Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 7 страница. В большинстве И.-с. и. есть дневные, вечерние и заочные ф-ты, подготовительные отделения






В большинстве И.-с. и. есть дневные, вечерние и заочные ф-ты, подготовительные отделения. Нек-рые И.-с. и. имеют ф-ты (отделения), филиалы в др. городах (напр., Всесоюзный заочный ин-т - вечерние ф-ты в Москве и в г. Люберцы Моск. обл., филиал в Алма-Ате).

При 18 И.-с. и. организована аспирантура. Право приёма к защите кандидатских и докторских диссертаций предоставлено Киевскому, Ленинградскому, Московскому и Новосибирскому ин-там; кандидатских - Вильнюсскому, Волгоградскому, Воронежскому, Горьковскому, Днепропетровскому, Одесскому, Ростовскому, Харьковскому.

Срок обучения в И.-с. и. 5-6 лет. Выпускникам, защитившим дипломный проект, в соответствии с полученной специальностью присваивается квалификация инженера-строителя (-гидротехника, -механика и др.). См. также Строительное образование. В. А. Юдин

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА, см. Научно-технические общества СССР.

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки инженеров-экономистов для пром-сти, строительства, транспорта и др.

И.-э. о. как отдельная отрасль высшего экономического образования начало складываться в СССР в первые годы Сов. власти. Наряду с имевшимися коммерческими институтами (ф-тами) в ряде вузов были организованы ф-ты по подготовке хоз. кадров с технич. и эко-номич. образованием: инженерно-эко-номич. ф-т в Моск. промышленно-эко-номич. ин-те (осн. в 1923), пром. ф ты в Харьковском (осн. в 1921) и Ленинградском (осн. в 1926) ин-тах нар. х-ва. В 1930 Моск. промышленно-экономнч. ин-т и пром. ф-ты Харьковского и Ленинградского ин-тов нар. х-ва были реорганизованы в специализированные вузы (ныне Московский инженерно-экономический институт им. Серго Орджоникидзе, Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти, Харьковский инженерно-экономич. ин-т).

В 1972 в СССР подготовку специалистов с И.-э. о., помимо 3 специализированных ин-тов, осуществляли ф-ты (отделения) св. 40 отраслевых вузов.

И.-э. о. включает подготовку инженеров по экономике и организации производства для отд. отраслей пром-сти (маш.-строит., хим., радиоэлектронной, метал-лургич., горной, нефтегазовой, лесной, полиграфич., лёгкой и др.) и транспорта (ж.-д., автомоб., воздушного, водного), энергетики, строительства, связи, гор. х-ва, а также по организации механизированной обработки экономич. информации (инженеры-экономисты этого профиля используются во всех отраслях пром-сти и транспорта).

Учебные планы по инженерно-экономич. специальностям предусматривают п изучение обществ, дисциплин с расширенным курсом политич. экономии; курсов высшей математики, физики, химии; группы технич. дисциплин по избранной специальности (сопротивление материалов, механика, технология производства, машины и оборудование и т. д.). Экономич. цикл включает курсы статистики, бухгалтерского учёта, финансов, экономики соответствующей отрасли нар. х-ва и др. Наряду с общенауч., технич. и общеэкономич. подготовкой студенты получают достаточные знания в области технологии и техники производства, организации и планирования производства и труда, управления производством в конкретной отрасли х-ва. Студенты всех специальностей изучают курсы вычислительных машин и программирования, механизации обработки информации (или применения математич. методов в планировании и управлении производством). Срок обучения на дневных отделениях - 5 лет, заочных и вечерних -6 лет. Завершается обучение защитой дипломного проекта.

В 1971/72 уч. г. по инженерно-экономич. специальностям обучалось 186 тыс. студентов. Ежегодный выпуск ок. 11 тыс. специалистов.

Научно-пед. кадры инженерно-экономич. специальностей готовятся в системе аспирантуры Ленингр., Моск. и Харьковского инженерно-экономич. вузов и на кафедрах экономики и организации производства ряда втузов (МВТУ им. Баумана, Моск. авиационного, Ленингр. и Уральского политехнич. ин-тов и др.). Моск. и Ленингр. инженерно-экономич. ин-там предоставлено право приёма к защите кандидатских и докторских диссертаций, Харьковскому - кандидатских. При инженерно-экономич. ин-тах и Уральском политехническом ин-те созданы ф-ты по подготовке организаторов пром-сти и строительства (из числа специалистов с высшим образованием).

За рубежом нет специализированных инженерно-экономич. ин-тов. В др. социалистич. странах подготовка специалистов с И.-э. о. ведётся на отраслевых ф-тах втузов и ун-тов. Широкое развитие во мн. странах получило экономич. образование инженеров через различные формы повышения квалификации.

К. И. Шнитко.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА, специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий соединений и частей родов войск. И. в. имеются в вооруж. силах большинства гос-в и состоят из частей и подразделений различного назначения: инженерно-сапёрных (сапёрных), инженерно-дорожных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных (амфибийных), инженерно-мостостроительных (мостовых), инженерно-позиц., добывания воды (полевого водоснабжения), инженерно-строит. и др. специальностей. И. в. оснащены разнообразной инж. техникой для отрывки траншей и окопов (укрытий), строительства (восстановления) дорог и мостов, заготовки леса и конструкций; имеют переправочные, маскировочные, электротехнич., грузоподъёмные средства, а также средства разведки, добычи и очистки воды, минирования, разминирования и др. По организационной принадлежности подразделения и части И. в. входят в состав соединений и частей родов войск и видов вооруж. сил.

В бою и операции И. в. применяются для выполнения сложных задач инж. обеспечения, требующих спец. подготовки личного состава, применения различной инж. техники и инж -боеприпасов. В наступлении они устраивают проходы в заграждениях и переходы через препятствия, разграждают и прокладывают пути для движения войск, оборудуют и содержат переправы через водные преграды, разрушают оборонит, сооружения, уничтожают боевую технику и живую силу противника; в обороне устраивают минно-взрывные и др. заграждения, возводят сложные форти-фикац. сооружения, осуществляют механизированную отрывку траншей, ходов сообщения, окопов и укрытий. Кроме того, И. в. ведут инж. разведку противника и местности, оборудуют районы расположения войск, пунктов управления, выполняют наиболее важные работы по маскировке, осуществляют добычу и очистку (обеззараживание) воды. В армиях нек-ры! стран на И. в. возлагается оборудование аэродромов, прокладьшание и содержание полевых трубопроводов, содержание внутр. водных путей, оборудование и со держание пунктов манёвренного базирования сил флота, а также выполнение топографич., картографич. и геодезич. работ и снабжение войск топографич. картами.

Ещё в древности войска выполняли различные воен.-инж. задачи для обеспечения боевых действий войск. До появления И. в. возведение укреплений, подготовка путей, устройство переправ, создание заграждений и др. работы производились самими войсками, иногда с помощью временно созданных отрядов мастеровых. Появление И. в. относится к 17 в. (во Франции), ихпервым организатором был известный франц. инженер С. Вобан; в Австрии, Германии и России И. в. были созданы в нач. 18 в. Временем создания И. в. в России считается февр.

1712, когда Петром I были утверждены штаты минёрной роты (с 1702) и команды понтонёров (с 1704), а также создан " полк военных инженеров". Значительное развитие И. в. рус. армии получили во время Семилетней войны 1756-63, к-рая потребовала инж. подготовки осады мощных крепостей (Кольберг и др.), переправы войск через Неман и Вислу и др. В 1802 было создано инж. ведомство. В нач. 19 в. И. в. состояли из инж. и понтонного полков (по 6-10 рот). В 1816 введена батальонная организация И. в. из расчёта 1 инж. или 1 сапёрный батальон на каждый корпус. Во 2-й пол. 19 в. батальоны И. в. были объединены в бригады. В 1870 в России стали формироваться первые военно-походные телеграфные парки (впоследствии роты), в 1876- ж.-д. батальоны, в 1877 морские минные роты. В 1878 вводятся полевые инж. парки. Перед 1-й мировой войной 1914-18 И. в. рус. армии имели 39 сапёрных, 9 понтонных батальонов, 25 парков, 38 авиац. отрядов, 7 воздухоплават. и 7 искровых рот, а также неск. запасных частей. И. в. других армий в то время включали: герм, армия -19 инж. батальонов, 1 ж.-д. полк и 1 ж.-д. роту; австр. армия -5 инж. полков: 2 инженерных и 1 пионерный (в составе по 5 батальонов), 1 ж.-д. и 1 телеграфный. В нач. 20 в. из И. в. русской и др. армий постепенно выделились части связи, ж.-д. войска, авиация, автомоб. и бронетанковые, прожекторные, хим. войска. В 19 в. И. в. наиболее крупных армий составляли ок. 2% их общего состава, в ходе 1-й мировой войны числ.И.в. возросла до 7 %, а к концу 1917 в англ., франц. и рус. армиях они составляли ок. 12%. Возрастание численности И. в. обусловливалось увеличением размаха операций и расширением масштабов инж. обеспечения боевых действий войск, а также появлением новых задач по инж. подготовке театров воен. действий и всей терр. страны в интересах ведения войны. Сов. И. в. создавались вместе с организацией Красной Армии. По штату 1918 в дивизиях предусматривалось иметь инж. батальон (1263 чел.), в стрелковых бригадах - сапёрную роту (361 чел.), в стрелковых полках - сапёрную команду (60 чел.). В 1919 были сформированы спец. инж. части (понтонные и элект-ротехнич. батальоны, отд. маскировочные роты). В ходе Гражд. войны за проявленный героизм более 100 воинов инж. частей были награждены орденами Красного Знамени. Руководство И.в. осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (с 1918 до кон. 1921 - А. П. Шошин), нач. инженеров фронтов, армий и дивиз. инженеры. Командные кадры готовились в Военно-инж. академии (возобновила занятия в 1918) в 3 школах и на 8 воен.-инженерных курсах. В 1921 численность И. в. составляла 2, 7% состава Красной Армии, руководство ими было возложено на Гл. военно-инженерное управление (создано в июне 1918, но до 1921 ведало только инж. снабжением Красной Армии), должность инспектора инженеров упразднена.8 результате воен. реформы 1924-25 И. в. перешли на новые штаты, по к-рым корпуса имели сапёрные батальоны (2 сапёрные роты и инж. парк), дивизии - отд. сапёрную роту и инж. парк, стрелк. полки-инж. маскировочный взвод. В 1929 штатные инж. части и подразделения имелись во всех родах войск, И. в. постепенно стали оснащаться новой инж. техникой.

Большой опыт сов. И. в. получили в ходе советско-финл. войны 1939-40 при прорыве сильно укреплённой оборонит, полосы " линии Маннергейма" (см. " Маннергейма линия ") и выполнении задач по инж. обеспечению наступат. операций Красной Армии.

К 1941 И. в. состояли из войсковых, армейских и окружных частей и подразделений, кроме того, имелись 2 батальона и 1 рота И. в. РВГК. В нач. 1941 окружные и армейские инж. части были переформированы в инж. и понтонные полки. В нач. Великой Отечеств, войны 1941-45 (окт. 1941) для проведения работ по инж. оборудованиюоборонит. рубежей началось формирование сапёрных армий (к янв. 1942 их было 10). В февр. 1942 5 сапёрных армий были расформированы, остальные подчинены фронтам, а позже также упразднены. С 1942 осн. формой организации И. в. РВГК стали инж. бригады (штурмовые, инженерно-сапёрные, пон-тонно-мостовые и др.), к-рые в 1944 были введены в состав фронтов и армий. В нояб. 1941 были созданы штаб инж. войск Красной Армии, штабы инж. войск во фронтах и армиях и учреждена должность начальника И. в. Красной Армии, к-рую занимали: с нояб. 1941- ген.-майор инж. войск Л. 3. Котляр, с апр. 1942- ген.-майор инж. войск М. П. Воробьёв. В войсках были учреждены должности зам. командующего фронтом (армией)- нач. инженерных войск фронта (армии). В ходе Великой Отечеств, войны И. в. строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, в наступат. операциях обеспечивали проведение манёвра войск, вели инж. разведку, проделывали проходы в минных полях врага, обеспечивали преодоление его инж. заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов, закрепляли захвач. территорию, участвовали в проведении контратак и контрударов. За большие заслуги в Великой Отечеств, войне св. 600 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза, 266 чел. награждены орденами Славы 3-х степеней. Многие части и соединения И. в. получили звание гвардейских. Нач. И. в. в послевоен. период были: до 1952- маршал инж. войск М. П. Воробьёв, с мая 1952- ген.-полк, (с 1961 маршал инж. войск) А. И. Прошляков; с февр. 1965- ген.-л. инж. войск (с 1966 ген.-полк.) В. К. Харченко.

В послевоен. период И. в. получили дальнейшее развитие, появились новые средства для проделывания проходов в заграждениях противника, высокопроизво-дит. дорожные и землеройные машины, быстровозводимые сборно-разборные фортификац. сооружения, совр. понтонные парки и самоходные переправочно-десантные средства, высокоэффективные средства заграждений и спец. машины для установки мин в ходе боевых действий. Большую работу И. в. проделали по очистке терр. страны от взрывоопасных предметов: выявили и уничтожили более 58 млн. мин и св. 122 млн. авиац. бомб и арт. снарядов. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении этих работ, более 8 тыс. воинов И. в. награждены орденами и медалями Сов. Союза.

Увеличение объёма инж. работ в совр. бою и операции, необходимость резкого сокращения сроков их выполнения, быстрого устройства заграждений, укрытий от средств массового поражения предъявляют повыш. требования к И. в., роль их становится ещё более значительной. См. также Военно-инженерное искусство.

Лит.: Александров Е. В., Краткий исторический очерк развития инженерных войск русской армии, М., 1939; Военно-инженерное искусство и инженерные войска русской армии, Сб. ст., М., 1958; Инженерные войска в боях за Советскую Родину, М., 1970. Г. Ф. Сомойлович.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ для строительства, комплекс технич. и экономич. исследований района строительства с целью получения исходных данных, необходимых для разработки наиболее целесообразных технико-экономич. решений при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений. И. и. предшествуют всем видам строительства: пром., жилищного, гражданского, гидротехнич., транспортного, дорожного и др. Характер И. и. изменяется в зависимости от вида строительства и степени изученности обследуемого р-на.

До технич. изысканий проводятся, как правило, экономич. исследования в целях выбора р-на (пункта) размещения объекта и экономич. обоснования намечаемого стр-ва. Напр., для нового пром. строительства, наряду с вопросами снабжения строит, объекта, изучается обеспеченность будущих предприятий рабочей силой, осн. материальными ресурсами (сырьём, топливом, энергией), выявляются возможности производств, кооперирования с др. предприятиями, использования существующих трансп. связей и т. п. Правильность выбора места стр-ва существенно облегчается, если на территории предварительно проведена районная планировка, требования которой должны учитываться при И. и.

Программа И. и. должна предусматривать интересы сохранения окружающей среды - продуктивности, чистоты и привлекательности природы - и обеспечивать предотвращение или сведение к минимуму того ущерба, который может быть ей нанесён как самими И. и., так и последующим строительством.

Комплекс технич. изысканий включает изучение топографич., геологич., гид-рологич. и метеорологич. условий р-на строительства, обследование месторождений местных строит, материалов, сбор исходных данных для составления проекта орг-ции строительства и смет, а также проведение необходимых согласований. Особый характер, ввиду большой протяжённости исследуемой зоны, имеют И. и. автодорожные, железнодорожные, для прокладки нефте- и газопроводов, линий связи и электропередачи (т. н. линейные изыскания). И. и. проводятся, как правило, в один этап, включающий получение исходных данных для разработки технич. проекта и рабочих чертежей. Для сложных в инженерном отношении объектов И. и. проводятся в два этапа на основе технич. заданий, в к-рых определяются основной состав, детальность и порядок проведения И. и. Изыскательские работы обычно выполняются проектным ин-том, осуществляющим проектирование объекта, с привлечением специализированных организаций.

В проведении изыскательских работ различают три периода: подготовит., полевой и камеральный. В подготовит, период собираются и изучаются необходимые данные по объекту и уточняется задание, выдаваемое изыскательской партии. В период полевых работ проводятся геодезич., топографич., буровые и др. работы. Камеральная обработка состоит в систематизации полевых материалов, составлении топографии, йланов, геологич. разрезов, гидрология., климатич. и др. характеристик р-на и строит, площадки. Ускорение, повышение качества и снижение стоимости И. и. достигаются при проведении их по единой методологии путём концентрации И. и. в крупных специализированных орг-циях, имеющих в своём составе постоянно действующие экспедиции и партии.

Важное значение имеет рациональная организация И. и. В СССР на И. и. ежегодно расходуется от 0, 5 до 1% от общего объёма капитальных вложений.

Лит.: Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел А, гл. 13. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения, М., 1970; Северьянов Н. Н., Агалина М. С., Справочник по инженерным изысканиям для строительства, 2 изд., М., 1963. В. М. Минц.

ИНЖЕНЕРНЫЙ ЗАМОК в Ленинграде (до 1823 - Михайловский замок), памятник русской архитектуры. Построен в 1797-1800 арх. В. Ф. Бренной по проекту арх. В. И. Баженова как резиденция императора Павла I [где он был убит 12(24).3.1801]. И. з. - здание в стиле классицизма, квадратное в плане, с внутр. 8-угольным двором; в начале аллеи, ведущей к И. з., - два 3-этажных павильона-караульни, построенных арх. В. И. Баженовым, с характерными для его сооружений округлыми в плане помещениями. В 1800 перед И. з. установлена конная статуя Петра I (бронза, 1743-44, скульптор Б. К. Растрелли). В 1948 от павильонов-караулен (от Инженерной улицы) до Манежной пл. проложена Кленовая аллея (арх. Н. В. Баранов и др.), расчищена от более поздней застройки и озеленена терр., прилегающая к И. з. с Ю. Илл. см. также т. 4, стр. 21, т. 7, стр. 213.

Инженерный замок. 1797 - 1800. Архитекторы В. И. Баженов, В. Ф. Бренна. Перед замком - памятник Петру I. Установлен в 1800. Скульптор Б. К. Растрелли.

Лит.: Памятники архитектуры Ленинграда, Л., 1958, с. 77-84.

ИНЖЕНЮ (франц. ingenue, букв.- наивная), актёрское амплуа: роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек, наделённых глубиной чувств (И.-лирик, И.-драматйк), лукаво озорных, шаловливо кокетливых (И.-комик). К И. близки амплуа молодых героинь и субреток.

ИНЖИНАШ (кит. имя - Б у X э н-шан) (15.5.1837-22.2.1892), монгольский писатель. Род. в семье писателя Ванчинбала. До 34 лет был лояльным подданным Цинской империи, но усиление освободит, борьбы нар. масс обусловило перелом в его настроениях. Автор повести " Слезы красных", историч. романа о первых императорах Юаньской династии " Синяя книга" (т. 1-3; первые 8 глав написал отец И.; полностью опубл. в 1933 и 1957). Написал также бытовой роман " Одноэтажный павили-он" и его продолжение " Палата красных слез", в которых сказалось влияние китайского романа " Сон в красном тереме".

Лит.: Михайлов Г. И., Очерк истории современной монгольской литературы, М., 1955; Эрдэнэтогтох, Инжннаш, Хех хот, 1958.

ИНЖИР (тюрк.), фиговое дерево, смоковница обыкновенная (Ficus carica), субтропич. плодовое дерево рода фикус, сем. тутовых. Вые. 4-8 м, диам. ствола 0, 2 - 0, 4 м. Корневая система мощная, разветвлённая. Молодые побеги зелёные, гладкие или опушённые, с млечным соком. Листья опадающие, крупные, 3 - 7-лопастные, простые или цельные, с ниж. стороны опушённые. Плоды - мелкие орешки, находятся внутри мясистого соплодия - разросшегося цветоложа грушевидной, округлой и др. формы. И.- обычно двудомное растение. На мужских деревьях формируются соцветия каприфиги с мужскими (тычиночными) и редуцированными (галловыми) цветками, на женских - соцветия фиги с нормальными и недоразвитыми женскими длиннопестич-ными цветками. Цветки находятся внутри цветоложа: мужские - в верх, части, женские (до 1500) - на стенках цветоложа. Цветки опыляются маленькой осой - бластофагой (дл. 2, 5 мм). У многих сортов И. соплодия - парте-нокарпные (развиваются без оплодотворения). Большая часть женских деревьев даёт 2 урожая соплодий: 1-й созревает в июле, 2-й - с сер. августа до нояб. И. при обеспеченности почвы влагой без вреда переносит высокие летние темп-ры, довольно морозостоек (выдерживает темп-ры до -12 °С), к почвам не требователен, но лучше растёт и плодоносит на дренированных лёгких суглинках, богатых гумусом, с достаточным содержанием извести. Деревья живут 100 - 200 лет, вступают в плодоношение на 2-3-й год, обильно плодоносят до 50 - 80 лет. Урожай 20-100 кг и выше с дерева.

И. дико произрастает в Средиземноморье, Малой Азии, Иране и Сев.-Зап. Индии. В СССР встречается в диком и одичалом состоянии в Закавказье, республиках Ср. Азии и в Крыму. Культивируется во мн. странах, особенно в Турции, Алжире, США (Калифорния), в СССР - в Азерб. ССР, Груз. ССР, Арм. ССР, Даг. АССР, Краснодарском крае, Крыму и в республиках Ср. Азии.

Свежие соплодия И. нежные, долго храниться не могут, в зависимости от сорта и степени зрелости содержат (в %): Сахаров 12-23, пектиновых веществ 0, 5-4, 2, клетчатки 3, 4-7, 4, кислот до 1, богаты витаминами С, Bi, B2, каротином, кальцием, железом и фосфором; употребляются в свежем виде, а также для переработки (сушка, варенье, джем, компот). Сушёный И. отличается высокой калорийностью, содержит 50-77% Сахаров.

В СССР распространены сорта Смирнский 2, Калимирна, Далматский, Чапла, Сочинский 7, Кадота, Адриатический и др. Размножают И. семенами, черенками, отводками и корневой порослью. Деревья формируют в штамбовой, кустовой или веерной форме.

Лит.: НестеренкоГ. А. и Стребкова А. Д., Инжир, М., 1949; Гутиев Г. Т., Субтропические плодовые растения, М., 1958. А. Д. Стребкова.

ИНЗА, город (до 1946 - посёлок), центр Инзенского р-на Ульяновской обл. РСФСР, на р. Сюксюмка (басе. Суры). Узел ж.-д. линий на Ульяновск, Сызрань, Рузаевку. 19 тыс. жит. (1970). Диатомовый комбинат (выпускает тре-пельный изоляц. кирпич и др. изоляц. материалы); з-ды: деревообр., сухого и обезжиренного молока, крахмалопаточ-ный, мясокомбинат; ф-ка нетканых материалов. Лесокомбинат, химлесхоз.

ИНЗЕР, Большой Инзер, река в Башк. АССР, лев. приток р. Сим (басе, р. Белой). Дл. 307 км, пл. басе. 5380 км2. Берёт начало на зап. склонах Юж. Урала под названием Большой Инзер. В верховьях имеет характер горной реки, ниже долина реки расширяется и течение становится более спокойным. Питание гл. обр. снеговое Ср. годовой расход воды у дер. Азово 50, 9 м3/сек. Замерзает в сер. ноября, вскрывается в сер. апреля. Гл. приток справа - Малый Инзер. Сплавная.

ИНЗЕР, посёлок гор. типа в Белорецком р-не Башк. АССР. Расположен близ слияния pp. Малый Инзер и Большой Инзер (басе. Камы). Конечная станция ж.-д. линии от Магнитогорска. Леспромхоз.

ИНИН город на С.-З. Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. См. Кулъджа.

ИНИЦИАЛ (от лат. initialis - начальный), 1) укрупнённая заглавная (начальная) буква какого-либо раздела в тексте рукописной или печатной книги. В рукописных книгах И. (т. н. буквицы) богато расцвечивались сложными орнаментами, украшались изображениями человеческих фигур и животных, жанровыми сценками. В совр. печатных книгах И. (иногда превращающиеся в иллюстрации) выполняются в технике гравюры.

Лит.: Gutbrod V., Die Initiale in Handschriften des achten bis dreizehnten Jahrhunderts, Stuttg., 1965.

ИНИЦИАТИВА (франц. initiative, от лат. initium - начало), почин, первый шаг в каком-либо деле, побуждение к началу какого-либо дела; способность к самостоят, активным действиям.

ИНИЦИАЦИИ (от лат. initiatio - совершение таинств, посвящение), распространённая в родовом обществе система обычаев, связанных с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин (см. Возрастные классы). И. имели целью подготовку молодёжи к производств., обществ, и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, различными, часто мучительными испытаниями, операциями (обрезание, рубцевание, выбивание зубов и др.), посвящением в тайны и мифы племени. Нек-рые из обрядов И. впоследствии, после утраты первонач. значения, были передвинуты на более раннее время жизни. Пережитками И. являются: сохранившийся в исламе и иудаизме обычай обрезания, христ. крещение, возложение священного шнура у индуистов.

ИНИЦИИРОВАНИЕ (от лат. injicio- вбрасываю, вызываю, возбуждаю), возбуждение цепной хим. или ядерной реакции в результате внеш. воздействия на систему (удара, света, ионизирующей радиации, потока нейтронов и т. д.). В технике под И. понимают, в частности, возбуждение детонации взрывчатого вещества (ВВ) посредством взрыва небольшой навески инициирующего ВВ, чувствительного к искре или удару. Навеска инициирующего ВВ помещается в гильзу капсюля-детонатора или электродетонатора. Современные крупнодисперсные (игданиты, гранулиты, зерногранулиты) и водонаполненные (акватолы, ифзани-ты) пром. В В невосприимчивы к начальному воздействию (импульсу) обычного капсюля-детонатора; для их инициирования применяют промежуточный детонатор (напр., патрон аммонита или шашка тротила), чувствительный к капсюлю-детонатору и увеличивающий энергию начального импульса. См. также Цепные реакции, Ядерные цепные реакции.

ИНИЦИИРУЮЩИЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА, первичные взрывчатые вещества, химические соединения, легко взрывающиеся от удара, трения или пламени с выделением энергии, достаточной для возбуждения детонации во вторичных (бризантных) взрывчатых веществах. Важнейшие И. в. в.: гремучая ртуть, азид свинца, тринитрорезорцинат свинца (ТНРС) и тетразен. Известны также И. в. в.: азиды и фульминаты (соли гремучей кислоты) тяжёлых металлов, органич. азиды (напр., циануртриазид C3Ni2), органич. перекиси, производные тетра-зола и тетразена, нек-рые производные диазосоединений ацетиленид серебра и др. В воен. технике и взрывном деле И. в. в. применяют для снаряжения капсюлей-детонаторов и электродетонаторов. Смеси И. в. в. с окислителями и горючими веществами используются для снаряжения капсюлей-воспламенителей (служат для воспламенения пороховых зарядов огнестрельного оружия); чаше всего для этой цели используется меха-нич. смесь порошков гремучей ртути, хлората калия и трёхсернистой сурьмы. Для снаряжения пром. средств взрывания (электро детонаторы, капсюли-детонаторы) преим. используется азид свинца. Ввиду большой чувствительности к механическим и тепловым импульсам и связанной с этим большой опасности возникновения взрыва изготовление И. в. в. и обращение с ними допустимо только при соблюдении особых мер предосторожности. Перевозка И. в. в. разрешается только в виде готовых изделий (капсюлей).

Лит.: Горст А. Г., Пороха и взрывчатые вещества, 2 изд., М., 1957; Андреев К. К., Беляев А. Ф., Теория взрывчатых веществ, М., 1960; Андреев К. К., Термическое разложение и горение взрывчатых веществ, 2 изд., М., 1966; Беляев А. Ф., Горение, детонация и работа взрыва конденсированных систем, М., 1968. А. А. Шидловский.

ИНИЯ АМАЗОНСКАЯ (Inia geoffrensis), млекопитающее сем. речных дельфинов отряда китов. Дл. взрослых самцов 2-2, 5 м, самок - 1, 9-2, 3 м. Длинная и узкая морда покрыта редкими щетинками. Зубы (104-132 шт.) острые с расширенными корнями. Спинной плавник небольшой. Окраска молодых И. а. палево-серая, взрослых - бледно-голубоватая сверху и белая снизу. Живёт И. а. в реках Юж. Америки- Амазонке, Ориноко и их притоках. Держится небольшими стаями или в одиночку, плавает со скоростью до 18 км/ч. Питается рыбой и крабами. Промыслового значения не имеет.

ИНКА (Lestoros inca), сумчатое млекопитающее сем. ценолестовых. Дл. тела 9-12 см, хвоста - 9, 5-13, 5 см. Шерсть тёмно-коричневая. Встречается на юге Перу на высоте 2800-4250 л. Питается мелкими беспозвоночными.

ИНКАЛЛОЙ, жаропрочный сплав на основе железа, содержащий 25% хрома и 35% никеля. Отличается высокой ока-линостойкостью и пластичностью в процессе длительной службы при высоких темп-pax (до 50 000 ч при темп-ре 800 - 850 °С). И. применяется как конструкц. материал для деталей высокотемпературных нефтехим. установок, печей конверсии природного газа и др.

ИНКАРВИЛЛЕЯ (Incarvillea), род многолетних травянистых растений сем. бигно-ниевых. Листья обычно перистые, цветки в конечных соцветиях, крупные, с двугубым, трубчатым, желтоватым или пур-пурово-розовым венчиком. Ок. 15 видов в высокогорьях Юго-Вост. и Центр. Азии. В СССР 2 вида: один растёт в Ср. Азии, др.- на Д. Востоке. Используются как декоративные.

ИНКАРНАТ, цвет тела в живописи; см. Карнация.

ИНКАССО (итал. incasso), банковская операция, при к-рой банк по поручению клиента получает причитающиеся ему денежные суммы на основании денежных, товарных или расчётных документов. В капиталистич. странах инкассовая операция является коммерч. услугой, за её выполнение банки взимают плату, размер к-рсй определяется характером операции и условиями получения платежа с покупателя. Банки капиталистич. стран принимают на И. акции и облигации, а также иностр. валюту.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал