Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIX. Кино 15 страница
Конец 20-х - нач. 30-х гг. в К. характеризуются дальнейшим ростом лит-ры. В ней появились новые имена: Б. Басангов (1911-44), Г. Давай (1913-37), Ц. Леджинов (1910-42), К. Эрендженов (р. 1912). Поэты стремятся к реалистич. передаче событий, создают первые духовно и эмоционально богатые образы современников; таковы герои поэм Каляева " Бригадир" (1934), Сян-Белгина " Борец-сирота" (1935), сб-ка стихов Сусеева " Стальное сердце" (1929). В осмыслении историч. прошлого народа, в изображении коллективизации успешно выступили прозаики: Манджиев " Рассказ о колхозе" (1936), Басангов " Правда минувших лет" (1930) и " Булгун" (1934), Эрендженов " Песнь чабана" (1932) и др. В 30-40-е гг. в лит-ру пришли писатели Л. Инджиев (р. 1913), M. Нармаев (р. 1915), Э. Кектеев (1918-65), Б. Дорджиев (1918-69), Б. Джимбинов (р. 1914), Б. Эрдниев (р. 1906), Д. Кугультинов (р. 1922), И. Мацаков (р. 1907), П. Джидлеев (1913-40), поэты-джангарчи (сказители) Б. Мукебенов (1878- 1944), Д. Шавалиев (1884-1959) и др. В драматургии наиболее значительны пьесы Басангова " Страна Бумбы" (1940), " Случай, достойный удивления", " Запоздалый богач" (1941), " Гимн матери" и др. Активно работают в области драматургии А. Балакаев (р. 1928), Б. Эрдниев и др. Высоким гражд. пафосом, глубоким патриотизмом была отмечена лит-pa воен. лет. Особое значение в эти годы приобрели малые формы: стихи, рассказы, очерки, публицистика. 50-е гг. в калм. лит-ре характеризуются повышением интереса к морально-этической проблематике, к героике труда. Ряды писателей значительно пополнились: Б. Сангаджиева (р. 1921), M. Хони-нов (р. 1919), А. Бадмаев (р. 1924), А. Джим-биев (р. 1924), T. Бембеев (р. 1930) и др. Тема войны продолжает привлекать внимание калм. писателей: стихи и поэмы Каляева, Кугультинова, Сян-Белгина, Сусеева, Хонинова, Кектеева; романы Бембеева " Лотос" (1965), Бадмаева " Там, за далью непогоды" (1964), повести Нар-маева " Сталинград" (1958), Джимбиева " Когда человеку трудно" (1968), Бала-каева " Зеленая любовь" (1968) и др. В 60-е гг. появилось много новых романов - свидетельство развития крупной эпич. формы и зрелости калм. лит-ры: Бадмаева " Реки начинаются с истоков". (1969), Дорджиева " Верный путь" (ч. 1-2, 1963-64), Инджиева " Дочь. Ольды" (1963), Эренженова " Береги огонь" (кн. 1-2, 1963-65), Нармаева " Маныч-река" (1963), Балакаева " Звезды над Элистой" (кн. 1, 1963) и др. Звания нар. поэта удостоены Каляев, Сусеев, Сян-Белгин, Кугультинов. Заметных успехов достигли в К. дет. лит-pa, сатира и юмористика. Развивают-ся критика и литературоведение (И. Мацаков; А. Кичиков, р. 1921; M. Джим-гиров, р. 1927; С. Кензеев, р. 1913; Ц. Корсункиев, р. 1919, и др.). Союз писателей Калм. АССР издаёт печатный орган - альманах " Теегин герл" (с 1957) на калм. и рус. языках. Произв. калм. писателей переводятся на рус. яз. и языки др. народов СССР. T. О. Бембеев.. Архитектура и изобразительное искусство. У кочевых или полукочевых скотоводов калмыков в 17-19 вв. существовало гл. обр. сборно-разборное жилище (гер) с решётчатым остовом, крытым войлоком. С распространением ламаизма строились монастыри-хурулы - комплексы первоначально войлочных,, деревянных, а с кон. 18 в.- кирпичных и кам. зданий: гл. храма, молелен, келий, мастерских. Гл. храм имел обычно увенчанный башней высокий центральный объём, богато украшался резьбой, росписью, бронз, скульптурой, иконами. В сов. время столица К.- Элиста, гг. Каспийский, Городовиковск, нос. Комсомольский и др. застраиваются совр. благоустроенными жилыми домами, зданиями культурно-бытового и адм. назначения (Дом Советов в Элисте, 1930-е гг., арх. И. А. Голосов). Работают архитекторы M. Б. Пюрвеев, В. M. Телегин, H. С. Бараев и др. Нар. декоративное иск-во многообразно. Резьбой и росписью, создающей впечатление объёмности узора, украшали деревянные части жилища, мебель, утварь. Тиснением наносили узор (растит, мотивы, солярные знаки, мотивы рогов) на кожаные фляги (" бортха"), обувь. Дунду-хурул. 19 в. Вышивкой и аппликацией отделывали изделия из войлока, а также парадный женский костюм и шапочки (золотые и серебряные нити в сочетании с цветной шерстью, тесьмой, иногда бисером). В вышивке преобладают растит, мотивы (стебли, листья, розетки, цветок тюльпана, ставший символом цветущей К.). Распространён также своеобразный узор - " зеег", состоящий из ряда арочек (схематически изображающих жилища-геры), обведённых разноцветными полосами, иногда с розеткой в центре. Серебряные изделия (подвески к косам, перстни, серьги, пояса и пр.) украшались чеканными, гравированными, Черновыми и просечными узорами. Изобразит, иск-во 18-19 вв. представлено опиравшимися на тибето-монг. традиции иконописью и ксилографическим книго- и иконопечатанием. За пределами К. в 18-19 вв. работали график Ф. И. Калмыки живописец A. E. Егоров. Но только в сов. время стало интенсивно развиваться изобразит, иск-во. В 1930-е гг. выступили живописцы И. С. Нусхаев, Л. Э. Очиров, П. И. Емчигирова, театр, художник Д. В. Сычёв. В 60-е гг. выдвинулись живописцы Г. О. Рокчинский, К. M. Ольдаев, пишущие картины на ист. и бытовые темы, портреты, график Б.Ф. Данильченко, скульпторы H. А. Сан-джиев, В. С. Васькин, H. Я. Эледжиев. Музыка. Калм. муз. иск-во до Октябрьской революции существовало только в устной нар. традиции. Нар. песня была одноголосной и исполнялась в особой манере вокализации на гортанном звуке нар. певцами - дуучи и джангарчи (исполнители эпоса). Протяжные песни - ут дун отличаются импровизационностью, их звуковой объём зачастую превышает октаву, исполнители добавляют гласные звуки и слоги, расширяя тем самым мелодич. линию. Короткие песни - ахр дун более просты, обычно куплетной формы и чёткого ритма. К ним примыкают близкие частушкам песни-шутки, песни-танцы - келдг билдж дун (" пение говорком"), исполняемые под аккомпанемент домбры или саратовской гармоники. Ладовую основу калм. песен составляет диатоника с сохранением отд. пента-тонич. оборотов. Мужским танцам свойствен моторно-оживленный темп, женские танцы связаны с более напевными и закруглёнными мелодиями. После Октябрьской революции создаются самодеятельные хоровые и танц. коллективы, домбровые оркестры. Появляется хоровое 2- и 3-голосное исполнение. Этапным в развитии нац. муз.-театр, иск-ва стал спектакль " Улан cap" (" Красный месяц", пост. 1931, Саратов), в к-ром участвовали хор, танц. группа, симф., духовой, дрмбровый и хуральный оркестры. В 1934 издан сборник народных песен, записанный M. Л. Тритузом, затем создаются обработки калмыцких нар. песен (Д.С.Васильев-Буглай, 3. Л. Ком-панеец и др.). 1. Женская праздничная шапка (" халм"). Украшена золотошвейной вышивкой и полихромным узором " зеег". 2. Вышитая женская манишка. Узор " зеег". 3. Вышитая подушка. 4. Кожаная фляга (" борт-ха") с тиснёным узором. 5. Подвеска (" токуг") для женской косы. 6. Деревянный кувшин (" домбо") для чая. Металлические обручи украшены чер-невым узором. На основе калм. муз. фольклора написали произв. композиторы В. А. Гайгеро-ва, А. Э. Спадавеккиа, M. О. Грачёв, Б. Б. Ямпилов, Ж. А. Батуев, П. Чонкушев. Среди деятелей калм. музыки - засл. арт. РСФСР В. Гаряева, засл. арт. Калм. АССР В. Ильцаранова, А. Мукаева, дирижёр С. Г. Дорджин, певица, засл. арт. Калм. АССР У. Б. Лиджиева, домбристы Б. Эрдниев, Б. Очаев. Видную роль в развитии нац. муз. иск-ва сыграл оркестр драматич. театра. В Калм. АССР работают (1972): Калм. ансамбль песни и танца " Тюльпан" (1937), при ансамбле - оркестр нац. инструментов (1970), Калм. филармония (1939), Респ. отделение хорового об-ва (1967); муз. уч-ще в Элисте (1960), 18 детских муз. школ, 3 детские хоровые школы. M. Л. Тритуз. Драматический театр. До Октябрьской революции калмыки не имели театр, иск-ва. В 1926 в Астрахани была создана калм. драматич. школа, реорганизованная в 1930 в техникум иск-в с актёрским, муз. и хореографич. отделениями. В 1936 окончившие школу и техникум иск-в вошли в состав Калм. нац. театра-студии. В формировании театр, иск-ва участвовали реж. В. А. Гольдфельд, Л. H. Александров и др. Среди спектаклей30-х-нач. 40-х гг.: " Борец-сирота" X. Сян-Белгина, " Мятеж" Д. M. Фурманова (оба в 1936), " Чуче" и " Запоздалый богач" Б. Басан-гова (оба в 1937), " Лекарь поневоле" Мольера, " Цыгане" Пушкина (оба 1937), " Любовь Яровая" К. А. Тренёва (1938), " Сяхля" Б. Эрдниева (1939), " В поисках счастья" А. Сусеева (1940). В 1941 в труппу театра-студии влились выпускники калм. студии ГИТИСа. В 1942 театр был закрыт и возобновил деятельность в 1958 в Элисте (работают калм. и рус. труппы). В 1963 ему присвоено имя писателя Б. Ба-сангова. В числе работ театра конца 50- нач. 70-х гг.: " Песнь Софии" P. Хубецо-вой и Г. Хугаева (1959), " Тайфун" Цао Юя (I960), " Обелиск" Г. Мамлина (1966), " В ночь лунного затмения" (1966), " Страна Айгуль" (1970) M. Карима, " Случай, достойный удивления" (1959), " Страна Бумбы" (1967) и " Гимн матери" (1969) Б. Басангова, " Именем революции" M. Ф. Шатрова (1968), " Метель" Б. Сан-гаджиевой, " Воззвание Ленина" С. Каляева (обе 1970). В 1963 в труппу театра влилась группа воспитанников калм. студии Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии. В области театр, иск-ва работают (1972): засл. арт. РСФСР и Калм. АССР M.Ц. Эрендженов, засл. арт. РСФСР Б. Б. Бальбакова, Э. Г. Манд-жиев, засл. деят. иск-в Калм. АССР Л. H. Александров, Д. В. Сычёв, засл. арт. Калм. АССР H. П. Баденова, Ю. У. Ильянов, У. Б. Лиджиева, Б. Б. Мемеева, У. Д. Наркаева, E. Б. Русакова, A. M. Сасыков, У. К. Сусуков, И. А. Уланов, С. Б. Яшкулов и др. Лит.: Российская Федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье. Северный Кавказ, M., 1968 (серия " Советский Союз"); И а к и н ф (Б и ч у р и н), Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени, СПБ, 1834; Очерки истории Калмыцкой АССР, [т. 1 - 2], M., 1967 - 70; Городовиков Б. Б., Орденоносная Калмыкия, Элиста, 1970; 50 лет под знаменем Октября, Сб. ст., Элиста, 1967; Калмыцкая АССР за 50 лет Советской власти, Элиста, 1967; Козин С. А., Джан-гариада, M. - Л., 1940; Калмыцкий эпос К ст. Калмыцкая АССР. 1. Искусственное орошение на полях Калмыкии. 2. Подготовка поля под посев риса в совхозе " Калмыцкий". 3. На Каспийском машиностроительном заводе. 4. Суда рыболовецкого колхоза " Каспиец". 5. Перегон овец на зимние пастбища. 6. На швейной фабрике в Элисте. К ст. Калмыцкая АССР. 1. Гостиница " Россия" в Элисте. Типовой проект. 1970. 2. И. А. Г о л о с о в. Дом Советов в Элисте. 1930-е гг. 3. Кафе " Спутник" в Элисте. Типовой проект. 1960-е гг. 4. Калмыцкий драматический театр им. Б. Басангова в Элисте (реконструкция 1960-х гг., архитекторы Д. Б. и M. Б. Пюрвеевы). 5. К. M. О л ь д а е в. " Герой Гражданской войны О. И. Городовиков". 1967. 6. H. А. С а н д ж и е в. Портрет Ц. Д. Номинханова. Тонированный гипс. 1966. 7. H. Я. Э л е д ж и е в. " Чабан". Дерево. 8. Г. О. P о к ч и н с к и и. " Бабушка". 1967. (5, 6- Калмыцкий краеведческий музей, Элиста.) К ст. Калуга. 1. К ст. Камбоджа. 1 К ст. Камбоджа. 1. " Кришна, поднимающий гору Говардхана". Рельеф из Прей-Крабас близ Ангкор-Борей. 6 в. 2. Фриз " Слоновой террасы" в Ангкоре. Нач. 13 в. 3. Голова Будды из храма Ромлок близ Ангкор-Борей. 6 в. 4. Женская фигура (фрагмент). 7 в. Музей Гиме. Париж. 5. Статуя Харихары из храма Прасат-Андет в провинции Кампонгтхом. Конец в. 6. Рельеф в нижней галерее храма Ангкор-Ват в Ангкоре. Около 1113-50. 7. " Три апсары". Рельеф в храме Ангкор-Ват в Ангкоре. Ок. 1113-50. 8. Рельеф храма Прах-Ко в Ролуосе. 879-880. 9. " Битва кхмеров с тьямами". Рельеф в храме Байон в Ангкор-Тхоме. Конец 12-13 вв. (Все - песчаник; 1, 3, 5-Национальный музей, Пномпень.) К ст. Камерун. 1. Озеро Тизон близ г. Нгаундере. 2. Ландшафт в западной части страны. На заднем плане - гора Камерун. 3. Лес, предназначенный для экспорта. 4. Разгрузка лодки с бананами. 5. Национальный-парк Ваза. б. Климатическая станция в районе города Джанг. 7. Алюминиевый завод в Эдеа. 8. Одна из улиц в г. Яунде. 9. Сахарный завод в Манджоке. К ст. Камерун. 1. Маска. Дерево. 2. Табурет, включающий резную декоративную композицию. Дерево. Народ экой. 3. Маска-наголовник. Дерево, обтянутое кожей. Народ экой. 4. Головка курительной трубки-Дерево. 5. Маска-наголовник. Дерево, обтянутое кожей. Народ экой. 6. Традиционная хижина в Баменде, на западе Камеруна. 7. Лицевая маска. Дерево. 8. Маска. Дерево, обтянутое кожей. Народ экой. (1, 2, 4, 5, 7- Этнографический музей, Лейпциг.) К ст. Камчатка. 1.Ключевская группа вулканов. 2. Сивучи у берегов Камчатки. 3. Авачинская Сопка - один из действующих вулканов. 4. Долина гейзеров. 5. Бухта Русская. " Джангар", Сб. статей, Ростов н/Д., 1940; Д ж и м б и н о в Б. О., Калмыцкая литература и фольклор, в кн.: Советская Калмыкия, M., 1960; Калмыцкая художественная литература на подъёме, Элиста, 1962; Хальмг поэзин антолог, Элст, 1962; О Джан-rape. Сб. материалов, Элиста, 1963; Маца-нов И. M., Калмыцкая советская художественная литература (20 - 30-е годы), Элиста, 1967; его же, Современная калмыцкая проза, Элиста, 1970; Поэты Калмыкии. [Пре-дпсл. Б. Джимбинова и С. Липкина], M., 1970; Пюрвеев В. Д., Калмыцкая драматургия, Элиста, 1970; Д ж и м г и-р о в M. Э., Писатели Советской Калмыкии, Элиста, 1966; Джангар, Калмыцкий народный эпос, Элиста, 1971; Трошин И. И., Очерки изобразительного искусства Калмыкии, Волгоград, 1970 (НИИЯЛИ); Ковалёв И. Г., Калмыцкий народный орнамент, [Элиста, 197O]; Сычев Д. В., Калмыцкое народное искусство, [Альбом, Элиста, 197O]; T р и т у з M. Л., Музыкальная культура Калмыцкой АССР, M., 1965. КАЛМЫЦКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, порода мясного направления. Выведена длительным совершенствованием скота, приведённого кочевыми калмыцкими племенами ок. 350 лет назад из зап. части Монголии. Корова калмыцкой породы. Для животных К. п. характерна крепкая конституция, гармоничное сложение. Туловище ср. длины, грудь широкая, глубокая, холка широкая, спина прямая, широкая, зад широкий, ноги крепкие, сухие. Масть красная разных оттенков (иногда с белыми отметинами), красно-пёстрая, реже рыжая и буро-пёстрая. Масса быков 600-800 кг, коров 420- 450 кг. Скот неприхотлив к кормам и условиям содержания, хорошо использует зимние пастбища, быстро нажировывает-ся весной и осенью и стойко сохраняет упитанность во время летних засух и длительных зимовок. Отличается высокой мясной скороспелостью. К 11/2-летнему возрасту племенные бычки имеют массу 450-550 кг, бычки -кастраты 380-420 кг. Откормленные бычки-кастраты в возрасте 16-18 мес дают тушу массой 190- 220 кг. Убойный выход 57-60%. Мясо имеет высокие вкусовые качества. Молочность коров 650-1000 кг молока.Содержание жира в молоке 4, 2-4, 4%. Волов используют как рабочих животных. Разводится К. п. в Калмыцкой АССР, Ростовской, Астраханской, Актюбин-ской, Джамбулской обл. и Ставропольском крае. Лит.: Скотоводство. Крупный рогатый скот, т. 1, M., 1961; Нармаев M. Б., Калмыцкий скот и его совершенствование, Элиста, 1963. КАЛМЫЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1970 в Элисте на базе Калмыцкого пед. ин-та, созданного в 1964. В составе ун-та (1972): ф-ты физико-математич., биологич., историко-фило-логич., с.-х., общетехнический, 19 кафедр, 41 уч. и науч. лаборатория, н.-и. сектор, библиотека (250 тыс. тт.). В 1972 в К. у. обучалось (на дневном, вечернем и заочном отделениях) 3, 2 тыс. студентов, работало около 200 преподавателей, в том числе около 100 с учёными степенями и званиями. Я. Э. Калнберзин. КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК, язык калмыков. Относится к группе монгольских языков. Распадается на два говора - торгутский я дербетский. Распространён в Калм. АССР, в Астраханской, Ростовской и Волгоградской обл., в Ставропольском крае. Число говорящих в СССР ок. 126 тыс. чел. (1970, перепись). На К. я. говорят также в КНР - ок. 60 тыс. чел. (1953-54, перепись). Для фонетики К. я. характерны краткие и долгие гласные. Сохраняется гармония гласных. Имя существительное в К. я. имеет формы числа и десять падежей. Отсутствует категория рода. Прилагательные в К. я. не согласуются с существительными. Глаголы имеют категории вида, залога, наклонения, времени, лица и числа. Наиболее ранние лексич. заимствования в К. я.: греч., араб., санскр., проникшие через согдийский, уйгурский и тибетский языки. Совр. заимствования гл. обр. из рус. языка и через русский. До сер. 17 в. калмыки пользовались монг. вертикальным письмом, заменённым в 1648 зая-пандитской письменностью. В 1924 был введён рус. алфавит. С 1931 по 1938 письменность была на лат. основе, с 1938 снова переведена на русскую. Лит.: Санжеев Г. Д., Грамматика калмыцкого языка, M.- Л., 1940; Б а д м а е в Б. Б., Грамматика калмыцкого языка. Морфология, Элиста, 1966; О ч и-р о в У. У., Грамматика калмыцкого языка. Синтаксис, Элиста, 1964; Русско-калмыцкий словарь, под ред. И. Илцшкина, M., 1964. КАЛНБЕРЗИН, Калнберзиньш Ян Эдуардович [р. 5(17).9.1893, Катла-калнская волость, ныне Рижского р-на], советский гос. и парт, деятель, Герой Социалистич. Труда (1963). Чл. КПСС с 1917. Род. в семье рабочего. В 1908, работая в Рижском порту якорщиком, вступил в революционное движение. В 1919 участвовал в борьбе за власть Советов в Латвии. После падения Сов. власти в Латвии вместе с отрядом вооружённых рабочих ушёл в Сов. Россию. Доброволец Красной Армии, участник Гражд. войны 1918-20. Учился в Коммунистич. ун-те Запада им. Мархлевского (1923-25; 1928-29). В 1925-28 вёл подпольную парт, работу в Латвии. В 1928 возвратился в Москву; в 1931-33 учился в Ин-те красной профессуры. В 1936- 1939 возглавлял подпольную парт, работу в Риге. В 1939 арестован, освобождён в 1940 после свержения фаш. режима. В 1940-59 1-й секретарь ЦК КП(б) Латвии. Канд. в чл. ЦК ВКП(б) с 1941, на 19-23-м съездах партии избирался чл. ЦК КПСС. В 1957-61 канд. в чл. Президиума ЦК КПСС. С 1959 пред. Президиума Верх. Совета Латв. CCP и зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР (с 1960). Деп. Верх. Совета СССР 1 - 7-го созывов. С мая 1970 на пенсии. Награждён 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями. КАЛНИН, Калниньш Оскар Юрьевич (парт, псевд.- У г и с) [29.3(10.4). 1895, Огре, ныне Латв. CCP, -20.11.1920, дер. Крышичи, БССР], герой Гражд. войны 1918-20. Чл. Коммунистич. партии с 1911. Участвовал в революц. движении в России и Латвии. В 1915 призван в армию, учился в Саратовской школе прапорщиков. В 1916 был арестован за революц. пропаганду, бежал из тюрьмы. В 1917 один из руководителей Красной Гвардии в Москве, участник Окт. вооруж. восстания. Член Рогожско-Си-моновского совета, BPK и нач. милиции, с июня 1918 воен. комиссар Рогожско-Симоновского р-на Москвы. В июне 1918- июле 1919 член PBC 1-й армии Вост. фронта, с июля 1919 в PBC армии Сов. Латвии, с сент. 1919 комиссар 11-й стрелк. дивизии, в 1920 при нач. штаба Зап. фронта, с июля 1920 командир бригады 48-й стрелк. дивизии. Геройски погиб в бою с бандой Булак-Балаховича. Награждён 2 орденами Красного Знамени. КАЛНИНЬ, Калниньш Алфред Янович [11(23).8.1879, Цесис, - 23.12.1951, Рига], советский композитор, обществ, деятель, нар. арт. Латв. CCP (1945). Учился в Петерб. консерватории (1897-1901). Композиторскую деятельность начал в 1900-х гг., работал также органистом, хоровым дирижёром. В 1925-26 был одним из директоров Латв. нац. оперы, в 1927-33 жил в США. В 1944-48 ректор Латв. консерватории (с 1947 профессор). К.-автор первой латыш, оперы " Банюта" (поставлена в 1920; 2-я ред. 1941). В 1943 написал балет " Стабураг" (" Стабурадзе", 2-я ред. 1957; Гос. пр. Латв. CCP, 1958), в к-ром использованы элементы латыш, муз. фольклора. К.- мастер латв. сольной и хоровой баллады, кантаты, песни, обработок латв. песен. MH. песни К. созданы на тексты поэта Я. Райниса. Композитор также обогатил различные виды латв. инструментально-симфонич., фортепьянной, органной музыки. Для музыки К. характерны нац. колорит, мелодия, богатство, образность. Лит.: V i t о H n s J., Alfreds Kalnips, Riga, 1968; К lot ins A., Alfreda Kalnina klavievmuzika, Riga, 1970. КАЛНИНЬ, Калниньш Арвид Янович [р. 6(18).8.1894, Бебри, ныне Стуч-кинского р-на], советский специалист в области древесиноведения и лесной технологии, акад. АН Латв. CCP (1946), засл. деятель науки Латв. CCP (1945). По окончании Рижского политехнич. ин-та (1916) занимался педагогич. и науч. деятельностью,. Осн. работы посвящены вопросам древесиноведения, химич. модификации древесины, лесной пром-сти. В 1925 впервые доказал возможность путём химич. воздействия стимулировать образование и выделение живицы при подсочке хвойных деревьев. В конце 1950-х гг. обосновал возможность экономного и полного комплексного использования всех древесных отходов и значит, облагораживания древесины мягколист-венных пород. С 1946 директор Ин-та лесохозяйственных проблем, с 1963- Ин-та химии древесины АН Латв. CCP. Гос. пр. СССР (1951) и Гос. пр. Латв. CCP (1957). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Соч.: Mezu tehnologija, Riga, 1925; Technical properties of Latvian coniferous timber (Pinus silvestus L., Picea excelsa Lk. and Larix europea DC) with relation to conditions of growth, Riga, 1938; Неиспользованные возможности химической переработки древесины, " Вестник АН СССР", 1956, № 4; Вопросы комплексного химического использования лесосырьевых ресурсов в работах латвийских учёных, в кн.: Лесное хозяйство и промышленное потребление древесины в СССР. Доклады к VI Мировому лесному конгрессу, M., 1966. Лит.: Академик А. И. Калниньш. Биобиблиография, Рига, 1964. Я.В.Пейве. КАЛНРОЗЕ (наст. фам. - Розен-б е р г) Валдис Карлович [р. 5(17).1. 1894, Кулдига], советский живописец-пейзажист, засл. деятель иск-в Латв. CCP (1963). Учился в Риге в Латв. AX (1927-32) у В. Пурвита. В произв. К. пространственная глубина в передаче пейзажного мотива (преим. рек и Балт. побережья Латвии) сочетается со своеобразной декоративной манерой письма крупными пятнами цвета в изысканной серебристо-серой гамме. Произв.: " Даугава" (1935), " Осенний пейзаж" (1942), " Море" (19.56), " В речном заливе" (1957) - все в Художеств, музее Латв. CCP, Рига; " Пасмурный день" (1962, Дирекция художеств, музеев и выставок Латв. CCP), " Пейзаж с рекой" (1966). Лит.: Straume I., Valdis Kalnroze, Riga, 1969 (на латыш, и рус. яз.). К. К а л н р о з е. " В речном заливе". 1957. Художественный музей Латвийской CCP. Рига. КАЛНЦИЕМС, посёлок гор. типа в Елгавском р-не Латв. CCP. Расположен на р. Лиелупе, в 19 км к С. от ж.-д. узла Елгава. З тыс. жит. (1970). Комбинат стройматериалов (кирпич, минеральная вата, теплоизоляционные плиты, стеклопластик и др.). КАЛНЫНЬ, Калниньш Эдуард Фридрихович [р.12(25).10.1904, Рига], советский живописец, нар. художник Латв. CCP (1963), действит. чл. AX СССР (1970). Учился в Риге в Латв. AX (1923-32) у В. Пурвита. Преподаёт в AX Латв. CCP (с 1945; проф. с 1955). Творчество К. сыграло большую роль в развитии латыш, жанровой живописи. Монументальные по композиции, проникнутые размеренным ритмом больших цветовых плоскостей жанровые картины и пейзажи К. посвящены преим. суровому труду рыбаков и величеств, красоте мор. стихии. Произв.: " Плотовщики" (1935), " Новые паруса" (1945), " Седьмая Балтийская регата" (1952), " Латышские рыбаки в Атлантике" (1957) - все в Художеств, музее Латв. CCP, Рига; " На дистанции" (1967). Э. Ф. К а л н ы н ь. " После лова". 1947. Художественный музей Латвийской CCP. Рига. Лит.: Eduards Kalnins. [Albums], Riga, 1959 (на латыш, и рус. яз.). КАЛОЕДЫ (Onthophagus), самый обширный род жуков-навозников сем. пластинчатоусых. Самцы обычно имеют рога или выросты на голове и часто на переднеспинке. Около 1500 видов; распространены гл. обр. в тропиках; в СССР ок. 60 видов. Выкапывают и набивают навозом норки, в к-рых развиваются личинки. К. полезны как санитары и участники почвообразования; некоторые виды являются промежуточными хозяевами ряда гельминтов, паразитирующих у домашних животных. Калоед-бык. КАЛОМЕЛЬ (от греч. kalos - красивый и melas - чёрный), хлорид ртути, хлористая ртуть, Hg2Cb, бесцветный порошок; при действии едких щелочей или аммиака чернеет (отсюда название). Почернение происходит вследствие выделения мелко раздробленной ртути по реакциям: Hg2Cl2+2NaOH=Hg+HsO+2NaCl+H2O Hg2Cl2+2NH4OH=HgNH2Cl+Hg+NH4Cl+2H2O Плотн. 7160 кг/м3; испаряется без плавления; темп-pa возгонки 383, 7 0C; очень слабо растворим в воде. К. применяют для изготовления каломельных электродов, как катализатор органич. реакций; в медицине - как про-тивомикробное средство, применяемое наружно в виде мази при заболеваниях роговицы, бленнорее, а также для предохранения от венерич. заболеваний (местно). Иногда принимают внутрь как желчегонное средство. В природе К.- редкий минерал из класса галогенидов. Кристаллизуется в тетрагональной системе. Блеск алмазный; TB. по минералогич. шкале 1, 5. Характеризуется очень высоким двупре-ломлением; образуется в зоне окисления ртутных месторождений. КАЛОМИРИС (Kalomoires) Манолис [14(26). 12.1883, Смирна, -3.4.1962, Афины], греческий композитор. Чл. Афинской академии наук (1945). Учился в Афинах и Константинополе, в 1901-06 совершенствовался в Венской консерватории. В 1906-10 преподавал в Харьковском муз. уч-ще (в России написал первое крупное соч.-" Греческую сюиту" для оркестра). С 1911 в Афинах преподавал в консерватории " Элиникон Одион" (в 1919-26 директор). В 1926 основал Нац. консерваторию в Афинах и был её директором до конца жизни. В 1935-57 пред. Союза греч. композиторов. К.- один из основоположников совр. греч. муз. школы; его опера " Старший мастер" (1915) положила начало греч. оперному иск-ву. Среди соч. К.- оперы, симфо-нич. произв., камерно-инструментальные, песни и др. Музыка К. проникнута нар. греч. мелодикой. Выступал в печати как муз. критик. Автор учебника по теории музыки. Написал " Автобиографию" (1946). Лит.: Manolis Kalomiris, Athenai, 1932. КАЛОНГ, летучая собака (Pteropus vampyrus), млекопитающее отряда рукокрылых. Самый крупный из представителей этого отряда: дл. до 40 см, крылья в размахе до 1, 4 м. К. распространён на п-ове Малакка, на Б. и M. Зондских о-вах и на Филиппинах. Обитает в лесах. Летает всегда большими группами. Питается плодами, иногда наносит вред фруктовым садам. КАЛОНН (Calonne) Шарль Александр (20.1.1734, Дуэ, -29.10.1802, Париж), французский гос. деятель. В 1783-87 ген. контролёр финансов. Пытался пополнить истощённую гос. казну с помощью займов под высокие проценты, перечеканкой золотой монеты, повышением налогов. Перед угрозой финанс. краха пр-ва, по примеру А. Р. Ж. Тюрго и Ж. Неккера, предложил в 1786 проект реформ -увеличить налоговое обложение привилегированных сословий, учредив единый поземельный налог, отменить королев, дорожную повинность (corvee) и габель, продать часть королев, имений и сократить расходы на королев, двор. Однако созванное по его инициативе в 1787 собрание нотаблей отклонило эти предложения. К. вынужден был уйти в отставку (апр. 1787) и в том же году уехал в Великобританию. Во время Великой франц. революции был одним из главарей контрреволюц. эмиграции. Вернулся во Францию в 1802. Лит.: Jolly P., Calonne. 1734-1802, Р., [1949]; Lacour-Gayet R., Calonne, financier, reformateur, contrerevolutionnaire, 1734-1802, P., 1963. КАЛООКАН (Caloocan), город на Филиппинах, на Ю.-З. о. Лусон. 274, 5 тыс. жит. (1970). Входит в пром. комплекс Большой Манилы. В К.- традиционные отрасли: произ-во каучуковых изделий, пищевкусовая, текст., швейная, а также предприятия металлургич., маш.-строит., хим. пром-сти.
|