Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIV. Архитектура и изобразительноеискусство
До освобождения страны от османского ига в Г. господствовало монастырское ср.-век. иск-во, развивалось нар. творчество: разнообразные по типам нар. жилища (гл. обр. каменные ), пластич. объёмы к-рых умело связаны с рельефом местности, иск-во нар. вышивки. В период тур. господства города росли слабо, многие из них пришли в упадок. Кроме жилищного, велось лишь стр-во церквей. Архитектура нового времени развивается с 1830-х гг., когда создаётся план застройки Афин. Греч. арх. С. Клеантис, Л. Кавтадзоглу разрабатывают новый тип жилого дома, классицистич. по пропорциям. Иностр. архитекторы сооружают обществ. здания, пышно украшенные колоннадами (построенные датчанином X. К. Хансеном Нац. б-ка, 1832, и университет, 1837, в Афинах ). Церк. архитектура 19 в. подражала визант. образцам. С 1920-х гг. разрастаются города (гл. обр. портовые - Афины, Салоники и др. ). Формируется характерный для Г. тип многоквартирного жилого дома с балконами-лоджиями и террасами на крыше, хорошо приспособленного к местным климатич. условиям (арх. К. Кици-кис ). Архитектура 20-30-х гг. воспринимает влияния функционализма и неоклассицизма. В 50-60-е гг. стр-во также сосредоточено преим. в Афинах, вокруг к-рых образуются парковые пригороды. Центр. р-ны Афин, сохранившие устарелую планировку 19 в., стихийно застраиваются многоэтажными зданиями, что резко ухудшает условия жизни в этих р-нах. Наибольшие успехи достигнуты в это время в жилой архитектуре: были усовершенствованы типы многоквартирных домов, в стр-ве к-рых использовался монолитный железобетонный каркас. Велось стр-во вилл и особняков для состоятельных слоев населения. В их планировке и композиции претворены мотивы нар. зодчества (арх. Д. Пикионис и др. ). придающие этим постройкам специфич. греч. характер. Значительно меньше практиковалось стр-во т. н. дешёвых многоквартирных домов (арх. А. Кон-стантинидис и др. ). Развитие получила также архитектура отелей и музейных зданий, для к-рой характерно удачное сочетание построек с ист. ландшафтом страны (арх. X. Сфаэлос, П. Василиадис ). Пром. стр-во (Т. Зенетос ) и стр-во конторских зданий (А. Провеленгиос ) развиты слабо. В архитектуре Г. всё большую роль играет деятельность архит. фирм (крупнейшая - К. Доксиадиса ). Изобразительное искусство нового времени было подготовлено творчеством перешедших к светской тематике мастеров наивного и точного портрета (Н. Кандунис, Н. Кунелакис ), к-рые работали в 1-й пол. 19 в. Ведущие живописцы 2-й пол. 19 в., используя приёмы мюнхенского академизма, осваивают нар., нац. темы (Н. Литрас, Н. Гизис); принципы романтич. пейзажа преломляются в творчестве Я. Алтамураса. К 1920-м гг. художники, создавая нац. образы, впитывают опыт новейших течений европ. иск-ва (живописец К. Парте-нис, скульптор Я. Халепас). К сер. 20 в. в иск-ве Г. определяются различные направления: следующее традициям 19 в. (живописцы А. Георгиадис, Э. Томопу-лос), использующее опыт реалистич. европ. живописи 20 в. (Я. Моралис, Я. Царухис), опирающееся на ср.-век. и нар. образцы (мастер фрески Ф. Кондоглу, график С. Василиу), а также течение, вдохновлённое мотивами антич. классики (графики Д. Галанис, Я. Кефалинос, скульптор М. Томброс) и архаики (скульптор А. Сохос). Освободит. борьба народа в годы 2-й мировой войны 1939-45 вызвала к жизни сильное демократич. реалистич. течение (живописцы и графики В. Семерцидис и Д. Кацикоянис, скульптор X. Капралос, графики В. Кат-раки, А. Тасос). Одновременно к сер. 20 в. складываются модернистские течения (живописцы Н. Хадзикирьякос-Гикас и А. Кондопулос, скульптор Л. Ламерас и др.), сильно распространившиеся в 60-х гг. В условиях военно-диктаторского режима мн. представители демократич. иск-ва подверглись преследованиям. Илл. см. на вклейке, табл. XXXI (стр. 288-289). Лит.: Полевой В., О формировании национальной школы нового греческого искусства, в сб.; Современное изобразительное искусство капиталистических стран, М., 1961; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Всеобщая история архитектуры, т. 7, М, 1969; D j е 1 е р у P., L'architecture populaire en Grece, P._, 1953; Рhantzis-takes E. K., Hellenes zographoi tu dekatu cnatu aionos, Athenai, 1957; M i с h e 1 ё _s P A. [e. a.], To helleniko tai'ke spiti, Athenai, 1960; G i о p h у 1 1 e s Ф., Historia tes neoellenikes technes, Athenai, 1962. В. М. Полевой.
|