Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты и особенности политической мысли Древнего Востока






* Религия как основа философско-политических учений

*Учение о бессмертии (переселении) души.

*Философское отношение к смерти, мистицизм.

*Справедливость как строгая иерархия в древневосточных обществах.

1) Государство – земное воплощение небесного царства.

2) Божественное происхождение государя: фараон (царь) – земное воплощение Бога.

3) Идеи о государстве как «общественном договоре» (Мо Ди).

4) Учение о естественном состоянии (Лао-цзы, даосизм).

5) Учение об управлении государством и обществом («Поучения», Конфуций, «Артхашастра»)

6) Учение о политическом лидере (Конфуций, Артхашастра).

7) Роль наказания в управлении («Веды, «Законы» Хаммурапи, «Законы Ману», «Артхашастра»).

8) Учение о Законе (божественные, естественные законы, легисты).

9) Роль традиции, культуры, опыта предков (Конфуций)

10) Недоверие к новаторству.(«Жить тебе в период перемен!»)

11) Трудовая этика.

12) Идеи терпеливости и покорности. («Беседа разочарованного со своей душой»)

 

Основные черты западной античной традиции в истории политической мысли:

1. Тесная связь между событиями политической жизни и политической теории.

2. Политические идеи (учения) представляют собой важнейший элемент философских систем античных мыслителей;

3. Политические идеи получают философское, этическое и правовое обоснование.

4. Государство (полис) рассматривается как величайшая ценность античного мира; как «воплощение разума и справедливости» (Демокрит); как высочайшая форма человеческого общения (Аристотель: «полис = политическое общение»). Вне государства античный человек обречен на гибель.

5. Человек (свободный гражданин) рассматривается как часть государства, как частица единой политической общности, как «политическое животное» (Аристотель); личные интересы должны быть подчинены идее «Общего блага».

6. В античной политической мысли получают обоснование основные теории происхождения государства (органическая, естественно-правовая, религиозная, патриархальная, договорная).

7. По мнению большинства античных авторов, управлять государством должны те, «кто умеет управлять» (Демокрит). По Платону, Аристотелю, Полибию, Цицерону - это философы или «аристократия духа» (Пифагор); не просто представители знатных родов, а наиболее интеллектуально и этически развитые члены общества.

8. Описаны и проанализированы десятки форм государственного правления, существующие реально или в теории. В качестве идеальных (лучших) обычно фигурируют смешанные формы правления (то есть соединение лучших элементов основных форм правления: Монархии - Аристократии – Демократии). Чаще других, за образцы берутся: форма правления античной Спарты, или римская республиканская форма правления (Полибий, Цицерон). С теорией смешанных форм смыкается теория среднего класса (Аристотель).

9. Дано представление о циклическом развитии государства и причинах (закономерностях) перехода от одной формы правления к другой (Полибий, Цицерон).

10. В большинстве учений содержится резкая критика существующего общественного порядка (Платон, Цицерон), а также критика отдельных форм правления, чаще всего, демократии (от Сократа до Цицерона).

Вывод: к античному периоду истории политических учений относится начало осмысления так называемых «вечных проблем»:

· Соотношение личности и государства

· Морали и политики

· Власти и насилия

· Реформ и революции

· Равенства и права

· Справедливости и права

· Права и свободы

А также возникновение многочисленных теорий происхождения государства, разделения власти, природы элит и лидерства и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал