Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация картографических проекций по характеру искажений. 14 страница






Учитывая рост освободит, демократич. движения, правящая верхушка К. начала осуществлять нек-рые реформы (создание систем здравоохранения, образования и др.). К. стал выступать за араб, солидарность, осудил израильскую агрессию 1967 против араб, стран, выделил средства в фонд помощи палестинским арабам.

В 1968 К. вместе с Бахрейном и княжествами Договорного Омана предприняли попытку создания Федерации араб, княжеств Персидского зал. 2 апр. 1970 принята врем, конституция К. 29 мая 1970 было сформировано первое пр-во К. (из 10 министров 7 - из семьи Тани). 1 сент. 1971 К. провозглашён независимым гос-вом. Тогда же был заключён новый договор с Великобританией о дружбе, предусматривающий сохранение " традиционные связей" К. с Великобританией. В сент. 1971 К. принят в ООН и Лигу араб, гос-в. Большинство стран признало К. (СССР- 8 сент. 1971).

Л. H. Котлов.

Печать, радиовещание, телевидение. В 1972 в К. (в Дохе) издавались: " Галф ньюс" (" Gulf News"), еженедельник на англ, яз., с 1970; " Аль-Уруба", еженедельник на араб, яз., с 1970. Радиовещание и телевидение находятся в ведении пр-ва. Радиовещательная служба осн. в 1968 (передачи на араб, и англ. яз.). Телевизионные передачи ведутся с 1970; телестанция в Дохе.

Экономика. К. - экономически слаборазвитая страна. Традиц. занятие населения-с. X-BO, в к-ром феодальные отношения переплетаются с родовыми пережитками. В 1950-60-х гг. гл. отраслью экономики становится нефтедобывающая пром-сть, контролируемая иностр. капиталом. Разведку и разработку нефт. богатств ведут компании англо-франко-амер.-голландская " Катар петролеум" (на суше), а также англо-голландская " Шелл оф Катар" (на шельфе) и японская " Катар ойл" (с 1971); в апр. 1972 образована гос.нефтяная компания. Добыча нефти в 1971 достигла 20, 5 млн.т. Отчисления от нефт. монополий- осн. часть нац. дохода и поступлений в бюджет. В 1971 доходы от нефти составили ок. 70 млн. ф. ст. Сырая нефть вывозится за границу через порт Умм-Саид, куда поставляется по нефтепроводу (из Духана); часть нефти перерабатывается для внутр. потребления на з-де в Умм-Саи-де. В небольших количествах добывается природный газ, используемый как топливо на местных электростанциях (мощность их 75 тыс. кет, 1971), опреснительных установках, цем. заводе и др. Строится (1973) з-д сжиженного газа (мощность 750 тыс. т газа в год), мукомольный з-д. Обрабат. пром-сть незначительна, предметы широкого потребления вырабатываются кустарными предприятиями. В 1969 построен цем. з-д (100 тыс. т цемента в год, до 200 тыс. т после расширения) близ Дохи, в кон. 1971 - з-д искусств, удобрений. Строится (1973) му-ком. з-д. С. X-BO развито слабо; в оазисах- разведение финиковой пальмы, посевы проса, кукурузы и особенно овощей. В пустыне гл. обр. верблюдоводство. На побережье - рыболовство и жемчужный промысел. Улов креветок в 1970/71 составил св. 500 т, улов рыбы - 0, 1 тыс. т. Жел. дорог нет. Протяжённость автодорог с твёрдым покрытием св. 1 тыс. км (1971); автопарке 1970 насчитывал 11 тыс. машин. Осн. порты - Доха и Умм-Саид. Порт местного значения (без причалов) - Зикрит; в Дохе - аэродром междунар. значения. Из К. экспортируется (иностр. компаниями) в основном сырая нефть (гл. обр. в Зап. Европу), в небольших количествах - цемент, жемчуг, сушёная рыба и креветки; финики. Импортируются продовольствие (преим. рис), ткани, оборудование и машины, гл. обр. из Великобритании, Японии, США, ФРГ. Д е н. единица - риал Катара-Дибай. 11, 43 риала = 1 ф. ст. Л. H. Котлов.

Здравоохранение. Демографич. учёта в К. нет. Преобладают инфекционные и паразитарные болезни. Население пользуется бесплатной мед. помощью, В 1970 было 5 больничных учреждений на 600 коек (4, 6 койки на 1000 жит.). Внебольнич-ную помощь в сел. местности оказывали 4 диспансера, в городах- частнопрактикующие врачи. Работали 54 врача (1 врач на 2, 4 тыс. жит.) и 190 лиц среднего мед. персонала. Подготовка врачей ведётся за границей, среднего мед. персонала - на курсах Всемирной организации здравоохранения при гос. больницах. Расходы на здравоохранение (1970) составили всего ок. 5% гос. бюджета.

Просвещение. До 1952 гос. общеобразо-ват. школ не было. Дети обучались элементарным навыкам счёта, письма и чтения при мечетях. Подавляющее большинство населения неграмотно. Обучение в школах раздельное, с 1956 бесплатное, ведётся по англ, программам и учебникам. Система нар. образования включает 6-летнюю начальную школу, 3-летнюю промежуточную школу и 3-летнюю среднюю школу, имеющую общеобразоват. и проф. отделения, существуют средние религ. школы. Проф.-технич. подготовка ведётся в 3-летних технических и торговых школах. В 1969/70 уч. г. в 78 нач. школах обучалось 13, 7 тыс. уч-ся, в 3 промежуточных школах - 2, 2 тыс. уч-ся, в средних общеобразоват. и проф.-тех-нич. уч. заведениях- 1, 4 тыс. уч-ся. Более 400 студентов из К. в 1970 обучалось в вузах в араб, странах, Великобритании и США. А. А. Ершов. Лит.: Страны Аравии, M., 1964; Новейшая история арабских стран, M., 1968; Б о-дянский В., Герасимов О., Медведко Л., Княжества Персидского залива, M., 1970; Ад-Даббаг M. M., Катар-мадиха ва хадируха (Катар - его прошлое и настоящее), Бейрут, 1961; Qatar progress, [s. 1.], 1962; Qatar, [s. 1.], 1968.

КАТАР (греч. katarrhoos, от katarrheo - протекаю, стекаю), катаральное воспаление, воспаление слизистых оболочек, сопровождающееся их покраснением, набуханием, отёком, а также образованием и выделением жидкости (т. н. экссудата). Экссудат может быть прозрачным (серозный К.), с примесью слизи (слизистый К.) и гноя (гнойный К.). Причина К.- бактериальная или вирусная инфекция (напр, К. верхних дыхат. путей - бронхит, ларингит, насморк), патогенные грибы (напр., колит). К. желудка (устар. название гастрита) развивается при неправильном питании, злоупотреблении алкоголем, курением. При острых формах К. выделение экссудата слизистыми оболочками постепенно уменьшается и наступает полное выздоровление. Несвоевременное лечение может привести к переходу острой формы в хро-нич. воспаление, в результате к-рого могут наступить тяжёлые необратимые изменения слизистой оболочки - её истон-чение (атрофия) или беспорядочное разрастание (гипертрофия) с ухудшением или полным выпадением функции поражённого органа. Профилактика хронич. К.- своевременное и полное лечение острых форм.

КАТАР ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, острые воспалительные заболевания, протекающие с поражением слизистых оболочек дыхательного тракта (ринит, фарингит, ларинготрахеит, бронхит и др.); может сочетаться с воспалением соединительной оболочки глаз (конъюнктивит) и воспалением лёгких. См. Респираторные острые заболевания.

КАТАР ЖЕЛУДКА, воспаление слизистой оболочки желудка, устар. название гастрита.

КАТАРАКТА (от греч. katarrhaktes - водопад), помутнение хрусталика глаза, препятствующее прохождению лучей света в глаз и приводящее к снижению остроты зрения. Термин " К." отражает неправильное представление древних греков, по к-рому причиной К. является излияние мутной жидкости между радужной оболочкой и хрусталиком. По месту расположения помутнений в хрусталике различают К.: сумочные (в капсуле, покрывающей хрусталик), корковые (в периферич. слоях хрусталика) и ядерные (в центр, его слоях). К. бывают врождённые и приобретённые. Врождённые К. развиваются во внутриутробном периоде, как правило помутнение хрусталика с возрастом не увеличивается и не изменяется, в глаз) почти всегда остаются прозрачные участ ки хрусталика - острота зрения пол костью не снижается. По месту располо жения помутнений К. могут быть перед ними или задними полярными (ограни ченные помутнения капсулы хрусталика), слоистыми и др.

Осн. группу приобретённых К., для к-рых характерно прогрессирова-ние помутнений хрусталика, составляют старческие К. При старческой К. помутнения появляются сначала на периферии хрусталика (начальная старческая К.), зрение при этом не снижается; затем количество помутнений увеличивается и они сливаются между собой - происходит выраженное снижение остроты зрения (незрелая К.). При дальнейшем развитии мутнеют все слои хрусталика, цвет его становится серовато-белым, перламутровым; острота зрения снижается до светоощущения, т. е. глаз становится практически слепым (зрелая старческая К.). К приобретённым относятся также осложнённые К., возникающие при нек-рых общих заболеваниях (диабет, холера, расстройства питания и др.) и вследствие заболеваний самого глаза (воспаление сосудистого тракта, прогрессирующая близорукость и др.). Значит, группу приобретённых К. составляют К., возникающие при травме глаза, воздействии излучений и т. п.

Схематическое изображение различных форм катаракты; (- передняя и задняя капсулярные катаракты; 2 - околоядерная слоистая катаракта; 3 - ядерная катаракта; 4 - корковая катаракта; 5 - полная катаракта.

Лечение в основном хирургическое, включающее в отдельных случаях пересадку искусственного хрусталика.

Лит.: Дымшиц Л. А., Болезни хрусталика, в кн.; Многотомное руководство по глазным болезням, т. 2, кн. 2, M.. 1960.

Л. А. Кацнельсон.

КАТАРАЛЬНАЯ ЛИХОРАДКА ОВЕЦ, неконтагиозное вирусное трапсмиссивное заболевание овец, характеризующееся поражением слизистой оболочки ротовой полости, опуханием языка, лихорадкой. К. л. о. впервые обнаружена в Африке в 1876; встречается также в США, на Бл. Востоке н в странах Пиренейского п-ова. В СССР К. л. о. не регистрируется. Ввиду особой опасности К. л. о. отнесена к группе болезней, включённых в конвенцию для обязательного оповещения междунар. бюро эпизоотии. В естеств. условиях к болезни восприимчивы овцы, особенно ягнята, и в меньшей степени кр. рог. скот, козы, антилопы. Источник инфекции - больные и переболевшие овцы, в крови к-рых вирус может сохраняться до 4 мес. Переносчиками возбудителя К. л.о. являются кровососущие насекомые из рода Culicoides. B Африке, очевидно, природным резервуаром возбудителя К. л. о. являются дикие животные (антилопы). К. л. о.- сезонное заболевание, наблюдается преим. в низменных местностях в тёплое время года с обильными осадками. Специфич. лечение не разработано. Переболевшие животные приобретают стойкий иммунитет. Профилактика и меры борьбы - карантин, вакцинация овец в угрожаемой зоне.

Лит.: Малоизученные заболевания сельскохозяйственных животных, под ред. Я. P. Коваленко [и др.], M., 1967.

КАТАРОБИОНТЫ, катаробии (от греч. katharos - чистый и бионт), организмы, обитающие в незагрязнённых холодных водах с большим кол-вом растворённого кислорода (напр., форель). К. противопоставляют сапробионтам - организмам, обитающим в зягрязнённых водах.

КATAPОBKА, ежегодное удаление верхних корней виноградных растений для усиления нижних; обычно применяется на виноградниках с привитыми сортами или с гибридами - прямыми производителями.

КАТАPCИС (греч. katharsis - очищение), термин древнегреч. философии и эстетики для обозначения сущности эсте-тич. переживания. Восходит к древнему пифагорейству, к-рое рекомендовало музыку для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. Платон выдвинул учение о К. как об освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений. Аристотель отмечал воспитат. и очистит, значение музыки, благодаря к-рой люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом " безвредную радость". Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов (" Поэтика", гл. VI), ввиду полного отсутствия всяких его разъяснений, вызвало появление лит-ры о том, как следует понимать здесь катарсис. Г. Э. Лес-синг истолковывал его этически, нем. учёные 19 в.Я.Бернайс-по образцу мед.очищения (т. е. облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически и т. д. Для окончательного решения вопроса о сущности аристотелевского К. в науке нет ещё твёрдых данных, т. к. неясно, понимается ли он как просто устранение к.-л. аффектов или же как их гармонизация. В учении австр. врача и психолога 3. Фрейда термин " К." употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии.

Лит.: Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, M-, 1930, с. 728 - 34 (имеется библ.); А х м а нов А- С., Петровский Ф. А., [Вступ. ст.], в кн.: Аристотель, Об искусстве поэзии, M., 1957; В о е k е 1 С. W. van. Katharsis, Utrecht, 1957 (библ.). А. Ф. Лосев.

КАТАРЫ (от греч. katharos - чистый), приверженцы ереси 11-13 вв., получившей распространение в Зап. Европе (гл. обр. в Италии, Фландрии, Юж. Франции) и являвшейся выражением протеста широких слоев горожан (преим. ремесленников) и части крестьян против феод, гнёта. Догматика К., в значит, мере заимствованная у богомилов (см. Богомильство), дуалистична; для неё характерно противопоставление двух начал: " доброго" (созданный богом невидимый, духовный и единственно истинный мир) " злому" (земной, материальный мир, созданный сатаной). Осуждение всего земного, плотского вело' к крайнему аскетизму: К. отвергали брак, запрещали употребление животной пищи, допускали самоубийство. К, не признавали церк. таинств, поклонения святым, индульгенций. К. изобличали пороки католич. духовенства (рим. папу считали наместником сатаны). Требовали ликвидации церк. землевладения, отказывались от уплаты церк. десятины. Создали свою религ. орг-цию, во главе к-рой стояли наставники - " совершенные" (perfecti), обязанные вести аскетич. образ жизни. Против К. церковь при поддержке светской власти повела ожесточённую борьбу. Учение К, легло в основу еретич. движения альбигойцев. В результате беспощадных преследований к кон. 13- 1-й пол. 14 вв. ересь К. почти полностью была искоренена.

Лит.: Вo st A., Die Katharer, Stuttg., 1953. С. M. Стам.

КАТАСТРОФ ТЕОРИЯ, катастрофизм, учение 1-й пол. 19 в., рассматривавшее геол. историю Земли как чередование длительных эпох относительного покоя и сравнительно коротких катастро-фич. событий, резко преображавших лик планеты. Идея о катастрофах, зародившаяся в глубокой древности, в 17-18 вв. стала использоваться для истолкования геол. истории. Но т. к. длительность существования Земли до начала 19 в. оценивалась не более чем в 100 тыс. лет, было трудно объяснить действием обычных причин зафиксированные в толщах пород огромные изменения, претерпевавшиеся Землёй и её органич. миром в прошлом. Стремясь найти выход из этого затруднения, франц. естествоиспытатель Ж. Кювье в 1812 выдвинул гипотезу о катастрофах (переворотах), во время к-рых на большей части планеты якобы погибало всё живое, а затем опустошённые места заселялись другими видами организмов, пережившими катастрофу в отдалённых районах. Это была попытка не только объяснить грандиозность прошлых преобразований Земли, но и преодолеть противоречие между господствовавшими убеждениями в неизменности видов и уже тогда прочно установленным фактом многократной смены в геол. разрезе отличных друг от друга ископаемых флор и фаун. Идеи Кювье развивали франц. палеонтолог А. д'Орбиньи, швейц. геолог Л. Агас-сис, англ, геолог А. Седжвик и др., насчитывавшие в геол. истории Земли 27 катастроф, во время к-рых якобы погибал весь органич. мир. После каждой катастрофы, по представлениям этих учёных, в результате очередного божественного " акта творения" создавались совершенно новые растения и животные, не связанные с ранее существовавшими; каждый раз они были более сложно и совершенно организованы, чем предшествующие. В периоды между катастрофами никакого развития и изменений вновь созданные живые существа якобы не претерпевали. Концепция катастрофизма и неоднократных творческих актов согласовывалась с библейской версией творения мира. Принимая эту концепцию, можно было объяснить совр. состояние поверхности Земли как результат последнего во времени творческого акта.

Teм не менее катастрофизм первой половины 19 в. сыграл положительную роль в развитии биостратиграфии, поскольку учением о резких границах между различными по возрасту толщами и качественным своеобразием органич. мира каждого периода (эпохи, века) он способствовал укреплению понятия о руководящих окаменелостях. Положительным было и то, что благодаря К. т. широко распространились идеи о прогрессе в органич. мире и об эпизодич. событиях, нарушающих однообразие в истории Земли. Это способствовало формированию в дальнейшем представлений о сочетании эволюционного и скачкообразного развития. В сер. 19 в. К. т. стала утрачивать своё значение в геологии благодаря победе представлений о том, что ныне действующих геол. факторов достаточно для осуществления за длительный срок всех перемен, зафиксированных в разрезе (Ч. Лайель). Позднее катастрофизм был побеждён и в биологии в результате развития эволюционных представлений (Ч. Дарвином и др.). Однако отказ от идей катастрофизма не был окончательным: в 1-й пол. 20 в. они частично возродились в форме т. н. неокатастро-физма - представления об одновременных на всей планете фазах складчатости и горообразования, прерывающих длительные эпохи относительного покоя и медленной эволюции коры (нем. геолог X. Штилле и его последователи); высказываются мысли о катастрофич. событиях во Вселенной, вызывающих усиленную радиацию, обусловливающую гибель одних групп организмов и быстрые мутационные изменения других, приводящие к возникновению новых видов и родов живых организмов (нем. палеонтолог О. Шиндевольф). Убедительная критика идей неокатастрофизма в тектонике дана H. С. Шатским, а в палеонтологии - Л. Ш. Давиташвили. В. В. Тихомиров.

KATАТОНИЯ (от греч. katatonos - натянутый, напряжённый, угнетённый), к а -татонический синдром, состояние психич. расстройства с преобладанием нарушений двигательной деятельности. К.- синдром шизофрении и психозов, возникающих в результате интоксикации, инфекций или органич. поражений головного мозга. Различают две взаимно сменяющиеся формы К.- обез-движенность (ступор) и возбуждение. При ступоре тонус скелетной мускулатуры повышается до такой степени, что больной застывает в приданной ему, даже неудобной, позе (.каталепсия); обездвиженность может достигать рез-чайшего мышечного напряжения (оцепенение с поджатыми к животу конечностями и согнутой головой - т. н. внутриутробная поза). Мимика застывшая, больные хранят полное молчание. Внешние раздражители (напр., болевые) и даже чрезвычайные обстоятельства (пожар, землетрясение) не побуждают больных к самозащите. При глубокой обездвиженности любая попытка изменить позу больного вызывает у него мышечное противодействие. Возбуждение при К. может быть экзальтированным, патетичным (больные дурашливы, кривляются, поют, принимают манерные позы) или импульсивным, неистовым, агрессивным. Сознание при К. остаётся ясным или наступает его помрачение. Устранение К.- лечение осн. заболевания.

КАТАФИЛАКСИЯ (от греч. kata - приставка, обозначающая движение вниз, понижение, и phyiaxis - охрана, самозащита), пониженная устойчивость повреждённых тканей животных н человека к действию болезнетворных микробов, вследствие чего проникшие в организм или циркулирующие в крови микроорганизмы легче оседают и размножаются в тканях. Термин " К." введён в 1919 англ., учёными У. Буллоком и У. Крамером. Пониженная сопротивляемость тканей после механич., термич. или биологии, их повреждения не зависит от отсутствия в месте повреждения фагоцитов или от снижения фагоцитарной активности лейкоцитов (см. Фагоцитоз). К.- результат нарушения нормальных физиол. и биохим. свойств тканей под влиянием повреждений.

КАТАФОРЕЗ (от греч. kataphoreo - уношу вниз), устаревшее название электрофореза - направленного передвижения коллоидных частиц или макромолекул, имеющих электрич. заряд, под действием внеш. электрич. поля.

КАТАХРЕЗА (от греч. katachresis - злоупотребление), в стилистике сочетание слов с несовместимыми лексич. значениями, образующее, однако, своеобразное смысловое целое (ср. Оксимо-рон - сочетание слов с контраст-н ы м и, полярными значениями: " живой труп"). Следует различать К. двух видов: 1) возникающие " стихийно", в результате развития номинативных средств языка; вначале они могут восприниматься как факты " неправильного" словоупотребления (" красные чернила", " стрелять из ружья"); 2) создаваемые преднамеренно, в расчёте на экспрессивный эффект (фразеологизмы " самоварное золото", " когда рак свистнет"). К. может быть как речевым ляпсусом (" пусть акулы империализма не протягивают к нам свои лапы" - механич. объединение тропов), так и проявлением высокого мастерства:

В бездействии ночном жиней горят но мне Змеи сердечной угрызенья...

А. С. Пушкин.

КАТАЕМА Сэн (3.12.1859, дер. Хадеги, пров. Мимасака, ныне часть посёлка Юге уезда Кумитё, префектуры Окаяма, - 5.11.1933, Москва), деятель японского и междунар. рабочего движения. Род. в крест, семье. С 1881 работал в Токио наборщиком. В 1884 уехал в США, где работал и одновременно учился. После окончания Йельского ун-та (1895) в 1896 возвратился в Японию и стал принимать активное участие в организации социали-стич. и рабочего движения. Был одним из создателей Об-ва содействия организации профсоюзов и Союза металлистов - первого япон. профсоюза (1897), Об-ва по изучению социализма (1898). В 1901 был одним из основателей япон. социал-демократия, партии, к-рая сразу же была распущена пр-вом; в 1903-04 активно сотрудничал в газете " Хэймин симбун". В 1900 заочно избран чл. бюро Исполкома 2-го Интернационала. В 1904 на Амстердамском конгрессе 2-го Интернационала решительно выступил против начавшейся рус.-япон. войны. За организацию стачки токийских трамвайщиков в 1911 К. был заключён в тюрьму, в к-рой пробыл 9 мес. В 1914 из-за полицейских репрессий уехал в США, где примкнул к амер. социалистич. движению, создал первые коммунистич. группы из япон. рабочих в США (1918). В 1920 перевёл на япон. яз. книгу В. И. Ленина " Государство и революция". Скрываясь от полицейских преследований, К. в 1921 переехал в Мексику, а оттуда в Сов. Россию. В 1922 был избран членом Исполкома Коминтерна (ИККИ), а затем членом Президиума ИККИ. К.- один из инициаторов создания компартии Японии (КПЯ) (1922). Последовательно боролся против уклонов в КПЯ, за её идейное и организац. укрепление и расширение связей с трудящимися. Принимал участие в антиимпериалнстич. конгрессах в Брюсселе (1927) и во Франк-фурте-на-Майне (1929), а также в ан-тивоен. конгрессе в Амстердаме (1932). Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. Соч.: Статьи п мемуары (К столетию со дня рождения), M., 1959; Воспоминания, пер. с япон., M., 1964. A. H. Романов.

C. Катаяма.

КАТЕБ (Kateb) Ясин (р. 6.8.1929, Константина), алжирский писатель. Сын адвоката. Одним из первых стремился обратить франц. яз. в средство для создания алж. нац. лит-ры (лирич. цикл " Разговор с самим собой", 1946; поэма " Недж-ма", 1948). К. использует магич. символику и родовые мифы в драме (" Труп в кольце", 1954-55), романе (" Неджма", 1956) и лирике (" Танец при свете костра", 1961, рус. пер. 1962). В фольклорно-реалистич. плане высмеяны феодализм (комедия " Порошок разума", 1959) и колониализм (комедия " Лютня и чемодан", 1963). Воплощению осн. тем - пробуждение личности и революц. действие народа и родины, слитых в символич. образе Неджмы (трагедия " Дикарка", 1962), подчас препятствует приверженность К. поэтике сюрреализма (роман " Звёздный полигон", 1966). Пр. Амруша (1963).

Соч.: L'homme aux sandales de caoutchouc, P., 1970.

Лит.: Dejeux J., Bibliographic de Ia litterature algerienne d'expression fran-caise, 1962 - 1967, " Cahiers algeriens de Ht-terature comparee", 1967, j\b 2.

В.П. Балашов.

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание, обвинение; признак) в ф и-лософии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения историч. развития познания и обществ, практики.

В ранних формах филос. мышления К. выступали в виде исходных принципов, " первоначал" мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т. п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, К. приобрели логич. вид. Платон, напр., признавал уже пять осн. категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат " Категории", в к-ром К. трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако Аристотель не раскрыл диалек-тич. взаимосвязи К. Система К., созданная Аристотелем, была господствующей в течение неск. веков.

В новое время мыслители выдвигали различные системы К., трактуя их или материалистически, или идеалистически. Так, И. Кант рассматривал К. как априорные формы рассудка. Они - только формы, в к-рые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, К. являются определениями не предметов самих по себе (" вещей в себе"), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории: качество (реальность, от рицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и деиствие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные К. человеч. мышления и во многом сохраняет свое значение до наст, времени.

Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у к-рого философия есть не что иное, как диалектич. система К.- в мышлении, природе, духе, истории. Чисто логич. К. таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель показал диалектику К., их взаимосвязь и взаимопереходы. Однако Гегель трактовал категории как порождение мыслящего мирового духа.

Нек-рые совр. бурж. философы рассматривают К. как особый, автономный мир идей, оторванный и от материального, объективного мира, и от субъективного мира человека. Субъективные идеалисты утверждают, что К. не имеют объективного содержания. Так, напр., представители экзистенциализма исходят из того, что любая категория, к-рой пользуется человек в своём мышлении, носит его своеобразную п глубоко личностную окраску. Для экзистенциализма крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы её выражения в понятиях, символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося " очеловечить" понятия К., лишить их объективного содержания, придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается свести К. философии к терминам формальной логики и понятиям спец. областей научного знания. Представители неотомизма вкладывают религиозный смысл в К., утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме как прообразы реальных вещей, свойств и отношений.

Используя достижения мировой филос. мысли, марксизм разработал К. на диа-лектико-материалистич. основе. К. мате-риалистич. диалектики являются обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества. Они включают в себя единичное, особенное, общее, часть, целое, форму, содержание, сущность, явление, закон, необходимость, случайность, возможность, действительность, качество, количество, меру и др. К., отражают весь мир (в той мере, в какой он познан), но не всё в мире. Они отражают его лишь в плоскости всеобщих свойств, отношений и закономерностей развития. К. являются основным интеллектуальным средством филос. познания как бытия, так и результатов конкретно-науч. и художеств, его отражения. Понятия спец. областей знания вырастают на почве исследования, обобщения какой-то отд. сферы бытия. Однако никакая система аналитич. понятий не исчерпывает всего богатства интеллектуального опыта человечества, воплощённого в глобальных филос. К.

К. являются узловыми пунктами познания, " ступеньками", моментами проникновения мышления в сущность вещей.

Характеризуя познават. значение К., В. И. Ленин писал: " Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 85), Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления сравнительно устойчива. Вместе с тем она изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание К. В ходе истории изменялись роль и место отд. К. Материалистич. диалектика обогащается новыми К. (напр., структура, система и др.). Вместе с тем происходит углубление и обогащение уже имеющихся К.

К. являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. К. диалектики, в отличие от общих понятий конкретных областей знания, к-рые играют методологич. роль лишь в определ. сфере мышления, пронизывают собой всю ткань науч. мышления. Отражая действительность, К. являются вместе с тем необходимым интеллектуальным средством её преобразования. Теоретич. воспроизведение действительности и её мысленное творческое преобразование возможно лишь в системе категорий. К. выступают в роли " мерки" умопостигаемого объекта, логич. средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эталоны, с помощью к-рых осмысливается всё богатство чувств, непосредственности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал