![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты и особенности политической мысли Древнего Востока
* Религия как основа философско-политических учений *Учение о бессмертии (переселении) души. *Философское отношение к смерти, мистицизм. *Справедливость как строгая иерархия в древневосточных обществах. 1) Государство – земное воплощение небесного царства. 2) Божественное происхождение государя: фараон (царь) – земное воплощение Бога. 3) Идеи о государстве как «общественном договоре» (Мо Ди). 4) Учение о естественном состоянии (Лао-цзы, даосизм). 5) Учение об управлении государством и обществом («Поучения», Конфуций, «Артхашастра») 6) Учение о политическом лидере (Конфуций, Артхашастра). 7) Роль наказания в управлении («Веды, «Законы» Хаммурапи, «Законы Ману», «Артхашастра»). 8) Учение о Законе (божественные, естественные законы, легисты). 9) Роль традиции, культуры, опыта предков (Конфуций) 10) Недоверие к новаторству.(«Жить тебе в период перемен!») 11) Трудовая этика. 12) Идеи терпеливости и покорности. («Беседа разочарованного со своей душой»)
Основные черты западной античной традиции в истории политической мысли: 1. Тесная связь между событиями политической жизни и политической теории. 2. Политические идеи (учения) представляют собой важнейший элемент философских систем античных мыслителей; 3. Политические идеи получают философское, этическое и правовое обоснование. 4. Государство (полис) рассматривается как величайшая ценность античного мира; как «воплощение разума и справедливости» (Демокрит); как высочайшая форма человеческого общения (Аристотель: «полис = политическое общение»). Вне государства античный человек обречен на гибель. 5. Человек (свободный гражданин) рассматривается как часть государства, как частица единой политической общности, как «политическое животное» (Аристотель); личные интересы должны быть подчинены идее «Общего блага». 6. В античной политической мысли получают обоснование основные теории происхождения государства (органическая, естественно-правовая, религиозная, патриархальная, договорная). 7. По мнению большинства античных авторов, управлять государством должны те, «кто умеет управлять» (Демокрит). По Платону, Аристотелю, Полибию, Цицерону - это философы или «аристократия духа» (Пифагор); не просто представители знатных родов, а наиболее интеллектуально и этически развитые члены общества. 8. Описаны и проанализированы десятки форм государственного правления, существующие реально или в теории. В качестве идеальных (лучших) обычно фигурируют смешанные формы правления (то есть соединение лучших элементов основных форм правления: Монархии - Аристократии – Демократии). Чаще других, за образцы берутся: форма правления античной Спарты, или римская республиканская форма правления (Полибий, Цицерон). С теорией смешанных форм смыкается теория среднего класса (Аристотель). 9. Дано представление о циклическом развитии государства и причинах (закономерностях) перехода от одной формы правления к другой (Полибий, Цицерон). 10. В большинстве учений содержится резкая критика существующего общественного порядка (Платон, Цицерон), а также критика отдельных форм правления, чаще всего, демократии (от Сократа до Цицерона). Вывод: к античному периоду истории политических учений относится начало осмысления так называемых «вечных проблем»: · Соотношение личности и государства · Морали и политики · Власти и насилия · Реформ и революции · Равенства и права · Справедливости и права · Права и свободы А также возникновение многочисленных теорий происхождения государства, разделения власти, природы элит и лидерства и т.д.
|