к последнему приближаются трансп. системы Японии, ЮАР, Н. Зеландии и Австрал. Союза). При многогранности и высоком уровне развития почти всех видов транспорта западноевроп. тип характеризуется большей густотой ж.-д. и автодорожной сети и ж.-д. движения, а североамериканский тип выделяется более высоким уровнем технич. оснащённости и мощностью грузопотоков. В развивающихся странах выделяются два типа трансп. систем: 1) с преобладанием ж.-д. транспорта, относительно густой трансп. сетью и сравнительно значит, объёмом перевозок (Индия, Аргентина и др.) и 2) с преобладанием автодорожного или речного транспорта, очень редкой трансп. сетью и малым объёмом перевозок (Афганистан, большинство стран тропической Африки и др.).

Г. т. обособилась в качестве самостоятельной ветви экономич. географии в 20 в. Учёные капиталистич. стран часто рассматривают её вместе с географией торговли в рамках т. н. географии обращения. Основы Г. т. в СССР были заложены в трудах Н. Н. Баранского, С. В. Бернштейн-Когана, Н. Н. Колосовского и Т. С. Хачатурова. Исследования советских учёных по Г. т. получили отражение в ряде опубликованных трудов по транспорту СССР (в частности, работы Е. Д. Ханукова, И. В. Никольского, М. И. Галицкого, С. К. Данилова), заруб, стран и всего мира (работы Г. А. Аграната, С. А. Выщнепольского, Л. И. Василевского и др.).

Из зарубежных стран Г. т. наиболее развита в ГДР (Г. Сендлер, Г. Келлер, K. Клаус), Польше (С. Березовский, Й. Залеский), Франции (Р. Клозье, А. Вигарье), ФРГ (Э. Отремба), США (Э. Таафе, Э. Ульман), Великобритании (А. О. Делл, К. Сили), Швеции (Г. Александерсон), Индии.

Лит.: Хачатуров Т. С., Размещение транспорта в капиталистических странах и в СССР, М., 1939; Xануков Е. Д., Транспорт п размещение производства, М., 1956; Никольский И. В., География транспорта СССР, М., 1960; Зарубежный транспорт. (Капиталистические и развивающиеся страны). Справочник, М., 1966; Василевский Л. И., Основные проблемы исследований по географии транспорта капиталистических и экономически слаборазвитых стран, в сб.: Экономические связи и транспорт, М., 1963 (Вопросы географии, № 61); е г о же, Транспортная система США: сравнительный экономический анализ, в сб.: Соревнование двух систем, М., 1963; Вышнепольский С. А., Мировые морские пути и судоходство, 2 изд., М., 1959; Галицкий М. И., Данилов С. К., Корнеев А. И., Экономическая география транспорта СССР, М., 1965; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967; Тенденции и перспективы развития транспорта и перевозок США, М., 1968; Otremba E., Allgemeine Geographic des Welthandels und des Weltverkehrs, Stuttg., [1957]; Ullman E. L., American commodity flow, Wash., 1957; Berezowski St., Geografia transportu, Warsz., 1962; A1exandersson G. and Norstrom G., World shipping, an economic geography of ports and seaborne trade, N. Y.- L. -Stockh., 1963; Сlоzier R., L'economie des transports terrestres (Rail, route et eau). P., 1964 (Geographic economique et sociale, t. 3, pt. 1); Vigarie A., La circulation maritime, P., 1968 (Geographic economique et sociale, t. 3, pt. 2); Sealy K. R., The geography of air transport, 3 ed., L., 1966; Zaleski J., Ogplna geografia transportu morskiego w zarysie, Warsz., 1967; Jane's world railways, ed. H.Sampson, L., 1968.

Л.И.Василевский.

ГЕОГРАФИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, отрасль географии населения, изучающая размещение трудовых ресурсов, региональные различия в их составе и использовании. Размещение трудовых ресурсов в разных странах и районах отличается от размещения всего населения, т. к. доля трудоспособных обычно неодинакова вследствие различий в возрастном составе населения. Эти различия зависят от уровней рождаемости и смертности, а также от результатов миграции населения, в к-рой обычно более активно участвует трудоспособная часть населения. Для р-нов пионерного освоения, для новых и быстро растущих населённых пунктов характерен повышенный удельный вес трудоспособных, для местностей с систематич. оттоком населения - пониженный. Существуют заметные региональные различия и в составе трудоспособного населения: неодинаковое соотношение лиц молодого, среднего и старшего трудоспособного возрастов, а среди них - мужчин и женщин; анализ этих различий составляет необходимую часть изучения размещения производит, сил. Г. т. р. изучает использование этих ресурсов в двух аспектах: различия в занятости трудоспособного населения и распределение занятых по отраслям народного хозяйства. Для СССР, где отсутствует безработица, характерна высокая степень занятости в общественном произ-ве; региональные же различия заключаются в разном соотношении числа занятых в обществ, произ-ве, в личном подсобном х-ве и домашнем х-ве. Г. т. р. изучает также геогр. различия в годовой загрузке работающих (особенно в с. х-ве, в промыслах), сезонности различных видов труда. При изучении Г. т. р. капиталистич. стран особое внимание привлекает география безработицы. Распределение трудовых ресурсов по отраслям нар. х-ва зависит от уровня развития и хоз. специализации стран и р-нов, от функций, выполняемых населёнными пунктами разных типов; при этом анализируются порайонные различия в использовании мужского и женского труда. Изучение Г. т. р., тесно связанной с географией отраслей х-ва, в плановом социалистич. обществе приобретает большое практич. значение. Особо актуальны вопросы Г. т. р. в развивающихся странах в связи со строительством нац. экономики.

Лит.: Иванченко А. А., Трудовые ресурсы экономических районов СССР и проблемы рационального их использования, в сб.: Вопросы размещения производства в СССР, М., 1965; Дегтярь Л. С., Трудовые ресурсы и их использование в зарубежных социалистических странах - членах СЭВ, М., 1969.

С.А.Ковалёв.

ГЕОГРАФИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, см. Физическая география.

ГЕОГРАФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, см. Экономическая география.

ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АСТРОНОМИЯ, раздел практической астрономии, наиболее тесно связанный с геодезией и картографией; изучает теорию и методы определения широты ф и долготы X, места, а также азимута а направления на земной предмет и местного звёздного времени 5 из астрономич. наблюдений при геодезич, и картографич. работах. Т. к. эти наблюдения производятся в полевых условиях, то Г. а. часто называют полевой астрономией. Точка земной поверхности, в к-рой широта, долгота и азимут определены из астрономич. наблюдений, наз. астрономическим пунктом. Предмет Г. а. состоит в изучении: а ) переносных астрономич. инструментов, б ) теорий наблюдения небесных светил и методов определения ф, X, а и s и в ) методов обработки результатов астрономич. наблюдений. В Г. а. применяются малые, или переносные, астрономич. инструменты, позволяющие измерять зенитные расстояния и направления на небесные светила, а также горизонтальные углы между различными направлениями. Основными инструментами в Г. а. служат: универсальный инструмент, полевой хронометр и радиоприёмник для приёма сигналов времени.

[ris]

В Г. а. разработан ряд способов астрономич. наблюдений, различающихся в зависимости от того, какие величины определяются (время, широта, долгота или азимут ), какие светила для этого наблюдаются (звёзды или Солнце ) и как и какие величины непосредственно измеряются при наблюдениях небесного светила (зенитное расстояние z, высота h, азимут а * и момент Т прохождения светила через избранную плоскость ). Выбор этих способов зависит от поставленной задачи, точности её решения, наличия инструментов и т. д. При этом небесные координаты наблюдаемого светила, а именно его прямое восхождение а и склонение 8, считаются известными; они приводятся в астрономич. ежегодниках и каталогах звёзд.

Соединив на небесной сфере (рис. ) полюс PN, зенит места Z и наблюдаемое светило а дугами больших кругов, получим т. н. параллактич. треугольник [ris], в к-ром угол при вершине Z есть дополнение азимута[ris]светила до 180° и угол при вершине [ris]равен часовому углу t светила.

Все способы астрономич. определений основаны на решении параллактического треугольника после измерения его нек-рых элементов (см. Сферическая астрономия). Так, измерив зенитное расстояние z светила в момент Т по хронометру и зная широту ф места, можно определить часовой угол t светила из выражения

[ris]

и по равенству[ris] найти поправку и к показанию хронометра и местное звёздное время s. Зная поправку хронометра и и измерив зенитное расстояние г светила, можно определить широту [ris]места. Поправку хронометра выгодно определять из наблюдений звёзд в первом вертикале, а широту места - в меридиане, т. е. в кульминации небесного светила. Если измерить зенитные расстояния двух звёзд, расположенных в меридиане к Ю. или С. от зенита места, то тогда

[ris]

Особенно удобны способы, основанные на измерении окулярным микрометром малых разностей зенитных расстояний сев. и юж. звёзд в меридиане (см. Таль-котта способ). В способах соответственных высот отмечают моменты 7\ и Т 2 прохождений двух звёзд через один и тот же альмукантарат. Если известна ф, то получают и (см. Цингера способ), а если известна и, то определяют ф (см. Певцова способ). Из наблюдений серии равномерно распределённых по азимуту звёзд на постоянной высоте 45° или 30° определяют ф и X (см. Мазаева способ).

Азимут а* небесного светила определяют, измеряя его часовой угол или зенитное расстояние и зная широту ф места наблюдения. Прибавляя к азимуту наблюдаемого светила (обычно Полярной звезды ) горизонтальный угол Q между ним и земным предметом, получают азимут а земного предмета.

Разность долгот двух пунктов равна разности местных звёздных времён в этих пунктах или разности поправок хронометра, отнесённых к одному физич. моменту по известному ходу часов, так что [ris]

- (Т + и, ) = и 2 - и. + Т 2 - T,. Долготы [ris]отсчитываются от меридиана Гринвича. Поэтому[ris] Поправки хронометра и относительно местного звёздного времени s определяют из наблюдений звёзд, a U относительно гринвичского звёздного времени S - из приёма ритмич. сигналов времени по радиотелеграфу. В совр. высокоточных работах ошибки определения широты, долготы и азимута не превышают[ris]

Лит.: Цинге р Н. Я., Курс практической астрономии, М., 1924; Вентцель М. К., Полевая астрономия, ч. 1 - 2, М., 1938-40; Блажко С. Н., Курс практической астрономии, М.- Л., 1951; Цветков К. А.. Практическая астрономия, 2 изд., М., 1951; Кузнецов А. Н., Геодезическая астрономия, М., 1966.

А.В. Буткевич.

ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ГРАВИМЕТРИЯ, раздел геодезии, в к-ром рассматриваются теории и методы использования результатов измерения силы тяжести для решения научных и практических задач геодезии. Основное содержание Г. г. составляют теории н методы определения внеш. поля потенциала W силы тяжести g Земли по измерениям на земной поверхности S и астрономо-геодезич. материалам. Г. г. включает также теорию нивелирных высот и обработку астрономо-геодезич. сетей в связи с особенностями гравитационного поля Земли. Обычно из этого поля выделяют правильное и известное поле потенциала U т. н. нормальной Земли сравнения, представляемой в виде уровенного эллипсоида. Центры масс и оси вращения реальной и нормальной Земли совпадают. Осн. задачу Г. г. сводят к выводу возмущающего потенциала Т = W - U, к-рый определяют из решения граничных задач матем. физики. На земной поверхности Т удовлетворяет граничному условию

[ris]

где Н - высота над эллипсоидом, [ris]- сила тяжести в поле U, [ris] - нормальная высота, выводимая из условия, что приращениеинтеграл от gdн потенциала W от начала счёта высот измерено в поле U, dh - элементарное превышение геом. нивелирования. Для вывода Т разработано неск. методов, к-рые сводятся к решению соответствующих интегральных уравнений.

В равнинных районах нек-рые прак-тич. задачи можно решать упрощёнными методами вывода Т и его производных. Эти методы основаны на условии[ris] вводимом после вычисления разностей [ris]Такой подход, напр., допустим при астрономо-гравиметрическом нивелировании. В этом случае задачи Г. г. будут решены в явном виде замкнутыми формулами. Значение Т на земной поверхности определяет формула Стокса (1849 )

где[ris]

[ris] R - радиус земной сферы,

[ris]- её элемент и ф - дуга большого круга между фиксированной точкой и те кущей точкой, в к-рой задана сила тяжести. Эта формула описывает внешнее гравитационное поле земной сферы. Из неё можно вывести выражение для любого элемента гравитационного поля Земли в равнинных её областях.

Совр. Г. г. основана на работах (1945-60 ) М. С. Молоденского и изучает способы решения граничных задач, условия их разрешимости, плотность и точность необходимых измерений.

Лит.: Молоденский М. С., Юркина М. И., Еремеев В. Ф., Методы изучения внешнего гравитационного поля и фигуры Земли, " Тр. Центрального научно-исследовательского ин-та геодезии, аэросъёмки и картографии", I960, в. 131; Бровар В. В., Магницкий В. А., Шимберев Б. П., Теория фигуры Земли, М., 1961. М. И.Юъкина.

ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, связана с определением взаимного положения точек земной поверхности и подразделяется на прямую и обратную задачу. Прямой Г. з. наз. вычисление геодезических координат - широты и долготы нек-рой точки, лежащей на земном эллипсоиде, по координатам др. точки и по длине и азимуту геодезической линии, соединяющей эти точки. Обратная Г. з. заключается в определении по гео-дезич. координатам двух точек на земном эллипсоиде длины и азимута геодезич. линии между этими точками. В зависимости от длины геодезич. линии, соединяющей рассматриваемые точки, применяются различные методы и формулы, разработанные в геодезии. По размерам принятого земного эллипсоида составляются таблицы, облегчающие решение Г. з. и рассчитанные на использование определённой системы формул. Г. з. в том и другом виде возникает при обработке триангуляции, а также во всех тех случаях, когда необходимо определить взаимное положение двух точек по длине и направлению соединяющей их линии или же расстояние и направление между этими точками по их геодезич. координатам. В ряде случаев Г. з. решают в пространственных прямоугольных координатах по формулам аналитич. геометрии в пространстве. В этих случаях вместо длины и азимута геодезич. линии, соединяющей две точки, используют длину и пространственные компоненты направления прямой линии между этими точками.

Лит.: Красовский Ф. Н., Руководство по высшей геодезии, ч. 2, М., 1942; Картографические таблицы. Эллипсоид ЦНИИГАиК,; Тр. Центрального научно-исследовательского ин-та геодезии, аэросъёмки и картографии, 1945, в. 41.

ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ СЕТЬ, система точек земной поверхности, взаимное положение к-рых определено в нек-рой единой системе координат и высот над ур. м. на основании геодезич. измерений. Координаты геодезич. пунктов Г. с. определяются преим. методом триангуляции или полигонометрии. Для определения координат пунктов Г. с. используют также результаты наблюдений искусств, спутников Земли, к-рые рассматриваются как подвижный носитель координат или как промежуточная точка, служащая для передачи координат на большие расстояния (см. Спутниковая геодезия). Высоты пунктов Г. с. определяют методами нивелирования. Пункты Г. с. закрепляются на местности геодезическими знаками и являются исходной основой и опорными пунктами при картографировании земной поверхности и геодезич. измерениях на местности в связи с различными инженерными изысканиями и хоз. мероприятиями.

А. А. Изотов.

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, наземные сооружения и подземные устройства, к-рым и обозначаются и закрепляются на местности геодезические пункты. Наземная часть Г. з. на пунктах триангуляции и полигонометрии обеспечивает также взаимную видимость между ними и служит штативом для установки измерительного геодезического инструмента и предмета визирования.

В зависимости от условий местности и расстояний между пунктами наземная часть Г. з. имеет различную высоту и конструкцию. При взаимной видимости смежных геодезич. пунктов с земли наружные Г. з. представляют каменные столбы либо простые деревянные или металлич. пирамиды высотой до 6-8 м. Если требуется высота Г. з. от 6-8 м до 15-18 м, то их строят в виде двойных усечённых пирамид, из к-рых внутренняя является штативом для инструмента, а внешняя несёт площадку для наблюдателя и визирную цель. При высотах более 15-18 м Г. з. являются сложными сигналами, в к-рых ноги внутр. пирамиды опираются на столбы внеш. пирамид (см. Сигнал геодезический).

Подземная часть Г. з. на пунктах триангуляции и полигонометрии представляет систему бетонных монолитов (или закреплённую в бетонном основании металлическую трубу с вделанной в неё маркой), на к-рых имеется отверстие или обозначена точка, являющаяся собственно геодезич. пунктом и называемая центром пункта. Пункты нивелирования обозначаются и закрепляются заложенными в грунт Г. з. аналогичного устройства, к-рые в этом случае наз. реперами, или вделанными в стены каменных сооружений чугунными марками. На марках имеется отлитая вместе с ней надпись, указывающая вид и номер геодезического пункта.

Г. з. см. на рис. 3, 4, 5 в ст. Геодезия.

Лит.: Шишкин В. Н., Руководство по постройке геодезических знаков, 4 изд., М., 1965.

А. В. Буткевич.

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ И КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, периодические научные издания, освещающие вопросы геодезии, картографии, фотограмметрии, космич. геодезии, внешнего гравитационного поля Земли и смежных областей науки.

Во всех странах (2-я пол. 20 в.) издаётся ок. 100 Г. и к. ж. Кроме того, в общих журналах, издаваемых академиями наук, научными ин-тами и ун-тами также печатаются статьи по геодезии, картографии, фотограмметрии и др. вопросам.

Наиболее известными и распространёнными журналами являются: Геодезия и картография (с 1956); Геодезия и аэрофотосъёмка (из серии Изв. высших учебных заведений, с 1957); Реферативный журнал. Астрономия и геодезия (с 1954); Bulletin geodesique (Р., с 1924); Photogrammetria (Amst., с 1938); Photogrammetric Engineering (Wash., с 1934); Surveying and Mapping (Wash., с 1941); Zeitschrift fur Vermessungswesen (Stuttg., с 1872); Allgemeine Vermessungsnachrichten (West-Berlin, с 1889); Vermessungstechnik (В., с 1953); Геодезия, картография, землеустройство (София, с 1961); Geodezia es kartografia (Bdpst, с 1949); Przeglqd geodezyjny (Warsz., с 1924);; Geodeticky a kartograficky obzor (Praha, с 1955).

C. Г. Судаков.

Специализированные картографические журналы: Kartographische Nachrichten (Guhtersloh, с 1951); Cartography (Melbourne, с 1954); Bulletin du Coraite Fran-cais de Cartographic (P., с 1958); Internationales Jahrbuch fur Kartographie (Giitersloh, с 1961); Map (Tokyo, с 1963); The Cartographie Journal (L., с 1964); Bollettmo dell' Associazione Italiana di Cartografia(Firenze, с 1964); The Canadian Cartographer (Toronto, с 1964); Polski

Przeglad Kartograficzny (Warsz., с 1969). Среди справочно-библиографич. журналов наиболее важны: реферативный журнал География, выпуск Картография (с 1962); Bibliotheca Cartographica (Bad Godesberg, с 1957). К. А. Салищев.

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ, геодезические приборы, механические, оптико-механические, электрооптические и радиоэлектронные устройства для измерения длин линий, углов, превышений при построении астрономо-геодезической сети и нивелирной сети, съёмке планов, строительстве, монтаже и в процессе эксплуатации больших инженерных сооружений, антенных устройств радиотелескопов и т. п. К Г. и. относятся также инструменты для астро-номич. определений при геодезич. работах и маркшейдерские инструменты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал