Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 9 страница. Всё более заметное место в послевоен






Всё более заметное место в послевоен. период занимает франц. И. Её характерными чертами являются дальнейшее развитие направления экономич. и социальной истории (Э.Лабрус и др.), продолжающего испытывать на себе определ. влияние марксистской методологии.

Острая борьба между бурж. и марксистской И. по центр, проблемам нац. истории происходит в Великобритании (история Англ. бурж. революции 17 в. и пром. переворота, внеш. и колон, политики, рабочего движения, вопрос о воздействии развития капитализма на положение рабочего класса, о судьбах Британской империи).

Ведущее положение в послевоенной зап.-герм. И. с сер. 50-х гг. занимает т. н. псевдолиберально; направление во главе с X. Ротфельсом, сменившее безраздельно господствовавшую в первое послевоенное десятилетие группу Г. Риттера (к-рая придерживалась во многим традиций скомпрометированной прус.-нем. реакц. И.).

И. стран, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости. В мировой И. новейшего времени важным явлением стало развитие нац. И. стран, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости и вступивших на путь самостоят, развития. И. в этих странах длит. время носила феод, характер (преобладали в основном летописные формы ист. сочинений, отсутствовали широкие обобщения, совр. методы науч. критики). Зарождение бурж. И. здесь тесно связано с формированием наций и народностей, ростом нац. самосознания, поисками корней ист. традиций, к-рые можно было бы противопоставить влиянию идеологии колонизаторов. Процесс складывания нац. И. неотделим от деятельности просветителей. Так, в Индии ещё в нач. 19 в. Раммохан Рай одним из первых в инд. И. нового времени начал изучать историю отечеств, культуры и религии; в Китае Кан Ювэй и Лян Ци-чао предприняли пересмотр конфуцианских текстов, пытаясь, основываясь на них, объяснить необходимость прогрессивных преобразований. Начало совр. И. в араб, странах положили Бутрус аль-Бустани, Рифаа ат-Тахтави, Дж. Зейдан и др.; в Иране-Ага-хан Керма-ни, Мальком-хан; на Филиппинах - Хосе Рисаль. И. стран Востока формировалась под сильным влиянием зап.-. европ. И.

После освобождения стран Востока от колон, господства в И. этих стран усиливается стремление переосмыслить концепции колон. И., заново оценить события отечеств, истории. Всё отчётливее прослеживается связь между антиколо-ниалистской идеологией и интересом к отечеств, истории. Так, напр., И. Индии и Пакистана, в противовес зап. буржуазной И., считавшей Инд. восстание 1857-59 воен. бунтом, оценивает это событие как нар. прогрессивное восстание; видные ист. деятели (Югурта в Алжире, Чака и Дингаан в Юж. Африке, Самори Туре в Зап. Африке, М. Сакая на Филиппинах) рассматриваются в нац. И. как герои освободит, движения.

Значит, место в И. этих стран продолжает занимать изучение древности и средневековья. При этом учёных особенно привлекают проблемы, перекликающиеся с современностью. Периоды былого величия противопоставляются времени колон, гнёта.

Для И. совр. государств Африки южнее Сахары характерно стремление доказать существование у народов этих стран собственной самобытной культуры задолго до появления в Африке европейцев, очистить историю афр. народов от фальсификации её в трудах нек-рых европ. бурж. историков-расистов.

Особое место в нац. И. занимают: история освободительного движения в новое и новейшее время, история нац.-освободит. революций, борьба против империализма на совр. этапе. Большое влияние на формирование и развитие нац. И. оказывают труды видных деятелей нац.-освободит. движения [Дж. Неру (Индия), Кемаля Ататюрка (Турция), Секу Туре (Гвинея), Дж. Кенпаты (Кения) и др.].

В молодых нац. школах историков стран Азии, Африки, Лат. Америки интерес к чисто полнтич. истории уступает место более широкой тематике, в частности - истории культуры, проблемам социальной и экономич. истории. Углубляется специализация историков не только по отд. периодам, но и темам и проблемам внутри этих периодов.

Националистич. антиимпериалистич, И. стран Азии, Африки, Лат. Америк! иногда противопоставляет бурж. евро-поцентризму преувеличение роли " своегс континента", " своей" страны в мировой истории, переоценку уровня её развитш в отд. периоды, идеализацию деятелей прошлого. Так, сторонники т. н. азно центризма утверждают, что главную рол! в мировой истории играли гос-ва Азии сторонники теории т. н. африканско! исключительности пытаются доказать что Африка идёт особым путём, отличны!, от др. континентов, и т. д. Учёные-марк систы стран Азии, Африки и Лат. Аме рики ведут решительную борьбу ка) против преувеличения роли народов Ев ропы во всемирной истории, так и про тив раздувания роли народов к.-л. др части света, выступают за объективны! показ конкретного вклада каждого наро да во всемирно-ист, процесс. Значит влияние на И. стран Азии, Африки, Лат

Америки оказывает марксистская ист. наука социалистич. стран.

Для И. молодых независимых гос-в в послевоен. время характерно объединение историков различных стран с целью разработки истории к.-л. региона или комплекса проблем; в частности, такого рода труды создаются в соответствии с планами ЮНЕСКО. Ун-ты, науч. учреждения стран Азии, Африки, Лат. Америки становятся важными науч. центрами изучения нац. истории, подготовки нац. кадров историков.

О развитии И. в отд. странах, о нац. центрах историч. науки см. в статьях о странах (раздел Наука и научные учреждения). См. также статьи Арабистика, Византиноведение, Востоковедение, Иранистика, Славяноведение и др. статьи об отдельных отраслях науки, статьи об историографических направлениях и крупнейших историках.

И. как научная дисциплина, изучающая историю исторической науки. Марксистско-ленинская И. имеет следующие осн. аспекты исследования:

1) Выяснение социальной основы ист. познания на каждом этапе его развития, определение его социальных функций в разные эпохи и того, как они осуществлялись; необходимость изучения ист. концепций в органич. связи с обществ.-политич. жизнью той эпохи, когда эти концепции разрабатывались. Этот аспект исследования позволяет установить взаимоотношение ист. науки и современности. Рассматривая взаимоотношение ист. науки и современности, И. изучает важнейший источник партийности ист. познания, устанавливает зависимость результативности ист. познания от социальных позиций историка.

2) Изучение теоретико-методологич. принципов, присущих каждому направлению ист. мысли. Для этого требуется раскрытие связей между ист. наукой, с одной стороны, и философией, социологией, политэкономией, теориями гос-ва и права, теоретич. естествознанием - с другой. При этом изучение теоретико-методологич. принципов не может быть сведено лишь к анализу совокупности соответствующих общетеоретич. высказываний историков той или иной школы, но предполагает анализ применения теоретико-методологич. положений в практике ист. исследований.

3) Анализ источниковедческой базы ист. работ, характера использования источников, конкретных методик исследования. Изучение И. в этом аспекте позволяет осветить своеобразие методов исследования, свойственных различным направлениям ист. мышления, определить место каждой школы в установлении и систематизации ист. фактов, выяснить взаимоотношение методологии и методики ист. исследования.

4) Анализ проблематики ист. исследований, её развития и расширения как важнейшего проявления прогресса ист. познания и как проявление социально-экономич. и политич. требований данной ист. эпохи.

5) Исследование ист. концепций, созданных различными направлениями и школами ист. мысли. Анализ ист. концепций позволяет, с одной стороны, проследить процесс преодоления отживших ист. представлений, а с другой - выяснить момент преемственности в развитии ист. науки, использование объективно истинных результатов предшествующих периодов этого развития в новых условиях. На этой основе конкретнее изображается борьба представителей разных школ по актуальным для данного времени вопросам истории.

6) Изучение организации и форм ис-следоват. работы в области истории, включая систему науч. учреждений и архивов; вопросы подготовки кадров, издательской деятельности, форм использования и пропаганды ист. концепций и т. д.

Различные аспекты историографич. исследования тесно связаны между собой. Лишь комплексное изучение историографич. материала позволяет научно воспроизвести как осн. линии истории ист. науки в целом, так и отдельные существенные явления этой истории, даёт возможность использовать опыт ист. познания для разработки проблем, актуальных с точки зрения изучения истории в наши дни. Изучение историографич. проблем в совр. условиях требует от исследователя высокого уровня общеисторической культуры, хорошего владения конкретно-ист, материалом, овладения марксистско-ленинской теорией, позволяющего творчески применять к анализу историографич. явлений и процессов категории диалектич. и ист. материализма, без чего немыслимо последовательно научное познание истории ист. науки.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1-4, М., 1955-66; Советская историческая наука от XX к XXII съезду КПСС. Сб. ст., [ч. 1-2], М., 1962-63; Работы советских историков за 1965-1969 гг., М., 1970; Чубарьян А. О., Советская историческая наука после XXIII съезда КПСС, " Вопросы истории", 1971, № 3; Кертман Л. Е., Ларьки на К. И., РахшмирП. Ю., Ушкевич Н. Ф., Изучение проблем новой и новейшей истории в 1966-1970 годах, там же, № 4; Маркс - историк. [Сб. ст.], М., 1968; Городецкий Е. Н., Ленин - основоположник советской исторической науки. История советского общества в трудах В. И. Ленина, М., 1970; В. И. Ленин как историк. Библиография советской исторической литературы, " История СССР", 1969, № 4-6; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917-1923 гг.), М., 1968; Ваинштейн О. Л., Историография средних веков..., М.-Л., 1940; его же, Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964; его же, История советской медиевистики. 1917 - 1966, Л., 1968; Косминский Е. А., Историография средних веков..., [М.], 1963; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967; Историография новой ц новейшей истории стран Европы и Америки, М., 1968; Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917-1959), М., 1961; Кузнецова Н. А., Кулагина Л. М., Из истории советского востоковедения 1917-1967, М., 1970; Thompson J. W., A history of historical writing, v. 1-2, N. Y., 1942; Вarnes Н. Е., A history of historical writing, 2 ed., N. Y., 1962; Fueter E., Geschichte der neueren Historiographie, 3 Aufl., Munch. -В., 1936; Gooch G. P., History and historians in the 19th century, [2 ed.], L. - [a.o.], 1952; Histoire et histpriens depuis cinquante ans. Methodes, organisation et resultats du travail historique de 1876 a 1926, v. 1 - 2, P., 1927 - 28; Relazioni del X Congresso Internazionale di scienze storiche, v. 6, Firenze, 1955 (историографич. обзоры); Rоsenthal F., A history of Muslim historiography, Leiden, 1952; Historians of South East Asia, ed. by D. G. Hall, L., 1961; Historians of the Middle East, L., 1962; Historians of India, Pakistan and Ceylon, ed. by С. Н. Philips, L., 1961.

А. И. Данилов (история историч. науки до 2-й пол. 19 в.; И. как научная дисциплина), Г. Дмитриева (И. в СССР), А. Д. Колпаков (И. со 2-й пол. 19 в. до 1917 и И. зарубежных стран Европы и Америки с 1917), В. А. Тюрин, Л. Р. Гордон-Полонская, Н. А. Кузнецова, А. С. Тверитинова (И. стран, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависимости).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, изучает физическую, экономическую и поли-. тич. географию прошлого той или иной страны или территории; см. География историческая.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЛОТИЯ, отрасль геологии, изучающая историю и закономерности развития земной коры и Земли в целом. Главные её задачи - восстановление н теоретич. истолкование эволюции лика земной поверхности и населяющего её органич. мира, а также выяснение истории преобразования внутр. структуры земной коры и развития связанных с этим эндогенных процессов.

И. г. опирается на выводы частных геол. наук. Основой её служит стратиграфия, устанавливающая последовательность образования горных пород во времени и разрабатывающая систему хронологии геол. прошлого. Одним из главных разделов стратиграфии является биостратиграфия, использующая в качестве показателей относит, возраста горных пород остатки вымерших животных и растений и тесно связанная с палеонтологией. Наряду с относительной геохронологией развивается геохронология абсолютная, дающая возможность прямого определения абс. возраста пород (см. Геохронология).

Построение системы геол. хронологии является лишь необходимой предпосылкой собственно историко-геол. исследований, главное содержание к-рых состоит в воссоздании летописи многообразных экзогенных и эндогенных процессов, протекавших в минувшие времена на поверхности и в недрах Земли.

Восстановление этих процессов и фи-зико-географич. обстановки, в к-рой они протекали, включая распределение суши и моря, глубину и особенности гидроло-гич. режима морских водоёмов, рельеф и климат, распространение организмов и их сообществ, составляет задачу палео-географии.

И. г. изучает также историю формирования структуры земной коры (ист. геотектоника), поскольку движения и тектонич. деформации земной коры являются важнейшими факторами большинства изменений, происходивших на Земле. В вопросах развития глубинного магматизма, вулканизма и метаморфизма, закономерно связанных с деформациями земной коры, И. г. тесно соприкасается с генетич. петрографией. Особое значение для И. г. имеет учение о формациях исторически обусловленных естественных ассоциациях (парагенезах) горных пород, отражающих в своём составе и строении сложное взаимодействие разнообразных процессов, протекавших в прошлом.

Раньше других разделов И. г. сложилась стратиграфия, оформившаяся в самостоят, дисциплину в нач. 19 в., когда У. Смит в Великобритании, Ж. Кювье и А. Броньяр во Франции заложили основы биостратигра-фич. метода. Это позволило уже к сер. 19 в. разработать в главнейших чертах шкалу относит, геохронологии. Ж. Кювье развил концепцию катастрофизма (см. Катастроф теория). В сер. 19 в. в результате торжества уни-формистских идей Ч. Лайеля в И. г. произошёл отказ от катастрофич. концепции и утвердились представления о непрерывном и постепенном преобразовании лика Земли. Во 2-й пол. 19 в., после появления трудов Ч. Дарвина, в геологию проникло эволюционное учение. К этому периоду относится и оформление совр. И. г. как науки.

И. г. были выявлены осн. закономерности развития геол. процессов (возникновение и преобразование геосинклиналей и платформ, формирование материков, изменение характера магматизма в истории Земли и т. п.), намечена общая направленность в развитии земной коры и планеты в целом. См. также Геология.

Лит.: Павлов А. П., Очерк истории геологических знаний, М., 1921; Борисяк А. А., Курс исторической геологии, 4 изд., Л. -М., 1935; Мирчинк Г. Ф., Историческая геология, ч. 1, М.- Л., 1935; Назарович А. Н., Историческая геология, 3 изд., М.- Л., 1938; Коровин М. К., Историческая геология, М., 1941; Страхов Н. М., Основы исторической геологии, ч. 1-2, М.- Л., 1948; Леонов Г. П., Историческая геология, М., 1956; Бубнов С. Н., Основные проблемы геологии, М., 1960. Е. В, Шанцер.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление вульгарной бурж. политической экономии, возникшее в сер. 19 в. в Германии. Оно явилось буржуазно-помещичьей реакцией на неприемлемые для господствующих классов науч. положения клас-сич. бурж. политич. экономии, на усиливавшееся рабочее движение и отражавшие его интересы социалистич. теории (уто-пич. социализм и первые шаги науч. социализма). Своё название школа получила от вульгарно-историч. метода, к-рый её теоретики пытались ввести в политич. экономию. Основоположник И. ш. - В. Рошер, выпустивший в 1843 книгу ч Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода". Наиболее видные представители И. ш.: Б. Гильдебранд (гл. работа-" Политическая экономия настоящего и будущего", 1848, рус. пер. 1860), К. Книс (осн. работа - " Политическая экономия с точки зрения исторического метода", 1853). К. Маркс характеризовал И. ш. как крайнюю ступень вульгаризации бурж. политич. экономии (см. К.Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 528). В отличие от других школ вульгарной бурж. политич. экономии, И. ш. под давлением быстрого развития капитализма и бурж. революций на словах признавала историч. характер социально-экономич. явлений. Но вместе с тем теоретики школы пытались с помощью историч. метода обосновать тезис о вечности частной собственности на средства производства и капиталистич. эксплуатации. И. ш. признавала только эволюционные изменения второстепенных социально-экономич. явлений и процессов и отвергала объективную неизбежность революц. ниспровержения капиталистич. способа произ-ва. Представители И. ш. игнорировали наиболее ценное достижение классич. бурж. политич. экономии - идею об объективном характере экономич. законов. С этих позиций они отрицали наличие общих для всех капиталистич. стран объективных экономич. законов и всемерно подчёркивали неповторимость путей экономич. развития каждой отд. страны, определяемых якобы различным у разных народов " духовным началом". Отрицание закономерного характера экономич. жизни общества приводило И. ш. к отрицанию самой возможности общетеоретич. политич. экономии, основанной на абстрактном методе исследования, и подмене её т. н. национальной экономией. По этой причине К. Маркс характеризовал И. ш. как могилу политич. экономии (см. там же). Вместе с тем И. ш. не могла полностью игнорировать теоре-тич. аргументы других школ вульгарной политич. экономии, направленные на защиту интересов буржуазии. Поэтому И. ш. заимствует многие положения из предшествующих и современных им течений вульгарной политич. экономии. В вопросах происхождения богатства и его распределения И. ш. стояла на позициях теории трёх факторов произ-ва франц. бурж. экономиста Ж. Б. Сея, отрицавшей эксплуатацию пролетариата буржуазией на том мнимом основании, что нетрудовые доходы якобы создаются не рабочими, а самими средствами производства - орудиями труда, землёй и т. п. - как таковыми. И. ш. отстаивала концепцию субъективной ценности, считающую источником стоимости товаров их полезность, а не труд наёмных рабочих, затраченный на их изготовление. Прибыль представители И. ш. рассматривали в качестве особой формы заработной платы, получаемой предпринимателями за управление произ-вом. В действительности прибыль есть результат безвозмездного присвоения капиталистами созданной рабочими прибавочной стоимости. Поэтому её получают и те капиталисты, к-рые не участвуют в управлении своими предприятиями, поскольку эта функция перекладывается ими целиком на плечи наёмных управляющих. Ссудный процент, представляющий собой, как и капиталистич. прибыль, особую форму прибавочной стоимости, т. е. неоплаченного труда наёмных рабочих, представители И. ш. изображали как компенсацию капиталиста за " воздержание от потребления".

К 70-80-м гг. 19 в. И. ш. вытесняется субъективно-психологич., социально-правовой и др. школами вульгарной бурж. политич. экономии, обладающими более эффективными, с точки зрения бурж. апологетики, идеологич. средствами. Ряд идей И. ш. используется и в совр. бурж. политич. экономии.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 102, 217, 229-30, 240, 273-74, 335, 377, 628; Капитал, т. 2, там же, т. 24, с. 132-33; Капитал, т. 3, там же, т. 25, с. 245, 356, 392; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том " Капитала"), там же, т. 26, ч. 3, с. 527 - 29; его же, [Письмо] Ф. Лассалю, 16 июня 1862г., там же, т. 30; Энгельс Ф., [Письмо] Даниельсону, 15 октября 1888 г., там же, т. 37; Блюмин И. Г., Историческая школа в политической экономии, " Проблемы экономики", 1940, № 10, с. 129-45. В. С. Афанасьев.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в фольклористике, одно из наиболее влиятельных направлений рус. фольклористики кон. 19 - нач. 20 вв. В отличие от мифологической школы и теории заимствования, И. ш. стремилась объяснить рус. фольклор, опираясь на рус. историю, выяснить, где и когда сложилось то или иное устнопоэтич. произв., какие историч. события лежали в его основе. Сторонники И. ш. (В. Ф. Миллер, А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, Б. М. и Ю. М. Соколовы и др.) обследовали памятники др.-рус. письменности, извлекли многочисл. параллели к былинам и историческим песням, создали историч. географию рус. эпоса. Они осуществили ряд экспедиций, издали ценные сб-ки и своды (сб-ки А. Д. Григорьева, А. В. Маркова, Н. Е. Ончукова, Н. С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера и Е. Н. Елеонской, своды историч. песен В. Ф. Миллера и лирич. песен А. И. Соболевского и др.).

В былинах и историч. песнях сторонники И. ш. видели фрагменты своеобразной устной летописи; они стремились доказать, что былины возникли в княжеско-дружинном кругу. Несовпадения историч. событий и содержания произв. объяснялись порчей текста в крест, среде. Поэтич. содержание эпоса И. ш. фактически не исследовалось. И. ш. пользовалась нек-рое время междунар. авторитетом и оказала влияние на деятельность учёных ряда стран. При всех методологических недостатках И. ш. внесла заметный вклад в науку о фольклоре, собрав и систематизировав огромный материал.

Лит.: Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, т. 1 - 3, М., 1897 - 1924; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963.

К. В. Чистов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, одно из течений в науке права 1-й пол. 19 в. Было особенно влиятельно в Германии. В отличие от доктрины естественного права, являвшейся идеологич. оружием революц. буржуазии, И. ш. п. выступала в защиту феод, порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства. Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация отвергалась, а право изображалось как результат постепенного развития " народного духа"; развитие права сравнивалось с развитием языка. Сторонники И. ш. п. Г. Гуго (1764-1844) и Ф. Ю. Штоль (1802-1855) оправдывали сохранение феод, правовых институтов, выступали против кодификации права в Германии. В значит, мере позиции И. ш. п. в Германии были проявлением национали-стич. реакции на кодификацию права, проведённую во Франции и закрепившую завоевания бурж. революции. Критикуя И. ш. п. за апологетику феод, порядков и консерватизм, К. Маркс в статье " К критике гегелевской философии права. Введение" писал, что это - " школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут - старый, унаследованный, исторический..." (М аркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 416).

Основателем И. ш. п. был Г. Гуго, однако широкое распространение она получает после опубликования в 1814 брошюры Ф. К. Савинъи " О призвании нашего времени к законодательству и правоведению". В своей работе Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. С 1815 начал издаваться журнал " Zeitschrift fur geschichtliche Rechtswissenschaft" (выходил до 1850), также способствовавший популяризации идей И. ш. п. Последователями Савиньи были Г. Ф. Пухта, К. Ф. Эйхгорн и др.

Представители И. ш. п. считали, что право в своём развитии проходит три стадии: стадию спонтанного, неосознанного возникновения норм обычного права в недрах народа через развитие " национального духа"; стадию права, излагаемого учёными юристами, совершенствующими позитивное право применительно к усложнившимся общественным отношениям; стадию кодифицированного права, представляющего объединение обычного права и права юристов. Законодательство может лишь дополнить, но не изменить действующее право. Они считали, что в 19 в. выразителями национальных чувств в области права были юристы, желавшие применять римское право, поэтому главной задачей юриспруденции является изучение " чистого римского права" в целях более широкого его применения в Германии. В этом смысле позиция И. ш. п. в какой-то мере отвечала устремлениям развивавшейся немецкой буржуазии, т. к. римское право соответствовало потребностям капиталистич. товарооборота. В последующем И. ш. п. разделилась на два крыла: националистическое " германистов" и буржуазно-либеральное " пандектистов" (см. также Германия, раздел Юридическая наука).

Ряд положений И. ш. п., в особенности её учение о первенстве обычая перед законом, оказали влияние на формирование социологического направления в бурж. юриспруденции. Реакционно-националистич. взгляды её представителей были широко использованы нем. фашистами. П. С. Грацианский.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, периодические издания, освещающие вопросы истории. Предшественником спец. И. ж. в России был периодич. сборник Н. И. Новикова " Древняя российская вивлиофи-ка" (1-е изд., 10 тт., 1773-75, 2-е, 20 тт., 1788-91). В 19 в. появляется большое количество спец. науч. изданий, близких по типу к И. ж., выпускавшихся под назв. " Записки...", " Труды...", " Известия...", " Сборник..." и т. п. различными науч. об-вами и университетами (Московским обществом истории и древностей российских, Русским историческим обществом, Историческим обществом Нестора-летописца, Обществом истории, археологии и этнографии при Казанском университете и др.). Большое значение имел " Исторический сборник Вольной русской типографии в Лондоне", издававшийся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым (2 тт., 1859, 1861). Первые рус. И. ж. - " Русский архив" (1863-1917), " Русская старина" (1870-1918), были и наиболее значительные рус. дореволюц. И. ж., в них, а также в " Древней и новой России" (1875-81), " Историческом вестнике" (1880-1917) и " Киевской старине" (1882-1906) публиковалось большое число документальных материалов по истории России преимущественно 18-19 вв. В нач. 20 в. появились И. ж., уделявшие много внимания истории рус. обществ, мысли и революц. движения - " Былое" (1906-07, 1917-26), " Минувшие годы" (1908), " Голос минувшего" (1913-23).

После Великой Окт. социалистич. революции 1917 создаются новые И. ж., отразившие процесс становления марксистской ист. науки и её науч. учреждений. Повышенный интерес общественности к истории классовой борьбы, социалистич. революции и Гражд. войны 1918-20 отразили И. ж. " Пролетарская революция" [1921-41, первоначально орган Истпарта при ЦК ВКП(б)], " Каторга и ссылка" (1921-35, орган Всесоюзного об-ва бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев), " Красная летопись" (1922-34, 1936-37) и ряд республиканских журн. (украинский " Летопись революции", 1922-33; грузинский под тем же названием, 1923-31, и др.). И. ж., специально предназначенным для публикации архивных мат-лов по истории СССР, стал " Красный архив" (1922-41); теории и практике архивоведения были посвящены журн. " Архивное дело" (1923-41) и " Архивна справа" (1926-31). Развитие сов. ист. науки вызвало потребность в специализированных И. ж.: по археологии (см. Археологические журналы), этнографии (см. Этнографические журналы), востоковедению, славяноведению и др. И. ж. широкого профиля " Историк-марксист" (1926-41) и " Борьба классов" (1931-36), освещавшие достижения сов. учёных в различных областях отечеств, и всеобщей истории, издавало Об-во историков-марксистов. Органом Ин-та истории АН СССР был " Исторический журнал" (1937-45), преобразованный в " Вопросы истории". В послевоен. годы возникли новые И. ж.: в 1957 -" История СССР", " Вопросы истории КПСС", " Новая и новейшая история"; в 1959-" Военно-исторический журнал".

В 1955-62 выходили журналы " Исторический архив", " Научные доклады высшей школы. Исторические науки". И. ж. издают учреждения АН СССР и АН союзных республик, Моск. и Ленингр. ун-ты. Совр. советские И. ж. публикуют результаты новейших исследований сов. учёных во всех областях ист. науки, разнообразные документы и материалы по отечеств, и всеобщей истории, информацию о науч. жизни в СССР и за рубежом, рецензии и библиографию.

В 1972 в СССР издавались И. ж. (в скобках указано число номеров в год): " Вестник древней истории" (4), " Военно-исторический журнал" (12), " Вопросы истории" (12), " Вопросы истории КПСС" (12), " Известия Сибирского отделения АН СССР". Серия общественных наук

(3), " История СССР" (6), " Народы Азии и Африки" (6), " Новая и новейшая история" (6), " Советская археология"

(4), " Советская этнография" (6), " Советские архивы" (6), " Советское славяноведение" (6), " Вестник Ленинградского университета". Серия История, язык и литература (4), " Вестник Московского университета". Девятая серия - История (6). Четырнадцатая серия - Востоковедение (2), " Известия АН БССР" (на белорус, яз. с резюме на рус. яз.). Серия общественных наук (6), " Известия АН Азерб. ССР" (на азерб. и рус. яз.). Серия История, философия и право (4), " Известия АН Казах. ССР". Серия общественная (6), " Известия АН Молд. ССР". Серия общественных наук (3), " Известия АН Тадж. ССР". Отделение общественных наук (6), " Известия АН Эст. ССР" (на рус. и эст. яз.). Общественные науки (4), " Вестник общественных наук" (на арм. яз.), Ереван (12), " Общественные науки в Узбекистане" (12), " Советское финноугроведение" (материалы публикуются на рус., англ., нем., франц. языках), Таллин (4), " Труды АН Литов. ССР" (на рус. и литов. яз.). Серия А. Общественные науки (3), " Украинский исторический журнал" (на укр. яз.) (12).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал