Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Музыка. Самые ранние сведения о груз






Самые ранние сведения о груз. нар. музыке относятся к 8 в. до н. э. В отличие от одноголосных песен др. народов Закавказья, для груз. песенного фольклора характерен многоголосный хоровой склад (особенно типичен трёхголосный ), богатый по ладовому, ритмо-интонац., гармонич. и полифонич. строению. Для муз. фольклора Г. характерно большое разнообразие форм, жанров (трудовые, обрядовые, плясовые, колыбельные, лирич., шуточные и др. ), стилей, вместе с тем имеются осн. приметы для каждого его этнографич. ответвления. Картали-но-кахетинские песни Вост. Г. отмечены эпич. величавостью и степенностью; их мелодии, широко напевные, речитативно-импровизационные, богато орнаментированы и имеют чёткую ладовую основу. Как правило, ведущими голосами являются два верхних, перемежающихся друг с другом; басы выполняют функцию органного пункта. Распространены (особенно в горных селениях Пшаветии и Хевсуретии ) одноголосные и двухголосные песни, отмеченные архаичной суровостью. Песни Зап. Г., особенногурийские и мегрельские, отличаются кипучей динамикой, большой подвижностью и виртуозностью всех голосов, в т. ч. и басовых, сложными контрапунктич. приёмами, высокой техникой голосоведения. Оригинален в гурийских песнях " криманчули" (" извивающийся голос" ) - верхний голос, исполняющий фальцетом мелодию виртуозного характера. Распространены одноголосные песни, в их числе аробная " Урмули", гумновая " Оровела", причет " Зари" и др. Популярны нар. танцы: картули, перхули, церули, хоруми и др.

С древнейших времён распространены нар. муз. инструменты: чонгури, панду-ри, чанги (струнно-щипковые ), чунири (струнно-смычковый ), гудаствири (волынка), саламури (свистковая флейта ), соинари или ларчеми (многоствольная флейта, род флейты Пана ), кнари (лира ), буки (труба ), саквири (сигнальный рог ), доли (двухсторонний барабан ), дайра (бубен ) и др. Лирич. песни Зап. и Вост. Г. исполняются в сопровождении чонгури и пандури.

В груз. муз. фольклоре используются различные диатонич. лады, в горских песнях Вост. Г. употребляется пшав-ский лад (фригийский лад с повышенной 6-й ступенью ). Для хоров типичны движения голосов трезвучиями, параллельными квинтами, квартами. В песнях Зап. Г. контрапунктич. развитие голосов более активно и свободно, гармонии порой более резкие.

В 4 в. зарождается груз. церк. музыка, к-рая испытала большое влияние нар. многоголосия (сб. духовных гимнов Ми-кёла Модрекили, 10 в., и др. ). Ранние образцы груз. хорового проф. творчества зафиксированы древнегруз. нотными знаками, над расшифровкой к-рых работают учёные.

В 18 в. зарождается муз. культура городского населения, преим. ремесленников, в создании к-рой, кроме грузин, участвовали и др. национальности Закавказья, а также Ирана. В городском фольклоре распространение получили одноголосные песни, исполняемые под аккомпанемент струнно-щипковых (тари, саз ), духовых (дудуки, зурна) и ударных инструментов. Популярными стали лирич. песни ремесленников - карачохели.

После присоединения Г. к России в 19 в. устанавливаются постоянные связи с рус. и европ. муз. культурами. В 1851 открывается оперный театр в Тбилиси, устраиваются камерные и симф. концерты. Усиливается интерес груз. общественности к нац. муз. культуре. В 1873 по инициативе певца X. И. Саванели и пианиста А. О. Мизандари в Тбилиси основаны хоровые, а затем муз. курсы (с 1886- муз. уч-ще). Педагогич. и исполнительскую деятельность ведут М. М. Ипполитов-Иванов, Н. С. Кленовский и др. Возникает большой интерес к собиранию и изучению груз. муз. фольклора. В 1885 Ладо Агниашвили организовал первый груз. этнографич. хор. Нар. песни собирают и публикуют ф. Я. Ко-ридзе, И. Г. Каргаретели, 3. И. Чхиквадзе, А. С. Бенашвили, затем 3. П. Палиашвили, основоположник груз. муз. науч. фольклористики Д. И. Аракишви-ли и др. Изучением груз. нар. муз. творчества занимаются и рус. музыканты (X. А. Гроздов, А. Н. Корещенко). В 1880-90-х гг. М. А. Баланчивадзе и И. Г. Каргаретели создают первые груз. романсы. М. А. Баланчивадзе является также автором первой груз. оперы " Коварная Тамара" (" Тамар Цбиери", поставлена впервые в отрывках в 1897, Петербург). Вторая груз.опера " Маленький кахетинец" Н. П. Сулханишвили, начатая тогда же, осталась неоконченной. В 1905 учреждается груз. филар-монич. об-во, осуществившее постановку опер рус. и зап.-европ. композиторов на груз. яз. В 1911 исполняется первая груз. симф. картина " Гимн Ормузду" Д. И. Аракишвили. В 1917 в Тбилиси открывается консерватория. В 1918 силами " Груз. клуба" ставится опера Р. Гог-ниашвили " Кристине". В 1919 на сцене оперного театра впервые появляются груз. оперы: " Сказание о Шота Руставели" Д. И. Аракишвили, монументальная эпич. опера-легенда " Абесалом и Этери" 3. П. Палиашвили и комич. опера " Ке-то и Котэ" В. И. Долидзе. В 1919 была открыта первая груз. оперная студия.

Огромный подъём нац. муз. культуры наступил после установления в Г. Сов. власти (1921). Вводится общедоступная система муз. образования. В 1922 в Тбилиси открывается вторая консерватория (в 1924 объединена с первой). В 1920-е гг. получает развитие нац. опера. 3. П. Палиашвили создаёт оперы " Даиси" (пост. 1923) и " Латавра" (пост. 1928). В 1926 в новой ред. ставится опера " Тамар Цби-ери" (3-я ред. 1936, под назв.- " Дареджан Цбиери" -" Коварная Дареджан") М. А. Баланчивадзе. Появляются груз. детские оперы Ш. М. Тактакишвпли. Оперы Д. И. Аракишвили " Жизнь - радость" (" Динара", 1926) и В. И. Долидзе " Лейла" (1922), " Цисана" (1929) завершают первый классич. период груз. оперы. Наряду с оперой развивается жанр романса, получивший особенно яркое воплощение в творчестве Д. И. Аракишвили.

В 1922 создаётся " Об-во молодых груз. музыкантов", при к-ром организуется в 1924 симф. оркестр и струнный квартет. С кон. 1930-х гг. симф. жанр становится ведущим в груз. музыке. Среди первых крупных произв.: симф. поэма " Гандегили" (" Отшельник", 1937) Г. В. Киладзе, симф. поэма" Звиадаури" (1940) Ш. М. Мшвелидзе, 1-я симфония А. М. Баланчивадзе (1944) и др. В конце 40-х и в 50-х гг. создаются 1-я симфония (1949) и фп. концерт (1951) О. В. Такта-кишвили (он же автор гимна Груз. ССР, 1946), скрипичный концерт А. Д. Мача-вариани (1950). Авторами симфоний, симф. поэм, инструмент. концертов, сюит явились Д. И. Аракишвили, В. И. Долидзе, К. В. Мегвинет-Ухуцеси, А. К. Анд-риашвили, И. Р. Гокиели, А. П. Кересе-лидзе, Р. К. Габичвадзе, А. В. Шаверза-швили, Д. А. Торадзе, Р. И. Лагидзе, С. Ф. Цинцадзе, М. Ш. Давиташвили, Н. Д. Сванидзе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, О. М. Гордели, Ф. П. Глонти, Н. Л. Мамисашвили, Н. К. Габуния, Г. А. Канчели, В. Ш. Азаращвили и др. В симф. творчестве 2-й пол. 50-х гг. и в 60-е гг. заметен большой интерес к поискам новых приёмов в области мелодич. и гармонич. яз., стремление к овладению сложнейшими муз. средствами.

Многогранно развивается камерно-ин-струмент. музыка, основоположниками к-рой являются Ш. М. Тактакишвнлк (автор первых груз. струнных квартетов и виолончельных пьес ), И. И. Туския (сочинения для скрипки, струнный квартет ), А. М. Баланчивадзе (фп. пьесы ). Виднейшее место в этом жанре занимает творчество С. Ф. Цинцадзе - автора 7 струнных квартетов, мн. миниатюр для квартета, виолончели. Плодотворно работают в области камерно-инструмент. жанра Н. И. Гудиашвили, А. В. Ша-верзашвили, Р. И. Лагидзе, Т. Л. Бакрад-зе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, Н. К. Габуния, Н. М. Вацадзе, О. М. Гордели, В. Ш. Азарашвили и др. В 1940-х гг. создаются первые оперы на совр. темы: " Депутат" Ш. М. Тактакишвили (пост. 1940), " Родина" И. И. Туския (пост. 1940 ), оперы на темы крест. восстания - " Разбойник Како" А. К. Андриашвили (пост. 1940) и историко-революц. движения " Ладо Кецховели" Г. В. Киладзе (пост. 1941), а также на героико-патри-отич. сюжеты -" Маленький кахетинец" И. Р. Гокиели (1943), " Мать и сын" А. Д. Мачавариани (пост. 1945). На совр. темы были написаны и оперы " Призыв гор" Д. А. Торадзе (1947) - первая груз. опера на тему Великой Отечеств. войны 1941-45, " Мзия" А. М. Баланчивадзе (пост. 1949), " Марине" А. В. Шаверзашвили (пост. 1954); оперы создали А. К. Андриашвили, Ш. И. Азмайпара-швили и др. Значит. произведениями груз. муз. театра явились монументально-эпич. опера " Сказание о Тариэле" Ш. М. Мшве-лидзе (пост. 1946) по поэме Ш. Руставели " Витязь в тигровой шкуре", историко-патриотич. " Баши-Ачуки" А. П. Кере-селидзе (пост. 1946) и опера для детей " Непрошеные гости" А. И. Букия (пост. 1950). Дружбе рус. и груз. народов посвящена опера " Невеста Севера" Д. А. Торадзе (пост. 1958). В монумент. опере " Десница великого мастера" Ш. М. Мшве-лидзе (пост. 1961), по одноим. роману К. С. Гамсахурдиа, воплощены сози-дат. энергия и свободолюбие груз. народа. В 1961 пост. опера-поэма " Миндия" О. В. Тактакишвили по мотивам произв. Важа Пшавела. В 1967 написан оперный триптих О. В. Тактакишвили, включивший в себя оперы " Два приговора" и " Солдат" (по новеллам М. С. Джавахишвили) и ораторию " Знамёна выше! " (по стихотворениям Г. В. Табидзе). Появился ряд опер для детей: " Красная шапочка" (пост. 1958) и " Хрустальный башмачок" (пост. 1965) И. Р. Гокиели, " Каджана" М. Ш. Давиташвили (пост. 1966) и др. Груз. композиторы создали ряд нац. балетов на героико-романтич. (А. М. Баланчивадзе ), героико-патриотич. (Д. А. Торадзе ), легендарно-фантастич. (Г. В. Киладзе ), историко-революционные (Ф. П. Глонти ) и др. темы; оригинально воплотились на балетной сцене произведения мировой классич. лит-ры (А. Д. Мачавариани, С. Ф. Цинцадзе, А. М. Баланчивадзе, Р. К. Габичвадзе) (см. раздел Танец. Балет).

Кантатно-ораториальный жанр, возникший в годы Сов. власти, уходит своими корнями в груз. нар. хоровой эпос. Первые груз. кантаты написаны М. А. Баланчивадзе (" Слава ЗАГЭСу", 1927) и 3. П. Палиашвили (" Посвящённая десятилетию Октября", 1927). В 1940-е гг. авторами ораторий и кантат явились Н. И. Гудиашвили, Н. В. Нариманидзе. Монумент. ораторию " Кавкасиони" создал Ш. М. Мшвелидзе (1949). Темы современности и патриотизма ярко и самобытно воплотились в " Сердце Картли" А. И. Чимакадзе (1952), " Дне моей Родины" А. Д. Мачавариани (1954). В 1960-е гг. написаны оратории " Слава Октябрю" А. В. Шаверзашвили (1959), " Родина моя" С. И. Насидзе (1967), " Революционная Грузия" Т. Л. Бакрадзе (1967). Глубиной и эпич. величавостью отличаются оратории О. В. Тактакишвили " По следам Руставели" (1964), созданная по одноим. циклу И. В. Абашидзе, " Бараташвили" (1970) - на стихотворения Н. М. Бараташвили.

Формирование жанра оперетты в Г. тесно связано с деятельностью Тбилисского театра муз. комедии им. В. Абашидзе (осн. 1934). В жанре оперетты работают Ш. Е. Милорава (автор 15 оперетт, в т. ч. популярной " Песни о Тбилиси", 1958) и Г. Г. Цабадзе, автор 10 оперетт (" Великолепная тройка", 1963, " Мой безумный брат", 1965, и др.), А. П. Кереселидзе, Р. И. Лагидзе, С. Ф. Цинцадзе, Н. И. Гудиашвили, Д. А. Торадзе, Ш. И. Азмайпарашвили, Р. К. Габичвадзе, В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди (автор одной из первых груз. муз. комедий ), Ш. Е. Джоджуа, Л. М. Яшви-ли, И. А. Геджадзе, В. Ш. Азара-швили, Н. К. Габуния, С. И. Насидзе, Б. А. Квернадзе.

Новый этап развития груз. романса начался с конца 1940-х гг. в творчестве А. Д. Мачавариани, А. И. Чимакадзе, Р. И. Лагидзе, Р. К. Габичвадзе и др. Создаются вокально-симф. циклы на тексты классич. и совр. груз. поэзии (О. В. Тактакишвили, А. Д. Мачавариани на тексты Важа Пшавела; Г. В. Табидзе и др. ).

В создании жанра груз. сов. массовой песни участвовали композиторы разных поколений, в т. ч. И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе, А. М. Баланчивадзе, Г. И. Кокеладзе, В. Г. Цагарейшвили, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, Р. И. Лагидзе и др. Важную роль в развитии песни сыграли киномузыка, эстрадная музыка и музыка к драматич. спектаклям (Р. И. Лагидзе, А. П. Кереселидзе, Г. Г. Цабадзе, С. Ф. Цинцадзе, А. И. Чимакадзе, Д. А. Торадзе, А. П. Мирианашвили, Л. М. Яшвили, О. Л. Тевдорадзе и др. ).

Значит. место занимает музыка для детей. Созданы произв. разных жанров, среди них, кроме упомянутых детских опер, балет С. Ф. Цинцадзе " Сокровище голубой горы" (пост. 1956 ), фп. концерты А. М. Баланчивадзе, Н. Л. Мамисашвили, Д. Д. Чхеидзе, фп. сочинения разных форм Т. А. Шаверзашвили (основоположницы этого жанра в груз. музыке), В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди, Э. Г. Эксанишвили, детские песни М. Ш. Давиташвили.

Среди композиторов звания нар. арт. Груз. ССР удостоены 3. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе, К. Г. Потцхверашвили. Нар. арт. СССР являются А. М. Баланчивадзе и А. Д. Мачавариани; нар. арт. Груз. ССР - А. И. Букия, Р. Г. Габичвадзе, И. Р. Гокиели, А. П. Кереселидзе, Р. И. Лагидзе, Ш. М. Мшвелидзе, Л. П. Палиашвили, О. В. Тактакишвили, Д. А. Торадзе, И. И. Туския, С. Ф. Цинцадзе, А. П. Марианашвили.

Основоположники нац. вокального иск-ва - нар. арт. Груз. ССР В. П. Са-раджишвили, О. А. Бахуташвили-Шуль-гина и нар. арт. СССР А. И. Инашвили. Среди выдающихся певцов Г.: нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, Д. Я. Андгу-ладзе, 3. И. Анджапаридзе, нар. арт. Груз. ССР Н. Г. Кумсиашвили, Е. Т. Со-хадзе, Н. А. Цомая, М. П. Накашидзе, Н. В. Харадзе, М. П. Амиранашвили, Л. Г. Чкония, Л. М. Гоциридзе, Н. С. Тугуши, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гам-рекели, Б. И. Кравейшвили, Г. М. Гри-горашвили, Д. С. Мчедлидзе, Н. А. Белакнели, Н. Д. Андгуладзе, Т. В. Мушку-диани, И. Л. Шушания, Ш. А. Кикнадзе и др. Среди груз. дирижёров: нар. арт. Груз. ССР И. П. Палиашвили, засл. деят. иск-в Груз. ССР Е. С. Микеладзе, Ш. И. Азмайпарашвили, нар. арт. СССР О. А. Димитриади, нар. арт. Груз. ССР

Д. Л. Мирцхулава, В. П. Палиашвили, дирижёры Г. В. Азмайпарашвили, Л. Г. Киладзе, Д. И. Кахидзе, 3. 3. Ху-родзе, Д. И. Гокиели и др.; пианистов: основательницы нац. школы нар. арт. Груз. ССР А. Д. Вирсаладзе, А. И. Ту-лашвили, пианисты Э. К. Вирсаладзе, М. В. Мдивани, М. Д. Чхеидзе, Т. К. Амираджиби, Н. К. Габуния, А. Ш. Нижарадзе; скрипачей: нар. арт. Груз. ССР М. Л. Яшвили, Л. А. Исака-дзе, Н. Л. Яшвили; виолончелистов: Г. К. Барнабишвили, А. И. Чиджавадзе, Т. Б. Габарашвили, Э. А. Исакадзе и др.

В Г. работают: Тбилисский академич. театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (филиал - в Кутаиси), Тбилисский театр муз. комедии им. В. Абашидзе, симф. оркестр (1933, первый художеств. руководитель дирижёр Е. С. Микеладзе), струнный квартет Г. (1930), Груз. филармония, капелла, эстрадный оркестр " Рэро", эстрадные вокально-инструмент. ансамбли " Орэра" и др. В Тбилиси имеются консерватория им. В. Сараджишвили, 3 муз. уч-ща, Центр. муз. школа, 17 муз. школ. Муз. уч-ща функционируют в Кутаиси, Сухуми, Батуми, Цхинвали, Телави, Поти, Гори, Боржоми, Сигнахи, Рустави. Муз. школы - во всех городах и районных центрах республики.

Лит.: Аракишвили Д. И., Краткий очерк развития грузинской, карталино-кахе-тинской народной песни, с приложением нотных примеров и 27 песен в народной гармонизации, [М.], 1905; его же, Сравнительный обзор народных пeceн и музыкальных инструментов Западной Грузии (Имеретни)..., ГМ.], 1908; его же, Грузинское народное музыкальное творчество, М., 1916; его ж е. Краткий исторический обзор грузинской музыки, Тб., 1940; Стешенко-Куфтина В. К., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, [Тб., 1936]; Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья. [Сб. ст. ], М., 1956; Грузинская музыкальная культура. Сб. ст., М., 1957; Хучуа П. В., Тбилисский ордена Ленина Государственный театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1962; Ингороква Павле, Музыка, ожившая через тысячелетие, " Курьер Юнеско", 1962, № 5; Торадзе Г. Г., Композиторы Грузин, Тб., 968. А. Г. Цулукидзе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал