Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 6 страница. Лицам с истерич. характером присущи неустойчивость психики, поверхностная и возбудимая эмоциональность






Лицам с истерич. характером присущи неустойчивость психики, поверхностная и возбудимая эмоциональность, капризно изменчивые стремления, способность к совершенно противоречивым поступкам: сочетание чувства неполноценности со стремлением привлекать внимание и играть роль, рисовка, принятие воображаемого за реальное, подчинение разума и воли аффективным побуждениям, легко меняющееся отношение к окружающим, мгновенная смена симпатии и антипатии. Нарушения психич. деятельности при И. выражаются психотич. явлениями: состояния повышенной раздражительности, угнетения, обездвижен-ности, безразличия; волевые расстройства (чаще в форме абулии). Во мн. случаях возникают пароксизмальные приступы, истерич. припадки, к-рые начинаются обычно с к.-н. раздражающего повода, сопровождаются бурным проявлением аффектов, плачем, криками, двигательным возбуждением, падением и внеш. проявлениями нарушения или потери сознания; такие припадки могут быть приняты за эпилептические (см. Эпилепсия), но они никогда не влекут за собой сколько-нибудь серьёзных телесных повреждений, к.-л. вызванных припадком нарушений в послеприпадоч-ном состоянии и пр. Расстройства чувствительности при И. захватывают точно половину тела, иногда отдельную конечность или лицо. Наблюдаются также функциональные (обратимые) нарушения движений, речи, слепота, глухота, желудочно-кишечные расстройства, расстройства сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и мочеполовых органов. В тяжёлых случаях возникает помрачение сознания, сопровождающееся яркими зрительными галлюцинациями, образным бредом.

Профилактика: правильное воспитание в семье, школе, обществ, организациях.

Лечение: психотерапия, состоящая в формировании сознательного и критич. отношения к себе и своему месту в объективной действительности, в побуждении к укреплению социальных связей, активному участию в общем деле, к выработке привязанностей и отзывчивого отношения к людям; трудовая терапия; умственно-волевая тренировка; применяют успокаивающие нервную систему средства; физиотерапевтич. процедуры.

Трудоспособность при И., как правило, сохраняется.

Лит.: Ганнушкин П. Б., Избранные труды, М., 1964; Давиденков С. Н., Неврозы, Л., 1963; Неврозы, под ред. В. Н. Мясищева, Петрозаводск, 1956. В. Н. Мясищев.

ИСТЕЦ, в гражд. процессе физич. или юридич. лицо, обращающееся в суд, арбитраж или третейский суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. См. также Иск.

" ИСТИКЛЯЛЬ", аль-Хизбаль-Истикляль (Партия независимости), политич. партия в Марокко. Создана в 1943. Отражает интересы марокканской буржуазии, бурж. интеллигенции и крупных землевладельцев. Активно участвовала в борьбе за независимость Марокко. В 1956-59 и в 1960 - янв. 1963 партия правительств, большинства. С 1963 в оппозиции к пр-ву. В 1959 от " И." откололось левое крыло (Национальный союз народных сил). В июле 1970 партии " И." и Нац. союз нар. сил создали Национальный фронт, выступивший с программой демократич. преобразований. Пред, партии - Мухаммед Ал-ляль аль-Фаси. Печатные органы - газ. " Аль-Алям" на араб, яз., с 1946, и " Опиньон" (" L'Opinion") на франц. яз., с 1965.

ИСТИНА, верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в действительности.- Ред.) - разделенным и соединенное - соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 Ь. 9; рус. пер., М.- Л., 1934). Эта традиция в понимании И. продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).

В идеалистич. системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Нем. классич. идеализм, начиная с И. Фихте, внёс в трактовку И. диалектич. подход. По Г. Гегелю, И. есть процесс развития знания.

Представители экзистенциализма, вслед за дат. мыслителем С. Кьеркегором, трактуют И. субъективно-идеалистически - как форму психологического состояния личности.

Точка зрения сторонников субъективно-пдеалистич. эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям субъекта (Д. Юм, Б. Рассел) или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, наконец, как наиболее простой, " экономичной" взаимосогласованности ощущений (Э. Мах, Р. Авенариус). Неопозитивисты рассматривают истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Конвенциализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) исходит из того, что дефиниция И. и её содержание носят условно-договорный характер.

Согласно диалектич. материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, к-рые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности. В. И. Ленин называет объективной И. такое содержание человеч. представлений, "...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества..." (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 123).

Наука - не склад готовых и исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен.

И. относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, к-рые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена ис-торич. условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле И.- " дитя эпохи". Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная И. и тем самым как частный случай более полной и точной теории (напр., классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историч. развитии получило в науке название принципа соответствия.

Диалектич. материализм "... признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине" (там же, с. 139). Абсолютизация относительной И., увековечение И. порождает заблуждение, догматизм мышления.

В каждой относительной И., поскольку она объективна, содержится " частичка" абсолютного знания. Абсолютная И. есть такое знание, к-рое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной И., к-рая в этом смысле складывается из суммы относительных И."...Человеческое мышление, - писал В. И. Ленин, - по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания" (там же, с. 137).

Одним из осн. принципов диалектич. подхода к познанию является признание конкретности И., что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в к-рых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности И. требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что "...всякую истину, если ее сделать „чрезмерной"..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд" (там же, т. 41, с. 46). Критерий И. находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта. К. Маркс писал, что " вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос" (М арке К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-2). В нашем сознании правильно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с др. понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно сравнивает своё понятие с самим предметом. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, к-рое он образовал.

Проблемы, связанные с теоретич. и социальными условиями постижения И., разрабатываются в теории познания и социологии познания. А Г. Спиркин

ИСТИННАЯ АНОМАЛИЯ, см. Аномалии.

ИСТИННОЕ МЕСТО ЗВЕЗДЫ, см. Среднее место звезды.

ИСТИННОЕ СОЛНЕЧНОЕ ВРЕМЯ, система счёта времени, в к-рой длительность суток принята равной интервалу между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через юж. часть небесного меридиана (верхними кульминациями). И. с. в. отсчитывается от момента верхней кульминации центра Солнца, т. е. от истинного полудня. Продолжительность истинных солнечных суток в течение года непостоянна. См. Время.

ИСТИННОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ, значение истинности (в логике), значение, к-рое принимает высказывание (предложение, суждение), рассматриваемое по отношению к отображаемому в нём содержанию. В обычной (классич.) логике используются два И. з. - " истинно", " ложно"; в многозначной логике рассматриваются суждения, к-рые могут принимать большее число И. з. (напр., в трёхзначной логике фигурируют три И. з., к-рые можно истолковать как " истинно", " ложно", " неопределённо"). См. статьи Алгебра логики, Логика и лит. при них.

" ИСТИННЫЕ ЛЕВЕЛЛЕРЫ", самоназвание диггеров, представителей крайне левого крыла демократич. направления в Английской революции 17 в.

ИСТИННЫЙ ГОРИЗОНТ, см. Горизонт.

ИСТИННЫЙ ПОЛДЕНЬ, момент верхней кульминации центра Солнца для данной точки земной поверхности. См. Время.

" ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ", немецкий социализм, одна из разновидностей мелкобурж. социализма, получившая распространение в 1844-47 среди интеллигенции и ремесленников Германии и нем. эмигрантов в др. странах. Главные представители " И. с." - К. Грюн, М. Гесс, О. Люнинг, Г. Пют-ман. В Швейцарии идеи " И. с." пропагандировал Г. Кульман, в США - Г. Криге. " И. с." выражал настроения нем. мещанства, выбиваемого из колеи развитием капитализма и напуганного ростом классовых противоречий. В идейном отношении " И. с." - своеобразный синтез идеалистич. сторон фейербахианства (пропаганда любви к абстрактному " человеку", игнорирование социальных отношений и т.д.) и выхолощенной формы франц. утопич. социализма. Под видом критики капитализма представители " И. с." выступали с идеализацией дока-питалистич. порядков, в частности ремесленной цеховщины, распространяли иллюзии о возможности для Германии перехода к социалистич. строю, минуя стадию крупной капиталистич. пром-сти. Критика " И. с." содержится в ряде произведений К. Маркса и Ф. Энгельса: " Немецкая идеология", ч. 2; " Манифест Коммунистич. партии", гл. 3; " Циркуляр против Криге"; в работах Ф. Энгельса: " Истинные социалисты", " Немецкий социализм в стихах и прозе" и др. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., тт. 3-4).

Как течение " И. с." прекратил своё существование во время Революции 1848-49, полностью вскрывшей его банкротство. Характеризуя " истинных социалистов", В. И. Ленин в 1906 писал: " „Истинные социалисты" нечто вроде мирных лавристов, полукультурники, нереволюционеры, герои мудреных рассуждений и отвлеченной проповеди" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 13, с. 154).

Лит.: Серебряков М. В., Немецкий социализм и борьба с ним Маркса и Энгельса, " Уч. зап. ЛГУ. Сер. философских наук", 1948, в. 2; Кандель Е. П., Из истории борьбы Маркса и Энгельса с немецким " истинным социализмом", в сб.: Из истории формирования и развития марксизма, М., 1959; Кан С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), 2 изд., М., 1967. Л. И. Гольман.

ИСТИСУ, посёлок гор. типа в Кельбад-жарском р-не Азерб. ССР, бальнеологич. курорт. Расположен в горах М. Кавказа на вые. 2200-2400 м, в ущелье р. Тертер (басе. Куры), в 166 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Барда, с к-рой соединён автодорогой. Лето умеренно тёплое (ср. темп-pa июля 16-18 °С), зима умеренно мягкая (ср. темп-pa янв. -6 °С), осадков выпадает ок. 600 мм в год. Леч. средства: горячая углекислая минеральная вода, близкая по составу карловарской (Чехословакия) и джермукской (Арм. ССР):

[ris]

(скважина № 1).

Вода минеральных источников используется для питьевого лечения и ванн, разливается в бутылки. Лечение больных с заболеваниями органов пищеварения, нарушениями обмена веществ, а также сопутствующих заболеваний органов движения, нервной системы, гинекологических. Из воды Истису получают соль, к-рую применяют при хронич. запоре, заболеваниях печени, жёлчного пузыря, гастритах с повышенной секрецией желудочного сока. Санатории, ванное здание, питьевые бюветы.

ИСТ-КИЛБРАЙД (East Kilbride), город в Великобритании, в Шотландии. Начал строиться в 1946-47 как жилой и пром. город-спутник в конурбации Глазго (Центр. Клайдсайд). 53, 4 тыс. жит. (1967). Разнообразное машиностроение, пищ. пром-сть.

ИСТ-ЛОНДОН (East London), Ус-Лонден, город и порт на берегу Индийского ок., в устье р. Баффало. Ж.-д. узел на Ю.-В. ЮАР, в Капской пров. 134 тыс. жит. (1967), в т. ч. св. половины африканцев. Торг. центр; текст., швейная, кож., автосборочная пром-сть. База рыболовецкого флота. Осн. в 1847-48.

ИСТ-ЛОТИАН (East Lothian), графство в Великобритании, в Шотландии, на побережье Северного м. и зал. Ферт-оф-Форт. Пл. 0, 7 тыс. км1- Нас. 54, 2 тыс. чел. (1967). Адм. ц. -г. Хаддингтон.

ИСТМ (греч. Isthmos), в древности назв. Коринфского перешейка.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ, Истмии, в древности общегреч. празднества и состязания в честь бога Посейдона. Устраивались на Истмийском (совр. Коринфском) перешейке 1 раз в 2 года. Имели первоначально местное, а с нач. 6 в. до н. э. общегреч. значение. На празднествах проводились гимнастич., конные, позднее поэтич. и музыкальные состязания. Победителю вручалась пальмовая ветвь, и он увенчивался венком из сельдерея или сосновых ветвей. Начатыми в 80-е гг. 19 в. археологич. раскопками обнаружены близ Коринфа театр, ипподром, стадион, а также остатки храмов Посейдона и Меликерта.

В. И. Истомин.

А. И. Истомина.

ИСТМОЛ при ЦК ВЛКСМ (Комиссия по изучению истории Всесоюзного Ленинского коммунистич. союза молодёжи и юношеского движения в СССР), создан в 1921 по решению ЦК РКСМ. Отделения И. существовали при ЦК комсомола союзных республик, обкомах и горкомах. И. занимался собиранием, изучением и изданием материалов и документов по истории молодёжного движения в России и СССР. Опубликовал стеиографич. отчёты 1-4-го съездов РКСМ: " ВЛКСМ в резолюциях его съездов и конференций. 1918-1928" (1929), документ, сборники о положениях, условиях труда и быте рабочей молодёжи, её участии в рабочем революц. движении, библиографич. сведения о комсомольцах, погибших в революц.борьбе и на фронтах Гражданской войны. И. издал большое кол-во очерков и популярных брошюр, заложив основы научной историографии молодёжного движения и комсомола в стране. И. прекратил существование в начале 30-х гг.

Г. Д. Алексеева.

ИСТОБЕНСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, порода молочного направления. Выведена в 19 в. в Истобенской волости Вятской губ. многолетним отбором местного скота и улучшением его холмогорской, швицкой, ярославской и голландской породами. Животные И. п. имеют хорошо выраженный молочный тип. Масть чёрная, черно-пёстрая, красная и красно-пёстрая; часто встречаются животные с белым хребтом. Масса коров 420-450 кг, быков 650- 720 кг. Удой коров 2400-3000 кг молока, рекордный - 8366 кг. В результате долголетнего отбора животных по жирномолочности в породе закреплено ценное качество - высокая жирность молока - 4, 1-4, 2%, у нек-рых коров до 5%. Разводится порода в Кировской области РСФСР.

Лит.: ПершинаЗ. Н., Истобенский скот, Киров, 1958: Скотоводство. Крупный рогатый скот, т 1, М., 1961.

ИСТОД (Polygala), род растений сем. истодовых. Многолетние, редко однолетние травы и полукустарнички с очередными листьями. Цветки в кистях, неправильные. Ок. 600 видов, почти по всему земному шару. В СССР ок. 30 видов. Широко распространены в Европ. части И. обыкновенный (P. vulgaris) и И. горьковатый (P. amarella), растущие на сыроватых лугах, а также И. хохлатый (P. comosa) - на суходольных лугах. Из корней И. т о н-колистного (P. tenuifolia) и И. сибирского (P. sibirica), содержащих сапонины, готовят отвар, к-рый применяется как отхаркивающее средство.

Истод обыкновенный: а - цветок.

ИСТОДОВЫЕ (Polygalaceae), семейство двудольных растений. Травы, кустарники, лианы, редко - небольшие деревья. Листья цельные, б. ч. очередные, без прилистников. Цветки обоеполые, б. или м. неправильные, собранные в кистевидные, колосовидные или метельчатые соцветия. Чашелистиков 5, из них 2 боковых обычно крупнее остальных, лепестковидные; развитых лепестков обычно 3. Тычинок 8, реже меньше, обычно сросшихся нитями. Плод - б. ч. коробочка. Ок. 14 родов (ок. 900 видов), встречающихся почти повсеместно, кроме Н. Зеландии, Полинезии и Арктики. В СССР растут лишь виды истода. Нек-рые И. используют как лекарств., декоративные и пищевые растения.

Лит.: ТахтаджянА. Л., Система и филогения цветковых растений, М.-Л., 1966; Нutсhinson J., The genera of flowering plants, v. 2, Oxf., 1967.

ИСТОК, место начала реки, к-рым может быть сток из озера или ручей, получающий воду из родника, болота, ледника. Обычно соответствует месту, с к-рого появляется постоянное русло потока. В речной системе, имеющей большое количество И., главным считается наиболее удалённый от устья и наиболее многоводный. Нередко главное русло реки и её И. имеют различные названия; напр., Сев. Двина образуется от слияния Сухоны и Юга, Амур - Шилки и Аргуни.

ИСТОМА Григорий (Истома Малый), русский дипломат кон. 15 - нач. 16 вв. В 1496 был направлен для дипломатич. переговоров в Данию. В связи с осложнением рус.-швед, отношений не мог ехать через Прибалтику и отправился из устья Сев. Двины мор. путём. Обогнув Кольский и Скандинавский п-ова, И. достиг г. Тронхейм, откуда сухим путём направился в Берген, а затем в Копенгаген, открыв т. о. задолго до англ, мореплавателя Р. Ченслерй возможность сношений Рус. гос-ва с Зап. Европой по Сев. морям.

ИСТОМИН Владимир Иванович [1809 Пензенская губ., -7(19). 3. 1855, Севастополь], герой Севастопольской оборонь: 1854-55, контр-адмирал (1853). Из дво рян. Окончил Мор. кадетский корпус (1827). Участвовал в Наваринском сражении 1827 и блокаде Дарданелл (1828- 1829). В 1836 переведён с Балтийского на Черноморский флот. С 1850 командо вал линейным кораблём " Париж", н; к-ром участвовал в Синайском сраженш 1853. Во время обороны Севастопол; возглавлял оборону Малахова кургаш и прилегающих редутов, показав приме[ храбрости и выдержки. Убит ядрои на Камчатском редуте. Похоронен в Се вастополе.

ИСТОМИН Карион (кон. 40-х гг. 17 в. Курск, - 1717, Москва), русский поэт монах. Один из первых моек, просвети телей, ученик Симеона Полоцкого. ABTOJ и переводчик с лат. яз. многих догматич. историч., педагогич. трудов. В сборнике силлабич. стихов, поднесённом в 168: царевне Софье, прославлял " науку сво бодну", призывал устроить высшую шко лу. В " Книге вразумления" наставля; " мудрости" 11-летнего царя Петра I составил " Большой букварь", книгу " По лис" - стихотворную энциклопедию содержащую характеристику наук, вре мен года, стран света, церковныэ таинств.

Лит.: Еремнн И. П., Карион Истомин в кн.: История русской литературы, т. 2 ч. 2, М.-Л., 1948, с. 355-60.

ИСТОМИН Константин Николаева [26. 12. 1886 (7. 1. 1887), Курск, -28. 8. 1942, Самарканд], советский живописец. Учился в школе живописг Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-09) и на отделении истории иск-ва МГУ (1909- 1913). И. организовывал первые сов. художеств, уч. заведения; один из профессо ров-руководителей Вхутемаса-Вхутеина (1921-30), преподавал также в Моек, полиграфич. ин-те (1930-39). В произв зрелого периода (пейзажи, жанровые картины кон. 1920 - нач. 1930-х гг.) И стремился сочетать традиции идейно тематич. картины, характерной для рус. демократич. иск-ва 2-й пол. 19 в., и поиски остроты пластич. решений, типичной для европ. живописи кон. 19 - нач. 20 вв. (" Утро", 1928, Рус. музей Ленинград; " Вузовки", 1933, Третьяков екая гал.).

Лит.: Яблонская М. Н., К. Н. Истомин, М., [1972].

ИСТОМИНА Авдотья Ильинична [6(17). 1. 1799, Петербург, -26. 6 (8.7), 1848, там же], русская артистка балета, В 1816 окончила Петерб. театр, уч-ще и дебютировала на сцене петерб. Боль шого театра, вскоре заняла положение ведущей танцовщицы балетной труппы. Исполнительница гл. партий в анакреон-тич. (Галатея -" Ацис и Галатея" Каво-са), а затем и героич. (Евхариса - " Евтимий и Евхариса, или Побеждённа* тень Либаса" Жома) балетах Ш. Дидло, И. владела иск-вом выразительной пантомимы и виртуозной техникой танца. А. С. Пушкин воспел И. в " Евгения Онегине". Её прославленные партии: Флора (" Зефир и Флора" Кавоса), Лиза (" Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность"), Луиза (" Дезертир", музыка сборная), Черкешенка (" Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса), царица Сумбека (" Сумбека, или Покорение Казанского царства" Сонне). В творчестве И. воплотились черты, предвещавшие начало расцвета рус. балетного романтизма.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958, с. 156 - 58; Слонимский Ю., Дидло, Л.-М., 1958; Эльяш Н., Авдотья Истомина, [Л., 1971]. В. М. Красовская.

ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Принцип И. первоначально был выдвинут и разрабатывался в филос. системах Дж. Вико, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Г. Фихте, Г. Гегеля, А. Сен-Симона, А. И. Герцена. В 18 и 1-й пол. 19 вв. его развитие шло в форме философии истории, к-рая возникла в борьбе с бессодержательным эмпиризмом историч. науки средневековья и провиденциализмом теологии. Философия истории просветителей 18 в. рассматривала человеческое общество как часть природы; заимствуя из естествознания понятие причинности, она выдвинула идею " естественных законов" истории, единства историч. процесса (И. Гер-дер), разработала теорию прогресса как движения от низшего к высшему (франц. материалисты) и т. д. Взгляд на историю общества как на внутренне закономерный, необходимый процесс развивали представители нем. классич. идеализма. Однако и они привносили эту необходимость в историю извне, из области философии. Высшим этапом развития принципа домарксистского И. была философия Гегеля; по словам Ф. Энгельса, " он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 496). Огромную роль в утверждении принципа И. сыграли успехи конкретных наук - науки об обществе (напр., А. Бар-нав, франц. историки периода Реставрации) и естествознания (И. Кант, Ч. Лайель, Ч. Дарвин). Принципу И. до К. Маркса было чуждо понимание развития как борьбы внутр. противоречий, что приводило к господству эволюционизма.

Осн. смысл философско-историч. концепций неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), крочеанства (Б. Кро-че), философии жизни (В. Дильтей), экзистенциализма (К. Ясперс), прагматизма, неспозитивизма (К. Поппер), неогегельянства, а также теорий последователей этих концепций в сфере конкретных наук - т. н. " исторической школы" в политич. экономии, " позитивной школы" в истории и др., состоит как раз в отрицании возможности подхода к объективной действительности с точки зрения раскрытия закономерного процесса её развития, в подмене принципа И. релятивизмом. Ограниченно понимают И. представители и тех бурж. концепций истории, к-рые сводят процесс развития к чередованию одних и тех же " циклов" (А. Тойнби), к серии не связанных друг с другом " стадий роста" (У. Ростоу) и т. д.

Последовательно принцип И. был разработан К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Выражая сущность марксистского понимания этого принципа, В. И. Ленин писал: "...Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 67). Отличит, черта марксистского И. состоит в том, что он распространяется на все сферы существования объективной действительности - природу, общество и мышление. " Мы знаем только одну единственную науку, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.).

Марксистский И. исходит не просто из движения объективного мира, не просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития. Такой подход означает, что объект должен рассматриваться, во-первых, с точки зрения его внутр. структуры, причём не как ме-ханич. множество отд. элементов, связей, зависимостей, а как органич. совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система; во-вторых, с точки зрения процесса, т. е. следующих друг за другом во времени совокупности историч. связей и зависимостей его внутр. составляющих; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качеств, изменений в его структуре в целом; наконец, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к другому историческому состоянию, характеризующемуся другой структурой.

В соответствии с принципом И., разработанным марксистско-ленинской философией, процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том виде, в к-ром они протекали в действительности. Иными словами, марксистский И. совпадает с высшей науч. объективностью, исключает искажения действительной истории, допускаемые бурж. наукой, архаизацию настоящего и модернизацию прошлого. Любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь при условии рассмотрения их в конкретных историч. условиях и связях. " Весь дух марксизма, - писал В. И. Ленин, - вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (а) исторически; (|3) лишь в связи с другими; (Y) лишь в связи с конкретным опытом истории" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 329).

Для совр. науки - естественной (биология) и социальной (социология, антропология, лингвистика, этнография), равно как и для филос. и логико-методоло-гич. осмысления процессов, происходящих в совр. науч. знании, характерны дальнейшее развитие принципа И., его сближение с др. принципами и прежде всего такими, как структурно-функциональный и системный подходы, обогащение его содержания элементами указанных принципов и методов.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., К критике политической экономии, там же, т. 13; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; Грушнн Б. А., Очерки логики исторического исследования, М., 1961; К о н И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Столяров В. И., Процесс изменения и его познание, М., 1966; Философские проблемы исторической науки, Сб., М., 1969; Popper К. R., The poverty of historicism, L., 1960; Lipset S., Ноfstadter R. (eds), Sociology and.history. Methods, N. Y., 1968; Nisbet R. A., Social change and history. Aspects of the western theory of development, N. Y., 1969. Б. А. Грушин.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал