Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 6 страница. И. г. подразделяется на: грунтоведение, изучающее горные породы и почвы, исследуемые в качестве оснований






И. г. подразделяется на: грунтоведение, изучающее горные породы и почвы, исследуемые в качестве оснований, естеств. материалов и среды для инж. сооружений; и н ж. геодинамику, рассматривающую наряду с природными геол. процессами процессы, возникающие под влиянием инж. деятельности человека, и региональную инж. геологию, к-рая изучает региональный и зональный характер распространения инженерно-геол. процессов и явлений; оценивает применительно к данной территории геол. факторы, определяющие условия строительства и эксплуатации инж. сооружений; даёт прогноз изменения инженерно-геол. условий в результате строительства.

Морская И. г. изучает возможности строительства в условиях субаквальной среды. Формируется направление, изучающее влияние инж. деятельности человека на глубокие горизонты земной коры (зону катагенеза), а также изучающее сейсмич. явления с инженерно-геол. позиций (инженерная сейсмогеология).

И. г. тесно связана с гидрогеологией, геокриологией (мерзлотоведением), нефтяной геологией. При полевых исследованиях она использует геофиз. методы (электроразведка, микросейсмика, ультразвуковой и ядерно-пенетрационный каротаж), а также физ. и хим. методы. Для проникновения в "микромир" горных пород применяются электронная микроскопия, электронография, рентгенография и др. методы лабораторных исследований.

В СССР исследования по И. г. проводятся различными организациями Мин-ва геологии СССР, Госстроя СССР, нек-ры-ми вузами и др. Координация всех исследований ведётся Научным советом по инж. геологии и грунтоведению при АН СССР. В 1968 на 23-й сессии Междунар. геол. конгресса в Праге организована Междунар. ассоциация инженеров-геологов .

Лит.: Саваренский Ф. П., Инженерная геология, 2 изд., М., 1939; Попов И. В., Инженерная геология, 2 изд., М., [1959]; Коломенский Н. В., Комаров И. С., Инженерная геология, [М.], 1964; Инженерная геология в государственном планировании, М., 1968; Проблемы инженерной геологии, М., 1970.

Е. М. Сергеев.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГИДРАВЛИКА,гидравлика сооружений, раздел гидравлики, в к-ром рассматривается теория расчёта движения воды через водо-проводящие гидротехнич. сооружения (водосливы и водоспуски плотин, лотки, каналы и т. п.), а также взаимодействие этих сооружений с проходящим потоком. Важнейшая задача И. г. заключается в определении осн. строительных размеров сооружений и их рациональной формы. Наряду с этим в И. г. рассматриваются вопросы движения жидкости в пористой среде (движение грунтовых вод, фильтрация под гидротехнич. сооружениями и др.), воздействия волн на сооружения, пропуска речного потока в период строительства плотин и гидроузлов, проблемы гидротранспорта грунтов и горных пород (см. Гидромеханизация). В СССР разработаны теоретич. основы и методы расчёта регулирования речных русел возбуждением поперечной циркуляции потока, вопросы теории и расчёта перекрытия речного потока наброской камня и бетонных массивов в текущую воду и др. инженерные задачи.



Развитие И. г. тесно связано с технич. прогрессом в области водного х-ва, обусловлено масштабами совр. гидротехнич. строительства. Применяя общие законы механики жидкости, И. г. широко использует эксперимент, исследования как в лабораториях на моделях, так и в натурных условиях на эксплуатируемых сооружениях.

Совр. актуальные проблемы И. г.- исследования течения воды с большими скоростями, аэрации воды водного потока, кавитации, проблемы гидравлич. расчёта высоконапорных сооружений.Развитие И. г. в СССР связано с науч., инж. и педагогич. деятельностью акад. Н. Н. Павловского, профессоров В.Д.Журина, А. Н. Ахутина, М. Д. Чертоусова, И. И. Агроскина и др.

Лит.: Киселёв П. Г.. Справочник по гидравлическим расчётам, 4 изд., М.- Л., 1972; Чертоусов М. Д., Гидравлика. Спецкурс, 4 изд., М.- Л., 1962; Леви И. И., Моделирование гидравлических явлений, 2 изд.. Л., 1967; Слисский С. М., Гидравлика зданий гидроэлектростанций, М., 1970. Н. Н. Пашков.

ИНЖЕНЕРНАЯ ГИДРОГЕОЛОГИЯ,раздел гидрогеологии, изучающий совр. состояние подземных вод и те изменения, к-рым они подвергаются под влиянием строительства и эксплуатации различных сооружений и другой хоз. деятельности человека. Подземные воды в одних случаях могут быть полезны для человека (использование для водоснабжения, орошения и обводнения терр.), в других - являются отрицат. фактором, усложняющим и удорожающим строительство (напр., в областях развития многолетне-мёрзлых горных пород, подтопление и заболачивание ценных земель на берегах водохранилищ и каналов, на площадках пром. и гражд. строительства, приток подземных вод и обводнение строит, котлованов, шахт, карьеров).



Для установления гидрогеологич. условий района сооружений и определения необходимых исходных данных для количеств, прогнозов (расчётов) дебита водоразборных сооружений, водопритоков в котлованы и горные выработки и т. п. производятся гидрогеологич. исследования с проведением геологич. и гидрогеологич. съёмок, применением разведочных работ (бурение, проходка шурфов, штолен и т. д.), полевых опытно-фильтрац. работ (опытные откачки из скважин, нагнетания и налив воды в скважины и шурфы, опыты по определению естеств. скоростей течения подземных вод) и геофиз. работ (электроразведка, сейсморазведка и др.). Кроме того, проводится лабораторное изучение хим. состава подземных вод и водных свойств грунтов. При гидрогеологич. исследованиях возникает необходимость привлечения методов смежных областей естеств. наук: гидрологии, почвоведения и др. Для количеств, прогнозов используются методы математики, механики (гидромеханики, теории фильтрации).

Лит.: Саваренский Ф. П., Гидрогеология, 3 изд., М.- Л., 1939; Овчинников А. М., Общая гидрогеология, 2 изд., М., 1954; Каменский Г. Н., Основы динамики подземных вод, 2 изд., М., 1943; его же, Поиски н разведка под,, земных вод, М.- Л., 1947. Ф. М. Бочевер

ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКАтерриторий населённых мест, комплекс инженерных мероприятий и сооружений по освоению территорий для целесообразного градостроит. использования, улучшению санитарно-гигиенич. и микроклиматич. условий населённых мест.

Вопросы И. п. имеют существенное значение как при выборе площадок для строительства новых городов и посёлков, так и при реконструкции и расширении существующих населённых мест, поскольку территории, полностью пригодные для целей градостроительства по своим природным условиям и одновременно достаточные по размерам, практически отсутствуют. В большинстве существующих городов и посёлков удельный вес непригодных и ограниченно пригодных территорий составляет в среднем 8-10% общей площади населённого места; осуществление мероприятий по И. п. позволяет максимально сократить размеры этих территорий.

Состав мероприятий И. п. устанавливается в зависимости от природных условий осваиваемой терр. (рельефа, грунтовых условий, степени затопляемости, заболоченности и т. д.) с учётом планировочной организации населённого места. В нек-рых случаях мероприятия по И. п. определяют архитектурно-планировочную структуру и пространств, композицию населённых мест. Так, напр., намыв (ре-фулирование) территорий на побережье Финского зал. в Ленинграде создал дополнит, возможность застройки прибрежных участков площадью ок. 400 га и 200 га акватории мелководной части залива. Это мероприятие обеспечило широкий выход города к морю.

В зависимости от сложности комплекса мероприятий И. п. и величины затрат на их осуществление выделяются: 1) мероприятия, необходимые в том или ином объёме почти повсеместно.- вертикальная планировка территорий, организация поверхностного стока и удаление застойных вод, а также в ряде случаев - регулирование водотоков, устройство и реконструкция водоёмов, берегоукрепи-телъных сооружений, благоустройство береговой полосы. Обычно затраты на эти мероприятия составляют ок. 1-2% общей стоимости городского стр-ва; 2) мероприятия, имеющие широкое распространение,- понижение уровня грунтовых вод, защита территории от затопления и подтопления, освоение оврагов, борьба с карстовыми явлениями (см. Карст) и оползнями, восстановление территорий, нарушенных вследствие деятельности человека (например, при добыче полезных ископаемых). Стоимость их осуществления в среднем 2,5-5% обшей стоимости городского строительства; 3) мероприятия по освоению территорий с исключительно неблагоприятными природными условиями, например с глубоким залеганием торфа на обширной площади, где требуется проведение сложного комплекса работ по И. п. (глубокий дренаж, массовое выторфовы-вание, подсыпка территорий с большими объёмами перемещаемого грунта и т. п.), инж. подготовка территорий, сложенных просадочными грунтами, защита территорий от грязе-каменных потоков (селей). Особенно сложно освоение территорий в сейсмич. районах и в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов. Затраты на И. п. таких терр. достигают 10% 'общей стоимости городского строительства.

Одно из основных, практически повсеместных мероприятий по И. п.- вертикальная планировка территорий - заключается в подготовке естеств. рельефа местности для размещения зданий и сооружений, обеспечении транспортных связей и организации поверхностного стока путём срезок, подсыпок грунта, смягчения уклонов. При вертик. планировке обычно соблюдается требование максимального сохранения естеств. рельефа. При спокойном рельефе с уклоном от 0,5 до 10% и его частичном преобразовании объёмы работ по вертикальной планировке составляют 800-1500 м3/га; при холмистом рельефе достигают 3000 м31га. Вертикальная планировка территории обычно осуществляется средствами землеройной техники (см. Земляные работы). При перемещении земляных масс, объём которых превышает 1 млн. м3, наиболее эффективен гидромеханич. способ (см. Гидромеханизация), при объёмах, превышающих 1,5 млн. м ,- взрывная экскавация.

В комплексе с вертикальной планировкой для организации поверхностного стока атм. вод используется сеть водотоков открытого, закрытого или смешанного типа.

Среди широко распространённых мероприятий И. п. особое градостроительное значение имеет защита территорий от затопления, осуществляемая повышением отметок земной поверхности (подсыпкой, намывом), обвалованием, снижением отметок водотока за счёт создания водохранилищ или устройством разгрузочных русел преим. на малых реках. Практически применяется не одно из мероприятий, а их комплекс; так, подсыпка территорий обеспечивает (по сравнению с обвалованием) доступ к водному пространству, но невозможна на застроенных территориях. Защита территории от затопления должна, как правило, сопровождаться защитой её от подтопления, т. е. повышения уровня грунтовых вод вследствие подъёма горизонта воды в реке или водохранилище. Эта защита осуществляется устройством береговой горизонт, дрены, системой вертик. дренажных колодцев или их сочетаний. Понижение уровня грунтовых вод предусматривается и на территориях, где возможен их подъём, напр, при застройке.

К числу сложных, но необходимых мероприятий И. п. относится восстановление нарушенных территорий, увеличение к-рых происходит постоянно вследствие производственной и градостроительной деятельности. Нарушенные территории могут восстанавливаться для жилищного, промышленного и иного строительства, для организации мест отдыха с устройством водоёмов. Восстановление территорий, нарушенных, в частности, при добыче полезных ископаемых, производится засыпкой провалов шахтной породой, складированием пород в выработанных пространствах карьеров, разравниванием отвалов вскрыши или шахтной породы. В целом мероприятия по И. п. территорий населённых мест являются неотъемлемой частью градостроительства. См. также Благоустройство населённых мест.

Лит.: Основы советского градостроительства, т. 3, М., 1967; Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел К, гл. 2. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования, М., 1967.

Н. Я. Бурлаков, И. В. Лазарева.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,одна из специальных дисциплин психологии. И. п. решает следующие задачи: 1) рациональная организация деятельности людей в системах "человек и машина", предназначенных для управления и обработки информации; 2) целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации; 3) оптимизация процессов информац. обеспечения и принятия решения. В решении этих задач И. п. основывается на данных смежных наук, таких, как психология личности, психология труда и др., а также тесно взаимодействует с системотехникой и инженерными дисциплинами.

И. п. возникла в 40-х гг. 20 в. и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, осн. объектом к-рой было исследование непосредств. взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи И. п. сводились в основном к критич. анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению факторов, влияющих на эффективность систем "человек и машина". Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление И. п. как самостоятельной научной психологич. дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств ди-станц. контроля и управления. В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приёма и переработки информации человеком, а в 60-х гг.-общие принципы организации взаимодействия человека и ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практич. применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д. В конце 60-х гг. И. п. перешла к синтезу, проектированию человеч. деятельности в больших системах, она вносит определённый вклад в разработку мероприятий по повышению эффективности их функционирования.

Задача рациональной организации деятельности людей в системах "человек и машина" включает анализ структуры коллектива и согласование её с выбранной структурой управления. При этом учитывается опосредствованный характер общения и связей между членами коллектива и предусматривается такое распределение функциональных обязанностей, к-рое в наибольшей степени отвечало бы поставл. цели. Важной проблемой является рациональное распределение ответственности за принимаемые решения и согласование интересов каждого члена коллектива. Для успешной деятельности малых групп (экипажи летат.аппаратов, персонал пунктов управления и т. п.) необходимо выявление критериев психологич. совместимостичленов группы, что очень важно при их комплектовании. Психологич. совместимость - важнейшее условие сохранения работоспособного коллектива, особенно изолированного на длительное время от привычного окружения.

При распределении функций в системе "человек и машина" исходят из того, что решение творческих задач, связанных с логич. анализом ситуации, оценкой и прогнозом её изменений, должно выполняться человеком; на машину возлагается выполнение рутинных, повторяющихся операций, в основном комбинаторно-вы-числит. характера, а также хранение, обработка и оперативная выдача больших объёмов информации. Электронную вычислительную машину следует рассматривать как квалифицированного помощника и собеседника, способствующего усилению творческого мышления и интуиции человека.

Оптимизация процессов информац. обеспечения и принятия решения требует организации выборочного управления источниками информации на пунктах управления и сводится к выбору наилучших характеристик информац. модели: степени обобщения (детализации) информации, выводимой на устройства отображения; объёма и темпа её обновления; способов кодирования, обеспечивающих однозначное восприятие и запоминание информации. Осн. принцип организации информац. подготовки принятия решения состоит в том, чтобы по требованию оператора ЭВМ могла производить все трудоёмкие и вспомогательные преобразования имеющейся информации, а результаты выдавать в виде, наиболее подходящем для решения оперативных задач. В автоматизированных системах оператор лишён возможности непо-средств. воздействия на управляемый объект предмет труда). В этих условиях возникла новая задача: согласование не только исполнительных двигат. актов человека с динамич. свойствами и характеристиками орудий и средств производства (эта задача решалась методами психологии труда), но гл. обр. способностей оператора по приёму, переработке и передаче информации с информационными характеристиками объекта управления.

Проектирование человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях высших психич. функций человека - восприятия, памяти, мышления (образного и понятийного), к-рые являются внутр. психологическими инструментами и средствами деятельности человека. К числу таких внутр. средств относятся опыт, знания, программы, схемы и навыки оператора, составляющие в совокупности его проф. облик. На основе внутр. средств деятельности формируются постоянные и оперативные образно-концептуальные модели, определяющие деятельность оператора и процесс принятия им решения. Оператор, использующий арсенал внутр. средств деятельности, опирается на внешние средства, к к-рым относятся информац. модели, реализуемые на устройствах отображения информации или в форме доку мента, машинные алгоритмы и др. вспомо-гат. средства подготовки решения задач, органы управления и средства коммуникации. Можно сказать, что проектирование деятельности человека состоит в согласовании внутр. и внешних средств деятельности, проектировании согласованных концептуальных и информац. моделей, полностью использующих психоло-гич. возможности оператора по приёму и переработке информации.

В разных условиях центр тяжести этого проектирования может приходиться либо на внешние, либо на внутр. средства деятельности. Существует ряд информац. моделей, к-рые можно условно назвать моделями-изображениями реальной обстановки. К их числу относятся отображение воздушной обстановки на экране радиолокатора, аэрофотоснимки, снимки процессов в трековых камерах и др. Эти модели определяются имеющимися тех-нич. возможностями сбора первичной информации. Инженерно-психологич. рекомендации по работе с такими информац. моделями касаются условии освещённости, уровня контраста, режима работы и т. п. Осн. задача психологов в этих случаях состоит в анализе деятельности и формирования её внутренних средств. Существуют и др. информац. модели, когда оператор имеет дело не с первичной, а с предварительно обработанной информацией, напр, поступающей на устройства отображения из ЭВМ. В этих случаях разработчики и специалисты по И. п. имеют большой простор для технич. реализации различных типов информац. моделей и осн. внимание может быть обращено на создание адекватных внешних средств деятельности оператора.

К важнейшим проблемам И. п. следует отнести: разработку методов проф. отбора, обучения и тренировки операторов; выявление специфики деятельности операторов в конкретных системах и разработку рекомендаций, норм и стандартов по учёту человеческого фактора при создании и эксплуатации производств., военных и организац. систем; проектирование рациональных информац. моделей и органов управления; формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач оператором; разработку методов контроля функциональных состояний операторов (утомления, психич. напряжённости, стресса); разработку принципов построения операторских пунктов в соответствии с требованиями технич. эстетики и художеств, конструирования.

Развиваясь как прикладная научная дисциплина, И. п. в постановках задач, методах исследований и разработках использует достижения теоретич. и эксперимент, психологии и вместе с тем открывает перед ними новые проблемы исследования. На совр. этапе для И. п. особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных психологич. черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы потребностей и мотивов деятельности. Выявление собственно психологич. критериев и методик исследования механизмов деятельности оператора является необходимым условием решения инже-нерно-психологич. задач. Организации и лица, ведущие исследоват., консультативную и педагогич. деятельность в области И. п., объединяются за рубежом в общества: "Человеческие факторы и биотехнология" (США), "Эргономика" (Великобритания, Франция и Япония), "Антропотехника" (ФРГ). В СССР инженерно-психологич. службы координируются соответствующими секциями Общества психологов СССР и Научного совета по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН СССР. См. также Эргономика.

Лит.: Инженерная психология. [Сб. ст.], М., 1964; Инженерная психология, Сб. ст., пер. с англ., М., 1964; Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966; Инженерно-психологические требования к системам управления, М., 1967; Вудсон У. Е., Коновер Д. В., Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов, пер. с англ., М., 1968; Иванов С., Человек среди автоматов, М., 1969; Мейстер Д., Рабидо Дж., Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления, пер. с англ., М., 1970; Военная инженерная психология, М., 1970; Эргономика. Принципы и рекомендации, в. 1 - 4, М., 1970-72.

В. П. Зинченко, Г. Л. Смолян

ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА,один из видов военной разведки, предназначенный для определения характера и степени инж. оборудования позиций и р-нов, занимаемых противником. И.р. выявляет систему, плотности и виды применяемых заграждений, проходимость местности для боевой техники и транспорта, состояние дорог и мостов, характер водных преград и условия их форсирования, местонахождение и состояние водоисточников,наличие местных строит, материалов, а также добывает др. данные, к-рые могут быть использованы в бою и операции. И. р. организуется войсковым инженером (нач. инж. службы) в соответствии с указаниями общевойскового штаба и ведётся силами инж. войск самостоятельно (инж. наблюдательными постами, разведыват. дозорами, группами) или совместно с общевойсковой разведкой. Конкретные задачи И. р. определяются в зависимости от характера предстоящих боевых задач. Нек-рые инж. данные о противнике и местности могут быть получены возд. и наземным фотографированием, изучением документов, опросом пленных и местных жителей.

ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА,одна из служб в военно-воздушных силах СССР. Предназначена для инженерно-авиационного обеспечения авиационных частей: содержания самолётов, вертолётов, планеров, авиац. двигателей, вооружения и оборудования в исправном и готовом к эксплуатации состоянии. И.-а. с. занимается также организацией и осуществлением технически правильного использования авиац. техники, руководит технич. подготовкой лётного и инженерно-технич. состава, н.-и. работой по совершенствованию авиац. техники, разрабатывает руководства и наставления по технич. обеспечению, информирует командиров о состоянии авиац. техники, оказывает помощь руководителям полётов по руководству действиями лётного состава. Аналогичная служба имеется и в ВВС др. гос-в.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕзданий и населённых мест, комплекс технич. устройств, обеспечивающих благоприятные (комфортные) условия быта и трудовой деятельности населения.

И. о. зданий включает: системы вентиляции, водоснабжения (холодного и горячего), канализации, отопления, кондиционирования воздуха, газоснабжения, искусственное освещение, электрооборудование, внутр. транспорт (пасс. и грузовые лифты), средства мусороуда-ления,пылеуборки,пожаротушения, телефонизацию, радиофикацию и др. виды внутр. благоустройства.

При сооружении совр. городского здания на его И. о. расходуется до 40% общей стоимости строительства. Эксплуатация И. о. таких зданий требует квалифицированного обслуживающего персонала и в общих годовых эксплуатац. расходах составляет более 50%. Для повышения качества эксплуатации И. о. и уменьшения необходимого обслуживающего персонала применяют дистанц. и автоматич. контроль и управление работой осн. видов И. о. с помощью диспетчерских пунктов, объединяющих группу (комплекс) зданий обычно в составе микрорайона.

И. о. населённых мест включает сооружения, коммуникации и др. устройства, обеспечивающие работу' И. о. жилых зданий, обществ, сооружений, коммунальных и пром. предприятий, а также удаление атмосферных осадков с территории населённых мест, их искус-

ственное освещение и радиофикацию. Затраты на И. о. в городах составляют примерно 25-30% от общей стоимости жилищного и культурно-бытового строительства. В комплекс И. о. совр. города входят: станции по обработке и подаче воды, очистные водопроводные и канали-зац. станции; электрич. станции (в т. ч. ТЭЦ), электрич. и трансформаторные подстанции, котельные для теплоснабжения, мусоросортировочные, перерабатывающие и сжигательные станции, газоре-гуляторные станции и газобаллонные установки; холодильные станции, обеспечивающие холодом установки кондиционирования воздуха в зданиях и др. нужды; радио- и телефонные станции, а также многочисл. коммуникации, проводящие тепло, газ, холодную и горячую воду,сточные воды, электроэнергию и т. п. Все эти коммуникации, как правило, прокладываются под землёй, причём применяются раздельная и совмещённая (коллекторная) прокладки. В последнем случае в одном подземном туннеле (коллекторе) устанавливаются, напр., теплопроводы, водопроводные трубы, электрич. силовые и слаботочные кабели (рис.). Коллекторы обычно делаются проходными для удобства осмотра и ремонта коммуникаций. Совмещённая прокладка инж. коммуникаций создаёт особенно благоприятные условия для комплексной эксплуатации И. о.

К И. о. населённых мест (городов) нередко относят также инж. сооружения различных видов транспорта (скоростные гор. дороги, путепроводы, туннели, подземные переходы, транспортные пересечения в разных уровнях и т. п.). Развитие и совершенствование И. о.- важнейший фактор повышения уровня благоустройства населённых мест.

Лит.: Основы советского градостроительства, т. 3, М., 1967; Строительные нормы и правила, ч. 3, раздел Г, гл. 1. Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений, М., 1963; Федоров Н. Ф. и Гусев В. М., Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений, Л., 1969.

И.Ф. Ливчак.

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТНОСТИ,комплекс инженерных мероприятий по возведению укреплений и приспособлению местности для боевых действий войск. И. о. м. Осуществляется всеми видами вооруж. сил в различных видах боя и операции; наиболее сложные работы с применением воен.-инж. техники выполняются инженерными войсками. И. о. м. включает: возведение оборонит, и защитных сооружений (окопов, траншей, блиндажей, убежищ, укрытий для техники и т. п.), устройство различных видов заграждений, прокладывание войсковых путей, постройку дорог,мостов, аэродромов, оборудование пунктов водоснабжения, маскировку боевых порядков войск, техники и др. Войска приступают к И. о. м. сразу же с занятием оборонит, позиций и р-нов расположения и осуществляют его в определённой последовательности, обеспечивающей защиту и сохранение боеспособности. Широкое применение современной военно-инж. техники (спец. инженерных машин, напр., траншеекопателей, экскаваторов, путепрокладчиков и др.), а также взрывчатых веществ и сборно-разборных фортификац. сооружений позволяет осуществлять И. о. м. в короткие сроки. См. также Фортификация, Заграждения военные.

П. С. Иванов

ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ И ГИДРОГЕОЛОГИИ ИНСТИТУТВсесоюзный (ВСЕГИНГЕО), научно-исследовательский ин-т Мин-ва геологии СССР. Создан в Мсскве в 1939. Осн. проблемы, изучаемые институтом: региональная гидрогеология; динамика, режим и баланс подземных вод; шахтная геология; гидрогеохимия; мелиоративная гидрогеология; региональная инженерная геология; карстовые процессы, оползни, переработка берегов; разработка методов исследований подземных вод (геофизических, геохимических, геоботанических, ядерных, математических, моделирования и др.), а также нового технического оборудования и аппаратуры. Коллектив сотрудников ин-та возглавляет издание многотомной монографии "Гидрогеология СССР" (выходит с 1966); опубликовано "Руководство по изучению режима и баланса подземных вод в речных бассейнах Международного гидрологического десятилетия" (1968); в 1969 издана составленная ин-том гидрогеологическая карта СССР масштаба 1 : 2 500 000. Результаты научных работ публикуются в "Трудах" ин-та, где отражаются вопросы гидрогеологии и инженерной геологии, и в тематических сборниках. S. А. Иванов.

ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ,готовят инженеров и науч. работников для различных отраслей строительства, механизации и автоматизации строит, производства по специальностям: архитектура; пром., гражд., гор., гидротехнич. строительство; строит, и дорожные машины и оборудование; автоматизация и комплексная механизация строительства и др. Инженеров-строителей готовят также строит, факультеты нек-рых политехнич. институтов, ин-тов ж.-д. транспорта и др.

В 1972 в СССР было 26 инженерно-строительных ин-тов: Белгородский технологич. строительных материалов (осн. в 1970), Брестский (1966), Вильнюсский (1969), Волгоградский инженеров гор. х-ва (1952), Воронежский (1930), Всесоюзный заочный (в Москве, 1944), Горьковский им. В. П. Чкалова (1930), Днепропетровский (1930), Казанский (1946), Киевский (1930), Куйбышевский им. А. И. Микояна (1930), Ленинградский (осн. в 1842 как ин-т гражданских инж.), Макеевский (1972), Московский им. В. В. Куйбышева (1921), Новосибирский им. В. В. Куйбышева (1930), Одесский (1930), Пензенский (1958), Полтавский (1930), Ростовский (1944), Самаркандский архитектурно-строительный (1966), Томский (1952), Тюменский (1971), Усть-Каменогорский строительно-дорожный (1958), Харьковский (1930), Харьковский инженеров коммунального строительства (1930), Целиноградский (1964).



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал