Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Драматический театр






Существование в Г. театрально-зрелищной культуры в 5 в. до н. э. подтверждается археологич. находками и памятниками др. культуры. Большое развитие получил нар. театр, в особенности берикаоба- древнейший импровизац. нар. театр масок, с его прогрессивной, радикальной, антицерк. направленностью, и кееноба - массовое карнавальное празднество, выражавшее высокий пат-риотич. дух народа. Ещё в эпоху рабовладения появляется своеобразная форма театрально-зрелищного иск ва - сахиоба (представления в масках, сопровождающиеся музыкой ), включавшая декламацию, выступления акробатов, жонглёров. Сахиоба как дворцовый театр получила наибольшее развитие в ср. века и существовала вплоть до 18 в. Светские мотивы, проникавшие в сахиоба, иэлементы сатиры порождали враждебное отношение к ней церкви. В 60- 80-х гг. 18 в. возникает школьный театр. в 90-х гг.- при дворе Ираклия II - светский театр (во главе с драматургом Г. И. Авалишвили ). В 1795 почти все артисты этого театра погибли в боях во время нашествия орд Аги Мохаммед-хана на Тбилиси.

Большую роль в развитии груз. театра сыграло присоединение Г. к России. В 1845 в Г. был основан рус. драматич. театр. Театральная жизнь Г. в 1-й пол. 19 в. представлена в основном любительскими кружками. Возникновение реалистического направления в грузинской лит-ре способствовало возрождению в Г. проф. театра, основателем к-рого в 1850 стал драматург Г. Д. Эри-стави (в 1856 театр был закрыт ). В 1879 под влиянием идей нац.-освободит. движения писатели И. Г. Чавчавадзе и А. Р. Церетели вновь создали в Тбилиси, а затем в Кутаиси проф. театры, ставившие пьесы Г. Д. Эриста-ви, И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, А. А. Цагарели, А. М. Казбеги, рус. и зарубежную классику. Здесь выросла плеяда актёров реалистич. направления - В. А. Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили, Н. М. Габуния, М. М. Са-парова-Абашидзе, К. Д. Кипиани, К. С. Месхи, В. Л. Гуниа, Е. А. Чер-кезишвили, позднее Ш. Н. Дадиани, Н. П. Чхеидзе, А. С. Имедашвили, режиссёры К. А. Марджанишвили, В. И. Шаликашвили, А. Р. Цуцунава, М. Ф. Корели и др.

В годы пролетарского освободит. движения в Г. получают развитие нар. театры с их острой социальной направленностью и революц. пафосом. Революц. духом отмечена деятельность Кутаисского театра, к-рый возглавлял в 1897- 1906 актёр-трибун В. С. Алекси-Месхи-швили. На спектаклях этого театра в период Революции 1905-07 возникали митинги, ораторы призывали к борьбе с самодержавием. Передовые деятели груз. реалистич. театра пытались отстоять прогрессивные, демократич. традиции нац. иск-ва и в годы политич. реакции (1907- 1910 ). Ставились пьесы революц. содержания (" Когда пировали" Ш. Н. Дадиани, " Кто виноват? " Н. И. Накашидзе, " Соседи" Т. М. Рамишвили ), шли пьесы М. Горького (" На дне", 1908, Тбилиси, " Последние", 1910, Кутаиси ), Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Победа в Г. Сов. власти (1921 ) принесла театру обновление, обогатила его новым содержанием, поставила перед ним возвышенные цели. К. А. Марджанишвили возглавил сов. груз. театр, стал его основоположником и реформатором. Поворотным событием в жизни груз. театра явилась постановка К. А. Марджанишвили спектакля " Овечий источник" (" Фуэнте овехуна" ) Лопе де Вега (1922 ) в организованном в 1921 Театре им. Шота Руставели. Созвучность этого спектакля революц. эпохе, выдвижение на первый план темы народа, дух героики и романтики, высокая проф. культура сделали спектакль значит. явлением в истории сов. театра. Затем были поставлены пьесы: " Затмение солнца в Грузии" 3. Н. Антонова (1923), " Раздел" Г. Д. Эристави (1923), " Гамлет" У. Шекспира (1925) и др., а также произведения груз. сов. драматургов: Ш. Н. Дадиани, А. И. Шаншиашвили, П. М. Какабадзе и др.

В 20-е гг. начинали свой творческий путь актёры: Т. И. Чавчавадзе, В. И. Анджапаридзе, У. В. Чхеидзе, А. А. Хорава, А. А. Васадзе, Г. М. Давиташвили, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани, Э. Э. Апхаидзе, Ц. Р. Цуцунава, Ш. К. Гамбашидзе; режиссёры: А. В. Ахметели, Д. К. Антадзе, К. Е. Па-таридзе и др.

В 1928 в Кутаиси под рук. К. А. Марджанишвили был создан новый театр - 2-й Гос. драматич. театр (в 1930 театр был переведён в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя ). К. А. Марджанишвили поставил здесь спектакли: " В самое сердце" ITT. H. Дадиани (1928 ), " Кваркваре Тутабери" П. М. Какабад-зе (1929 ), " Рельсы гудят" В. М. Кир-шона (1929 ), " Хатидже" К. Р. Каладзе (1930 ), " Поэма о топоре" Н. Ф. Погодина (1931 ), " Страх" А. Н. Афиногенова (1932 ), " Светите, звёзды" И. К. Мики-тенко (1931 ). В 1929 он создал один из своих лучших спектаклей " Уриэль Акос-та" К. Ф. Гуцкова. Спектакли Театра им. К. А. Марджанишвили отличают пси-хологич. глубина и человечность, острая театр. образность.

Для Театра им. Ш. Руставели (в 1926- 1935 им руководил преемник Марджанишвили А. В. Ахметели ) характерен приподнятый монумент. стиль спектаклей, это театр героико-романтич. направленности, героич. характеров, что особенно проявилось в спектаклях: " Разлом" Б. А. Лавренёва (1928 ), " Анзор" А. И. Шаншиашвили по мотивам пьесы Вс. Иванова " Бронепоезд 14-69" (1928 ), " Разбойники" (" Ин тираннос" ) Ф. Шиллера (1933 ).

В конце 20-х и в 30 е гг. выдвинулись актёры: С. Д. Такаишвили, В. Д. Годзиа-швили, С.А.Закариадзе, Г. В.Шавгули-дзе, А. Л. Кванталиани, Т. Г. Цулукидзе, П. К. Кобахидзе, А. А. Омиадзе, Г. И. Сагарадзе и режиссёры: А. А. Васадзе, В. П. Кушиташвили, А. А. Такаишвили, Д. А. Алексидзе, Ш. Р. Агса-бадзе, Н. А. Годзиашвили, П. Я. Пран-гишвили, Г. Б. Журули, А. Е. Чхарти-швили, С. Ф. Челидзе, В. В. Таблиа-швили и др.

Образы современников были созданы в спектаклях: " Платон Кречет" А. Е. Корнейчука (1935 ), " Поколение героев" С. Д. Клдиашвили (1937 ) - в Театре им. Ш. Руставели; " Далёкое" А. Н. Афиногенова (1936 ), " Свадьба колхозника" П. М. Какабадзе (1938 ), " Зависть" И. Л. Вакели (1938 ) -в Театре им. К. А. Марджанишвили. В 40-е гг. груз. театр подходит к решению сложной задачи - воплощению на сцене образа В. И. Ленина. Среди исполнителей роли В. И. Ленина - П. К. Кобахидзе (" Кремлёвские куранты" Погодина, 1941, Театр им. К. А. Марджанишвили ), К. К. Мюфке (" Человек с ружьём", 1938; " Кремлёвские куранты", 1940, " Третья патетическая", 1958, Погодина, Русский драматический театр им. А. С. Грибоедова ).

С особой наглядностью проявилась героико-романтич. направленность груз. театра в годы Великой Отечеств. войны 1941 - 45 и в первые послевоен. годы. Были поставлены спектакли о героич. борьбе сов. народа против нем. захватчиков (" Батальон идёт на Запад", " Небо Москвы", " Партизаны" Г.Д. Мдивани, " Оленье ущелье" С. Д. Клдиашвили, " Победители" Б. В. Чирскова, " Жди меня" К. М. Симонова, " Гора раздумий"

Г.И. Шатберашвили, " Непобедимые" Л. П. Готуа, " Начальник станции" И. О. Мосашвили ) и историч. спектакли (" Царь Ираклий" Л. П. Готуа, " Георгий Саакадзе" и" Герои Крцаниси" А. И. Шаншиашвили, " Багратиони" А. А. Самсо-ния, " Киквидзе" В. А. Дарасели, " Олеко Дундич" М. А. Каца и А.Г. Ржешевского, и др. ).

Ставилась нац. классическая драматургия. На сцене Театра им. К. А. Марджанишвили шли " Гурия Ниношвили" Щ. Н. Дадиани по Э. Ф. Ниношвили (1934 ), " Сломанный мост" И. Г. Чавчавадзе (1935 ), " Иные нынче времена" А. А. Цагарели (1935 ), " Пастырь" по А. М. Казбеги (1948 ) и др.; Театр им. Ш. Руставели осуществил постановку пьес: " Осенние дворяне" по Д. С. Клдиашвили (1936 ), " Первый шаг" по Г. Е. Церетели (1948 ), " Отарова вдова" по И. Г. Чавчавадзе (1952 ), " Бахтриони" по Важа Пшавела (I960 ) и др.

Театры ставили рус. классику: произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Особенный успех имел " Ревизор" Н. В. Гоголя (1951, Театр им. К. А. Марджанишвили). Были осуществлены постановки пьес М. Горького " Враги" (1951), " На дне" (1957, 1968), " Мещане" (1968) и др.

Груз, театр сов. эпохи - театр больших страстей, широких социальных обобщений, яркой романтич. образности. Значит, место в репертуаре занимают пьесы У. Шекспира, Ф. Шиллера, Ж. Б. Мольера, Лопе де Вега, К. Голь-дони, Б. Шоу. Событием в театральной жизни Г. стали спектакли Театра им. Ш. Руставели-" Отелло" Шекспира (1937, Отелло-А. А. Хорава, Яго-А. А. Васадзе), " Испанский священник" Дж. Флет-чера (1954), " Царь Эдип" Софокла (1956, Эдип-А. А. Хорава, С. А. Закариадзе, Э. А. Манджгаладзе), и Театра им. К. А. Марджанишвили - " Антоний и Клеопатра" Шекспира (1951, Клеопатра - В. И. Анджапаридзе), " Мария Стюарт" Шиллера (1955), " Ричард III" Шекспира (1957, Ричард III - В. Д. Годзиашвили). Ставится совр. зарубежная драматургия: пьесы Б. Брехта, Дж.Пристли, Ж.Ануя и др. Лучшие спектакли 50 - 60-х гг.: " Марине" (" Стрекоза") М. Г. Бараташвили (1950), " Его звезда" И. О. Мосашвили (1951), " Секретарь райкома" Р. Ш. Табукашвили (1954), " Лавина" М. Н. Мревлишвили (1956), " Я, бабушка, Илико и Илларион" (I960 ) и " Я вижу солнце" (1962 ) Н. В. Думбадзе и Г. Д. Лордкипанидзе, " Святые в аду" А. И. Гецадзе (1967 ), " Похищение луны" К. С. Гамсахурдиа (1968 ) - Театр им. К. А. Марджанишвили; " Дети моря* Г. Хухашвили (1962 ), " Человек рождается однажды" О. Ш. Иоселиани (1962 ), " Солнечная ночь" Н. В. Думбадзе (1967 ) - Театр им. Ш. Руставели; " Заря Колхиды" К. А. Лордкипанидзе и " Дали неоглядные" Н. Е. Вирты (оба в 1959 ) - в Кутаисском театре; " Баня" В. В. Маяковского (1959)-в Сухумском театре; " Святые в аду" А. И. Гецадзе в Сухумском, Батумском, Зугдидском театрах (1967 ) и др.

В 1940 - 50-е гг. в театр пришло новое пополнение актёров, играющих значит. роль в совр. иск-ве: М. В. Чахава, М. С. Тбилели, С. А. Канчели, Н. Г. Чхеидзе, Е. В. Кипшидзе, Э. А. Манджгаладзе, Г. В. и М. В. Гегечкори, К. И. Ма-харадзе, Я. В. Трипольский, Э. А. Магалашвили, М. В. Джапаридзе, Д. В. Чи-чинадзе, Б. П. Кобахидзе, Р. Г. Чхиквадзе, Г. Г. Сагарадзе, Т. И. и Е. С. Са-кварелидзе, а также режиссёров: М. А. Туманишвили, Л. К. Иоселиани, А. А. Двалишвили, Г. Д. Лордкипанидзе, Ю. С. Какулия, Т. П. Кандинашвили и др.

В 1970 в Г. работали 22 проф. драматич. театра, из них-в Тбилиси: Театр им. Ш. Руставели, Театр им. К. А. Марджанишвили, Груз. ТЮЗ, Рус. ТЮЗ, Груз. кукольный театр, Рус. драматич. театр им. А. С. Грибоедова, Театр арм. драмы им. С. Шаумяна. Работают театры в Кутаиси (Театр им. Л. Месхишвили икукольный), Сухуми (две труппы - грузинская и абхазская), Батуми (Театр им. И. Чавчавадзе ), Рустави, Гори, Цхин-вали (две труппы - грузинская и осетинская ), Чиатуре, Телави, Поти, Маха-радзе, Зугдиди, Ахалцихе.

В 1939 в Тбилиси создан Груз.гос. театральный ин-т им. Ш. Руставели. В 1945 образовано Груз. театральное об-во.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 384-385 ).

Лит.: Театр в Тифлисе с 1845 - 1856 год, Тифлис, 1888; Амаглобели С., Грузинский театр (Основные этапы развития). Предисловие А. В. Луначарского, М., 1930; Константин Александрович Марджанишвили. Творческое наследие, т. 1 - 2, Тб., 1958 - 1966; Гугушвили Э.иДжанелидзе Д., Грузинский гос. драматический театр имени Котэ Марджанишвили, Тб., 1958; Шапатава Е., Тбилисский Государственный театр русской драмы им. А. С. Грибоедова, Тб., 1958; Февральский А., Театр им. Руставели. М., 1959; Джанелидзе Д. С., Грузинский театр с древнейших времен до второй половины XIX века, Тб., 1959: История советского драматического театра, т. 1 - 5, М.. 1967 - 69.638.53). mS., 1965. Э. Н.Гугушвили.

Цирк. На городских площадях, нар. гуляньях, на празднествах во дворцах в Г. издавна выступали канатоходцы, акробаты на ходулях, жонглёры, наездники.В 1957 создан проф. Груз. цирковой коллектив (премьера в 1958, Тбилиси ), с 1968 - засл. коллектив Груз. ССР, гастролирует за рубежом. Среди артистов цирка: засл. арт. Груз. ССР Г. А. Агдгомелашвили, А. А. Дадешке-лиани, Г. Г. Гарсеванишвили, Н. С. Ма-цаберидзе, Г. И. Натрошвили, А. 3. Те-диашвили и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал