Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Драматический театр 6 страница. И. р. представляет собой пучок ярких, быстро исчезающих или сменяющих друг друга нитевидных, часто сильно разветвлённых полосок - искровых каналов.






И. р. представляет собой пучок ярких, быстро исчезающих или сменяющих друг друга нитевидных, часто сильно разветвлённых полосок - искровых каналов.

Эти каналы заполнены плазмой, в состав к-рой в мощном И. р. входят не только ионы исходного газа, но и ионы вещества электродов, интенсивно испаряющегося под действием разряда. Механизм формирования искровых каналов (и, следовательно, возникновения И. р.) объясняется стримерной теорией электрич. пробоя газов. Согласно этой теории, из электронных лавин, возникающих в электрич. поле разрядного промежутка, при определённых условиях образуются стримеры - тускло светящиеся тонкие разветвлённые каналы, к-рые содержат ионизированные атомы газа и отщеплённые от них свободные электроны. Стримеры, удлиняясь, перекрывают разрядный промежуток и соединяют электроды непрерывными проводящими нитями. Происходящее затем превращение стримеров в искровые каналы сопровождается резким возрастанием силы тока и количества энергии, выделяющегося в них. Каждый канал быстро расширяется, в нём скачкообразно повышается давление, в результате чего на его границах возникает ударная волна. Совокупность ударных волн от расширяющихся искровых каналов порождает звук, воспринимаемый как " треск" искры (в случае молнии - гром).

Величины, характеризующие И. р. (напряжение зажигания, напряжение погасания, максимальная сила тока, длительность), могут меняться в широких пределах в зависимости от параметров разрядной цепи, величины разрядного промежутка, геометрии электродов, давления газа и т. д. Напряжение зажигания И. р., как правило, достаточно велико. Градиент напряжения в искре понижается от неск. десятков кв/см в момент пробоя до ~ 100 в/см спустя неск. микросекунд. Макс, сила тока в мощном И. р. может достигать значений порядка неск. сотен ка.

Особый вид И. р. - скользящий И. р., возникающий вдоль поверхности раздела газа и твёрдого диэлектрика, помещённого между электродами. Области скользящего И. р., в к-рых преобладают заряды к.-л. одного знака, индуцируют на поверхности диэлектрика заряды другого знака, вследствие чего искровые каналы стелются по поверхности диэлектрика (см. Лихтенберга фигуры). Процессы, близкие к происходящим при И. р., свойственны также кистевому разряду.

И. р. нашёл разнообразные применения в технике. С его помощью инициируют взрывы и процессы горения, измеряют высокие напряжения; его используют в спектроскопич. анализе, в переключателях электрич. цепей, для высокоточной обработки металлов (см. Электроискровая обработка) и т. п.

Лит. см. при ст. Электрический разряд в газах.

ИСКРОВОЙ РАЗРЯДНИК, безнакальный газонаполненный прибор, резко изменяющий свою электропроводность при возникновении разряда между электродами. И. р. применяют в качестве быстродействующего коммутатора (для защиты аппаратуры высоковольтных линий передачи электроэнергии и линий связи от опасных перенапряжений при грозовых и т. п. разрядах; для переключения высокочастотных и высоковольтных электрич. цепей и т. д.) в устройствах связи, локации, ядерной и экспериментальной физики и т. д. Конструкция И. р., применяемых в радиотехнике, проста; в стеклянном или керамич. баллоне, наполненном газом, расположены 2 или несколько электродов из тугоплавких металлов или их сплавов. Для наполнения применяются инертные газы, их смеси, водород, азот, кислород, воздух, пары воды. По сравнению с др. приборами аналогичного назначения И. р. имеют ряд преимуществ: отсутствие накала, практически мгновенная готовность к работе, высокая надёжность, малые габариты и масса, простота конструкции и технологии произ-ва. По принципу действия И. р. подразделяются на неуправляемые и управляемые. В неуправляемых И. р. (рис. 1) пробой происходит при определённых значениях напряжения, зависящего от конструкции прибора, в управляемых (рис. 2) - в определённой области напряжений при подаче импульсного напряжения на управляющий электрод.

Рис. 1. Неуправляемый искровой разрядник Р-28.

Рис. 2. Управляемый искровой разрядник Р-21; l- управляющий электрод.

Ю. В. Киселёв, В. В. Никитин

ИСКРОВОЙ СЧЁТЧИК, прибордля регистрации заряженных частиц, основанный на возникновении искрового разряда в газе при попадании в него заряженной частицы. Даёт информацию о прошедшей частице в виде электрического импульса и яркой искры вблизи траектории частицы. Искра сопровождается ударной волной и хорошо слышимым звуком. И. с. состоит из двух плоскопараллельных электродов, находящихся в герметизированном объёме, наполненном инертным газом (Аг) и парами органич. веществ (спирт, эфир и т. п.) при общем давлении 0, 05 до 2 Mн/м2 (от 0.5 до 20 атм). На электроды подаётся постоянное напряжение (неск. кв).Электроны, возникшие в газе на пути частицы вследствие ионизации атомов газа, ускоряются полем, ионизуют атомы газа (ударная ионизация) и создают электронно-фотонные лавины, перерастающие в искровой пробой между электродами.

В отличие от Гейгера - Мюллера счётчика, где поле неоднородно и образовавшиеся электроны долго дрейфуют в область сильного электрич. поля и лишь у нити производят ударную ионизацию, в И. с. электрич. поле однородно и ударная ионизация может начаться в любой точке рабочего объёма. Это приводит к очень малым временам запаздывания разряда по отношению к моменту прохождения частицы [в И. с. с зазором 0, 1- 0, 2 мм и давлением 0, 3-2 Мн/м2 (3- 20 атм)] получены запаздывания 100- 10 нсек, что позволяет применить И. с. для измерений очень малых промежутков времени, напр, времени распада частиц. Однако И. с. обладают большим мёртвым временем (время восстановления И. с. после пробоя) ~ 1 мсек и поэтому не могут быть использованы в интенсивных потоках частиц.

Кроме описанных И. с. с плоскопараллельными электродами, являющихся предшественниками искровой камеры, существуют И. с. для сс-частиц. Катодом в нём служит металлич. пластинка, а анод в виде металлич. нити натягивается на изоляторах параллельно катоду на расстоянии 1, 5-2 мм. Счётчик работает обычно в воздухе при атм. давлении. При облучении газоразрядного промежутка И. с. (3-частицами или у-квантами вследствие малой ионизующей способности электронов не наблюдается никакого эффекта. Если же между электродами счётчика пролетит а-частица, обладающая гораздо большей ионизующей способностью, характер разряда сразу же меняется и в месте пролёта сс-частицы проскакивает искра. Поэтому И. с. такого типа может быть применён для регистрации а-частиц в присутствии интенсивного 3- и 7-из лучений.

Время нарастания импульса мало (ок. 100 мсек); полная продолжительность импульса составляет обычно не менее 10-4 сек.

Лит. см. при ст. Искровая камера.

М. И. Дайон.

ИСКУССТВ ИНСТИТУТЫ, готовят сворческие и пед. кадры в области муз., театрального, изобразит, иск-ва и культурно-просветительной работы. В 1971 в СССР было 8 И. и.: Дальневосточный педагогический (организован в 1962), Уфимский (1968), И. и. Молд. ССР им. Г. Музическу (1963; на базе Кишинёвской консерватории, осн. в 1940), И. и. Казах. ССР им. Курмангазы (1963; на базе Алма-Атинской консерватории, осн. в 1944), Харьковский (1963; на базе Харьковской консерватории, осн. в 1917, и Харьковского театрального ин-та, осн. в 1941), Киргизский (1967), Азербайджанский им. М. А. Алиева (1969; на базе Азерб. театрального ин-та, осн. в 1945), Воронежский (1971). Все И. и., кроме Азербайджанского, имеют в своём составе музыкальные ф-ты и все, помимо Киргизского, - отделения актёров драм, театра и кино; в Харьковском И. и. ведётся также подготовка режиссёров драмы, в Дальневосточном - преподавателей черчения и рисования, в Азербайджанском - режиссёров драмм, театроведов, специалистов по пром. иск-ву, художеств, оформлению и моделированию изделий текстильной и лёгкой пром-сти, в Молдавском, Киргизском и Азербайджанском - культ.-просвет. работников, в Уфимском и Воронежском - режиссёров народных театров. Учебный процесс в И. и. организуется по уч. планам и программам консерваторий, театральных и художеств, вузов и ин-тов культуры. Срок обучения - 5 лет, на ф-тах (отделениях) актёров драм, театра и кино и культ.-просвет. работы - 4 года. Выпускники И. и. сдают государственные экзамены, защищают дипломную работу и получают квалификацию в соответствии с избранной специальностью: концертный исполнитель, педагог, концертмейстер, дирижёр хора, музыковед, художник-технолог, клубный работник высшей квалификации и др.

См. также Музыкальное образование, Театральное образование. Художественное образование, Искусствоведческое образование, Культурно-просветительное образование. л. Г. Ильина

ИСКУССТВ ПЛОЩАДЬ, (б. Михайловская) в Ленинграде, создана в 1819-40 по проекту арх. К. И. Росси. Гл. частью ансамбля является Михайловский дворец (1819-25, арх. К. И. Росси) - П-образное в плане здание, украшенное 8-колонным коринфским портиком и скульптурой (В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов); внутри - анфилады парадных помещений (вестибюли и Белоколонный зал сохранили первоначальную отделку, остальные помещения перестроены в конце 19 в.); западный корпус пристроен в 1914-16 (архитектор Л. Н. Бенуа). Ныне во дворце размещён Русский музей. Торжественный архитектурный облик дворца дополняется строгостью и лаконизмом решённых по проекту К. И. Росси фасадов др. зданий на площади, в т. ч. Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета; 1831-33, арх. А. П. Брюллов), Дворянского собрания (ныне филармония; 1834-39, арх. П. Жако). Ул. Бродского (б. Михайловская) соединяет прямоугольную И. п. с Невским проспектом, вводя её в общий ансамбль центра города и открывая перспективу на дворец. В 1946-48 проведена реконструкция площади, реставрированы фасады филармонии, разбит сквер (арх. Н. В. Баранов, Е. И. Катонин, В. Д. Кир-хоглани), в центре к-рого - памятник А. С. Пушкину (бронза, гранит, 1957, скульптор М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров).

Площадь Искусств в Ленинграде. План ансамбля: 1 - Русский музей (б. Михайловский дворец): 2.- павильон в Михайловском саду: 3 - западный корпус; 4 - б. Михайловский театр: 5 - дом № 3 на площади Искусств; 6 - дом № 5 на площади Искусств: 7 - филармония: 8 - дом № 4 на площади Искусств: 9 - здание б. Комендантского управления; 10 - памятник А. С. Пушкину: 11 - Инженерный замок; 12 - Музей этнографии народов СССР; 13 - Невский проспект.

ИСКУССТВА НАРОДОВ ВОСТОКА МУЗЕЙ в Москве (до 1925 - Ars Asiatica; до 1962 - Музей восточных культур), осн. в 1918. Собрание музея (св. 30 тыс. экспонатов) включает коллекции произведений древнего, ср.-век. и совр. иск-ва советского и зарубежного Востока - Ср. Азии, Кавказа и Закавказья, стран Д. Востока и Юго-Вост. Азии, Бл. и Ср. Востока, а также иск-ва народов сев. и тропич. Африки и др. Среди экспонатов - парфянские ритоны из Нисы (Туркмения; 2 в. до н.э.), уникальные образцы иранской керамики 12-13 вв., миниатюры рукописи " Бабур-наме" (Индия, 16 в.), фарфор мастерских Динчжоу (Китай, 10-12 вв.), гравюры известных япон. художников 18-19 вв., картины сов. художников М. С. Сарьяна, У. Тан-сыкбаева, Т. Т. Салахова и др.

Лит.: Искусство народов Востока. Путеводитель-очерк, М., 1968.

ИСКУССТВА ПЛАСТИЧЕСКИЕ, также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения И. п. имеют предметный характер, выполняются путём обработки веществ, материала, формирование к-рого существенно определяет характер их образного строя. И. п. делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). К неизобразительным И. п. относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространств. формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.

Границы между изобразит, и неизобра-зит. иск-вами не абсолютны. В декоративно-прикладном иск-ве широко используются более или менее условные и образит. мотивы, а нередко и законч. изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразит, творчества (напр., фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). В зодчестве иногда воспроизводятся органич. формы (Индия, Др. Египет); в архит. декоре употребляются растит, мотивы (напр., антич. коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве 12 - 13 вв.), антропоморфные (кариатиды, атланты). Изобразит, иск-ва иногда пользуются отвлечёнными мотивами (напр., книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). Такая область И. п., как орнамент, пользуется как изобразит., так и неизо-бразит. мотивами.

От других родов художеств, деятельности И. п. отличаются, во-первых, отсутствием временного развития образа; форма в них не изменяется во времени, не имеет характера процесса, как, напр., в музыке. Во-вторых, произведения И. п. воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное иск-во); для полноценного освоения архит. образа, а в известных случаях и монумент, живописи и скульптуры, необходимо также двига-тельно-моторное восприятие, требующее определ. длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным. И. п. входят в состав многих синтетич. иск-в более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театр, спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (напр., " цветомузыка" композитора А. Н. Скрябина). В ср.-век. Китае и Японии живопись органически сочетается в одном произведении с поэзией: стихотворение, начертанное на изображении пейзажа, объединяется с ним не только смыслом, но и посредством каллиграфич. начертания; каллиграфия является на Дальнем Востоке особым родом И. п.

Материал языка, слово, особенно в некоторые эпохи и в некоторых видах искусства, достаточно широко входит в структуру образа И. п. Текст - неотъемлемый элемент в плакате, в карикатуре. Слово зачастую конкретизирует и развивает образ в греческой вазописи, в ср.-век. иконописи и миниатюре, в лубочной гравюре. В зодчестве ту же роль играют надписи (напр., на рим. триумф, арках) и даже целые тексты (в др.-егип. храмах, ср.-век. мечетях); небезразличным к содержанию картины или скульпт. произв. является даваемое художником название. Однако в основном образная структура произведений И. п. строится эрительно-пластич. средствами: композицией, всеми элементами формы (пространство, объём, пластич. движение, ритм, линия, светотень, цвет и т. д.), характером обработки материала.

Как и др. роды художеств, деятельности, И. п. осваивают мир в образной форме. Структуру художеств, образа в И. п. можно аналитически расчленить на три в действительности тесно связанных друг с другом аспекта - тектонически-композиционный, экспрессивный (выразительный) и изобразительный. Все они - в своём неразрывном единстве - выявляют идейно-художественный смысл произведения.

В архитектуре, декоративно-прикладном иск-ве, художественном конструировании и скульптуре первый из этих аспектов состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, в формировании его конструкции и тектоники, во взаимно гармоническом или намеренно дисгармоническом расположении отд. частей, в увязывании воедино всех элементов пластич. формы, в достижении целостности композиции. В живописи, графике, фотографии те же принципы конструк-тивно-композиц. построения воспроизводятся на плоскости, так что объёмно-иространств. отношения моделируются с большей или меньшей мерой условности в двух измерениях.

Выразительность образа достигается использованием зрительно-формальных элементов; последние способствуют созданию определ. духовной атмосферы, настроения, выявлению идейного смысла произведения. В практике творчества текто-нически-композиц. и эмоционально-экспрессивный аспекты нерасторжимы, т. к. духовная содержательность образа во многом зависит от определ. пластич.решения, а оно, в свою очередь, всегда несёт определ. эмоционалыш-эстетич. содержание.

Третий, изобразит, аспект специфичен для живописи, скульптуры и графики, несмотря на попытки бурж. модернизма превратить эти виды иск-ва в " абстрактные". Внутри изобразит, аспекта можно условно различать моменты непосредственно-визуальный (т. е. то, что непосредственно изображено художником, напр, плоды в натюрморте, деревья в пейзаже, фигуры людей) и ассоциативный, позволяющий расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого (фабулу повествования, внутр. конфликты, психологич. состояние, символич. значение и т. д.), что даёт возможность включить в круг осваиваемых И. п. явлений действительности временное течение событий, философские размышления о жизни, широкую совокупность обществ, идей, т. е. те стороны реальности, к-рые не имеют непосредственно зрительного облика.

Т. о., нельзя считать, будто объектом эстетич. освоения мира в И. п. является лишь сам предметный мир, доступный зрению, и что художеств, их значимость ограничивается только чисто " пластич. ценностями" зрительно воспринимаемых объектов и пространств, отношений. Практически всё "...общеинтересное в жизни..." человека (см. Н. Г. Чернышевский, Поли, собр. соч., т. 2, 1949, с. 81-82) является предметом И. п. И. п. органически связаны с обществ, и идейными движениями своего времени; в них, хотя нередко в опосредованной форме, преломляются социальные конфликты, борьба классов.

Очень широк диапазон непосредств. объектов изображения в изобразит, искусствах. Особенно многогранна в отношении круга воспроизводимых явлений живопись. Массовые сцены, любые события истории и повседневности, природа в разнообразных её формах и состояниях доступны живописи и отчасти графике. Круг явлений жизни, непосредственно воспроизводимых скульптурой, уже. Но раскрывая идеал совершенного человека, его бунтарское дерзновение, овеществляя в материале самые сложные мысли и эмо-цион. импульсы, пластика располагает столь же мощными ресурсами духовного освоения мира. Неизобразит. И. п.- архитектура в первую очередь - также обладают богатыми возможностями духовной, идеологич. содержательности: они способны воплощать, как правило, наиболее общие социальные и философские идеи времени. Мир, каким он мыслился в определ. эпохи, запечатлен в архитектуре пирамид, Парфенона, собора в Реймсе, купола Ф. Брунеллески, храма в Коломенском.

Как род художеств, деятельности И. п. входят в круг явлений обществ, сознания, занимая на всех ступенях ист. развития человечества важное место в духовном освоении действительности, в идейной жизни и социальной борьбе своего времени.

Вместе с тем мн. своими чертами И. п. сближаются с миром материальных предметов, создаваемых человеком в качестве своей " культурной среды".

Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике " изменения мира" предметов, к-рых природа не знает и к-рые противостоят ей именно как результат человеч. творчества, развивали духовные способности человека, в т. ч. и "... чувствующий красоту формы глаз..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластич.координации. Тем самым вещь, созданная человеком, делается носителем его " сущностных сил", " одухотворяется". Предметный мир, преобразуемый человеком, воспринимается как мир " очеловеченный", как овеществлённое творчество, совершенствующее природу, вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстеич. чувство, на почве к-рого складываются постепенно разные виды И. п.

В этом смысле можно связывать происхождение И. п. с " деланием вещей". Но ошибочно сводить к этому их специфику. Иск-во - делание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностыо, а позднее - в классовых обществах - более или менее (в зависимости от вида И. п.) развёрнутым идеологич. смыслом. " Делание вещей" перерастает в искусство лишь постольку, поскольку предмет " одухотворяется", прйобретает эстетич. качества. Любое сооружение, предмет утвари или культа, пластич. или двухмерное изображение становится фактом иск-ва, когда в нём выражается эстетич. освоение мира и отношение к миру, когда в нём закреплено образное осознание действительности, оценка её по критериям красоты. Сосуд превращается из вместилища в произведение декоративно-прикладного иск-ва, когда в нём овеществляется определ. представление о красоте действительности; любое изображение является живо- писью, когда в нём есть хотя бы начатки образного осмысления мира.

С древнейших времён И. п. участвуют в обработке и оформлении предметной среды человека, в создании " второй природы", зачастую, особенно на ранних стадиях истории, сливаясь с материальным производством. Собственно художеств. начало тесно переплетается с внеэстетич. моментами -производств., бытовыми, относящимися к различным формам социальных ритуалов и идеологич. функций. Произведения зодчества, за малыми исключениями, сооружаются не в качестве " чисто" художеств, памятников, но для удовлетворения тех или иных материальных или социально-практич. нужд. Так, храмы - это здания, где отправляется определ. культ, театр - мест, куда собираются зрители, чтобы смотреть театр, представления. Тем не менее эстетич. качества сооружения неотъемлемы от его практич. функции, поскольку в неё входит и духовно-эстетич. выразительность здания. Жильё превращается во " дворец", когда появляется необходимость выявить идею социальной дистанции. Декоративно-прикладное иск-во, до 19 в. существовавшее только в форме художеств. ремесла - произ-ва предметов произ-ва, быта и т. д., - прежде, чем быть иск-вом, выступает в своей практич. функции. Правда, художеств, обработка утвари, оружия, объектов общественно-гос. или религ. ритуала могла являться неотъемлемой особенностью их полноценного социального функционирования: микенские кинжалы, золотые скифские фибулы, сасанидские блюда, " шапка Мономаха", китайский фарфор, японские лаки должны были обладать высокими эстетич. качествами, чтобы отвечать своему практич. назначению. Будучи красивы, богаты, роскошны, они обретали соответствующую эпохе " человеческую форму" (см. К. Маркс, там же, с. 594). Характерно при этом, что с течением времени, когда меняется социаль-но-экономич. уклад, практич. функция предмета нередко " выветривается" и произведение художеств, ремесла выступает в своём собственно эстетич. качестве (напр., декоративные керамич. тарелки, застёжка, превратившаяся в брошь, и т. д.). Аналогична и судьба таких произведений И. п., к-рые в пору своего возникновения были призваны удовлетворять в первую очередь внехудожеств. потребностям. Егип. скульпт. портрет, служивший целям заупокойного культа, икона, бывшая предметом религ. поклонения, дворянский портрет 17-18 вв., являвшийся для заказчика документом его генеалогич. древа, сохранили своё объективное значение только как произведения иск-ва.

Становление И. п. в недрах материального производства происходит ещё в первобытном обществе. Уже тогда предметы, создаваемые рукой человека, наделяются магич. или религ. смыслом, в к-ром проступают начатки чувственно-конкретного осознания действительности.

В древности и средневековье постепенно совершается обособление таких видов пространств, искусств, как скульптура и живопись, от непосредств. связи с ма-вериальным производством. Особенно тажные завоевания на этом пути были сделаны в греко-рим. мире, где не только изобразит, творчество, но и архитектура обретают большую полноту и свободу развития своего собств. эстетич. содержания. Даже в декоративно-прикладном иск-ве это зафиксировано, напр., в разделении труда между гончаром и вазопис-цем. Вместе с тем в антич. мире полностью сохраняется органич. связь скульптуры и живописи со всей областью художеств, обработки материальной среды, что выражается в высокой мере единства стиля во всём комплексе предметного окружения человека - от монумент, зодчества и статуарной пластики до любых мелочей бытовой утвари, одежды и вооружения.

То, что антич. иск-во имело в качестве своей почвы и арсенала мифологию, ещё более способствовало прогрессу в эстетич. освоении мира, поскольку сама мифология есть "...бессознательно-художественная переработка природы..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Столь же велика роль мифологии в И. п. древнего и ср.-век. мира на Востоке (Китай, Индия, сасанидский Иран и т. д.).

В раннем средневековье, как в Европе, так и в Азии, вновь наблюдается более тесное срастание И. п. с ремеслом, материальным производством вообще. К этому присоединяется господство религ. идеологии, ограничивающее в известном смысле свободное развитие эстетич. освоения мира. Вместе с тем эта эпоха от-меченакрупными завоеваниями в эстетич. освоении новых сторон действительности и внутреннего мира человека. Так, кит. и япон. пейзаж дал образцы лирико-субъективного восприятия природы. В Европе готика создала предпосылки развитию психологизма и драматич. конф-ликтности в осознании противоречий действительности. В средние века сохраняется ещё редкая монолитность стиля: живопись и пластика живут в органическом единстве с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, со всей материальной культурой времени. Визант. мозаика эстетически созвучна архит. формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архит. образа. То же наблюдается ещё и на исходе средних веков: в готике зодчество и статуарная пластика органически связаны друг с другом не только чисто формально, но, как и повсюду прежде, - самой художеств, концепцией.

Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах И. п. в Европе. В это время изобразит, иск-ва окончательно превращаются в собственно художеств, деятельность. Отделение от ремесла делает не только их, но и зодчество " свободными художествами", наряду с поэзией имузыкой. Параллельно совершается и их секуляризация. Даже когда в период контрреформации вновь оживают церковная живопись и скульптура, речь идёт об обслуживании религ. ритуала собственно эстетич. средствами. Алтарные образы П. П. Рубенса, храмовые статуи Л. Бернини не являются в строгом смысле слова иконами, т. е. предметами поклонения; это - собственно художеств, произв., призванные пропагандировать идеалы католицизма именно в своём эстетич. качестве.

Обособление И. п. в самостоят, область специфически художеств, деятельности решительно раздвинуло границы эстетич. познания. Мир раскрылся мастерам иск-ва в невиданном прежде богатстве и многообразии, что повлекло за собой расширение возможностей живописи, скульптуры и графики, сложившейся в особый вид творчества.

Расхождение путей " свободных художеств" и художеств, ремесла, эмансипация скульптуры и особенно живописи от зодчества - процесс, завершившийся к 19 в., привёл к возникновению, а затем и к выдвижению на первый план станковых форм иск-ва. Это повлекло за собой, с одной стороны, разрушение стилистич. и идейной целостности всей совокупности видов И. п., исчезновение характерного для них в древности и средние века эстетич. единства, упадок проф. художеств, ремесла. Это последнее не может сколько-нибудь полноценно выполнять те функции, к-рые теперь становятся ведущими в И. п., - функции непосредств. наблюдения и эстетич. осмысления разнообразных сторон социальной действительности и внутр. мира человека. Лишь в нар. творчестве, где оно ещё продолжает процветать (как, напр., в России в 18 - 19 вв.), сохраняются живые традиции былой художеств, целостности предметной среды.

Но, с другой стороны, в рамках станкового иск-ва происходит теперь осн. развитие художеств, мысли в области И. п., решаются основные идейно-эстетич. проблемы. Это открыло перед И. п. новые перспективы в осознании всё более глубоких обществ., моральных, философских, а затем и непосредственно политич. проблем времени. Живопись разветвляется на ряд самостоят, жанров - портрет, пейзаж, бытовой и ист. жанры, натюрморт и пр. В скульптуре отчасти впервые возникают, отчасти получают внутреннее развитие такие типы, как монумент в городе, станковый портрет, станковая фигура, жанровая скульптура, хотя по своей роли в общей системе И. п. пластика всё более уступает ведущее место живописи и графике, одновременно (кончая эпохой классицизма нач. 19 в.) сохраняя более тесные стилевые связи с зодчеством. В архитектуре также выдвигается ряд новых задач и собственно художеств. проблем: окончательно утверждается доминирующее положение светского зодчества, развивается зародившийся ещё в древности принцип заранее задуманного гор. ансамбля (в той мере, в какой этому не препятствуют экономич. и социальные условия крепостнич. и особенно бурж. общества), успехи техники обеспечивают возможность ряда смелых идейно-эстетич. новшеств (начиная с кон. 19 в. и особенно в 20 в.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал