Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Драматический театр. В ср. века театр. иск-во было представлено школьным театром - спектаклями, ставившимися учениками лат
В ср. века театр. иск-во было представлено школьным театром - спектаклями, ставившимися учениками лат. школ, а также жанрами, характерными для зап.-европ. театра этого времени: моралите, мистерия и др. Становление проф. театра происходит в 20-е гг. 18 в., в период раннего Просвещения. В 1722 в Копенгагене был основан первый нац. театр " Датская сцена". Большое значение для его деятельности имела драматургия Л. Хольберга, на к-рой воспитывались мн. поколения актёров. В 1770 этот театр стал называться Королевским (см. Д ат с кий Королевский театр). В 18 в. в репертуар входили комедии Хольберга, а также драмы Й. Эвальда на историч. и мифологич. сюжеты, пьесы Вольтера, Мольера, П. О. Бомарше, Р. Шеридана, Г. Э. Лессинга. Основы нац. актёрского иск-ва закладывают Г. Лоннеман, М. У. Хортулан, Н. Клементин, К. Вальтер, К. А. Гьельструп, П. Й. Фрюден-даль, М. Росинг и др. В нач. 19 в. на сцене преобладала иностр. драматургия, но уже в 20-е гг. начался новый период в развитии дат. театра, связанный с утверждением нац. романтич. драмы - произв. А. Эленшлегера, X. Херца, X. К. Андерсена. Большую популярность завоевали бытовые комедии Й. К. Хо-струпа и водевили Й. Л. Хейберга. Выдающиеся актёры этого времени - Й. Л. Хейберг, Н. П. Нильсен, Й. К. Рюге, А. Нильсен, К. Росенкилле, И. Л. Фистер. Последняя четверть 19 в. ознаменована многочисл. постановками остро критич., гуманистич. драм Г. Ибсена, в к-рых раскрылось реалистич. мастерство актёров Э. Поульсена, Б. Хеннингс и др. В Копенгагене наряду с Королевским театром успешно работало несколько частных театров (" Казино", 1848-1937, Народный театр, осн. в 1857, " Дагмартеатр", 1883- 1937). В течение 1-й четв. 20 в. театр находился в состоянии кризиса, в репертуар включались преим. натуралистич. и декадентские пьесы. Однако уже в кон. 20-х гг. начался новый подъём, приведший в 30-е гг. к расцвету театр. иск-ва идраматургии. Большая роль в этом процессе принадлежала " Рабочему театру", " Социальному театру", " Театру Бетти Нансен", где шли пьесы молодых дат. и иностр. авторов, велись поиски новых средств сценич. выразительности. Обновление дат. театра было связано прежде всего с постановкой социально-критич. и антифаш. произв. К. Мунка, К. Абелля, К. Э. Сои. Ведущие театр. деятели этого периода - режиссёры и актёры X.Габриельсен, С. Бесеков, П. Кнутсон, Б. Нансен, П. Рёймерт, Б. Ипсен, К. Понтоппидан, А. Ларсен, Й. Поульсен. В годы нем.-фаш. оккупации (1940 - 1945) в театрах ставилась преим. нац. классика. После освобождения от оккупации в репертуаре появились новые пьесы К. Абелля, К. Мунка, К. Э. Сои, Л. Фишера, X. К. Браннера, рисовавшие события военных лет, героизм участников Движения Сопротивления, осуждавшие коллаборационизм. В 50-е гг. театр переживал кризис, несколько трупп распалось. В 50 - 60-е гг. ставились гл. обр. пьесы современных зап.-европ. и американских драматургов. К произв. национальной и мировой классики обращается преим. Королевский театр, развивающий реалистич. традиции. Большой популярностью пользуются пьесы Э. Кнудсена и Э.Брун-бльсена, подвергающие критике совр. бурж. общество. Среди актёров выделяются М. Вит, X. Бентсон, Э. Роде, Б. Квистгор, П. Рей-хардт, Б. Кьер, И. Брамс, X. Виркнер, Л. Рингхейм, X.Моритсен, Э. Мерк, А. Вийом, Б. Федерспиль, Г. Нёрбю, Ф. Хельмут, П. Кьерульф-Шмидт, О. Уссинг, А. Андерсен. В спектаклях небольших эстрадных театров высокое комедийное мастерство демонстрируют К. Петерсен, Л. Броберг, Д. Пассер. Среди коммерч. театров Копенгагена ведущее положение занимает " Новый театр" (осн. в 1908), в репертуаре которого - классика, пьесы совр. дат. и иностр. авторов. Известностью пользуется также " Гладсакс-театр" (орг. в 1964). Постановки лёгкого жанра осуществляет театр " Ню Скала" (орг. в 1912). Для театр. жизни 60-х гг. характерно появление значит. числа т. н. малых театров (" Фьоль-театр", " Комедиехусет", " Боль-хус-театр" и др.). Стационарные театры работают также в Ольборге (осн. в 1878), Оденсе (осн. в 1795); особенно большую популярность приобрёл театр в Орхусе (осн. в 1900) под руководством Э. Тим-рота (с 1966). Практикуется система передвижных театров с временными труппами. Подготовка актёров осуществляется Гос. драматич. школой в Копенгагене (в 1886 - 1967 работала при Королевском театре). Лит.: Гозенпуд А. А., Датский театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, 4, М., 1957 - 64; Нansen P., Den danske skueplads, bd 1-3, Kbh., [1889-96]; Teatret pa Kongens Nytorv. 1748-1948, [Kbh., 1948]; Sсhуberg Fr., Ti aars teater, Kbh., 1939; его же, Teatret i krig, Kbh., 1949; Tilbageblik pа30'erne. En antologi ved H. Hertel, bd 1 - 2, Kbh.. 1967; Engberg H., Teatret. 1945-1952, [Kbh.], 1952; The Festival Arts. Danish drama, ballet and music, Cph., 1958; Kragh-Jacobsen S., Teaterarbogen. [1959-1965], bd 1-3, Kbh., 1960-67. И. П. Куприянова.
|