Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Драматический театр
В период Визант. империи традиции антич. театрального иск-ва (см. Греция Древняя, раздел Театр ) были прерваны. В течение 15-1-й пол. 19 вв. развитию новогреч. театра препятствовало османское иго. Первые попытки возрождения греч. театра предпринимались лишь в 17 в. на о. Крит, в 18 в. на о. Закинтос. Становление театр. иск-ва связано с нац.освободит. борьбой греч. народа, в частности с деятельностью тайного патриотич. об-ва " Филики Этерия" (" Дружеское общество" ), под влиянием к-рого создаются первые любительские театр. труппы в Одессе (ок. 1814 ) и Бухаресте (1821 ), где были греч. общины. Наряду с пьесами Вольтера, В. Альфьери и др. ставились произведения греч. драматургов (" Смерть Демосфена" Н. Пиколоса, " Греция и чужестранец" Г. Ласаниса, " Тимолеон" И. Замбелиоса и др. ). В период Греч. нац.-освободит. революции 1821-29 актёры театров общин присоединились к восставшим, организовали передвижные труппы, где ставили пьесы революц. содержания. В 1830 был осн. театр на о. Сирое, к-рый возглавили Г. Мандзуранис и Г. Калогномос. В Афинах первые спектакли были поставлены в 1836, но постоянные проф. труппы возникли лишь в нач. 60-х гг. 19 в. Большое место в репертуаре занимали историч. драмы греч. писателей того времени, а также переделки пьес Мольера, В. Гюго, У. Шекспира. В актёрском исполнении преобладали напыщенная декламация, искусств. пафос. Среди ведущих актёров сер. 19 в.: П. Суцас, Д. Тавуларис, П. Вонасера и др. В кон. 19 в. приобрели популярность трагедийные актрисы Е. Параскевопулу, Е. Ве-рони и исполнитель шекспировских ролей Н. Лекацас. С 1875 строятся театры в Афинах, появляются многочисл. театральные труппы. С сер. 70-х гг. в греч. театре утверждается вид спектакля, получивший название " комидиллион" (комедии и ли-рич. драмы с песнями). В этих спектаклях успешно выступал актёр Е. Пандопулос, игра к-рого отличалась чертами народности, реализма. В 1901 К. Христоманос организовал театр " Неа скини" (" Новая сцена"), где поставил спектакли " Дикая утка" Г. Ибсена, " Нахлебник" И. С. Тургенева и др., а также реалистич. пьесы греч. драматургов Г. Ксенопулоса (" Тайна графини Валерены"), Я. Кам-бисиса (" Курды") и др.Творческие устремления этого театра характеризуются созданием актёрского ансамбля, тщательной работой актёров над ролью, реалистич. трактовкой образов (с нек-рыми элементами натурализма ). К концу 1905 театр начал ставить развлекательные пьесы, и в 1906, пережив творческий кризис, был закрыт. В 1901 создан гос. Королев. театр, в к-ром работал один из первых проф. греч. режиссёров Т. Иконому, внёсший большой вклад в развитие актёрского иск-ва и постановочной культуры. На рубеже 19-20 вв. получили распространение пьесы на темы совр. жизни - Ксенопулоса, П. Нирванаса, П. Хорна и др., ставились также произведения зап.-европ. и рус. классич. драматургии. В актёрском иск-ве усилились реалистич. тенденции, проявлявшиеся в творчестве Э. Веакиса, М. Котопули. В 10-20-х гг. 20 в. большинство театров Г. приходит в упадок, становится чисто • коммерческими предприятиями (ставятся бульварные пьесы и др. ). Стремление преодолеть этот кризис характеризует творчество реж. Ф. Политиса, к-рый в 1925 поставил в Об-ве греч. театра (осн. в 1919 ) спектакли " Эдип-царь" Софокла, " Ревизор" Н. В. Гоголя, " Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому. В 1927-29 Политис осуществил в Проф. школе театра спектакли, отмеченные высокими художеств. достоинствами (" Базилик" А. Матесиса и др. ). В 1930 прогрессивный театр. деятель и драматург В. Ротас создал Нар. театр (работал до 1934 ). В этом же году режиссёр и актёр К. Кун открыл (совм. с Д. Диварисом ) театр " Народная сцена" (Афины ), спектакли к-рого отличались высоким профессионализмом (" Алкестида" Еврипида, " Эро-фили" Г. Хортакиса и др. ). Значит. событием театр. жизни явились спектакли Нац. театра (осн. в 1932; см. Греческий национальный театр). В 30-х гг. в различных театрах выступали популярные актёры В. Логотетидис, Г. Папас, А. Яни-дис, были организованы театры под рук. В. Аристопулоса (с 1924 ), К. Мусуриса (с 1934 ), К. Андреади (с 1936 ). В годы фаш. диктатуры (1936-41 ) и нем.-фаш. оккупации (1941-44 ) запрещались пьесы, спектакли. И всё же в стране работали многочисл. любительские труппы, ставившие патриотич. пьесы. В 1945 был создан театр " Объединённые артисты", в к-ром выступали актёры Э. Веакис, А. Янидис, Г. Глинос и др., режиссёры Я. Сарандидис, Т. Музе-нидис и др.; в репертуаре были пьесы греч. драматургов (" Феодора" Д. Фотиадиса, " Пробуждение" К. Кодзиаса и др. ) и переводные пьесы. В 1946 усиление политич. реакции привело к закрытию театра, прогрессивные театр. деятели подвергались преследованиям. В последующие годы передовые актёры, режиссёры и драматурги продолжали борьбу за демократич. иск-во. В 1955 был создан Греч. нар. театр под рук. М. Катракиса. В 40-50-х гг. значит. явлением была деятельность " Театрон технис" (" Художеств. театра", осн. в 1942 реж. К. Куном ). Среди спектаклей этого театра: " Кавказский меловой круг" (1957 ), " Добрый человек из Сезуана" (1958 ), " Карьера Артуро Уи" (1961 ) Б. Брехта, " Двор чудес" Я. Камбанелиса (1958 ), " Дядя Ваня" А. П. Чехова (1960 ) и др. В 1959 был открыт " Неон театрон" (" Новый театр" ) под рук. В. Диамандопулоса и М. Алкеу. Большое распространение получили коллективы, организуемые молодыми режиссёрами, к-рые стремились к обновлению репертуара и театр. форм: Театр 1959, Театр 1961 и др. Театр " Двенадцатый занавес" ежегодно ставил спектакли, состоявшие из 3 одноактных пьес начинающих греч. драматургов. Важным событием для греч. театра были постановки Пирейским театром (осн. в 1957 реж. Д. Рондирисом, ведущая актриса А. Па-патанасиу; в 1962, 1963 театр был на гастролях в СССР ) пьес У. Шекспира, Ф. Шиллера и особенно др.-греч. трагедий. В 1960 осн. театр " Пория" (" Путь" ) под рук. драматурга и реж. А. Дамианоса, ставящий гл. обр. пьесы совр. драматургов. Среди ведущих деятелей театра: режиссёры М. Плоритис, М. Лигизос, М. Какоянис, актёры А. Александракис, М. Меркури (находится за рубежом ), Э. Верис. В 60-х гг. репертуар греч. театров значительно расширился: ставились пьесы Мольера, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, инсц. Ф. М. Достоевского и др. Среди спектаклей 60-х гг.: " Мир" и " Птицы" Аристофана (1964, 1965, Художеств. театр ), " Вива Аспасия" Я. Камбанелиса (1966, труппа Д. Карези ), " Вилла оргий" Г. Ставру (1967 ) и др. Со 2-й пол. 19 в. в Г. получил распространение нар. теневой театр " Карагиозис". Установление воен. диктатуры (апр. 1967 ) нанесло тяжёлый урон театр. жизни Г., в репертуар театров вводятся легковесная драматургия и пьесы, пропагандирующие диктаторский режим. Илл. см. на вклейке, табл. XXXII (стр. 288-289 ). Лит.: Bourdon G., Le theatre grec moderne, P., 1892; L a s с а г i s N., Les premieres annees du theatre neogrec, [Athenes], 1930; Le theatre neogrec. Histoire abregee du theatre neogrec, Athenes, 1957; V a 1-s a M., Le theatre grec moderne de 1543 a 1900, В., 1960; Sat ha К. N.. To Kretikon theatrpn. Prolegomena, BeneUa, 1879; L a s-k a r e s N., Historia tu neoelleniku theatru..., t. 1 - 2, Athenai, 1938-39; Rodas M., Mor-phes tu theatru, t., 1 - 2, Athen_ai, 1944; Sidёre s G., Historia tu neoeUeniku theatru 1794-1944, t. 1, Athenai. 1951; Lig i- zos M., To Neoelleniko plai' sto pankosmio theatre..., Athenai, ^1959; Melas S p., 50 chronia theatre, Athenai, 1960. Я.Мочос.
|