Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Кино 11 страница. Гроссето(grosseto), город в Италии, в обл
ГРОССЕТО (Grosseto ), город в Италии, в обл. Тоскана. Адм. ц. провинции Грос-сето. 60, 1 тыс. жит. (1969 ). Произ-во с.-х. машин, насосов; получение металлич. ртути из киновари (месторождение Монте-Амиата ). Близ Г. добыча пирита (80% всей добычи в стране ). ГРОССМАН Василий Семёнович [29.11(12.12 ). 1905, Бердичев, -14.9.1964, Москва], русский советский писатель. Окончил физико-математич. ф-т МГУ (1929 ). Работал в Донбассе инженером-химиком. Первая повесть Г. " Глюкауф" из жизни сов. шахтёров (1934 ) и рассказ " В городе Бердичеве" (1934 ) обратили на себя внимание М. Горького. Герои более поздних рассказов (" Четыре дня", " Товарищ Фёдор", " Кухарка" ), пройдя через подпольную борьбу против царизмаи Гражд. войну, становятся строителями нового общества. Они показаны в обыденных жизненных обстоятельствах, что оттеняет необыкновенность их душевного склада. В романе " Степан Кольчугин" (ч. 1-4, 1937-40 ) рассказано о молодом рабочем, к-рый приходит в ряды большевистской партии. В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 Г.- воен. корреспондент газ. " Красная звезда" - публикует серию очерков о борьбе сов. народа против фашистов и повесть " Народ бессмертен" (1942 ) - первое крупное произв. о событиях войны, где дана обобщённая картина нар. подвига. В 1952 опубл. роман " За правое дело", в к-ром содержится попытка широкого осмысления исторического опыта Великой Отечественной войны. Осн. тема романа - тема народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть защиты родной земли. Война предстаёт здесь во всей её конкретности - от событий историч. масштаба до мельчайших подробностей, из к-рых складываются эти события. Позднее Г. опубликовал ряд рассказов (" Дорога", " Несколько печальных дней" и др. ) и лирич. дневник-очерк о поездке в Армению " Добро вам! " (1965). Награждён 3 орденами, а также медалями. Соч.: За правое дело, ч. 1 - 3, М., 1954; Повести. Рассказы. Очерки. [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1958; Старый учитель. Повести и рассказы, М., 1962; Добро вам! Рассказы. [Предисл. Н. Атарова], М.. 1967. Лит.: Мясников А., Литература и война, " Октябрь", 1942, № 11; Перцов В., Подвиг и герой, " Знамя", 1945, № 9; Гал а н о в Б., Эпопея народной борьбы, " Молодой коммунист", 1953, № 1; Бочаров А. Г., В. Гроссман. Критико-биографический очерк, М., 1970; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 1, Л., 1959. Г. Н. Мунблит. ГРОССМАН Леонид Петрович [12(24). 1.1888, Одесса, -15.12.1965, Москва], советский литературовед. Окончил юридич. ф-т Новороссийского ун-та в Одессе (1911). Начал печататься в 1903. Проф. Моск. гор. пед. ин-та им. В. П. Потёмкина. Осн. работы посвящены творчеству Ф. М. Достоевского и др. писателям 19 в., вопросам поэтики, связям рус. лит-ры с обществ. мыслью и зап.-европ. лит-рой, драматургии и театру. Автор романов и повестей: " Записки Д'Арши-ака" (1930), " Рулетенбург" (1932), " Бархатный диктатор" (1933). Соч.: Собр. соч., т. 1 - 4, М., 1928; Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М.- Л., 1935; Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31 - 32, М., 1937; Театр Сухово-Кобылина, М.- Л., 1940; Н. С. Лесков, М.. 1945; Пушкин, 3 изд., М., 1960; Достоевский, 2 доп. изд., М., 1965; Роман Нины Заречной, альм. " Прометей", т. 2, М., 1967. ГРОССМЕЙСТЕР (нем. GroВmeister ), великий магистр, в католической церкви глава духовно-рыцарского ордена. Избирается пожизненно членами ордена, утверждается папой римским. В ср. века, когда влияние духовно-рыцарских орденов было значительным, Г. играли большую политич. роль в феод. мире Европы. При утрате орденами прежнего влияния, термин " Г." сохранил значение титула глав нек-рых орденов. ГРОССМЕЙСТЕР (нем. GrоВmeister- большой мастер ), высшее почётное спортивное звание по шахматам и шашкам; присваивается междунар. федерациями и в СССР, в Венгрии - только по шахматам. В СССР звание Г. по шахматам установлено в 1935; в 1935-70 его получили (и выполнили нормативы для получения ) 40 чел. Первый сов. Г. - М. М. Ботвинник. В 1949 Междунар. шахматная федерация (ФИДЕ, осн. в 1924 ) учредила звание междунар. Г. К нач. 1971 это звание было присвоено 104 лучшим шахматистам мира; среди них 36 сов. спортсменов: И. Е. Болеславский, И. 3. Бондаревский, М. М. Ботвинник, Д. И. Бронштейн, П. П. Керес, А. А. Котов, Г. Я. Левенфиш, А. А. Лилиен-таль, В. В. Рагозин, В. В. Смыслов, С. М. Флор (в 1950); Ю. Л. Авербах, Е. П. Геллер, В. Л. Корчной, Т. В. Пет-росян, Б. В. Спасский, М. Е. Тайманов, М. Н. Таль, А. К. Толуш (в 1952- 1957); В. С. Антошин, Е. А. Васюков, А. П. Гипслис, Б. И. Гургенидзе, Э. Е. Гуфельд, А. Н. Зайцев, А. Е. Карпов, Н. В. Крогиус, А. Я. Лейн, В. М. Либерзон, Л. А. Полугаевский, В. П. Симагин, А. С. Суэтин, С. А. Фурман, Р. Д. Холмов, Л. А. Шамкович, Л. 3. Штейн (в 1960-70). В 1958 учреждено звание Г. Междунар. федерации игры в шахматы по переписке (ИКЧФ), к-рое получили 20 шахматистов разных стран, среди них 6 советских, в т. ч. чемпионы мира ИКЧФ В. П. Загоровский и В. В. Рагозин. В 1970 было 12 гроссмейстеров СССР по шашкам (звание установлено в 1961): 7 - по русским и 5 - по междунар. стоклеточным шашкам. В 1948 установлено звание междунар. Г. Всемирной федерации шашек (ФМЖД). В числе 14 междунар. Г. по шашкам сов. спортсмены - чемпион мира А. Г. Андрейко, экс-чемпионы И. И. Ку-перман и В. И. Щёголев. Л. И. Абрамов. ГРОССО (Grosso) Альфонсо (р. 1928, Севилья), испанский писатель. Один из видных представителей т. н. " молодого" или " объективного романа". В романах " Канава" (1961) и " Ослепительно голубое небо" (1961, рус. пер. 1967) дано социальное исследование исп. провинции с её острыми противоречиями. Романы " Сети", " Страстная пятница" (1963, рус. пер. 1964) и " Паломничество", объединённые в трилогию " Слева от солнца", показывают социальную трагедию исп. труженика. Г. опубл. сб. " Херминаль и др. рассказы" (1963), книги очерков и путевых заметок; кн. " Вниз по реке" (1966, совм. с А. Лопесом Салинасом) - документальное разоблачение эксплуатации батраков на юге Андалусии. В романе " Тайфун Инес приближается" (1968) отразились впечатления от поездки на ре-волюц. Кубу. Соч.: Testa de copo, Barcelona, 1963; Cuadros de interior, [Barcelona], 1966; в рус. пер.- Ослепительно голубое небо, предисл. Л. Осповата, М., 1967. Лит.: Ferres A., Noticia de Alfonso Grosso, " Realidad", 1966. febr. И. А. Тертерян. ГРОССУЛЯР (от позднелат. grossula-ria - крыжовник ), минерал из группы граната. Хим. состав Саз(А1, Fе)2[SiO4]з. Бесцветный до буро-жёлтого, зелёного. Твёрдость по минералогич. шкале 6, 5-7, 0; плотность 3530-3600 кг/м 3. ГРОСУЛ Яким Сергеевич [р. 8(21 ). 9. 1912], советский историк, чл.-корр. АН СССР (1966 ). Акад. и президент АН Молд. ССР (с 1961 ). Чл. КПСС с 1939. Специалист по истории и историографии Молдавии 19-20 вв., автор и соавтор монографий " Крестьяне Бессарабии (1812-1861 гг. ) " (1956 ), " Крестьянская реформа 60-70 гг. XIX в. в Бессарабии" (1956 ); 2-томной " Истории Молдавской ССР" и мн. др. работ. Деп. Верх. Совета СССР 5-6-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина и 2 др. орденами. ГРОСФАТЕР, гросфатертанц (от нем. GrоВvater - дедушка, Tanz - танец ), немецкий шуточный танец, сопровождавшийся пением. Был распространён в 17-19 вв. Исполнялся на семейных праздниках (общий заключительный танец). Состоял из медленной трёхдольной и быстрой двухдольной частей. Использован в циклах фп. пьес " Бабочки" и " Карнавал" Шумана, в балете " Щелкунчик" Чайковского. ГРОТ (Grote) Джордж (17.11.1794, графство Кент, - 18.6.1871, Лондон), английский историк античности. Гл. труд Г., посвящённый истории Др. Греции с древнейших времён до 301 до н. э., отличался для своего времени яркостью и полнотой изложения материала. Он исследовал преим. политич. историю; крайне идеализировал афинскую демократию. Рассматривая раннюю греч. историю с позиций гиперкритицизма, Г. отрицал достоверность событий вплоть до 8 в. до н. э.; модернизировал историю Др. Греции. С о ч.: History of Greece, 5 ed., v. 1-10, L., 1888; Plato and the other companions of Sokrates, 2 ed., v. 1 - 3, L., 1867; Aristotle, v. 1 - 2, L., 1872; Fragments on ethical subjects, L., 1876; The minor works, L., 1873. Лит.: Бузескул В. П., Введение в историю Греции, Зизд., П., 1915, с. 270 - 81; Васильевский В. Г., Взгляд на историю афинской демократии, " Журнал Министерства народного просвещения", 1867, ч. 134, с. 87 -145. Л. Н. Казаманова. ГРОТ Николай Яковлевич [18(30).4.1852, Хельсинки, - 23.5(4.6). 1899J, русский философ-идеалист. Сын Я. К. Трота. Проф. Моск. университета (с 1886), пред. Моск. психологич. общества, первый редактор журнала " Вопросы философии и психологии" (с 1889). Г. эволюционировал от позитивистского отрицания философии (" Отношение философии к науке и искусству", 1883) к попыткам создать самостоят. систему, используя для этого, в частности, элементы философии Дж. Бруно, И. Канта, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. Ранние психологич. работы Г. (" Психология чувствований...", 1879-80 ) обнаруживают влияние рефлекторной теории И. М. Сеченова. В дальнейшем Г. стремился построить учение о взаимодействии психич. и материальных процессов, вводя понятие психич. энергии, что сближает его концепцию с энергетизмом В. Оствальда. Г. стремился доказать бытие бога, выступив одним из предшественников веховства (см. " Ве-xи") и богоискательства. Соч.: Основные моменты в развитии новой философии, М., 1894; Джордано Бруно и пантеизм, Од., 1885; Философия и ее общие задачи. Сб. ст., СПБ, 1904. Лит.: Николай Яковлевич Грот..., СПБ, 1911 (имеется библ.). П. С. Шкуринов. ГРОТ Яков Карлович [15(27 ). 12.1812, Петербург, - 24.5(5.6 ). 1893, там же], русский филолог, акад. Петерб. АН (1856 ). Проф. Гельсингфорсского ун-та (1840-52 ), проф. Петерб. лицея (1852- 1862 ). Автор работ по истории швед. и фин. лит-ры, по сканд. фольклору и мифологии, переводов сканд. поэтов, а также исследований о рус. лит-ре: " Пушкин, его лицейские товарищи и наставники" (1887, 2 изд. 1899 ), " Литературная жизнь Крылова", " Очерк жизни и поэзии Жуковского" (1883 ). Издал " Сочинения Г. Р. Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота" (т. 1-9, 1864-83 ) и др. " Филологические разыскания" (т. 1-2, 1873, 4 изд. 1899 ) посвящены рус. грамматике и лексикологии. Большое значение имел труд " Русское правописание" (1885, 22 изд. 1916 ), установивший нормы рус. правописания, к-рое с небольшими изменениями сохранялось до орфографич. реформы 1918. В 1891 под рук. Г. стал издаваться ака-демич. " Словарь русского языка" (участвовал в трёх выпусках - буквы А -Д ). Соч.: Труды, под ред. К. Я. Грота, т. 1 - 5, СПБ, 1898 -1903; Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, т. 1-3, СПБ, 1896. Лит.: Грот К. Я., Материалы для жизнеописания акад. Я. К. Грота, СПБ, 1912; Памяти акад. Я. К. Грота. 1812 - 1893, СПБ, 1913; Виноградов В. В., Русская наука о русском литературном языке, " Уч. зап. МГУ", 1946, в. 106, т. 3, кн. 1; Цейтлин Р. М., Краткий очерк истории русской лексикографии, М., 1958, гл. 7. P.M. Цейтлин. ГРОТ, Гротс Янис Янисович [27.1 (9.2 ). 1901, Силамуйжа, ныне Мадон-ский р-н Латв. ССР, -30.11.1968, Рига], латышский советский поэт. Род. в крестьянской семье. Г. вошёл в латыш. поэзию как романтик, бунтарь против бурж. действительности, пылко утверждающий будущее человечества (сб. " Вешние воды", 1925, " Вечерние облака", 1930, и др. ). Писал сатирич. пьесы о бурж. Латвии (" Привет свободной Латвии! ", 1930 ), ли-рико-романтич. драмы (" Пушкин", 1937; " Стенька Разин", 1932, и др. ). К концу 30-х гг. его поэзия становится грустной, усталой (" В глубоких снегах", 1939 ). В стихах Г. сов. лет звучат мотивы дружбы народов, филос. раздумья (сб. " Утренний час", 1946; " Вечерние рассказы в посёлке", 1959 ). Поэзию Г. отличают душевность, музыкальность. Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-6, Riga, 1968 - 1971. Лит.: Очерк латышской советской литературы. Рига, 1957. И. В. Киршентале. ГРОТ (франц. grotte, от итал. grotta ), 1 ) неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом; 2 ) расширение пещеры после узкого прохода; 3 ) ниша в конце ледникового языка, откуда вытекают талые воды. ГРОТ в архитектуре, тип паркового сооружения (порой в виде павильона ), кладка и отделка к-рого (ракушки, туф, морские камни ) имитируют естеств. пещеру. Г. были особенно широко распространены в европ. садово-парковой архитектуре 17-18 вв. (в России - с 18 в. ). ГРОТГЕР (Grottger ) Артур (11.11.1837, Оттынёвице, ныне Отыневичи Жидачов-ского р-на Львовской обл., -13.12.1867, Амели-ле-Бен, Франция ), польский график и живописец. Представитель романтизма. Учился во Львове (1848-52 ) у Я. Машковского и Ю. Коссака, в Школе изящных иск-в в Кракове (1852-54 ) и в венской АХ (1855-58 ). Создал циклы картонов (итал. карандаш, мел ), посвящённые драматич. событиям нац.-освободит. борьбы и Польского восстания 1863-64. Писал историч. композиции, портреты, батальные и жанровые сцены. Реализм и патриотич. героика уживаются у Г. с элементами академизма и мистич. символики. Лит.: Р и с i a t a-P awlowska J., Artur Grottger, Torun, 1962. ГРОТГУС, Гроттус (Grotthuss, Grothus ) Кристиан Иоганн Дитрих (с 1805 известен как Теодор Г. ) [20.1. 1785, Лейпциг, -14(26 ). 3.1822, Гедучяй (Литва ) ], прибалтийский физик и химик. В 1803- 1804 и 1806-08 слушал лекции в высших школах Лейпцига и Парижа. В 1805 дал первое правильное теоретич. объяснение разложения воды электрич. током. Установил, что свет, поглощённый веществом, может вызывать в нём химич. реакцию (см. Гротгуса закон), открыл ускоренное окисление веществ свободным кислородом под действием света. Теориями Г., особенно в области электролиза и химического сродства, пользовались многие исследователи, не упоминая его имени. Соч.: Abhandlungen uber Elektrizitat und Licht, Lpz., 1906 (Ostwald's Klassiker der exakten Wissenschaften, № 152), в рус. пер.: О разложении посредством гальванического электричества воды и растворенных в ней веществ, в кн.: Избранные труды по электричеству, М., 1956. Лит.: Страдынь Я. П., Теодор Грот-гус. М., 1966 (имеется библ.). ГРОТГУСА ЗАКОН, первый закон фотохимии, согласно к-рому хим. реакцию в веществе может вызвать только поглощённая часть падающего на него света. Впервые высказан на основании теоретич. соображений в 1818 К. Гротгусом. Это положение обосновали экспериментально Дж. Гершель (1842) и Дж. Дрейпер (1843); оно называется также законом Гротгуса - Дрейпера. Г. з. имел важное значение как предшественник закона фотохимич. эквивалентности, открытого А. Эйнштейном в 1912-13 (см. Фотохимия). ГРОТЕВОЛЬ (Grotewohl) Отто (11.3. 1894, Брауншвейг, - 21.9.1964, Берлин ), деятель герм. рабочего движения, политич. и гос. деятель ГДР. По профессии печатник. Окончил 8-летнюю школу; в 1924- 1926 учился в Академии им. Лейбница в Ганновере, в 1926-30 вольнослушатель Высшей политич. школы, Высшей коммерческой школы в Берлине и Берлинского университета. Вступил в 1908 в организацию социалистич. рабочей молодёжи в Брауншвейге, в 1910 стал её председателем, активно боролся против милитаризма. В 1912 вступил в С.-д. партию Германии. В 1914-18 служил в армии, осуждал предательскую политику руководства С.-д. партии. В 1918 вступил в Независимую с.-д. партию Германии, в 1922 стал снова чл. С.-д. партии, впоследствии принадлежал к её левому крылу. В 1919-21 служащий коммунальной страховой кассы. В 1920- 1925 деп. ландтага земли Брауншвейг, в 1921-22 мин. внутр. дел и нар. образования, в 1923-24 мин. юстиции пр-ва Брауншвейга. В 1925-33 деп. герм. рейхстага от С.-д. партии. Одновременно пред. орг-ции С.-д. партии в Брауншвейге, в 1925-33 президент земельной страховой компании Брауншвейга. В 1933, после захвата власти нацистами, был отстранён от работы. Принимал активное участие в нелегальной антифаш. борьбе. В 1938 Г. был арестован по обвинению в гос. измене и до марта 1939 находился в тюрьме. В ноябре вновь арестован по подозрению в заговоре против Гитлера и в течение 4 мес был под следствием. После освобождения продолжал антифаш. деятельность. В 1940-45 работал в одной из берлинских строит. контор. После разгрома фаш. режима в Германии Г. развернул активную деятельность в восстановленной С.-д. партии Германии. В 1945 был избран пред. Центр. правления С.-д. партии. Решительно выступил за единство герм. рабочего движения. При непосредственном активном участии Г. в 1946 в восточной части Германии произошло объединение КПГ и СДПГ в Социалистич. единую партию Германии (СЕПГ ). На объединит. съезде в апр. 1946 Г. был избран в Центр. правление СЕПГ и стал (вместе с В. Пиком) одним из её председателей. С 1946 чл. Центрального секретариата Правления СЕПГ, с 1949 чл. Политбюро Центрального правления, а затем - Политбюро Центрального Комитета СЕПГ. После провозглашения Германской Демократич. Республики (7 окт. 1949) стал премьер-министром ГДР. С 1947 Г. входил в состав постоянного комитета Нем. нар. конгресса за единство и справедливый мир, а в 1948-49 в состав Нем. нар. совета. Был пред. Конституц. комиссии Народного совета, разработавшей первую Конституцию ГДР (1949). С 1950 чл. Нац. совета Нац. фронта демократич. Германии. С сент. 1960 - один из зам. пред. Гос. совета ГДР. Г. неоднократно выступал с заявлениями и мн. конструктивными предложениями, в к-рых находили отражение последовательная борьба ГДР за демократию и социализм, за укрепление дружбы с Советским Союзом и др. социалистич. странами, против возрождения милитаризма и реваншизма в ФРГ, за мир и безопасность в Европе. Награждён орденом Карла Маркса, 3 орденами (в золоте ) за заслуги перед отечеством. Трижды удостоен звания Героя Труда ГДР (1954, 1959, 1964 ). Награждён орденом Ленина. Соч.: Im Kampf um die einige Deutsche Demokratische Republik. Reden und Aufsatze, Bd 1 -6, В., 1959-1964; в рус. пер.- Избр. произв. (1945-1960), М., 1966. В.И.Цапанов. ГРОТЕСК (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1 ) орнамент, включающий в причудливых, фантастич. сочетаниях изобразит. и декоративные мотивы (растит. и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и т. д. ). Г. были названы др.-рим. лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в. при раскопках подземных помещений (" гротов" ) " Золотого дома" Нерона (1 в. н. э. ) и др. сооружений. Г. использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, худ. Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля ). 2 ) Тип художеств. образности (образ, стиль, жанр ), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Г. резко смещает " формы самой жизни", создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Г. свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Г. таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает " противоречивое единство" разнородного, разрушает общепринятые предрассудки. Г.- древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов ). Приёмы Г. присущи комедиям Аристофана и Плавта. К Г. охотно прибегало средневековое иск-во (напр., фигуры " химер" на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока - в драме ). Став характерной формой н а-родной культуры (особенно - карнавалов ) европ. средневековья, Г. выразил стихийно материалистич. и стихийно диалектич. понимание бытия народом. Художеств. вершина этого " гротескного реализма" - литература, живопись и театр Ренессанса (напр., " Похвала глупости" Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре У. Шекспира, итал. комедия дель арте, живопись X. Босха и П. Брейгеля, графика Ж. Калло и особенно - " Гарган-тюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле). Определяющие структуру образа принципы ре-нессансного Г.- отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирич. смеха нового времени. Ренессансный Г. выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной " неготовности" бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство историч. перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом. Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирич. Г., обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтич. Г. выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагич. ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством Г. подчёркивали антиномию эстетич. и нравственного (напр., у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинпле-на и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы -" Человек, который смеётся"). Нем. романтики отчётливо различают в гротескном мире " добро" и " зло", разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность Г.: смех принял форму иронии и сарказма (" Крошка Цахес" и " Повелитель блох" Э. Т. А. Гофмана ). Романтики с помощью Г. совершили художеств. открытие - душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю " бесконечность" личности. Среди реалистов 19 в. гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя - художников с весомым романтич. наследием. Смысл Г., однако, обрёл у реалистов большую социально-историч. ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирич. Г.- " История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного Г. В 20 в. Г. становится вновь характерной формой иск-ва, в т. ч. ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм, сюрреализм и др. ). В модернистском Г. (в тенденции ) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в к-ром правит " оно" - непостижимая и бесчеловечная сила, " безусловная необходимость", превращающая человека в марионетку; Г. пронизан " страхом жизни" и сознанием абсурдности бытия (Э. Ионеско, С. Беккет, С. Дали ). Мотивы модернистского Г. присутствуют в творчестве мн. крупных художников 20 в., гротескный мир к-рых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму (" Превращение" и " Процесс" Ф. Кафки, пьесы Л. Пиранделло, живопись М. Шагала, ряд картин П. Пикассо ). Реалистич. Г. (Я. Гашек, Ч. Чаплин, Б. Брехт ), выражая социальные коллизии 20 в., историч. " стихию" и могущество зла, сохраняет при этом осн. мотивы " гротескного реализма" и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии В. В. Маяковского (" Клоп", " Баня" ), пьесы-сказки Е. Л. Шварца (" Дракон", " Голый король" ), опера-сказка " Любовь к трём апельсинам" С. С. Прокофьева, режиссура Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда. Как элемент стиля заострённый комич. приём Г. характерен для ряда комич. жанров - карикатуры, памфлета, фарса, буффонады, клоунады, эксцентрики и др. Лит.: Луначарский А., О смехе. Собр. соч., т. 8, М.. 1967; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Манн Ю. В., О гротеске в литературе, М., 1966; Эйхенбаум Б. М., Как сделана " Шинель" Гоголя, в его кн.: О прозе. Л., 1969; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960: Pie1 P., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance. В.. 1962. Н. П. Розин. ГРОТЕСК, вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек. ПРАВДА, ПРАВДА, ПРАВДА. Применяется гл. обр. для набора заголовков в газетах, объявлений, афиш ГРОТЕФЕНД (Grotefend ) Георг Фридрих (9.6.1775, Мюнхен, -15.12.1853, Ганновер ), немецкий филолог, положивший начало дешифровке др.-персидской клинописи. Свои исследования начал, будучи школьным учителем в Гёттингене. В основу дешифровки взял 2 надписи перс. царей Ахеменидов. Исходя из повторяемости в этих надписях разгаданного им слова " царь" и опираясь на цепь логич.рассуждений, прочёл (в 1802 ) начало первой надписи как " Дарий, царь великий, царь царей, Гистаспа сын, Ахеменид", а начало второй как " Ксеркс, царь великий, царь царей, Дария царя сын, Ахеменид". Техническая характеристика некоторых грохотов, выпускаемых в СССР
Лит.: Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л. -М., 1958. И. М. Дьяконов. ГРОТОН (Groton ), город на Атлантич. побережье США, в шт. Коннектикут, при впадении р. Темс в пролив Лонг-Айленд. 38, 5 тыс. жит. (1970 ). Имеется крупная верфь, строящая подводные лодки (в т. ч. атомные подводные лодки ). Вблизи - база подводного флота США. ГРОТСВИТА (Hrotsvitha ) (ок. 935- ок. 975 ), немецкая писательница; см. Хросвита. ГРОТТУС Кристиан (1785-1822 ), прибалтийский физик и химик; см. Гротгус К. ГРОТФОНТЕЙН, Хрутфонтейн (Grootfontein ), населённый пункт в Намибии (Юго-Зап. Африка ). Ок. 3, 7 тыс. жит. Веткой связан с ж. д. Цумеб - Уолфиш-Бей. Центр с.-х. р-на (кукуруза, животноводство ). В р-не Г.- добыча меди, свинца, цинка и ванадия.
|