Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Памятники художеств. культуры на терр






Памятники художеств. культуры на терр. Д. прослеживаются с 8-го тыс. до н. э. (статуэтки из янтаря, кромлехи и дольмены эпохи неолита и бронзы; наскальные изображения сцен войны и охоты, обнаруженные на о. Борнхольм, оружие и украшения эпохи бронзы; серебряные сосуды и золотые монеты жел. века ). От " эпохи викингов" сохранились остатки крепостей Треллеборг на о. Зеландия, Аггерсборг близ Лим-фьор-да (часть кольцевых укреплений, основания каркасных деревянных домов в форме ладьи ), а также кам. стелы с рунич. надписями в узоре из петель, плетёнок и фигур фантастич. животных.

Со времени создания единого дат. королевства (10 в. ) и принятия христианства (ок. 960 ) начинается стр-во деревянных, а с сер. 11 в.- каменных (церковь Богоматери в Роскилле ), базиликальных церквей. В романский период (12 - нач. 13 вв. ) возводятся соборы с планом в виде вытянутого (латинского ) креста, отличающиеся массивными, приземистыми формами (соборы в Рибе и Виборге ). Своеобразны круглые церкви на о. Борнхольм, с толстыми стенами, сторожевыми ходами и брустверами. Со 2-й пол. 12 в. в стр-ве стал применяться кирпич. Среди построек этого времени выделяется церковь в Калунборге с планом в виде равноконечного (греч. ) креста и с восьмиугольными башнями на его концах, а также с квадратной башней в центре. Оборонит. сооружения романского периода: центр., кирпичная часть стены Даневирке, строившейся с 9 в. и отделявшей п-ов Ютландия от Германии (сохранился лишь вал ); башня Ба-струп, замки Сёборг и Вордингборг на о. Зеландия. В росписях романских церквей (" Христос во славе", церковь Себю на о. Зеландия ) изображения, навеянные визант. иск-вом, нередко сочетаются с местным орнаментом. Последний занимает видное место и в скульптуре, отличающейся наивно-выразит. пластикой (алтарь из церкви в Лисбьерге ).

В готич. период (нач. 13-30-е гг. 16 вв. ) созданы крупнейшие соборы в Роскилле и Оденсе, а также прямоугольные в плане замки с мощными стенами и башнями (замок Спётруп в р-не Ви-борга ). Появившиеся с 13 в. города окружались валами и рвами. Узкие запутанные улицы плотно застраивались 1-3-этажными зданиями. Жилые дома были гл. обр. деревянными и фахверковыми, реже кирпичными (с 14 в. ). Росписи готич. храмов (в церкви Скиббю на о. Зеландия, ок. 1335 ) менее условны, чем романские, и нередко включают реалистич. бытовые детали. Со 2-й пол. 15 в. в Д. импортируется много художеств. произв. из Германии, Нидерландов, Франции, откуда приезжают и мастера, работающие вплоть до сер. 18 в. во всех областях иск-ва.

Для 16-1-й пол. 17 вв. характерно стр-во дворцов, обществ. и жилых зданий (биржа и дворец Росенборг в Копенгагене, замки-резиденции Кронборг и Фредериксборг на о. Зеландия), в декоре к-рых проявилось влияние ренессанса (фронтоны, фризы, белокам. резьба). Стр-во велось гл. обр. архитекторами из семьи Стенвинкель - выходцами из Нидерландов.

Во 2-й пол. 17-1-й пол. 18 вв. архитектуре Д. присущи черты барокко, проявившиеся также лишь в декоре (наличники, порталы и т. д.). Построенные гл. обр. датскими (Л. Тура, Н. Эйтвед), а также иностр. архитекторами дворцы Шарлот-тенборг, Фреденсборг (оба в Копенгагене), Эрмитаж (близ Копенгагена) и дворцовые комплексы (Амалиенборг в Копенгагене ) имеют залы в стиле рококо.

Основание Академии художеств в Копенгагене (1754 ) способствовало развитию классицизма, к-рый господствовал в Д. во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв.; в этот же период складывается и нац. художеств. школа. Крупнейшие представители классицизма: архитекторы К. Ф. Харсдорф, К. Ф. Хансен, М. Г. Бин-несбёль (в числе их построек - особняк Харсдорфа, церковь Богоматери и Музей Торвальдсена в Копенгагене ), скульпторы Й. Видевельт и получивший мировую известность Б. Торвальдсен, ист. живописец Н. А. Абильгор и др. Переплетением черт барокко, рококо и классицизма отмечены портрет и пейзаж этого периода (В. Эриксен, Е. Юль ). В 1-й пол. 19 в. в живописи Д. ведущее место принадлежало К. В. Эккерсбергу и его последователям: К. Кёбке, В. Бендсу, Й. Т. Лунбю, М. Рёрбю, К. А. Енсену, А. Мюллеру. Их произв., близкие бидермейеру, отмечены лирически-мягким, непосредств. восприятием действительности. Однако живопись художников следующего поколения (К. Хансен, В. Н. Марстранн ) утрачивает эти качества, приобретая черты академизма.

С 1880-х гг. начинается расцвет дат. художеств. фарфора (производившегося с 1760-х гг. ). Сервизы и статуэтки покрываются подглазурной росписью нежных тонов.

В архитектуре в кон. 19-1-й пол. 20 вв. утвердилась нац. романтика (новая ратуша, арх. М. Нюроп, и церковь Грундтвига, арх. П. В. Енсен-Клинт и К. Клинт, - в Копенгагене ). В 20-е гг. получил развитие неоклассицизм (здание полицейского управления в Копенгагене, арх. X. Кампман и О. Рафн ). С 30-х гг. распространился функционализм (здание ун-та в Орхусе, 1932-46, арх. К. О. Фискер и др.; школа Стенгор в Гладсаксе, 1952, арх. В. Т. Лауритсен; здание аэрокомпании " САС" в Копенгагене, 1959, арх. А. Якобсен). После 2-й мировой войны реконструируются города Оденсе, Копенгаген (застраивается по плану в виде руки с распростёртыми пальцами, в промежутках между к-ры-ми сохраняются зелёные клинья, арх. С. Э. Расмуссен и др.), восстанавливаются города Рённе и Нексё. В архитектуре жилых домов с 20-х гг. распространены малоэтажные блокированные дома, а также многоэтажные, образующие замкнутые кварталы с озеленёнными внутр. дворами. Начиная с 30-х гг. возводятся жилые комплексы из нескольких микрорайонов, в к-рых с 50-х гг. дома-башни (8- 12 этажей) сочетаются с домами секционного типа з 3-4 этажа. Получило развитие крупнопанельное домостроение, созданы домостроительные комбинаты.

В кон. 19 - нач. 20 вв. живопись переживает новый подъём, связанный с творчеством живописцев-реалистов (к-рые, увлёкшись проблемами пленэра, поселились в дер. Скаген, сев. Ютландия), изображавших родную природу, простых людей и их быт (П. С. Крёйер, В. Йохансен, А. Ерндорф, супруги М. П. и А. К. Анкер). С этой группой был связан скульптор и живописец Т. Э. Филипсен - зачинатель дат. импрессионизма. Его работы оказали влияние на группу пейзажистов и анималистов, поселившихся на о. Фюн (П. Хансен, Ф. Сюберг, И. Ларсен, П. Кристиансен). Особое место в эти годы принадлежит творчеству К. Сартмана, писавшего картины на темы дат. истории, проникнутые романтич. эмоциональностью. Развивалось направление, представители к-рого (Е. Ф. Виллумсен, В. Хаммерсхой, Э. А. Нильсен, бр. Й. Ф. и Н. К. Сковгор, Н. Ларсен-Стевнс) в той или иной мере тяготели к символизму. В 1910-е гг. проникают влияния фовизма, кубизма и др. новейших течений (X. Гирсинг, Э. Вейе, В. Шарф). С сер. 30-х гг. сосуществуют самые различные направления, начиная от импрессионизма и кончая абстракционизмом (Э. Альфельт, Э. Билле, Э. Якобсен) и " поп-артом". Абстракционизму, " поп-арту" и др. модернистич. направлениям противостоят тяготеющие к реализму живопись О. Руде, X. Енсе-на, графика П. Кристенсена, Э. Фре-дериксена, мастера политич. и бытовой карикатуры X. Бидструпа. В скульптуре Д. 1-й пол. 20 в., связанной с неокласси-цистич. тенденциями, работают К. Нильсен, Ж. Гоген, Й. К. Бьерг, Э. Утсон-Франк и др.

Илл. см. на вклейках, табл. XLVIII, XLIX (стр. 544-545).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960, с. 471 - 76, т. 4, М., 1963, с. 455-58, т. 5, М., 1964, с. 304-09, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 285-89; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.-М., 1966, с. 576-86, т. 5, М., 1967, с. 612 - 25, т. 7, М., 1969, с. 462 - 67; Danmarks malerkunst fra middelalder til nutid..., redig. af E. Zahle, Kbh., 1937, 4 udg., Kbh., 1956; Pou1son V., Peinture et sculpture au Danemark, Cph., 1960; FаЬеr Т., Dansk arhitektur, Kbh., [1963]; Madson H. og Mortensen N. Т., Dansk skulptur, Odense, [1965]; Dansk malerkunst 1965, Odense, [1965]; U1da11 K., Gammel dansk folkekunst, Kbh., 1967 (библ. с. 105-06); Billedkunstens. Hvem-hvadhvor. Danmark, bd 1-2, [Odense], 1969-70.

А. Е. Кроль.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал