Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVIII. Кино 44 страница. Карта с краевой перфорацией.
Карта с краевой перфорацией. тельно ускоряющее и упрощающее процесс информационного поиска. КАРТАГО (Cartago), город на 3. Колумбии, в деп. Валье-дель-Каука. 64, 8 тыс. жит. (1968). Ж.-д. станция на линии Медельин - Кали. Topr.-трансп. центр с.-х. р-на (кофе, сах. тростник, табак, бананы, кукуруза; животноводство) в долине р. Каука. Осн. в 1540. КАРТАЛИНСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет на юж. склоне Б. Кавказа, в Груз. CCP; см. Картлийский хребет. КАРТАЛЫ, город (до 1944 - посёлок) в Челябинской обл. РСФСР. Расположен на р. Карталы-Аят (басе. Тобола), в 150 км к В. от Магнитогорска. Узел ж.-д. линий на Магнитогорск, Челябинск, Орск, Целиноград. 43 тыс. жит. (1970). Предприятия ж.-д. транспорта, произ-BO стройматериалов, зап. частей для с.-х. машин, ковровых изделий. KAPTAH (Cartan) Анри Поль (р. 8.7. 1904, Нанси), французский математик. Сын Э. Картана. Окончил Высшую нормальную школу (1926). Проф. Парижского ун-та (1940). Осн. работы относятся к теории аналитич. функций многих переменных, топологии и гомологич. алгебре. Ежегодный семинар К. в Высшей нормальной школе, посвящённый изложению новейших результатов в этих разделах математики, а также в ал-гебраич. геометрии и теории автоморф-ных функций, способствовал пропаганде новейших результатов в этих областях и распространению характерных для франц. математич. школы языка и стиля мышления. Соч. в рус. пер.: Гомологическая алгебра, M., 1960 (совм. с С. Эйленбергом); Элементарная теория аналитических функций одного и нескольких комплексных переменных, M., 1963. Лит.: Seminaire H. Cartan, 1948 - 1964, v. 1 - 6, N. Y., 1969. КАРТАН (Cartan) Эли Жозеф (9.4. 1869, Доломьё, - 6.5.1951, Париж), французский математик, чл. Парижской АН (1931). Окончил Высшую нормальную школу (1891). С 1912 проф. Парижского ун-та. Осн. труды по теории непрерывных групп, теории дифференциальных уравнений и дифференциальной геометрии. В 1894 заложил основы алгебраич. теории групп Ли, в 1913 построил теорию представлений полупростых групп Ли; в дальнейшем связал группы Ли с дифференциальной геометрией и топологией. В 1899-1902 создал т. н. метод внешних форм, к-рый позволил ему разрешить проблему совместности уравнений Пфаффа. В дифференциальной геометрии многомерных пространств им построены обобщённые пространства аффинной, проективной и конформной связности и, кроме того, дан общий метод подвижного репера, к-рый в соединении с методом внешних форм является эффективным средством решения геом. проблем. Казанское физико-матем. общество присудило (1937) К. за исследования по геометрии и теории групп премию им. H. И. Лобачевского. Соч.: Selecta, Р., 1939; в рус. пер. - Метод подвижного репера, теория непрерывных групп и обобщенные пространства, M. - Л., 1933; Геометрия римановых пространств, M. - Л., 1936; Интегральные инварианты, M. - Л., 1940; Теория спиноров, M., 1947; Геометрия групп Ли и симметрические пространства, M., 1949. Лит.: С Ь е г n S. S. and С h е v a I-ley G., EHe Cartan and his mathematical work, " Bulletin of the American Mathematical Society", 1952, v. 58, № 2 (имеется библ.). КАРТАХЕНА (Cartagena), город, крупный порт и пром. центр в Испании на Средиземноморском побережье, в области Мурсия. 147, 4 тыс. жит. (1969). К.- наиболее крупный по грузообороту исп. порт (св. 10 млн. т); вывоз цветных металлов и фруктов, ввоз нефти. Нефтепереработка (мощность завода ок. 8 млн. т) и нефтехимия, размещены в пригороде - портовом городе Эскомб-рерас; произ-во свинца, цинка, кадмия в пригороде К.- Ла-Уньон; судостроение, хим. промышленность (в частности, производство серной кислоты). ТЭС (250 Мет). К. (в древности-Hовый Карфаген) осн. ок. 228 до н.э. полководцем Гасдрубалом как воен. база карфагенян для завоевания Испании. С 209 до н. э. по 5 в. н. э.- под властью Рима. В 425 завоёвана вандалами, в 534 - Византией, в 7 в.- вестготами и в 711 - арабами. В 1243 в ходе Реконкисты К. была присоединена к Кастилии. В период Нац.-революционной войны исп. народа 1936-39 К.- один из портов респ. флота. КАРТАХЕНА (Cartagena), город на С. Колумбии, на побережье Карибского м. Адм. ц. департамента Боливар. 323 тыс. жит. (1971). Важный пост страны (грузооборот 0, 5 млн. т в 1969). Автодорогой связан с г. Богота. Экономич. и тор-гово-распределит. центр сев. Колумбии. Произ-во вязаных и трикотажных изделий, обуви, растит, масел, муки, сахара. Близ К. нефтеперерабат. з-д, хим. предприятия. Вывоз нефти, кофе. Осн. в 1533 исп. конкистадором Педро де Эредиа на месте индейского поселения. Картахена. Дворец инквизиции. 1706, портал - 1770. В период расцвета исп. колон, империи - крупнейший порт и крепость. От колон, периода сохранились: мощные гор. стены и укрепления (1532- 1796, инж. X. Б. Антонелли, А. де Аре-вало и др.), собор (1538-1796, арх. X. К. Чакон и др.), монастыри, церкви, жилые дома 16-18 вв.- все гл. обр. в стиле барокко. Среди совр. построек - бейсбольный стадион (1947, арх. Г. А. Ортега, M. Г. Солано) с железобетонным козырьком большого выноса над трибуной. Лит.: Porto del Portillo R., Plazas у calles de Cartagena, Bogota, 1945. КАРТВЕЛИШВИЛИ (парт. псевд.- Лаврентьев) Лаврентий Иосифович [16(28).4.1890 - 22.8.1938], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1910. Род. в крест, семье в с. Ианети, ныне Груз. CCP. В революц. движении с 1905. В 1911-14 учился в Киевском коммерч. ин-те. В 1915-16 вёл парт, работу в Саратове. В 1917-18 пред. Киевского гор. райкома РСДРП(б). С июля 1918 чл. ЦК КП(б)У. С кон. 1918 по авг. 1919 чл. Одесского обл. и гор. к-тов КП(б)У, чл. Одесского ревкома. В 1919 чл. PBC Юж. группы 12-й армии. В 1920 зав. орготделом Одесского обкома и редактор газ. " Коммунист". В 1921-23 секретарь Киевского губкома КП(б)У. В 1923-28 секретарь ЦК КП(б) Грузии, 2-й секретарь Закавказского крайкома партии, затем пред. CHK Грузии. В 1929-30 нач. политуправления Укр. воен. округа, затем 2-й секретарь ЦК КП(б)У. В 1931-33 секретарь Закавказского крайкома, затем секретарь Зап.-Сиб. крайкома ВКП(б) и чл. Воен. совета Особой Даль-невост. армии. С янв. по июль 1937 секретарь Крымского обкома ВКП(б). Делегат 10-17-го съездов партии (кроме 12-го). На 16-м съезде был избран кандидатом в чл. ЦК. КАРТВЕЛЫ (груз. - картвели), 1) самоназвание грузин. Восходит к наименованию вост.-груз, племени картав, к-рые вместе с мегрело-лазами (чанами) и сванами составили основу формирования груз, народа. 2) Собирательное название древнегруз. картвельских племён. КАРТВЕЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ, южно-кавказские, иберийские, южная группа кавказских языков. К. я. распространены в Груз. CCP, частично - в Азерб. CCP, а также в Турции и Иране. В СССР число говорящих на К. я. св. 3 млн. чел. (1970, перепись). Включает др.-письменный груз, (памятники с 5 в.) и бесписьменные мегрельский, чанский и сванский языки (близкородственные мегрельский и чанский объединяются в " занскую" подгруппу и нередко рассматриваются как единый занский или мегрельско-чанский язык). В фонетике обычно 5-7 простых гласных фонем и 25-28 согласных. Ударение - слабовыраженное силовое. Морфология К. я. характеризуется развитыми склонением и спряжением. В рамках общего агглютинативного типа имеется синтетизм, глагольная префиксация. В глаголе следы древней системы аблаута. Имя различает категории числа (ед. и MH. число) и падежа (от 6 до 9). Склонение однотипно (отклонение лишь в сванском). Имеется система послелогов. Различаются переходные и непереходные, статические и динамич. глаголы. Основные категории глагола: лицо (спряжение носит полиперсональный характер при обозначении как субъекта, так и объекта), версия, залог (преим. префиксальные), число, время и наклонение (суффиксальные). В К. я. от 11 до 15 модально-временных форм. Способы синтаксич. связи - управление, координация, примыкание и согласование. Различаются три основные конструкции предложения: номинативная, эрга-тивная (при переходных глаголах в большинстве времён) и дативная (при глаголах восприятия). Порядок членов предложения свободный, однако глагол тяготеет к концу предложения. Основа лексики - исконный словарь и производные от него. Словообразование префиксальное, суффиксальное и гл. обр.- префиксально-суффиксальное; есть словосложение. Много дискриптивных слов. Заимствования из араб., перс., тюрк. яз. Лит.: ЦагарелиА. А., Сравнительный обзор морфологии иберийской группы кавказских языков, 2 изд., Тб., 1957; К л и-м о в Г. А., Склонение в картвельских языках в сравнительно-историческом аспекте, M., 1962; его же, Этимологический словарь картвельских языков, M., 1964; В о р р Fr., Die kaukasischen Glieder des indoeuro-paischen Sprachstamms, В., 1847; D е е t е г s G., Das kharthwelische Verbum, Lpz., 1930; Schmidt K.-H., Studien zur Rekonst-ruktion des Lautstandes der siidkaukasischen Grundsprache, Wiesbaden, 1962. КАРТЕЗИАНСТВО, направление в философии и естествознании 17-18 вв., теоретич. источником к-рого были идеи франц. философа P. Декарта (латини-зир. имя Cartesius - Картезий, отсюда назв.). К. характеризуется последоват. дуализмом - предельно чётким разделением мира на две самостоят, (независимые) субстанции - протяжённую (res extensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в К. Для К. характерно также развитие рационалистич. матема-тич. (геометрич.) метода. Самодостоверность сознания (декартовское " мыслю, следовательно существую"), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая т. о. пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия " вихрь"; физика К. впоследстии нашла своё выражение в теории близко действия. В развитии К. обозначились две противоположные тенденции - к материали-стич. монизму (X. Де Руа, Б. Спиноза) и к идеалистич. окказионализму (А. Гей-линкс, H. Мальбранш). Лит.: Быховский Б., Философия Декарта, M. - Л., 1940. гл. 10; История философии, т. 1, M., 1957, с. 382 - 408; Л ь о ц-ци M., История физики, пер. с итал., M., 1970; Brockdorff C., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Munch., 1923; M о и у P., Le developpement de Ia physique cartesienne (1646 - 1712), P., 1934; D i b о n P., Sur I1 histoire de Ia phi-losophie cartesienne, Groningue, 1955. См. также лит. при ст. Декарт. Л. А. Ляховеикий. КАРТЕЛЬ (франц. cartel, от итал. cartello, от carta - бумага, документ), форма монополистического соглашения между фирмами, принадлежащими чаще всего к одной отрасли, с целью извлечения монопольной прибыли посредством регулирования объёмов производства и сбыта (квот) для его основных участников. Одной из форм картельного соглашения является синдикат. Развитие форм картельных соглашений связано также с частичным обменом коммерч. информацией, с унификацией счетоводства, с организацией патентных пулов для совместной покупки и использования патентов. Как во всякой форме монополизации, в К. переплетаются черты ка-питалистич. рационализации и технич. прогресса с элементами застоя и загнивания. Однако в условиях совр. научно-технич. революции К. выступает как наименее гибкая форма монополистич. концентрации, что обусловило нек-рые особенности его развития. К. возникли в результате концентрации произ-ва и централизации капитала в кон. 19 в. В 1-й пол. 20 в. наибольшее распространение получили в Германии. Американское антитрестовское законодателъство запрещало монополизацию отдельных сфер коммерческой деятельности и в первую очередь создание К. Оно ускорило процесс слияний и поглощений, образование держательских компаний и др. развитых форм монополистич. концентрации. В тех отраслях, где возникновение монополий не было подготовлено соответствующим уровнем концентрации произ-ва, К. продолжали существовать в скрытом виде. В странах Зап. Европы нац. К. получили развитие в сер. 50-х и нач. 60-х гг. 20 в. В эти годы были приняты законы об обязательной регистрации К. Цель этого законодательства заключалась в содействии монополизации на основе более быстрой концентрации произ-ва. Хотя гос. регистрация и ставит ряд ограничений для сохранения старых и организации новых К., эта форма монополизации получила широкое распространение в Зап. Европе. В Великобритании, где в 1956 была введена обязательная регистрация К., до кон. 1958 было подано 2240 заявок. В Нидерландах новый закон вступил в силу в 1958 и к нач. 1960 было зарегистрировано 1133 К. В Швеции в 1960 было 925 К., в Дании в 1958 - 925 К. В ФРГ и Японии, где введены более жёсткие ограничения, число официально зарегистрированных К. значительно меньше. Наряду с нац. К. в 20 в. возникает множество междунар. К., особенно на мировых капиталистических рынках сырья и полуфабрикатов (см. Картель международный). В совр. условиях при высоком уровне концентрации произ-ва и капитала в большинстве развитых капиталистических стран появляются различные виды соглашений между крупными фирмами, основанных на " взаимопонимании", знании рынка, взаимном соблюдении негласных квот, скрытых соглашениях по изменению цен и т. д. Эти соглашения более эффективно обеспечивают монополию на рынке немногих крупных продавцов по сравнению со старыми К., регулировавшими сбыт многочисленных мелких и средних фирм. На смену К. ныне приходят т. н. комбинированные комплексы, представляющие собой союзы, построенные на производств, и науч-но-технич. основе, к-рые выполняют попутно и картельные функции. Ю. Б. Кочеврин. К ст. Карпаты. 1. Ландшафт в Закарпатье. 2. Высокие Татры. На переднем плане - высокогорные озёра. 3. Водопад на р. Теребля (УССР). 4. Карстовая пещера в Западных Румынских горах. 5. Среднегорный ландшафт Южных Карпат в Румынии. 6. Гребневая зона Восточных Карпат. К ст. Каунас. 1. Остатки замка (13-17 вв.; слева) и церковь Юргс (начало строительства- 1471). 2. Дворец Массальских. Нач. 17 в. 3. Химико-технологический факультет политехнического института. 1937. Архитектор В. Жямкальнис-Ландсбергис. 4. Публичная библиотека. 1937-38. Архитектор В. Жямкальнис-Ландсбергис. S. Ратуша. 1542. Архитектор Б. Хойновски. Пристройка башни и реконструкция фасада-1771, архитектор И. Матекерис. 6. Строительный факультет политехнического института. 1964-65. Архитектор В. Дичюс, инженер И. Сланюш. 7. Картинная галерея Художественного музея им. M. К. Чюрлениса. 1969. Архитектор Ф. Витас. 8. Кафе " Тульпе". I960-61. Архитекторы А. Микенас, В. Дичюс. 9. Площадь Юлиуса Янониса. Справа-здание института " Промпроект" (1963-65) архитекторы А. Сприндис, В. Стаускас, инженеры И. Ясунас, В. Казимонас, А. Лопейтис). Возникновение К. м. связано с переходом капитализма в стадию империализма. На это указывал В. И. Ленин: "... Внутренний рынок, при капитализме, неизбежно связан с внешним. Капитализм давно создал всемирный рынок. И по мере того, как рос вывоз капитала и расширялись всячески заграничные и колониальные связи и „сферы влияния" крупнейших монополистических союзов, дело " естественно" подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных картелей" (Л е-н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 364). К. м.- это новая ступень всемирной концентрации капитала и произ-ва. Рост числа и экономич. силы К. м. особенно ускорился после 1-й мировой войны 1914-18, в период общего кризиса капитализма, всё большего сужения сферы влияния капитала и обострения проблемы сбыта. Если перед 1-й мировой войной их было ок. 100, то к нач. 2-й мировой войны 1939-45 - ок. 1200. К. м. участвовали в подготовке и развязывании войны. После войны, в связи с возникновением и развитием мировой социалистич. системы х-ва, а также обострением конкурентной борьбы между западноевроп. капиталистами и капиталистами США и Японии, усилился процесс картелизации капиталистич. произ-ва. В 50-х гг. насчитывалось десятки тысяч К. м. Они выступают как междунар. (чаще всего тайные) соглашения капиталистов, направленные против трудящихся своих стран и народов др. стран. С ростом гос.-монополистич. капитализма К. м. часто выступают в форме соглашений между отд. капиталистическими странами, направленных прежде всего против мировой социалистич. системы х-ва. Такие орг-ции, как Европейское объединение угля и стали, Европейское сообщество по атомной энергии и др., стали военно-экономич. базой НАТО. Их развитие связано с усилением процесса капиталистич. интеграции. Среди крупных К. м. наиболее известны следующие. Картели в судоходстве существуют чаще всего в форме конференций и пулов. Конференция - это соглашение судовладельцев, в к-ром его участники договариваются об общих условиях перевозок, о распределении районов работы, о ценах мор. перевозок. Пул - более высокая форма картеля. В пуле участники договариваются о распределении перевозок грузов или пассажиров, доходов и т. п. Судоходные картели имеют различные названия. Обычно в названиях указывается район обслуживания (напр., " Юнайтед Кингдом - Острейлиа конференс" - United Kingdom - Australia conference; " Ассошиэйшен оф Уэст Индия трансат-лантик стимшип лайно - Association of West India Transatlantic Steamship Lines). Преобладающая часть судоходных картелей осуществляет перевозки в междунар. сообщениях. Одна и та же судовладельческая компания может быть участником нескольких междунар. картелей, действующих на различных направлениях. Возникновение судоходных картелей относится к последней четверти 19 в. Первым картельным соглашением в области линейных перевозок была Калькуттская конференция, созданная в 1875 для перевозки грузов между Индией и Великобританией. В период между двумя мировыми войнами стали возникать соглашения между отдельными картелями, охватывающие различные районы перевозок. Перед мировым экономич. кризисом 1929-33 междунар. судоходные картели контролировали св. 50% пассажирских и ок. 80% грузовых морских перевозок. После 2-й мировой войны увеличилось число картельных соглашений в линейном судоходстве. В 1972 насчитывалось ок. 370 соглашений, охватывающих преобладающее число направлений морских перевозок между портами капиталистических стран. Значительно возросла мощь судовладельческих картелей, получила дальнейшее распространение практика заключения соглашений между отд. картелями в линейном судоходстве. В связи с развитием перевозок контейнерными судами в кон. 60 - нач. 70-х гг. появились соглашения в форме консорциумов, имеющие целью монополизировать эти перевозки. Монополизируя перевозки на определённых направлениях, устанавливая повышенные ставки на перевозки грузов и пассажиров, судоходные картели получают высокие прибыли. Уровень линейных тарифов непрерывно увеличивается. Картельные соглашения не могут устранить конкуренции в капиталистич. судоходстве. Она существует между судовладельческими компаниями, входящими в картели, между отд. картелями и между картелями и аутсайдерами. Политика судоходных картелей, установление ими высоких цен на перевозки отрицательно сказывается на развитии междунар. торговли и в особенности торговли развивающихся стран. Э. M. Крамаров. Картели по машинам и оборудованию. Характерны гл. обр. для электротехнич. пром-сти и трансп. машиностроения, т. е. отраслей с высокой степенью концентрации произ-ва. Наиболее крупным является картель по электрооборудованию, созданный в 1930 (в 1942 ликвидирован, восстановлен в 1945). В нач. 70-х гг. в него входили 40 компаний: англ. - 17, швейц.-5, франц., итал. и ФРГ - по 4, швед.-3, белы., австр. и фин.- по 1. Имеет 16 товарных секций по отд. видам оборудования (генераторы и электродвигатели, гидротурбины, паровые турбины, трансформаторы и др.). Деятельность картеля базируется на соглашениях о ценах и о компенсациях и уведомлениях (информация всех членов картеля о получаемых запросах и заказах и т. п.), к-рые дают им возможность продавать оборудование по монопольно высоким ценам. Среди официальных участников картеля наиболее сильны позиции англ. фирм. Компании США в картеле формально не участвуют, однако фактически пользуются в нём большим влиянием, т. к. крупнейшие амер. электротехнич. монополии тесно связаны с входящими в картель компаниями ФРГ и Франции. Картель по радиоаппаратуре образован в 1925 и восстановлен после 2-й мировой войны. В него входит ряд компаний США, ФРГ, Великобритании, Франции и др. стран, в т. ч. " Дженерал электрик" (General Electric), " Вестингауз электрик" (Westinghouse Electric), " Сименс" (Siemens), " АЭГ-Телефункен" (AEG-TeIe-funken), " Дженерал электрик-Инглиш электрик" (General Electric-English Electric). В послевоен. период в радиоэлектронной пром-сти произошли большие изменения, связанные с появлением новых видов продукции, в первую очередь электронных вычислит, машин (ЭВМ). Господство на рынке этих машин захватили амер. монополии. В 1969 заключено картельное соглашение между двумя крупными автомоб. монополиями - амер. " Крайслер" (Chrysler) и япон. " Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries), предусматривающее сотрудничество в произ-ве и сборке автомобилей, а также в технич., торг, и финанс. областях (как в США и Японии, так и в третьих странах). В 1968 соглашение, имеющее аналогичные картельные черты, было заключено между двумя др. автомоб. монополиями - итал. " ФИАТ" (FIAT) и франц. " Ситро-ен" (Citroen). В ряде случаев междунар. картели по машинам существуют в форме междунар. ассоциаций, федераций, бюро или комитетов. Ассоциации объединяют большое число фирм, так, напр., Междунар. ассоциация по ж.-д. подвижному составу включает более 80 вагоностроит. компаний западноевроп. стран, контролирует рынок ж.-д. вагонов Зап. Европы. Руководящую роль занимают в ней крупные фирмы ФРГ, Великобритании, Франции, Бельгии и Италии. Такую же роль на рынке тепловозов стран Зап. Европы играет ассоциация европ. тепловозостроит. компаний. А. А. Змеев. Картели по удобрениям. Перед 2-й мировой войной на мировом рынке удобрений ведущую роль играли междунар. калийный (возник в 1926), азотный (1928), фосфатный (1933) картели, объединявшие экспортёров удобрений. После войны значительно усилили свои позиции монополии США, к-рые начали вытеснять с осн. рынков сбыта монополии ФРГ, Франции, Италии. В 1962 в Цюрихе (Швейцария) создан новый Междунар. азотный картель. Он объединяет производителей азотных удобрений только континентальных стран Зап. Европы. Координационный центр картеля - акц. компания " Нитрекс" (Nitrex A. G.) с акц. капиталом 1 млн. швейц. фр., к-рый делится поровну между участниками картеля. Монополии ФРГ, как и в довоен. картеле, владеют 30% акций. К моменту образования картеля на долю его членов приходилось 83, 5% произ-ва азота в Зап. Европе и 35% продукции всех капиталистич. стран. " Нитрекс" в централизованном порядке собирает все заказы на поставку азотных удобрений и распределяет их между участниками картеля. Функции Междунар. калийного картеля, в к-рый до 2-й мировой войны входили монополии Франции, Германии, Испании, Польши, Великобритании, США и др. стран, выполняют после войны Междунар. калийный ин-т в Берне (Швейцария), представляющий в основном интересы западиоевроп. компаний, и две орг-ции США - Амер. калийный ин-т и Фонд для междунар. исследований о калии. Междунар. картель по фосфатам, объединявший до 2-й мировой войны экспортёров фосфатов США, Сев. Африки, Германии, Нидерландов и др. стран, распался на ряд региональных картелей. Они координируют свою деятельность в масштабах мирового рынка. Как и по условиям довоен. соглашения, 50% экспорта фосфатов из США отгружается в за-падноевроп. страны, 20% - в Японию, 30% - в Канаду и страны Лат. Америки. По-прежнему в Зап. Европу направляется ок. 90% экспорта фосфатов стран Сев. Африки; ни один из экспортёров не поставляет фосфатов в США. И. И. Львовская. Картели по химическим товарам. Возникли в кон. 19 в. и особенно широко распространились в период между 1-й и 2-й мировыми войнами. Содовый картель возник в 1872. Его деятельность перед 2-й мировой войной регулировалась соглашениями 1924, 1929 и 1938. Участники картеля - белы, монополия " Сольве" (Sofvay), национальный экспортный содовый картель США " Ал-кассо" (Alkasso), англ. хим. трест" Импи-риал кемикал индастрис", " ИКИ" (Imperial Chemical Industries, ICI), и германский хим. трест " И. Г. Фарбениндустри" (I. G. Farbenindustrie). Картель регулировал экспорт содопродуктов во все страны капиталистич. мира. Внутр. рынки участников картеля объявлялись исключительно их территориями. Картель по анилиновым красителям (1927) контролировал св. 90% всего произ-ва органич. синтетич. красителей в капиталистич. мире. Руководящую роль в нём играл " И. Г. Фарбениндустри". В состав картеля входили также компании Франции, Швейцарии, Италии, Великобритании, Польши, США и Японии. Обострение конкуренции на рынках хим. товаров после 2-й мировой войны толкало крупнейшие монополии к восстановлению довоен. или к созданию новых картелей. В частности, были восстановлены и действуют картельные сговоры по содопродуктам, красителям, хинину. В послевоенный период картельное регулирование рынков ряда хим. товаров производится под вывеской различных междунар. ассоциаций, н.-и. центров, бюро по стандартизации, предпринимательских союзов (Междунар. центр производителей ядохимикатов, Европ. комитет ассоциаций лакокрасочной пром-сти, Междунар. комитет по искусств, шёлку и синтетич. волокнам и т. п.). Всё шире используются в этих целях патентные и лицензионные соглашения, особенно в отношении новых видов химикатов. И. И. Львовская. Картели по цветным металлам. Наиболее известны алюминиевые и медные. До нач. 1-й мировой войны на рынке алюминия функционировали 2 междунар. картеля (1901-08 и 1913-14). После войны между осн. алюминиевыми монополиями было заключено (1923) новое соглашение по ценам, а в 1926 создан 3-й междунар. картель, деятельность к-рого была нарушена мировым экономия. кризисом 1929-33. 4-й, самый мощный Междунар. алюминиевый картель был образован в 1931 в виде акц. об-ва под назв. " Альянс алюминьом компани" со сроком действия 99 лет. Картель был создан наиболее крупными алюминиевыми компаниями Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии. Акции картеля распределялись между участниками пропорционально их производств, мощи. Акция давала право на выпуск определённого количества алюминия. Начало 2-й мировой войны нарушило его деятельность, но формально он был распущен после 2-й мировой войны. К нач. 60-х гг. на мировом капиталистич. рынке алюминия создалась реальная угроза длит, превышения предложения над спросом. В этих условиях алюминиевые монополии вновь вернулись к идее согласованного воздействия на рынок, о чём, в частности, свидетельствует их единая политика цен. Междунар. картель по меди " Коппер экспортере инкорпорейтед" (1926) контролировал 86% произ-ва меди в капиталистич. странах и фактически подчинил своему влиянию Лондонскую биржу металлов. В состав картеля входили ведущие амер. и западноевроп. медные монополии, в т. ч. " Американ метал клай-макс инкорпорейтед" (American Metal Climax Inc.), " Американ смелтинг энд рифайнинг компани" (American Smelting and Refining Company) и др. Распался в период экономич. кризиса 1929-33. В 1935 был образован новый медный картель сроком на 3 года, контролировавший ок. 75% произ-ва этого металла в капиталистич. странах. В состав картеля вошли крупнейшие медные компании, находившиеся под контролем амер., англ, и белы, капитала. После 2-й мировой войны кризис 1957-58 и связанное с ним сокращение потребления меди в условиях резко возросшего к тому времени произ-ва привели к образованию значительного излишка этого металла и к падению цен. В связи с этим ведущие компании сговорились об одноврем. и одинаковом по размерам сокращении произ-ва меди. В дальнейшем (1962-63) был достигнут ещё более полный контроль над ценами на медь, чем во времена картеля в 1926. Рост спроса на медь привёл в 1966 к распаду этого сговора. В. Г. Елизаров. Картели по чёрным металлам. Перед 2-й мировой войной действовал Междунар. стальной картель (MCK), созданный в 1937 на базе соглашения о разделе рынков сбыта от 1933 между Германией, Францией, Саарской обл., Бельгией и Люксембургом. В 1934 к соглашению присоединились Чехословакия, Австрия, в 1935 - Венгрия и Польша, а также Британская стальная федерация и в 1937 - стальные монополии США. MCK подчинил своему контролю почти весь капиталистич. рынок стали. В 1938 на страны, фирмы к-рых входили в MCK, приходилось ок. 85% выплавки стали в капиталистич. мире. С MCK были тесно связаны картели по изделиям из чёрных металлов, существовавшие независимо от него. После 2-й мировой войны были предприняты попытки восстановить MCK. В 1953 металлургич. монополии Франции, Бельгии и Люксембурга подписали соглашение об организации Стального картеля, получившего назв. " Брюссельская конвенция". В том же году к нему присоединились фирмы ФРГ и Нидерландов, а затем Италии и Австрии.
|