Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Музыка. В ирл. сагах есть упоминания о хоровом пении и многоголосии, бытовавшем у кельтских племён






В ирл. сагах есть упоминания о хоровом пении и многоголосии, бытовавшем у кельтских племён. Однако сохранившиеся образцы нар. музыки И. одноголосны, основаны на 7-ступенных диато-нич. ладах; ритмико-метрические особенности ирл. музыки связаны со спецификой ирл. нар. стиха - его акцентированными ассонансными формами. Нар. песни И. (любовные, обрядовые, трудовые, шуточные и др.) отличаются протяжной мелодической линией, симметричной структурой, гл. обр. 3-дольным размером. Встречаются также напевы в оригинальном 5- и 7-дольном ритме. Ладовая система нар. музыки И. определялась звукорядом арфы и волынки - ирл. нар. инструментов. В сопровождении арф звучали песни бардов. Арфисты выступали в состязаниях на ярмарках и сельских празднествах. Среди танцев известны с 14 в. ирл. разновидности жиги, рила, хорнпайпа, сетданса.

В муз. фольклоре И. нашла отражение многовековая освободит, борьба народа против англ, господства; патриотич. тема звучала в ирл. песнях с 14 в. (позднее, в 18-19 вв., создаются революц. песни сопротивления). Тормозя развитие нац. культуры, англ, завоеватели, однако, принесли в И. свою высокую церк. муз. культуру. К кон. 16 в. в гор. церквах устанавливаются органы, возникает многоголосная культовая музыка. Одновременно дворы феодалов становятся центрами муз. культуры, выдвинувшей в 16- 17 вв. первых проф. композиторов и арфистов, среди них: Рора Долл О'Катайн, Дж. и X. Скотт, Кэролл О'Дейли, Т. и У. Конеллан - авторы мелодий для арфы и любовных песен, а также бард Т. О'Кэролен (кон. 17 - нач. 18 вв.), создавший много танц. мелодий. С утверждением англ, экономич. и политич. господства (сер. 17 в.) ирл. знать всё больше ориентируется на муз. практику англ, аристократии; ирл. барды и арфисты, искусство к-рых перестало отвечать придворным вкусам, отходят от изощрённых поэтически-муз. форм и обращаются к традициям нар. поэзии и музыки, их иск-во демократизируется. Упрощение муз. языка способствовало распространению песен и танцев среди гор. населения И. Формируются гильдии цеховых музыкантов. Вместе с тем инструментальная музыка арфистов, опиравшихся на древнюю ладовую основу нар. музыки, стала казаться архаичной и утратила популярность в И. В 18-19 вв. старинная музыка ирл. арфистов привлекает своей самобытностью музыкантов в Великобритании и на континенте, становится популярной исполнявшаяся ими романтическая балладная остросюжетная нар. песня. Её используют англ, композиторы в балладной опере 18 в., обработки создаёт Л. Бетховен. В 18 в. в И. выдвигаются: композитор и арфист Д. Мёрфи, концертировавший во Франции и других европ. странах; певец и композитор М. Келли; долго живший в России пианист и композитор Дж. Филд, создатель ноктюрна - нового жанра фп. музыки; в 19 в.- оперный композитор и певец М. Балф; в 20 в.- композиторы Ч. Стан-форд и А. Бакс, работавшие в Ашлии. Ирл. муз. фольклор получил широкое отражение в творчестве англ, композитора Э. Дж. Морана. Совр. И. не выдвинула значит, имён. Муз. образование получают в Ирл. академии музыки (консерватория, осн. в 1856 в Дублине). Муз. центры - Дублин, Корк; в них существуют симф. оркестры, хоровые объединения, музыкальные об-ва. В 1963 в Дублине создана Ирл. нац. оперная труппа.



Н. Xоун Старший. "Мальчик, играющий на флейте". 3-я четверть 18 в. Национальная галерея Ирландии. Дублин.

Лит.: Henebry R., A handbook of Irish music, Cork, 1928; Music in Ireland. A symposium, Oxf., 1952; The Royal Irish Academy of Music. 1856 - 1956, Dublin, 1956; O'Su11ivan D., Songs of the Irish, N. Y., 1960. И. М. Ямполъский.



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал