Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 12 страница. Лит. : история исторической науки в СССР






Лит.: История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965, с. 133-144. А. М. Разгон.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, (русские) жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом (" Песня о Щелкане" и др.) и ставший осн. ист. жанром в 16 в. Первый крупный цикл И. п. рисует события 2-й пол. 16 в. (" Взятие Казани", " Кострюк", " Гнев Грозного на сына" и др.). Тема защиты Родины преобладает в песнях нач. и сер. 17 в. Тема казацких И. п.- защита южных границ от турок и татар (" Взятие Азова", " Оплошность казаков", " Азовский пленник" и др.). Многочисл. песни рисуют эпизоды восстания Степана Разина.

" Песни и сказания о Разине и Пугачёве" (Ленинград, 1955). С гравюры неизвестного художника.

В И. п. 17-18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображён Пётр I. С нач. 18 в. осн. создателями и хранителями военных И. п. становятся солдаты. В песнях 18 - 19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (напр., в песне " Судил граф Панин вора Пугачёва"). Создаются резко обличит, песни об А. А. Аракчееве и др. царских сановниках. Крупный цикл пат-риотич. И. п. посвящён Отечеств, войне 1812. Позже И. п. мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.

Гл. черты поэтики и манеры исполнения И. п.- лаконизм, драматизм, простота языка.

П у б л. и лит.: Киреевский П. В., Песни, в. 6-10, М., 1864-74; Миллер В. Ф., Исторические песни русского народа XVI-XVII вв., СПБ, 1915; Л о-занова А. Н., Песни и сказания о Разине и Пугачеве, М.- Л., 1935; Листопадов А. М., Песни донских казаков, ч. 1-2, М., 1949; Исторические песни XIII- XVI веков, М.- Л., 1960; Исторические песни XVII века, М.-Л., 1966; Исторические песни XVIII века, Л., 1971; Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, т. 3, М., 1924; Путилов Б. Н., Русский историко-песенный фольклор XIII- XVI веков, М.-Л., 1960; Соколова В. К., Русские исторические песни XVI - XVIII вв., М., 1960.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированный свод сведений по истории и смежным с ней областям знания. Существуют энциклопедии по всемирной истории в целом, по отдельным ист. периодам, по истории отд. континентов, стран и народов, по различным разделам истории (историякультуры, религии и т. д.) или даже посвящённые отдельным ист. событиям. И. э. обычно содержат также биографич. справки об ист. деятелях, историках (но существуют и чисто терминологич. справочники), карты, иллюстрации. Нередко И. э. включают материал и по смежным с ист. наукой отраслям знания (особенно по географии, литературе, философии и др.). Кроме специальных И. э., значительный материал по истории содержат обычно общие (универсальные) энциклопедии (см. Энциклопедия), биографич. словари, военные энциклопедии и словари, дипломатич. словари и т. д.

Первые издания, приближающиеся к ист. словарям, стали появляться в 16 - 18 вв.; обычно это были ещё нерасчленённые историко-филологич. и географич. справочники. Таковы, напр., " Исторический и литературный словарь" франц. эрудита 16 в. Ш. Этьенна (Ch. Estienne, Dictionarium historicum ac poeticum, Lutetiae, 1553; позднее пер. на франц. яз.) или пользовавшийся широкой популярностью " Большой исторический словарь или Любопытная смесь священной и мирской истории" Л. Морери (L. Moreri, Le Grand dictionnaire historique ou le Melange curieux de 1'histoire sainte et profane, Lyon, 1674).

В России в 18 в. историком В. Н. Татищевым был подготовлен " Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский" (ч. 1-3, СПБ, 1793, доведён до буквы " К"). В 1790-98 был выпущен " Словарь исторический" (в 14 частях; части 1 - 3 вышли в 1807-11 вторым изданием), содержащий биографии ист. деятелей " всех времен и народов" (а также ст. о нек-рых мифология, персонажах) - в основном переводы из франц. ист. словарей с добавлением статей о рус. ист. деятелях. В 19 - нач. 20 вв. в России было издано большое число всевозможных биографич. словарей (см. Словари биографические). Из словарей общеист. характера можно назвать только краткий " Школьный исторический словарь" С. А. Кареевой (М., 1906; под ред. Н. И. Кареева).

В СССР с 1961 выходит первое марксистское энциклопедич. издание общеисто-рич. содержания - " Советская историческая энциклопедия" (СИЭ) (гл. ред. Е. М. Жуков, тт. 1 - 13, М., 1961-71, издание продолжается). СИЭ даёт сведения по истории всех народов мира с древнейших времён до наших дней. Особенно широко освещается история на" родов СССР и других социалистич. стран, история революц. и национально-осво-бодит. движения (наибольшее внимание уделяется истории сов. общества и после-окт. периоду мировой истории), широко представлена история не только стран Европы, но и Азии, Африки, Лат. Америки. Большое место занимают проблемы историографии (специальные статьи и историографич. экскурсы). СИЭ содержит карты, илл., подробные хронология, и др. справочные табл. Среди др. ист. справочников энциклопедич. характера,, изданных в СССР, - " Материалы для терминологического словаря древней России" Г. Е. Кояина (М.- Л., 1937; содержит переяень терминов, встречающихся в летописях, актах и др. письм. источниках Др. Руси с указанием, где именно встречается этот термин), краткий " Справочный словарь по истории средних веков" Г.А. Максимова (Ташкент, 1952; для заочного обучения), маленькая энциклопедия " Великая Октябрьская социалистическая революция" (1968). Большой материал по истории содержит " Дипломатический словарь" (т. 1-2, 1948-50, 2 изд., т. 1-3, М., 1960-64).

Из зарубежных энциклопедий и словарей общеисторического содержания наиболее известны: " Словарь дат, событий, местностей и исторических личностей..." д'Армрнвиля (A. L. d'Harmonville, Dictionnaire des dates, des faits, des lieux et des hommes historiques..., t. 1-2, P., 1842-43), охватывающий период с древнейших времён до 19 в. (освещена политич. история, история культуры, религии и церкви); " Лексикон всеобщей истории" К. Германа (К. Hermann, Lexikon der allgemeinen Weltgeschichte..., Lpz., 1882), также посвящённый всемирной истории с древнейших времён, но особенно подробно осветивший 16-19 вв.; " Общедоступный словарь дат" ("...Everyman's dictionary of dates...", 5 ed., rev. by A. Butler, L.- N. Y., 1967; 1-е изд. 1911), охватывающий (в 5-м изд.) период с древнейших времён до 1960-х гг.; словарь содержит гл. обр. статьи об отдельных событиях, понятиях, геогр. названиях; многотомная И. э., вышедшая в США [" The New Lar-ned History for ready reference, reading and research...", v. 1-12, Springfield (Mass.), 1922-24; 1-е изд., т. 1-5, 1893-95]; " Словарь по истории" Э. Байера (" Worterbuch zur Geschichte", hrsg. von E. Bayer, 2 Aufl., Stuttg., 1965; 1-е изд. 1960), в к-ром разъясняется ок. 5, 5 тыс. понятий и терминов, связанных гл. обр. с историей европ. стран; материалы о конкретных событиях, местностях и лицах не включены.

Большое количество И. э. и словарей посвящено истории отдельных ист. периодов. По истории первобытного общества выделяется большой нем. " Энциклопедический словарь по первобытной истории" (" Reallexikon der Vorgeschichte", Bd 1 - 15, В., 1924-32), составленный при участии учёных различных стран под общей ред. нем. археолога М. Эберта; содержит материалы по археологии, антропологии, палеоэтногра-фии, лингвистике от древнейших времён до раннего средневековья, богато иллюстрирован. Имеется также большое число спец. словарей по археологии. Наиболее капитальные энциклопедич. справочники по истории античности: " Словарь греческих и римских древностей" Ш. Даранбера и Э. Сальо (" Dictionnaire des antiquites grecques et romaines", sous la air. de Ch. Daremberg et E. Saglio, t. 1-5, P., 1877-1929), всесторонне раскрывающий историю Древней Греции и Рима (освещена история обычаев и учреждений, экономики, быта, религии, науки, искусства, военно-морского дела), но не включающий биографический материал; особенно - многотомная " Энциклопедия классической древности" Паули-Виссова [Paulys Real-Encyclopa-die der classischen Altertumswissen-schaft. Neue Bearbeitung, begonnen von G. Wissowa, hrsg. von W. Kroll, K. Mittelhaus und K. Ziegler, 1. Reihe (A.-Q), Bd 1-24, 2. Reihe (R-Z), Bd 1-9, Suppl.-Bd 1-12, Stuttg., 1893-1970-; изд. продолжается] - фундаментальный справочник, затрагивающий все стороны антиковедения, многие статьи написаны крупными учёными и содержат обширную библиографию. Среди более кратких словарей по древней истории - " Реальный словарь классической древности" Ф. Р. Любкера (рус. пер. с нем., СПБ - М., 1888).

Значительно меньше И. э. и словарей посвящено истории средних веков, нового и новейшего времени. Среди них: " Краткий словарь средневековой истории" X. Э. Уэдека (Н. E. Wedeck, Concise dictionary of medieval history, N. Y., 1964), состоящий из очень кратких статей по истории средневековья с 5 по 15 вв. включительно; " Энциклопедия новой истории" В. Хербста (" Enzyklopadie der neueren Geschichte", begrundet von W. Herbst, Bd 1-5, Gotha, 1880-90), освещающая историю 16-19 вв.; " Словарь новой истории" А. У. Палмера (A. W. Palmer, " A dictionary of modern history. 1789-1945", L., 1962), посвящённый политич. (гл. обр.) и социально-экономич. истории периода с 1789 по 1945; затрагиваются также вопросы истории культуры.

Из региональных справочников по истории следует отметить культурно-ист, энциклопедии и словари, посвящённые раннему средневековью, напр, подготовл. польской АН словарь славянских древностей (" Siownik starozytnosci stowaiiiskich...", pod red. W. Kowalenski, t. 1-4, Wr., 1961- 1970; изд. продолжается); немецкий словарь по германским древностям (" Real-lexikon der germanischen Altertumskun-de", hrsg. von J. Hoops, Bd 1-4, Strassb., 1911-19; новое, переработанное и сильно расширенное изд. выходит с 1968). Значительный интерес представляет многотомный " Культурно-исторический словарь по северному средневековью", посвящённый истории и культуре скандинавских стран от " эпохи викингов" до периода Реформации (" Kulturhistorisk Lexikon for nordisk middelalder", Bd 1- 15-, Kbh., 1956-70-; изд. продолжается). Из региональных энциклопедий по истории стран Востока выделяется " Энциклопедия ислама" (" Encyclopedic de 1'Islam", v. 1-4, Leyde - P., 1913- 1936; nouv. ed., v. 1-3-, Leyde - P. -, 1960-71-; изд. продолжается; издаётся на нескольких яз.), в подготовке к-рой приняли участие учёные разных стран; она даёт сведения не только по политич. истории, но особенно широко освещает идеологию, культуру мусульм. стран, а также этнографию, географию и др. Популярный характер носит краткая " Энциклопедия латиноамериканской истории" (М. Martin, G. Lovett, " Encyclopedia of Latin-American history...", Indianapolis - N. Y., 1968).

Очень распространены И. э. и словари по национальной истории, имеющиеся во мн. странах и посвящённые соответственно истории данной страны. " Аргентинский исторический словарь" под ред. Р. Пиччирилли (" Diccionario historico argentine", publ. bajo la dir. de R. Piccirilli..., t. 1-6, B. Aires, 1953-54) охватывает период до сер. 20 в. " Словарь по английской истории" С. Лоу и Ф. Пуллинга (S. Low, F. S. Pulling, " The dictionary of English history", new ed., L.- N. Y., 1928; 1-е изд. 1884), " Словарь британской истории" Дж. Брендона (J. A. Brendon, " A dictionary or British history", L., 1937)и " Новый словарь британской истории" под ред. С. Стейнберга (" Steinberg's Dictionary of British history", ed. by S. Steinberg and J. H. Evans, 2 ed., L., 1970; 1-е изд., 1963) содержат сведения по истории с древнейших времён, наиболее подробно в них освещается история Англии, в словаре Брендона отсутствуют биографии и материал по истории культуры. Вышедший в ГДР " Предметный словарь по истории Германии и германского рабочего движения" (" Sachworterbuch der Geschichte Deutschlands und der deutschen Arbeiterbewegung", Bd 1-2, В., 1969-70) охватывает период с кон. 18 в. до 60-х гг. 20 в.; вышедшие в ФРГ " Биографический словарь по германской истории" Г. Рёс-лера и Г. Франца (Н. Rossler, G. Franz, " Biographisches Worterbuch zur deutschen Geschichte", Munch., 1952-53) и " Предметный словарь по германской истории" тех же авторов (Н. Rossler, G. Franz, " Sachworterbuch zur deutschen Geschichte", Munch., 1958) включают материалы не только по истории Германии, но и ряда др. стран, имеют реакционно-националистич. направленность. " Словарь по истории Испании..." (" Diccionario de historia de Espana...", 2 ed., t. 1-3, Madrid, 1968-69; 1-е изд. 1952) посвящён истории Испании с древнейших времён до 1968 и истории исп. колоний в Америке. Итал. " Словарь Рисорджименто..." под ред. М. Рози (" Dizionario del Risorgi-mento nazionale... Fatti e persone". Dir. M. Rosi, v. 1-4, Mil., 1930-37) содержит статьи по истории Италии с 18 в. по 1870 (в 1-м т. рассматриваются отд. события, во 2-4-м тт. - биографии деятелей Рисорджименто). " Словарь по истории Польши" под ред. Т. Лепковского (" Slownik historii Polski", red. T.Lepkowski, 5 wyd., Warsz., 1969; 1-е изд. 1959) включает ок. 2, 5 тыс. статей, в к-рых освещена история Польши с древнейших времён до 1960-х гг. " Иллюстрированный словарь по истории Португалии" (" Dicionario de historia de Portugal (Ilustrado)". Dir. por J. Serrao, v. 1-4, Lisboa, 1961-70) охватывает историю Португалии с древнейших времён до сер. 20 в. " Словарь американской истории" под ред. Дж. Адамса (" Dictionary of American history", ed. by J. T. Adams, v. 1-6, N. Y., 1940-61) посвящён политич., социально-экономич. истории и истории культуры США с эпохи средневековья (рассмотрены путешествия скандинавов в Америку) до 1930-х гг., биографии не включены; в 6-м (дополнит.) томе освещается история США с 1940 по 1960. 16-томная " Историческая энциклопедия США" (" The United States encyclopedia of history", v. 1-16, Phil.- N. Y., 1967-68) охватывает период от открытия Америки Колумбом до сер. 20 в., рассчитана на массового читателя, богато иллюстрирована. " Исторический словарь Франции" Л. Лаланна (L. La-lanne, " Dictionnaire historiquede la France", 2 ed., P., 1877; 1-е изд. 1872) содержит подробные сведения по различным вопросам истории Франции с древнейших времён до 1870-х гг., в т. ч. по ист. географии и генеалогии; ряд словарей посвящён Великой франц. революции (E. Boursin, Aug. Challamel, " Dictionnaire de la Revolution francaise. Institutions, hommes et faits", P., 1893; " Dictionnaire historique et biographique de la Revolution et de 1'Empire, 1789-1815", redige... par J. F. E. Robinet [e. a.], t. 1-2, P., [1898]). " Историко-биографический словарь Швейцарии" (" Dictionnaire historique et biographique de la Suisse", publ....sous la dir. de M. Godet, H. Turleret V. Attinger, v. 1-7, Neuchatel, 1921-33; имеется параллельное изд. на нем. яз.) содержит св. 22 тыс. статей по истории Швейцарии с древнейших времён до 1930-х гг., много иллюстраций.

Лит.: Кауфман И. М., Словари и энциклопедии. Библиографический указатель, в. 1 - Дореволюционные издания, М., 1937; Zischka G., Index Lexicorum. Bibliographie der lexikalischen Nachschla-gewerke, W., 1959; Hepworth Ph., How to find out in history, Oxf. - [a.o.], 1966. А. И. Дробинский, И. И. Фролова.

" ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ", 1) непериодич. сборник документальных публикаций по истории дореволюц. России. Издавался Ин-том истории АН СССР в 1936-54 (10 вып.). Гл. ред.: Б. Д. Греков (1936-53), А. А. Новосельский (1954). 2) Науч. журнал, издававшийся в 1955-62 в Москве Ин-том истории АН СССР с участием Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС и Гл. архивного управления при Совете Министров СССР (6 номеров в год). Публиковал документ, материалы по истории СССР дооктябрьского и сов. периодов, КПСС и между-нар. рабочего движения, статьи по источниковедению, архивоведению и археографии, критико-библиографич. материалы; информации о науч. совещаниях и хронику зарубежного архивного дела. Гл. ред.: В. И. Шунков (1955-60), Д. А. Чу-гаев (1960-62).

" ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК", русский ежемесячный ист. научно-популярный журнал. Издавался в Петербурге (1880-1917) А. С. Сувориным, затем Б. Б. Глинским. Ред.: С. Н. Шубинский (1880-1913), Б. Б. Глинский (1913-17). В 1880 было 2, 4 тыс. подписчиков, в 1913-12 тыс. Вышло 147 тт. " И. в." носил консервативно-монархич. характер (особенно после Революции 1905-07 и в 1-ю мировую войну 1914-18). Публиковал статьи по отечеств, истории, истории рус. литературы, географии и этнографии России; переводные романы, мемуары и дневники. Богато иллюстрирован.

Лит.: Городецкий Б. М. (сост.), Систематический указатель содержания " Исторического вестника" за 25 лет. (1880-1904), СПБ, 1908; Рудаков В. Е.-, Мартемьянов Т. А., Систематический указатель содержания " Исторического вестника" за семь лет. 1905-1911, П., 1915.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного иск-ва, посвящённый ист. событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий, ист. значение которых признано современниками. Основные виды произв. И. ж.- ист. картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, станковая графика. И. ж. часто переплетается с др. жанрами - бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-ист. композиции), пейзажем (" ист. пейзаж"); особенно тесно с И. ж. смыкается батальный жанр, когда он раскрывает ист. смысл военных событий. Эволюция И. ж. во многом обусловлена развитием ист. воззрений, социально-политич. взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных конфликтов в досоциалистич. обществах, с ростом классового и нац. самосознания, со стремлением воплотить в иск-ве передовые обществ, идеалы. В И. ж. часто находили художеств, выражение драма-тич. столкновения ист. сил, взгляд на народ как на активную движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы.

И. ж. в его совр. виде сформировался вместе с развитием науч. воззрений на историю (полностью лишь в 18- 19 вв.), но мн. его особенности сложились значительно раньше. Зачатки И. ж. известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Др. Египте и Месопотамии ист. события воплощались либо в условных символич. композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством я т. д.), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих гл. обр. о подвигах правителя или его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий). В Др. Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологич. образы, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных героев - образцов гражд. доблести (группа " Тираноубийцы" работы Крития и Несиота, 477 до н. э., илл. см. т. 7, табл. XXVIII; рельефы фриза храма Нике Аптерос в Афинах с изображением битвы греков с врагами, ок. 420 до н. э.). С распадом мифологич. устоев мировоззрения стало возможным и драматич. изображение недавнего события с реальными героями (сцена битвы Александра Македонского с Дарием, 4-Звв. до н. э., известна по рим. копии). Связь др.-рим. ист. рельефов с идеями могущества гос-ва проявилась в композициях, прославляющих военных триумфаторов, и в документальных повествоват. фризах (колонна Траяна в Риме, 111-114), где роль символич. и мифологич. фигур незначительна.

В ср.-век. Европе, где господствовал теологич. взгляд на историю, религ. сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно (т. н. ковёр из Байё, ок. 1080, илл. см. т. 4, табл. XXXVI, т. 5, табл. XXXII; миниатюры в ист. хрониках). С ростом нац. самосознания связаны ист. сюжеты в рус. иконах (" Битва суздальцев с новгородцами", 15 в.; " Церковь воинствующая", после 1552) и миниатюрах (" Кёнигсбергская летопись", кон. 15 в.; " Лицевой летописный свод", 2-я пол. 16 в.). Чаще изображения историко-батального и историко-бытового характера встречаются в иск-ве Азии. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У, 147-163). Черты ист. действительности отражаются в ср.-век. росписях и рельефах Индии, Индонезии, Бирмы, Камбоджи. Историко-бытовые сюжеты появились с 7 в. в кит., с 11-12 вв.- в япон. живописи, с 15-16 вв.- в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Ср. Азии, Индии (" Бабурнаме", кон. 16 в.).

А. Мантенья. " Триумф Цезаря". Картон. 1485 - 88. Хэмптон-корт. Лондон.

Собственно И. ж. начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных событий были уже в 14 в. средством пропаганды обществ, идей. В 15 - нач. 16 вв. создавались многофигурные композиции с изображением битв (Паоло Уччелло, илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), торжеств, событий совр. жизни (Мелоццо да Фор-ли, Джентиле Беллини, Пинтуриккьо). Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героич. идеалу, образцу для современности. Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному воплощению ист. событий. В 16 в. итал. художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили человека как героя истории, представляя ист. сюжеты в идеальном, вневременном плане. В картинах Якопо Тинторетто впервые героем стала людская масса с её драматич. судьбами. Известны и анонимные картины 16 в. с острыми политич. сюжетами (" Казнь Савонаролы")

В 17-18 вв. академизм выдвинул И. ж. на первый план, понимая его как " высокий" жанр, включающий религ., мифологич. и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип многофигурной торжеств, по своему строю ист. картины. Помпезные историко-аллего-рич. композиции представляли монархов в облике антич. полководцев (III. Лебрен во Франции); для иск-ва 18 в. характерны и эффектные декоративные решения ист. тем (Дж. Б. Тьеполо в Италии). Широко распространялись гравюры ист. содержания. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути И. ж., связаны с творчеством крупнейших художников 17 в.: Н. Пуссен (Франция) создал полные общественно-этич. пафоса образы благородных антич. героев (" Смерть Гер-маника", 1626-27); Д. Веласкес (Испания) с глубокой ист. объективностью представил конфликт противоборствующих сил - феод. Испании и бурж. Голландии (" Сдача Бреды", 1634; илл. см. т. 4, вклейка к стр. 369); П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял ист. реальность с фантазией и аллегорией в полных жизни и движения парадных историко-аллегорич. композициях (циклы " История Константина", " История Марии Медичи", ок. 1622-25); Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о героике нидерл. революции в сцене выступления стрелков в поход (т. н. " Ночной дозор", 1642) и в легендарном драматич. эпизоде освободит, борьбы батавов (" Заговор Юлия Цивилиса", 1661). В России И. ж. начал развиваться в 1-й пол. 18 в., с появлением рус. светского искусства и ист. науки; сочетанием патриотич. патетики, торжеств, праздничности и документальной точности отмечены гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв н празднеств Петра I), батальные картины, приписываемые И. Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны, исполненные при участии Б. К. Растрелли, мозаика мастерской М. В. Ломоносова " Полтавская баталия" (1762-64).

Во 2-й пол. 18 в., в эпоху Просвещения, возрастает идеологически-воспитательное значение И. ж.: поступки древних или ср.-век. героев воспринимаются как урок обществ, морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требования натуральности, точности деталей. Накануне Великой франц. революции строгие, мужественные картины главы революц. классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идеалов борьбы с тиранией, подвига во имя гражд. долга, прозвучали как призыв к борьбе (" Клятва Горациев", 1784, илл. см. т. 7, табл. XLII). В годы революции Давид в героически приподнятых образах воплотил её актуальные события (" Клятва в зале для игры в мяч", 1791, илл. см. т. 7, стр. 479; " Смерть Марата", 1793, илл. см. т. 7, табл. XLII). Дальнейший ход политич. жизни Франции определил культ отважного воина, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (в картинах Давида и А. Гро). Рус. И. ж. во 2-й пол. 18 в. также связан с просветительскими идеями и с классицизмом, пропагандистом к-рого стала Академия художеств; ведущую роль играла большая тематич. картина (А. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (М. И. Козловский), посвящённые героям не только античной, но и нац. истории - древней и новой. Отечеств, война 1812 привлекла внимание рус. художников к героич. подвигам ист. деятелей и простых людей прошлого и современности (картины А. И. Иванова о др.-рус. героях; в скульптуре-" Минин и Пожарский" И. П. Мартоса, 1804-18, медальоны Ф. П. Толстого, 1814-36). Война за независимость в в Северной Америке 1775-83 стимулировала в иск-ве США демократизацию И. ж., стремление к жизненному, достоверному изображению событий (Дж. Трамбалл).

Трагич. аспекты истории вошли в И. ж. в нач. 19 в., в чём отразился драматизм революц. битв и сопротивления народов наполеоновской агрессии. В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву нар. героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (" Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", ок. 1814, илл. см. т. 7, вклейка к стр. 25). Прогрессивные франц. романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили И. ж. духом протеста против несправедливости и беззакония, страстным, темпераментным восприятием драматич. противоречий и конфликтов как современности, так и прошлых эпох. Пафосом революц. романтики овеяны картина " Свобода, ведущая народ" Делакруа (1830), горельеф " Марсельеза" Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых боёв; ярко выразительны здесь и аллегорич. фигуры, и типич. характеры участников революц. битв. Романтич. веяния сказались и в рус. И. ж.; трагич. события современности, волна восстаний в Европе косвенно отразились в картине К. П. Брюллова " Последний день Помпеи" (1830-33), посвящённой судьбе антич. цивилизации, обречённости людей, противостоящих слепой разрушит, стихии. Большую роль в формировании идеалов и методов рус. ист. живописи сыграл А. А. Иванов, ставивший в своих композициях на религ. темы проблемы ист. прогресса, нравств. возрождения народа, создавший систему подготовки большой картины с помощью многочисл. эскизов и натурных этюдов. В Германии А. Ретель обращался к героике средневековья, К. Ф. Лессинг - к теме нар. антифеод, войн прошлого. С национально-освободит. движениями связано развитие романтич. И. ж. в Бельгии (Г. Вапперс; Л. Галле, илл. см. т. 6, стр. 68), Италии (Ф. Айес), Чехии (И. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (А. Гротгер), Румынии (К. Д. Розенталь).

Многочисленны были и группы консервативных романтиков, искавших в ср, -век. прошлом свой ист. и эстетич. идеал. Идеями воскрешения ср.-век. иск-ва руководствовались нем. назарейцы и позже англ, прерафаэлиты. Сентимент. сцены рыцарской эпохи создавали нем. художники дюссельдорфской школы. Но особенную популярность получили картины П. Делароша (Франция), с мелодрама-тич. сюжетами и обилием бытовых деталей. И. ж. классицизма, закостеневший в отвлечённых антич. сюжетах (Д. Энгр, Франция), сменился салонно-академич. псевдоист. композициями, где торжествовали претенциозность и порой явная пошлость.

В сер. 19 в. бурное развитие обращённого к современности реалистич. иск-ва изменило характер И. ж., на время снизило интерес к большой ист. картине. Характерно распространение историко-бытовых картин, где воссоздавались " колорит эпохи", повседневная жизнь в точных деталях (Э. Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Швинд в Австрии). Новый тип ист. картины создал А. Менцель (Германия), к-рый как бы проникал взглядом в жизнь отдалённой эпохи, убедительно воскрешал характеры и нравы времени Фридриха П. Идеи нац. возрождения, освободит, борьбы питали И. ж. Польши (Я. Матейко), Чехии (М. Алеш, илл. см. т. 1, стр. 422; Я. Чер-мак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М. Мункачи), в к-ром романтич. традиции, интерес к острым, кризисным ситуациям и к сильным, ярким характерам сочетались с реалистич. изображением конкретных условий жизни народов.

С 1860-х гг., с ростом демократич. движения и развитием ист. науки, начинается подъём рус. И. ж. В рус. ист. живописи 2-й пол. 19 в. были и мелодраматич. картины, вызывавшие сочувствие к жертвам насилия (К. Д. Флавицкий), и раз-влекат. " костюмные" изображения древ-нерус. быта (К. Е. Маковский), и салонно-академич. античные сцены (Г. И. Се-мирадский). Но осн. путь рус. И. ж. связан с расцветом демократич. реализма; он определялся широким интересом художников к отечеств, истории, к её драматич. противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам не только крупнейших ист. деятелей, но и нар. масс. Вслед за В. Г. Шварцем, впервые убедительно показавшим облик Руси 16-17 вв., жи- вопасцы-передвижники (Н. Н. Ге, илл. см. т. 6, вклейка к стр. 153; Н. В. Нев-рев, А. Д. Кившенко) и близкий к передвижничеству скульптор М. М. Антокольский (илл. см. т. 2, стр. 92) утвердили в И. ж. убедительность и достоверность психологич. и бытовых характеристик, внимание к драматич. социальным коллизиям, критич., обличит, тенденции. Особой эмоцион. силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотич. произвола (" Иван Грозный и сын его Иван", 1885) и могучего вольнолюбия народа (" Запорожцы", 1878-91). История нар. масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова (" Утро стрелецкой казни", 1881; " Боярыня Морозова", 1887; " Покэрение Сибири Ермаком", 1895); показывая, как в трудные моменты ист. переломов складываются судьбы народа и нац. характер, выковываются героич. личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое нар. массу, старинную архитектуру, пейзаж, художеств, особенности быта. Эпич., былинный дух рус. древней истории воскрешал В. М. Васнецов (" Богатыри", 1881-98, илл. см. т. 4, вклейка к стр. 329), облик моек, старины разных эпох - А. М. Васнецов (илл. см. т. 4, вклейка к стр. 328). К истории войн, к судьбе их рядовых участников обратился В. В. Верещагин (илл. см. т. 4, табл. XLIX).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал