Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Драматический театр 7 страница. Соответственно меняется характер эволюции И
Соответственно меняется характер эволюции И. п. Вместо медленной смены стилей теперь имеют место динамич. чередование и сосуществование различных направлений и школ. Так, уже в 17 в. бок о бок развиваются собственно барокко, классицизм, голл. реализм и т. д. Особенно сложным делается процесс развития в 19 в., когда с середины столетия уделом архитектуры и декоративно-прикладного иск-ва становится эклектич. бесстилие, а в изобразит, творчестве смена и борьба течений достигают особой остроты. В этот период И. п. приобретают новые возможности при непосредств. участии в социальной борьбе. Мощное развитие получают живопись и графика критич. реализма (О. Домье, Г. Курбево Франции; передвижники в России). Первенствующая роль изобразит, форм И. п. приводит к сближению живописи и графики со словесными иск-вами, в частности с литературой. В образной структуре этих иск-в важное значение приобретают повествоват. фабула, стремление к раскрытию сложных социальных конфликтов, с одной стороны, с другой - к углублённому психологизму. Уже начиная с Возрождения изображение строится как реальная картина визуально воспринимаемой действительности. Художник добивается " эффекта присутствия", когда зритель должен ощущать себя непосредств. наблюдателем воспроизведённого мира. Ради этого разрабатывается формальная система расположения трёхмерных объёмов в пространстве. Ренессанс создал прямую перспективу с единой точкой схода, соответствующей мыслимой оси зрения воспринимающего картину человека. Колористич. завоевания венецианских живописцев 16 в., великих мастеров 17 в.- П. П. Рубенса, Д. Веласкеса, Рембрандта - открыли новые возможности в передаче чувств, богатства предметного мира. Выработка сценич. композиции, трактуемой как остановленная мизансцена во временном течении события, в чём особенно велик вклад мастеров-реалистов 19 в. (Г. Курбе, П. А. Федотова, И. Е. Репина и др.), разработка пленэра, развитого импрессионистами, - таковы гл. этапы становления новой структуры живописной картины, в к-рой с наибольшей полнотой осуществляется прогресс И. п. в Европе в новое время. Графика, особенно гравюра, следует в значит, степени по тому же пути. К 19 в. относятся и первые шаги фотоискусства, технич. средства которого оказались особенно адекватными поискам " эффекта присутствия". Специфика скульптуры не позволяет ей полностью вступить на эту же линию стилистич. развития, но и она, в меру своих возможностей, стремится к натуральности, станковой камерности, т. е. к масштабному соответствию между произведением и зрителем, к живописным композиц. приёмам. Элементы " изобразительности" характерны в 19 в. даже для зодчества. Стилистич. эклектизм приводит к тому, что отд. сооружение -" изображает", то ре-нессансное палаццо, то интерьер готич. замка, то др.-рус. терем. Технич. успехи этого времени позволяют широко применять подобную изобразит, имитацию, одевать здание в любой наряд. Такое тяготение к воспроизведению прошлых стилевых форм сказалось и в декоративно-прикладном иск-ве, где претензии на художественность вырождаются в эклектич. подражательность, имеющую мало общего с ведущими эстетич. потребностями времени. Романтически настроенные художеств, деятели 19 в. (Дж. Рескин, Ш. Бодлер) считали этот распад единого " большого стиля" свидетельством всеобщего упадка И. п. В неравномерности развития отд. родов и жанров И. п. видели кризис пластич. культуры вообще. В " станковизме" усматривали губительное разложение цельности художеств, видения. В действительности же развитие И. п. со времени Возрождения, и в частности в станковых формах, принесло огромные завоевания и в идейном, и в чисто пластин, отношении. В И. п. нового времени складываются иные, чем прежде, взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и в ср. века открыто выявляются конструктивно-композиционное построение и эмоцион. выразительность формы. Чёткая пластич. ритмика греч. статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия ср.-век. иконописи легко схватываются глазом. Изобразительное начало находится здесь либо в гармонич. равновесии с пластич. экспрессией формы, как в эллинском искусстве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутреннего содержания образа, как в иск-ве раннего средневековья. В искусстве Возрождения целостность и свобода в воспроизведении реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью выражения конструкции и экспрессии форм, как, напр., в скульптуре Донателло и фресках Пьеро делла Франческа. У мастеров 17 в. имеет место тот же принцип. В дальнейшем усиливающееся стремление к достижению " эффекта присутствия" приводит в 19 в. к тому, что на первый план выдвигается изобразит, начало, а конструктив-но-композиц. логика и экспрессия формы существуют как бы в скрытом виде. Ноот этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В полотнах Г. Курбе и И. Е. Репина нетрудно обнаружить их прочную линейную и пространств, конструкцию. Цвет в картинах Э. Мане и В. И. Сурикова имеет далеко не только изобразительную, но и эмоциональную функцию. На исходе 19 в. вновь начинается движение за возрождение стилистич. единства И. п. Стиль " модерн" в архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве, к-рому предшествовали теоретич. размышления Г. Земпера и практич. опыты У. Морриса, представляет собой первую попытку вернуться к синтетич. пониманию пластич. культуры, к единому " большому стилю", куда органически входят и монумент, живопись (М. А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени), и архитектонически продуманная скульптура (А. Майоль), и вся художеств, обработка материальной среды. Мн. крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного иск-ва. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания экспрессивной функции формы. В 20 в. вся система И. п. претерпевает глубокие изменения. В них отражается вся сложность эпохи заката бурж. цивилизации, грандиозных революц. потрясений, утверждения нового - социалистического - обществ, порядка. Никогда прежде художеств, процесс не поляризовался так резко. Кризис бурж. культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластич. мышления, уводящий либо вчисто формальное экспериментирование (причём однобоко, гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны, грани художеств, выразительности формы), либо в эстетич. субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончат, разрыву связи иск-ва с действительностью и к разрушению целостности художеств, сознания (кубизм, экспрессионизм, абстрактное искусство, поп-арт и др. течения). Но в И. п. в 20 в. возникают и утверждаются также мн. плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах технич. прогресса, архитектура развивает новые тектонически-конструктивные и эстетич. принципы, реализующиеся как в отдельных сооружениях, так и в больших градостроит. комплексах. Возникают новые виды и формы И. п. (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. И. п. вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая пластич. культура, проявляющаяся в художеств, конструировании, иск-ве оформления городов, выставок, в зрит, режиссуре празднеств, в рекламе, полиграфии и т. д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиц. художеств, ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран, гл. обр. в форме нар. прикладного иск-ва. Контакты И. п. с обществ, жизнью в передовом иск-ве становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политич. жанров (плакат, карикатура). Мощный подъём переживают в 20 в. реалистич. направления в И. п. В них вырабатывается ряд новых образных и формальных принципов, обогащающих идейно-художеств. содержание реалистич. метода. Прежде всего в иск-ве социали-стич. реализма особенно непосредственной становится связь с совр. социальной борьбой. Реалистическое иск-во обретает открытую идейную целеустремлённость, отвечающую эпохе решит, столкновения двух систем -капитализма и социализма. Жизнь и ист. судьбы нар. масс, революц. события, глубокое, зачастую философски-опосредованное осмысление всемирно-ист, перелома в истории человечества, места отдельной личности в глобальных социальных процессах входят в круг интересов И. п. Соответственно кристаллизуется новая образная структура; формируются иные, чем прежде, связи И. п. с действительностью, видоизменяется соотношение места и роли отдельных видов художеств, творчества. Наряду с традиц. системой создания " эффекта присутствия" получают распространение различные формы условно-поэтич. интерпретации мира и соответствующая им стилистика. Стремление к возрождению целостности и органичности пластич. мышления ведёт к сближению зодчества, изобразит. иск-в и художеств, обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художеств, творчества. Намечаются связи И. п. с другими родами художеств, деятельности; большое влияние на зрительно-пластич. культуру современности оказывают кино и телевидение. С другой стороны, роль И. п. в образной структуре современного театр, и киноискусства решительно возрастает, так что рождаются гибридные формы, подобные мультипликац. фильму. Таким образом, вместе с возникновением новых форм И. п. возрастает значение последних в художественной культуре человечества. Лит.: Гильдебрант А., Проблема формы в изобразительном искусстве, пер.с нем., М., 1914; Гегель Г., Лекции по эстетике, Соч., т. 13-14, пер. с нем., М., 1940 - 58; Лессинг Г., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, пер. с нем., М., 1957; Гер дер И. Г., Пластика, в его кн.: Избр. соч., [пер. с нем.], М.-Л., 1959; Дмитриева Н., Изображение и слово, М., 1962; 3емпер Г., Практическая эстетика, пер. [с нем.], М., 1970; Виппер Б. Р., Из " Введения в историческое изучение искусства", в его кн.; Статьи об искусстве, М., 1970, с. 59 - 450. Г.А. Недошивин. ИСКУССТВЕННАЯ ЛИНИЯ, электрическая, электрическая цепь, составленная из неск. последовательно включённых звеньев, содержащих катушки индуктивности и конденсаторы. И. л. применяются в электротехнич. и радиотехнич. устройствах, гл. обр. импульсных, для задержки по времени импульсов, формирования импульсов малой длительности, моделирования волновых процессов и др. Различное соединение катушек индуктивности и конденсаторов в звене позволяет получать И. л. с заданными электрич. характеристиками (полосой пропускания частот, фазовой и переходной характеристиками и др.). При определ. условиях такие линии можно рассматривать как искусственно созданный эквивалент (отсюда и название И. л.) однородной длинной линии, осн. параметры к-рой можно выразить через параметры И.л. На практике И. л. выполняют из конечного числа чаще одинаковых звеньев (3-7 и более) с активным сопротивлением на конце И. л. (см. рис.). В И.л. при большом числе звеньев получают задержку импульсов по времени или фор- мируют импульсы длительностью в десятки мксек. Схема трёхзвенной искусственной линии; L - катушка индуктивности: С - конденсатор; R - резистор, сопротивление которого равно волновому сопротивлению соответствующей длинной линии. Лит.: Меерович Л. А., Зеличенко Л. Г., Импульсная техника, 2 изд., М., 1954; Литвиненко О. Н., Coшников В. И., Расчёт формирующих линий, К., 1962. В. М. Родионов. ИСКУССТВЕННАЯ ПЛАНЕТА, космический летат. аппарат, движущийся по гелиоцентрич. орбите, являющийся искусственным спутником Солнца. ИСКУССТВЕННАЯ ПОЧКА гемодиализатор, аппарат для временного замещения выделительной функции почек. И. п. используют для освобождения крови от продуктов обмена, коррекции электролитно-водного и кислотно-щелочного балансов при острой и хронич. почечной недостаточности, а также для выведения диализирующихся токсич. веществ при отравлениях и избытка воды при отёках. В 1913 амер. учёный Дж. Абель создал аппарат для диализа, к-рый явился основой конструкции И. п.; в 1944 голл. учёный В. Колф впервые успешно применил на практике И. п. Работа И. п. основана на принципе диализа веществ через полупроницаемую мембрану (целлофан) вследствие разницы их концентраций в крови и диализирую-щем растворе, к-рый содержит осн. электролиты крови и глюкозу в близких к физиологическим концентрациях и не содержит веществ, к-рые надо удалять из организма (мочевина, креатинин, мочевая кислота, сульфаты, фосфаты и др.). Белки, форменные элементы крови, бактерии и вещества с молекулярной массой более 30 000 через мембрану не проходят. При гемодиализе, т. е. работе И. п. (см. рис.), кровь больного отсасывается через катетер (1) насосом (2) из нижней полой вены, проходит внутри камер из целлофановых листов диализатора (3), которые снаружи омываются диализирующим раствором, подаваемым другим насосом, и, частично очищенная, возвращается в одну из поверхностных вен. Гемодиализ проводится от 4 до 12 ч; в течение этого времени, чтобы кровь не свёртывалась, в неё вводят противосвёртывающие вещества (гепарин). При острой почечной недостаточности гемодиализ повторяют через 3-6 дней до восстановления функции почек; при хронич. недостаточности, когда его необходимо проводить 2-3 раза в неделю в течение неск. месяцев или лет, между лучевой артерией и поверхностной веной предплечья устанавливают тефло-новый шунт, с к-рым и соединяют И. п. В этом случае кровь может поступать в диализатор без использования насоса. В СССР, Швеции, Франции, США и др. странах лечение больных с помощью И. п. проводят в специализированных почечных центрах. В СССР используют модели, созданные в НИИ экспериментальной хирургич. аппаратуры и инструментов Мин-ва здравоохранения СССР. Для одновременного проведения гемодиализа неск. больным применяют по-луавтоматич. системы приготовления и доставки к диализаторам диализирующего раствора. Схема советской модели аппарата " искусственная почка": / - катетер; 2 - насос; 3 - диализатор; 4 - катетер возврата крови больному; 5 - бак для диализирующего раствора. Лит.: Искусственная почка и её клиническое применение, М., 1961; Fritz К. W., Hamodialyse, Stuttg., 1966. А. А. Трикашный- ИСКУССТВЕННОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ АППАРАТ (АИК), аппарат " искусственное сердце - легкие", аппарат, обеспечивающий оптимальный уровень кровообращения и обменных процессов в организме больного или в изолированном органе донора; предназначен для временного выполнения функций сердца и лёгких. На основании предшествующих многочисл. работ первый аппарат для искусств. кровообращения теплокровного организма, т. н. авто-жектор, был создан в 1925 сов. учёным С. С. Брюхоненко. При помощи этого аппарата сов. учёный Н. Н. Теребинский в 1930 экспериментально доказал возможность успешной операции на клапанах сердца. В 1951 итал. хирурги А. Дольотти и А. Костан-тини выполнили операцию удаления опухоли средостения, используя АИК. В СССР первую операцию на " сухом" сердце с помощью АИК осуществил в 1957 А. А. Вишневский. АИК включает комплекс взаимосвязанных систем и блоков: " искусственное сердце" - аппарат, состоящий из насоса, привода, передачи и нагнетающий кровь с необходимой для жизнеобеспечения объёмной скоростью кровотока; " искусственные лёгкие" - газообменное устройство, т. н. оксигенатор, служит для насыщения крови кислородом, удаления углекислого газа и поддержания кислотно-щелочного равновесия в физиологич. пределах. Оксиге-наторы в АИК могут быть сконструированы на основании одного из 4 принципов насыщения крови кислородом: пузырькового, плёночного, пенно-плёночного и через полупроницаемые синтетич. мембраны. Модель пенно-плёночного оксигенатора была создана Брюхоненко и В. Д. Янковским в 1937; пенно-плёночный принцип применяется в основном в советских оксигенаторах, к-рые по своим функциональным качествам более физиологичны, чем работающие при прямом контакте дыхательных газов с кровью. Насосы для крови используют 3 типов: 1) создающие отдельно систолу и диастолу; основаны на принципе изменения объёма камеры мембраной при помощи гндравлич. или пневматич. среды; 2) создающие кровоток в гибких трубках расширением или сжатием; клапаны в этих насосах размещены в просвете трубки или вне её и 3) создающие кровоток прерывистой волной (роликовые и паль-чиковые). Все насосы для крови по механизму действия разделяются на насосы с постоянным и переменным ударным объёмом, а по характеру создаваемого ими тока крови на насосы с малой и большой пульсацией. Для реализация температурных режимов, соответствующих цели операции, т. е. для проведении искусств, кровообращения в условиях нормальной или пониженной темп-ры, используют теплообменник с терморегу-лирующим устройством. Система управления обеспечивает заданные режимы работы как отд. функциональных узлов, так и аппарата в целом. АИК приводят в действие при помощи гидравлич., пневматич. или электромеханич. приводов. При аварийном режиме применяют ручной привод. В мире создано более 100 типов различных по назначению АИК: для изолированной химиотерапии злокачественных новообразований, воспалительных процессов и деструктивных поражений; для т. н. вспомогательного искусств, кровообращения при тяжёлых нарушениях сердечной и дыхательной функции; для оживления больных и пострадавших, находящихся в состоянии клинич. смерти; для поддержания жизнедеятельности изолированных органов, предназначенных для последующей пересадки, и т. д. Все аппараты имеют общую структурную схему (рис. 1) и отличаются друг от друга производительностью, особенностями систем управления или включения дополнит, спец. функциональных узлов. Схемы подключения АИК к сосудистой системе организма больного зависят от выбранного варианта искусств, кровообращения. Среди АИК для хирургии сердца распространёнными являются модели аппаратов, в к-рых " искусственное сердце" представлено роликовыми насосами, а " искусственные лёгкие" - дисковым оксигенатором [аппараты " Pemсо", " Sarens", " Imico" (США), ИСЛ-4, АСП-2 (СССР)]. У сов. аппаратов этого назначения АИК-5 (рис. 2), АИК-5М физиологич. блок состоит из мембранных насосов и пенно-плёночного оксигенатора. Рис. 1. Блок-схема аппарата искусственного кровообращения. Рис. 2. Аппарат искусственного кровообращения АИК-5 кардиохирургического назначения. Лит.: Галлетти П. М., Бричер Г. А., Основы и техника экстракорпорального кровообращения, пер. с англ., М., 1966. Н. А. Супер. ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ, вскармливание грудного ребёнка при отсутствии или недостатке материнского молока; см. в ст. Вскармливание. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ, лечебный метод, то же, что вентиляция лёгких искусственная. ИСКУССТВЕННОЕ ОСНОВАНИЕ, искусственно закреплённый грунт, к-рый в природном состоянии не обладает достаточной несущей способностью на глубине заложения фундамента; см. Основания сооружений. ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, введение в организм человека питательного материала при помощи зондов, через фистулы, а также парэнтерально (внутривенно, подкожно). К И. п. прибегают тогда, когда питание естеств. путём невозможно (бессознательное состояние, резкое затруднение глотания при параличе глотательных мышц, сужении пищевода, психич. заболевания с отказом от пищи и др.), а также для обеспечения водно-электролитного геомеостаза. И. п. через тонкий желудочный зонд, вводимый через нос и носоглотку в желудок, осуществляют жидкой, не содержащей грубых частиц пищей (молоко, сливки, сырые яйца, крепкий бульон, фруктовые соки и т. п.). При И. п. через фистулы - искусственно (хирургически) созданные отверстия в стенке желудка (или тонкой кишки) - вводят мясо, рыбу, хлеб и т. п. (обычно при непроходимости пищевода - фистула желудка, привратника желудка - фистула тонкой кишки). При парэнтералыюм питании вводят подкожно и внутривенно водно-солевые растворы, растворы глюкозы, витамины и нек-рые др. препараты; смеси чистых аминокислот, глюкозу и др. - внутривенно. Питательное значение имеет также переливание крови, эритроцитарной массы, плазмы и сыворотки крови. Применявшееся ранее введение питательных веществ в клизмах признано нерациональным. И. п. часто используют как дополнит, метод питания при обезвоживании организма в результате упорных рвот и поносов, при кровотечениях, интоксикациях и пр. " ИСКУССТВЕННОЕ СЕРДЦЕ - ЛЁГКИЕ" АППАРАТ, то же, что искусственного кровообращения аппарат. ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЁГКИХ АППАРАТ, устройство, осуществляющее принудительную подачу газа (воздуха, кислорода, закиси азота и т. п.) в лёгкие и обеспечивающее насыщение крови кислородом и удаление из лёгких углекислого газа (см. Вентиляция лёгких искусственная). И. в. л. а. подсоединяются либо к маске, наложенной на лицо больного, либо к интубационной трубке, введённой в дыхательные пути. К И. в. л. а., работа к-рых осуществляется усилием руки врача-анестезиолога, относятся аппараты АМБУ и " гармошка". Аппарат АМБУ выполнен в виде резинового или пластмассового мешка, имеющего два клапана на обоих концах. Один клапан пропускает воздух (кислород) извне в полость мешка, второй открывается при сжатии мешка и выдавливании газа в дыхат. пути больного; выдох происходит пассивно. Аппарат " гармошка" позволяет производить принудительный выдох. Среди И. в. л. а., работающих от сжатых газов и изготовляемых, как правило, из металла, различают аппараты, регулирующие подачу воздуха по давлению и по объёму. Аппараты, регулирующие подачу воздуха по давлению (напр., ДП-1), осуществляют вдох и выдох в зависимости от ёмкости лёгких, в к-рые вдувается газ. При уменьшении ёмкости лёгких (при воспалении лёгких, ателектазе и др.) и, следовательно, увеличении сопротивления, выдох происходит быстрее. И. в. л. а., регулирующие подачу воздуха по объёму (напр., сов. РД-200, франц. " Целлог-2"), всегда подают в лёгкие заданный объём газа независимо от их состояния. Наибольшее распространение в клинике получили сов. электрич. аппараты, к-рые регулируют подачу воздуха по объёму (РО-1, РОЗ, РО-5) и позволяют соблюдать точно заданный объём подаваемого газа; при изменении частоты дыхания (вдувания газов) изменяется и минутный объём вентиляции лёгких, тогда как дыхат. объём остаётся стабильным (заданным). Эти аппараты обеспечивают вдох и выдох заданной продолжительности, позволяют, изменяя давление на выходе, выводить из лёгких остаточный воздух (напр., при бронхиальной астме). В нек-рых аппаратах (" Энгстрем", АНД-2) частота минутной вентиляции лёгких регулируется отдельно от минутного объёма вентиляции лёгких, к-рый остаётся стабильным. Применяют также аппараты (РОА-1), автоматически поддерживающие такой объём минутной вентиляции, к-рый обеспечивает нормальное содержание углекислого газа в выдыхаемом (альвеолярном) газе. И. в. л. а. для вспомогат. вентиляции (при сохранённом дыхании) осуществляет дополнит, вдох при его сниженном объёме (напр., при отравлении барбитуратами и т. д.). Этот аппарат в качестве самостоят, блока присоединяют к др. стационарным И. в. л. а., напр, к РО-3 и РО-5. Аппараты искусственной вентиляции лёгких АМБУ (вверху) и РО-5 (внизу). Т. М. Дарбинян. ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ, термин, принятый для обозначения транспортных сооружений (на жел., автомоб. и городских дорогах), устраиваемых при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, встречных дорог и др. препятствий. Наименование " И. с." условно, оно установилось в связи со сложностью их строительства по сравнению с полотном жел., автомоб. или гор. дороги. Наиболее распространённые И. с. на жел. и автомоб. дорогах: мосты, виадуки, путепроводы, эстакады, водопропускные трубы под насыпями, лотки, быстротоки и др. К дорожным И. с. относятся также туннели, противообвальные и снегозащитные галереи, подпорные стенки и др. спец. сооружения, возводимые на горных дорогах. И. с. в городах - трансп. туннели и путепроводы для развязки движения в разных уровнях, надземные и подземные переходы. И. с. на автомоб. дорогах и в городах делают преим. железобетонными. Стоимость И. с. составляет 10-15% от общей стоимости дороги. На совр. скоростных автомоб. дорогах, пересекающих все встречные дороги в разных уровнях, а также на горных дорогах, стоимость И. с. достигает 30-40%. я. Е. Гибшман. ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ (ИСЗ), космические летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения науч. и прикладных задач. Запуск первого ИСЗ, ставшего первым искусств, небесным телом, созданным человеком, был осуществлён в СССР 4 окт. 1957 и явился результатом достижений в области ракетной техники, электроники, автоматич. управления, вычислит, техники, небесной механики и др. разделов науки и техники. С помощью этого ИСЗ впервые была измерена плотность верхней атмосферы (по изменениям его орбиты), исследованы особенности распространения радиосигналов в ионосфере, проверены теоретические расчёты и осн. технические решения, связанные с выведением ИСЗ на орбиту. 1 февр. 1958 на орбиту был выведен первый амер. ИСЗ " Эксшга-рер-1", а несколько позже самостоятельные запуски ИСЗ произвели и др. страны: 26 нояб. 1965 - Франция (спутник " А-1"), 29 нояб. 1967 - Австралия (" ВРЕСАТ-1"), 11 февр. 1970 - Япония (" Осуми"), 24 апр. 1970 - КНР (" Китай-1"), 28 окт. 1971 - Великобритания (" Просперо"). Нек-рые спутники, изготовленные в Канаде, Франции, Италии, Великобритании и др. странах, запускались (с 1962) с помощью амер. ракет-носителей. В практике космич. исследований широкое распространение получило международное сотрудничество. Так, в рамках науч.-технич. сотрудничества социалистич. стран запущен ряд ИСЗ. Первый из них - " Интеркос-мос-1" - был выведен на орбиту 14 окт. 1969. Всего к 1973 запущено св. 1300 ИСЗ различного типа, в т. ч. ок. 600 советских и св. 700 американских и др. стран, включая пилотируемые космич. корабли-спутники и орбитальные станции с экипажем. Общие сведения об ИСЗ. В соответствии с междунар. договорённостью космич. аппарат называется спутником, если он совершил не менее одного оборота вокруг Земли. В противном случае он считается ракетным зондом, проводившим измерения вдоль баллнстич. траектории, и не регистрируется как спутник. В зависимости от задач, решаемых с помощью ИСЗ, их подразделяют на научно-исследовательские и прикладные. Если на спутнике установлены радиопередатчики, та или иная измерит, аппаратура, импульсные лампы для подачи световых сигналов и т. п., его наз. активным. Пассивные ИСЗ предназначены обычно для наблюдений с земной поверхности при решении нек-рых науч. задач (к числу таких ИСЗ принадлежат спутники-баллоны, достигающие в диаметре неск. десятков м). Научи о-и сследовательские ИСЗ служат для исследований Земли, небесных тел, космического пространства. К их числу относятся, в частности, геофизические спутники, геодезические спутники, орбитальные астрономии, обсерватории и др. Прикладными ИСЗ являются связи спутники, метеорологические спутники, ИСЗ для исследования земных ресурсов, навигационные спутники, спутники технич. назначения (для исследования воздействия космич. условий на материалы, для испытаний и отработки бортовых систем) и др. ИСЗ, предназначенные для полёта людей, наз. пилотируемыми кораблями-спутниками. ИСЗ на экваториальной орбите, лежащей вблизи плоскости экватора, наз. экваториальными, ИСЗ на полярной (или приполярной) орбите, проходящей вблизи полюсов Земли, - полярными. ИСЗ, выведенные на круговую экваториальную орбиту, удалённую на 35 860 км от поверхности Земли, и движущиеся в направлении, совпадающем с направлением вращения Земли, " висят" неподвижно над одной точкой земной поверхности; такие спутники наз. стационарными. Последние ступени ракет-носителей, головные обтекатели и нек-рые др. детали, отделяемые от ИСЗ при выводе на орбиты, представляют собой вторичные орбитальные объекты; их обычно не называют спутниками, хотя они обращаются по околоземным орбитам и в ряде случаев служат объектами наблюдений для науч. целей. В соответствии с междунар. системой регистрации космических объектов (ИСЗ, космических зондов и др.) в рамках междунар. организации КОСПАР в 1957-1962 космич. объекты обозначались годом запуска с добавлением буквы греч. алфавита, соответствующей порядковому номеру запуска в данном году, и арабской цифры - номера орбитального объекта в зависимости от его яркости или степени науч. значимости. Так, 1957а 2- обозначение первого советского ИСЗ, запущенного в 1957; 1957а1 - обозначение последней ступени ракеты-носителя.этого ИСЗ (ракета-носитель была более яркой). Поскольку кол-во запусков возрастало, начиная с 1 янв. 1963 космич. объекты стали обозначать годом запуска, порядковым номером запуска в данном году и заглавной буквой латинского алфавита (иногда также заменяемой порядковым числом). Так, ИСЗ " Интер-космос-1" имеет обозначение: 1969 88А или 1969 088 01. В национальных программах космич. исследований серии ИСЗ часто имеют также собств. названия: " Космос" (СССР), " Эксплорер" (США), " Диадем" (Франция) и др. За рубежом слово " спутник" до 1969 использовалось только применительно к сов. ИСЗ. В 1968-69 при подготовке междунар. многоязычного космонавтич. словаря достигнута договорённость, согласно к-рои термин " спутник" применяется к ИСЗ, запущенным в любой стране. В соответствии с разнообразием научных и прикладных задач, решаемых с помощью ИСЗ, спутники могут иметь различные размеры, массу, конструктивные схемы, состав бортового оборудования. Напр., масса наименьшего ИСЗ (из серии " ЕРС") - всего 0, 7 кг; сов. ИСЗ " Протон-4" имел массу ок. 17 т. Масса орбитальной станции " Салют" с пристыкованным к ней космич. кораблём " Союз" была св. 25 т. Наибольшая масса полезного груза, выведенного на орбиту ИСЗ, составляла ок. 135 т (амер. космич. корабль " Аполлон" с последней ступенью ракеты-носителя). Различают автоматические ИСЗ (научно-исследовательские и прикладные), на к-рых работа всех приборов и систем управляется командами, поступающими либо с Земли, либо из бортового программного устройства, пилотируемые корабли-спутники и орбитальные станции с экипажем.
|