Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общий ход развития естествознания






Общий ход развития Е. включает осн. ступени познания природы. " Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 227). Познание в непосредств. явлениях "...открывает сущность (закон причины, тождества, различие etc.) - таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания... Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине..." (там же, с. 298, 301). Ф. Энгельс показал, что общий ход познания природы, как и всякого познания вообще, проходит следующие осн. ступени: 1) непосредств. созерцание природы как нерасчленённого целого; здесь охватывается верно общая картина, но совершенно неясны частности; такой взгляд был присущ др.-греч. натурфилософии; 2) анализ природы, расчленение её на части, выделение и изучение отд. вещей и явлений, поиски отд. причин и следствий, напр. анатомирование живых организмов, выделение составных частей сложных хи-мич. веществ; но за частностями исчезает общая картина, универсальная связь явлений; 3) воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путём приведения в движение остановленного, оживления омертвлённого, связывания изолированного раньше, т. е. на основе фактич. соединения анализа с синтезом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 12-23).

К. Маркс охарактеризовал ход познания, как идущий от исходного представления о конкретном предмете как нерасчленённом целом, к его анализу при помощи абстрактного мышления и далее - от результатов его анализа, от полученных т. о. абстрактных представлений к мысленному воссозданию предмета в его исходной целостности и конкретности путём соединения, сочетания (синтеза) многочисленных определений, как единства многообразного (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 12, с. 726-27). Общий ход развития Е. ложится в основу его периодизации. Периоды и этапы истории естествознания

История Е. стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому типу и уровню развития производит. сил, техники отвечает своеобразный период в истории Е. Как самостоятельное, систематич. исследование природы Е. возникло во 2-й пол. 15 в.; более ранние периоды естеств.-науч. знаний можно рассматривать как зачаточные, или подготовительные, к систематич. изучению природы. Соответственно выделяются след. периоды.

Первый подготовительный - натурфилософский (зарождение элементов будущего Е.) - характерен для древности. В целом техника была ещё слабо развита, хотя имелись уже отд. выдающиеся технич. достижения. Начали складываться в самостоят. отрасли знания статика и астрономия и обслуживающая их математика. Позднее стала выделяться химия (в форме алхимии). Анатомия, медицина, физика находились в зачаточном состоянии. Все естеств.-науч. знания и воззрения входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука).

Второй подготовит. период характеризуется господством схоластики и теологии в Зап. Европе и спорадич. открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного влияния на развитие естеств.-науч. знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду. В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода Е.

Период механич. и метафизич. Е., начавшийся с возникновения Е. как систематич. экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени становления и утверждения капиталистич. отношений в Зап. Европе (со 2-й пол. 15 в. до конца 18 в.). Е. этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Е. нач. 17 в. (формирование механич. Е.- Г. Галилей) и конца 17 в. - нач. 18 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон). Т. к. господствующим методом мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в Е. делались открытия, в к-рых обнаруживалась диалектика. Е. было связано с производством, превращавшимся из ремесла в мануфактуру, энергетич. базой к-рой служило механич. движение. Отсюда вставала задача изучать механич. движение, найти его законы. Мореплавание нуждалось в небесной механике, воен. дело - в разработке баллистики. Е. было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Но уже создание в 17-18 вв. в математике анализа бесконечно малых (И. Ньютон, Г. Лейбниц) и аналитич. геометрии (Р. Декарт), космогонич. гипотеза Канта - Лапласа, атомно-кинетич. учение М. В. Ломоносова, идея развития в биологии К. Вольфа подготовляли крушение метафизич. взгляда на природу. Осн. противоречием Е. всего этого периода было то, что " революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 509).

Период открытия всеобщей связи и утверждения эволюц. идей в Е. характеризуется стихийным проникновением диалектики в Е., так что его можно также назвать стихийно-диалектическим. Пром-сть вступает в фазу крупного машинного произ-ва, начавшегося в конце 18 в.- технич. и пром. переворот. Энер-гетич. базой пром-сти становится паровой двигатель, и преимуществ. развитие механики перестаёт удовлетворять потребности произ-ва. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращения форм энергии и видов вещества (химич. атомистика). В геологии возникает теория медленного развития Земли (Ч. Лайель), в биологии зарождается эволюц. теория (Ж. Ламарк), палеонтология (Ж. Кювье), эмбриология (К. М. Бэр). Возникла необходимость сочетать анализ с синтезом в целях теоретич. охвата накопленного опытного материала. Три великих открытия (2-я треть 19 в.)-клеточная теория, учение о превращении энергии и дарвинизм - нанесли окончат. удар по старой метафизике. Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химич. строения органич. соединений (А. М. Бутлеров, 1861), периодич. системы элементов (Д. И. Менделеев, 1869), химич. термодинамики (Я. X. Вант-Гофф, Дж. Гиббс), основ науч. физиологии (И. М. Сеченов, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873). Но, делая открытия, подтверждающие диалектику, естествоиспытатели продолжали мыслить метафизически. "...Этот конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся способом мышления..." (там же, с. 22) составил осн. противоречие Е. данного периода - разрыв между объективной и субъективной его сторонами, его содержанием (его открытиями) и формой мышления самих учёных.

Период чновейшей революции" в Е. совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. В 20 в. форсируется развитие прежде всего физики (атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, средства связи, автоматика и кибернетика, квантовая электроника - лазеры, электронная оптика и т. д.). Физика как ведущая отрасль всего Е. играет роль стимулятора и трамплина по отношению к другим отраслям Е., напр. изобретение электронного микроскопа и введение метода меченых атомов вызвало переворот во всей биологии, физиологии, биохимии. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значит. степени развитию науки о космосе и овладению космосом. Гл. задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегич. сырья (каучук, искусств. волокно), получение син-тетич. топлива, лёгких сплавов и заменителей металла для авиации и космонавтики. Энергетич. базой пром-сти в нач. 20 в. становятся всё больше электричество (динамо-машина), химич. энергия (двигатели внутр. сгорания), а затем (после 2-й мировой войны) и атомная энергия. Стимулирующее воздействие на Е. новых потребностей техники привело к тому, что в сер. 90-х гг. 19 в. началась "...новейшая революция в естествознании..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 264), гл. обр. в физике (открытия электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Том-соном, светового давления П. Н. Лебедевым, введение идеи кванта М. План-ком, создание теории относительности А. Эйнштейном, радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди, изобретение радио А. С. Поповым), а также в химии, биологии (возникновение генетики на базе законов Г. Менделя).

В 1913- 1921 на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создаёт модель атома, разработка к-рой ведётся соответственно периодич. системе элементов Д. И. Менделеева. Это - 1-й этап революции в физике и во всём Е. Он сопровождается нарушением прежних, метафизич. представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени, что объективно подтверждало диалектич. материализм. Но в условиях идейной реакции, вызванной империализмом, революция в Е. была использована идеалистами для наступления на материализм. Это привело к кризису физики и всего Е. и вызвало осн. противоречие Е. данного периода: " реакционные поползновения порождаются самим прогрессом науки" (Ленин В. И., там же, с. 326). Это явилось углублением и обострением того противоречия, которое вскрыл Ф. Энгельс для Е. 19 в. Оно проанализировано в книге В. И. Ленина " Материализм и эмпириокритицизм" (1908). 2-й этап революции в Е. начался в сер. 20-х гг. 20 в. в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантоворелятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие Е. и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, гл. обр. тех, к-рые связаны со старой классич. картиной мира. С возникновением первой социалистич. страны - СССР - идеологич. борьба обостряется и делаются попытки снова вытеснить из Е. материализм с помощью неопозитивизма. Это ведёт к углублению противоречий в Е. Напротив, в СССР осуществляется выход Е. из кризиса, чему способствовала программная работа В. И. Ленина " О значении воинствующего материализма" (1922).

Началом 3-го этапа в Е. было первое овладение атомной энергией в результате открытия деления ядра (1939) и последующих исследований (1940-45), с которыми связано зарождение электронно-вычислит. машин и кибернетики. Полное развитие он получил в сер. 20 в. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует в Е. целая группа отраслей Е.: биология (особенно генетика, молекулярная биология), химия (особенно макрохимия, химия полимеров), а также науки, смежные с Е., -космонавтика, кибернетика. Если в нач. 20 в. физич. открытия развивались самостоятельно, то с сер. 20 в. революция в Е. органически слилась с революцией в технике, приведя к совр. научно-технич. революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без к-рых не может развиваться совр. техника. Развитие Е. происходит в условиях обострения идеологич. борьбы между двумя мировыми системами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал