Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 19 страница. Интервью(англ, interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или неск






ИНТЕРВЬЮ (англ, interview), жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или неск. лицами по вопросам, имеющим актуальное обществ, значение Подразделяется на два вида: И.-сообщение, преследующее гл. обр. информац. цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, способ проведения социологич. опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на два класса - свободные (глубокие, клинич., фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в к-рой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты (см. Анкетирование), проверкой приемлемости вопросов, информац. ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.

Стандартизированное интервью по форме тождественно анкете, однако на содержание и форму вопросов существенно влияет специфика получения ответов - " лицом к лицу" с интервьюером. Анкетирование является менее дорогостоящим видом опроса, чем стандартизированное И., но социолог вынужден прибегать к последнему в тех случаях, когда опросу придаётся большое значение и существует сомнение в том, что все вопросы будут правильно поняты (напр., переписи населения в нек-рых р-нах проводятся методом стандартизированного И.).

Отличие И. от др. методов сбора эмпирич. социальной информации - активное взаимное влияние интервьюера и опрашиваемого - существенно уменьшает достоверность результатов И. по сравнению с анонимной анкетой. Нередко опрашиваемый руководствуется при ответе своими предубеждениями (напр., против возраста или внешности интервьюера и т. д.). Поэтому И. является наиболее сложным методом социального исследования и считается скорее " искусством", чем стандартным технич. приёмом.

Лит.: Андреева Г. М., Современная буржуазная эмпирическая социология, М., 1965; Ядов В. А., Методология и процедуры социологических исследований, Тарту, 1968; Здравомыслов А. Г., Методология и процедура социологических исследований, М., 1969; Новиков Н. В., Специфика и проблемы интервью как техники исследования, в сб.: Социальные исследования, в. 5, М., 1970. Ю. Б. Самсонов.

ИНТЕРГЛЯЦИАЛ (от лат. inter - между и glacies - лёд), межледников ь е, промежутки времени, разделяющие холодные ледниковые эпохи антропогенового периода. Характеризовались относительно тёплым климатом и полным исчезновением ледникового покрова умеренных широт.

ИНТЕРДИКТ (от лат. interdictum - запрещение), одна из форм церк. воздействия и наказания в католицизме, заключающаяся во временном запрете папой (иногда епископом) совершать богослужение и религ. обряды (без отлучения от церкви) в пределах той или иной территории (И. локальный); иногда налагался на определённых лиц И. персональный). Широко применялся в 11 - 12 вв. (с 13 в. реже). И. являлся мощным средством давления на государей и феодалов, использовался для борьбы с ересями. В новое время потерял прежнее значение, хотя и поныне сохранился в канонич. праве.

ИНТЕРЕС (от лат. interest - имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д.- участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.

Франц. материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить обществ, жизнь с помощью И. Интересы людей противопоставляются ими как божеств, предопределению, так и случайным обстоятельствам историч. процесса. В И. они усматривают реальное основание нравственности, политики, обществ, строя в целом. " Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета" (Гельвеции К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако франц. материалисты не вышли за рамки идеалистич. понимания обществ, жизни, поскольку социальный И. рассматривался ими как простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные И. они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории И. сыграл Г. Гегель, к-рый, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость И. к грубой чувственности, к естеств. природе человека. " Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" (Гегель, Соч., т. 8, М.-Л., 1935, с. 20). Люди " добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, во не сознавалось ими и не входило в их намерения" (там же, с. 27). И., по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот " остаток", проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и И.

Марксизм сохраняет все положит, моменты в толковании И., полученные в истории обществ, мысли, подчёркивая вместе с тем объективные основания социального И. " Экономические отношения каждого данного общества, - писал Ф. Энгельс, - проявляются прежде всего как интерес ы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономич. отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии нац., групповых и индивидуальных И. Социальные И. обусловлены экономич. положением тех или иных обществ, групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакций, идеологии и т. п. В противоположность т. н. экономич. материализму, абсолютизирующему экономич. интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономич. потребности этого класса. В социальных И. закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности обществ.-политич. институтов, материальных и духовных ценностей.

Один из наиболее существенных моментов материалистич. понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между И. и идеологией. ",, Идея" всегда посрамляла себя, как только она отделялась от „интереса" " (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что " люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).

При решении вопроса о классификации И. выделяется несколько наиболее существенных оснований. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономич., политич., духовные), по характеру субъекта (нац., гос., партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции обществ, развития (прогрессивные, реакционные, консервативные). См. также Интересы экономические.

А. Г. Здравомыслов.

И. в психологии - отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер И. человека связаны как со строением и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств предметного освоения действительности, к-рыми он владеет. Формирование мотивационной сферы в процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование и прогрессирующая интериоризация приёмов и средств действия превращают первоначально безотчётные, непроизвольные и ситуативно-эпизодич. И. ребёнка в И. сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета И. к нему может перерастать в самостоят, потребность в нём (познавательную, эстетич. и т. д.). Проблема целенаправленного формирования И., ещё мало разработанная в совр. психологии, имеет большое значение для практики обучения и воспитания.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18; Ленин В. И., Карл Маркс, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, Три источника и три составные части марксизма, там же, т. 23; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, ч. 1, Зизд., Л., 1931; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1965; Айзикович А. С., Важная социологическая проблема, " Вопросы философии", 1965, № 11; Глезер-м ан Г. Е., Интерес как социологическая категория, " Вопросы философии", 1966, № 10; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Князев Б. В., КуфтыревА. И., Фетисов А. С., О природе интереса как социального явления, " Вестник МГУ", 1968, N° 4; Lеwin К., Psychologische Situation bei Lohn und Strafe, Lpz., 1930; его же, A dynamic theory of personality, N. Y., 1935. А. А. Пузырей.

ИНТЕРЕСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, объективные мотивы деятельности людей, отражающие их место в системе обществ, произ-ва. " Экономические отношения каждого данного общества, - писал Ф. Энгельс, - проявляются прежде всего как интересы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 18, с. 271). Производств, отношения проявляются именно через побудительные мотивы человеческой деятельности, т. е. в форме интересов, к-рые относятся к числу объективных условий существования общества. И. э. отражаются в сознании людей в виде поставленных целей и побуждений воли к их достижению.

Положение об определяющей роли И. э. среди мотивов человеческой деятельности было выдвинуто впервые франц. материалистами 18 в. и представителями англ, классич. политич. экономии. Но сами интересы ими рассматривались внеистори-чески, как порождение неизменной " природы человека". Научный анализ И. э. дан марксизмом, к-рый исходит из того, что в основе обществ, явлений лежат производств, отношения людей, отражающие интересы определённых классов (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 532). Будучи формой проявления обществ, отношений, И. э. являются наиболее глубокой причиной обществ, движений и классовой борьбы. Политич. деятельность в конечном счёте направлена на удовлетворение коренных И. э. классов. "...Борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же, как и борьба между буржуазией и пролетариатом, - писал Ф. Энгельс, - велась прежде всего ради экономических интересов, для осуществления которых политическая власть должна была служить всего лишь средством" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 309). В. И. Ленин также отмечал решающую роль И. э.: "...Основной экономический интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством политической революции, заменяющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 46, прим.).

В досоциалистич. обществ.-экономич. формациях господство частной собственности порождало непримиримые противоречия, антагонизм И. э. эксплуататоров и эксплуатируемых. В условиях капитализма бурж. производств, отношения проявляются в виде стремления к присвоению прибавочной стоимости, как осн. мотива деятельности класса капиталистов. И. э. класса буржуазии внутренне противоречивы. "...Если все члены современной буржуазии, - писал К. Маркс, - имеют один и тот же интерес, поскольку они образуют один класс, противостоящий другому классу, то интересы их противоположны... Эта противоположность интересов вытекает из экономических условий их буржуазной жизни" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 144). Антагонизм бурж. общества, основанного на частной собственности, исключает возможность постановки единых целей обществ, развития и достижения согласованных действий по их осуществлению. " Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже об единстве действий" (Энгельс Ф., там же, т. 8, с. 14).

Социализм, устраняя частную собственность на средства произ-ва, ликвидирует антагонизм И. э. На базе обществ, собственности устанавливается единство И. э. трудящихся при ведущей роли общенар. интересов. Наряду с ними при социализме существуют И. э. двух дружеств. классов - рабочих и крестьян и социальной прослойки - интеллигенции, коллективов производств, предприятий, личные И. э., а также др. многообразные виды интересов. Общенар. интересы реализуются через И. э. коллективов производств, предприятий и отд. трудящихся. Это достигается с помощью механизма экономич. стимулирования и принципа материальной заинтересованности. Общество в лице социалистич. гос-ва заинтересовывает коллективы предприятий в достижении тех результатов, к-рые соответствуют и содействуют удовлетворению общенар. И. э. Необходимость такого способа реализации общенар. интересов была обоснована Лениным. Новое общество, писал он, можно построить " не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденноговеликой революцией, на личном интересе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 151).

Экономическая политика социалистического государства предусматривает такое согласование И. э., которое обеспечивает реализацию важнейшего принципа советской хозяйственной деятельности - сочетание интересов общества, коллектива с интересами каждого трудящегося. При этом общенародные интересы играют ведущую роль.

Выразителем общенар. И. э. является социалистич. гос-во. Оно обеспечивает реализацию их посредством планирования, хоз. руководства и экономич. стимулирования. Тем самым достигаются взаимнал увязка и согласованность всей системы И. э. социалистич. общества по принципу: то, что выгодно обществу, - должно быть выгодно каждому предприятию и работникам.

Роль и место И. э. в жизни социалистич. общества грубо искажаются ревизионистами. Сторонники " левого" ревизионизма принижают роль И. э. в социалистич. обществе, проповедуют аскетизм и уравнительность, отрицают ленинский принцип материальной заинтересованности. Правый оппортунизм отрицает примат общенародных И. э., порождённых обществ, социалистич. собственностью, защищает тезис о доминирующей роли коллективных и личных интересов, о пользе их рыночного столкновения. Борьба с антинауч. идеями " левого" и правого оппортунизма необходима как условие успешного использования И. э. в социалистич. и коммунистич. строительстве.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Капитал, т. 1, Предисловие к первому изданию, там же, т. 23; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2; его же, О продовольственном налоге, там же, т. 43; его же, К четырехлетней годовщине Октябрьской революции, там же, т. 44; его же, О кооперации, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произв., т. 1, М., 1956; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964; Глезерман Г. Е., Исторический материализм и развитие социалистического общества, [М., 1967]; Кулиев Т. А., Проблема интересов в социалистическом обществе, М., 1967; Егиазарян Г., Интерес, коллектив, производство, М., 1970. Л. И. Абалкин.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. interiorisation, от лат. interior - внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятие И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Э. Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ, представлений. Принципиальное для психологии значение получило в культурыо-историч. теории сов. психолога Л. С. Выготского; одно из осн. положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится пси-хич. процессом отд. индивида. Стадии И. подробно прослежены в работах, посвящённых умственным действиям, где показано, что И. есть не простой переход к действию в плане представлений (Ж. Пиаже, Швейцария), но формирование внутр. плана сознания. В сопровождении ряда др. изменений действия (обобщение, сокращение и т. д.) И. ведёт к образованию нового конкретного психич. процесса.

Лит.: Дюркгейм Э., Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914; Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, М., 1956; его же, Развитие высших психических функций, М., 1960; Гальперин П. Я., К учению об интериоризации, " Вопросы психологии", 1966, № 6.

А. А. Пузырей.

ИНТЕРКАЛЯРНЫЙ РОСТ (от лат. iatercalarius - вставной, добавочный), вставочный рост, рост растений в длину в результате деления клеток образовательной ткани (меристемы), находящейся ниже верхушки органа (напр., в междоузлиях стеблей злаков, в основании листьев).

ИНТЕРКАЛЯЦИЯ (от лат. intercalatio - вставка, добавка), вклинивание (биол.), появление новых структур, процессов в уже сложившейся живой системе. Напр., выделение наряду с существующими новых стадий в процессе индивидуального развития; образование вторичных жилок между главными в крыле насекомых, дополнительных поясков у диатомовых водорослей и т. д.

ИНТЕРКИНЕЗ (от лат. inter - между и греч. kinesis - движение), стадия жизненного цикла клетки между двумя последоват. делениями. Термин " И." устарел, ст. Интерфаза.

ИНТЕРКОЛУМНИЙ (лат. intercolumnium, от inter - между и columna - колонна, столб), пролёт между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре (подробнее см. Ордер архитектурный).

ИНТЕРЛАКЕН (Interlaken), город в Швейцарии, в кантоне Берн. Ок. 5 тыс. жит. Расположен в межгорной котловине (на вые. 567 м над ур. м.) Бернских Альп, на р. Ааре, между озёрами Тунским и Бриенцским. Со стороны И. открывается живописный вид на снежную вершину Юнгфрау. Климатич., гл. обр. летний, курорт и центр туризма. Важный трансп. узел междунар. значения. Пищ., текст., деревообрабат. предприятия. И. возник в 12 в.

ИНТЕРЛИНГВА (от лат. inter - между и lingua - язык), 1) искусственный язык, созданный на основе проекта " латино сине флексионе" итал. математиком Дж. Пеано в 1908. 2) Искусственный язык, созданный Междунар. ассоциацией вспомогательного языка в Нью-Йорке в 1950 под руководством А. Гоуда.

ИНТЕРЛИНГВИСТИКА, раздел языкознания, исследующий вопросы, связанные с созданием и функционированием различных вспомогательных языков: от международных типа эсперанто, интерлингва и др. до математич. языков-посредников, информационно-логич. языков и вспомогательных кодов для информац. машин и т. п. На этой стадии И. превращается в абстрактную теорию языка, построенную на логикоматематич. основе и имеющую своим предметом реляционный (выражающий отношения между различными языковыми единицами) каркас языка. См. Искусственные языки, Языки информационные.

ИНТЕРЛЮДИЯ (позднелат. interludium, от лат. inter - между и ludus - игра), 1) небольшая муз. пьеса или связующее построение, исполняемые между двумя осн. частями произведения - между актами оперы или драмы [чаще наз. интермедией (в 1-м значении), интермеццо], между строфами хорала (импровизируется на органе), между частями инструм. цикла (сонаты, сюиты). 2) Вид драматич. произведений, получивших развитие в Англии в конце ср. веков и в начале эпохи Возрождения. Первоначально - краткое сценич. действо в промежутке празднества. То же, что интермедия. И. явилась переходной формой от моралите к фарсовой комедии. С нач. 16 в. в творчестве Дж. Растелла и особенно Дж. Хейвуда стала проводником антиклерикальной сатиры.

ИНТЕРМЕДИН, меланотропин, гормон средней доли гипофиза; то же, что меланоцитостимулирующий гормон.

ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedius- находящийся посреди, промежуточный), 1) небольшая пьеса или сцена (пантомима, танец, муз. или инструм. произведение), обычно комич. характера, разыгрываемая между действиями драматич. спектакля. И. возникли в ср.-век. театре в представлениях мистерий и широко использовались в школьном театре, комедии дель орте, в театре Мольера и др. В Испании И. под назв. пасос получила развитие как самостоятельный жанр публичного театра, достигнув художеств, зрелости в творчестве Лопе де Руэды и особенно М. Сервантеса. В Англии наз. " интерлюдия", в Португалии " интремиш". В России И. появились в представлениях школьного театра в 16 в. В 19-20 вв. превратились в самостоят. сценки с пением и танцами, получив распространение и в сов. театре (напр., в спектакле " Принцесса Турандот" К. Гоцци в моек. Театре им. Вахтангова).

И. существовали и как вставные номера или сцены между актами оперы, балета. С 15 в. они вошли в практику муз. театра Италии, позднее Англии, Франции и др. стран. Постепенно И. к спектаклю превратились в муз.-сценич. произведения с самостоятельным сюжетом. Нередко такие И. привлекали большее внимание публики, чем акты осн. спектакля. В 17-18 вв. в Италии И. представляли собой маленькие оперы; часто они перемежали действие опер-сериа и имели контрастирующий с ними комич. характер. Опера " Служанка-госпожа" Перголези, положившая начало развитию итал. комич. оперы и оказавшая большое влияние на формирование франц. комич. оперы, возникла как И. к опере " Гордый пленник" того же автора (1733). 2) Промежуточный эпизод между различными проведениями темы в фуге', наз. также интерлюдией.

ИНТЕРМЕТАЛЛ, организация социалистических стран - членов СЭВ по сотрудничеству в области чёрной металлургии. Создана в июле 1964. В И. вошли: Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, СССР и Чехословакия. В нояб. 1968 И. начал сотрудничать с Югославским объединением металлургич. з-дов. В февр. 1970 между И. и гос. предприятием " Металлимпорт" (Румыния) подписано соглашение о сотрудничестве в области взаимных поставок и кооперации произ-ва продукции чёрной металлургии. Осн. задача И.- применение новых, эффективных форм сотрудничества в целях лучшего использования производств, мощностей в чёрной металлургии, их дальнейшего развития и повышения технич. уровня произ-ва. В сферу деятельности И. входит координация работы в области развития произ-ва проката, стальных труб и вторичных продуктов чёрной металлургии. И. разрабатывает предложения по специализации произ-ва проката чёрных металлов, координации капитальных вложений и согласованию планов по про-из-ву чёрных металлов.И. способствует расширению произ-ва дефицитных видов проката и разрабатывает предложения об унификации стандартов. В рамках И. организуются ежеквартальные оптовые биржи по обмену прокатом, с тем чтобы обеспечить получение дефицитных профилей металла в одних странах за счёт врем, излишков их в других. Взаимный обмен продукцией чёрной металлургии между странами-членами И. в 1967 в ден. выражении составил 1, 8 млн. руб., в 1968-3, 4, в 1969- ок. 6, 2 млн. руб. Этот обмен продукцией чёрной металлургии осуществляется сверх количеств, предусмотренных в двусторонних долгосрочных соглашениях и годовых протоколах о взаимных поставках товаров между странами -членами СЭВ. И. способствует систематизации технико-экономич. показателей 362 прокатных станов, действующих в странах - членах И. (на нач. 1970), что помогает их равномерной загрузке. Деятельностью И. руководит Совет, в к-ром каждая страна-участница представлена делегацией в составе 3 чел. (каждая делегация имеет 1 голос). Постановления Совета могут иметь форму решений или рекомендаций. Обязательную силу имеют только постановления, принятые единогласно. Постоянным исполнительным органом И. является его Бюро, состоящее из специалистов стран-членов. Местопребывание - Будапешт. В. И. Золотарёв.

ИНТЕРМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ, химические соединения металлов друг с другом; см. Металлиды.

ИНТЕРМЕЦЦО (итал. intermezzo, от лат. intermedius - находящийся посреди, промежуточный), 1) инструментальная пьеса, занимающая промежуточное положение между двумя более важными частями циклич. произведения (Р. Шуман, концерт для фп. с оркестром) или между осн. разделами одночастной композиции (подобие трио; Р. Шуман, скерцо из сонаты для фп. соч. 11). 2) Самостоятельная " характерная" инструм. пьеса свободного строения (Р Шуман, И. для фп. соч. 5; пьесы И. Брамса, М. Регера и др.). 3) То же, что интермедия (в 1-м значении).

ИНТЕРНАТ (от лат. internus - внутренний), в СССР общежитие для учащихся при школах и нек-рых др. уч. заведениях, для^детей, лишённых родителей (см. Детский дом), для инвалидов войны и труда 1-й и 2-й групп, для престарелых и др.

ИНТЕРНАТУРА, одна из форм последипломной стажировки, специализации, совершенствования врачей-выпускников, осуществляемая в течение года или нескольких лет в крупных многопрофильных клиниках, больницах. Организуется в области основных клинич. специальностей или только в одной из них. Принята в большинстве стран мира. В нек-рых странах для врачей, желающих пройти спец. подготовку по тому или иному профилю, существует система резидентства (см. Медицинское образование).

В СССР И. (в виде одногодичной специализации врачей-выпускников лечебных и педиатрич. ф-тов по осн. клинич. специальностям - в зависимости от потребностей практич. здравоохранения) в порядке опыта введена в 1967 в 1-м Московском, 1-м Ленинградском, Кишинёв-'•ком и Харьковском мед. ин-тах, а позднее и во всех мед. ин-тах (ф-тах) страны. Переход на эту форму подготовки врачей завершится в 1973. К И. выпускники мед. ин-тов приступают после получения диплома и принятия присяги врача Сов. Союза. Окончившим И. вручается удостоверение о присвоении звания врача-специалиста. И. ф. Исаков.

" ИНТЕРНАЦИОНАЛ" (франц. L'lnternationale, от лат. inter - между и паtio - нация, народ), международный пролетарский гимн, партийный гимн КПСС и др. коммунистических партий. Текст Э. Потъе (1871, опубл. в 1887), музыка П. Дегейтера (1888). Впервые исполнен 23 июня 1888 лилльским хором рабочих хорового об-ва " Лира трудящихся" на празднике продавцов газет и в том же году издан в Лилле отдельной листовкой тиражом 6 тыс. экземпляров (издатель Больдодюк). С нач. 1890-х гг. " И." быстро распространился среди рабочих округов Сев. Франции и Бельгии, а после 1-го конгресса 2-го Интернационала (Париж) - за пределы Франции и Бельгии и стал звучать в качестве междунар. гимна революц. борьбы пролетариата. В 1894 франц. социалист Госелен был приговорён к тюремному заключению за 2-е муз. издание " И." (поводом для репрессии послужила 5-я строфа " И.", созвучная антимилитаристич. кампании, проводившейся 1-м Интернационалом). Первые переводы текста " И." появились в 1890-х гг. Начало всемирному распространению " И." и переводу его текста на языки почти всех народов мира положила Великая Окт. социалистич. революция. Музыка " И." получила вторую историч. жизнь в новой хоровой редакции и со слегка изменённой мелодией, сложившейся на рус. почве в первые годы Сов. власти.

Помимо П. Дегейтера, франц. текст " И." положил на музыку композитор-любитель франц. социалист П. Форе в 1890-х гг.; его мелодия " И.", малоизвестная во Франции, была распространена в 1903-06 среди чеш. рабочих.

Текст припева " И." на рус. яз. был опубликован в № 1 ленинской " Искры" (дек. 1900). Общепринятый рус. текст " И." создан в 1902 А. Я. Коцем и напечатан (не полностью) в лондонско-женевском журн. " Жизнь" (1902, № 5). Рус. текст (представляющий перевод 1-й, 2-й и 6-й строф) под воздействием ленинских идей приобрёл самобытный характер, отвечая боевым задачам нового этапа рус. революц. движения. Наряду с большевистскими газетами и журналами, сб-ками революц. песен " И." цитировался более чем в полумиллионе дооктябрьских листовок и прокламаций. В статье В. И. Ленина " Евгений Потье" (" Правда", 3 янв. 1913) охарактеризовано всемирно-исто-рич. значение " И.". Автор " И." назван "...одним из самых великих пропагандистов посредством песни" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 274). Начиная с 4-го съезда РСДРП (1906) " И." становится общепризнанным парт, гимном рус. революц. социал-демократии. На открытии 3-го Всеросс. съезда Советов 10 янв. (23) 1918 " И." исполнялся как Гос. гимн Республики. В 1944 в связи с утверждением нового Гос. гимна Сов. Союза пленум ЦК ВКП(б) постановил: "...сохранить гимн „Интернационал", как гимн Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)" (" КПССв резолюциях...", 8 изд., т. 6, 1971, с. 105).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал