Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVIII. Кино 18 страница. Капустная тля: / - бескрылая самка; 2 - крылатая самка; 3 - яйца на кочерыге капусты
Капустная тля: / - бескрылая самка; 2 - крылатая самка; 3 - яйца на кочерыге капусты. Л. Г. Тер-Симонян. " КАПУСТНИК", шуточное юмористич. представление. " К." устраивались в до-революц. России работниками театра для узкого круга приглашённых, обычно во время т. н. великого поста (название по традиционному -" великопостному блюду" - капусте). В Москве первые " К." в виде закрытых вечеров пародии и шутки организовывались Обществом искусства и литературы (1888-91). Позднее такие вечера проводились в Московском художественном театре. Здесь же в 1910 показан и первый платный " К." (в пользу нуждающихся артистов театра). Гл. организатором и бессменным конферансье " К." MXT был H. Ф. Балиев. На основе " К." Художественного театра в 1908 возник лучший дореволюционный театр миниатюр " Летучая мышь". В сов. время вечера-" К." устраиваются в лит.-театр, среде, гл. обр. в дни юбилеев, праздников. Значительное распространение получили -" К." как вид художеств, самодеятельности, основанный на местном злободневном материале. КАПУСТНИЦА (Pieris brassicae), бабочка сем. белянок, вредитель капусты и др. крестоцветных, то же, что капустная белянка. КАПУСТНЫЕ БЛОШКИ, жуки сем. листоедов подсем. Halticinae, вредители капусты, редиса, редьки, репы и др. крестоцветных культур, то же, что крестоцветные блошки. КАПУСТНЫЕ МУХИ, общее название двух видов насекомых сем. настоящих мух: весенней и летней К. м.- наиболее опасных вредителей капусты и др. крестоцветных. Весенняя К. м. (Hylemyia brassicae) дл. 6-6, 5 мм. Самец пепельно-серый, с тремя полосами на передне-спинке и чёрной продольной полосой на брюшке; самка крупнее самца, с более широким брюшком. Распространена в Европе, Азии и Северной Америке; в СССР - почти повсеместно, наиболее вредоносна в нечернозёмной зоне и севернее. В году 1-4 поколения. Зимуют куколки в ложнококонах в почве. Мухи вылетают в апреле - июне. Яйца откладывают на корневую шейку растений или на землю вблизи них. Личинки питаются на поверхности корней или внедряются в корни, корневую шейку и нижнюю часть стебля. Летняя К. м. (H. floralis), в отличие от весенней, неск. большей величины, с желтоватыми крыльями. Распространена в Европе и Азии; в СССР - в нечернозёмной зоне (преим. на торфянистых почвах), на С. и в Азиатской части. В году 1 поколение. Зимуют куколки в ложнококонах в почве. Мухи вылетают в конце июня - начале июля. Яйца откладывают большими группами под комочки почвы у стебля капусты. Личинки повреждают корни и кочерыги. Повреждённые весенней и летней К. м. растения отстают в росте и снижают урожай или гибнут. Меры борьбы: глубокая зяблевая вспашка; выращивание рассады в питательных горшочках с добавлением инсектицидов; ранняя высадка здоровой и сильной рассады; ранняя весенняя подкормка растений с последующим окучиванием; обработка посевов инсектицидами. Летняя капустная муха: / - самка; 2 - личинки, повреждающие кочерыгу. Лит.: Герасимов Б. А., Осниц-кая E. А., Вредители и болезни овощных культур, 4 изд., M., 1961; Логинова К. M., Капустные мухи, " Защита растений", 1967, N° 6. T. H. Бущик. КАПУТДЖУХ, К а п ы д ж и к, высшая точка Зангезурского хребта, на границе Нахичеванской АССР и Армянской CCP. Вые. 3904 м. На вершине вечные снега и ледники. КАПУТИКЯН Сильва (Сирвард) Барунаковна (р.5.1.1919, Ереван), армянская советская поэтесса, засл. деятель культуры Арм. CCP (1970). Чл. КПСС с 1945. В 1941 окончила филологич. ф-т Ереван, ун-та. Печатается с 1933. Первая книга стихов " В эти дни" вышла в 1945. Автор сб-ков: " Стихи" (1947, рус. пер.), " На берегу Занги" (1947), " Мои родные" (1951, рус. пер. 1951, Гос. премия СССР, 1952), " В добрый путь" (рус. пер. 1954), " Откровенная беседа" (1955), " Раздумья на полпути" (1960, рус. пер. 1962) и др. Основное содержание глубоко эмоциональной поэзии К. - радость возрождённого народа, новая жизнь Сов. Армении, проблемы связи иск-ва с действительностью, мир чувств и мыслей современника. Награждена орденом Трудового Красного Знамени. В рус. пер.: Моя страница. [Вступ. ст. Ю. Суровцева], M., 1970; Караваны еще в пути, Ep., 1970. Лит.: История армянской советской литературы, M., 1966 Ap. Григорян. КАПУЦИН, род растений сем. настурциевых; то же, что настурция. КАПУЦИНЫ (итал. cappuccino, от сарpuccio - капюшон), католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев в 1525 в Италии. Назв. получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна, к-рую носят К. Основатель - францисканец Маттео да Башио - стремился к восстановлению аскетич. характера ранних францисканских общин. Устав К. был одобрен папой Климентом VII (в 1528 или 1529). Как независимый орден был утверждён папой Павлом V в 1619. В 16-17 вв. орден получил распространение в ряде стран Зап. Европы. К. сыграли большую роль в контрреформации, их деятельность имела целью в первую очередь укрепление влияния католицизма на нар. массы. Оплотом клерикализма К. остаются и поныне. К 1972 насчитывалось ок. 14 тыс. монахов-К., в женском ордене капуцинок (учреждён в 16 в.) - ок. 2, 5 тыс. монахинь. КАПУЦИНЫ (Cebus), род амер. цепкохвостых обезьян сем. капуциновых. Капуцины: фавн (слева), белоплечие капуцины (справа). Череп К. относительно большой, округлый, с укороченным лицевым отделом. Конечности средней длины, большой палец кисти развит хорошо. Хвост длинный, покрыт волосами, его последняя треть цепкая. К. населяют густые тропич. леса Центр, и Юж. Америки, живут на деревьях, б. ч. группами по 8-30 особей. Питаются листьями, плодами, орехами, насекомыми, яйцами птиц и птенцами. Известно неск. видов К. Белопле-ч и и, или белогорлый, К. (С. capuci-nus) - шерсть чёрная, но на лбу или на горле, груди и плечах беловато-желтоватая; дл. тела ок. 45 см, хвоста 40-50 см', бурый К., или фавн (С. apella), - с чёрным хохлом; дл. тела 35-45 см, хвоста - 38-48 см. К. часто содержат в зоопарках, где они нередко размножаются. Лит.: В е б е р M., Приматы, пер. с нем., М.- Л., 1936; Жизнь животных, т. 6 - Млекопитающие, M., 1971. M. ф. Нестурх. КАПУЯ, Капуa (Capua), древний город в Кампании (в 4 км кЮ.-В.от совр. Капуи). Осн. в 6 в. до н. э. этрусками. После Латинской войны 340-338 до н. э. получила от Рима самоуправление. В это время по богатству и значению занимала важное место в Италии. В 1 в. до н. э. славились гладиаторские школы К. (в одной из них гладиатором был Спартак). В 456 н. э. К. была опустошена вандалами. С нач. 7 в. - центр одного из лангобардских княжеств, входивших в состав Беневенто. В 842 разрушена арабами. Новый город был построен в 856. На месте древней К. находится совр. г. Санта-Мария-Капуя-Ветере. КАПФЕНБЕРГ (Kapfenberg), город в Австрии, в земле Штирия, в долине р. Мюрц, в Альпах. 26, 3 тыс. жит. (1970).Произ-во стали, проволоки, хим. изделий, бумаги, картона. КАПЧАГАЙ, город в Алма-Атинской обл. Казах. CCP. Расположен на берегу Кап-чагайского водохранилища, образованного на р. Или близ пересечения её жел. дорогой, в 80 км к С. от Алма-Аты. Город вырос в связи с началом стр-ва Капча-гайской ГЭС. Рыбоперерабат. комбинат, судорем. мастерские. КАПЧАГАЙСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, водохранилище, образованное на р. Или на терр. Алма-Атинской и Талды-Курганской обл. Казах. CCP. Заполнение К. в. началось в 1970. Пл. 1850 км2, объём 28, 14 км3, дл. 180 км, наибольшая шир. 22 км, ср. глуб. 15, 2 м, макс. - 45 м. Уровень К. в. колеблется в пределах 4 м; оно осуществляет многолетнее регулирование стока. Используется для энергетики и ирригации. Место отдыха жителей Алма-Аты и др. городов Юж. Казахстана. На берегу К. в. - г. Капча-гай. КАПЧИНСКИЙ Анатолий Константинович (6.6.1912, Саратов, - 1942), один из первых мастеров спорта СССР (1935), инженер. Чл. КПСС с 1941. Чемпион и рекордсмен СССР по скоростному бегу на коньках (в 1936-40). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 воевал в партиз. отряде Героя Сов. Союза Д. H. Медведева. Погиб в тылу врага. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями. С 1946 в СССР ежегодно проводятся соревнования памяти К. по скоростному бегу на коньках. КАР (нем. Каг), цирк, кресловина, естеств. чашеобразное углубление в привершинной части гор, с крутыми скалистыми стенами и пологовогнутым днищем. Образуется под воздействием небольших ледников, снежников и последующего морозного выветривания. В нек-рых К. имеются постоянные ледники или скопление фирна, в других - сезонные накопления снега, очень часто днища К. заполнены водой (высокогорные озёра). Кар в горах Западного Памира. Уста Гамбар Карабаги. Роспись дворца шекинских ханов в Шеки. 19 в. Фрагмент. КАРА, река б. ч. по границе Архангельской и Тюменской обл. РСФСР. Дл. 257 кл, пл. басе. 13, 4 тыс. км2. Берёт начало на склонах сев. оконечности Полярного Урала, впадает в Байдарацкую губу Карского м. Питание снеговое и дождевое. Замерзает в октябре, вскрывается в июне. В ниж. течении доступна для судоходства. КАРА, см. Наказание. КАРАБАГИ Уста Гамбар (1830-е гг., г. Шуша, ныне Нагорно-Карабахской авт. обл., - 1905, там же), азербайджанский живописец-орнаменталист. Автор ярких декоративных росписей (яичной темперой) с растит, и зооморфными мотивами в интерьере дворца шекинских ханов в Шеки (Азерб. CCP), в домах Рустамова и Мехмандарова в Шуше и др. Илл. см. также т. 1, стр. 272. Лит. M и к л а ш е в с к а я H. M., Стенные росписи Азербайджана 18 - 19 веков, в кн.: Искусство Азербайджана, [т.] 4, Баку, 1954, с. 52-83. КАРАБАГЛЯР, селение в 40 км к С.-З. от Нахичевани, в к-ром частично сохранился ср.-век. комплекс сооружений - кирпичный мавзолей 1-й пол. 14 в. (илл.- т.1, вклейка к стр. 273, № 5) и парные минареты с остатками соединяющего их портала 12 в. Мавзолей представляет собой башню, стены к-рой снаружи имеют форму полуцилиндров, покрытых узорчатой облицовкой из бирюзовых кирпичей. 4 портала декорированы поли-хромной майоликой. Лит.: Бретаницкий Л. С., [и др.], Архитектурный комплекс в селении Карабаг-ляр, в сб.: Архитектура Азербайджана. Эпоха Низами, М.- Баку, 1947; Б р е т а н и ц к и й Л., Зодчестве Азербайджана XII- XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока, M., 1966. с. 170-76. КАРАБАЙРСКАЯ ПОРОДА лошадей, верхово-вьючная местная порода, выведенная в Узбекистане на основе улучшения древних среднеазиатских аргамаков монгольскими, туркменскими и арабскими породами. Карабаирские лошади некрупные, грубоватого сложения. Масть серая, гнедая или рыжая, редко вороная. В породе различают три типа: густой, приближающийся к упряжному, верховой и верхово-вьючный. Лошадей первого типа разводят преимущественно в долинах районов поливного земледелия; второго и третьего - в горных районах Узбекистана и Таджикистана. Карабагляр. Минареты (12 в.). В глубине - мавзолей (1-я пол. 14 в.). Жеребец карабаирской породы. К. п. приспособлена к табунному содержанию и использованию под седлом, вьюком и в упряжи. Лучшая резвость на гладких скачках на 1000 м - 1 мин 14 сек, на 1600 м - 1 мин 53 сек, на 2400 м - 2 мин 52 сек. По грузоподъёмности карабаиры приближаются к тяжеловозам. Разводят К. п. в Узб. CCP, Тадж. CCP и Каракалпакской АССР. Племенную работу с породой ведёт Джи-закский конный завод Узб. CCP. Лит.: Щ е к и н В. А., В и х р е в В. С., Карабаир, Таш., 1947; Книга о лошади, под ред. С. M. Буденного, т. 1, M., 1952. В. А. Шекин. КАРА-БАЛТЫ, посёлок гор. типа в Калининском р-не Кирг. CCP, на шоссе Джамбул - Рыбачье. Расположен на р. Карабалты (басе. Чу), у подножия сев. склона Киргизского хр. Ж.-д. станция в 60 км к 3, от Фрунзе. 11 тыс. жит. (1970). Сахарный з-д. Техникум пищ. пром-сти. Близ К.-Б. - завод эфирных масел. КАРАБАHОВО, город во Владимирской обл. РСФСР. Ж.-д. станция в 9 км к Ю. от г. Александрова. 19 тыс. жит. (1970). Хл.-бум. комбинат. Вечерний текст, техникум. К. возникло в 1846 в связи с постройкой красильной ф-ки; город с 1938. КАРАБАС, посёлок гор. типа в Карагандинской обл. Казах. CCP. Ж.-д. станция в 34 км к Ю. от Караганды. 9 тыс. жит. (1970). Домостроит. комбинат, з-д железобетонных изделий, каменный карьер. КАРАБАХСКАЯ ЛОШАДЬ, горная верховая лошадь очень древнего происхождения. Выведена в Нагорном Карабахе (между pp. Араксом и Курой). Формировалась под влиянием древних иранских, туркменских, а затем арабских лошадей. Оказала влияние на верховое коневодство Юга России и нек-рых стран Зап. Европы (Польши, Франции). К. л. некрупные (высота в холке 138-140 см), гармоничного сложения, сухой конституции. Масти рыжая, бурая, буланая, гнедая, серая и лимонно-жёлтая с золотистым или серебристым отливом. Среди К. л. различают два типа: плотные, массивные, коротконогие лошади и более длинноногие лошади с облегчённым корпусом. Используют К. л. в основном под седлом. Они выносливы в длинных переходах; в горах проходят ускоренным шагом до 10 км в час. Рекордная резвость в гладких скачках на 1600 м - 2 мин 9 сек (1955). К. л. используют для улучшения местных лошадей Закавказья. Племенная работа с К. л. ведётся в Агдамском конном заводе Азерб. CCP. Лит.: Книга о лошади, под ред. С. M. Буденного, т. 1, M., 1952. Г. Г. Хитенков. КАРАБАХСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет M. Кавказа в Нагорно-Карабахской АО Азерб. CCP. Протягивается от р. Тертер до долины р. Араке. Вые. до 2725 м (г. Бёюк-Кирс). Сложен преим. осадочными и вулканогенными породами. На склонах - дубовые леса. Рекой Аке-ра, текущей вдоль юго-зап. склонов хребта, отделён от Карабахского нагорья. КАРАБАХСКОЕ НАГОРЬЕ, вулканическое лавовое нагорье в Закавказье, в Азерб. и Арм. CCP, между Зангезур-ским и Карабахским хр. Макс. вые. 3616 м (г. Далидаг). Над поверхностью К. н. возвышаются потухшие вулканич. конусы до 3581 м вые. (г. Кызылбогаз). Характерны каменные россыпи (чинги-лы); значит, часть нагорья покрыта субальпийскими лугами. Пастбищное животноводство. КАРАБАХСКОЕ ХАНСТВО, феод, гос-во в 18 - нач. 19 вв., располагавшееся в междуречье Аракса и Куры в Азербайджане. Основано в 1747 Панах Али-ханом (кон. 1740-х гг. - 1759). К. х. периодически распространяло своё влияние на Гянджинское, Ереванское, Нахи-чеванское и Ардебильское ханства. Осн. занятиями населения были земледелие, скотоводство и садоводство, ремесленники славились изготовлением ковров и кож. изделий. Ибрагим Халил-хан (1759-1806) в 1783 и 1797-99 под угрозой захвата К. х. Ираном или Турцией обращался к России с просьбой о покровительстве. В 1805 был подписан договор о переходе К. х. под власть России. В 1822 ханское управление было упразднено и заменено рус. воен. администрацией. Лит.: Джаваншир А., О политическом существовании Карабахского ханства (с 1747 по 1805 г.), Баку, 1961. КАРАБАШ, город в Челябинской обл. РСФСР. Конечная ж.-д. станция (Пирит) ветки от линии Свердловск - Челябинск. 20 тыс. жит. (1970). В 1910 был создан медеплавильный з-д, вошедший в состав горно-металлургич. комбината (добыча меди, произ-во черновой меди и цинковых концентратов); черновая медь поступает на медеэлектролитный з-д в г. Кыштыме. К. возник в начале 18 в., город с 1933. Лит.: Ax мин Л. H., Карабаш, Челябинск, 1968. КАРАБЕКАУЛ, посёлок гор. типа, центр Карабекаульского р-на Чарджоуской обл. Туркм. CCP. Расположен на лев. берегу Амударьи, в 90 км выше г. Чарджоу. Народный театр. КАРАБИЛЬ, холмистая возвышенность в предгорьях Паропамиза, в междуречье Мургаба и Амударьи, на Ю. Туркм. CCP. Выс. до 980 м. Сложена аллювиально-пролювиальными тонкозернистыми лёссовидными песчаниками неогенового и раннеантропогенового возраста. Поверхность наклонена с Ю. на С., занята эфемеровыми пустынями и полупустынями и субтропич. эфемероидными степями. КАРАБИН (франц. carabine), укороченная и облегчённая винтовка. Предшественник К. изобретён в конце 15 в. В 18- 1-й пол. 20 вв. был на вооружении в кавалерии и артиллерии. После 2-й мировой войны 1939-45 усовершенствованный автоматич. К. находится на вооружении большинства армий. К. наз. также нек-рые нарезные охотничьи ружья. КАРАБИНЕРЫ (от франц. carabin, позже carabinier - солдат лёгкой кавалерии), отборные стрелки в пехоте и кавалерии. С 15 в. карабенами наз. лёгкая пехота и конница из басков и гасконцев в Испании, а с 16 в. и во Франции; с 17 в. К.- отборные стрелки. В кон. 17 в. во Франции, а в сер. 18 в. в Австрии команды и роты К.были сведены в привилегированные воинские части, существовавшие до нач. 19 в. Части К. в 18 в. были также в Пруссии. В России в 1763-96 существовало в разные годы от 9 до 19 кав. полков К., а в 1815-57- от 4 до 8 пех. полков К. (аналогичных егерским). В Италии войска К. (сформированы в 1814) выполняют роль жандармерии. КАРАБИ-ЯЙЛА, наиболее обширный известняковый массив в главной гряде Крымских гор (в центр, части). Вые. до 1254 м. Сев. склон пологий, южный - обрывист. Платообрчзн? я поверхность безлесна, в понижениях - лугово-степная растительность. Изобилует карами, воронками и др. формами карста. Много пещео и естественных шахт. КАРА-БОГАЗ-ГОЛ (тюрк, кара - чёрный; богаз - горло, проход; гол - озеро), залив-лагуна у вост. берега Каспийского м. (терр. Туркм. ССР). На 3. отделён от моря Карабогазской пересыпью, прорезанной узким (от 200 м до 1 км) одноимённым проливом, длина к-poro ок. 11 км. Пл. залива 12 тыс. км2. Макс. глуб. 3, 5 м. Уровень воды в заливе на 4, 5 л ниже уровня Каспийского м., что обусловливает постоянный приток в него вод из моря со скоростью до 1 м/сек (на отдельных участках пролива до 3 л/сек). Разница в уровнях моря и К.-Б.-Г. обусловила углубление пролива и превращение его в своеобразную " морскую реку" с водопадом вые. ок. 4 м в ниж. течении и быстро растущей дельтой в устье пролива. Большое испарение с поверхности залива определяет высокую солёность его вод (280-305°/оо) и превращение их в рапу. Из ископаемых растворов, содержащихся в погребённых соляных пластах на К.-Б.-Г., добывается мирабилит. Центром добычи и переработки сульфата является Бекдаш, расположенный на мор. стороне Кара-богазской пересыпи. Залив поглощает ежегодно 10-12км3 воды Каспийского м., в связи с чем разработан (1972) проект сооружения плотины в проливе, к-рая будет регулировать поступление воды в залив. Лит.: Ч а р ы е в Б. Ч., Кара-Богаз-Гол, Аш., 1950; Дзенс-Литовский А. И., Кара-Богаз-Гол, Л., 1967. О. К. Леонтьев. КАРАБУДАХКЕНТСКИЕ МОГИЛЬНИКИ, разновременные грунтовые могильники с погребениями в скорченном положении, находящиеся в окрестностях с. Карабудахкент (Ленинский р-н Даг. АССР). Исследованы К. Ф. Смирновым в 1950-51. Древнейший из них, оставленный местным скотоводч. населением, относится к раннему периоду эпохи бронзы (1-я пол. 2-го тыс. до н. э.). Погребальный инвентарь: глиняные сосуды, медные орудия и украшения. Рядом обнаружено несколько погребений раннего железного века (ок. сер. 1-го тыс. до н. э.). Ещё два могильника (относятся к рубежу н. э. и к 1-му в. н. э.) оставлены коренным населением, возможно, удинами. В их культуре прослеживаются пережитки древних местных традиций, а также влияние сарматов и, особенно, населения Албании Кавказской. Лит.: Мунчаев P. M., Смирнов К. Ф., Археологические памятники близ села Карабудахкент (Дагестанская АССР), в сб.: Материалы и исследования по археологии СССР, Ns 68, М.- Л., 1958; Смирнов К. Ф., Грунтовые могильники албано-сарматского времени у селения Карабудахкент, в сб.: Материалы по археологии Дагестана, т. 2, Махач-Кала, 1961. К, Ф. Смирнов. КАРАБУЛАК, посёлок гор. типа, центр Талды-Курганского р-на Талды-Курганской обл. Казах. CCP. Расположен в предгорьях Джунгарского Алатау. Ж.-д. станция в 17 км к Ю.-В. от г. Талды-Курган. 21 тыс. жит. (1970). Сахарный и мукомольно-комбикормовый комбинаты, произ-во кирпича. КАРАБУЛАК, посёлок гор. типа в Сук-женском р-не Чеч.-Ингуш. АССР. Расположен на р. Сунжа. Ж.-д. станция на линии Грозный - Беслан. 3-ды: сухих реагентов, асфальтобетонный, газобензиновый. КАРАБУРАНКЁЛЬ, К а р а-К о ш у н, озеро в Зап. Китае, в вост. части Каш-гарской равнины на высоте 831 м. Пл. 88 км2 (вместе с периодически затапливаемыми болотами и тростниковыми зарослями - до 250 км2). В К. впадает р. Черчен, а в многоводные годы - р. Тарим; в это время К. становится полноводным и наблюдается отток воды на В., в оз. Миранкёль. Преобладают глубины 1-2 м (ок. устья р. Черчен - до 10 м). Вода на С. пресная, на Ю. - солёная, её минерализация сильно меняется. КАРАБУРНУ, столовый позднеспелый сорт винограда. Известен также под назв. Алеппо, Датье-де-Бейрут, Афуз-Али и др., происходит из Турции. Культивируется в Болгарии, Турции, Италии, в СССР - в Молд. CCP, УССР, Кирг. CCP. Перспективен для Закавказья, нек-рых р-нов РСФСР, Казах. CCP. Ягода крупная (дл. 27 мм, шир. 20 мм), продолговатая, зеленовато-белая, золотистая, с плотной хрустящей сахаристой мякотью приятного вкуса. Используется свежим, для сушки, маринования, компотов, варенья и изюма (в Турции, Сирии). KAPAБЮK (Karabuk), город на С. Турции, на ж. д. Анкара - Зонгулдак, в вилайете Зонгулдак. 65 тыс. жит. (1970). Металлургич. комбинат (3 доменные печи, 4 мартена, прокатный стан, коксо-химич. з-д). КАРАВАДЖИЗМ, 1) система художеств, средств, характерная для начального этапа становления реализма в европ. живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. К. свойственны демократизм художеств, идеала, интерес к непосредств. воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творч. развитии MH. ведущих мастеров 17 в. (П. П. Рубенс, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия иск-ва Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур). 2) Направление в европ. живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. В Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до кон. 17 в., они проникли во все значит, художеств, центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоят, преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов иск-ва Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны: в Голландии - X. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии - T. Ромбаутс, А.Янсенс, во Франции - Ж. Валантен, С. Вуэ, в Испании - X. Рибера, в Германии - А. Эльсхеймер. Лит.: Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII - XVIII веков, M., 1966, с. 55-81; Schneider A. v о п, Caravaggio und die Niederlander, Marburg, 1933; Catalogo del Ia mostra del Caravaggio e dei caravaggeschi, Mil., 1951; M о i г A., The Italian followers of Caravaggio, Camb. (Mass.), 1967. M. И. Свидерская. КАРАВАДЖО (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, - 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистич. направления в европ. живописи 17 в. Учился в Милане (1584-88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем- в Неаполе (1607 и 1609-10), на о. Мальта и в Сицилии (1608-09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художеств, школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итал. иск-ве кон. 16 -нач. 17 вв. (маньеризму и академизму). Ранние произв. К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитал. живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели (" Маленький больной Баку", Гал. Боргезе, Рим), аллегорич. истолкованию сюжета - непредвзятое изучение натуры в простом бы-товом мотиве (" Юноша с корзиной фруктов", Гал. Боргезе, Рим). Полемизируя с художеств, концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало (" Вакх", 1592-93, Гал. Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господств, системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта (" Корзина с фруктами", ок. 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра (" Гадалка", Лувр, Париж). Ре-лиг, картина получает у него новую, ин-тимно-психологич. интерпретацию (" Отдых на пути в Египет", Гал. Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещённый лучом света передний план картины выделяется на погружённом в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптич. наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредств. близости к зрителю (" Лютнист", Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599-1606) - это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключит, драматич. силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластич. лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоц. напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению (" Призвание апостола Матфея" и " Мучение апостола Матфея", 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, " Распятие апостола Петра" и " Обращение Савла", 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пополо, " Мадонна ди Лорето", ок. 1603-06, церковь Сант-Агостино, - все в Риме; " Положение во гроб", 1602-04, Пинакотека, Ватикан; " Смерть Марии", ок. 1605-06, Лувр, Париж, илл. см. т. 3, табл. II). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократич. художеств, идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников офиц. иск-ва. Ряд произв. художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606-10), дальнейшее развитие реали-стич. тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений (" Семь деяний милосердия", 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма (" Казнь Иоанна Крестителя", 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; " Погребение св. Лучии", 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеч. коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству (" Поклонение пастухов", 1609, Нац. музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импро-визационности. Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистич. течений во многих европейских художественных школах (см. Ka-раваджизм). Илл. см. на вклейке к стр. 361. Лит.: Знамеровская Т., Микельанджело да Караваджо, M., 1955; [Всеволожская С.], Микельанджело да Караваджо, M., 1960; Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII - XVIII веков, M., 1966, с. 34 - 54; V е n t u- ri L., Il Caravaggio, Novara, 1951; J of fro у В., Le dossier Caravage, [P., 1959] Jullian R., Le Caravage, Ly9n - P. 1961; L'opera completa del Caravaggio, Mil. 1967; Longhi R., Caravaggio, Dresden [1968]; Friedlaender W., Caravaggio studies, 2 ed., N. Y., [1969]. M. И. Свидерская.
|