Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Геосинклинальные пояса и древние платформы неогея 7 страница
Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Л у конский В. К. н Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1915; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, Старые голы, 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, Архивное дело, 1939, № 1 (49); его ж е, Герб как исторический источник, в сб.: Краткие сообщения Ин-та истории материальной культуры, в. 17. М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, Уч. зап. МГУ, 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика, М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд.., Острогожск, 1897. Ю. Н. Коротков. ГЕРАНИЕВОЕ МАСЛО, эфирное масло с приятным запахом, содержащееся в листьях герани (0, 15-0, 2%). В его состав входят цитронеллол, гераниол, линалоол и ментол. См. также Эфирные масла. ГЕРАНИЕВЫЕ, гераневые (Geraniaceae), семейство двудольных растений. Гл. обр. травы, лишь немногие- полукустарники и кустарники. Листья б. ч. с прилистниками. Цветки правильные, редко б. или м. неправильные, обычно в цимозных соцветиях, с венчиком преим. красного или синевато-фиолетового тонов. Ок. 8 родов и 800 видов, гл. обр. в умеренных областях, лишь немногие - в тропиках и субтропиках. В СССР 3-4 рода и св. 75 видов, большинство к-рых относится к родам герань и журавельник. Лит.: Тахтаджян А. Л., Система и филогения цветковых растений, М.- Л., 1966. ГЕРАНИОЛ, органич. соединение C10H18O; светло-жёлтая жидкость с запахом, напоминающим запах роз; tкип 229 - 230oС, плотность 0, 889 г/см3 (20oС), показатель преломления n20D 1, 4766. Г. нерастворим в воде, растворим в спирте и эфире. Г.- составная часть розового, гераниевого и нек-рых др. эфирных масел. Синтетич. Г. может быть получен селективным гидрированием цитраля или изомеризацией линалоола при нагревании с уксусным ангидридом. Г.- компонент парфюмерных композиций и отдушек для мыла. ГЕРАНЬ, 1) род растений (Geranium) сем. гераниевых. Многолетние, реже однолетние травы. Листья лопастные или рассечённые, с прилистниками. Цветки правильные, пятнчленные; тычинок 10; завязь верхняя из 5 клювообразно вытянутых плодолистиков. Ок. 400 видов, распространённых повсеместно, но гл. обр. в умеренной зоне Сев. полушария. В СССР более 50 видов. Обычны на лесных опушках, лугах, в кустарниках и светлых лесах Г. луговая (G. рга-tense) и Г. лесная (G. silvaticum), на травяных болотах - Г. болотная (G. palustre), как сорняк - Г. м аленькая (G. pusillum). Нек-рые виды Г. разводят как декоративные. 2) Г. иногда наз. растения из рода пеларгония (Pelargonium) того же сем. гераниевых. Т. В. Егорова. Герань луговая; а - плод. ГЕРАСИМЕНКО Константин Михайлович [28.4(11.5).1907, с. Приходьки, ныне Полтавской обл., -сент. 1942. Южный фронт], украинский советский поэт п драматург. Род. в семье учителя. Печататься начал в 1932. Автор сб-ков стихов: Рост (1933), Сентябрь (1935), Память (1938), Дорога (1939), Портрет (1941). Участник Великой Отечеств, войны. В 1942 в Уфе вышел сб. стихов Г. на рус. яз. На Южном фронте. В стихах Г. выступают живые образы сов. людей с их простыми и героич. биографиями; разговорные интонации, юмор сочетаются с лирико-философскими раздумьями. Пьесы У столбовой дороги (1939), Легенда (1941) ставились на сцене. Соч.: Вибране. [Поэзii. Передмова М. Рильського], К., 1955; Поэзii. Передмова М. Рильского, К., 1966; в рус. пер.- Рассказ про песню. Стихи. [Вступ. ст. М. Рыльского], М., 1958. ГЕРАСИМОВ Александр Михайлович [31.7(12.8).1881, г. Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл., - 23.7.1963, Москва], советский живописец, нар. худ. СССР (1943), действит. чл. АХ СССР (1947), доктор искусствоведения (1951). Чл. КПСС с 1950. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1903-15) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. В 1918-25 жил в Козлове, с 1925 в Москве. Чл. АХРР (с 1925). В дореволюц. период работал в основном над пейзажами, в советское время гл. обр. портретист. В 1929-30 Г. создал лучшее своё произв.- проникнутый героич. пафосом портрет-картину Ленин на трибуне (Центр, музей В. И. Ленина, Москва). Автор ряда натюрмортов и жанровых картин, илл. и графич. работ. Произв.: Тройка. Зимняя дорога (1912), После дождя (1935), И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле (1938; Гос. пр. СССР, 1941), портрет О. В. Лепешин-ской (1939), портрет И. И. Фисановича (1942), групповой портрет четырёх старейших сов. художников - И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Би-рули и В. Н. Мешкова (1944; Гос. пр. СССР, 1945) -все в Третьяков, гал.; Выступление И. В. Сталина на 16-м съезде ВКП(б) (1933, Архив художеств, произв. Мин-ва культуры СССР, Загорск), Баня (1940), Гимн Октябрю (1942, Рус. музей, Ленинград; Гос. пр. СССР, 1943). В 1939-54 Г. был пред, оргкомитета Союза сов. художников, в 1947-57 - президентом АХ СССР. Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Илл. см. т. 4, вклейка к стр. 376. А. М. Герасимов. После дождя. 1935. Третьяковская галерея. Москва. Лит.: Сокольников М., А. М. Герасимов, М., 1954. ГЕРАСИМОВ, Василий Герасимович [янв. 1852, Петербург, -28.3(9.4).1892, Якутск], русский рабочий-революционер. С 1864 работал на Кренгольмской мануфактуре в Нарве, где в 1872 принимал участие в стачке (см. Кренгольмская стачка 1872). В 1875 поступил на ф-ку Чешера в Петербурге, под руководствомВ. М. Дьякова вёл пропаганду на Выборгской стороне среди рабочих и солдат Моск. полка. В апр. 1875 задержан с нелегальной литературой. 17 июля 1875 приговорён к 9 годам каторги, которую отбывал в Новоборисоглебском и Новобелгородском централах, в Сибири, на Каре. С 1883 - на поселении в Якутской обл. Соч.: Жизнь русского рабочего. Воспоминания, М., 1959. ГЕРАСИМОВ Иван Иванович (1867 - ок. 1920), русский ботаник-цитолог. Окончил Московский ун-т (1892), ученик И. Н. Горожанкина. Один из пионеров цитофизиологич. и цитогенетич. исследований. Воздействуя на делящиеся клетки зелёной водоросли спирогиры охлаждением и анестезирующими веществами, впервые в мире получил экспериментальные полиплоиды (см. Полиплоидия). Обнаружил влияние увеличенной ядерной массы на рост и размеры клетки, установил соотношения между массой протоплазмы, хроматофоров и ядра. Лит: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947 (список работ). ГЕРАСИМОВ Иннокентий Петрович [р. 9(22). 12.1905, Кострома], советский географ, геоморфолог, почвовед, акад. АН СССР (1953; чл.-корр. 1946). Чл. КПСС с 1945. Окончил Ленинградский ун-т (1926). В 1936-56 возглавлял Отдел географии и картографии почв Почвенного ин-та им. В. В. Докучаева, с 1945 работает в Ин-те географии АН СССР (с 1951 - директор). Участвовал в экспедициях в Казахстан, Ср. Азию, Зап. Сибирь, на Урал, Д. Восток и др. Путешествовал по Зап. Европе, Индии, Китаю, Японии, Цейлону, Сенегалу, Алжиру, Тунису, Марокко, Гвинее, Бразилии, Чили, Уругваю, США, Мексике, Нов. Зеландии, Австралии. Руководитель мн. сов. научных делегаций на междунар. геогр., почвенных и др. конгрессах. Осн. труды по генезису и географии почв, физич. географии, а также по палеогеографии и геоморфологии. Автор (совм. с К. К. Марковым) первой в СССР сводки по истории ледникового периода на терр. СССР (1939). Разрабатывает вопросы классификации и развития рельефа Земли с учётом новейших совр. движений земной коры, охраны и преобразования природы и комплексного использования природных ресурсов. Развивает конструктивное направление в географии, использующее новейшие методы исследований. Возглавлял редколлегию Физико-географического атласа Мира (1964). Пред. Нац. комитета сов. географов (с 1957), президент Всесоюзного об-ва почвоведов (с 1963), вице-президент Междунар. геогр. союза (1960-68), вице-президент Междунар. об-ва почвоведов (с 1968). Действит. чл. АН Болгарии (1962), чл. Герм. АН в Берлине (1968), чл. Академии с.-х. наук ГДР (1968), чл. академии Леопольдина ГДР (1965). Димитровская пр. (Болгария, 1963) за участие в исследовании почв Болгарии. Награждён орденом Ленина, 3 др, орде нами, а также медалями. Соч.: Основные черты развития современной поверхности Турана, М.- Л., 1937; Ледниковый период на территории СССР, М.- Л., 1939 (совм. с К. К. Марковым); Структурные черты рельеф земной поверхности на территории СССР и их происхождение, М., 1959; Очерки по физической географин зарубежных стран, М., 1959; Основы почвоведения и география почв, М., 1960 (совм. с М. А. Глазовской); Почвы Центральной Европы и связанные с ними вопросы физической географии, М., 1960; Преобразование природы и развитие географической науки в СССР, М., 1967. Лит.: Маринич А. М. [и др.], Шестидесятилетие со дня рождения н сорокалетие научной деятельности академика И. П. Герасимова, Изв. АН СССР. Серия географическая, 1965, в. 4..Ко 6; Мещеряков Ю. А., Вклад академика И. П. Герасимова в геоморфологию, в кн.: Структурная н климатическая геоморфология, М., 1966; Фрндланд В. М.. Исследования И. П. Герасимова в области почвоведения, в кн.: Генезис и география почв, М., 1966. ГЕРАСИМОВ Михаил Александрович [9(21). 10.1884, с. Стрельникове, ныне Орловской обл., - 18.4.1966, Москва], советский учёный в области виноделия, доктор с.-х. наук (1941), проф. (1944), засл. деят. науки и техники РСФСР (1944). В 1909 окончил Московский ун-т. Один из организаторов отечественного виноделия.В 1919 работал в винодельческом х-ве в Абрау-Дюрсо, с 1923 по 1931 - в Гос. Никитском ботанич. саду, с 1931 по 1936-в Н.-и. ин-те виноградарства и виноделия в Грузии. С 1936 гл. винодел Наркомпищепро-ма СССР, а с 1938 гл. инженер-винодел треста Главвино. Был пред. Центр, дегустац. комиссии, пред, постоянной технологич. комиссии Междунар. бюро вин. Чл.-корр. Итал. академии виноградарства и виноделия (1961); почётный доктор Венг. ин-та садоводства, виноградарства н виноделия (1963). Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями. С о ч.: Технология виноделия, 3 изд., М., 1964. ГЕРАСИМОВ Михаил Михайлович; [2(15).9.1907, Петербург, - 21.7.1970, Москва], советский антрополог-скульптор и археолог, доктор ист. наук (1956), зав. лабораторией пластич. реконструкции Ин-та этнографии АН СССР (1950-70). Известен работами в области восстановления лица по черепу. На основе разработанного им метода создал реконструкции мн. представителей древнейших (питекантроп, синантроп) и древних людей, а также портреты ряда ист. деятелей: Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского, Тимура, Улугбека, Ивана Грозного, Шиллера и др. (всего св. 200). Открыл и исследовал верхнепалеолитич. стоянку Мальта. Гос. пр. СССР (1950). Награждён орденом Знак Почёта и медалью. Реконструкции М. М. Герасимова. Слева - кроманьонец - человек эпохи позднего палеолита (грот Кро-Маньон, Франция). Справа - царь Иван IV Васильевич Грозный. Соч.: Раскопки палеолитической стоянки в с. Мальте, вкн.: Палеолит СССР, М.- Л., 1935: Восстановление лица по черепу, М., 1955; Палеолитическая стоянка Мальта (раскопки 1956 - 1957 гг.), Советская этнография, 1958, № 3; Люди каменного века, М., 1964. ГЕРАСИМОВ Михаил Прокофьевич [30.9(12.10).1889-1939], русский советский поэт. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Род. близ Бугуруслана, ныне Оренбургской обл. За революц. деятельность подвергался репрессиям. Участник Гражд. войны. Начал печататься в 1913 в большевистских изданиях (Пролетарий, Правда). М. Горький включил стихи Г. в Сборник пролетарских писателей (1914 и 1917). Один из основателей лит. группы Кузница. Для романтич. поэзии Г. (сб-ки Вешние зовы, 1917; Завод весенний, 1919; Железные цветы, 1919; Электрификация, 1922; поэма Монна Лиза, 1918) характерны тема борьбы рабочих за свои права, воспевание труда в абстрактных, гиперболич. образах, индустр. пейзаж. Не поняв нэпа, Г. вышел из партии (1921) и пережил творч. кризис (поэма Чёрная пена, 1921). Позднее в сб-ках Земное сияние (1927), Бодрое утро (1928), К соревнованию! (1930) снова появились жизнеутверждающие мотивы. Соч.: Стихотворения. [Вступ. ст. В.Казина и Г. Санникова], Куйбышев, 1958; Стихотворения. [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1959. Лит.: Зелинский К., Герасимов и Кириллов, в его кн.: На рубеже двух эпох, М., 1962; П а п е р н ы й 3.. В первые годы (Пролетарские поэты), в его кн.: Самое трудное, М.. 1963. З.Самойлов. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич [р. 21. 5(3. 6). 1906, Екатеринбург, ныне Свердловск], советский кинорежиссёр, актёр, кинодраматург, кинотеоретик, нар. арт. СССР (1948), доктор искусствоведения (1967). Чл. КПСС с 1943. В 1928 окончил Ленинградский институт сценического искусства. Работу в кино начал в 1924 как актёр мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрич. актёра). Режиссёрское мастерство Г. впервые ярко проявилось в фильмах Семеро смелых (1936), Комсомольск (1938), Учитель (1939), в к-рых осн. внимание сосредоточено на художеств, исследовании духовного мира сов. молодёжи, воспитанной социалистич. обществом. Г. показал подлинную героику, высокую красоту и поэзию повседневного творческого, созидательного труда сов. людей. Отталкиваясь от опыта художеств, прозы, используя её законы в своём творчестве, режиссёр особенно тяготеет к форме киноромана. Уже в первых своих фильмах Г. выступил последовательным режиссёром-педагогом, большое внимание уделяющим работе с актёрами. В 1941 к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова Г. поставил фильм Маскарад (по одноимённой драме; играл роль Неизвестного). В этом фильме, полемизируя с традиционной мелодраматич. трактовкой пьесы, режиссёр с большой эмоциональной силой показал трагедию незаурядной личности в обстановке самодержавной России 19 в., подчеркнул социально-критич. сторону драмы. В годы Великой Отечеств, войны Г. был зам. пред. Комитета кинематографии по воен. хронике и директором Центр, студии документальных фильмов. Создал фильмы Непобедимые (1943, совм. с М. К. Калатозовым) и Большая земля (1944). В фильме Молодая гвардия (1948, по роману А. А. Фадеева) режиссёр сочетал эпич. широту с глубоким проникновением в психологию персонажей. Героич. пафос, яркие образы молодогвардейцев, вдохновенно переданная патриотич. атмосфера борьбы против фашизма сделали фильм одним из выдающихся произв. киноискусства. Крупным явлением в развитии сов. кино стал фильм Тихий Дон (1957-58, по роману М. А. Шолохова). Образы героев выдающегося сов. романа раскрыты режиссёром в сложности и богатстве их социальной и психологич. характеристики. В 1962 поставил фильм Люди и звери (играл роль Львова-Щербацкого), затем фильмы Журналист (1967) и У озера (1970). Эти три картины объединены стремлением отразить современную жизнь, в них ставятся проблемы, возникшие в послевоенном мире, фильмы показывают рост нравственной взыскательности героев. Г.-автор сценариев почти всех своих фильмов. С 1931 Г. ведёт пед. работу во ВГИКе, руководит объединённой актёрско-режиссёрской мастерской (с 1946 - профессор). Деп. Верх. Совета СССР 3-4-го созывов. Деп. Верх. Совета РСФСР 7-8-го созывов. Чл. Президиума Сов. комитета защиты мира. Гос. пр. СССР (1941, 1949, 1951). Награждён 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями. Со ч.: Комсомольск, в кн.: Кинга сценариев, М., 1938; Учитель, в сб.: Учитель, Л., 1940; Лицо советского киноактёра, М., 1935; Жизнь, фильмы, споры, М., 1971. Лит.: Фрейлих С., Искусство кинорежиссёра, М., 1954; Волянская Н., На уроках режиссуры С. А. Герасимова, М., 1965. Л. А. Парфёнов. ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич [14 (26).9.1885, Можайск, ныне Московской обл., -20.4.1964, Москва], советский живописец, нар. худ. СССР (1958), доктор искусствоведения (1956), действит. чл. АХ СССР (1947). Учился в Строгановском центральном художеств.-пром. уч-ще (1901-07) и Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1907-12) у С. В. Иванова и К. А. Коровина. В первые годы Сов. власти Г. участвовал в оформлении революц. массовых празднеств в Москве. В 1920-х- нач. 30-х гг. писал простые по композиции и почти монохромные портреты и жанровые картины, гл. обр. из жизни крестьянства, запечатлев трудный процесс становления новой жизни (Крестьянка с петухом, 1924, Рус. музей, Ленинград; Фронтовик, 1926, Третьяковская гал.). Г. обращался к ист.-революц. темам, решая их в монументально-эпич. плане (Клятва сибирских партизан, 1933, Рус. музей). В сер. 1930-х гг. живописная манера Г. меняется; и в жанровых картинах, среди к-рых выделяется насыщенностью, ликующей мажорностью цвета Колхозный праздник (1937, Третьяковская гал.), и в пейзажах, занявших важное место в творчестве художника, он обращается к традициям русской пленэрной живописи. Пейзажи Г., одного из лучших сов. пейзажистов, замечательны поэтичностью, тонким ощущением жизни природы, гармонией и свежестью колористич. решений (Зима, 1939, Лёд прошёл, 1945, серия Можайские пейзажи, в т. ч. У переправы и Овсы, 1954, - все в Третьяковской гал.). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Г. создал проникнутую патриотич. пафосом картину Мать партизана (1943, частично переработана в 1949-50, Третьяковская гал.); из тематич. картин послевоен. периода наиболее значительна картина За власть Советов (1957, Третьяковская гал.). Исполнил илл. к произв. Н. А. Некрасова, А. М. Горького и др. Преподавал (проф.) в моск. Вхутемасе-Вхутеине (1920-29), в Моск. полиграфич. ин-те (1930-36), Моск. художеств. ин-те (1936-50), Моск. высшем художеств.-промышленном училище (1950-64). Первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958-64. Ленинская пр. (1966). Награждён 2 орденами, а также медалями. Кадр из фильма Тихий Дон.Реж. С. А. Герасимов. 1957-58. Илл. см. на вклейке к стр. 344-345. Лит.: Разумовская С., С. В. Герасимов, М., 1936; Галушкина А. С., С. В. Герасимов, Л., 1964; Выставка произведений народного художника СССР С. В. Герасимова... Каталог, М., [1966]. ГЕРАСИМОВ Яков Иванович [р. 10(23). 9.1903, Валдай], советский физико-химик, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1952. По окончании в 1925 МГУ работал там же. Ученик проф. А. В. Раковского. Осн. труды по термодинамике цветных и редких металлов и металлич. сплавов. Гл. редактор Журнала физической химии (с 1954). Пред. Научного совета по химической термодинамике и термохимии АН СССР (с 1966). Награждён орденом Ленина и медалями. Соч.: Химическая термодинамика в цветной металлургии, 2 изд., т. 1 - 4, М., 1960 - 1964 (совм. с А. Н. Крестовниковым и А. С. Шаховым); Курс физической химии, 2 изд., т. 1, М., 1969, 1 изд., т. 2, М.-Л-, 1966 (совм. с ДР.); Термодинамические свойства твердых и жидких металлических сплавов, Журнал физической химии, 1967, т. 41, в. 10, с. 2441. ГЕРАСИМОВА Валерия Анатольевна [14(27).4.1903, Саратов, -2.6.1970, Москва], русская советская писательница. Чл. КПСС с 1926. Окончила МГУ (1926). Начала печататься в 1923 (повесть Heнастоящие). Автор сб. рассказов Панцирь и забрало (1931), повестей Жалость (1933), Хитрые глаза (1938), Байдарские ворота (1944), Знакомое лицо (1960), Земное притяжение (1969). Одна из основных тем Г.- разоблачение мещанина, ненастоящего человека, которому противостоят носители социалистической морали. Награждена орденом Знак Почёта и медалями. Соч.: Избр. произв., М., 1958; Глазами правды, М., 1965; Быть собой. Повести и рассказы, М., 1970. Лит.: Таратута Е. А., О творчестве В. Герасимовой, Молодая гвардия, 1932, № 7; П и т л я р И., Испытание временем, Новый мир, 1958, № 7; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиография, указатель, т. 1, Л., 1959. Е. А. Таратута. ГЕРАСИМОВИЧ Борис Петрович (19.3.1889-1937), советский астроном. Род. в Кременчуге. Окончил Харьковский ун-т (1914), проф. там же (с 1922). В 1933-37 директор Пулковской обсерватории. Осн. работы связаны с проблемами нестационарности звёзд, их внутр. строения и эволюции, звёздной статистики, физики межзвёздной среды и планетарных туманностей, строения звёздных атмосфер, теоретич. астрономии, физики Солнца и др. Лит.: Астрономия в СССР за сорок лет, 1917-1957, М., 1960 (библ.); Развитие астрономии в СССР (1917 - 1967), М., 1967 с. 215-16, 219, 453. ГЕРАТ, город на С.-З. Афганистана, в крупном оазисе, орошаемом р. Гери-руд. Адм. ц. провинции Герат. Ок. 100 тыс. жит. Узел автомоб. дорог на Кушку (СССР), Мешхед (Иран), Кандагар, сев. Афганистан; аэродром. Эконо-мич. центр зап. Афганистана. Небольшие предприятия хлопкоочистит., текст., пищ. (муком., рисоочистит.) пром-сти. Кустарные промыслы (шерстяные и шёлковые ткани, ковры, паласы). Торговля каракулевыми шкурками, зерном, фруктами и другой сельскохозяйственной продукцией. Основание Г. приписывается Александру Македонскому (отсюда назв. в греч. источниках - Александрия-Ариана, или Александрия Арийская; совр. назв. получил при Сасанидах). После смерти Александра Македонского Г. последовательно входил в состав древних и ср.-век. гос-в Ср. Востока. При Сасанидах и в эпоху Халифата был значительным городом, а при Саманидах - одним из гл. городов Хорасана. В 1221 был взят монг. войсками, а затем разрушен. К 1236 восстановлен. В 13-14 вв. Г.- столица гос-ва Куртов. Через Г. в этот период шли торг, пути из Ср. Азии в Индию и Китай. Наибольшего расцвета достиг в 15 в. при Тимуридах, когда стал крупнейшим торг., ремесл. и культурным центром на Ср. Востоке. В 16 в. Г. был подчинён Сефевидами, против к-рых население города неоднократно поднимало восстания; одно из них завершилось образованием в 1716 Гератского княжества. В 1732 Г. был захвачен Надиром (см. Надир-шах), в 1747 вошёл в состав Дурранийской державы. После её распада в нач. 19 в. стал центром Гератского княжества, пз-за к-рого велась борьба между Афганистаном и Ираном, а также происходили т. н. Гератские конфликты между Англией и Ираном. В 1863 Г. был окончательно присоединён к Афганистану. В Г. жили и творили Алишер Навои, Джами, Мирхонд, Хафиз и Абру, Бехзад и др. выдающиеся деятели науки и культуры средневековья. В Г. сохранились: цитадель (15 в.), соборная мечеть (1201 -14 в., восстановлена в 1498-1500 после землетрясения; реставрирована и достроена в 1936-44); мавзолей Гаухаршад и минареты, входившие в грандиозный ансамбль Мусалла (к С.-З. от Г.), мавзолей Абдуллы Ансари - все 15 в., зодчий Кавамаддин Ширази. Г.- важный центр средневековой миниатюры (см. Герапгская школа) и декоративно-прикладного искусства. Илл. см. т. 2, стр. 428, 429. Лит.: Массой В. М. и Ромодин В. А., История Афганистана, т. 1 - 2, М., 1964 - 65 (см. по указат.; имеется библиография); Encyclopedic de 1'Islam, t. 3, Leyden - P., 1966, p. 181-82. ГЕРАТСКАЯ ШКОЛА, одна из средневосточных школ миниатюры (гл. обр. иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице гос-ва Тимуридов - Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец - с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие гор. жизни и культуры феод. Герата создало необходимые предпосылки для расцвета иск-ва миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным иск-вом, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Г. ш. связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймлённые сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растит, и геом. орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на к-ром разворачивается действие. Для Г. ш. характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художеств, формы Г. ш. и сила её воздействия. Первый этап Г. ш., преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14-15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза (см. Тебризская школа), характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный неск. планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям (Антология Байсункара, 1427, частное собр., Сеттиньяно; Гулистан Саади, 1427, б-ка Честера Битти, Дублин; Хамсе Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград, илл. см. т. 2, табл. XXXII). Исключение представляет парадный экземпляр Шах-наме (1430, о-ка Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. Населённость его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Г. ш. в кон. 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Косимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись Хамсе Низами (1494/ 1495, Брит, музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники к-рой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четв. 15 в. привлекают острые драматич. ситуации; усложнённые многоплановые пространств, композиции часто выходят на поля страниц (илл. Бахрам Гур поражает дракона из Хамсе Низами, 1493, Брит, музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Г. ш. заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и гл. обр. в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Г. ш. проявилось в творчестве художников тебризской школы, мавераннахр-ской школы (Средняя Азия) и моголъской школы. Илл. см. на вклейке к стр. 344-345. Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 162-69; Акимушкин О. Ф., Иванов А. А., Персидские миниатюры XIV-XVII вв., М., 1968; Gray В., Persian painting, Gen., 1961; см. также лит. при ст. Афганистан. О. И. Галеркина. ГЕРАЦИ Мхитар (сер. 12- нач. 13 вв.), армянский классик ср.-век. медицины. Хорошо знал труды греч., араб, и перс, медиков. Г., учёный с рациональным мировоззрением, избегал отвлечённых суждений, не подкреплённых клинич. практикой. Был сторонником теории, впоследствии получившей назв. гуморальной патологии. Из трудов Г. известны: О камнях и их лечебных свойствах, Анатомил глаза, фрагмент из труда о глазных болезнях и нек-рые др. В 1969 отмечалось 850-летие Г. Соч.: Утешение при лихорадках, 2 изд., пер. с арм., Ер., 1968. Лит.: Мелик-Парсаданян X., Мхитар Гераци. (Врач XII века), Ер., 1941; Кцоян А. С., Мхитар Гераци - врач XII века, пер. с арм., Ер., 1968. ГЕРБ (польск. herb, от нем. Erbe-наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, к-рым придаётся символич. значение, выражающее историч. традиции владельца. Г. подразделяются на след. осн. группы: Г. государственный, Г. земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав гос-ва), Г. корпоративный (ср.-век. цехов), Г. родовой (дворянских и бурж. родов). Г.- специфич. историч. источник, изучается вспомогат. историч. дисциплиной геральдикой. Г. изображается на знамёнах, печатях, монетах и пр., помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т. п. Древнейшим прообразом Г. были тотемич. изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе (см. Тотемизм). Зачатки Г. видят в многочисл. символич. изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредств. предшественниками Г. были родовые и семейные знаки собственности (знамёна, рубежи, метки у славян, тамги у тюрков и монголов и т. п.). Первыми Г. были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н. э. существовал Г. шумерских гос-в- орёл с львиной головой; известны также Г.: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Др. Греции были Г.: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др. Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). В ср. века возникли сохранившиеся и теперь Г. городов: красная лилия Флоренции, крылатый лев Венеции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и др. В большинстве мусульм. стран, где религия запрещала воспроизводить живые существа, для Г. употреблялись узоры, напр. герб Самарканда; три кольца - герб Тимура. На Руси Г. многих городов имели древние историч. корни. Лев - герб Владимира - был Г. владимирских князей с 12 в. Герб Новгорода с 15 в. символизировал вечевой строй (вечевая степень, т. е. трибуна, и посаднический жезл на ней); в 16 в. респ. эмблема была заменена монархической: вместо степени стал воспроизводиться трон, вместо жезла - скипетр. Герб Пскова - рысь - изображён ещё в 15 в. на респ. печатях и монетах этого города. Герб Москвы - всадник, т. н. ездец, известен с 14 в. Герб Ярославля - медведь на задних лапах, и герб Перми - медведь на четвереньках - связаны с древним культом медведя, в течение мн. веков характерным для этих областей, судя по множеству археол. находок. Подобным же образом герб Н.Новгорода - лось - связан с древним местным культом лося; в 18 в. лось был заменён оленем. Герб Смоленска - пушка и на ней райская птица - чеканился ещё в 15 в. на княж. монетах этого города. Герб Казани - крылатый змей - объясняется татарскими легендами об основании города в местности, где царствовал змей. Герб Астрахани - сабля и над ней корона - очень похож по очертаниям на герб Бухары (дуга и над ней цветник); эти Г. явно восходят к общему прототипу: в Бухаре в 17 - середине 18 вв. царствовала астраханская династия. Герб Вятки - лук и стрела - возник в связи с древним местным почитанием стрел, продолжительное время игравшим в этом городе роль даже в церковных обрядах. Г. дворянских родов в Зап. Европе возникли в эпоху крестовых походов (11- 13 вв.) и были вызваны необходимостью во внешних различиях рыцарей, закованных в доспехи. Г. создавались непосредственно из элементов, составлявших вооружение рыцаря. Следы этого происхождения сохранились в названиях Г. на нем. (Wappen), франц. (armes) и англ, (arms) языках. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы становились наследственными. Источником отдельных дворянских Г. явились эмблемы древних городов. В свою очередь нек-рые родовые Г. превратились в Г. феод, монархий. При смене династий в гос. Г. часто оставались элементы Г. прежде правивших династий. Фамильные Г. буржуазии (без шлема и нашлемника) появились на рубеже 17-18 вв. во Франции, где в фискальных целях была предпринята продажа Г. представителям недворянских сословий.
|